ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПАЛОМНИКА |
Автор: Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПАЛОМНИКА
Обряды Места для облачения в ихрам Порядок совершения хаджа и малого паломничества ('умры) День ат-тарвия День стояния на Арафате Муздалифа День заклания Дни ат-ташрик Вопросы, касающиеся женщин Важные фетвы Правила посещения мечети пророка Слова мольбы
Предисловие Его превосходительства министра по делам ислама, вакуфов, пропаганды и наставления Салиха ибн Абдульазиза ибн Мухаммада Аль аш-Шейха
"Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить в эти месяцы хадж, тот не должен иметь супружеской близости, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же меня, о обладающие разумом! На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте. Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших. Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются остальные люди, и молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете вы своих отцов, и даже больше. Среди людей есть такие, которые говорят: "Господь наш! Даруй нам в этом мире!" Но нет им удела в Вечной жизни. Но среди людей есть такие, которые говорят: "Господь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада". Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете" (Сура "Корова", 2:197-202).
Введение Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, который велел совершать паломничество к Его Заповедному дому тем своим рабам, которые имеют такую возможность, и сделал хадж, исполненный благочестиво, искуплением всех их грехов и прегрешений! Да благословит и да приветствует Аллах своего избранного пророка, лучшего из тех, кто когда-либо обходил вокруг Ка'бы и проходил между холмами Сафа и Марва, благороднейшего из тех, кто когда-либо произносил слова тальбиййи и мольбы, а также членов его семьи, его сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами! Я приветствую тебя, мой брат-паломник, на этой благословенной земле и прошу Аллаха, чтобы Он помог тебе совершить все обряды хаджа и малого паломничества ('умры) так, как это угодно Ему, чтобы твои намерения были искренними -только ради Его благородного лика, чтобы твои деяния были правильными и соответствовали Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и чтобы Аллах принял от тебя твой хадж и отнес его к числу твоих благодеяний! Брат-паломник, направляющийся к Дому Аллаха! Ни один караван не обходится без руководителя и без проводника. Руководителем же каравана паломников является Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, а проводником - его Сунна и его пример. Он сказал: ?????? ?????? ???????????? - Учитесь обрядам у меня Поэтому каждый, кто отправляется к Дому Аллаха, чтобы совершить хадж или малое паломничество ('умру), прежде должен узнать, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитать книги, в которых описываются обряды хаджа, и спросить у знающих людей, если что-то не понятно.
Дорогой паломник! Перед тобой ясно изложенная и по-новому оформленная книга, которая доступным языком расскажет тебе о правилах совершения хаджа и малого паломничества ('умры). Я надеюсь, что эта книга станет твоим путеводителем во время хаджа и малого паломничества ('умры). Если у тебя возникнут какие-то вопросы, то министерство по делам ислама в Королевстве Саудовской Аравии с радостью на них ответит, ибо при министерстве работают специальные центры и пункты, в которых ты всегда сможешь найти знающего человека и задать ему свои вопросы, выполнив тем самым наказ Всевышнего Аллаха: "Спросите же обладателей Знания ,если не знаете". В заключение, я хочу выразить глубокую признательность и благодарность шейху Талялю ибн Ахмаду аль-'Акылю, подготовившему этот путеводитель, и прошу Аллаха отнести эту книгу и вложенный в нее труд к числу его благодеяний и щедро воздать ему и его коллегам, работающим в комитете по распространению религиозной литературы среди паломников в Джидде, за их благословенный труд! Если бы меня попросили дать тебе совет, то я посоветовал бы тебе, впрочем, как и себе, использовать эти драгоценные дни для совершения таких деяний, которые помогут снискать довольство Аллаха, гостем которого ты стал и в Заповедном доме которого ты остановился, а также для отказа от всего, что вызывает Его гнев и недовольство. Всеславный Аллах сказал: "Тем, кто пожелает уклониться в ней [от истины] по несправедливости(т.е. вознамерится согрешить в Запретной мечети (масд-жид аль-харам).— Прим. пер), Мы дадим вкусить мучительное наказание". Я молю Аллаха, чтобы Он принял твой хадж, вознаградил твое усердие и простил твои грехи! Аллах лучше знает! Да благословит Аллах и да приветствует своего раба и посланника, нашего имама, пример для подражания, нашего любимого Мухаммада, членов его семьи, сподвижников и тех, кто последовал за ними! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Его превосходительство министр по делам ислама,вакуфов, пропаганды и наставления Салих ибн Абдульазиз ибн Мухаммад Аль аш-Шейх.
Древний дом (аль-бейт аль-'атик) Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит и да приветствует Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников! Священная Ка'ба - это древний Дом Аллаха (бейту-Ллахи-ль-'атик)... место, куда устремляются сердца мусульман, в какой бы части земного шара они ни находились... в его сторону направляются лица и сердца мусульман, испытывающих трепет и благоговение перед Одним Единственным Аллахом, пять раз в день и по ночам... мусульмане из самых отдаленных мест прибывают к древнему Дому Аллаха (бейту-Ллахи-ль-'атик), чтобы совершить свои обряды и обойти вокруг священной Ка'бы, с тех самых пор, как ее построил любимец Аллаха - Ибрахим, да пребудет над ним мир. Ка'ба - это первый дом, который воздвигнут для людей для того, чтобы они поклонялись в нем Аллаху, следуя прямым путем и исповедуя чистую веру, свободную от ложных убеждений и ошибочных представлений... Всевышний Аллах сказал: "Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Беке (Мекке), - как благословение и руководство для миров. Там ясные знамения - место Ибрахима, и кто войдет в него, будет в безопасности. Совершить хадж к этому Дому - обязанность для тех, кто в состоянии проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается ни в ком из обитателей миров".
Столпы ислама
Дорогой мусульманин! В "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" приводится хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Ислам зиждется на пяти столпах: Свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха Совершении намаза Выплате закята Соблюдении поста в месяц рамадан Совершении хаджа к Запретному дому Аллаха Отсюда видно, что хадж - это один из столпов ислама. Исповедание ислама человеком, который в состоянии проделать путь к Дому Аллаха, не будет по-настоящему полным до тех пор, пока он не совершит хадж. Однако милость Аллаха заключается в том, что человек обязан совершить хадж только один раз в жизни. После того, как Аллах вменил в обязанность мусульман хадж, один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Каждый год, о посланник Аллаха?" На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: - Хадж совершается один раз, а кто совершит больше одного раза, то это - его добрая воля (достоверный хадис). Хадж должен совершаться с искренним намерением только ради Аллаха, а не на показ или ради славы, ибо Всевышний Аллах в хадисе кудси сказал: - Мне нет нужды иметь соучастников, и если кто совершит деяние ради кого-то еще помимо Меня, то Я отвергну его и его деяние. Кроме того, хадж следует совершать так, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мы советуем нашим братьям, желающим совершить хадж, не отправляться в путь до тех пор, пока они не уяснят, как совершал хадж пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда они смогут последовать примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и исполнить его наказ: - Учитесь обрядам у меня.
