Сахих Муслим (часть83)
Автор: Administrator   
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

О нежелательности принимать должность повелителя без крайней не­обходимости

1725. Передают от Абу Зэрра, сказавшего: "Я спросил Посланника Алла­ха, мир ему и благословение Аллаха: "Не наймешь ли ты меня на работу?" Он сказал: "И он ударил своей рукой меня по плечу, а затем произнёс: "О, Абу Зэрр, ты ведь слаб! Ну а это - аманат, который в День Представания может обернуться позором и сожалением, кроме того, который держал его в истине и исполнял то, к чему он обязывает".

1826. Абу Зэрра сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благослове-ние Аллаха, произнёс: "Абу Зэрр, я вижу, что ты слаб. Но я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому. Не будь повелителем хотя бы и для двоих, и не взваливай на себя ответственность за имущество сироты".

О достоинстве справедливого имама и о возмездии для несправедли­вого к пастве имама и о воспрещении обременять её непосильными

обязанностями

1827. Ибн Нумайр и Абу Бакр сказали: "Он передавал это от Пророка, мир

527ему и благословение Аллаха, в хадисе Зухайра, сказав: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Истинно, взвешивающие правиль­но - перед Аллахом на кафедрах из света - по правую руку от Милостивого. Всепочитаем Он и Всеславен. При этом обе Его руки - правые. Они те, кото­рые поступают справедливо в своём правлении, в своей семье и во всем другом, за что они отвечают".

1728. Абдуррахман Ибн Шаммас сказал: "Я пришёл к Аише спросить её о чём-то определённом. И она спросила: "К кому относишься ты?" И я ответил: "Мужчина из жителей Египта". И она спросила: "Как вёл себя ваш спутник в тех ваших боевых походах?" И он ответил: "Он вел себя так, что нам не за что было мстить ему. Когда у одного из нас умирал верблюд, он давал ему верблюд, если умирал раб - он давал ему раба. Если некто нуждался в сред­ствах, он давал ему эти средства". И она произнесла: "Однако же то, как он поступил с моим братом Мухаммадом Ибн Абу Бакром, не помешает мне сообщить тебе о том, что я слышала от Посланника Аллаха, мир ему и бла­гословение Аллаха, произнёсшего это в этом моём доме: "Боже, если некто взвалил на себя ответственность за мой народ и отяготил их, то отяготи его! А если некто, взвалив на себя ответственность за мой народ, был к ним мя­гок, то и Ты будь мягок к нему!"

1829.  Передают от Ибн Умара, от Пророка, мир ему и благословение Ал­лаха, что он сказал: "Каждый из вас - пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве. Так, повелитель, который (правит) людьми - пастух и он бу­дет спрошен о его пастве. И мужчина - пастух жителей своего дома и он будет спрошен о них. Женщина - пастушка дома её мужа и его детей и она будет спрошена о них. Раб - пастух богатства его господина и он будет спро­шен о нём. О, да! Каждый из вас - пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве!"

142-0. Сообщают от Аль-Хасана, сказавшего: Убайдулла Ибн Зияд наве­стил Макыля Ибн Ясара Аль-Музния, когда последний был болен той болез­нью, от которой скончался. И Макыль произнёс: "Сейчас я передам тебе ха-дис, который я услышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Если бы я знал, что мне ещё остается жить, то не стал бы переда­вать его тебе. Я слышал, как Посланник Аллаха, говорил: "Если раб, которо­го Аллах поставил пасти паству, умрёт, и в день, в который он умрёт, он продолжит оставаться обманщиком своей паствы, то Аллах обязательно запретит для него Сад".

142-1. Аль-Хасан сказал: "Ибн Зияд вошёл к Макылю Ибн Яссару, когда тот мучился (от болезни)..." Далее был передан хадис, сходный с предыду­щим, но с добавлением: "Он сказал: "Что же ты не передал мне его до сегод­няшнего дня?" И тот ответил: "Я не передавал его тебе". Или же: "Я и не собирался передавать тебе его".

