ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПАЛОМНИКА
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПАЛОМНИКА

 

Обряды

Места для облачения в ихрам

 Порядок совершения хаджа и малого палом­ничества ('умры)

 День ат-тарвия

 День стояния на Арафате

 Муздалифа

 День заклания

 Дни ат-ташрик

 Вопросы, касающиеся женщин Важные фетвы

Правила посещения мечети пророка

 Слова мольбы

 

Предисловие Его превосходительства министра по делам ислама, вакуфов, пропаганды и наставления Салиха ибн Абдульазиза ибн Мухаммада Аль аш-Шейха

 

"Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить в эти месяцы хадж, тот не должен иметь супружеской близости, совер­шать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припа­сом является богобоязненность. Бойтесь же меня, о обладающие разумом! На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Запо­ведном месте. Поминайте Его, поскольку Он на­ставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших. Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются остальные люди, и молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. Когда вы за­вершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете вы своих отцов, и даже больше. Среди людей есть такие, которые говорят: "Гос­подь наш! Даруй нам в этом мире!" Но нет им уде­ла в Вечной жизни. Но среди людей есть такие, которые говорят: "Господь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада". Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете" (Сура "Коро­ва", 2:197-202).

 

Введение

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, который велел совершать па­ломничество к Его Заповедному дому тем своим рабам, которые имеют такую возможность, и сде­лал хадж, исполненный благочестиво, искуплени­ем всех их грехов и прегрешений! Да благословит и да приветствует Аллах своего избранного про­рока, лучшего из тех, кто когда-либо обходил вок­руг Ка'бы и проходил между холмами Сафа и Марва, благороднейшего из тех, кто когда-либо про­износил слова тальбиййи и мольбы, а также чле­нов его семьи, его сподвижников и тех, кто после­довал за ними с чистыми сердцами!

Я приветствую тебя, мой брат-паломник, на этой благословенной земле и прошу Аллаха, что­бы Он помог тебе совершить все обряды хаджа и малого паломничества ('умры) так, как это угодно Ему, чтобы твои намерения были искренними -только ради Его благородного лика, чтобы твои деяния были правильными и соответствовали Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и чтобы Аллах принял от тебя твой хадж и отнес его к числу твоих благодеяний!

Брат-паломник, направляющийся к Дому Ал­лаха! Ни один караван не обходится без руково­дителя и без проводника. Руководителем же ка­равана паломников является Мухаммад, да бла­гословит его Аллах и приветствует, а проводни­ком - его Сунна и его пример. Он сказал:  ?????? ?????? ????????????

- Учитесь обрядам у меня

Поэтому каждый, кто отправляется к Дому Аллаха, чтобы совершить хадж или малое палом­ничество ('умру), прежде должен узнать, как это делал пророк, да благословит его Аллах и при­ветствует, прочитать книги, в которых описыва­ются обряды хаджа, и спросить у знающих лю­дей, если что-то не понятно.

 

 

Дорогой паломник! Перед тобой ясно изложен­ная и по-новому оформленная книга, которая дос­тупным языком расскажет тебе о правилах совершения хаджа и малого паломничества ('умры). Я надеюсь, что эта книга станет твоим путеводителем во время хад­жа и малого паломничества ('умры).

Если у тебя возникнут какие-то вопросы, то министерство по делам ислама в Королевстве Саудовской Аравии с радостью на них ответит, ибо при министерстве работают специальные центры и пункты, в которых ты всегда сможешь найти знающего человека и задать ему свои воп­росы, выполнив тем самым наказ Всевышнего Аллаха:

"Спросите же обладателей Знания ,если не знаете".

В заключение, я хочу выразить глубокую признательность и благодарность шейху Талялю ибн Ахмаду аль-'Акылю, подготовившему этот путе­водитель, и прошу Аллаха отнести эту книгу и вложенный в нее труд к числу его благодеяний и щедро воздать ему и его коллегам, работающим в комитете по распространению религиозной ли­тературы среди паломников в Джидде, за их бла­гословенный труд!

Если бы меня попросили дать тебе совет, то я посоветовал бы тебе, впрочем, как и себе, использовать эти драгоценные дни для совершения та­ких деяний, которые помогут снискать довольство Аллаха, гостем которого ты стал и в Заповедном доме которого ты остановился, а также для отка­за от всего, что вызывает Его гнев и недоволь­ство. Всеславный Аллах сказал:

"Тем, кто пожелает уклониться в ней [от исти­ны] по несправедливости(т.е. вознамерится согрешить в Запретной мечети (масд-жид аль-харам).— Прим. пер), Мы дадим вкусить му­чительное наказание".

Я молю Аллаха, чтобы Он принял твой хадж, вознаградил твое усердие и простил твои грехи! Аллах лучше знает! Да благословит Аллах и да приветствует своего раба и посланника, нашего имама, пример для подражания, нашего любимо­го Мухаммада, членов его семьи, сподвижников и тех, кто последовал за ними! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Его превосходительство министр по делам ислама,вакуфов, пропаганды и наставления

 Салих ибн Абдульазиз ибн Мухаммад Аль аш-Шейх.

 

Древний дом (аль-бейт аль-'атик)

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благосло­вит и да приветствует Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Священная Ка'ба - это древний Дом Аллаха (бейту-Ллахи-ль-'атик)...

место, куда устремляются сердца мусульман, в какой бы части земного шара они ни находи­лись...

в его сторону направляются лица и сердца мусульман, испытывающих трепет и благоговение перед Одним Единственным Аллахом, пять раз в день и по ночам...

мусульмане из самых отдаленных мест при­бывают к древнему Дому Аллаха (бейту-Ллахи-ль-'атик), чтобы совершить свои обряды и обой­ти вокруг священной Ка'бы, с тех самых пор, как ее построил любимец Аллаха - Ибрахим, да пре­будет над ним мир. Ка'ба - это первый дом, кото­рый воздвигнут для людей для того, чтобы они поклонялись в нем Аллаху, следуя прямым пу­тем и исповедуя чистую веру, свободную от лож­ных убеждений и ошибочных представлений...

Всевышний Аллах сказал: "Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Беке (Мекке), - как благословение и руководство для миров. Там ясные знамения - место Ибрахима, и кто войдет в него, будет в безопасности. Совер­шить хадж к этому Дому - обязанность для тех, кто в состоянии проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается ни в ком из обитателей миров".

 

Столпы ислама

 

Дорогой мусульманин!

В "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" при­водится хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Ислам зиждется на пяти столпах:

Свидетельстве о том, что нет бога, кроме Алла­ха, и что Мухаммад - посланник Аллаха

Совершении намаза

Выплате закята

Соблюдении поста в месяц рамадан

Совершении хаджа к Запретному дому Аллаха

Отсюда видно, что хадж - это один из столпов ислама.

Исповедание ислама человеком, который в состоянии проделать путь к Дому Аллаха, не бу­дет по-настоящему полным до тех пор, пока он не совершит хадж.

Однако милость Аллаха заключается в том, что человек обязан совершить хадж только один раз в жизни. После того, как Аллах вменил в обя­занность мусульман хадж, один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Каждый год, о посланник Аллаха?" На это пророк, да благословит его Аллах и при­ветствует, ответил: - Хадж совершается один раз, а кто совершит больше одного раза, то это - его добрая воля (дос­товерный хадис).

Хадж должен совершаться с искренним наме­рением только ради Аллаха, а не на показ или ради славы, ибо Всевышний Аллах в хадисе кудси ска­зал: - Мне нет нужды иметь соучастников, и если кто совершит деяние ради кого-то еще помимо Меня, то Я отвергну его и его деяние.

Кроме того, хадж следует совершать так, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Поэтому мы советуем нашим братьям, жела­ющим совершить хадж, не отправляться в путь до тех пор, пока они не уяснят, как совершал хадж пророк, да благословит его Аллах и приветству­ет. Тогда они смогут последовать примеру проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, и исполнить его наказ: - Учитесь обрядам у меня.

 

Некоторые правила совершения этой поездки

 

1.   Паломник должен иметь искреннее наме­рение совершить хадж или малое паломничество

 ('умру) ради Всевышнего Аллаха, чтобы стать  ближе к Нему. Он не должен стремиться извлечь из этой поездки какие бы то ни было мирские бла­га, не должен иметь намерение похвалиться или заслужить звание хаджия, не должен совершать паломничество напоказ или ради славы.

2.    Отправляясь в путь, желательно составить завещание относительно своего имущества и дол­гов, вернуть вверенные на хранение вещи или попросить разрешения оставить их у себя, ведь жизнь и смерть - всё в руках Всевышнего Аллаха.

