ГЛАВА О ХАДЖЕ
Аллах сделал Каабу безопасным местом, к которому устремляются люди, почтил её и назвал посещение и обход Каабы преградой и щитом, отделяющими Его раба от мучений в мире ином. Хаджж, который необходимо совершить хотя бы один раз в жизни, является одним из столпов ислама и указывает на совершенство ислама, и хаджж более всего достоин того, чтобы уделить ему внимание и подробно рассмотреть его столпы, обычаи, правила и достоинства.
О достоинстве хаджжа, Каабы,
Мекки и Медины, а также о путешествиях
с целью посещения мечетей
Всемогущий и Великий Аллах сказал:
?И объяви об (обязательности) хаджжа людям: они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут прибывать (, передвигаясь) по далёким дорогам…?
Катада сказал:
– Когда Всемогущий и Великий Аллах велел Ибрахиму, мир ему, возвестить среди людей о хаджже, он воззвал (к ним): «О люди, поистине, Всемогущий и Великий Аллах построил Дом, так совершайте же хаджж к нему!»
Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
? ???? ????? ????? ????????? ?????? ???????? ?????? ???????? ?????? ????? ?????????? ??????? ?
«Тот, кто совершит хаджж к этому Дому, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой) таким же, (каким он был когда) родила его мать»,. Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал, что милостыня в один дирхем, поданная в (Мекке, приравнивается) к ста тысячам, и каждое доброе дело (вознаграждается) как сто тысяч (добрых дел). И говорят, что воздаяние за дурные дела, совершённые в Мекке, умножается подобно тому, как умножается воздаяние за дела добрые. Сообщается, что, когда посланник Аллаха, , вернулся в Мекку, он обратился лицом к Каабе и сказал:
? ????????? ??????? ???????? ?????? ??????? ????????? ?????? ??????? ??????? ? ????????? ?????? ?????? ?????????? ?????? ??? ???????? ?
«Поистине, для меня ты – лучшая земля Всемогущего и Великого Аллаха и самая любимая земля Аллаха Всевышнего, и, поистине, не будь я изгнан (отсюда), я не покинул бы (тебя)!»
А после Мекки нет на земле места достойнее Медины, города посланника Аллаха, , и воздаяние за дела, совершённые там, также приумножается. Так, например, пророк, , сказал:
??????? ??? ????????? ????? ?????? ???? ?????? ?????? ?????? ??????? ? ?????? ??????????? ???????????
«Молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв в (любой другой мечети), кроме Мечети Запретной /аль-Масджид аль-Харам/». После мечети пророка, , в Медине наиболее достойной является Отдалённейшая Мечеть /аль-Масджид аль-Акса/, молитва в которой приравнивается к пятистам молитвам в любом другом месте, если не считать Каабы и мечети пророка, , в Медине; что же касается совершения молитв во всех прочих местах, то награда за них будет одинаковой, если не считать пограничных областей, так как пребывание там является великим благом. Вот почему посланник Аллаха, , сказал:
? ?? ??????? ?????????? ?????? ????? ???????? ????????? ? ????????? ????? ?????????? ?????????? ?????????? ???????? ?
«Не следует отправляться в путь (никуда), если не считать трёх мечетей: этой моей мечети, Запретной Мечети и Отдалённейшей мечети». Смысл этих слов в том, что все остальные мечети равны между собой, а поскольку мечеть имеется в каждом городе, то нет смысла специально ехать куда-то для совершения молитв в другой мечети.
Условия обязательности хаджжа
и действительности его столпов.
О том, что является обязательным
и запретным во время хаджжа
Есть два условия действительности хаджжа: соответствующее время и исповедание ислама. Действительным является и хаджж ребёнка, который вступает в состояние ихрама самостоятельно, если он способен понимать, что делает, если же он слишком мал, то за него вступает в состояние ихрама его опекун, который выполняет за него также обход Каабы /таваф/, ритуальный бег /cа‘й/ между холмами ас-Сафа и аль-Марва и прочие обряды хаджжа. период хаджж включает в себя месяцы шавваль, зу-ль-ка‘да и первые девять дней месяца зу-ль-хиджжа вплоть до зари дня жертвоприношения. Вступление в состояние ихрама в любое другое время будет означать, что человек совершает не хаджж, а умру, которую можно совершать в любое время года. Что же касается условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы хаджж состоялся, то к ним относятся исповедание ислама, достижение половой зрелости, обладание разумом и совершение хаджжа в установленное время.
Условием необходимости хаджжа является способность, которая бывает двух видов.
1. К первому виду относится определяющаяся нижеперечисленными факторами способность как таковая, чему есть свои причины.