Некоторые правила совершения этой поездки
1. Паломник должен иметь искреннее намерение совершить хадж или малое паломничество ('умру) ради Всевышнего Аллаха, чтобы стать ближе к Нему. Он не должен стремиться извлечь из этой поездки какие бы то ни было мирские блага, не должен иметь намерение похвалиться или заслужить звание хаджия, не должен совершать паломничество напоказ или ради славы. 2. Отправляясь в путь, желательно составить завещание относительно своего имущества и долгов, вернуть вверенные на хранение вещи или попросить разрешения оставить их у себя, ведь жизнь и смерть - всё в руках Всевышнего Аллаха. 3. Покаяние в грехах, раскаяние в том, что было, и намерение впредь не повторять былых ошибок. 4. Паломник должен вернуть людям то имущество, которое он несправедливо присвоил, или попросить прощения, если обидел кого-то. 5. Паломник должен совершить хадж и малое паломничество ('умру) на средства, полученные дозволенным путем, потому что Аллах благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. 6. Паломнику следует отстраняться от любых грехов, он не должен причинять людям неприятности своими словами или делами, теснить других паломников, создавая им неудобства, распространять клевету и сплетни, спорить со своими товарищами и другими людьми, кроме как по-доброму, не должен лгать и говорить об Аллахе то, чего он не знает. 7. Паломник должен уяснить все правила совершения хаджа и малого паломничества ('умры). 8. Паломник должен соблюдать все религиозные обязанности, самой главной из которых является общий намаз в установленное время. Ему также следует чаще читать Коран, взывать к Аллаху, произносить слова поминания Аллаха (зикр), делать людям добро, помогать нуждающимся, проявлять благосклонность к мусульманам, раздавать милостыню беднякам, побуждать людей к добру и удерживать их от зла. 9. Отправляясь в путь, желательно выбрать себе праведного и благочестивого спутника. 10. В пути паломник должен проявлять благонравие, которое подразумевает терпение, снисходительность, доброту, мягкость, кротость, отсутствие спешки при принятии решения, скромность, щедрость, благородство, справедливость, милосердие, верность, богобоязненность, терпимость, благонадежность, стыдливость, правдивость и благодетельность. 11. Паломнику следует наказать своей семье проявлять богобоязненность, ибо это - наказ Всевышнего Аллаха прежним и будущим поколениям людей. 12. В пути желательно чаще повторять слова мольбы (ду'а) и поминания Аллаха (зикр), которые произносил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, например, слова мольбы, произносимые при отправлении в путь, и слова мольбы, произносимые при посадке на транспорт.
Ихрам
Ихрам - это первое, что необходимо сделать во время хаджа или малого паломничества ('умры). Ихрам - это намерение приступить к обрядам хаджа. Входить в состояние ихрама с намерением совершить малое паломничество ('умру) можно в любое время в течение года, а с намерением совершить хадж- в определенные для хаджа месяцы: Шавваль, Зу-ль-ка'да и первые десять дней месяца Зу-ль-хиджжа. Хадж и малое паломничество ('умра) начинаются с вхождения в состояние ихрам в специально определенном для этого месте - микате. Когда паломник прибывает в микат по суше (на автомобиле и т.п.), первым делом он должен совершить полное омовение (гусль) и умаститься благовониями, если есть такая возможность. Если же такой возможности нет, то полное омовение (гусль) можно не совершать. Затем паломник надевает специальную одежду ихрам, которая состоит из двух кусков белой чистой ткани, используемых в качестве набедренной повязки и накидки. Специальной женской одежды ихрам нет, поэтому женщина может одевать любую не облегающую ее тело одежду красного, зеленого, синего или любого другого цвета, но без украшений. Затем паломник делает намерение войти в состояние ихрам, чтобы выполнить обряды малого паломничества ('умры) или хаджа, произнося следующие слова: Совершающий малое паломничество ('умру): "Ляббайка 'умратан " (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру). Совершающий хадж таматту':
"Ляббайка 'умратан мутаматти'ан биха иля-ль-хаджжи". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру, дабы затем выполнить обряды хаджа). Совершающий хадж кыран: "Ляббайка 'умратан ва хаджжан". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру и хадж). Совершающий хадж ифрад: "Ляббайка хаджжан". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить хадж). Эти слова тальбиййи фактически являются заявлением паломника о том, что он приступил к совершению малого паломничества ('умры) или хаджа. Когда паломники прибывают по морю или по воздуху, капитан обычно объявляет пассажирам о том, что скоро они будут проплывать или пролетать мимо миката. Когда корабль или самолет достигает этого места, паломники приступают к совершению обрядов 'умры или хаджа и начинают повторять слова тальбиййи. В этом случае не возбраняется, если паломник наденет ихрам еще дома, а уже на корабле или в самолете, проплывая или пролетая мимо миката, просто начнет повторять слова тальбиййи, что и будет для него началом малого паломничества ('умры) или хаджа. Мужчины произносят слова тальбиййи вслух, а женщины - про себя. До облачения в одежду ихрам Тебе следует сделать следующее: 1. Подстричь ногти и усы, сбрить волосы подмышками и в области паха. 2. Полностью помыться, если есть такая возможность. Если же такой возможности нет, то полное омовение (гусль) можно не совершать. Это является сунной для мужчин и для женщин, даже если у женщины в это время начались месячные или послеродовое кровотечение. 3. Мужчине следует снять с себя всю шитую одежду и облачиться в ихрам. 4. Женщине следует снять чадру и перчатки и накрыть голову и лицо покрывалом, чтобы уберечь себя от взора посторонних мужчин; и ничего страшного, если покрывало будет касаться ее лица. 5. После омовения мужчине следует умастить свое тело благовониями, но так, чтобы эти благовония не попали на одежду ихрам. Женщине следует душиться так, чтобы от нее не сильно пахло духами 6. Выполнив все вышеперечисленное, паломник делает намерение совершить малое паломничество ('умру) или хадж. После такого намерения паломник считается вошедшим в состояние ихрам, даже если он ничего не произнесет вслух. Если войти в состояние ихрам он вознамерится после совершения обязательного намаза, то это хорошо, но если это будет другое время и он выполнит намаз в два рака'та в виде сунны после омовения, то тоже не беда. Если он совершает хадж или малое паломничество ('умру) от имени другого человека, то он соответственно делает намерение совершить хадж от его имени и говорит: "Ляббайка-Ллахумма 'ан фулян...". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить... от имени такого-то). Специального намаза для вхождения в состояние ихрам нет. Слова тальбиййи: "Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни'мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шариика ляк(а)!" (Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!) Время произнесения слов тальбиййи: При совершении малого паломничества ('ум-ры) - с момента вхождения в состояние ихрам и до начала обхода Ка'бы {таваф). При совершении хаджа - с момента вхождения в состояние ихрам и до начала бросания камешков утром в день праздника.
Места для облачения в ихрам (микаты)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Эти микаты следующие: Зу-ль-Хулейфа - микат для жителей Медины и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Его современное название - Абъяр Али. 450 км до Священной Мекки. Аль-Джухфа - микат для жителей Сирии, Марокко, Египта, и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Он располагается вблизи города Рабех, поэтому современные паломники надевают ихрам в самом Рабехе. 183 км до Священной Мекки. Карн аль-Маназиль - микат для жителей Неджда и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Его современное название - ас-Сайль аль-Кабир. 75 км до Священной Мекки. Ялямлям - микат для жителей Йемена и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Сейчас паломники надевают ихрам в ас-Садиййи. 92 км до Священной Мекки. Зат Ирк - микат для жителей Ирака и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. 94 км до Священной Мекки.
Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Если он минует его и намеренно не войдет в состояние ихрам, то ему надлежит вернуться и сделать это. В противном случае, он должен принести в жертву барана на территории Мекки и раздать мясо жертвенного животного беднякам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - [Это микаты предназначены] для жителей этих мест, а также для других людей, которые проезжают через них с намерением совершить хадж или малое паломничество ('умру) (аль-Бухари и Муслим). Жители Мекки и те, кто в ней временно проживает, входят в состояние ихрам с намерением совершить хадж в самой Мекке, а с намерением совершить малое паломничество ('умру) - за ее пределами, например, в ат-Тан'име. Что касается тех людей, которые проживают вблизи миката, то они облачаются в ихрам в своих домах или там, где у них возникнет намерение совершить хадж.
Запреты, обусловленные состоянием ихрам
Вошедшему в состояние ихрам запрещается: -Стричь или удалять волосы, подстригать ногти. Если же паломник, находясь в состоянии ихрама, сделает это по забывчивости или по незнанию или случайно сломается ноготь, то нет в том греха. -Паломнику в состоянии ихрама запрещается применять все виды парфюмерии для тела или одежды. Нет ничего страшного в остатках тех благовоний на теле паломника, которые он использовал до облачения в ихрам, но если благовония попали на одежу, то их необходимо смыть. -Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, мужчина это или женщина - никому не разрешается охотиться или оказывать какую-либо помощь в охоте на территории Харама (Мекки). -Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, не разрешается вырубать дикорастущие деревья или рвать зелень на территории Харама (Мекки), если они специально не посажены человеком. -Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, разрешается поднимать найденные на территории Харама (Мекки) деньги, золото, серебро и т.п. только для того, чтобы уведомить людей о своей находке и найти владельца. -Паломнику в состоянии ихрама запрещается свататься, жениться, сватать или женить кого-то другого, а также иметь супружескую близость. Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Человеку в состоянии ихрама запрещается жениться, женить кого-то другого и свататься. (Муслим) -Женщине в состоянии ихрама запрещается надевать перчатки и закрывать лицо. Но если рядом с ней присутствуют посторонние мужчины, то она закрывает свое лицо так же, как в обычные дни. -Мужчине в состоянии ихрама запрещается прикрывать голову одеждой ихрам или надевать головной убор. Если он сделает это по забывчивости или по незнанию, то ему следует снять с головы, как только он вспомнит или узнает о запрете, и на нем не будет греха. -Мужчине в состоянии ихрама запрещается надевать шитую одежду (рубашку, брюки и т.п.) и закрытую, имеющую задник обувь. Тому, кто не сможет найти набедренную повязку (изар) или открытые сандалии, разрешается одевать брюки и закрытую обувь.
Паломнику в состоянии ихрама разрешается - Надевать часы. - Надевать наушники. - Надевать перстень. Надевать открытые сандалии. - Надевать очки. Надевать ремень или повязывать пояс. - Пользоваться солнечным зонтом. - Прятаться от солнца в автомобиле. Носить на голове вещи. Носить на голове циновку. Кроме того, разрешается: -Перебинтовывать раны,менять и стирать одеждуихрам. -Мыть голову и тело.Если при этом выпадет волос, то не будет в том греха. Если паломник в состоянии ихрама по забывчивости или по незнанию покроет чем-либо свою голову, то он должен снять с головы, как только вспомнит или узнает о запрете, и на нем не будет греха.
Виды хаджа
Существует три вида хаджа. Каждый паломник должен выбрать для себя один из трех видов хаджа 1. Таматту' малое паломничество ('умра) хадж Обязанность принести в жертву животное. Паломник входит в состояние ихрам с намерением совершить малое паломничество ('умру) в месяц шавваль, зу-ль-ка'да или в первые десять дней месяца зу-ль-хиджа. Надев ихрам, он говорит: "Ляббайка 'умратан мутаматти'ан биха иля-льхаджжи" (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру, дабы затем выполнить обряды хаджа) Затем он совершает обход Ка'бы (таваф), са'и между холмами Сафа и Марва, подстригает волосы и завершает, таким образом, малое паломничество ('умру), выходя из состояния ихрам. Все запреты с него снимаются. Восьмого зу-льхиджы он снова входит в состояние ихрам в том месте, где он находится, с намерением совершить хадж и выполняет все его обряды от начала и до конца. На него возлагается обязанность принести в жертву одного барана или участвовать в жертвоприношении верблюда или коровы, оплатив одну седьмую часть стоимости животного. Если же он не найдет жертвенное животное, то ему надлежит поститься три дня во время хаджа и семь - по возвращении домой. 2. Кыран малое паломничество ('умра) хадж Обязанность принести в жертву животное. Паломник входит в состояние ихрам с намерением сразу совершить и малое паломничество {'умру), и хадж. Надев ихрам, он говорит: "Ляббайка 'умратан ва хаджжан" (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру и хадж) По прибытии в Мекку он совершает приветственный обход Ка'бы (таваф аль-кудум), затем семь раз проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) одновременно для 'умры и хаджа, и продолжает оставаться в состоянии ихрама. Восьмого зу-ль-хиджы он начинает совершать хадж и выполняет все оставшиеся обряды 'умры и хаджа одновременно, кроме ходьбы между холмами Сафа и Марва (са'и), потому что он уже сделал это после обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум). На него возлагается обязанность принести в жертву одного барана или участвовать в жертвоприношении верблюда или коровы, оплатив одну седьмую часть стоимости животного. Если же он не найдет жертвенное животное, то ему надлежит поститься три дня во время хаджа и семь - по возвращении домой. 3. Ифрад Только хадж. Нет обязанности приносить в жертву животное. Паломник входит в состояние ихрам с намерением совершить только хадж. В микате он говорит: "Ляббайка хаджжан" (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить хадж) По прибытии в Мекку он совершает приветственный обход Ка'бы (таваф аль-кудум), проходит между холмами Сафа и Марва (са'и) для хаджа и продолжает оставаться в состоянии ихрама, пока не закончит все обряды. Принесение в жертву животного для него не является обязанностью, потому что он совершает только хадж без 'умры. Лучшим видом хаджа для того, кто не гонит с собой жертвенное животное, является таматту', потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам совершать именно его. Обобщение
Порядок совершения малого паломничества ('умры)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Каждая последующая 'умра служит искуплением грехов, совершенных после предыдущей. Что же касается благочестивого хаджа, то единственным воздаянием за него будет рай! (аль-Бу-хари и Муслим).
