Определение сунны
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Определение сунны

Арабское слово “сунна” означает - “способ; путь”.

В этом смысле оно и использовано в одном из аятов Корана, где сказано:

??????? ??????? ??????? ???? ?????? ??? ?????????

...согласно закону Аллаха, который установлен для Его рабов. (“Верующий”, 85)

Здесь имеется в виду тот метод или же путь, посредством которого Аллах управляет всеми - как Своими друзьями, так и врагами. В этом же смысле слово “сунна” употребил и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

«Поистине, будете вы следовать обычаям тех, кто жил до вас...»

Под “обычаями” здесь подразумеваются “пути”.

Что же касается слова “сунна” как шариатского термина, то оно имеет несколько значений:

— Так знатоки религии называют любое дело, соответствующее тому, на что имеются указания в шариате. В этом отношении оно является противоположностью понятия “нововведение” (бид’а).

— Факихи обозначают словом “сунна” все те рекомендуемые и желательные действия, за совершение которых человеку обещана награда Аллаха, в то время как в случае несовершения их он не подвергнется наказанию. Примером употребления ими слова “сунна” в этом смысле могут служить такие слова:

— Обрашение с приветствием есть сунна, а ответ на приветствие обязателен (ваджиб).

Однако в данном случае нас больше всего интересует тот смысл слова “сунна”, который вкладывают в него мухаддисы. Для них сунной являются все те слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества и отличительные внешние особенности пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о которых мы можем узнать из достоверных сообщений о нём.

— Примеров слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно привести великое множество:

” Поистине, дела оцениваются по намерениям...” ;

“Мусульманином является лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками”.

— Примеры дел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нам известны из сообщений его сподвижников о том, как он совершал омовение, молился, исполнял обряды паломничества и т.д.

Так, в одном из подобных сообшений говорится:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился по ночам так долго, что ступни его покрывались трещинами”.

В другом сообщении приводятся такие слова одного из его сподвижников:

“Я видел, как во время поста пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы зубочисткой”.

— Под сунной, имеющей отношение к невысказанному одобрению, подразумеваются любые слова, произнесённые в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же действия, также совершенные в его присутствии другими людьми, если он не выразил им в связи с этим своего порицания. Так, например, известен случай, когда сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разошлись во мнениях относительно смысла его слов:

«Пусть никто из вас не совершает послеполуденную молитву иначе как у селения племени бану курайза».

Некоторые из сподвижников поняли эти слова буквально и отложили время её совершения. Другие же посчитали, что имелось в виду лишь то, что им следует поспешить, и совершили молитву в пути, что же касается пророка, , то он не стал порицать ни тех, ни других.

Другим примером может служить сообщение Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:

— В день похода на Хайбар мне достался мешок жира, и я сказал: ”Сегодня я никому не дам ничего из этого!”-, а потом я обернулся и увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который стоял рядом и улыбался.Этот хадис приводит Муслим.

— Если говорить о внешних отличительных признаках, то примером сунны может служить тот хадис, в котором говорится:

“У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было самое приятное лицо из всех людей”.

Что же касается нравственных качеств пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то примером сунны здесь может служить сообщение, в котором говорится:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не говорил ничего дурного о еде, которую ему подавали”.

 

Сунна как довод

Все достоверные сообщения, составляющие собой сунну пророка, , являются вторым по значимости источником шариата, из чего следует, что все установления и правила, сформулированные на основе сунны, обязательны к исполнению, и с этим согласны все авторитеты ислама. Указаний на то, что сунна должна рассматриваться как один из источников шариата, имеется множество. К числу их относится нижеследуюшее:

1 - Многочисленные аяты Корана, в которых содержатся веления повиноваться пророку и обрашаться к нему за судом, предостережения об опасности его ослушания и разъяснения того, что повиновение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, есть повиновение Аллаху. Так, например, Аллах Всевышний сказал: ???????????? ?????? ????????????

Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику...

(“Семейство Имрана”, 132.)

Аллах Всевышний также сказал:

????? ????????? ??? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ?????? ??????????

Но нет - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что заставляет их спорить друг с другом.(“Женщины”, 65.)

Аллах Всевышний также сказал:

???????????? ????????? ???????????? ???? ???????? ??? ??????????? ????????

Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их беда...(“Свет”, 63)

Аллах Всевышний также сказал: ????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ??????

Покорившийся посланнику покорился Аллаху.

(“Женщины”, 80.)

Аллах Всевышний также сказал:

????? ???????? ?????????? ????????? ????? ????????? ?????? ??????????

Берите же то, что даровал вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил... (“Собрание”, 7.)

2 - Те аяты Корана, в которых мудрость упоминается наряду с Кораном. В этих аятах под мудростью подразумевается сунна пророка, .

Аллах Всевышний сказал: ??????????????? ?????????? ?????????????

...и научит их Писанию и мудрости.(“Корова“, 129.)

Аллах Всевышний также сказал:

??????????? ??? ??????? ??? ???????????? ???? ?????? ??????? ?????????????

Запоминайте же то, что читают вам в домах ваших из аятов Корана и мудрости.(“Сонмы”, 34.)

Имам аш-Шафи’и сказал:

— И Аллах упомянул о Писании, упомянув также и о мудрости, а я слышал, как знатоки Корана говорили: ”Мудрость - это сунна посланника Аллаха, ”.

3 - Поистине, слова свидетельства о том, что Мухаммад - посланник Аллаха, подразумевают собой необходимость подчинения этому посланнику в том, что он повелел, признание истинности того, о чём он поведал людям, и отказ от того, что он запрещал и от чего удерживал.

4 - Необходимость сунны для правильного исповедания религии, ибо человек, ограничивающийся одним лишь Кораном, не может знать о том, как следует совершать молитву, как не знает он ни об условиях и столпах молитвы, ни о нормах выплаты закята, ни о том, что приводит к нарушению поста, и т.д.

Кроме того, сунна, основанная на достоверных сообшениях, также обязательна к исполнению, как и установления Корана, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Был дарован мне Коран и нечто подобное ему вместе с ним».

Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, то, что запретил посланник Аллаха, подобно тому, что запретил Аллах».

 

Какое место занимает сунна по отношению к Корану

Если говорить об установлениях, то отличия сунны от Корана состоят в нижеследующем:

— В сунне подробно объясняется то, о чём в Коране говорится вкратце (имеется в виду, например, молитва, хаджж и т.д.).

— В сунне конкретизируется то, что в Коране носит общий характер. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

???????????? ??????????? ??????????? ????? ??????? ?????????? ?????? ????????

И прелюбодейке и прелюбодею - каждому из них дайте по сотне плетей.(“Свет”, 2)

В сунне же уточняется, что такому наказанию подвергается прелюбодей, не состоящий в браке, что же касается состоящего в браке, то он наказывается побиванием камнями (раджм).

— В сунне подтверждается то, о чём говорится в Коране. Так, например, в сунне запрещается продавать что-либо такое, чего нет в наличии (гарар), но это является частностью, имеющей отношение к тому, что подразумевается в словах Аллаха Всевышнего:

????? ??????????? ???????????? ????????? ????????????

Не присваивайте незаконно имущества друг друга...

(“Корова”, 188.)

— В сунне есть очень много таких установлений, о которых ничего не говорится в Коране, например, запрет на употребление в пищу мяса домашних ослов, запрет на ношение золотых украшений мужчинами, запрет на право наследования мусульман многобожникам и многобожников мусульманам, указания относительно желательности использования зубочистки и совершения полного омовения по пятницам и т.д.

 

Как воспринимали сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует,его сподвижники

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех остальных людей стремились к благу и старались научиться тому, что могло принести им пользу, да и могло ли быть иначе, ведь они видели перед собой наилучший пример для подражания и учились у величайшего воспитателя! Они задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Вопросы и спрашивали его совета во всём том, что было для них трудным, и это являлось одним из основных методов восприятия ими знания от посланника Аллаха. Кроме того, он давал им специальные уроки, собирал их в связи с теми или иными событиями для обращения к ним с проповедями и обращался к ним со словами увещания. Кроме того, они воспринимали сунну путём непосредственного общения с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо на их глазах он совершал омовения и молитвы, покупал и продавал, путешествовал и участвовал в борьбе на пути Аллаха. Нет никаких сомнений в том, что один какой-нибудь человек не смог бы запомнить всего, что имеет отношение к сунне, однако все они стремились к восприятию знаний, и поэтому, если кто-нибудь из них отсутствовал, то после возвращения он спрашивал присутствовавших о том, чего не видел сам. Что же касается поведения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в кругу семьи, то посторонние не могли видеть этого, но они либо сами спрашивали об этом, либо посылали своих жён к жёнам пророка, чтобы узнать то, что их интересовало.