1830. Аль-Хасын сообщил, что Аиз Ибн Амр, который был один из спутни­ков Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошёл к Убай-дулле Ибн Зияду и последний сказал: "Сынок, я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Истинно, злейшие из пастухов - сокрушители. Берегись же, чтобы тебе не быть одним из них!" И он сказал ему: "Присядь, ведь ты относишься к муке крупного помола, среди

спутников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха!" И он сказал: "А была ли тогда у них мука крупного помола? Ведь мука крупного помола по­явилась лишь после них, и не у них".

О жёсткости запрета на укрывательство военных трофеев

1831-0. Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха, мир ему и благослове­ние Аллаха, поднялся среди нас в один из дней и упомянул об укрыватель­стве военных трофеев. Он занес этот грех в великие, и придал ему большое значение. Затем он произнёс: "Да не встречу я ни одного из вас в День Пред-ставания, несущим на своей шее орущего верблюда. И (этот человек) будет говорить: "Посланник Аллаха, спаси меня!" Но я отвечу: "Я не владею для тебя ничем, потому что уже предупреждал тебя". Да не встречу я ни одного из вас в День Представания, несущим на своей шее ржущего коня. И (этот человек) будет говорить: "Посланник Аллаха, спаси меня!" Но я отвечу: "Я не владею для тебя ничем, потому что уже предупреждал тебя". Да не встречу я ни одного из вас в День Представания, несущим на своей шее блеющую овцу. И (этот человек) будет говорить: "Посланник Аллаха, спаси меня!" Но я отвечу: "Я не владею для тебя ничем, потому что уже предупреждал тебя". Да не встречу я ни одного из вас в День Представания, несущим на своей шее душу, которая будет кричать. И (этот человек) будет говорить: "Посланник Аллаха, спаси меня!" Но я отвечу: "Я не владею для тебя ничем, потому что уже пре­дупреждал тебя". Да не встречу я ни одного из вас в День Представания, несущим на своей шее хлопающую на ветру тряпку. И (этот человек) будет говорить: "Посланник Аллаха, спаси меня!" Но я отвечу: "Я не владею для тебя ничем, потому что уже предупреждал тебя". Да не встречу я ни одного из вас в День Представания, несущим на своей шее нечто молчащее. И (этот человек) будет говорить: "Посланник Аллаха, спаси меня!" Но я отвечу: "Я не зладею для тебя ничем, потому что уже предупреждал тебя".

1831-1. Передают от Абу Хурайры, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянул об укрывательстве военных трофе­ев и причислил этот грех к великим..." Далее он рассказал остаток этого ха-диса: "Хаммад сказал: "После этого я слышал, как Яхья передавал этот же хадис, и он передал его так же, как нам передал его от него Аюб".

О запрещении подарков для рабочих

(Здесь подразумеваются работники, назначенные руководителем государства для исполнения задач по управлению государством - п. п.)

1832-0. Передают от Абу Хумайда Аль-Саидия, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нанял на работу мужчину из пле­мени Апь-Асад, которого звали Ибн Аль-Лютабия". Амр и Ибн Абу Умар ска­зали: "Для сбора милостыни. И когда он прибыл, он начал говорить так: "Это вам, а это мне. Это было подарено мне". Он сказал: "И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал на кафедру, восхвалил Аллаха, воз­дал Ему почести и произнёс: "Что это за работник, которого я посылаю? Ко-торый приходит и говорит: "Это вам, а это было подарено мне". Что же он не

остался сидеть в доме своего отца или в доме своей матери, чтобы увидеть, будет ли подарено ему или нет? Клянусь Тем, в руке которого душа Мухам-мада, тот из вас, кто заполучит что-то от такого (неправедного богатсва) обязательно придет в День Представания, неся на своей шее орущего вер-блюда, или мычащую корову, или блеющую овцу". Затем он поднял свои руки так, что мы увидели белизну его подмышек, и после он произнёс: "Боже, передал ли я?" - Два раза".

1832-1. Абу Хумайда Аль-Саидия сказал: "Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нанял на работу Ибн Аль-Лютабию - мужчину из племени Аль-Азд для сбора милостыни. И он принёс богатства и передал их Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и при этом произнёс: "Это для вас, а это - подарок, который был подарен мне". И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказав ему: "Что же тебе не посидеть в доме твоего отца и матери, вот тогда ты уви­дишь, будет ли тебе подарено что-то или нет!" Затем Пророк, мир ему и благо-словение Аллаха, поднялся для проповеди..." Далее он упомянул хадис, сход­ный с предыдущим хадисом.