Обход Ка'бы(таваф) во время малого паломничества ('умры)
Хорошо, если паломник по прибытии в Мекку сразу же совершит полное омовение (гусль), а потом отправится в Заповедную мечеть аль-Харам, в которой находится древний Дом Аллаха, чтобы выполнить обряды малого паломничества ('умры). Если же он сразу отправится в Заповедную мечеть аль-Харам и не совершит перед этим полное омовение (гусль), то не будет в этом ничего плохого. В Заповедную мечеть аль-Харам следует заходить с правой ноги со словами: А'узу би-Лляхи-ль-'Азыми, ва ваджхихи-ль-карими, ва сультанихи-ль-кадими мина-ш-шай-тани-р-раджими. Аллахумма-фтах ли абваба рахматика! "Я прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!" Эти же слова следует произносить при входе в любую другую мечеть. Затем паломник направляется к Высокочтимой Ка'бе, чтобы приступить к ее обходу. При этом сунной для мужчин является открытое правое плечо, но только, если совершается малое паломничество ('умра) или обход Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум). Для этого необходимо оголить правое плечо, зажав один край накидки (рида) под правой подмышкой и забросив другой ее край на левое плечо. Затем паломник семь раз обходит Ка'бу, начиная обход (таваф) у Черного Камня. Если есть возможность добраться до Черного Камня, то ему следует его поцеловать, но при этом нельзя обижать других людей - толкаться, ругаться или драться с ними. Это - ошибка, потому что из-за этого страдают мусульмане. Достаточно просто издалека показать на Черный Камень рукой и сказать: "Аллаху Акбар!" (Аллах Превелик!), - и даже не останавливаться, минуя его. Паломнику запрещается толкаться и причинять страдания другим! Далее паломник продолжает семикратный обход Ка'бы (таваф) старается при этом не обижать других - не толкается, не повышает голоса и т.д. Достигнув Йеменского угла, паломник дотрагивается до него рукой, если есть такая возможность, но не целует его и не обтирает свое тело руками после прикосновения к нему, как это делают некоторые, кто нарушает сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если нет возможности подойти к Йеменскому углу и дотронуться до него, то паломнику следует просто продолжить обход Ка'бы (таваф), при этом показывать на него рукой и произносить слова такбира (Аллаху Акбар) не надо. В соответствии с сунной,находясь между Йеменским углом и Черным Камнем, следует говорить: "Раббана! Атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кына 'азабан-нар" (Господь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада) (Сура "Корова"). Так, паломник семь раз обходит Ка'бу, начиная и заканчивая каждый кругу Черного Камня. В соответствии с сунной первые три круга следует совершать маленькими быстрыми шажками, но только во время обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум).
Чего следует остерегаться во время обхода Ка'бы
Некоторые паломники во время обхода Ка'бы проходят внутри Хиджра (полукруглой стены с противоположной Черному Камню стороны), полагая, что делают правильно. На самом деле, Хиджр является частью Ка'бы, а обход необходимо совершать вне ее пределов. Обход Ка'бы (таваф) начинается и заканчивается у Черного Камня Некоторые паломники дотрагиваются до всех углов Ка'бы, а иногда даже до ее стен, обтирают свое тело руками, которыми они касались покрывала и дверей Ка'бы, а также Макам Ибрахима... Подобное недопустимо, потому что это является нововведением (бид'ат) и абсолютно ни на чем не основано. Сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, этого не делал. Некоторые женщины во время обхода Ка'бы вытесняют мужчин, особенно у Черного Камня и Макама Ибрахима. Этого следует избегать. После завершения обхода Ка'бы паломнику следует сделать следующее: 1. Прикрыть правое плечо. 2. Совершить намаз в два рак'ата позади Макама Ибрахима, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то пусть совершит этот намаз в любом другом месте Заповедной мечети аль-Харам, ибо это - сунна муаккада. В первом рак'ате после суры "Фатиха" (Открывающая Книгу) следует прочитать суру "аль-Кафирун" (Неверующие), а во втором - "аль-Ихлас" (Очищение веры). Вместо них можно прочитать любые другие суры. Ходьба между холмами Сафа и Марва (са'и) во время малого паломничества ('умры) Завершив обход Ка'бы, паломник направляется к холму Сафа, чтобы совершить семь циклов са'и. Подойдя к Сафе, он начинает ритуал са'и со слов Великого и Могущего Аллаха: "Инна-с-сафа ва-ль-марвата мин ша'аири-Лля-хи" (Поистине, Сафа и Марва - обрядовые знамения Аллаха). Затем он поднимается на вершину Сафы, поворачивается в сторону Ка'бы, трижды восхваляет и возвеличивает Всевышнего Аллаха, обращается к Нему с мольбами и с поднятыми руками говорит: "Ля иляха илля Ллаху, вахдаху, ля шариика ляху! ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду, ва Хува 'аля кулли шай'ин кадир! Ля иляха илля-Ллаху, вахдаху! анджаза ва'даху, ва насара 'абдаху, ва хазама-ль-ахзаба вахдаху!" (Нет бога, кроме Аллаха, одного лишь Аллаха, нет у Него сотоварища! Ему принадлежит власть, хвала Ему, нет ничего, что было бы Ему не по силам! Нет бога, кроме Аллаха, одного лишь Аллаха! Он исполнил свое обещание, даровал Своему рабу победу и один разбил племена!) Эти слова повторяются трижды. Между ними он просит у Аллаха, что пожелает, хотя может ограничиться и меньшим. Руки необходимо поднимать только во время обращения к Аллаху с мольбами, и не следует делать ими особых знаков, произнося слова такбира (Аллаху Акбар). Особые знаки руками - это наиболее распространенная ошибка, допускаемая многими паломниками. Затем он спускается с вершины Сафы и шагом направляется к Марве, обращаясь в это время к Аллаху с мольбами за себя, свою семью и всех мусульман. Дойдя до зеленого столба, он ускоряет шаг и начинает бежать (это касается только мужчин, но не женщин), пока не достигнет второго зеленого столба, где он замедляет темп и уже обычным шагом доходит до Марвы.
Марва
Дойдя до Марвы, паломник поворачивается в сторону Ка'бы и произносит все то же самое, что он говорил на вершине Сафы, кроме аята из Корана. Потом он просит у Аллаха, что пожелает, затем спускается, идет к Сафе, пробегает отрезок пути, обозначенный двумя зелеными столбами, и уже обычным шагом доходит до вершины Сафы. Так он проделывает семь циклов, где путь от Сафы к Марве - один цикл, возвращение от к Сафе - второй цикл и т.д. Если паломник, который страдает какой-нибудь болезнью, начнет са'и пешком, но потом почувствует непреодолимую усталость или боль, то ему разрешается продолжить ритуал са'и на коляске. Женщине, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, разрешается совершать са'и между Сафой и Марвой (но не обход Ка'-бы), потому что этот путь между холмами (мас'а) не является частью Заповедной мечети аль-Харам. Распространенной ошибкой является то, что во время са'и некоторые женщины ускоряют шаг на отрезке пути, обозначенном двумя зелеными столбами. Закончив са'и, паломник постригает или сбривает волосы на голове. Волосы лучше сбривать, а в случае стрижки их следует укорачивать одинаково по всей голове. Женщина подстригает свои волосы на длину фаланги пальца. На этом обряды малого паломничества (умры) завершаются. Теперь паломнику разрешается то, что было запрещено ему в состоянии ихрама.
Са'и начинается у вершины Сафы и заканчивается у вершины Марвы ускорение шага на отрезке пути, обозначенном двумя зелеными столбами окончание са'и 450 м
Порядок совершения хаджа
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Тот, кто совершит хадж, не приблизится [за это время] к своей жене и не совершит ничего греховного и недостойного, вернется[домой очистившимся] от грехов [и станет таким же,] каким он был в тот день, когда его родила его мать (Достоверный хадис). Восьмой день месяца зу-ль-хиджа Обряды хаджа начинаются в восьмой день месяца зу-ль-хиджа, который называется днем тарвия. В этот день после восхода солнца паломник, совершающий хадж таматту', надевает одежду ихрам с намерением выполнить обряды хаджа и делает то же, что он делал, когда надевал ихрам перед малым паломничеством ('умрой): полное омовение (гусль), благовония, намаз. Потом он входит в состояние ихрам в том месте, где он остановился для проживания. Что касается паломников, совершающих хадж кыран или ифрад, то они продолжают оставаться в состоянии ихрам. Паломники, совершающие хадж таматту', кыран или ифрад, - все отправляются в Мину до полудня и своевременно совершают там полуденный, дневной, вечерний и ночной намазы, не объединяя их, но сокращая четырехкратные намазы (полуденный, дневной и ночной) до двух рак'атов. Ночь на девятое зу-ль-хиджа они ночуют в Мине и совершают в ней утренний намаз. Тому, кто прибудет в Мину до дня тарвия, следует войти в состояние ихрам уже в Мине в день тарвия после восхода солнца. В соответствии с сунной в день тарвия паломник ночует в Мине, а утром девятого зу-ль-хиджа совершает утренний намаз, дожидается восхода солнца и спокойно не спеша направляется к Арафату, произнося слова тальбиййи, читая Коран,возвеличивая и восхваляя Всевышнего Аллаха и выражая Ему, Господу миров, свою благодарность.