А после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники, которых Аллах избрал для того, чтобы они донесли знание до миров, стали его наследниками и теми, кто поведал бы о нём людям, сразу занялись распространением его сунны, выполняя его веление, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сообщайте обо мне людям, даже если речь будет идти об одном единственном аяте».

И было много примеров того, как кто-либо из них, умирая, думал лишь о том, чтобы донести до людей услышанное им от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и опасаясь того, что он умрёт как человек, утаивший часть этого знания, за что его постигнет наказание, которым Аллах пригрозил таким людям. Именно это и вселяет в каждого мусульманина уверенность в том, что ничто из имеющего отношение к сунне никогда не исчезнет, ведь сподвижники передали людям всё то, что они услышали и узнали от пророка, да пребудут над ним благословение и мир, и в чём нуждается обшина его для сохранения своей религии.

Что же касается их последователей и тех, кто последовал за ними, то они брали с них пример, однако это можно сказать лишь о той части из них, которая уделяла должное внимание сунне, что выражалось в изучении её и обучении ей других, а также передаче хадисов людям.

 

Письменная фиксация сунны

Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал записывать что-либо из его слов и говорил:

«Пусть тот, кто записал за мной что-либо, кроме аятов Корана, сотрёт это».

Однако, после того, как его сподвижники изучили Коран, они получили от него и разрешение записывать его слова, и некоторые из них стали заниматься этим в присутствии самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует. К числу таких сподвижников относился и Абдуллах бин Амр бин аль-Ас. Говорят, что у него был свиток, на котором он записал около тысячи хадисов, и этот свиток называли “истинным”.

Однако нет сомнений в том, что в общей массе своей сподвижники полагались прежде всего на свою память, поскольку память у них, как и у большинства неграмотных арабов, была просто великолепной, и они быстро и надолго запоминали всё то, что слышали от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из них, например, могли запомнить длинную касыду, прослушав её всего лишь один раз, что же касается сунны, имевшей непосредственное отношение к их религии, то можно не сомневаться, что они проявляли к ней больше внимания и запоминали всё связанное с ней лучше любых стихов. Есть все основания полагать, что сохранение хадисов в памяти людей было даже более надёжным методом, чем их записывание, которое неизбежно сопровождалось ошибками и искажениями.

При жизни последователей хадисы записывались чаще, чем при жизни сподвижников, однако делалось это в основном с целью сличения и заучивания, а не с целью собирания и классификации, если не считать отдельных сборников, к числу которых относится сборник Хаммама бин Мунаббиха, передававшего хадисы со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Этот сборник являлся одним из наиболее достоверных и был использован при составлении сборников хадисов такими имамами как аль-Бухари, Муслим и Ахмад, а также и другими мухаддисами. Короче говоря, во времена последователей фиксацией сунны занимались, как правило, лишь отдельные люди.

 

Собирание сунны

Впервые хадисы стали собирать по приказу халифа Умара бин Абд аль-Азиза, да помилует его Аллах,1 который посылал людей во все концы своих владений, вменяя им в обязанность распространение сунны. Этот халиф повелел имаму Мухаммаду бин Муслиму бин Убайдуллаху бин Шихабу аз-Зухри (50 - 124 гг.х.) заняться собиранием хадисов, и он стал первым из тех, кто официально занимался письменной фиксацией сунны. Затем, что особенно характерно для второй половины II века хиджры, количество сборников, разбитых на главы, увеличилось, а наиболее известным сборником этого периода стал сборник под названием “Муватта” имама Малика бин Анаса (93 - 179 гг.х).По большей части в этих сборниках приводили слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а также фетвы его сподвижников и их последователей.

Период классификации.

III век хиджры считается золотым веком классификации сунны, когда из книг мухаддисов было удалено всё лишнее, а сами они были классифицированы должным образом. Именно в этот период появилось шесть наиболее известных ныне источников сведений о сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Шесть сборников.

