В последнее время часто звучит вопрос: может ли мусульманка работать или ее наилучший удел – дом и семья? Стоит сказать, что каких-то пару сотен лет назад такого вопроса вообще не существовало, считалось вполне естественным даже в Европе, что женщина создана для дома и семьи. Или как говорят немцы: «для женщины три вещи: дети, кухня, церковь, а все остальное ее не касается».
Но это Европа, в которой подобное положение женщин в итоге сформировало феминизм, – как движение за права женщин. Феминистки сейчас слишком укрепили позиции, и женщины не хотят выходить замуж и рожать детей только потому, что они в таком случае лишатся карьерного роста. Так что на Западе вопрос стоит ребром: или работа или дом – третьего не дано.
Однако на Востоке дела обстоят иначе. Более 14 веков тому назад женщине не просто было дано разрешение работать, но и зарабатывать, и использовать заработанные средства на свое личное усмотрение, а не на содержание семьи.
В Исламе четко проговорено, что ответственность по содержанию семьи несет на себе мужчина, даже в том случае, если его супруга больше зарабатывает. Ну а женщина несет ответственность за детей и довольство домочадцев.
При этом такой вариант, как работа по дому, в Коране и хадисах четко не закреплен за каким-то одним членом семьи, что и дало начало для множества толкований и вынесения большого количества фетв (богословско-правовых положений), которые зачастую дают совершенно противоположные варианты.
Можно, конечно, следовать за любой из них – это право каждого мусульманина. Но если вдруг супруг придерживается обратного мнения? Долго ли сможет просуществовать такая противоречивая семья?
Начнем сначала – а именно, почему женщина работает по желанию и имеет право тратить свои деньги, куда угодно, а семью должен содержать муж?
Казалось бы, очень несправедливо по отношению к мужчинам. Тем более, что женщина вполне в состоянии заработать больше. Но это относительно. Мужчина по своей изначальной сути, по психологическим характеристикам создан как добытчик, а равноправное положение женщины в этой области сводит на нет его права над ней. Надо отметить, что мужчина, кроме всего еще и собственник, – это его жена, его дети… Неужели он не в состоянии содержать свою семью?
Поэтому зарабатывающая женщина, которая содержит мужа и детей, по большому счету не воспринимается мужчиной как его, в таких семьях муж часто теряет свое достоинство и становится чем-то вроде «переходящего приза» в руках женщин, которые борются за право его содержать.
Внутреннее противоречие таких мужчин: чаще всего они становятся либо домашними тиранами (мужчина, не вынеся противоречивой борьбы становится домашним деспотом, зачастую с применением физической силы – дабы доказать, что он главный), либо к подкаблучником, которому в принципе безразлично все, лишь бы кормили и ублажали (по сути, это уже не мужчина, а некое полусловесное домашнее животное), а решение всех проблем ложится на женщину.
Всего этого позволяет избежать Ислам, в котором именно на мужчине лежит содержание семьи.
К слову сказать, ведь и для женщины, постоянно содержащей свою семью, ноша может оказаться непосильной. Часть времени она ждет ребенка, потом кормит его и ухаживает за ним. Если мужчина не в состоянии помочь ей в этом, хотя бы и материально, то, в первую очередь, пострадает ребенок. Ни непосильная работа во время беременности, ни ранний перевод на искусственное питание (из-за того, что женщина должна опять идти на работу) не добавят ребенку здоровья.
Да и потом, многие дети достаточно часто болеют – опять чаще всего с работы на это время уходит мама, она просто психически не может трудиться в полную силу, когда знает, что дома у нее больной малыш, пусть даже при нем все родственники и половина городской поликлиники. Ребенка женщина всегда ощущает как часть самой себя, и его болезнь гораздо с большей силой бьет именно по матери.
Но теперь оборотная сторона медали, т. е. мнение тех, кто абсолютно запрещает женщине работать вне дома, считая ее уделом только семью и хозяйство.
Сказать, что это непреложная истина не получится. Четко прописано только одно, чтобы женщина заботилась о муже, детях, ну и конечно «в Рай суждено войти только тем женщинам, муж которых был доволен ими». Вот как раз это «довольство мужа» трактуется достаточно широко.
Муж по-сути может быть недоволен всем, начиная с пережаренной курицы, заканчивая недоглаженными шнурками ботинок. И если первое – справедливо, то второе - скорее всего, желание занять жену чем-то еще.
Все же – муж в жизни любой женщины стоит на втором месте после Аллаха. И его желания должны исполняться, а за их разумность отвечать будет он сам.
Многие женщины в своем желании работать не только дома заходят слишком далеко, не обращая внимания на то, что муж недоволен, что дети не воспитаны, что дома разруха… Именно в этом случае муж обладает исключительным правом «засадить» жену дома и никуда не отпускать ее до того, как она не приведет в порядок то, за что будет ответственна перед Аллахом. Это не только право мужчины, но и его прямая обязанность.
