Имам Аль-Бухари |
Автор: Administrator |
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}Имам Аль-Бухари(194 - 256) Аль-Бухари - имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исма'ил ибн Ибрахим ибн Бардазба аль-Джу'фи (194 (810) - 256 (870), великий мусульманский учёный-мухаддис, автор книг "аль-Джами' ас-Сахих", "ат-Тарих аль-Кабир", "аль-Адаб аль-Муфрад" и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбала, аль-Хамиди, Ибн аль-Мадини и их современников. Его учениками были: Муслим, ан-Наса'и, ат-Тирмизи, аль-Фирабри и др. Достоинства этого учёного трудно описать. Он обладал прекрасной памятью и сказал о себе: "Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них - по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, иснада которого я бы не помнил" ("Табакат аль-Ханабиля" 1/275, "Тарих Багдад" 2/10, "Тахзиб аль-Камаль" 1170). Ахмад ибн Ханбаль сказал: "Память закончилась на четырёх людях из Хорасана: Абу Зур'е ар-Рази, Мухаммаде ибн Исма'иле аль-Бухари, Абдуллахе ибн Абд ар-Рахмане ас-Самарканди и аль-Хасане ибн Шуджжа аль-Балхи" ("Тахзиб аль-Камаль" 1171). Свидетельств уникальной памяти этого учёного очень много. Хашид ибн Исма'ил рассказывал: "Абу Абдуллах аль-Бухари сопровождал нас к шейхам Басры, когда он был ребёнком, но ничего не записывал. Мы сказали ему: "Ты сопровождаешь нас, но ничего не записываешь. Что же ты делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Вы очень назойливы и много спрашиваете. Покажите мне, что вы написали". Мы показали ему то, что у нас было: там было более пятнадцати тысяч хадисов. Тогда он прочёл их всех наизусть, да так, что мы сверяли свои записи по его памяти. Затем он сказал: "Вы думали, что я сопровождаю вас попусту и зря трачу своё время?!" Тогда мы поняли, что его никто не сможет превзойти" ("Табакат аль-Ханабиля" 1/276-277, "Тарих Багдад" 2/14-15, "Табакат ас-Сабаки" 2/217). Хафиз Абу Ахмад Абдуллах ибн Ади рассказывал: "Я слышал, как несколько шейхов говорили о том, что в Багдад приезжает Мухаммад ибн Исма'ил аль-Бухари. Когда знатоки хадисов услышали о нём, они собрались и выбрали сто хадисов. Затем они перемешали их иснады и тексты: соединили текст одного хадиса с иснадом другого, а его иснад с текстом другого хадиса. Каждому учёному они дали по десять хадисов, чтобы он прочёл их на собрании у аль-Бухари. Когда собрался народ, поднялся первый из них и спросил аль-Бухари об одном из десяти своих хадисов. Он ответил: "Я не знаю его". Он спросил о следующем, и он опять ответил: "Я не знаю его". Так продолжалось, пока он не закончил свои десять хадисов. Учёные переглянулись и сказали: "Он догадался". А те, кто не знал об этом, смотрели на него, как на беспомощного. Затем поднялся второй учёный и сделал то же, что и первый. Аль-Бухари опять отвечал: "Я не знаю его". Затем поднялся третий, четвёртый, и так все десять. Однако он ничего не прибавлял к словам: "Я не знаю его". Когда он увидел, что они закончили, он повернулся к первому из них и сказал: "Твой первый хадис такой, второй - такой, третий - такой", - и так все десять. Он сопоставил все тексты с их иснадами. То же самое он сделал и с хадисами других учёных. Тогда люди признали его память" ("Тарих Багдад" 2/20-21, "Тахзиб аль-Камаль" 1171, "Табакат ас-Сабаки" 2/218-219). Требования, которые он предъявлял к равиям, были очень строгими, поэтому в его сборнике "ас-Сахих" почти все хадисы достоверны. Абу Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: "Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов" ("Мукаддима аль-Фатх", стр. 484). Сам имам сказал: "Я встречался с более чем тысячью учёных в Хиджазе, Ираке, Шаме и Египте, и я не видел ни одного из них, кто бы расходился в одном - в том, что религия - это слова и дела, и что Коран - это Слово Аллаха". Благородная дань, отданная салафами этому учёному, выражается в словах Йахйи ибн Джа'фара, который сказал: "Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада ибн Исма'ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть - уходом знаний" ("Тарих Багдад" 2/24, "Тахзиб аль-Камаль" 1172).
|