Одним из знаменитых алимов, который сумел заглянуть в глубины наук, и авлия, достигшим вершин совершенства, был Юсуф Аль-Хамдани. Разрешение на обучение мюридов он получил из Хорасана. В его дворе часто можно было увидеть большой джама?ат, состоявший из видных алимов и авлия. Они очень уважали и доверяли ему, находились под его руководством и были его воспитаниками. Пусть Аллах возвеличит его тайны.
Аль-Хамдани родился в 440 году в городе Хамдани в Иране. Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился в Багдад, и там изучил исламские науки мазхаба Имама Аш-Шафии у Шейха Ибрагима ибн Али бин Юсуф Аль-Фируз Абади. Он также усердно посещал уроки Абу Исхака Аш-Ширази. Несмотря на то, что по своему возрасту он был младше своих товарищей, он опережал их всех по уровню своих знаний.
Его авторитет и знания, особенно по фикху и связанных с ним науками, росли день ото дня. Он слушал проповеди хатибов Багдада, Исфахана, Бухары, Хорасана, Хорезма и других высокочтимых алимов. Таким образом он в совершенстве овладел знаниями Шариата. В результате служения Всевышнему, тренировки тела и нафса, их воспитания, он стал авсом своего времени. В Багдаде очень высоко оценили его проповеди и духовное величие.
После этого он переселился в город Марва и остался жить там. Его друзьями и сподвижниками были Шейхи Абдулла аль Джувайни, Хасан Ас-Сумнани, Абу Али Аль-Фармади. Имам мазхаба имама Аш-Шафии своего времени Абу Саид Абдуллах ибн Абу Асрун рассказывал: ?Чтобы овладеть науками, я приехал в Багдад. Со мной был еще ибн Сака, который приехал, чтобы изучить науку низам. Мы навещали больших, общепризнанных, достойных алимов. В Багдаде был один человек, которого все называли авсом. В любое время он появлялся и в любое время исчезал. Я вместе с ибн Сака и юношей Абдулькадыром, приняли решение пойти к нему. Когда же мы собрались идти к нему, то Ибн Сака сказал: ?Давайте зададим ему вопрос, на который он не сможет дать ответ?. Я тоже добавил: ?Зададим ему вопрос и подождем, что он ответит?. Шейх Абдулькадыр же сказал: ? Пусть Аллах убережет нас от таких мыслей и дел?. Мы вошли к нему, но увидели его только по прошестви часа. Шейх Юсуф Аль-Хамдани с недовольством посмотрел на Ибн Саку и сказал: ?Говори, Ибн Сака, что это за вопрос, ответ на который я не знаю??. Вслед за этим он продолжил: ?Вот это твой вопрос и ответ на него таков. Я вижу, что в тебе тлеет огонь неверия?. Потом, посмотрев на меня, сказал: ?О, Абдулла, это ты задаешь мне вопрос, и ждешь, как я отвечу. Ответ на него вот такой?. И проговорил: ? Из-за слабости адаба, и возникшей на этом болезни, для тебя этот мир превратился в дополнительный зуб?. Потом он посмотрел на Шейха Абдулькадыра,приблизился к нему, уважительно дал ему салям и сказал: ?Ты, воистину, из-за улучшения адаба удовлетворил Аллаха и его Пророка, мир ему и благословение. Вижу, что со времени приезда в Багдад, ты мое кресло сильно поднимаешь, перед всеми постоянно говоришь, что я выше всех авлия. И я вижу авлия твоего времени, как они склонили свои головы, возвеличивая тебя?. Потом, исчезнув из поля нашего зрения, он еще добавил: ?Уже сейчас проявились признаки сближения Абдулькадыра со Всевышним Аллахом, и с этим все согласны, это все видят?. Авлия его времени, т.е. Абдулькадыра Гелани, тоже сделали точно такое же заключение.
Последующие годы жизни показали, насколько глубоко знающим науку был Шейх Юсуф Аль-Хамдани. Проведя многие годы в Марве, он переселился в Герат, находящийся на севере Афганистана и прожил там долгое время. Марванцы очень просили его, чтобы он вернулся жить обратно к ним. Оттуда он переехал в город Бамийин, находящийся на земле Хорасана, недалеко от города Герат. По истечении времени, он со своим баракятом вернулся в город Марва, на место, предназначенное для его величия. Его могила и зиярат находятся там.
Юсуф Аль-Хамдани умер в 535 году в месяце Раби уль-Аууаль. У него, пусть его тайны возвеличит Аллах, было большое количество мюридов по всему миру, т.е. тех, кто воспринял его науку, и тех, кому он помог стать на путь Истины.
Свое дорогое наследство и иджаза Хамдани передал Шейху Абдульхалику Аль-Гуждувани. |