3.  Покаяние в грехах, раскаяние в том, что было, и намерение впредь не повторять былых

ошибок.

4.  Паломник должен вернуть людям то имуще­ство, которое он несправедливо присвоил, или попросить прощения, если обидел кого-то.            

5.  Паломник должен совершить хадж и малое паломничество ('умру) на средства, полученные дозволенным путем, потому что Аллах благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.

6.  Паломнику следует отстраняться от любых грехов, он не должен причинять людям неприят­ности своими словами или делами, теснить дру­гих паломников, создавая им неудобства, распро­странять клевету и сплетни, спорить со своими товарищами и другими людьми, кроме как по-доб­рому, не должен лгать и говорить об Аллахе то, чего он не знает.

7.    Паломник должен уяснить все правила со­вершения хаджа и малого паломничества ('умры).

8.  Паломник должен соблюдать все религиоз­ные обязанности, самой главной из которых яв­ляется общий намаз в установленное время. Ему также следует чаще читать Коран, взывать к Ал­лаху, произносить слова поминания Аллаха (зикр), делать людям добро, помогать нуждающимся, проявлять благосклонность к мусульманам, раз­давать милостыню беднякам, побуждать людей к добру и удерживать их от зла.

9.  Отправляясь в путь, желательно выбрать себе праведного и благочестивого спутника.

10.  В пути паломник должен проявлять благо­нравие, которое подразумевает терпение, снисхо­дительность, доброту, мягкость, кротость, отсут­ствие спешки при принятии решения, скромность, щедрость, благородство, справедливость, мило­сердие, верность, богобоязненность, терпимость, благонадежность, стыдливость, правдивость и благодетельность.

11.  Паломнику следует наказать своей семье проявлять богобоязненность, ибо это - наказ Все­вышнего Аллаха прежним и будущим поколени­ям людей.

12.  В пути желательно чаще повторять слова мольбы (ду'а) и поминания Аллаха (зикр), кото­рые произносил пророк, да благословит его Ал­лах и приветствует, например, слова мольбы, про­износимые при отправлении в путь, и слова мольбы, произносимые при посадке на транспорт.

 

Ихрам

 

Ихрам - это первое, что необходимо сделать во время хаджа или малого паломничества ('умры).

Ихрам - это намерение приступить к обрядам хаджа. Входить в состояние ихрама с намерени­ем совершить малое паломничество ('умру) мож­но в любое время в течение года, а с намерением совершить хадж- в определенные для хаджа ме­сяцы:

Шавваль, Зу-ль-ка'да и первые десять дней месяца Зу-ль-хиджжа.

Хадж и малое паломничество ('умра) начина­ются с вхождения в состояние ихрам в специаль­но определенном для этого месте - микате.

Когда паломник прибывает в микат по суше (на автомобиле и т.п.), первым делом он должен совершить полное омовение (гусль) и умастить­ся благовониями, если есть такая возможность. Если же такой возможности нет, то полное омове­ние (гусль) можно не совершать. Затем паломник надевает специальную одежду ихрам, которая со­стоит из двух кусков белой чистой ткани, исполь­зуемых в качестве набедренной повязки и накид­ки. Специальной женской одежды ихрам нет, по­этому женщина может одевать любую не облега­ющую ее тело одежду красного, зеленого, синего или любого другого цвета, но без украшений.

Затем паломник делает намерение войти в состояние ихрам, чтобы выполнить обряды малого паломничества ('умры) или хаджа, произнося сле­дующие слова:

Совершающий малое паломничество ('умру):

"Ляббайка 'умратан "

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру).

Совершающий хадж таматту':

 

"Ляббайка 'умратан мутаматти'ан биха иля-ль-хаджжи".

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру, дабы затем выполнить обряды хаджа).

Совершающий хадж кыран:

"Ляббайка 'умратан ва хаджжан".

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру и хадж).

Совершающий хадж ифрад:

"Ляббайка хаджжан".

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить хадж).

Эти слова тальбиййи фактически являются заявлением паломника о том, что он приступил к совершению малого паломничества ('умры) или хаджа.

Когда паломники прибывают по морю или по воздуху, капитан обычно объявляет пассажирам о том, что скоро они будут проплывать или про­летать мимо миката. Когда корабль или самолет достигает этого места, паломники приступают к совершению обрядов 'умры или хаджа и начина­ют повторять слова тальбиййи.

В этом случае не возбраняется, если палом­ник наденет ихрам еще дома, а уже на корабле или в самолете, проплывая или пролетая мимо миката, просто начнет повторять слова таль­биййи, что и будет для него началом малого па­ломничества ('умры) или хаджа.

Мужчины произносят слова тальбиййи вслух, а женщины - про себя.

До облачения в одежду ихрам

Тебе следует сделать следующее:

1.  Подстричь ногти и усы, сбрить волосы под­мышками и в области паха.

2.  Полностью помыться, если есть такая воз­можность. Если же такой возможности нет, то пол­ное омовение (гусль) можно не совершать.

Это является сунной для мужчин и для жен­щин, даже если у женщины в это время начались месячные или послеродовое кровотечение.

3.    Мужчине следует снять с себя всю шитую одежду и облачиться в ихрам.

4.    Женщине следует снять чадру и перчатки и накрыть голову и лицо покрывалом, чтобы убе­речь себя от взора посторонних мужчин; и ничего страшного, если покрывало будет касаться ее лица.

5.  После омовения мужчине следует умастить свое тело благовониями, но так, чтобы эти благо­вония не попали на одежду ихрам.

Женщине следует душиться так, чтобы от нее не сильно пахло духами

6.  Выполнив все вышеперечисленное, палом­ник делает намерение совершить малое палом­ничество ('умру) или хадж. После такого намере­ния паломник считается вошедшим в состояние ихрам, даже если он ничего не произнесет вслух. Если войти в состояние ихрам он вознамерится после совершения обязательного намаза, то это хорошо, но если это будет другое время и он вы­полнит намаз в два рака'та в виде сунны после омовения, то тоже не беда. Если он совершает хадж или малое паломничество ('умру) от имени другого человека, то он соответственно делает намерение совершить хадж от его имени и гово­рит:

"Ляббайка-Ллахумма 'ан фулян...".

 (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить... от имени такого-то).

Специального намаза для вхождения в состо­яние ихрам нет.

Слова тальбиййи:

"Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни'мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарии­ка ляк(а)!"

(Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотова­рища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!)

Время произнесения слов тальбиййи: При совершении малого паломничества ('ум-ры) - с момента вхождения в состояние ихрам и до начала обхода Ка'бы {таваф).

При совершении хаджа - с момента вхожде­ния в состояние ихрам и до начала бросания ка­мешков утром в день праздника.

 

Места для облачения в ихрам (микаты)

 

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, определил пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам толь­ко в них.

Эти микаты следующие:

Зу-ль-Хулейфа - микат для жителей Меди­ны и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Его современное название - Абъяр Али.

450 км до Священной Мекки.

Аль-Джухфа - микат для жителей Сирии, Ма­рокко, Египта, и тех паломников, которые прибы­вают с этой стороны. Он располагается вблизи города Рабех, поэтому современные паломники надевают ихрам в самом Рабехе.

183 км до Священной Мекки.

Карн аль-Маназиль - микат для жителей Неджда и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Его современное название - ас-Сайль аль-Кабир.

75 км до Священной Мекки.

Ялямлям - микат для жителей Йемена и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Сейчас паломники надевают ихрам в ас-Садиййи.

92 км до Священной Мекки.

Зат Ирк - микат для жителей Ирака и тех па­ломников, которые прибывают с этой стороны.

94 км до Священной Мекки.

 

Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Если он минует его и намеренно не войдет в состояние ихрам, то ему надлежит вернуться и сделать это.

В противном случае, он должен принести в жертву барана на территории Мекки и раздать мясо жертвенного животного беднякам.

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сказал:

- [Это микаты предназначены] для жителей этих мест, а также для других людей, которые про­езжают через них с намерением совершить хадж или малое паломничество ('умру) (аль-Бухари и Муслим).

Жители Мекки и те, кто в ней временно прожи­вает, входят в состояние ихрам с намерением со­вершить хадж в самой Мекке, а с намерением со­вершить малое паломничество ('умру) - за ее пре­делами, например, в ат-Тан'име.

Что касается тех людей, которые проживают вблизи миката, то они облачаются в ихрам в сво­их домах или там, где у них возникнет намерение совершить хадж.

 

Запреты, обусловленные состоянием ихрам

 

Вошедшему в состояние ихрам запрещается:

-Стричь или удалять волосы, под­стригать ногти. Если же паломник, на­ходясь в состоянии ихрама, сделает это по забывчивости или по незнанию или случайно сломается ноготь, то нет в том греха.