Однако иногда получается и так, что женщина справляется со всем: муж доволен, дети замечательно воспитаны, дома все блестит, но… муж на работу не пускает! Тут надо искать причины: возможно, он боится, что дома вы потом справляться не будете, что будете много времени общаться с мужчинами по роду своей деятельности, что будете зарабатывать больше него…
А, возможно, он просто хочет еще одного ребенка, а беременность и работа в большинстве случаев несовместимы. В любом случае – подобная ситуация должна решаться на своего рода семейном совете, а не в ходе очередных домашних скандалов. Причины всегда есть – просто надо постараться их отыскать.
Если муж категорически против работы вне дома, но не против работы как таковой – то можно поискать вариант работы в Интернете. Нельзя сказать, что все подойдут, но что-то найдется. Кроме того, через Интернет можно распространять знания об Исламе, учить иностранные языки, у части ВУЗов (правда пока в большинстве случает заграничных) есть возможность дистанционного обучения. Вариантов дополнительной занятости даже находясь дома очень много. Даже если нет Интернета, то можно приобрести пару книг на интересующие темы и проштудировать их. Даже если это будет просто пособие по кулинарии. Кто знает, может через несколько лет это приведет к открытию вашего личного кафе-халяль?
Конечно, важна и специальность женщины, которую она получила до замужества. Если она инженер, или секретарь, то особого смысла работать по этой специальности нет. Если она экономист, бухгалтер, юрист, то может вполне работать и дома, занимаясь дистанционным консультированием или тоже дома, но уже в качестве полноправного сотрудника совместной с мужем фирмы. Если она имеет отношение к литературе или искусству, то для надомной работы вообще никаких ограничений (кроме желаний мужа) нет никаких.
Однако есть такие специальности, которые никак не могут быть ограничены стенами дома в силу своей социальной необходимости. Это должны понимать не только женщины, но и мужчины. Например, врачи, педагоги, социальные работники.
Для мусульман России сейчас большая роскошь прийти на прием к врачу-мусульманину, отдать ребенка в мусульманскую школу, нанять для ухода за больными родителями сиделку-мусульманку! Здесь вместо того, чтобы запрещать работать, лучше объединиться с единомышленниками-мусульманами и открыть больницу, детский сад и школу, социальное агентство работающие по законам Ислама.
Конечно, мужчина может поступать в соответствии со своими интересами и согласно им решать: может ли его личная жена работать, но разумный человек будет действовать еще и в интересах уммы, столь еще непрочной в условиях России.
На минуту можно отвлечься и представить себе мир, в котором все женщины работают только дома. В таком мире – девочки останутся без образования (раз нет женщин-учителей), женщины не смогут воспользоваться медицинской помощью (раз нет женщин-врачей), в искусстве и литературе, современной журналистике женские темы не будут освещены (поскольку только женщина сможет по существу оценить подобную тематику)… Мрачновато получается – не правда ли.
К слову сказать – женщины во времена Пророка (мир ему) и праведного халифата работали, конечно с соблюдением законов Ислама и никто ничего особенного в этом не видел. Это было нормально.
С другой стороны есть и совсем неординарные семьи, в которых муж не против, а только «за» то, чтобы жена работала или занималась общественной жизнью, а жена этого не желает и упорно пытается оставаться только дома у очага. Жизнь вообще сложная штука…
Наверно правы те, которые считают устройство семьи делом родителей. Ведь в таком случае обговаривается не только свадьба, но и пожелания сторон о том, сможет ли девушка продолжать свое образование, работать, вести общественную жизнь после замужества, если она этого хочет. Уже до свадьбы становится известно, в какие условия она попадет (соответственно и будущий супруг знает, кого он берет в жены: «социальную активистку» или «домашнюю курочку»), и если их мнения о семейной жизни не совпадают, то есть еще шансы избежать явно несчастливого брака.
В условиях современности знакомства чаще всего случайные, брак зачастую поспешный и иногда еще – тайный, что не дает никаких шансов на холодные и разумные рассуждения о том: а подойдем ли мы друг другу в качестве супругов на всю оставшуюся жизнь? Хорошо, если так получится и характеры, и точки зрения совпадут. А если нет – несчастный муж, жена, дети (если они успеют появиться до чаще всего неизбежного развода). Таковой ли должна быть мусульманская семья, по хадисам - самая гармоничная в мире.
Наверно именно поэтому ни в Коране, ни в Сунне нет четко оговоренных правил о возможности или нежелательности работы женщин. Ведь это решение необходимо принимать конкретное для каждой отдельной ячейки общества, с учетом интересов всех ее членов.
Фатима Манзур |