ОСНОВЫ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ОСНОВЫ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ

Расскажем о том прочном фундаменте, на котором каждый может выстроить собственный небоскреб духовности с мирским и вечным благополучием, причем у всякого из людей получится свое количество и качество этажей, собственная внутренняя отделка и орнамент. Фундамент же состоит из шести “строительных” блоков веры и пяти – религиозной практики.

6 БЛОКОВ ВЕРЫ

1. Вера в Бога, Господа миров.

“Ваш Бог – лишь Господь [миров, трансцендентный, сотворивший все и вся лишь повелением “будь”]. Нет бога, божества, кроме Него Одного” (Св. Коран, 20:98).

“Ваш Бог – Бог один, нет иного бога, божества, кроме Него. Милость Его безгранична и вечна” (Св. Коран, 2:163). 

Слово “Бог” на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное – это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.

На арабском языке “Бог” звучит как “Аллах”. Слово это состоит из двух частей – определенного артикля “аль” и слова “иляхь” (бог, божество), что дословно переводится как “определенный Бог”. Говоря на арабском “Аллах”, любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, которые раскрывают отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). 

***

 Вопрос. Скажите, пожалуйста, где находится Аллах (Бог)?

Ответ. Всевышний не постижим человеческим разумом, не ограничен ни местом, ни временем. “Нет ничего, подобного Ему” (Св. Коран, 42:11). 

2. Вера в ангелов, которые не имеют пола и во всем покорны Богу.

Они сотворены из света и все без исключения абсолютно безгрешны, падших среди них нет[1]. Распространенное мнение, что Сатана – это падший ангел, не соответствует истине: в Коране сказано, что он был из числа джиннов, сотворенным из огня.

“Ангелы не высокомерны пред поклонением Всевышнему [для них это абсолютно естественно] и неустанны [в поклонении]. Возвеличивают они Его ночью и днем и не ослабевают [не устают от этого]” (Св. Коран, 21:19,20).

Господь дал каждому человеку в сопровождение ангелов-хранителей: “У него впереди и позади находятся ангелы-хранители, сменяющие друг друга. [Ангелы дневной смены заступают вслед за ангелами ночной. Определенное количество ангелов-хранителей оберегают человека днем, а другие – ночью.] Они (ангелы) защищают человека по приказу Господа миров. [Кстати, наличие ангелов не зависит от того, верующий этот человек или нет. Любой пришедший на эту Землю пользуется благами Творца и, в соответствии с Божьим замыслом и мудростью, оберегаем Им. Важно отметить, что если поступает веление Всевышнего относительно какого-либо человека, например, неприятность, которая в наказание или для испытания должна вот-вот его постигнуть, тогда ангелы-хранители отходят, уступая Божьему велению]” (Св. Коран, 13:11).

Помимо ангелов-хранителей и писарей дел людских, существуют еще и ангелы проявления милости Всевышнего, а также те ангелы, которые забирают души людей из этого мира.

 

3. Вера в Священные Писания.

“Они [набожные, богобоязненные люди] – те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения” (Св. Коран, 2:4).

“…Мы низвели Коран на арабском [языке] и детально расписали в нем [возможные] опасности [заблаговременно предупредили о них] ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них [заставит призадуматься]” (Св. Коран, 20:113). 

4. Вера в пророков и посланников Творца.

“Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию]: “Мы уверовали в Бога (Творца всего сущего), в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Я‘кубу (Иакову) и их потомкам, а также – Мусе (Моисею) [Тора] и ‘Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не разделяем между ними [не делим их на своих и чужих, на плохих и хороших, все они для нас одинаково святы и чисты, безгрешны], и мы Ему [Единственному Господу] покорны (мусульмане)” (Св. Коран, 2:136).

“Цель, с которой посылались Нами посланники, – порадовать [передать радостные вести от Творца] и предупредить [предостеречь от опасностей]. Кто уверует и исправится в хорошую сторону, тем нечего бояться, беспокоиться, они не будут опечалены” (Св. Коран, 6:48). 

5. Вера в Судный День.

“[Наступит час и] все, кто на небесах и на Земле, встанут пред Ним в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь, атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознаний людей]… В тот День [в Судный День, уже после воскрешения из мертвых] по зову [ангела] люди будут идти ровно (прямо) [не имея возможности уклониться от заданного курса и направления; или: “его отношение ко всем будет одинаковым”]. Голоса притихнут пред Всемилостивым, слышен будет лишь шепот... Набожные [благонравно и с именем Господа прожившие свою как день пролетевшую мирскую жизнь] будут [почетно] делегациями собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад” (Св. Коран, 19:93; 20:108; 19:85, 86). 

6. Вера в то, что все изначально известно Богу и определено.

“У Него [у Господа] ключи от всего неведомого [недоступного, неизвестного для нас, а также для джиннов и ангелов], об этих вещах известно лишь Ему. Он осведомлен абсолютно обо всем, что на суше и в воде. Он знает о каждом упавшем [на землю] листочке. Любое семя в темноте [в недрах] Земли, все свежее (сочное, нежное, влажное; живое) и сухое (высохшее; мертвое) [то есть каждая мелочь, будь она примечательной или абсолютно незаметной, зафиксирована Господом миров] в Хранимой Скрижали [еще до сотворения мира]” (Св. Коран, 6:59).

Все хорошее и плохое[2] – от Творца. Человек движется по жизни на основе своего желания и выбора, за правильность и неправильность которых он будет отвечать пред Господом в Судный День.

“Не постигает кого-либо беда, кроме как по дозволению Всевышнего. Кто уверует в Бога, сердце того будет на верном пути [он будет понимать суть происходящего, анализировать события и явления, не будет отчаиваться, зная, что постигшие его трудности или беды разрешимы по милости Творца]. Аллах ведает обо всем” (Св. Коран, 64:11).