Девятый день месяца зу-ль-хиджа День стояния на Арафате Стояние на Арафате является одним из столпов хаджа, без которого последний считается недействительным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хадж - это стояние на Арафате" (Абу Дауд и Тирмизи). День стояния на Арафате - это лучший из тех дней, когда над землей встает солнце. В этот день все паломники направляются к Арафату. В этот великий день от восхода до заката мусульмане стоят на Арафате, и Аллах хвалится ими перед ангелами. В "Сахих Муслим" приводится хадис Айши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Никогда Аллах так не избавляет Своих рабов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: "Что они хотят?!" Попросим же у Аллаха Его милости и благосклонности! В соответствии с сунной перед полуденным намазом паломнику следует остановиться у мечети Намира, если есть такая возможность. С наступлением времени полуденного намаза имам читает проповедь, наставляя и увещевая людей, затем проводит с паломниками полуденный и дневной намазы, совершая их последовательно один за другим по два рак'ата каждый, возгласив один общий азан и два икамата - по одному перед каждым намазом, - как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Никакие другие намазы ни до полуденного и дневного намазов, ни между ними, ни после них не совершаются. После намаза паломник должен удостовериться в том, что он расположился внутри границ Арафата. В этот благословенный день паломники должны избегать ошибок, всего греховного и недостойного, чтобы не лишать себя награды, которую Аллах дарует в этот великий день.
Наиболее распространенные ошибки
В день стояния на Арафате многие паломники совершают ошибки, от которых необходимо предостеречь. Некоторые паломники останавливаются вне границ Арафата и не покидают своих мест до полного захода солнца, отправляясь к Муздалифу уже затемно. Такой хадж считается недействительным.
Некоторые паломники покидают Арафат до начала захода солнца. Этого делать нельзя, потому что это не соответствует тому, что делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые паломники теснят друг друга и толкаются, поднимаясь на гору Арафат, добираются до самой вершины, обтирают свое тело руками,которыми они трогали гору, и совершают там намаз. Все это нововведение (бид'ат) и абсолютно ни на чем не основано. Кроме того, такие действия паломников становятся причиной серьезных травм и повреждения здоровья. Другой распространенной ошибкой является то, что паломники поворачиваются в сторону горы Арафат, когда обращаются к Аллаху с мольбами. В соответствии с сунной при обращении к Аллаху с мольбами следует поворачиваться в сторону Киблы.
Муздалифа
С началом захода солнца в девятый день месяца зу-ль-хиджа паломники с благословения Аллаха, повторяя слова тальбиййи, поминая Аллаха и благодаря Его за оказанную милость и предоставленную возможность постоять на Арафате, направляются к заповедному месту -Муздалифе. Сразу же по прибытии туда они совершают вечерний и ночной намазы последовательно один за другим, сокращая ночной намаз до двух рак'атов, возглашая один общий азан и два икамата - по одному перед каждым намазом, чтобы затем провести ночь в этом благословенном месте. Прибыв в долину Муздалифа, некоторые паломники начинают совершать ошибки, от которых необходимо предостеречь. Некоторые паломники уходят собирать камешки, не совершив вечерний и ночной намазы. Некоторые паломники считают, что камешки можно собирать только в Муздалифе. Некоторые паломники моют собранные камешки, но никаких сведений о том, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это, у нас нет. В соответствии с сунной паломники проводят эту ночь в Муздалифе и там же совершают утренний намаз. Однако женщинам, слабым старикам, детям и тем, кто их сопровождает, разрешается покинуть Муздалифу и отправиться в Мину уже после полуночи. Желательно, чтобы паломник после утреннего намаза некоторое время постоял на Заповедном месте рядом с горой (где в настоящее время располагается Муздалифская мечеть) или в любом другом месте в Муздалифе, повернувшись в сторону Киблы, вознося хвалу Аллаху, произнося слова поминания Аллаха (зикр) и обращаясь к Нему с мольбами, а незадолго до восхода солнца направился в Мину. По пути в Мину паломнику следует собрать семь небольших камешков размером чуть больше гороха, чтобы потом бросить их в Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). Остальные камешки следует собирать уже в Мине. Так, паломник с благословения Аллаха продолжает свой путь в Мине, повторяя слова тальбиййи и часто поминая Аллаха: "Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни'мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шариика ляк(а)!" (Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!)
Когда паломник прибывает в Мину
Когда паломник прибывает в Мину, он сразу же идет к Большому джамрату (Джамрат аль-акаба), который находится рядом с Меккой. Дойдя до Большого джамрата, паломник перестает повторять слова тальбиййи и делает следующее: 1. Последовательно, один за другим, бросает в Большой джамрат семь камешков, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!" 2. Приносит в жертву животное, если он должен это сделать, ест мясо жертвенного животного сам и раздает его бедным. 3. Сбривает или подстригает волосы на голове. Сбривание волос для мужчины предпочтительнее. Женщина же подстригает свои волосы на длину фаланги пальца. Это наиболее предпочтительная последовательность действий в этот день. Но если паломник изменит эту последовательность, то не беда.
Десятый день месяца зу-ль-хиджа
В этот день мусульмане во всем мире встречают благословенный праздник Курбан, радуясь той милости, которую им оказал Аллах, и принося в жертву животных, дабы стать ближе к Всевышнему Аллаху. Бросив камешки в Большой джамрат, паломник начинает повторять праздничный такбир: "Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля-Ллах! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ва ли-Лляхи-ль-хамд!" (Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет бога, кроме Аллаха! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Хвала Аллаху!) Во время бросания камешков паломники допускают много ошибок. Некоторые паломники считают, что они побивают шайтанов, поэтому, бросая камешки, гневно ругают их. Но обряд бросания камешков установлен только для того, чтобы помянуть имя Аллаха. Некоторые паломники бросают большие камни, обувь, деревяшки и т.п. Это - проявление чрезмерности, от которой предостерегал нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Стремясь пройти к джамрату, паломники толкают друг друга и создают давку, в которой погибают люди. Это - серьезная ошибка, ибо паломник должен обращаться со своими братьями по-доброму, а также стараться, чтобы камешек упал внутрь кольца, и неважно, попал он в столб или нет. Некоторые паломники одним броском бросают все камешки сразу, но это засчитывается им только как один брошенный камешек. Камешки необходимо бросать последовательно, один за другим, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!" Бросив камешки в Большой джамрат и сбрив или укоротив волосы на голове, паломник частично выходит из состояния ихрам. Теперь ему разрешается всё, кроме супружеской близости.
