Мавлид – День Рождения Пророка Мухаммада (мир ему)
Автор: Administrator   

Мавлид – День Рождения Пророка Мухаммада (мир ему)

Мавлид, или праздник рождения Посланника Аллаха, – одно из благочестивых новшеств в Исламе. Впервые Мавлид начали праздновать по указанию правителя местности Ирбиль, который был известным богословом и богобоязненным человеком. Для проведения первого мавлида он собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих Хадисы. Мавлид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммада, мир ему, угощают людей, пришедших на мавлид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей мавлида. За это мусульмане получают небесную награду – сауаб – за совместное поминание благородных деяний Пророка, мир ему, и возвеличивание Всевышнего. Мавлид отличается от празднования, к примеру, Рождества Христова христианами, также как намаз мусульманина отличается от христианской молитвы. Согласно тому, что передали Имам Ахмад и Ибн Хиббан от халифа Умара (да будет доволен им Господь), Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Не восхваляйте меня таким образом, каким восхваляют Иисуса христиане. Я – раб Аллаха и Посланник Его».

Участие в мавлиде требует особого поведения. Во-первых, надо иметь искреннее намерение (нийат) исполнить желание пригласившего. Во-вторых, нужно отбросить любые неблагочестивые мысли. В-третьих, идя на мавлид, необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься дозволенными благовониями. На мавлиде следует отрешиться от мирской суеты: житейских трудностей, желаний, сомнений. Женщины и мужчины совершают и слушают мавлид раздельно. Если нет возможности расположиться удобно по отдельным помещениям, то между ними нужно повесить плотный занавес. Угощение на мавлид должно подаваться по средствам устроителя мавлида.

Мавлиды проводятся в день и месяц дарования Пророку, мир ему, земной жизни. В этот месяц нужно больше читать и слушать проповеди. Этот месяц может стать для вас и месяцем мусульманского призыва. Мавлиды можно проводить и в любое другое время. Не следует думать, что проведение мавлида может снять с мусульманина исполнение его обязанности совершать намаз, пост и пр., а потому мавлид не должен совпадать со временем совершения намаза. Лучше исполнить несколько различных мавлидов в форме назм – в несколько вечеров и с чтением благочестивых книг.

Да благословит нас Всевышний на совершение благих дел!

Мавлид – День Рождения Пророка Мухаммада (мир ему)

Хафиз Сахави, известнейший знаток хадисов, сообщает, что мусульмане стали собираться для совершения и исполнения мавлидов через триста лет после начала проповеди Мухаммада, мир ему. Ныне мавлиды исполняются мусульманами, живущими во всех частях света.

Идея мавлида существовала до проповеди Мухаммада, при его жизни, и остается крепкой традицией у многих мусульманских народов до сего дня. Иное дело, что до Пророка, мир ему, и при его жизни не было термина, обозначавшего само действо. Однако, при жизни Пророка не было множества терминов, ставших потом известными всему исламскому миру. Эти термины суть «фикх», «тафсир», «мусталах ал-хадис»,
«усул ад-дин», «мантик», «нахв», «сарф» и многие другие. Но науки, стоящие за этими терминами существовали и до рождения Пророка, мир ему и при его жизни.

Да и можно ли запретить все нововведения, которые становятся насущной необходимостью в современном мире. Следуя порочной логике запрещения всего нового можно дойти до абсурда и запретить также печатать книги, заниматься научными исследованиями, открывать исламские учебные заведения, воздвигать минареты возле мечетей, покрывать мрамором мечети в Мекке. Можно даже запретить использование новейших полиграфических методов для издания Корана, запретить проставлять в его тексте огласовки для облегчения чтения Священной книги, исполнять азан дважды по пятницам, распространять проповеди духовных лиц с помощью средств массовой информации, использовать акустические и электронные средства информации. Однако никому во всем мире, кроме ваххабитов, ратующих за свое особое понимание «чистоты» в Исламе, этого не приходит в голову.

Великий имам Шафии, имам Навави, имам Газали, Ибн Хаджар, Хизу-бну Абдусалам, Суюти, Таджудин Субуки, и даже основоположник ваххабитского учения Ибн Таймия, знавшие о запретных нововведениях, считают, что харамом (запретным) считается такое нововведение, которое противоречит Корану, Хадисам или мнению высокочтимых имамов-основателей мазхабов (учений). Если же возникшее позже не противоречит ни Корану, ни Хадисам, ни мнению основателей мазхабов, то такое новшество достойно похвалы.

Утверждение, что нигде нет свидетельства тому, что Пророк, мир ему, разрешал праздновать день его ниспослания, и, следовательно, такое празднование надо запретить, страдает отсутствием логики.

Ведь запретным считается только то, что Посланник Аллаха, мир ему, наказывал не совершать («Отойдите от того, что вам указано не совершать», сказано в Коране), а не то, о чем он умалчивал.

Мавлид, по мнению авторитетных исламских религиозных деятелей и ученых, является вновь появившейся доброй традицией в Исламе. Ибо сказано в Хадисе, достоверно переданном Муслимом: «Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного Дня».

Да благословит Всевышний мусульман на угодное Ему и убережет от запретного!

Мавлид – День Рождения Пророка Мухаммада (мир ему)

Мавлид содержит рассказ о деяниях Посланника и эмоционально, высоким стилем и в поэтической форме выраженную просьбу о заступничестве.