-Паломнику в состоянии ихрама зап­рещается применять все виды парфю­мерии для тела или одежды. Нет ни­чего страшного в остатках тех благо­воний на теле паломника, которые он использовал до облачения в ихрам, но если благовония попали на одежу, то их необходимо смыть.

-Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, мужчина это или женщина - никому не разреша­ется охотиться или оказывать какую-либо помощь в охоте на территории Харама (Мекки).

-Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, не разре­шается вырубать дикорастущие дере­вья или рвать зелень на территории Харама (Мекки), если они специально не посажены человеком.

-Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, разрешает­ся поднимать найденные на территории Харама (Мекки) деньги, золото, сереб­ро и т.п. только для того, чтобы уведо­мить людей о своей находке и найти вла­дельца.

-Паломнику в состоянии ихрама запрещается свататься, жениться, сватать или женить кого-то дру­гого, а также иметь супружескую близость. Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

- Человеку в состоянии ихрама запрещается жениться, женить кого-то другого и свататься. (Муслим)

-Женщине в состоянии ихрама зап­рещается надевать перчатки и закры­вать лицо. Но если рядом с ней при­сутствуют посторонние мужчины, то она закрывает свое лицо так же, как в обычные дни.

-Мужчине в состоянии ихрама запре­щается прикрывать голову одеждой ихрам или надевать головной убор. Если он сделает это по забывчивости или по незнанию, то ему следует снять с голо­вы, как только он вспомнит или узнает о запрете, и на нем не будет греха.

-Мужчине в состоянии ихрама запре­щается надевать шитую одежду (рубаш­ку, брюки и т.п.) и закрытую, имеющую задник обувь. Тому, кто не сможет най­ти набедренную повязку (изар) или от­крытые сандалии, разрешается оде­вать брюки и закрытую обувь.

 

 

Паломнику в состоянии ихрама разрешается

-  Надевать часы.

- Надевать наушники.

- Надевать перстень. Надевать открытые сан­далии.

- Надевать очки. Надевать ремень или по­вязывать пояс.

- Пользоваться солнеч­ным зонтом.

- Прятаться от солнца в автомобиле. Носить на голове вещи. Носить на голове цинов­ку.

Кроме того, разрешается:

-Перебинтовывать раны,менять и стирать одеждуихрам.

-Мыть голову и тело.Если при этом выпадет волос, то не будет в том греха.

Если паломник в состоянии ихрама по забыв­чивости или по незнанию покроет чем-либо свою голову, то он должен снять с головы, как только вспомнит или узнает о запрете, и на нем не будет греха.

 

Виды хаджа

 

Существует три вида хаджа. Каждый паломник должен выбрать для себя один из трех видов хаджа

1. Таматту'

малое паломничество ('умра)                  

хадж

Обязанность принести в жертву животное.

Паломник входит в состояние ихрам с наме­рением совершить малое паломничество ('умру) в месяц шавваль, зу-ль-ка'да или в первые де­сять дней месяца зу-ль-хиджа. Надев ихрам, он говорит:

"Ляббайка 'умратан мутаматти'ан биха иля-льхаджжи"

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением со­вершить 'умру, дабы затем выполнить обряды

хаджа)

Затем он совершает обход Ка'бы (таваф), са'и между холмами Сафа и Марва, подстригает во­лосы и завершает, таким образом, малое палом­ничество ('умру), выходя из состояния ихрам. Все запреты с него снимаются. Восьмого зу-льхиджы он снова входит в состояние ихрам в том мес­те, где он находится, с намерением совершить хадж и выполняет все его обряды от начала и до конца. На него возлагается обязанность принес­ти в жертву одного барана или участвовать в жер­твоприношении верблюда или коровы, оплатив одну седьмую часть стоимости животного. Если же он не найдет жертвенное животное, то ему над­лежит поститься три дня во время хаджа и семь - по возвращении домой.

2. Кыран

малое паломничество ('умра)

хадж

Обязанность принести в жертву животное.

Паломник входит в состояние ихрам с наме­рением сразу совершить и малое паломничество {'умру), и хадж. Надев ихрам, он говорит:

"Ляббайка 'умратан ва хаджжан"

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением со­вершить 'умру и хадж)

По прибытии в Мекку он совершает привет­ственный обход Ка'бы (таваф аль-кудум), затем семь раз проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) одновременно для 'умры и хаджа, и продол­жает оставаться в состоянии ихрама. Восьмого зу-ль-хиджы он начинает совершать хадж и выпол­няет все оставшиеся обряды 'умры и хаджа одно­временно, кроме ходьбы между холмами Сафа и Марва (са'и), потому что он уже сделал это после обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум). На него возлагается обязанность при­нести в жертву одного барана или участвовать в жертвоприношении верблюда или коровы, опла­тив одну седьмую часть стоимости животного. Если же он не найдет жертвенное животное, то ему надлежит поститься три дня во время хаджа и семь - по возвращении домой.

3. Ифрад

Только хадж.

Нет обязанности приносить в жертву животное.

Паломник входит в состояние ихрам с наме­рением совершить только хадж. В микате он го­ворит:

"Ляббайка хаджжан"

(О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением со­вершить хадж)

По прибытии в Мекку он совершает привет­ственный обход Ка'бы (таваф аль-кудум), прохо­дит между холмами Сафа и Марва (са'и) для хад­жа и продолжает оставаться в состоянии ихрама, пока не закончит все обряды. Принесение в жерт­ву животного для него не является обязанностью, потому что он совершает только хадж без 'умры.

Лучшим видом хаджа для того, кто не гонит с собой жертвенное животное, является таматту', потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам совер­шать именно его.

Обобщение

Совершающий хадж ифрад

Совершающий хадж кыран

Совершающий хадж таматту'

Все входят в состояние ихрам в микате

1. Совершает об­ход Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум)

Совершает обход Ка'бы в честь при­бытия в Мекку (та­ваф аль-кудум)

Совершает обход Ка'бы (таваф) для 'умры

2. Проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) для хаджа

Проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) для хаджа и'умры

Проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) для 'умры

 

 

Подстригает или сбривает волосы на голове

 

Продолжает оста­ваться в состоянии ихрама до дня зак­лания жертвы и со­блюдает запреты, обусловленные ихрамом

 

Продолжает оста­ваться в состоянии ихрама до дня зак­лания жертвы и со­блюдает запреты, обусловленные ихрамом

 

Выходит из состо­яния ихрама и ему разрешается всё, даже супружеская близость. Снова входит в со­стояние ихрама в день тарвия

 

1. Обход Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум) для паломника, совершающего хадж ифрад или кы­ран является сунной, и если он не совершит его, то на нем не будет греха.           

2. Если паломник после обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум) сразу же отправится в долину Мина, то после обхода Ка'бы в день заклания жертвы (та­ваф аль-ифада) ему надлежит совершить са'и между хол-мами Сафа и Марва для хаджа.

 

Намерение войти в состояние ихрам вместо малолетнего неразумного мальчика делает его опекун, который снимает с него шитую одежду и произносит за него слова тальбиййи. Так, малолетний мальчик входит в состояние ихрам и со­блюдает те же запреты, что и взрослый мужчина. Намере­ние войти в состояние ихрам вместо малолетней неразум­ной девочки также делает ее опекун, который произносит за нее слова тальбиййи, и она входит в состояние ихрам и соблюдает те же запреты, что и взрослая женщина. Важно, чтобы во время обхода Ка'бы (таваф) тело и одежда ре­бенка были чистыми, потому что обход Ка'бы (таваф) по­добен намазу, а чистота является одним из условий его дей­ствительности. Ребенок более старшего возраста с разре­шения опекуна сам входит в состояние ихрам и выполняет все обряды наравне со взрослыми.

 

 

 

 

Порядок совершения малого паломничества ('умры)

 

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сказал:

- Каждая последующая 'умра служит искупле­нием грехов, совершенных после предыдущей. Что же касается благочестивого хаджа, то един­ственным воздаянием за него будет рай! (аль-Бу-хари и Муслим).

 

Обход Ка'бы(таваф) во время малого палом­ничества ('умры)

 

Хорошо, если паломник по прибытии в Мекку сразу же совершит полное омовение (гусль), а потом отправится в Заповедную мечеть аль-Ха­рам, в которой находится древний Дом Аллаха, чтобы выполнить обряды малого паломничества ('умры). Если же он сразу отправится в Заповед­ную мечеть аль-Харам и не совершит перед этим полное омовение (гусль), то не будет в этом ни­чего плохого.

