Сахих Муслим (часть115) |
Автор: Administrator |
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} О том, что если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял кого-то, или же обругал его, или призвал на него, и тот не заслуживает этого, тогда это обратится для него очищением, наградою и милостью 2600. Сообщают от Аишы, сказавшей: "Вошли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, двое мужчин и поговорили с ним о чём-то. Я не знаю о чём. И разозлили его. Тогда он проклял обоих и обругал обоих. Когда же оба вышли, я сказала: "Посланник Аллаха, кому досталось хоть маленько добра, доставшегося этим обоим!" Он спросил: "То есть?" Она сказала: "Я ответила: "Ты проклял обоих и обозвал обоих". Он сказал: "А ты что, не знала, о чём я условился с Господом моим?! Я сказал: "Боже! Я всего лишь человек. И если я прокляну кого-нибудь из мусульман или же обругаю его, то устрой это для него очищением и наградою". 2601-0. Абу Хурайра сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Боже, я беру перед Тобою завет, в котором Ты не изменишь мне. Я всего лишь человек. Поэтому, если я кого-либо из верующих обзову, прокляну или высеку, то устрой это для него благословением, очищением, приближением, которым Ты приблизишь его к Тебе в День Представания!" 2601-1. Абу Хурайра говорил: "Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Боже! Мухаммад - всего лишь человек и может разозлиться также, как злятся люди. И я, истинно, взял перед Тобою завет, который Ты не нарушишь мне. Если я какого бы то ни было верующего обижу, или обругаю, или выпорю, то сделай это для него искуплением и приближением, которым Ты приблизишь его к Тебе в День Представания!" 2602-1. Нам также передал Ибн Нумайр: "Нам передал мой отец: "Нам передал Аль-Амаш от Абу Суфьяна, от Джабира, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха..." - Сходное сообщение, однако, сказано в нём "очищением и наградою". 2602-1. Джабир Ибн Абдулла говорил: "Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Я-только человек. И я обусловил Господу моему, Всепочитаем Он и Всеславен, что если я какого бы то ни было раба из мусульман обзову или обругаю, то это будет для него очищением и наградой". 2603. Анас Ибн Малик сказал: "Была у Умм Суляйм девочка-сиротка Умм Анас. А однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел девочку-сиротку и спросил: "Ты та самая? Ты повзрослела, чтоб твои зубы не росли!" И сиротка вернулась к Умм Суляйм плача. Умм Суляйм спросила: "Что с тобой, доченька!" Дева ответила: "Призвал на меня Пророк, мир ему и благословение Аллаха, чтобы мои зубы не росли. И теперь мои зубы не вырастут никогда!" Или же она сказал "мои косы". Тогда Умм Суляйм спешно вышла, пачкая свою вуаль и, наконец, встретилась с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил её: "Что с тобой, Умм Суляйм?" И она спросила: "Пророк Аллаха! Неужели ты призвал на мою сиротку?" Он спросил: "Что именно, Умм Суляйм?". Она ответила: "Она утвердила, что ты призвал на неё, чтоб её зубы не росли и чтоб её косы не росли". Он сказал: "И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся, а потом произнёс: "Умм Суляйм! А ты разве не знаешь того, что условие моё пред Господом... Что я обусловил Господу моему, сказав: "Я всего лишь человек - могу обрадоваться чему-то, как радуются люди, но могу и разозлиться, как злятся все люди! Итак, если я призову на кого-либо из моей общины нечто, чего он не будет заслуживать, то пусть Он сделает это для него чистотою, очищением и приближением, которым Он приблизит его к Себе в День Представания". Абу Муынн сказал "сиротинушка"-уменьшительно-ласкательное имя во всех трёх местах в хадисе. 2604-0. Ибн Аббас сказал: "Я игрался вместе с мальчишками и вдруг, пришёл Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Тогда я спрятался за дверью". "И тут, он подошел и легонько шлёпнул (хата-ани) меня (по спине), сказав: "Сходи, позови мне Муавию!" "Вернувшись, я сказал: "Он кушает". "Потом он (снова) сказал мне: "Сходи, позови мне Муавию!" "Вернувшись, я сказал: "Он кушает". И тогда он произнёс: "Пусть Аллах не насытит его живот!" Ибн Аль-Мусанна сказал: "Что значит "хата-ани"?" Тот ответил: "Легонько толкнул меня". О порицании двуликого и о запрещении деяния его 2604-1. Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Истинно, один злейших людей - двуликий, который приходит к одним с одним лицом, а к другим с другим лицом". О запрещении лжи и декларация ситуаций, когда ложь допустима 2605-0. Умм Кульсум, бывшая одной из первых переселенок, которые присягнули Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сообщила, что она слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил: "Не является лжецом исправляющий отношения между людьми, который говорит доброе и приумножает доброе". Ибн Шихаб сказал: "Я не слышал от него такого, чтобы он допускал произносимую людьми ложь, за исключением трёх (ситуаций): война, исправление (отношений) между людьми, а также же разговор мужчины с его женщиной и разговор женщины с её супругом". (К примеру, муж жене: "Ты самая красивая на свете!" - п.п.) 2605-1. Аль-Зухрия сообщил этот же иснад вплоть до слов "преумножал доброе", не упомянув следовавшего за ними. О запрещении намимы - передачи человеку высказываний других людей о нём с целью поссорить его с ними 2606. Абдулла Ибн Масуд сказал: "Истинно, Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Не сообщить ли вам, что такое "укус"? Это - на-мима, разъединяющая людей". Истинно, Мухаммад, мир ему и благослове-ние Аллаха, Также сказал: "Истинно, (один) мужчина соблюдает правду и, наконец, записывается у Аллаха праведником, а (другой) лжёт и, наконец, записывается у Аллаха лжецом" О мерзости лжи и о прекрасности сыдка - правдивости и праведности (слово сыдк имеет два значения: "праведность" и "правда". В русском оба слова имеют один исток - п.п.) и о его ценности 2607. Передают от Абдуллы, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Вы обязаны придерживаться правдивости! Ведь, правдивость ведёт к благодетельности, ну, а благодетельность ведёт к Саду. Не перестанет раб говорить правду и соблюдать правду, пока не становится записанным у Аллаха как праведник. Но берегитесь лжи! Ведь ложь ведёт к распущенности, ну, а распущенность ведёт к Огню! Так, раб всё лжёт и исполняет ложь и, наконец, становится записанным у Аллаха как все-лжец". О достоинстве владеющего собою при гневе и о том, чем отвести гнев 2608. Передают от Абдуллы Ибн Масуда, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: "Кто у вас считается раку-бом?" "Мы ответили: "Тот, у которого не рождается". "Это не ракуб! Им является мужчина, переживший всех своих детей". Он спросил: "А кто у вас считается саргой?" "Мы ответили: "Тот, кого не могут сразить мужчины". "Это не он! А является им владеющим собою в гневе". 2609. Абу Хурайра сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Не тот силён, кто в состоянии побороть многих!" Они спросили: "Тогда кто же должен считаться сильным, Посланник Аллаха?" Он ответил: "Тот, кто владеет собою в гневе". 2610. Сулейман Ибн Сырда сказал: "Поругались двое мужчин перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Один из них принялся гневаться и его лицо покраснело. На него взглянул Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: "А я знаю одно слово. Если б он произнёс оное, то тогда это сразу бы отошло от него: "Я прошу защиты у Аллаха от сатаны, забиваемого камнями". Тогда к этому мужчине встал (и подошёл) один из тех мужчин, кто услышал (данное высказывание) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: "А ты знаешь, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс только что? Он сказал: "А я знаю одно слово. Если б он произнёс оное, то тогда это сразу бы отошло от него: "Я прошу защиты у Аллаха от сатаны, забиваемого камнями". Тогда этот мужчина сказал ему: "А ты что меня сумасшедшим считаешь?!" О том, что человек был изначально создан невладеющим собою 2611. Анас передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Когда Аллах сделал форму Адама в Саду, Он оставил его на столь долго, сколь угодно Ему было. И вот тогда Иблис принялся кружить 733вокруг него, приглядываясь: "Что он такое?" Но, увидев, что тот полый, он понял, что Он создал творение, не владеющее собою". О воспрещении бить по лицу 2612. Передают от АбуХурайры, сказавшего: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто-либо из вас станет биться со своим братом, то пусть бережётся лица!" О страшном угрожающем обещании Аллаха в адрес того, кто наказывает людей не по праву 2613-0. Хишам Ибн Хаким Ибн Хаззам сказал: "Он (сам Хишам Ибн Хаким -п.