Бросание камешков в джамраты
1. Прибыв утром в день праздника в Мину, тебе следует сделать следующее: Поспеши бросить семь камешков в Большой джамрат - и только в Большой! - каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!". 2. На протяжении трех дней Ташрика бросай камешки во все три столба: Малый джамрат (аль-Джамрат ас-сугра), Средний джамрат (аль-Джам-рат аль-вуста) и Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). В каждый джамрат следует бросать по семь камешков, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!"
Обход Ка'быв в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) Обход Ка'бы в день заклания жертвы {таваф аль-ифада) - это один из столпов хаджа, без которого последний считается недействительным. Бросив камешки в Большой джамрат утром в день праздника, паломник направляется в Мекку, чтобы совершить обход Ка'бы (таваф аль-ифада) и са'и между Сафой и Марвой, если он совершает хадж таматту'. Кроме того, если паломник, совершающий хадж ифрад или кыран, не исполнил обряд са'и после обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум), то ему также необходимо сделать это после обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада). Обход Ка'бы (таваф аль-ифада) можно отложить и совершить его по приезду в Мекку после окончания всех обрядов в Мине. После завершения обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломнику разрешается всё, даже супружеская близость.
Дни ташрика
Дни ташрика начинаются в ночь на одиннадцатое месяца зу-ль-хиджа Ночь на одиннадцатое Ночь на двенадцатое Ночь на тринадцатое - После обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломник возвращается в Мину и проводит там три дня, которые называются днями ташрика; - или два дня, если спешит уехать, ибо Всевышний Аллах сказал: "Поминайте Аллаха в указанные дни. Кто торопится [и завершает обряд] за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (Сура "Корова"). Паломник должен: - бросать камешки во все три столба (джам-рата) после полудня каждый день, который он проводит в Мине; - при каждом броске произносить: "Аллаху Ак-бар!"; - как можно больше поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами; - соблюдать спокойствие и тишину; - избегать давки, споров и ссор. Бросание камешков В соответствии с сунной паломник, бросив камешки в Малый и Средний джамрат, встает лицом к Кибле, поднимает руки и просит у Аллаха, что пожелает. Что касается Большого джамрата (Джамрат аль-акаба), то паломник не задерживается возле него и не обращается к Аллаху с мольбами, бросив в него камешки. Тот, кто торопится и хочет завершить обряд за два дня, должен бросить камешки двенадцатого числа после полудня во все три джамрата и покинуть Мину до захода солнца. Если же он не успеет, то ему следует остаться на ночь в Мине и днем тринадцатого зу-ль-хиджа снова бросить камешки в джамраты. Однако если закат солнца застигнет его на выходе из Мины, то ему следует продолжить свой путь и он не обязан возвращаться на ночлег в Мину.
Прощальный обход Ка'бы {таваф аль-вада)
Покинув долину Мина, паломники направляются в Священную Мекку, чтобы обойти вокруг древнего Дома Аллаха, ведь они уже выполнили все обряды хаджа, и этот прощальный обход - их последнее свидание с Заповедным Домом Аллаха, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Пусть никто не покидает Мекку, пока не попрощается с Домом Аллаха (аль-Бухари и Муслим). Прощальный обход Ка'бы (таваф аль-ва-да')-это последний обязательный ритуал хаджа, который паломник должен совершить перед самым отъездом домой. От обязанности совершать прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада') освобождаются только женщины, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение.
60 Столпы и обязательные обряды хаджа
Вопросы, касающиеся женщин
Общие условия, при которых совершение хаджа и малого паломничества ('умры) становится обязательным: Исповедание ислама Здравость рассудка Зрелость. Свобода. Возможность совершить хадж. Что касается женщин, то для них установлено еще одно условие - наличие близкого человека (махрама). Махрам - это близкий человек в лице мужа или родственника, степень родства с которым не позволяет вступить с ним в брак (отец, сын, брат, молочный брат, отчим, пасынок ...). Подтверждением тому служит хадис Ибн Аб-баса, да будет доволен им Аллах, который слышал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время одной из своих проповедей сказал: - Пусть мужчина никогда не остается наедине с женщиной, если рядом с ней не будет близкого человека (махрам), и пусть женщина не отправляется в путь, если ее не сопровождает близкий человек (махрам). После этих слов один человек встал и сказал: - О посланник Аллаха! Моя жена отправляется в хадж, а я должен участвовать в такой-то битве. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Отправляйся в хадж вместе со своей женой. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - He разрешается женщине отправляться в путь больше, чем на три дня, если ее не сопровождает близкий человек (махрам). Хадисов, запрещающих женщине отправляться в хадж или куда-то еще без сопровождения близкого человека (махрама), много, потому что женщина слаба и в пути ее подстерегает множество опасностей, защитить от которых ее может только мужчина. В пути женщина может оказаться жертвой нечестивцев, поэтому ее всегда должен сопровождать близкий человек, который будет оберегать и защищать ее.
Качества, которыми должен обладать махрам Мужчина (махрам), сопровождающий женщину во время хаджа, должен обладать следующими качествами: Исповедание ислама. Здравость рассудка. Зрелость. Если у женщины нет близкого мужчины (махрама), то ей необходимо отправить в хадж другого человека вместо себя. Во время хаджа женщина должна соблюдать следующие правила: 1. Если совершаемый женщиной хадж является дополнительным (сверх обязательного), то она должна спросить разрешения у мужа, потому что у нее есть определенные супружеские обязанности, а муж вправе запретить ей совершать дополнительный (сверх обязательного) хадж. 2. По единодушному мнению всех мусульманских ученых женщина может совершать хадж или малое паломничество ('умру) вместо мужчины, а также вместо другой женщины, независимо от того, является она ее дочерью или нет. 3. Если у женщины в дороге начнутся месячные или послеродовое кровотечение, то ей следует продолжить свой путь и совершить хадж, делая все то, что делает женщина в состоянии ритуальной чистоты, кроме обхода Ка'бы (таваф). Если это случится во время облачения в ихрам, то ей следует войти в состояние ихрам, ибо намерение войти в это состояние не обусловлено ритуальной чистотой. 4. Входя в состояние ихрам, женщина делает то же, что и мужчина: совершает полное омовение, подстригает ногти, сбривает волосы там, где это необходимо. Ей также не возбраняется умастить свое тело благовониями без сильного запаха, ибо Айша, да будет доволен ею Аллах, в одном из хадисов сказала: "Однажды мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и, облачившись в ихрам, намазали свои лбы мускусом. Когда мы потели, мускус начинал течь по нашим лбам, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел это, но не стал ничего запрещать" (Абу Дауд).
Вопросы, касающиеся женщин Чадра и перчатки. Украшения и прозрачные платья. Громкое произнесение тальбиййи. 5. Намереваясь войти в состояние ихрам, женщине следует снять с себя чадру, если она ее носит, а при виде посторонних мужчин она может прикрывать свое лицо одеждой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Женщина в состоянии ихрам не должна надевать чадру (аль-Бухари). Также она не должна надевать перчатки, а чтобы не показывать кисти своих рук посторонним мужчинам, она может накрывать их своей одеждой. 6. Женщина в состоянии ихрам может носить любую одежду, если она без украшений, не похожа на мужскую одежду, не облегает ее тело, не прозрачная и не короткая настолько, чтобы обнажать ее руки или ноги. Ее одежда должна быть широкой, свободной и плотной. Все знатоки ислама сходятся на том, что женщине в состоянии ихрам разрешается носить сорочку, рубаху, шаровары, платок и закрытую обувь. Ей не обязательно носить одежду строго определенного цвета, например зеленого, наоборот, цвет одежды может быть любым - красным, зеленым, черным и т.д. Кроме того, ей также разрешается переодеваться в другую одежду. 7. Войдя в состояние ихрам, женщина должна произносить слова тальбиййи тихим голосом так, чтобы едва слышать саму себя. При этом ей порицается повышать голос, дабы не искушать мужчин. Именно по этой причине женщине не разрешается возглашать азан и икамат, а во время намаза, чтобы сообщить имаму о его ошибке, она только хлопает, а не говорит "Субхан-Аллах", как это делают мужчины.