1832-2. Передал Хишам от своего отца, от Абу Хумайда Аль-Саидия, ска­завшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нанял на работу по сбору милостыни мужчину из племени Аль-Азд из рода Бану Су-ляйм, которого звали Ибн Аль-Утабия. И когда он пришёл, чтобы рассчи­таться с ним, сказал: "Это ваше богатство, а это подарок". И Посланник Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс: "Что же тебе не посидеть в доме твоего отца и твоей матери, пока к тебе не прибудут подарки, если ть был правдив!" Затем он обратился к нам с проповедью, восхвалив нам Алла­ха и воздав Ему почести. Затем он произнёс: "Итак, я нанимаю мужчину од­ного из вас на работу по контролю за землями, ответственность за которые на меня возложил Аллах. И вот он приходит и говорит: "Это ваше богатство, а это подарок, который был подарен мне". Что же, пусть он сидит в доме своего отца и матери, пока ему не будет принесен его подарок, если он был правдив. Клянусь же Аллахом, если кто-либо из вас возьмет подобное не по праву, то обязательно встретит Аллаха Всевышнего, и будет нести это в День Представания. Да не узнаю же я ни одного из вас, когда он встретит Аллаха, неся орущего верблюда или мычащую корову, или блеющую овцу". Затем он поднял свои руки так, что показалась белизна его подмышек, и произнёс: "Боже, передал ли я? Это видел мой глаз и услышало моё ухо!"

1833. Адиййа Ибн Умайры Аль-Кяндия сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил: "Если некто из вас, кого мы наняли на работу, утаит (хотя бы) залатанную (одежду) и всё, что более этого, то это расценивается как укрывательство общественного имущества, кото­рое он принесёт в День Представания". Он сказал: "Тогда к нему подошел чёр­ный мужчина из ансаров, на которого я и сейчас словно смотрю, и произнёс: "Посланник Аллаха, прими от меня твоё дело". (Т.е.: "Я отказываюсь испол­нять работу по сбору милостыни, которую на меня возложил ты". - п.п.). И добавил: "И твои материальные ценности". Он сказал: "Я слышал, как ты гово­рил то-то и то". И он произнёс: "Я и сейчас говорю это. Нанятый нами на работу да принесёт и малое и многое. Но если он совершит подобное, у него будет забрано, а если он воздержится, то к нему не будет взысканий".

530Об обязательности подчинения повелителям во всем, кроме греха, п о запрещении подчинения в грехе

1834 Хаджадж Ибн Мухаммад, сказал: "Ибн Джаридж произнёс: "(Аят) "Уверовавшие! Подчиняйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику, и обла­дающим приказом из вас!" - был ниспослан из-за Абдуллы Ибн Хаззафы Ибн Кайса Ибн Адиййа Аль-Сахмия, которого Пророк, мир ему и благослове­ние Аллаха, назначил командиром боевого отряда. Мне сообщил это Яля Ибн Муслим от Сайда Ибн Джубайра, от Ибн Аббаса.

1835.  Передают от Абу Хурайры, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: "Тот, кто подчинился мне, подчинился Аллаху, а кто ослушался меня, то ослушался Аллаха. Кто подчинился повелителю, тот подчинился мне. Но кто ослушается повелителя, тот ослушается меня".

1836.  Передают со слов Абу Хурайры, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Ты обязан будешь слушаться и повиноваться в трудности и в лёгкости (исполняя) как приятное, так и непри­ятное для тебя и даже тогда, когда предпочтение будет отдано другому, воп­реки тебе".

1837. Абу Зэрра сказал: "Истинно, мой возлюбленный друг завещал мне слушаться и повиноваться, даже если (мой повелитель) будет рабом с об­рубленными конечностями.

1838-0. Передают со слов Яхьи Ибн Хасына, сказавшего: "Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнося исповедь во время про­щального хаджа, говорил: "И даже если для управления вами будет нанят раб, руководящий вами по Писанию Аллаха, то слушайтесь его и подчиняй­тесь ему!"