В Заповедную мечеть аль-Харам следует за­ходить с правой ноги со словами:

А'узу би-Лляхи-ль-'Азыми, ва ваджхихи-ль-карими, ва сультанихи-ль-кадими мина-ш-шай-тани-р-раджими. Аллахумма-фтах ли абваба рахматика!

"Я прибегаю к Аллаху Великому, к Его благо­родному лику и Его предвечной власти от прокля­того шайтана. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!"

Эти же слова следует произносить при входе в любую другую мечеть.

Затем паломник направляется к Высоко­чтимой Ка'бе, чтобы приступить к ее обходу. При этом сунной для мужчин является открытое пра­вое плечо, но только, если совершается малое па­ломничество ('умра) или обход Ка'бы в честь при­бытия в Мекку (таваф аль-кудум). Для этого не­обходимо оголить правое плечо, зажав один край накидки (рида) под правой подмышкой и забросив другой ее край на левое плечо.

Затем паломник семь раз обходит Ка'бу, на­чиная обход (таваф) у Черного Камня. Если есть возможность добраться до Черного Камня, то ему следует его поцеловать, но при этом нельзя оби­жать других людей - толкаться, ругаться или драться с ними. Это - ошибка, потому что из-за этого страдают мусульмане. Достаточно просто издалека показать на Черный Камень рукой и ска­зать: "Аллаху Акбар!" (Аллах Превелик!), - и даже не останавливаться, минуя его.

Паломнику запрещается толкаться и причи­нять страдания другим!

Далее паломник продолжает семикратный обход Ка'бы (таваф) старается при этом не оби­жать других - не толкается, не повышает голоса и т.д.

Достигнув Йеменского угла, паломник дотра­гивается до него рукой, если есть такая возмож­ность, но не целует его и не обтирает свое тело руками после прикосновения к нему, как это де­лают некоторые, кто нарушает сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если нет возможности подойти к Йеменскому углу и дотро­нуться до него, то паломнику следует просто про­должить обход Ка'бы (таваф), при этом показы­вать на него рукой и произносить слова такбира (Аллаху Акбар) не надо. В соответствии с сунной,находясь между Йеменским углом и Черным Кам­нем, следует говорить:

"Раббана! Атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кына 'азабан-нар" (Гос­подь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада) (Сура "Корова").

Так, паломник семь раз обходит Ка'бу, начи­ная и заканчивая каждый кругу Черного Камня. В соответствии с сунной первые три круга следует совершать маленькими быстрыми шажками, но только во время обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум).

 

Чего следует остерегаться во время обхода Ка'бы

 

Некоторые паломники во время обхода Ка'бы проходят внутри Хиджра (полукруглой стены с противоположной Черному Камню стороны), пола­гая, что делают правильно. На самом деле, Хиджр является частью Ка'бы, а обход необходимо со­вершать вне ее пределов.

Обход Ка'бы (таваф) начинается и заканчивается у Черного Камня

Некоторые паломники дотрагиваются до всех углов Ка'бы, а иногда даже до ее стен, обтирают

свое тело руками, которыми они касались покры­вала и дверей Ка'бы, а также Макам Ибрахима... Подобное недопустимо, потому что это является нововведением (бид'ат) и абсолютно ни на чем не основано. Сам пророк, да благословит его Ал­лах и приветствует, этого не делал.

Некоторые женщины во время обхода Ка'бы вытесняют мужчин, особенно у Черного Камня и Макама Ибрахима. Этого следует избегать.

После завершения обхода Ка'бы паломнику следует сделать следующее:

1.  Прикрыть правое плечо.

2.  Совершить намаз в два рак'ата позади Ма­кама Ибрахима, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то пусть совершит этот намаз в любом другом месте Заповедной мечети аль-Харам, ибо это - сунна муаккада. В первом рак'ате после суры "Фатиха" (Открываю­щая Книгу) следует прочитать суру "аль-Кафирун" (Неверующие), а во втором - "аль-Ихлас" (Очи­щение веры).

Вместо них можно прочитать любые другие суры.

Ходьба между холмами Сафа и Марва (са'и) во время малого паломничества ('умры)

Завершив обход Ка'бы, паломник направля­ется к холму Сафа, чтобы совершить семь циклов са'и. Подойдя к Сафе, он начинает ритуал са'и со слов Великого и Могущего Аллаха:

"Инна-с-сафа ва-ль-марвата мин ша'аири-Лля-хи" (Поистине, Сафа и Марва - обрядовые знаме­ния Аллаха).

Затем он поднимается на вершину Сафы, по­ворачивается в сторону Ка'бы, трижды восхваля­ет и возвеличивает Всевышнего Аллаха, обраща­ется к Нему с мольбами и с поднятыми руками говорит:

"Ля иляха илля Ллаху, вахдаху, ля шариика ляху! ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду, ва Хува 'аля кулли шай'ин кадир!

Ля иляха илля-Ллаху, вахдаху! анджаза ва'даху, ва насара 'абдаху, ва хазама-ль-ахзаба вахдаху!"

(Нет бога, кроме Аллаха, одного лишь Алла­ха, нет у Него сотоварища! Ему принадлежит власть, хвала Ему, нет ничего, что было бы Ему не по силам! Нет бога, кроме Аллаха, одного лишь Аллаха! Он исполнил свое обещание, даровал Своему рабу победу и один разбил племена!)

Эти слова повторяются трижды.

Между ними он просит у Аллаха, что пожелает, хотя может ограничиться и меньшим. Руки необходи­мо поднимать только во время обращения к Ал­лаху с мольбами, и не следует делать ими осо­бых знаков, произнося слова такбира (Аллаху Акбар).

Особые знаки руками - это наиболее распро­страненная ошибка, допускаемая многими палом­никами.

Затем он спускается с вершины Сафы и ша­гом направляется к Марве, обращаясь в это вре­мя к Аллаху с мольбами за себя, свою семью и всех мусульман. Дойдя до зеленого столба, он ускоряет шаг и начинает бежать (это касается только мужчин, но не женщин), пока не достигнет второго зеленого столба, где он замедляет темп и уже обычным шагом доходит до Марвы.

 

Марва

 

Дойдя до Марвы, паломник поворачивается в сторону Ка'бы и произносит все то же самое, что он говорил на вершине Сафы, кроме аята из Ко­рана. Потом он просит у Аллаха, что пожелает, затем спускается, идет к Сафе, пробегает отре­зок пути, обозначенный двумя зелеными столба­ми, и уже обычным шагом доходит до вершины Сафы. Так он проделывает семь циклов, где путь от Сафы к Марве - один цикл, возвращение от к Сафе - второй цикл и т.д.

Если паломник, который страдает какой-нибудь болезнью, начнет са'и пешком, но потом почувствует непреодолимую усталость или боль, то ему разре­шается продолжить ритуал са'и на коляске.

Женщине, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, разрешается совер­шать са'и между Сафой и Марвой (но не обход Ка'-бы), потому что этот путь между холмами (мас'а) не является частью Заповедной мечети аль-Харам.

Распространенной ошибкой является то, что во время са'и некоторые женщины ускоряют шаг на отрезке пути, обозначенном двумя зелеными столбами.

Закончив са'и, паломник пострига­ет или сбривает волосы на голове. Во­лосы лучше сбривать, а в случае стрижки их следует укорачивать оди­наково по всей голове.

Женщина подстригает свои волосы на длину фаланги пальца.

На этом обряды малого паломничества (умры) завершаются.

Теперь паломнику разрешается то, что было запрещено ему в состоянии ихрама.

 

Са'и начинается у вершины Сафы и заканчи­вается у вершины Марвы

ускорение шага на отрезке пути, обо­значенном двумя зелеными столбами окончание са'и

450 м

 

 

Порядок совершения хаджа

 

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сказал:

- Тот, кто совершит хадж, не приблизится [за это время] к своей жене и не совершит ничего гре­ховного и недостойного, вернется[домой очистив­шимся] от грехов [и станет таким же,] каким он был в тот день, когда его родила его мать (Достовер­ный хадис).

Восьмой день месяца зу-ль-хиджа

Обряды хаджа начинаются в восьмой день месяца зу-ль-хиджа, который называется днем тарвия.

В этот день после восхода солнца паломник, совершающий хадж таматту', надевает одежду ихрам с намерением выполнить обряды хаджа и делает то же, что он делал, когда надевал ихрам перед малым паломничеством ('умрой): полное омовение (гусль), благовония, намаз. Потом он входит в состояние ихрам в том месте, где он остановился для проживания.

Что касается паломников, совершающих хадж кыран или ифрад, то они продолжают оставаться в состоянии ихрам.