Вопросы, касающиеся женщин
Теснить мужчин. Ускорять шаг во время са'и и тавафа. Открывать правое плечо во время тавафа. 8. Женщина должна обходить Ка'бу полностью прикрытой, не повышая голоса, притупив взор и не тесня мужчин, особенно у Черного камня и Йеменского угла. Она должна совершать обход как можно дальше от Ка'бы, потому что теснить мужчин - это страшный грех, а близость к Ка'бе и целование Черного камня - сунна, выполняемая по мере возможности, и женщине не следует совершать грех ради выполнения сунны. Также сунной для женщины является издалека показывать рукой в сторону Черного камня в тот момент, когда она проходит мимо него. 9. Женщина совершает обход Ка'бы (таваф) и са'и обычным шагом. Все знатоки ислама сходятся на том, что женщина не должна ускорять шаг ни во время обхода Ка'бы {таваф), ни во время са'и между холмами Сафа и Марва, и что она не должна открывать правое плечо, как это делают мужчины. 10. Что касается женщины, у которой начались месячные, то она совершает все обряды хаджа: входит в состояние ихрам, стоит на Арафате, ночует в Муздалифе и бросает камешки, - единственное, она не совершает обход Ка'бы (таваф), пока не очистится. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Айше, да будет доволен ею Аллах: - Совершай все то, что совершает паломник,но только не обходи Ка'бу, пока не очистишься (аль-Бухари и Муслим). Внимание! Если у женщины сразу после обхода Ка'бы (таваф) начнутся месячные, то ей следует совершить са'и между холмами Сафа и Марва, потому что ритуальная чистота не является условием действительности са'и.
Вопросы, касающиеся женщин Покидают долину Муздалифа заранее. Подстригают волосы. Женщина, у которой начались месячные, не должна совершать прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада). 11. Женщинам из-за их слабости разрешается покинуть долину Муздалифа после того, как скроется луна, и бросить камешки в Большой джамрат (джамрат аль-'акаба) сразу по прибытии в Мину из опасения возможной давки. 12. Женщина во время хаджа и малого паломничества ('умры) подстригает волосы на длину фаланги пальца. Полностью сбривать волосы ей запрещено. 13. Женщина, у которой начались месячные, освобождается от обязанности соблюдать запреты ихрама после того, как бросит камешки в Большой джамрат (джамрат аль-'акаба) и подстрижет волосы на голове. Однако для мужа она станет доступной только после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада). Если же она позволит ему овладеть собой прежде этого, то в качестве искупления ей необходимо будет принести в жертву барана и раздать мясо животного беднякам в Мекке. 14. Если у женщины после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада) начнутся месячные, то после завершения обрядов хаджа ей разрешается уехать, потому что на нее в этом случае не возлагается обязанность совершить прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада) перед отъездом. В одном из хадисов Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: "У Сафии бинт Хуяй после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада) начались месячные. Я сказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил меня: "Она нас задерживает?" Я сказала: "О посланник Аллаха, она совершила обход Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада), а месячные начались у нее уже после обхода". И он сказал: "Тогда пусть уезжает [из Мекки]" (аль-Бухари и Муслим). Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям попрощаться с Домом Аллаха прежде, чем они покинут Мекку, и освободил от этой обязанности женщин, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение.
Порядок посещения Мечети пророка
Медина - это город, в который переселился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и в котором он остался жить. В этом городе находится Мечеть пророка (аль-масджид ан-наба-ви) - одна из трех мечетей, ради совершения намаза в которых следует отправляться в дальний путь, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: - Отправляться в дальний путь есть смысл только ради посещения трех мечетей: Мечеть аль-Харам Мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует Мечеть аль-Акса Заметим, что посещение Мечети пророка не является условием действительности хаджа или каким-то обязательным обрядом. Более того, оно не имеет никакого отношения к хаджу, и для этого не нужно входить в состояние ихрам, а посещать Мечеть пророка можно в любое время. Если же Аллах предоставляет человеку возможность увидеть Заповедные земли, то ему непременно следует побывать в Медине, чтобы совершить намаз в Мечети пророка и поприветствовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ведь один намаз в Мечети пророка лучше тысячи намазов в любой другой мечети, за исключением Мечети аль-Харам в Мекке. Намаз в Мечети аль-Харам в Мекке приравнивается к ста тысячам намазам в любой другой мечети. Медина - город пророка Прибыв в Мечеть пророка, следует сделать следующее: - Войти в мечеть с правой ноги со словами: Бисми-Лляхи, ва-с-саляту ва-с-саляму 'аля расули-Лляхи А'узу би-Лляхи-ль-'Азыми, ва ваджхихи-ль-карими, ва сультанихи-ль-кадими мина-шшайтани-р-раджими. Аллахумма-фтах ли аб-ваба рахматика! "Именем Аллаха, и да будет благословение и приветствие посланнику Аллаху! Я прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!" - Эти же слова следует произносить при входе в любую другую мечеть. Войдя в Мечеть пророка, следует совершить приветственный намаз в два рак'ата, лучше всего - в Рауда, но если такой возможности нет, то в любом другом месте внутри мечети. После этого необходимо подойти к могиле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встать к ней лицом и поприветствовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тихим голосом произнеся: Ас-саляму 'аляйка, аййуха-н-набиййу ва рах-мату-Ллахи ва баракатуху! ва салли 'аляхи... "Приветствую тебя, о пророк, милость тебе от Аллаха и Его нескончаемое благо! И да благослови его...". Также можно произнести следующие слова мольбы: Аллахумма, атихи-ль-василята ва-ль-фады-лята, ва-б'асху-ль-макама-ль-махмуда-л-лязи ва'адтаху Аллахумма, аджизихи 'ан умматихи афдаля-ль-джаза "О Аллах! Даруй ему аль-Василя и высочайшее положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему! О Аллах! Даруй ему за его народ лучшую награду!"