1838-1. Сообщают от Умм Аль-Хасына. Он сказал: "Я слышал, как она говорила: "Я совершила хадж вместе с Посланником Аллаха, мир ему и бла­гословение Аллаха. Прощальный хадж". Она сказала: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил многое. Затем я слышала, как он говорил: "Если над вами будет назначен повелитель, обрубленный раб, - я счел, что она продолжила так, - чёрный, руководящий вами по книге Аллаха, то слушайтесь его, и подчиняйтесь ему!"

1839.  Передают от Ибн Умара, от Пророка, мир ему и благословение Ал­лаха, что он сказал: "Человек-муслим обязан слушаться и подчиняться, (ис­полняя) как приятное для него, так и неприятное. За исключением случая, когда ему будет приказано совершить грех. И если ему будет приказано со­вершить грех, то нет послушанию и нет повиновению!"

1840. Передают от Али, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благо­словение Аллаха, отправил боевой отряд и назначил командовать над ними мужчину из ансаров. И приказал им, чтобы они слушались его и подчиня­лись. Но те разгневали его чем-то. И он сказал: "Соберите мне дрова!" И они собрали ему. Затем он произнёс: "Разожгите мне огонь". И они разожгли. Затем он произнёс: "Разве Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказал вам слушаться меня и подчиняться?" Те ответили: "Конечно же". Он сказал: "Войдите в него (в огонь)!" Он сказал: "Тогда одни из них посмотрели на других и сказали: "Ведь мы и так убегаем от Огня к Посланнику Аллаха". И были такими, а его гнев утих и был затушен огонь. Вернувшись, они упомянули это

531Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он произнёс: "Если б они вступили в него, то уже не вышли бы из него (никогда)! Ведь подчинение возможно лишь в добре".

1709-0. Убады Ибн Аль-Валида Ибн Убады передал от отца последнего, от его деда, сказавшего: "Мы присягнули Посланнику Аллаха, мир ему и бла­гословение Аллаха, о послушании и подчинении в трудности и лёгкости, об исполнении приятного дела и неприятного, и даже тогда, когда предпочтение будет отдано не нам. А также не оспаривать тех, кто исполняет положенное им. И о том, чтобы говорить по истине, где бы мы ни были, не боясь ради Аллаха никаких упреков".

1709-1. Джунад Ибн Абу Умаййи сказал: "Мы вошли к Убаде Ибн Аль-Самиту, и был он болен. Мы сказали: "Передай нам, и пусть Аллах излечит тебя, хадис, в котором Аллах принесёт пользу (нам), который ты слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха". И он произнёс: "По­сланник Аллаха, позвал нас, и мы присягнули ему. И среди того, что он взял с нас, было, что мы присягнули ему о послушании и подчинении при испол­нении как приятных, так и неприятных дел, в трудности и в лёгкости и тогда, когда предпочтение будет отдано не нам, и не оспаривать тех, кто совершает должное". Он сказал: "Разве что, только увидите очевидное неверие среди вас, против которого Аллахом приводится неоспоримый довод".

Имам - это щит, из-за спины которого можно вести бой и которым

можно прикрываться

1841. Передают со слов Абу Хурайры от Пророка, мир ему и благослове­ние Аллаха, сказавшего: "Истинно, Имам - щит, из-за спины которого можно сражаться и которым можно прикрываться. Если он будет повелевать о страхе перед Аллахом, Всепочитаем Он и Всеславен, и будет справедлив, ему за это будет плата. Но если он прикажет иное, то это будет на нём".

Об обязательности верности присяге данной халифам по очереди -

от первого к последующим

1842-0. Абу Хазима, сказавшего: "Я сидел рядом с Абу Хурайрой 5 лет и слышал, как он передаёт от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ска­завшего: "Сынами Исраиля руководили пророки. Каждый раз, когда погибал один пророк, его замещал другой пророк. Ну, а после меня пророка нет, а будут лишь халифы. И будет их много". Они спросили: "И что ты прикажешь нам?" Он сказал: "Оставайтесь верными присяге по очереди - от первого к последующему. И отдавайте им должное. Ведь Аллах спросит их о пастве, переданной им".