Этими источниками являются:

1 - “Сахих” имама аль-Бухари (ум. в 256 г.х.)

2 - “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 261 г.х.)

3 - “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш’аса ас-Сиджистани (ум. в 275 г.х)

4 - “Сунан” Мухаммада бин Исы ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.)

5 - “Сунан” Ахмада бин Шуайба ан-Насаи (ум. в 303 г.х.)

6 - “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 273 г.х.)

Их сборники разбиты на главы, каждая из которых посвящена какому-либо из Вопросов фикха.

Кроме того, известен целый ряд авторитетных сборников хадисов, которые носят название “Муснад”. Все они разделены на главы по именам сподвижников, являвшихся передатчиками приводимых в этих главах хадисов. Наиболее известным из этих сборников является “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля, умершего в 241 г.х.

Среди этих сборников можно выделить также “Муснады” Абу Дауда ат-Тайалиси и Исхака бин Рахавийи, умерших соответственно в 204 и 238 гг.х.

 

Усилия учёных по сохранению сунны

Для защиты сунны от всяческих измышлений и ошибок мусульманские учёные пользовались общепринятыми методами для проверки достоверности доходивших до них сообщений. Так, например, они выясняли у своих информаторов, слышали ли они своими ушами то, что передавали им, или же выясняли, от кого они услышали это, после чего начинали собирать сведения о передатчике этого хадиса, и если выяснялось, что он достоин доверия, то сообщение принималось, в противном же случае оно отвергалось. При этом, поскольку речь шла о сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, являющейся второй после Корана основой шариата, их исследования проводились с особой тщательностью.

С целью защиты сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от всевозможных примесей и ошибок мухаддисы пользовались несколькими методами, среди которых можно выделить следующие:

1 - Иснад.

Иснадом называется цепь передатчиков того или иного хадиса, заканчивающаяся именем того, кто первым передал его текст (матн). За исключением сподвижников, которые слышали слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, непосредственно от него самого, хадисы принимались лишь от таких людей, которые упоминали имена тех, от кого они слышали сообщения о нем. В связи с этим, чем больше времени проходило после смерти пророка, да пребудут над ним благословения и мир, тем длиннее становились иснады, а составители сборников и передатчики хадисов стали говорить: ”Передал мне такой-то, которому передал такой-то со слов такого-то...”-, в конце концов передавая слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

И если даже представить себе, что кто-либо фабриковал хадис, снабжая его иснадом, то любой из бравших этот хадис от такого человека обязательно упоминал его в своем иснаде. В результате этот лжец автоматически превращался в одно из звеньев иснада, после чего становилось известно, что именно он и несет ответственность за фабрикацию. Таким образом, иснад является надёжным заслоном, с помощью которого Аллах защитил сунну, и относится к числу отличительных особенностей этой обшины, и именно поэтому имам Абдуллах бин аль-Мубарак сказал:

— Иснад имеет отношение к религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что хотел.

2 - Наука отвода и подтверждения (ильм джарх ва та’диль).

Это весьма важная область знания, благодаря которому достоверные хадисы можно отличать от ложных, а сильные - от слабых, в силу чего и требуется иснад. Это включает в себя целый ряд вещей, важнейшими из которых являются:

-Изучение всего комплекса сведений о передатчиках, разъяснение того, правдивостью или лживостью отличались их сообщения, не допускали ли они отклонений и не придерживались ли нововведений и были ли они добросовестными, а также разъяснение подобных этим вещей, что играло свою роль при решении Вопроса о том, можно ли принимать их сообщения; собирание высказываний о передатчиках таких авторитетов в этой области,каковыми являлись Йахйа аль-Каттан, Ахмад бин Ханбаль, Йахйа бин Му’ин, аль-Бухари и Абу Хатим ар-Рази. Подтверждая сообщения передатчиков и называя их правдивыми или, наоборот, находя их сообщения слабыми и отводя их, эти автортеты либо опирались на свои знания о передатчике, в основе которых лежали критические замечания его шейхов и других таких же передатчиков, являвшихся его современниками и знавших его, либо собирали различные переданные им хадисы и сравнивали их с теми их версиями, которые приводили передатчики, по общему мнению всех заслуживающие доверия, и если обнаруживалось много расхождений, это указывало на его слабость, а если сообщения совпадали друг с другом, это указывало на соблюдение необходимых требований и мастерство передатчика.