Паломники, совершающие хадж таматту', кыран или ифрад, - все отправляются в Мину до полудня и своевременно совершают там полуден­ный, дневной, вечерний и ночной намазы, не объе­диняя их, но сокращая четырехкратные намазы (полуденный, дневной и ночной) до двух рак'атов. Ночь на девятое зу-ль-хиджа они ночуют в Мине и совершают в ней утренний намаз. Тому, кто при­будет в Мину до дня тарвия, следует войти в со­стояние ихрам уже в Мине в день тарвия после восхода солнца.

В соответствии с сунной в день тарвия палом­ник ночует в Мине, а утром девятого зу-ль-хиджа совершает утренний намаз, дожидается восхода солнца и спокойно не спеша направляется к Ара­фату, произнося слова тальбиййи, читая Коран,возвеличивая и восхваляя Всевышнего Аллаха и выражая Ему, Господу миров, свою благодар­ность.

 

Девятый день месяца зу-ль-хиджа День стояния на Арафате

Стояние на Арафате является одним из стол­пов хаджа, без которого последний считается не­действительным. Пророк, да благословит его Ал­лах и приветствует, сказал:

"Хадж - это стояние на Арафате" (Абу Дауд и Тирмизи).

День стояния на Арафате - это лучший из тех дней, когда над землей встает солнце. В этот день все паломники направляются к Арафа­ту. В этот великий день от восхода до заката мусульмане стоят на Арафате, и Аллах хвалится ими перед ангелами. В "Сахих Муслим" приводится хадис Айши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сказал:

- Никогда Аллах так не избавляет Своих ра­бов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, затем хвалится ими перед ангела­ми, говоря: "Что они хотят?!"

Попросим же у Аллаха Его милости и благо­склонности!

В соответствии с сунной перед полуденным намазом паломнику следует остановиться у ме­чети Намира, если есть такая возможность.

С наступлением времени полуденного намаза имам читает проповедь, наставляя и увещевая людей, затем проводит с паломниками полуден­ный и дневной намазы, совершая их последова­тельно один за другим по два рак'ата каждый, воз­гласив один общий азан и два икамата - по одно­му перед каждым намазом, - как это делал по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и при­ветствует. Никакие другие намазы ни до полуден­ного и дневного намазов, ни между ними, ни после них не совершаются.

После намаза паломник должен удостоверить­ся в том, что он расположился внутри границ Ара­фата.

В этот благословенный день паломники долж­ны избегать ошибок, всего греховного и недостойного, чтобы не лишать себя награды, которую Аллах дарует в этот великий день.

 

Наиболее распространенные ошибки

 

В день стояния на Арафате многие паломники совершают ошибки, от которых необходимо пре­достеречь.

Некоторые паломники останавливаются вне границ Арафата и не покидают своих мест до пол­ного захода солнца, отправляясь к Муздалифу уже затемно. Такой хадж считается недействи­тельным.

 

Некоторые паломники покидают Арафат до начала захода солнца. Этого делать нельзя, по­тому что это не соответствует тому, что делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Некоторые паломники теснят друг друга и тол­каются, поднимаясь на гору Арафат, добираются до самой вершины, обтирают свое тело руками,которыми они трогали гору, и совершают там на­маз. Все это нововведение (бид'ат) и абсолютно ни на чем не основано. Кроме того, такие действия паломников становятся причиной серьезных травм и повреждения здоровья.

Другой распространенной ошибкой является то, что паломники поворачиваются в сторону горы Арафат, когда обращаются к Аллаху с мольбами.

В соответствии с сунной при обращении к Ал­лаху с мольбами следует поворачиваться в сто­рону Киблы.

 

Муздалифа

 

С началом захода солнца в девятый день месяца зу-ль-хиджа паломники с благословения Аллаха, повторяя слова тальбиййи, поминая Ал­лаха и благодаря Его за оказанную милость и пре­доставленную возможность постоять на Арафа­те, направляются к заповедному месту -Муздалифе. Сразу же по прибытии туда они со­вершают вечерний и ночной намазы последова­тельно один за другим, сокращая ночной намаз до двух рак'атов, возглашая один общий азан и два икамата - по одному перед каждым намазом, что­бы затем провести ночь в этом благословенном месте.

Прибыв в долину Муздалифа, некоторые па­ломники начинают совершать ошибки, от которых необходимо предостеречь.

Некоторые паломники уходят собирать ка­мешки, не совершив вечерний и ночной намазы.

Некоторые паломники считают, что камешки можно собирать только в Муздалифе.

Некоторые паломники моют собранные камеш­ки, но никаких сведений о том, пророк, да благо­словит его Аллах и приветствует, делал это, у нас нет.

В соответствии с сунной паломники проводят эту ночь в Муздалифе и там же совершают ут­ренний намаз. Однако женщинам, слабым стари­кам, детям и тем, кто их сопровождает, разреша­ется покинуть Муздалифу и отправиться в Мину уже после полуночи.

Желательно, чтобы паломник после утренне­го намаза некоторое время постоял на Заповед­ном месте рядом с горой (где в настоящее время располагается Муздалифская мечеть) или в лю­бом другом месте в Муздалифе, повернувшись в сторону Киблы, вознося хвалу Аллаху, произно­ся слова поминания Аллаха (зикр) и обращаясь к Нему с мольбами, а незадолго до восхода солн­ца направился в Мину.

По пути в Мину паломнику следует собрать семь небольших камешков размером чуть боль­ше гороха, чтобы потом бросить их в Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). Остальные ка­мешки следует собирать уже в Мине.

Так, паломник с благословения Аллаха про­должает свой путь в Мине, повторяя слова тальбиййи и часто поминая Аллаха:

"Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни'мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарии­ка ляк(а)!"

(Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед То­бой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сото­варища!)

 

Когда паломник прибывает в Мину

 

Когда паломник прибывает в Мину, он сразу же идет к Большому джамрату (Джамрат аль-ака­ба), который находится рядом с Меккой.

Дойдя до Большого джамрата, паломник пере­стает повторять слова тальбиййи и делает сле­дующее:

1.  Последовательно, один за другим, бросает в Большой джам­рат семь камешков, каждый раз про­износя: "Аллаху Акбар!"

2.  Приносит в жертву животное, если он должен это сделать, ест мясо жертвенного животного сам и раздает его бедным.

3. Сбривает или подстригает во­лосы на голове. Сбривание волос для мужчины предпочтительнее. Женщина же подстригает свои во­лосы на длину фаланги пальца.

Это наиболее предпочтительная последовательность действий в этот день.

Но если паломник изменит эту последовательность, то не беда.

 

Десятый день месяца зу-ль-хиджа

 

В этот день мусульмане во всем мире встреча­ют благословенный праздник Курбан, радуясь той милости, которую им оказал Аллах, и принося в жертву животных, дабы стать ближе к Всевышне­му Аллаху. Бросив камешки в Большой джамрат, паломник начинает повторять праздничный такбир:

"Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!

Ля иляха илля-Ллах! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ва ли-Лляхи-ль-хамд!"

(Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Пре­велик! Нет бога, кроме Аллаха! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Хвала Алла­ху!)

Во время бросания камешков паломники до­пускают много ошибок.

Некоторые паломники считают, что они поби­вают шайтанов, поэтому, бросая камешки, гневно ругают их. Но обряд бросания камешков установ­лен только для того, чтобы помянуть имя Аллаха.

Некоторые паломники бросают большие кам­ни, обувь, деревяшки и т.п. Это - проявление чрез­мерности, от которой предостерегал нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Стремясь пройти к джамрату, паломники толка­ют друг друга и создают давку, в которой погибают люди. Это - серьезная ошибка, ибо паломник дол­жен обращаться со своими братьями по-доброму, а также стараться, чтобы камешек упал внутрь кольца, и неважно, попал он в столб или нет.

Некоторые паломники одним броском броса­ют все камешки сразу, но это засчитывается им только как один брошенный камешек. Камешки не­обходимо бросать последовательно, один за дру­гим, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!"

Бросив камешки в Большой джамрат и сбрив или укоротив волосы на голове, паломник частич­но выходит из состояния ихрам.

Теперь ему разрешается всё, кроме супру­жеской близости.

 

Бросание камешков в джамраты

 

1. Прибыв утром в день праздника в Мину, тебе следует сделать следующее:

Поспеши бросить семь камешков в Большой джамрат - и только в Большой! - каждый раз про­износя: "Аллаху Акбар!".

2. На протяжении трех дней Ташрика бросай камешки во все три столба: Малый джамрат (аль-Джамрат ас-сугра), Средний джамрат (аль-Джам-рат аль-вуста) и Большой джамрат (Джамрат аль-акаба).

В каждый джамрат следует бросать по семь камешков, каждый раз произнося: "Аллаху Ак­бар!"  

