| «Спроси с себя прежде, чем спросят с тебя» Хвала Аллаху, Который сотворил человека, сделал его наместником на земле, наделил его благами и дал право распоряжаться ими. Однако, многие люди забыли, что каждое право автоматически порождает ответственность – спрос за это самое право. Забыв чувство ответственности, человек, порой, становится подобным животному. К сожалению, чувство ответственности потеряли и мусульмане – те о ком сказано в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран. 3:110), а также: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (Коран. 2:143).
Сегодня у мусульман дефицит ответственности… Но так было не всегда. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству».
И лучше всего эти слова понимали сподвижники Посланника Аллаха, да будет доволен ими всеми Аллах. В качестве примера того, каким было чувство ответственности у сподвижников, хотелось бы вспомнить несколько картинок из жизни одного из них – Умара ибн аль-Хаттаба. И, чтобы, эта картина понимания была полной, необходимо узнать каким был этот человек до принятия Ислама, и как эта религия изменила его жизнь. Умар ибн аль-Хаттаб был вспыльчивым и горячим человеком. Когда он узнавал о том, что кто-то из мекканцев принял Ислам он начинал преследовать его и притеснять и прилагал много сил, чтобы препятствовать распространению Ислама. Например, однажды, он долго и сильно избивал одну из рабынь принявшую Ислам. Прекратив побои, он сказал ей: «Поистине, я прекратил бить тебя только из-за усталости». Но есть и другая история, связанная с ним. Сообщается, что Умм Абдуллах бинт Абу Хасма, которая вместе с другими мусульманами совершила переселение в Эфиопию, сказала: «Клянусь Аллахом, когда мы собирались переехать в Эфиопию и Амир ушел за какими-то нашими вещами, пришел Умар ибн аль-Хаттаб, который тогда был еще язычником и причинял нам самые большие обиды, и встал рядом. Он спросил: «Уезжаете, о Умм Абдуллах?» Я сказала: «Клянусь Аллахом, да! Мы уезжаем на землю Аллаха, ибо вы обижали и притесняли нас, и не вернемся, пока Аллах не укажет нам выход». Тогда он сказал: «Да не оставит вас Аллах», и я заметила, что он проявляет сочувствие, чего раньше не было. Потом он ушел, и я думаю, что наш отъезд доставил ему огорчение. Потом пришел Амир со своими вещами, и я сказала ему: «О Абу Абдуллах, если бы ты видел Умара, который только что был здесь, и то, как он сочувствовал нам и жалел нас!» Он спросил: «Ты хотела бы, чтобы он принял Ислам?» Я ответила: «Да». Он сказал: «Но тот, кого ты видела, примет Ислам не раньше, чем примет его осел аль-Хаттаба!». Эта история показывает, что за внешней суровостью Умара скрывались милосердие и сочувствие. Также она говорит о том, что мусульмане слабо верили в то, что такой грубый человек как Умар примет Ислам. Однако, все в руках Аллаха и проходит немного времени и по милости Аллаха Умар ибн аль-Хаттаб становится в ряды сахабов – сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. После этого жизнь Умара меняется, и лучшие качества его характера еще больше усиливаются с момента принятия им Ислама. К этому относится и его чувство ответственности. Например, его чувство ответственности за своих подчиненных. Будучи халифом – главой мусульманского государства, Умар имел привычку выходить по ночам в город, чтобы посмотреть, как живется людям. В одну из ночей, проходя возле одного дома, он стал свидетелем следующей картины: женщина сидела у котла и что-то варила в нем, а плачущие дети кружили вокруг нее и о чем-то ее просили. Он с удивлением спросил ее о том, что происходит. Она ответила, что она бедна, а ее дети голодны, и чтобы хоть как-то успокоить их, она варит в котле камни, чтобы дети подумали, что готовится еда и уснули… Услышав это Умар был поражен. Он сразу же побежал в казну, взвалил на свою спину мешок муки и взял другие продукты и пошел к тому дому. Один из мусульман предложил Умару помощь, на что Умар спросил его: «А в День Суда ты поможешь мне понести мои грехи?!» Умар принес все продукты в дом той женщины. Он своими руками размесил тесто. Он сам стал разжигать и раздувать огонь. Огонь сжигал его бороду, а дым окутывал его лицо. После этого он приготовил еду для этой семьи и сам накормил их. И все это он делал в надежде на то, что хоть как-то загладил свою вину перед Аллахом за своих подчиненных. Или его чувство ответственности за сохранение религии Аллаха. Однажды Умар увидел человека, который как бы из-за смирения сидел, низко склонив голову. Умар ткнул его палкой и сказал: «Эй, ты! Не умерщвляй нашу религию! Поистине богобоязненность в сердцах, а не в согнутых шеях!». Или же его чувство ответственность за свою собственную душу перед Аллахом. Умар ибн аль-Хаттаб умер после покушения, совершенного огнепоклонником по имени Абу Лю’лю’а, который нанес ему шесть ранений кинжалом. Это случилось, когда Умар находился в молитве. После этого покушения Умар прожил еще три дня. От тяжелых ран он терял сознание. Однако, приходя в себя, он сразу же говорил: «Моя молитва! Моя молитва!» и требовал, чтобы ему помогли совершить омовение и намаз. Однако, после этого он снова терял сознание. И так продолжалось несколько раз. Свят Аллах! Человек, находящийся при смерти с тяжелыми ранениями беспокоится за свою молитву… И уже находясь при смерти, Умар произносит: «Горе мне и моей матери, если Великий и Могучий Аллах не простит меня!» Это были слова и поступки человека, который еще при жизни был обрадован Раем… Таков был Умар. И таковыми были все сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И таковыми должны быть все мусульмане. Да, сегодня мусульмане ослабли. Многое нами забыто. Но мы должны пробудиться ото сна беспечности. Мы вновь должны стать лучшей общиной, о которой сказано в Коране. Мы должны вспомнить о чувстве ответственности и отдать должное каждому, кто имеет право. Мы должны вспомнить, что с каждого, кто обладает чем-либо, спросится. И тут самое время воспользоваться советом Умара «Спроси с себя прежде, чем спросят с тебя». |