п.) проходил в Шаме мимо людей, выставленных на солнце, на головы их было вылито масло, и спросил: "Что это?" Было отвечено: "Они наказываются за харадж". (Харадж - штрафная подать, взимаемая с проживающих на территории халифата людей Писания. В данном случае, речь идёт о наказании за отказ от уплаты хараджа - п.п.) И он произнёс: "А вот я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Истинно, Аллах наказывает наказывающих в мире нижнем". 2613-1. Передают от Хишама, сказавшего: "Проходил Хишам Ибн Хаким Ибн Хузам мимо людей из (числа) анбатов (еврейские колена, племена - п.п.) в Шаме, которые были выставлены на солнце, и спросил: "За что их?" Они ответили: "Были арестованы за джизью". (За неуплату джизьи. См. пред. хад. -п.п.) Тогда Хишам произнёс: "Я свидетельствую, что я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Истинно, Аллах наказывает тех, которые наказывают людей в мире нижнем". Об обязанности проносящего оружие в мечети, на базаре и в иных местах массового скопления людей, держать его безопасно 2614. Джабир Ибн Абдулла передает, что мужчина проходил со стрелами в мечети, оголив их наконечники. Тогда он приказал ему держать их за наконечники, чтобы он не оцарапал муслима". 2615. Передают от Абу Мусы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто-либо из вас пойдёт через заседание или рынок, и в руке у него будут стрелы, то пусть держит их за наконечники! Пусть держит их за наконечники! Пусть держит их за наконечники!" Он сказал: "И Абу Муса сказал: "И он сказал это: "Ещё не успев умереть, мы уже повсаживали их друг другу в лица (во время междоусобиц после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха. - п. п.) О воспрещении показывать оружием на муслима 2616. Абу Хурайра говорил: "Абу Аль-Касим, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто покажет на своего брата железкой, то ангелы проклянут его, будь тот хоть его брат по отцу и матери!"2617. Нам передал Мухаммад Ибн Рафи: "Нам передал Абдурраззак: "Нам сообщил Муаммар от Хаммама Ибн Мунаббиха, сказавшего: "Это - то, что нам передал Абу Хурайра от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха..." Далее он упомянул хадисы, среди которых был и этот: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: "Да не вздумает ни один из вас показать на своего брата оружием! Откуда ему знать, что шайтан не овладеет (в этот момент) его рукой? И ведь тогда он падёт в яму из Огня!" О ценности устранения помехи с дороги 2618-0. Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Прошёл мужчина мимо ветки дерева (лежащей) на спине дороги и произнёс: "Клянусь Аллахом! Я сейчас же уберу это ради мусульман, чтоб она не досаждала им!" И был введён в Сад". 2618-1. Абу Хурайра передает от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: "Я точно видел мужчину самодовольно грядущего по Саду (в который он вошёл) из-за дерева, срубленного им с поверхности дороги, которое досаждало людям". 2618-2. Абу Барза сказал: "Я сказал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: "Посланник Аллаха! Понимаешь, мне неизвестно - может быть, ты пройдёшь (умрёшь), а я останусь без тебя. Поэтому, снабди меня чем-то, чем Аллах принесёт мне пользу!" И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил мол, делай это, делай то... - Что именно Абу Бакр забыл. - И убирай помехи с дороги!" О запрещении мучить кошек и тому подобных животных, не причиняющих вреда 2619-0. Абдулла передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Была наказана женщина за кошку, которую она заперла и поэтому та умерла. Именно из-за неё она и вошла в Огонь - она и не кормила её и не поила, раз уж заперла, и не отпустила её кушать стрекунов земных". 2619-1. Нам передал Мухаммад Ибн Рафи: "Нам передал Абдурраззак: "Нам передал Муаммар от Хаммама Ибн Мунаббиха, сказавшего: "Это - то, что нам передал Абу Хурайра от Посланника Аллаха, мир.ему и благословение Аллаха..." Далее он упомянул хадисы, среди которых был и этот: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: "Вошла женщина в Огонь за её кошку или кота. Она привязала её и уже не кормила её, не напоила её, но и не отвязала её хватать губами стрекунов земных, пока та, наконец, не умерла от истощения". О запрещении гордыни 2620. Абу Сайд Аль-Худрия и Абу Хурайра сообщили: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Почёт - Его набедренное полотно (изар), а гордыня - Его наплечное полотно (рида). Кто сорвёт с Меня, накажу его!"