На эту тему ещё в первые века ислама было написано множество сочинений. К числу наиболее известных из них относится книга Ибн Сурура аль-Макдиси, где собраны сведения о тех людях, на основе сообщений которых были составлены шесть вышеупомянутых наиболее авторитетных сборников. Это сочинение носит название “Аль-кямаль фи асма ар-риджаль”. Впоследствии оно было исправлено Абу-ль-Хаджжаджем аль-Маззи, написавшим “Тахзиб аль-кямаль”, а ещё позже Ибн Хаджар кратко изложил содержание сочинения Ибн Сурура в своём известном труде “Тахзиб ат-тахзиб” и передал его основные положения в другой своей книге под названием “ Такриб ат-тахзиб”.

— Разработка положений по определению того, на основании чего сообщение передатчика отводится ввиду сомнений в его добросовестности или точности, а также установление тех знатоков передатчиков, которые принимали его слова, и определение времени, когда это было сделано, наряду с определением степени их строгости в том, что касается отвода, и степени их снисходительности в том, что касается подтверждения. Разработка положений относительно тех случаев, когда сообщению одного и того же передатчика можно было дать и отвод, и подтверждение. Разработка положений, касающихся разъяснения и понимания смысла каждого из выражений, употреблявшихся знатоками, и того места, которое то или иное выражение занимало на шкале степеней подтверждения и отвода. Примером могут служить следующие выражения: правдивый, благочестивый, неплохой, это дело спорное и т.д.

 

Терминология хадисов (наука об основах хадисов)

Здесь имеются в виду определённые принципы, на основании которых судят о том, следует ли принимать или отвергать передатчика и то, что он передает.

В зависимости от того, каким образом хадисы доходили до нас, они делятся на два вида:

1 - Следующие один за другим — имеются ввиду широко известные хадисы (мутаватир).

Так называются хадисы, передаваемые целой группой передатчиков, которые, как правило, не могли вступить в сговор с целью фальсификации.

Повторяющимися они могут являться в том смысле, что в них использованы одни и те же выражения. Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть тот, кто сознательно будет возводить на меня ложь, займет своё место в аду».

В таком виде эти слова передали более семидесяти сподвижников.

Повторяющимся хадис может быть и в том что касается его смысла, когда имеется много различных по форме и содержанию хадисов, которые, однако, имеют между собой и нечто общее. К числу таких хадисов относятся те, в которых сообщается о водоёме и заступничестве.

2 - Отдельные (ахад).

Так называются все те хадисы, которые нельзя отнести к числу повторяющихся, иначе говоря, те, что передаются меньшим количеством людей.

Если хадис передаётся со слов троих и более передатчиков, он называется известным (машхур).

Если хадис передаётся со слов двоих, он называется редким (азиз).

Если хадис передаётся со слов одного, он называется “неизвестным” (гариб).

Следует отметить, что ни одна из этих степеней не имеет прямого отношения к достоверности или слабости хадиса. Так, например, известный хадис может быть слабым, а неизвестный — достоверным или достовернейшим.

Хадисы классифицируются и с точки зрения того, к какому источнику возводится их текст, что также не связано напрямую с их достоверностью или слабостью.

Хадис кудси (священный хадис).

Так называются такие хадисы, текст (матн) которых, как указывал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заключает в себе слова его Господа.

В пример можно привести хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всемогущий и Великий сказал:” Я приготовил для Своих праведных рабов то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и о чём не могло и помыслить сердце человека”».

Хадис марфу’.

Так называется любой хадис, в тексте которого приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или сообщается о его поступках.

Хадис маукуф.

Так называется хадис, в тексте которого приводятся слова одного из сподвижников пророка,, или сообщается о его поступках.

Хадис макту’ .

Так называется хадис, в тексте которого приводятся слова одного из последователей или сообщается о его поступках (макту‘ не следует путать с мункати‘).

От этих причастий образовывают глаголы и говорят:

”Такой-то считал, что этот хадис относится к категории марфу’ (рафа‘аху), другие же относили его к категории маукуф (вакафаху)”.