“Он – Аллах (Бог, Господь, Властелин всего и вся) на небесах и на Земле [власть Его ничем не ограничена]. Он знает ваши тайны и явь [мотивацию, восприятие, результат], а также то, что вы делаете” (Св. Коран, 6:3).

Ученый-богослов имам аль-Куртуби говорил: “Воистину, Аллах – и ничто не сравнимо с Ним – определил все и вся, то есть абсолютно осведомлен о размерах и сроках, положениях и состояниях, а также о каждой единице времени и всем, что в ней произойдет, причем еще до сотворения. Определив, Он пожелал это, и все происходит в соответствии с Его изначальным знанием и во взаимосвязи с Его абсолютной властью. Люди имеют свою долю участия во всем этом, и Всевышний дает им облегчение силой Своею, благословением, внушением и вдохновением”[3]. То есть Господь предоставил нам некую “матрицу” человеческой жизни, вариантов путей в ней – бесконечное многообразие. Человек, совершая какие-либо поступки, строя взаимоотношения с другими людьми, определяя приоритеты внутри своей души, прокладывает собственный путь в этой схеме. Каждому дана свобода выбора, и результат в вечности он получит именно за него.  

5 БЛОКОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ

1. Проговаривание свидетельства, что нет Бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад – Его раб и посланник[4].

“Мы ниспослали тебя [Мухаммад] с Истиной в качестве несущего радостную весть и предупреждающего (предостерегающего увещевателя, предвестника)” (Св. Коран, 2:119). 

2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.

“Возноси хвалу Господу [молись, наполняясь чувством благодарности пред Ним] до восхода солнца [совершай утреннюю молитву] и перед закатом [послеполуденную молитву], восхваляй Его в часы ночи [читая ночную молитву], в начале дня [полуденную молитву] и в конце [выполняя вечернюю молитву-намаз], дабы мог ты обрести истинное счастье” (Св. Коран, 20:130)[5]. 

3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.

“О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными” (Св. Коран, 2:183).

“Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения [чтобы отличить истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть соблюдает [пост] в другие дни. Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей, чтобы полноценно смогли совершить вы пост и возвеличить Господа за то, что Он вывел вас к пути истинному, – может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!” (Св. Коран, 2:185). 

4. Выплата закята.

“Благороден тот… кто дает из своего [праведно приобретенного] имущества, любя его [с трудом зарабатывая, собирая для тех или иных личных нужд, стремясь увеличить достаток, удел: нуждающимся в помощи] родственникам, сиротам [помогая им, в первую очередь, в воспитании, получении хорошего образования и овладения мастерством, то есть в приобретении житейской самостоятельности], бедным[7], путникам, [по праву нуждающимся] просящим[8]…” (Св. Коран, 2:177).

“Расходуйте же во имя Бога! [Умейте потратиться не только на свои сугубо личные интересы и потребности, но и на нужды других, делая это безвозмездно, никогда в последующем не напоминая им об этом, не попрекая их]” (Св. Коран, 2:195). 

5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы один раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей.

“Ради Господа Бога (ради Всевышнего) совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно) [выполняя все необходимые действия, а, начав, следует довести ритуал до конца]. Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим]” (Св. Коран, 2:196)[9].

***

В последние несколько лет в мусульманской молодежной среде стало особенно “модным” употреблять слово “кяфир” не только в отношении представителей другого вероисповедания, но и в отношении этнических мусульман, не выполняющих религиозную практику. Поэтому, думаю, стоит расставить точки над i и выяснить, кто же “кяфир”.

Такая характеристика человеческой бездуховности, как “неверующий”, “атеист”, обозначается в кораническом тексте словом “кяфир”, которое переводится с арабского языка как скрывающий (веру), отрицающий (блага Господа), неблагодарный, неверующий, безбожник. Если пояснять смысл и значение данного слова как религиозного термина, то оно заключает в себе несколько понятий:

– отрицание сердцем и словом своей вероубежденности (куфр аль-инкяр, т.е. полное отрицание Бога);

– внутреннее согласие с пророческими миссиями посланников Божьих, включая Мухаммада, но отрицание этого языком (куфр аль-‘инад, т.е. упрямство);

– отсутствие веры в сердце, но присутствие ее на языке (куфр ан-нифак, т.е. лицемерие);

– исключение себя из числа верующих посредством слов, действий или убеждений (куфр милля, т.е. вероотступничество) [10].

*** 

“Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа “эй, враг Божий”, а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры], тогда данная [“смелая”] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком многое на себя взял,  ведь это было не его право и не его забота]”[11].


[1]См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 141.

[2] Плохим Он испытывает людей или наказывает.

[3]См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 202, 203.

[4]Первый шаг религиозной практики мусульманина (мусульманки) – проговаривание слов “ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах” (“я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник”), согласившись с их смыслом душой и разумом. Наличие свидетелей для данной процедуры, совершаемой в первую очередь пред Богом, необязательно.

[5]Подробнее о совершении молитв-намазов см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. М., 2008. С. 125–169.

[6]Подробнее о закяте и посте см., например: Аляутдинов Ш. Пост и закят.

[7] Бедным является тот, кто имеет некоторый достаток, но этого дохода ему явно не хватает даже на удовлетворение самых необходимых нужд, и это ставит его в ущемленное, а порой и унизительное положение.

[8] Подробнее о попрошайничестве см.: Аляутдинов Ш. Реальность. М., 2006. С. 87-89

[9] Подробнее о хадже см.: Аляутдинов Ш. Мусульманское право. М., 2006. С. 405–443.

[10] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха‘ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 383.

[11] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, хадис № 1735, “сахих”.