Пророк Мухаммад (мир ему) – заступник для верующих перед Аллахом на Судном Дне. С просьбой о заступничестве (шафаат) обращались к Посланнику, мир ему, при его жизни, к нему обращаются и теперь. Просьба о заступничестве – проявление истинной веры в Аллаха и проявление уважения к Его Посланнику. Тирмизи передает следующиий хадис: однажды сподвижник Пророка Анас (да будет доволен им Аллах), прослуживший десять лет у Пророка, мир ему, попросил его: «О, Посланник, Аллаха, обещай мне заступничество перед Аллахом в День Суда». И Пророк ответил: «Хорошо».

Есть и другие хадисы, из которых известно, что Мухаммад (да благословит его Господь и ниспошлет ему мир) обещал свое заступничество членам своей уммы. О шафаате (заступничестве) просили его приближенные и родственники Пророка, мир ему, и никому из них не было сказано, что такая просьба противоречит истинной вере.

Любому мусульманину, знающему, что Бог Един и нет у него сотоварищей, понятно, что без воли Всевышнего никто и никому не может стать заступником. Однако по воле Аллаха Пророк Мухаммад, мир ему, – заступник для мусульман, ибо сказано: «Мое заступничество будет даровано и тем из моей общины, кто совершил большие грехи».

Не лучше ли тем, кто обвиняет совершающих мавлид мусульман в отступничестве от веры, самим приобщиться к его высокой очищающей силе?

Мавлид совершается там, где есть повод для общей радости или горя:
смерть, рождение, свадьба, новоселье, праздник рождения Пророка… В последние семьдесят лет верующие привыкли к запретам властей на все, что касается обрядовой стороны богослужения, но и за эти годы не удалось убедить мусульман, что поминание Аллаха и его Посланника, мир ему, – бесполезное дело. Никто не может назвать бесполезным делом чтение Священного Корана, совершение зикра, раздачу милостыни неимущим, дарение подарков близким, совместную молитву о ниспослании благословения мусульманской умме. Все это происходит при совершении мавлида. В произведениях, исполняемых во время совершения мавлидов, сохраняется историческая память народа об истоках его веры, основах его нравственности, о крепости его добрых традиций. Это не всегда было на руку власти, а потому мавлиды были запрещены. И все же терпеть нелепые гонения на добрые традиции народа от безбожников было не так обидно, как от тех, кто считает себя единоверцами. Ведь люди недаром сохраняли тексты мавлидов многие сотни лет именно потому, что в них сохранялась душа народа. Лишь тот, кто не желает пользы мусульманам или умышленно отдаляет их от совершения благих дел, говорит о бесполезности мавлида.

Да убережет нас Всевышний от бесполезной траты времени и от тех, кто призывает нас к безделью!

Алимы предупреждают, что верующий страшится возвеличивать Пророка, мир ему, так, как можно возвеличить одного лишь Аллаха.

Ибо сказано:

«Не возвеличивайте меня также чрезмерно, как это делают христиане по отношению к пророку Исе (мир ему)» и «не возвеличивайте меня более, чем пророка Юнуса (мир ему)». Смысл этих хадисов сводится к следующему: истинно верующий не должен называть Пророка Мухаммада, мир ему, сыном Всевышнего или возвеличивать до уровня Аллаха и не должен определять близость к Аллаху по месту пребывания Пророка, поскольку близость к Аллаху не определяется местом, ведь Аллах не имеет места. Именно в этом смысле следует понимать слова Пророка Мухаммада, мир ему:

«Я такой же человек, как и вы». Однако Пророк, мир ему, многими качествами, дарованными ему Аллахом, превосходит простого смертного. Каковы же эти качества? В хадисах сказано: «Всевышний поит и кормит меня, когда я сплю», «Я вижу вас и впереди себя и позади», «Аллах дал мне ключи от земной сокровищницы». И это только некоторые свидетельства о необычайных способностях Пророка Мухаммада, мир ему. Так почему некоторым кажется неправильным превозносить человека, отмеченного самим Всевышним? Эта странная мысль противоречит не только шариату, но и просто здравому смыслу. И почему не воздавать хвалу Пророку одним определенным способом? Ведь мусульмане одинаковым образом совершают намаз, зикр, дуа, одинаково на протяжении сотен лет раздают садака (милостыню) и это никому не кажется бесполезным и скучным занятием. Кроме того, произведения о жизни и деяниях Пророка, исполняемые во время совершения мавлида, созданы на разных языках и описывают разные сюжеты.

Столь же нелепым кажется упрек в том, что мавлид исполняется в стихотворной форме. Пророк сказал (хадис передан Бухари): «В стихах есть мудрость». Однажды Кахб ибн Зухайр исполнил большой и искусный назм перед Пророком, за что Пророк, мир ему, подарил ибн Зухайру свой халат. Это знаменитое произведение сохранилось в памяти благочестивых мусульман и до сих пор исполняется ими. Великий имам Шафии говорил: «Стихи суть речение, и то, что сказано хорошо, то хорошо, а что сказано плохо, то плохо». Сам Шафии написал немало духовных стихов, сохранившихся доныне.

Да будем мы вместе с вами под знаменем Пророка в Судный День!