Что касается самого человека, то имеется в виду здоровье; что касается пути, то он должен быть безопасным, и на этом пути не должно быть ни опасного моря, ни непобедимых врагов; что же касается денег, то человеку следует приготовить средства на дорогу туда и обратно, на обеспечение тех, кого он должен содержать, в период его отсутствия, и на оплату своих долгов.
2. Способность того, кто имеет средства, но не может отправиться в хаджж в силу тех или иных уважительных причин. Такой человек должен нанять того, кто совершит хаджж за него при условии, что нанимаемый им человек уже совершил хаджж за самого себя. когда человек имеет такую возможность, совершение хаджжа становится для него обязательным, и, хотя он может откладывать его совершение, в этом кроется определённая опасность. Если человек сможет совершить хаджж хотя бы в конце жизни, эта обязанность с него снимается, а если он умрёт до совершения хаджжа, то встретит Всемогущего и Великого Аллаха как грешник, ибо он не совершил хаджж. В подобных случаях хаджж за покойного следует совершить на оставленные им средства, даже если он и не завещал этого. Если человек, который мог совершить хаджж, умрёт, не сделав этого, ему будет трудно отчитаться перед Аллахом Всевышним. Передают, что Са‘ид бин Джубайр, Ибрахим ан-Наха‘и, Муджахид и Таус говорили: «Если бы знал я богатого человека, обязанного совершить хаджж, но умершего, так и не совершив его, то не стал бы совершать по нему заупокойную молитву». У некоторых из них были обеспеченные соседи, которые умерли, не совершив хаджжа, и они действительно не приняли участие в заупокойных молитвах за них.
Что касается столпов хаджжа, без которых он становится недействительным, то их насчитывается четыре: вхождение в состояние ихрама, обход Каабы, ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и стояние на Арафате. Все эти столпы за исключением последнего являются также и столпами умры.
Есть три способа совершения хаджжа.
Первый: “Хаджж аль-ифрад”, когда человек совершает только хаджж.
Второй: “Хаджж аль-киран”, когда человек, который входит в состояние ихрама, объединяет хаджж и умру, говоря: «Вот я перед Тобой (, намереваясь совершить) хаджж и умру» /Ляббай-кя би хаджжатин ва ‘умратин/. после этого ему достаточно совершить все обряды хадджа, в которые будет включена и умра. Если человек, совершающий “хаджж аль-киран”, не является мекканцем, ему следует принести в жертву овцу.
Третий: “Хаджж ат-таматту‘”. Человек, который совершает такой хаджж, проходит через микат, вступая в состояние ихрама с целью совершения умры, а в Мекке выходит из состояния ихрама после совершения умры и может совершать всё то, что запрещается паломнику, вплоть до начала хаджжа, когда он снова входит в состояние ихрама для совершения хаджжа. Такому человеку следует принести в жертву овцу, если же сделать это возможности у него нет, то во время хаджжа до наступления дня жертвоприношения он должен поститься три дня либо подряд, либо с перерывами, а после возвращения домой – ещё семь дней.
Паломникам, совершающим хаджж или умру, запрещается совершать шесть нижеперечисленных вещей.
1. Надевать рубаху, шаровары, кожаные носки /хуффейн/ и чалму. Паломник должен носить только изар, накидку /рида/ и сандалии. Не будет ничего дурного, если он наденет пояс или спрячется в тень, однако голова паломника должна оставаться непокрытой. Женщина может одевать любую одежду, не закрывая лица или закрывая его в присутствии посторонних мужчин куском материи, которая не должна касаться лица.
2. Использовать благовония. Паломнику следует избегать использования всего того, что разумные люди считают благовониями, если же человек всё же использует их или наденет то, что надевать не следует, он должен будет принести в жертву овцу.
3. Подстригать волосы или ногти. В случае совершения подобного ему следует принести в жертву овцу, однако нет ничего дурного в том, чтобы использовать сурьму, мыться в бане, пускать кровь, ставить пиявки или приводить волосы в порядок.
4. Совершать половые сношения. Это делает хаджж недействительным, если совершается до первого выхода из состояния ихрама, и за это полагается принести в жертву верблюда, корову или семь овец, если же половое сношение совершается после этого, то следует принести такую же жертву, но хаджж недействительным не станет.
5. Совершать всё то, что предшествует половому сношению, например целовать жену или ласкать ее. Это является запретным, и за подобное следует принести в жертву овцу. Запрещается также вступать в брак равно как женить или выдавать замуж других; если же это будет сделано, то жертву приносить не следует, поскольку подобные браки являются недействительными.
6. Убивать дичь, которую можно употреблять в пищу; если же паломник совершит это, ему следует принести в жертву приблизительно такое же количество скота, подобного по виду убитой им дичи. Что же касается обитателей моря, то на них охотиться можно.