                                  

Обход Ка'быв в день заклания жертвы (таваф аль-ифада)

Обход Ка'бы в день заклания жертвы {таваф аль-ифада) - это один из столпов хаджа, без ко­торого последний считается недействительным.

Бросив камешки в Большой джамрат утром в день праздника, паломник направляется в Мекку, чтобы совершить обход Ка'бы (таваф аль-ифа­да) и са'и между Сафой и Марвой, если он совер­шает хадж таматту'. Кроме того, если паломник, совершающий хадж ифрад или кыран, не испол­нил обряд са'и после обхода Ка'бы в честь при­бытия в Мекку (таваф аль-кудум), то ему также необходимо сделать это после обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада). Об­ход Ка'бы (таваф аль-ифада) можно отложить и совершить его по приезду в Мекку после оконча­ния всех обрядов в Мине.

После завершения обхода Ка'бы в день зак­лания жертвы (таваф аль-ифада) паломнику раз­решается всё, даже супружеская близость.

 

Дни ташрика

 

Дни ташрика начинаются в ночь на одиннад­цатое месяца зу-ль-хиджа

Ночь на одиннадцатое

 Ночь на двенадцатое

 Ночь на тринадцатое

- После обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломник возвращается в Мину и проводит там три дня, которые называют­ся днями ташрика;

-  или два дня, если спешит уехать, ибо Все­вышний Аллах сказал:

"Поминайте Аллаха в указанные дни. Кто то­ропится [и завершает обряд] за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязнен­ных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (Сура "Корова").

Паломник должен:

-  бросать камешки во все три столба (джам-рата) после полудня каждый день, который он про­водит в Мине;

- при каждом броске произносить: "Аллаху Ак-бар!";

- как можно больше поминать Аллаха и обра­щаться к Нему с мольбами;

- соблюдать спокойствие и тишину;

- избегать давки, споров и ссор.

Бросание камешков

В соответствии с сунной паломник, бросив ка­мешки в Малый и Средний джамрат, встает ли­цом к Кибле, поднимает руки и просит у Аллаха, что пожелает.

Что касается Большого джамрата (Джамрат аль-акаба), то паломник не задерживается возле него и не обращается к Аллаху с мольбами, бро­сив в него камешки.

Тот, кто торопится и хочет завершить обряд за два дня, должен бросить камешки двенадца­того числа после полудня во все три джамрата и покинуть Мину до захода солнца. Если же он не успеет, то ему следует остаться на ночь в Мине и днем тринадцатого зу-ль-хиджа снова бросить камешки в джамраты.

Однако если закат солнца застигнет его на выходе из Мины, то ему следует продолжить свой путь и он не обязан возвращаться на ночлег в Мину.

 

Прощальный обход Ка'бы {таваф аль-вада)

 

Покинув долину Мина, паломники направляют­ся в Священную Мекку, чтобы обойти вокруг древ­него Дома Аллаха, ведь они уже выполнили все обряды хаджа, и этот прощальный обход - их пос­леднее свидание с Заповедным Домом Аллаха, ибо пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сказал:

- Пусть никто не покидает Мекку, пока не попрощается с Домом Аллаха (аль-Бухари и Мус­лим).

Прощальный обход Ка'бы (таваф аль-ва-да')-это последний обязательный ритуал хаджа, ко­торый паломник должен совершить перед самым отъездом домой.

От обязанности совершать прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада') освобождаются только женщины, у которых начались месячные или пос­леродовое кровотечение.

 

 

60

Столпы и обязательные обряды хаджа

 

Столпы хаджа - 4

Если паломник не вы­полнит один из стол­пов хаджа, то его хадж считается недействи­тельным

1

ихрам

 

 

2

Стояние на Арафате

 

 

3

Обход Ка'бы (таваф). Обход Ка'бы в день заклания (таваф аль-ифада)

 

 

4

Ходьба между Сафой и Марвой (са'и)

 

 

Обязательные обряды хад­жа- 7

Если паломник не вы­полнит один из обяза­тельных обрядов хад­жа, то в качестве ис­купления ему необхо­димо принести в жер­тву животное и раз­дать мясо беднякам, находясь в Мекке. Сам он это мясо есть не должен

1 2

Вхождение в состояние ихрам в микате

Стояние на Арафате до захо­да солнца

 

 

3

Ночевка в Муздалифе

 

 

4

Ночевка в Мине в дни ташрика

 

 

5

Бросание камешков

 

 

6

Сбривание или стрижка волос на голове

 

 

7

Прощальный обход Ка'бы (та­ваф аль-вада')

 

 

 

 

Вопросы, касающиеся женщин

 

Общие условия, при которых совершение хад­жа и малого паломничества ('умры) становится обязательным:

Исповедание ислама

Здравость рассудка

Зрелость.

Свобода.

Возможность совершить хадж.

Что касается женщин, то для них установлено еще одно условие - наличие близкого человека (махрама).

Махрам - это близкий человек в лице мужа или родственника, степень родства с которым не поз­воляет вступить с ним в брак (отец, сын, брат, молочный брат, отчим, пасынок ...).

Подтверждением тому служит хадис Ибн Аб-баса, да будет доволен им Аллах, который слы­шал, что пророк, да благословит его Аллах и при­ветствует, во время одной из своих проповедей сказал:

- Пусть мужчина никогда не остается наедине с женщиной, если рядом с ней не будет близкого человека (махрам), и пусть женщина не отправ­ляется в путь, если ее не сопровождает близкий человек (махрам).

После этих слов один человек встал и сказал:

- О посланник Аллаха! Моя жена отправляет­ся в хадж, а я должен участвовать в такой-то бит­ве.

В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

- Отправляйся в хадж вместе со своей женой.

Передают со слов Ибн Умара, да будет дово­лен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

- He разрешается женщине отправляться в путь больше, чем на три дня, если ее не сопро­вождает близкий человек (махрам).

Хадисов, запрещающих женщине отправлять­ся в хадж или куда-то еще без сопровождения близкого человека (махрама), много, потому что женщина слаба и в пути ее подстерегает множе­ство опасностей, защитить от которых ее может только мужчина. В пути женщина может оказать­ся жертвой нечестивцев, поэтому ее всегда дол­жен сопровождать близкий человек, который бу­дет оберегать и защищать ее.

 

Качества, которыми должен обладать махрам

Мужчина (махрам), сопровождающий жен­щину во время хаджа, должен обладать следую­щими качествами:

Исповедание ислама. Здравость рассудка. Зрелость.

Если у женщины нет близкого мужчины (махрама), то ей необходимо отправить в хадж друго­го человека вместо себя.

Во время хаджа женщина должна соблюдать следующие правила:

1. Если совершаемый женщиной хадж являет­ся дополнительным (сверх обязательного), то она должна спросить разрешения у мужа, потому что у нее есть определенные супружеские обязанно­сти, а муж вправе запретить ей совершать допол­нительный (сверх обязательного) хадж.

2.  По единодушному мнению всех мусульман­ских ученых женщина может совершать хадж или малое паломничество ('умру) вместо мужчины, а также вместо другой женщины, независимо от того, является она ее дочерью или нет.

3.  Если у женщины в дороге начнутся месяч­ные или послеродовое кровотечение, то ей сле­дует продолжить свой путь и совершить хадж, делая все то, что делает женщина в состоянии ритуальной чистоты, кроме обхода Ка'бы (таваф). Если это случится во время облачения в ихрам, то ей следует войти в состояние ихрам, ибо намерение войти в это состояние не обусловлено ритуальной чистотой.

4.  Входя в состояние ихрам, женщина делает то же, что и мужчина: совершает полное омове­ние, подстригает ногти, сбривает волосы там, где это необходимо. Ей также не возбраняется умас­тить свое тело благовониями без сильного запа­ха, ибо Айша, да будет доволен ею Аллах, в од­ном из хадисов сказала: "Однажды мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха, да благосло­вит его Аллах и приветствует, и, облачившись в ихрам, намазали свои лбы мускусом. Когда мы потели, мускус начинал течь по нашим лбам, и пророк, да благословит его Аллах и приветству­ет, видел это, но не стал ничего запрещать" (Абу Дауд).

 

Вопросы, касающиеся женщин

Чадра и перчатки.

Украшения и прозрачные платья.

Громкое произнесение тальбиййи.

5. Намереваясь войти в состояние ихрам, жен­щине следует снять с себя чадру, если она ее носит, а при виде посторонних мужчин она может прикрывать свое лицо одеждой. Пророк, да бла­гословит его Аллах и приветствует, сказал:

- Женщина в состоянии ихрам не должна на­девать чадру (аль-Бухари).