Или:

”Неверно считать, что данный хадис относится к категории марфу‘, ибо он относится к категории маукуф “.

Что же касается достоверности хадисов в другом отношении, то они делятся на приемлемые и отвергаемые.

Приемлемые хадисы, в свою очередь, делятся на две группы:

1 - Достоверные (сахих).

Достоверным является хадис с непрерывным иснадом, каждый из передатчиков которого воспринимал этот халис от своего шейха, упомянутого в иснаде, причем ни одно имя не было пропущено. Польза этого условия состоит в том, что его соблюдение исключает возможность появления в иснаде имени такого передатчика, который нигде не упоминается и который может оказаться слабым или лживым.

Достоверный хадис должен удовлетворять пяти нижеследующим условиям:

а - Непрерывность иснада, что подразумевает собой восприятие данного хадиса каждым из его передатчиков непосредственно от его шейха, упомянутого в этом же иснаде, и

отсутствие каких бы то ни было пропусков. Смысл этого условия состоит в том, чтобы исключить возможность наличия передатчика, не упомянутого в этом иснаде, так как он может оказаться слабым или лживым.

б - Добросовестность передатчика, под которой в данном случае подразумевается отсутствие любых поводов для обвинения его в нечестии или непорядочности. Смысл этого условия состоит в том, чтобы убедиться в такой степени приверженности передатчика к религии, которая исключает возможность сознательного возведения лжи на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или отсутствия у него благочестия или удостовериться в правильности его передачи.

в - Абсолютная точность. Здесь речь может идти как о точном запоминании наизусть, когда передатчик запоминает хадис, ничего не забывая, так и о сохранении его в письменной форме, когда передатчик записывает его, защищая запись от всяческих примесей и искажений. Смысл этого условия очевиден.

г - Отсутствие отклонений, ведь даже достойный доверия передатчик (то есть тот, кто отличается добросовестностью и точностью,) мог допустить ошибку в каком-либо хадисе, положившись на собственные предположения и вступив в противоречие с тем, кто был достоин доверия в большей степени. В подобных случаях становилось ясно, что в этом хадисе есть ошибка, а сами такие хадисы назывались “отклонившимися” (шазз). Смысл этого условия состоит в том, чтобы уберечься от возможных домыслов или ошибок достойных доверия передатчиков, хотя они и допускали их редко.

д - Отсутствие недостатков, умаляющих достоинство хадиса. Под недостатком такого рода подразумевается какая-либо скрытая причина, которую имамы, обладавшие глубокими познаниями, выявляли по данным своих наблюдений, указывавших на ошибку или домысел передатчика. Обычно подобные недостатки обнаруживались в иснадах.

Примечание:

В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся только достоверные хадисы. Высшей степенью достоверности отличаются те хадисы, которые приводятся обоими шейхами.

2 - Хорошие (хасан) хадисы.

С учетом смысла вышеупомянутых условий, которым должны удовлетворять достоверные хадисы, мы рассматриваем их как условия, которые не могут дифференцироваться по степеням, иначе говоря, хадис либо удовлетворяет тому или иному условию, либо нет. Так, например, иснад является либо непрерывным, либо нет, хадис является либо отклонившимся, либо нет, передатчик является либо добросовестным, либо нет и т.д. Единственным исключением является условие, касающееся точности, ибо точность — понятие относительное и поддающееся дифференциации. Так, например, передатчик мог и не соханить все в высшей степени точно, но в то же время его нельзя было считать небрежным и допускавшим много ошибок. Таким образом, он занимает некое промежуточное положение, а хадис, переданный им, называют хорошим. Определяют же хороший хадис следующим образом:

“Хадис с непрерывным иснадом, каждый из передатчиков которого отличался добросовестностью, допуская некоторые неточности, и передавал хадис со слов подобных себе”.

3 - Отвергаемые (мардуд) хадисы.

Существуют разные категории таких хадисов. Так, например, есть категория слабых (да’иф) хадисов, которые отвергаются по той причине, что большинство мухаддисов считает, что передатчик допустил ошибку, или потому, что хадис является крайне слабым, так как не удовлетворяет большинству вышеупомянутых условий достоверности, или ввиду того, что его передатчик обвиняется в лживости, и т.д.