Порядок действий во время хаджжа с начала путешествия и до возвращения домой
Здесь речь идет о действиях десяти видов.
Первый вид. Этот вид имеет отношение к пути, начиная с того момента, когда паломник двигается с места и до вступления в состояние ихрама. С этим связано несколько вопросов.
1. Первый касается имущества. Прежде всего паломнику необходимо принести покаяние, возвратить незаконно захваченное у других имущество, отдать долги, обеспечить средствами тех, кого он обязан содержать, так, чтобы этого им хватило до его возвращения, вернуть доверенное ему на хранение имущество, взять с собой столько заработанных дозволенным путём денег, чтобы этого хватило ему на дорогу туда и обратно и чтобы он не только мог расходовать средства на себя, но и помогать бедным и нуждающимся. Перед тем, как отправиться в путь, необходимо также раздать милостыню нуждающимся.
2. Второй касается спутника. Необходимо искать для себя праведного товарища, любящего благое и способного оказать помощь в обретении блага. Паломнику нужен такой человек, который напомнит ему, если он забудет, поможет ему, если он вспомнит, приободрит его, если он проявит малодушие, укрепит его, если он ослабеет, и будет внушать ему терпение, если он станет испытывать печаль. Отправляющемуся в хаджж следует попрощаться с остающимися дома товарищами, братьями и соседями и попросить их, чтобы они обращались к Аллаху с мольбами за него. В соответствии с сунной в подобных случаях остающемуся следует сказать:
? ???????????? ??????? ??????? ????????????? ???????????? ???????? ?
«Вверяю Аллаху твою религию, твою верность и исход дела твоего!» /Астади‘у-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя ва хаватима ‘амали-кя!/ И сообщается также, что собирающемуся отправиться в путь посланник Аллаха, , говорил:
? ????????? ??????? ?????????? ? ???????? ???? ???????? ? ???????? ?? ????????? ????? ????? ?
«Да наделит тебя Аллах богобоязненностью, и да простит Он грех твой, и да облегчит тебе путь к благу, где бы ты ни был!» /Заввада-кя-Ллаху-т-таква, ва гафара занба-кя, ва йассара ля-кя-ль-хайра айна-ма кунта!/
3. Третий касается выхода из дома. Перед тем, как покинуть свой дом, паломнику следует совершить молитву в два раката.
4. Четвёртый. Дойдя до дверей дома, отправляющемуся в хаджж следует сказать:
? ?????? ??????? ? ??????????? ????? ??????? ? ?? ?????? ???? ??????? ?????? ????????? ? ??????????? ??????? ???? ???? ??????? ???? ??????? ? ???? ??????? ???? ??????? ? ???? ???????? ???? ???????? ? ???? ???????? ???? ???????? ??????? ?
«С именем Аллаха! Уповаю на Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! О Аллах, я прибегаю к Тебе от того, чтобы сбиться с пути или быть сбитым с него, от того, чтобы унизиться или быть униженным другими, от того, чтобы случайно допустить ошибку самому, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо, от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной». /Би-сми-Ллях! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях! Рабби, а‘узу би-кя ан адилля, ау удалля, ау азилля, ау узалля, ау азлима, ау узляма, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа./
5. Пятый касается того момента, когда человек садится на то или иное средство передвижения. Заняв своё место, паломнику следует сказать: ?Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, ? и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему!? Сообщается, что, когда посланник Аллаха, , садился на своего верблюда, отправляясь в путь, он сначала трижды произносил слова «Аллах велик» /Аллаху акбар/, потом (читал нижеследующие аяты):
?Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, ? и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему!? – а потом говорил:
? ?????????? ?????? ?????????? ??? ????????? ????? ???????? ???????????? ? ?????? ????????? ??? ??????? ? ?????????? ??????? ????????? ????????? ????? ??????? ?????? ???????? ? ?????????? ?????? ?????????? ??? ????????? ? ?????????????? ??? ??????? ? ?????????? ?????? ??????? ???? ???? ????????? ????????? ? ????????? ??????????? ? ??????? ????????????? ??? ???????? ????????? ? .
«О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии, и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу ( когда вернусь), и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!» /Аллахумма, инна нас’алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘саи-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари ва су’и-ль-мункаляби филь-мали ва-ль-ахли!/.
Второй вид имеет отношение к тому, как подобает действовать паломнику, начиная с того момента, когда он покидает микат, и до вступления в Мекку.
1. По достижении миката, где люди вступают в состояние ихрама, паломнику прежде всего следует совершить полное омовение, намереваясь вступить в состояние ихрама, должным образом очиститься, расчесать волосы и бороду, а также подстричь ногти и усы.