О воспрещении отчаивать человека в милости Аллаха Всевышнего 2621. Джундуба передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что некий мужчина сказал: "Клянусь Аллахом -Аллах не простит такому-то!" И, конечно же, Аллах Всевышний сказал: "Кто там такой, подкрепляющий клятвой своё заверение о том, что, якобы, Я не прощу кому-то?! Но, вот - Я прощаю ему, а твоё деяние превращаю в ничто!" Возможно, он выразился как-то иначе". О достоинстве слабых и беспомощных 2622. Сообщают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Бывает так, что какой-то человек грязен и попираем дверьми... Но если только он заклянёт Аллахом, Он обязательно исполнит его клятву!" О воспрещении говорить: "(Вот эти) люди, (совершившие такой-то грех, считай, уже) погибли!" (К примеру, о совершившем тяжкое злодеяние, некоторые современные мусульмане говорят: "Ему уже бесполезно читать намаз! Он всё равно будет в Джаханнаме". Подобные высказывание воспрещаются. См. ниже. - п.п.) 2623. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если мужчина сказал "Всё!.. Эти люди погибли!" То он сам - гибельнейший из них (ахлякухум)". Абу Исхак сказал: "Я не знаю, то ли там "ахлякахум" (тогда перевод: "То это он погубил их". - п.п.) - через падеж "насб", либо "ахлякухум" (тогда: "То он сам - гибельнейший из них". -п.п.) - через падеж "раф"'. О наказе о соседе и о прекрасном сожительстве с ним 2624. Аиша говорила: "Я слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Джибриль настолько часто давал мне наказы о соседе, что я даже начал думать, что и его тоже он занесёт в наследники". 2625. Абу Зэрр сказал: "Мне мой возлюбленный друг, мир ему и благословение Аллаха, дал наказ: "Всякий раз, когда ты станешь варить суп, добавляй в него побольше воды. Затем дождись жителей дома из числа твоих соседей и угости их оным как полагается!" О желательности расслабления лица при встрече 2626. Абу Зэрр сказал: "Сказал мне Пророк, мир ему и благословение Аллаха: "Не презирай ничего из добродействия! И даже встречу с братом твоим с лицом расслабленным".О приветствовании заступничества вне посягательства на харам 2627. Сообщают со слов Абу Мусы, сказавшего: "Когда к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приходил человек с нуждой, он обращался к своим заседателям, говоря: "Заступайтесь и да будете награждены! И да произведёт суд Аллах на языке пророка Его!" О приветствовании общения с годными людьми и об отказе от дружбы с испорченными людьми 2628. Абу Мусса передает от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: "Годный собеседник и недобрый собеседник сравнимы, соответственно, с лоточником ароматов и кузнечным поддувалой. Лоточник духов может надушить тебя, или же ты купишь у него или же просто ощутишь рядом с ним приятный дух. Ну, а кузнечный поддувала тебе либо прожжёт одежду, либо ты надышишься мерзким духом (у него)". О ценности прекрасного отношения к дочерям 2629. Аиша, супруга Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказала: "Пришла ко мне женщина с парой своих дочерей и попросила у меня, но не нашла у меня ничего, кроме одного финика. Тогда я отдала оный ей. Она приняла его и разделила меж обеими дочерьми, а сама не отъела от него ничего. Затем она встала и вышла со своими обеими дочерьми. Когда ко мне зашёл Пророк, мир ему и благословение Аллаха, я поведала ему о сказанном ею и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если некто был подвергнут какому-либо испытанию через дочерей, но всё равно прекрасно относился к ним, тому они станут завесой от Огня". 2630. Передают со слов Аишы, что она сказала: "Пришла ко мне бедняжка, неся двух своих девочек, и я покормила её тремя финиками. Она же отдала каждой по финику и уже, было, поднесла (третий) финик к своему рту, как обе её доченьки попросили у неё кушать. Она тогда разломила финик, который хотела съесть сама, и поделила его меж обеими. Я подивилась её поступку и упомянула о совершённом ею Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И он сказал: "Истинно, Аллах сделал Сад неизбежным для неё за этот (финик). - Или же: - Освободил её за этот (финик) от Огня"... 2631. Анас Ибн Малик сказал: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто содержал на иждивении двух девочек, пока они не достигнут (бракосочетания), придёт в День Представания вот так: я и он!" И сомкнул свои пальцы". (Т.е. он будет стоять в День Представания рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. - п. п.) |