Наихудшими из отвергаемых хадисов являются хадисы подложные, иначе говоря, вымышленные и, следовательно, возводящие ложь на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

В целом слабые хадисы определялись как хадисы, которые не соответствовали требованиям, предъявляемым к хадисам хорошим.

Можно указать на множество разных причин, в силу которых хадис считается слабым.

Так, например, хадисы, не удовлетворявшие требованию непрерывности иснада, могут быть разных видов:

1 - Мункати’ - хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, имена которых не следуют друг за другом.

2 - Му’ диль - хадис, в иснаде которого отсутствуют имена двоих передатчиков подряд.

3 - Му’алляк - хадис, в начале иснада которого есть пропуск (имеется в виду пропуск со стороны передатчика, например, аль-Бухари) независимо от того, сколько имен передатчиков пропущено.

4 - Мурсаль - хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя.

5 - Матрук - хадис, считающийся слабым по причине недобросовестности передатчика.

6 - Шазз или му’ алляль - хадис, считающийся слабым ввиду отклонений или недостатков.

Имеется также много хадисов, считающихся слабыми ввиду неточностей, допущенных передатчиками.

Хадисы, считающиеся достоверными в силу существования других хадисов.

Достоверный хадис, определение которого было дано выше, является достоверным сам по себе и не нуждается ни в чём ином для подтверждения своей достоверности.

Что же касается хадисов, считающихся достоверными в силу существования других хадисов, то так называются хорошие хадисы, если наряду с ними, но другим путем, передавались подобные им или более сильные хадисы, поскольку обнаружение того, что усиливает хадис, указывает на то, что хотя передатчик и не вполне точен, он всё же хорошо запомнил этот хадис, а поэтому он может быть отнесён к более высокой категории, то есть к категории достоверных хадисов.

Хадисы, считающиеся хорошими в силу существования других хадисов.

Определение хадиса, который является хорошим сам по себе, было дано выше.

Что же касается хадиса, считающегося хорошим в силу существования других хадисов, то таковыми являются слабые хадисы, если к ним добавляется подобный им или более сильный хадис, при том условии, что он является не слишком слабым и что слабым его считают не по причине нечестия или лживости передатчика. Ясно, что такой хадис может быть возвышен до степени хорошего, так как в этом случае мы не будем считать, что этот слабый передатчик допустил слишком много ошибок, ибо мы увидим, что его версия подтверждается другим передатчиком.

Что касается расхождений во мнениях учёных относительно классификации хадисов, то они возникали из-за различного подхода к Вопросу о том, удовлетворяет ли тот или иной хадис всем необходимым условиям. Так, например, один учёный мог посчитать, что данный передатчик действительно слышал этот хадис от того человека, имя которого он упоминает в иснаде, на основании чего этот учёный относил хадис к категории достоверных. Другой же учёный мог посчитать, что это не доказано, и на основании этого отнести данный хадис к категории слабых, заявив, что это — хадис мункати‘. Бывали и такие случаи, когда одни считали того или иного передатчика достаточно надёжным, чтобы отнести переданный им хадис к категории хороших, другие же считали, что передатчик недостаточно надёжен и относили его хадис к категории слабых и т.д.

Вот что можно вкратце сообщить о хадисах, а помощи следует ожидать только от Аллаха.

И да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, всех членов его семьи и всех его сподвижников.


Список источников

1-Аль-Мунзири. «Ат-таргиб ва-т-тахзиб».

2-Ибн Хаджар аль-Аскалани. «Тахзиб ат-тахзиб».

3-Ибн аль-Асир аль-Джазари. «Джами’ аль-усуль».

4-Ибн Раджаб «Джами’ аль_усуль ва-ль-хикам».

5-АС-Сан’ани. «Субуль ас-салям».

6-Аз-Захаби.«Сийар а’лям ан-нубаля».

7-Ан-Навави. «Шарх«Сахих»Муслим».

8-Аль-Альбани.«Сахих аль-джами’ ас-сагир».

9-Ибн Хаджар аль-Аскалани.«Фатх аль-Бари».

10-«Аль-му’джам аль-васит ли-ль маджма’ аль-люгави».