Порядок посещения Мечети пророка
Затем посетитель должен пройти немного вправо, остановиться у могилы Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, поприветствовать его и попросить у Аллаха милости и прощения для него ... Затем посетителю следует снова пройти немного вправо, остановиться у могилы Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, поприветствовать его и попросить у Аллаха милости и прощения для него... Внимание! Некоторые посетители Мечети пророка совершают ошибки из разряда недопустимых нововведений (бид'ат), которые не имеют под собой основы и о которых сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не передавали нам никаких сведений ... Такими ошибками являются: Обтирать свое тело руками после прикосновения к решеткам комнаты пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и к стенам самой мечети. Поворачиваться лицом к могиле во время обращения к Аллаху с мольбами. Правильно - поворачиваться во время обращения к Аллаху с мольбами в сторону Киблы. Что является сунной для посетителя Мечети пророка 1. Посещение кладбища аль-Баки', на котором покоятся многие сподвижники, в том числе и третий халиф, Усман ибн Асрфан, да будет доволен им Аллах. 2. Посещение могил сподвижников, павших во время битвы при Ухуде, среди которых Хамза ибн Абдульмутталиб, да будет доволен ими Аллах. Придя на могилы следует поприветствовать покойников и помолиться за них, как учил своих сподвижников пророк, да благословит его Аллах и приветствует: Ас-саляму 'аляйкум, ахля-дияри миналь-му'минина ва-ль-муслимин(а)! Ва инна инша Аллаху бикум ляхикун(а). Ас'алю-Ллаха ляна ва лякумуль-'афия! "Мир вам, о покоящиеся здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. И я прошу Аллаха о нашем и вашем избавлении!" (Муслим). Также сунной является: 3. Посещение мечети Куба - первой мечети в исламе - и совершение в ней намаза, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Сахля ибн Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Кто очистится в своем доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней намаз, будет вознагражден так же, как если бы он совершил малое паломничество ('умру). В "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, приводится хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходил в мечеть Куба пешком или верхом и совершал в ней намаз в два рак'ата. 4. Больше в Медине нет никаких мечетей и никаких мест, которые следовало бы посетить. Поэтому нет необходимости утруждать себя лишними визитами и посещениями, за которые человек не получит от Аллаха никакого вознаграждения.
Слова мольбы (ду'а) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Лучшей мольбой является та, с которой мы обращаемся к Аллаху в День стояния на Арафате, а лучшим из того, что было сказано мной и другими пророками до меня, являются слова: "Нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может" (Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарикя ляху ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хуа 'аля кулли шай'ин кадир). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: - Самыми любимыми словами для Всевышнего Аллаха являются четыре фразы: "слава Аллаху, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик" (субхана-Ллахи, ва-ль-хамду ли-Лляхи, ва ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар). Необходимо как можно чаще повторять эти и другие встречающиеся в Коране и сунне слова поминания Аллаха (зикр) и мольбы (ду'а), произнося их искреннее и с душой. Их следует повторять всегда и везде, особенно, на этой священной земле и в этот великий день. Вот некоторые из них: "Субхана-Ллахи ва бихамдихи, субхана-Лла-хи-ль-'Азым" (Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому).
"Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-з-залимин" (Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, я был одним из несправедливых!).
"Ля иляха илля-Ллаху, ва ля на'буду илля ийй-аху, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-фадлю, ва ляху-с-сана'у-ль-хасан" (Нет бога, кроме Аллаха, только Ему мы поклоняемся, Ему принадлежит вся милость и только Ему мы воздаем добрую хвалу!).
"Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ляху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафирун(а)" (Нет бога, кроме Аллаха, [взывайте же к Аллаху] проявляя искренность в вере, даже если это ненавистно неверующим!).
"Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях(и)" (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха).
"Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кына 'азаба-н-нар(и)" (Господь наш, даруй нам добро в этом мире и в мире вечном и защити нас от мучений ада).
Всевышний Аллах сказал: "Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые настолько возгордились, что не поклоняются Мне, войдут в Геенну униженными". (Сура "Прощающий")
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - Поистине, Всевышний Аллах стыдлив и щедр, и Он устыдится раба Своего, если тот возденет к Нему руки [с мольбой], а опустит их ни с чем. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: - Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чем не будет ничего греховного и что не приведет к разрыву родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трех: либо удовлетворит его мольбу уже в этой жизни, либо сделает ее запасом для человека в мире вечном, либо отвратит от него зло, равное по величине тому, о чем он просит. Сподвижники сказали: - Тогда надо больше просить?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: - Аллах дарует больше.
Правила обращения к Аллаху с мольбами
- Искренность. - Сначала следует восславить Аллаха (хамд) и воздать Ему хвалу (сана), потом призвать благословение (салават) на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и лишь затем обратиться к Аллаху с мольбами. Заканчивать мольбу следует так же: восславить и воздать хвалу Аллаху, затем призвать благословение (салават) на пророка, да благословит его Аллах и приветствует. - Твердое намерение и уверенность в том, что мольба не останется без ответа. - Настойчивость в мольбах, но не поспешность. - Чистосердечие. - Взывать к Аллаху необходимо и в горести, и в радости. - Обращаться с мольбами можно только к Аллаху. - Нельзя проклинать свою семью, имущество, детей и самого себя. - Слова мольбы следует произносить в полголоса. - Необходимо признавать свои грехи и молить Аллаха о прощении, а также признавать милость Аллаха и благодарить Его за то, что Он оказывает ее нам. - В мольбе не должно быть притворства. - Преданность мольбе, богобоязненность, любовь к Аллаху и страх перед Его могуществом. - Необходимо получить прощение тех, кто был несправедливо обижен, и покаяться перед Аллахом. - Все слова мольбы следует произносить трижды. - Необходимо повернуться в сторону Киблы. - Необходимо поднять руки во время мольбы. - Прежде, чем обратиться к Аллаху с мольбами, следует совершить омовение, если есть такая возможность. - Обращаться к Аллаху следует вежливо. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мольба - это поклонение Аллаху".
Еще о правилах обращения к Аллаху с мольбами - Сначала следует просить за себя, а потом за других, например: "О Аллах! Прости меня и такого-то". - Просить Аллаха следует называя Его прекраснейшие имена, упоминая о своих праведных делах или посредством мольбы другого праведного человека, который жив. - Пища и одежда просящего должны быть нажиты дозволенным путем (халяль). - Нельзя просить Аллаха о греховном или разрыве родственных связей. - Просящий должен побуждать людей совершать добро, запрещать зло и сам отстраняться от всего греховного.
Времена, когда Аллах внемлет обращаемым к Нему мольбам - Глубокой ночью. - После обязательных намазов. - Между азаном и каматом. - В последнюю треть ночи. - Во время призыва к обязательному намазу. - В дождь. - В определенное время в пятницу. Вероятнее всего в конце дня. - В то время, когда человек пьет воду Замзам с искренним намерением. - Во время совершения земного поклона (сад-жда).
Времена, когда Аллах внемлет обращаемым к Нему мольбам - Обращение мусульманина к Аллаху с мольбой за другого мусульманина. - Обращение к Аллаху с мольбой в День стояния на Арафате. - Обращение к Аллаху с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха. - Обращение родителя к Аллаху с мольбой за своих детей или проклятие родителя, проклинающего своих детей. - Мольба путника. - Мольба почтительного сына за своих родителей. - Обращение к Аллаху с мольбой сразу после совершения омовения, если произнести слова, встречающиеся в Коране и сунне. - Обращение к Аллаху с мольбой после бросания камешков в малый джамрат (аль-джамрат ас-сугра). - Обращение к Аллаху с мольбой после бросания камешков в средний джамрат (аль-джамрат аль-вуста). - Обращение к Аллаху с мольбой внутри Ка'-бы, а также в аль-Хиджр, являющейся частью Ка'-бы. - Обращение к Аллаху с мольбой на холме Сафа. - Обращение к Аллаху с мольбой на холме Марва. - Обращение к Аллаху с мольбой в Заповедном месте (аль-маш'ар аль-харам) в долине Муз-далифа. Нет сомнения в том, что верующий взывает к Своему Господу всегда и везде, где бы он ни находился, ведь Аллах близок к Своим рабам. Всевышний Аллах сказал: "Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и отвечаю на зов молящего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же и они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем" (Сура "Корова"). Однако вышеперечисленным периодам времени, обстоятельствам и местам следует уделять особое внимание.
|