Также она не должна надевать перчатки, а что­бы не показывать кисти своих рук посторонним

мужчинам, она может накрывать их своей одеж­дой.

6. Женщина в состоянии ихрам может носить любую одежду, если она без украшений, не похо­жа на мужскую одежду, не облегает ее тело, не прозрачная и не короткая настолько, чтобы обна­жать ее руки или ноги. Ее одежда должна быть широкой, свободной и плотной.

Все знатоки ислама сходятся на том, что жен­щине в состоянии ихрам разрешается носить со­рочку, рубаху, шаровары, платок и закрытую обувь. Ей не обязательно носить одежду строго определенного цвета, например зеленого, наобо­рот, цвет одежды может быть любым - красным, зеленым, черным и т.д. Кроме того, ей также раз­решается переодеваться в другую одежду.

7.                   Войдя в состояние ихрам, женщина должна произносить слова тальбиййи тихим голосом так, чтобы едва слышать саму себя. При этом ей по­рицается повышать голос, дабы не искушать муж­чин. Именно по этой причине женщине не разре­шается возглашать азан и икамат, а во время на­маза, чтобы сообщить имаму о его ошибке, она только хлопает, а не говорит "Субхан-Аллах", как это делают мужчины.

 

Вопросы, касающиеся женщин

 

Теснить мужчин.

Ускорять шаг во время са'и и тавафа.

Открывать правое плечо во время тавафа.

8.    Женщина должна обходить Ка'бу полнос­тью прикрытой, не повышая голоса, притупив взор и не тесня мужчин, особенно у Черного камня и Йеменского угла. Она должна совершать обход как можно дальше от Ка'бы, потому что теснить мужчин - это страшный грех, а близость к Ка'бе и целование Черного камня - сунна, выполняемая по мере возможности, и женщине не следует со­вершать грех ради выполнения сунны. Также сун­ной для женщины является издалека показывать рукой в сторону Черного камня в тот момент, ког­да она проходит мимо него.

9. Женщина совершает обход Ка'бы (таваф) и са'и обычным шагом. Все знатоки ислама схо­дятся на том, что женщина не должна ускорять шаг ни во время обхода Ка'бы {таваф), ни во вре­мя са'и между холмами Сафа и Марва, и что она не должна открывать правое плечо, как это дела­ют мужчины.

10. Что касается женщины, у которой начались месячные, то она совершает все обряды хаджа: входит в состояние ихрам, стоит на Арафате, но­чует в Муздалифе и бросает камешки, - един­ственное, она не совершает обход Ка'бы (таваф), пока не очистится. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Айше, да будет доволен ею Аллах:

- Совершай все то, что совершает паломник,но только не обходи Ка'бу, пока не очистишься (аль-Бухари и Муслим).

Внимание!

Если у женщины сразу после обхода Ка'бы (таваф) начнутся месячные, то ей следует совер­шить са'и между холмами Сафа и Марва, потому что ритуальная чистота не является условием действительности са'и.

 

Вопросы, касающиеся женщин

Покидают долину Муздалифа заранее.

Подстригают волосы.

Женщина, у которой начались месячные, не должна совершать прощальный обход Ка'бы (та­ваф аль-вада).

11. Женщинам из-за их слабости разрешается покинуть долину Муздалифа после того, как скро­ется луна, и бросить камешки в Большой джам­рат (джамрат аль-'акаба) сразу по прибытии в Мину из опасения возможной давки.

12. Женщина во время хаджа и малого палом­ничества ('умры) подстригает волосы на длину фаланги пальца. Полностью сбривать волосы ей запрещено.

13.  Женщина, у которой начались месячные, освобождается от обязанности соблюдать запре­ты ихрама после того, как бросит камешки в Боль­шой джамрат (джамрат аль-'акаба) и подстрижет волосы на голове. Однако для мужа она станет доступной только после обхода Ка'бы в День зак­лания (таваф аль-ифада). Если же она позволит ему овладеть собой прежде этого, то в качестве искупления ей необходимо будет принести в жер­тву барана и раздать мясо животного беднякам в Мекке.

14. Если у женщины после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада) начнутся месячные, то после завершения обрядов хаджа ей разреша­ется уехать, потому что на нее в этом случае не возлагается обязанность совершить прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада) перед отъездом. В одном из хадисов Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: "У Сафии бинт Хуяй после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифа­да) начались месячные. Я сказала об этом послан­нику Аллаха, да благословит его Аллах и привет­ствует, и он спросил меня: "Она нас задержива­ет?" Я сказала: "О посланник Аллаха, она совер­шила обход Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада), а месячные начались у нее уже после обхода". И он сказал: "Тогда пусть уезжает [из Мекки]" (аль-Бухари и Муслим).

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рас­сказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям попрощаться с До­мом Аллаха прежде, чем они покинут Мекку, и освободил от этой обязанности женщин, у кото­рых начались месячные или послеродовое кро­вотечение.

 

Порядок посещения Мечети пророка

 

Медина - это город, в который переселился пророк, да благословит его Аллах и приветству­ет, и в котором он остался жить. В этом городе находится Мечеть пророка (аль-масджид ан-наба-ви) - одна из трех мечетей, ради совершения на­маза в которых следует отправляться в дальний путь, как сказал посланник Аллаха, да благосло­вит его Аллах и приветствует:

- Отправляться в дальний путь есть смысл только ради посещения трех мечетей:

Мечеть аль-Харам

Мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует Мечеть аль-Акса

Заметим, что посещение Мечети пророка не является условием действительности хаджа или каким-то обязательным обрядом. Более того, оно не имеет никакого отношения к хаджу, и для этого не нужно входить в состояние ихрам, а посещать Мечеть пророка можно в любое время. Если же Аллах предоставляет человеку возможность увидеть Заповедные земли, то ему непременно сле­дует побывать в Медине, чтобы совершить намаз в Мечети пророка и поприветствовать посланни­ка Аллаха, да благословит его Аллах и привет­ствует, ведь один намаз в Мечети пророка лучше тысячи намазов в любой другой мечети, за исклю­чением Мечети аль-Харам в Мекке.

Намаз в Мечети аль-Харам в Мекке приравни­вается к ста тысячам намазам в любой другой ме­чети.

Медина - город пророка

Прибыв в Мечеть пророка, следует сделать следующее:

- Войти в мечеть с правой ноги со словами:

Бисми-Лляхи, ва-с-саляту ва-с-саляму 'аля расули-Лляхи А'узу би-Лляхи-ль-'Азыми, ва ваджхихи-ль-карими, ва сультанихи-ль-кадими мина-шшайтани-р-раджими. Аллахумма-фтах ли аб-ваба рахматика!

"Именем Аллаха, и да будет благословение и приветствие посланнику Аллаху! Я прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. О Ал­лах, открой для меня врата милосердия Своего!"

- Эти же слова следует произносить при вхо­де в любую другую мечеть.

Войдя в Мечеть пророка, следует совершить приветственный намаз в два рак'ата, лучше все­го - в Рауда, но если такой возможности нет, то в любом другом месте внутри мечети. После этого необходимо подойти к могиле пророка, да благо­словит его Аллах и приветствует, встать к ней лицом и поприветствовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тихим го­лосом произнеся:

Ас-саляму 'аляйка, аййуха-н-набиййу ва рах-мату-Ллахи ва баракатуху! ва салли 'аляхи...

"Приветствую тебя, о пророк, милость тебе от Аллаха и Его нескончаемое благо! И да благосло­ви его...".

Также можно произнести следующие слова мольбы:

Аллахумма, атихи-ль-василята ва-ль-фады-лята, ва-б'асху-ль-макама-ль-махмуда-л-лязи

ва'адтаху

Аллахумма, аджизихи 'ан умматихи афдаля-ль-джаза

"О Аллах! Даруй ему аль-Василя и высочай­шее положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему!

О Аллах! Даруй ему за его народ лучшую на­граду!"

 

Порядок посещения Мечети пророка

               

Затем посетитель должен пройти немного впра­во, остановиться у могилы Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, поприветствовать его и попро­сить у Аллаха милости и прощения для него ...

Затем посетителю следует снова пройти не­много вправо, остановиться у могилы Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, попри­ветствовать его и попросить у Аллаха милости и прощения для него...

Внимание!

Некоторые посетители Мечети пророка совер­шают ошибки из разряда недопустимых ново­введений (бид'ат), которые не имеют под собой основы и о которых сподвижники, да будет дово­лен ими Аллах, не передавали нам никаких све­дений ...

Такими ошибками являются:

Обтирать свое тело руками после прикосно­вения к решеткам комнаты пророка, да благос­ловит его Аллах и приветствует, и к стенам самой мечети.