1842-1. Сообщают со слов Абдуллы, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Воистину, после меня придут нера­венство и дела, ненавистные вам". Они спросили: "Посланник Аллаха, и что ты прикажешь сделать, тому из нас, кто застанет это (время)?" Он ответил: "Вы должны будете исполнять свои обязанности и просить Аллаха о том, что полагается вам".

5321844.  Абдуррахман Ибн Абдураббилькяба сказал: "Я вошел в мечеть, а там Абдулла Ибн Амр Ибн Ас сидит в тени Кябы, а люди собрались вокруг него. Я подошёл к ним, и подсел к нему. И он произнёс: "Мы были вместе с Послом Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в путешествии и остано­вились на привал, кто-то был занят починкой своего плаща, кто-то состязал­ся, а кто-то был на выгоне своего скота. И вдруг глашатай Посланника Алла­ха, мир ему и благословение Аллаха, огласил: "Соборная молитва!" И мы собрались к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он про­изнёс: "Истинно, не было такого пророка до меня, который бы не был бы обязан указать своему народу на добро для них, известное ему. Истинно, этот ваш народ пребудет во здравии только в начале. Но в завершении, его постигнет беда и дела, которые вы ненавидите, и придёт смута так, что одна будет сопровождать другую. И когда придет смута, верующий скажет: "Это моя погибель!" Но она отойдёт. И придет вновь смута и верующий скажет: "Вот эта, вот эта (моя погибель)!" Поэтому того, кто желает быть выволочен­ным из Огня и введенным в Сад, смерть должна застать только тогда, когда он верует в Аллаха и в День Последний. И пусть он приносит (делает) людям тоже, что приятно и ему самому. Если кто присягнет имаму и, протянув свою руку, отдаст ему плод своего сердца, да подчинится ему, если сможет! А если появится другой, оспаривающий его, то ударьте по шее этого другого". Тогда я приблизился к нему и спросил его: "Я заклинаю вас Аллахом (ска­зать правду), ты ли слышал это от Посланника Аллаха, мир ему и благосло­вение Аллаха, и он показал своими руками на свои уши и сердце, произнося: "Это слышали мои уши и уразумело сердце". И я спросил его: "Вот этот сын твоего дяди по отцу, Муавия, приказывает нам поедать наше имущество меж­ду нами в грехе и убивать наших братьев. И это при том, что Аллах говорит: "Уверовавшие! Не поедайте между собою ваше имущество в грехе, разве только это будет торговля по взаимному согласию от вас. И не убивайте свои души! Истинно, Аллах к вам Милующ". Он сказал: "И он помолчал какое-то время, а потом произнёс: "Подчиняйся ему в подчинении Аллаху, и не пови­нуйся ему в грехе перед Аллахом".

О повелении терпеть притеснения правителей и несправедливое распределение ими привилегий и власти

1845. Язид Ибн Хадыра сказал, что мужчина из числа ансаров уединился с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: "Найми меня на работу так же, как ты нанял такого-то". И он сказал: "Истинно, вы встретитесь после меня с несправедливым разделением власти, но терпите, пока не встретите меня у Аль-Хауда!"

О подчинении повелителям, даже если они лишают прав своих

подданных

1846.  Алькамы Ибн Ваиля Аль-Хадрамия передал от своего отца после­днего, сказавшего: "Саляма Ибн Язид Аль-Джафий спросил Посланника Ал-

533-лаха, мир ему и благословение Аллаха, сказав: "О, Пророк Аллаха, пред­ставь себе, если восстанут над нами повелители, которые будут требовать от нас причитающиеся им, но запретят нам причитающееся нам. Как ты при-кажешь нам поступить (в данной ситуации)?" Но он отвернулся от него. За­тем тот спросил его вновь, и он отвернулся от него снова. Затем он спросил его во второй или в третий раз, и тогда Аль-Ашас Ибн Кайс подтащил его (к себе) и (Пророк, мир ему и благословение Аллаха, наконец) ответил: "Слу-шайтесь и подчиняйтесь! Ведь они ответят лишь за то, что взвалят на себя. И вы ответите за то, что взвалили на себя".