Поворачиваться лицом к могиле во время об­ращения к Аллаху с мольбами.

Правильно - поворачиваться во время обра­щения к Аллаху с мольбами в сторону Киблы.

Что является сунной для посетителя Мечети пророка

1.  Посещение кладбища аль-Баки', на котором покоятся многие сподвижники, в том числе и тре­тий халиф, Усман ибн Асрфан, да будет доволен им Аллах.

2. Посещение могил сподвижников, павших во время битвы при Ухуде, среди которых Хамза ибн Абдульмутталиб, да будет доволен ими Аллах. Придя на могилы следует поприветствовать по­койников и помолиться за них, как учил своих спод­вижников пророк, да благословит его Аллах и при­ветствует:

Ас-саляму 'аляйкум, ахля-дияри миналь-му'минина ва-ль-муслимин(а)! Ва инна инша Аллаху бикум ляхикун(а). Ас'алю-Ллаха ляна ва лякумуль-'афия!

"Мир вам, о покоящиеся здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Алла­ху, мы присоединимся к вам. И я прошу Аллаха о нашем и вашем избавлении!" (Муслим).

Также сунной является:

3. Посещение мечети Куба - первой мечети в исламе - и совершение в ней намаза, как это де­лал пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует. Передают со слов Сахля ибн Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

- Кто очистится в своем доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней намаз, будет воз­награжден так же, как если бы он совершил ма­лое паломничество ('умру).

В "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, приводится хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходил в мечеть Куба пешком или верхом и совершал в ней намаз в два рак'ата.

4. Больше в Медине нет никаких мечетей и ни­каких мест, которые следовало бы посетить. По­этому нет необходимости утруждать себя лиш­ними визитами и посещениями, за которые чело­век не получит от Аллаха никакого вознагражде­ния.

 

 

Слова мольбы (ду'а)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

- Лучшей мольбой является та, с которой мы обращаемся к Аллаху в День стояния на Арафа­те, а лучшим из того, что было сказано мной и другими пророками до меня, являются слова: "Нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может" (Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарикя ляху ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хуа 'аля кулли шай'ин кадир).

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, также сказал:

- Самыми любимыми словами для Всевыш­него Аллаха являются четыре фразы: "слава Ал­лаху, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик" (субхана-Ллахи, ва-ль-хамду ли-Лляхи, ва ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар). Необходимо как можно чаще повторять эти и другие встречающиеся в Коране и сунне слова поминания Аллаха (зикр) и мольбы (ду'а), произ­нося их искреннее и с душой. Их следует повто­рять всегда и везде, особенно, на этой священ­ной земле и в этот великий день. Вот некоторые из них:

"Субхана-Ллахи ва бихамдихи, субхана-Лла-хи-ль-'Азым"

(Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому).

 

"Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-з-залимин"

(Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, я был одним из несправедливых!).

 

"Ля иляха илля-Ллаху, ва ля на'буду илля ийй-аху, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-фадлю, ва ляху-с-сана'у-ль-хасан"

(Нет бога, кроме Аллаха, только Ему мы поклоняемся, Ему принадлежит вся милость и толь­ко Ему мы воздаем добрую хвалу!).

 

"Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ляху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафирун(а)"

(Нет бога, кроме Аллаха, [взывайте же к Алла­ху] проявляя искренность в вере, даже если это ненавистно неверующим!).

 

"Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях(и)" (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха).

 

"Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кына 'азаба-н-нар(и)"

(Господь наш, даруй нам добро в этом мире и в мире вечном и защити нас от мучений ада).

 

Всевышний Аллах сказал:

"Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые настолько воз­гордились, что не поклоняются Мне, войдут в Ге­енну униженными". (Сура "Прощающий")           

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

- Поистине, Всевышний Аллах стыдлив и щедр, и Он устыдится раба Своего, если тот воз­денет к Нему руки [с мольбой], а опустит их ни с чем.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

- Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чем не будет ничего греховно­го и что не приведет к разрыву родственных свя­зей, Аллах непременно дарует ему одно из трех: либо удовлетворит его мольбу уже в этой жизни, либо сделает ее запасом для человека в мире вечном, либо отвратит от него зло, равное по ве­личине тому, о чем он просит.

Сподвижники сказали:

- Тогда надо больше просить?!

Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, ответил:

- Аллах дарует больше.

 

Правила обращения к Аллаху с мольбами

 

-  Искренность.

- Сначала следует восславить Аллаха (хамд) и воздать Ему хвалу (сана), потом призвать бла­гословение (салават) на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и лишь затем обратить­ся к Аллаху с мольбами. Заканчивать мольбу следует так же: восславить и воздать хвалу Ал­лаху, затем призвать благословение (салават) на пророка, да благословит его Аллах и приветству­ет.

- Твердое намерение и уверенность в том, что мольба не останется без ответа.

-  Настойчивость в мольбах, но не поспеш­ность.

- Чистосердечие.

- Взывать к Аллаху необходимо и в горести, и в радости.

- Обращаться с мольбами можно только к Ал­лаху.

- Нельзя проклинать свою семью, имущество, детей и самого себя.

-  Слова мольбы следует произносить в пол­голоса.

- Необходимо признавать свои грехи и молить Аллаха о прощении, а также признавать милость Аллаха и благодарить Его за то, что Он оказыва­ет ее нам.

- В мольбе не должно быть притворства.

- Преданность мольбе, богобоязненность, лю­бовь к Аллаху и страх перед Его могуществом.

- Необходимо получить прощение тех, кто был несправедливо обижен, и покаяться перед Алла­хом.

- Все слова мольбы следует произносить триж­ды.

- Необходимо повернуться в сторону Киблы.

- Необходимо поднять руки во время мольбы.

- Прежде, чем обратиться к Аллаху с мольба­ми, следует совершить омовение, если есть та­кая возможность.

- Обращаться к Аллаху следует вежливо. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах  и приветствует, сказал:

"Мольба - это поклонение Аллаху".

 

Еще о правилах обращения к Аллаху с мольбами

- Сначала следует просить за себя, а потом за других, например: "О Аллах! Прости меня и та­кого-то".

-  Просить Аллаха следует называя Его пре­краснейшие имена, упоминая о своих праведных делах или посредством мольбы другого правед­ного человека, который жив.

- Пища и одежда просящего должны быть на­житы дозволенным путем (халяль).

- Нельзя просить Аллаха о греховном или раз­рыве родственных связей.

-  Просящий должен побуждать людей совер­шать добро, запрещать зло и сам отстраняться от всего греховного.

 

Времена, когда Аллах внемлет обращаемым к Нему мольбам

- Глубокой ночью.

-  После обязательных намазов.

- Между азаном и каматом.

- В последнюю треть ночи.

- Во время призыва к обязательному намазу.

- В дождь.

- В определенное время в пятницу. Вероятнее всего в конце дня.

- В то время, когда человек пьет воду Замзам с искренним намерением.

- Во время совершения земного поклона (сад-жда).

 

Времена, когда Аллах внемлет обращаемым к Нему мольбам

- Обращение мусульманина к Аллаху с моль­бой за другого мусульманина.

- Обращение к Аллаху с мольбой в День сто­яния на Арафате.

-  Обращение к Аллаху с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха.

- Обращение родителя к Аллаху с мольбой за своих детей или проклятие родителя, проклинаю­щего своих детей.

-  Мольба путника.

-  Мольба почтительного сына за своих роди­телей.

- Обращение к Аллаху с мольбой сразу после совершения омовения, если произнести слова, встречающиеся в Коране и сунне.

- Обращение к Аллаху с мольбой после бро­сания камешков в малый джамрат (аль-джамрат ас-сугра).

- Обращение к Аллаху с мольбой после бро­сания камешков в средний джамрат (аль-джамрат аль-вуста).

- Обращение к Аллаху с мольбой внутри Ка'-бы, а также в аль-Хиджр, являющейся частью Ка'-бы.

-  Обращение к Аллаху с мольбой на холме Сафа.

-  Обращение к Аллаху с мольбой на холме Марва.

- Обращение к Аллаху с мольбой в Заповед­ном месте (аль-маш'ар аль-харам) в долине Муз-далифа.

Нет сомнения в том, что верующий взывает к Своему Господу всегда и везде, где бы он ни на­ходился, ведь Аллах близок к Своим рабам. Все­вышний Аллах сказал:

"Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, по­истине, Я близок и отвечаю на зов молящего, ког­да он взывает ко Мне. Так пусть же и они отвеча­ют Мне и веруют в Меня, - быть может, они пос­ледуют верным путем" (Сура "Корова").

Однако вышеперечисленным периодам време­ни, обстоятельствам и местам следует уделять особое внимание.