2. Паломнику необходимо снять скроенную одежду и надеть ихрам - изар и накидку /рида/ белого цвета, умастив благовониями тело и одежду.
3. После этого он трогается в путь с намерением вступить в состояние ихрама с целью совершения хаджжа или умры вместе или по отдельности, говоря в зависимости от того, чего он хочет: «О Аллах, вот я перед тобой с намерением совершить хаджж (или: умру!)» /Ляббай-кя, Аллахумма, хаджжан (‘умратан)!/ – и говоря также: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища!» /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббай-кя, инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мульк, ля шарикя ля-кя!/
4. Желательно постоянно повторять слова тальбийи в состоянии ихрама, особенно в тех случаях, когда паломник садится на какое-нибудь средство передвижения или сходит на землю. Эти слова следует говорить достаточно громко, но так, чтобы не охрипнуть, поскольку, как говорится в одном из хадисов, человек обращается не к глухому и не к отсутствующему.
Третья ступень имеет отношение к тому, как подобает вступать в Мекку и что следует делать вплоть до обхода Каабы.
Желательно совершить полное омовение в долине Зу Тува, а когда паломник увидит Каабу, пусть скажет: «Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! О Аллах, Ты – Мир, и от Тебя – мир, и дом Твой безопасен, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! О Аллах, это - Твой дом, который Ты возвеличил, (которому) оказал честь и (который) почтил! О Аллах, возвеличь же его ещё больше, и окажи ему ещё больше чести и почёта, и внуши к нему ещё больше почтения, и добавь тем, кто совершает к нему хаджж, благочестия и достоинства! О Аллах, открой передо мной двери Твоей милости, и введи меня в Твой рай, и упаси меня от проклятого шайтана!» /Ля иляха илля-Ллаху, Аллаху акбар! Аллахумма, анта-с-Саляму, ва мин-кя-с-саляму, ва дару-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам! Аллахумма, хаза байту-кя ‘аззамта-ху, ва кяррамта-ху ва шаррафта-ху! Аллахума, фа-зид-ху та‘зыман, ва зид-ху ташрифан ва такриман, ва зид-ху махабатан ва зид ман хаджжа-ху бирран ва кяраматан! Аллахумма,-фтах ли абваба рахмати-кя, ва адхыль-ни джанната-кя ва а‘ыз-ни мин аш-шайтани-р-раджим!/.После этого паломнику не следует делать ничего, пока он не совершит обход в знак приветствия Каабе /таваф аль-кудум/, однако, если он увидит, что к этому времени люди уже приступили к совершению обязательной общей молитвы, он должен будет совершить молитву вместе с ними, а потом совершить обход.
Четвёртая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать обход.
Паломник, пожелавший совершить обход вокруг Каабы сразу после прибытия в Мекку /таваф аль-кудум/ или любой другой обход Каабы, должен принимать во внимание шесть нижеперечисленных вещей.
1. Ему следует соблюдать необходимые условия молитвы, поддерживая в чистоте одежду, тело и место обхода и прикрывая от людей те места, которые следует скрывать от посторонних взглядов /‘аурат/. Обход вокруг Каабы является молитвой, однако Аллах Всевышний, слава Ему, разрешил людям разговаривать во время этой молитвы. Перед началом обхода паломнику следует завернуться в свою накидку, положив её середину подмышку правой руки, а концы забросив на левое плечо и свесив один на спину, а другой – на грудь. С началом совершения обхода вокруг Каабы произнесение слов тальбийи следует прекратить и перейти к произнесению слов обращений к Аллаху с мольбами по примеру посланника Аллаха, .
2. Перекинув накидку через левое плечо и оставив правое обнаженным, паломник должен встать левым плечом к Черному камню и немного отойти от него так, чтобы аль-Хиджр оказался перед ним, после чего обойти аль-Хиджр, не заходя в его пределы, в начале обхода и, по возможности, держась на расстоянии трёх шагов от Каабы, что является наиболее предпочтительным.
3. В самом начале обхода Каабы, до прохождения мимо аль-Хиджра. паломнику следует сказать: «С именем Аллаха, Аллах велик! О Аллах, с верой в Тебя и в Твою Книгу, во исполнение обещанного Тебе и следуя сунне Твоего пророка Мухаммада, !» /Би-сми-Лляхи, Аллаху акбар! Аллахумма, иманан би-кя, ва тасдикан би-китаби-кя, ва вафа’ан би-‘ахди-кя ва иттиба‘ан ли-суннати набиййи-кя Мухаммадин, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма!/, после чего он должен начать обход.
4. Первые три круга следует пройти быстрыми мелкими шагами, а остальные четыре - обычным шагом. Заворачиваться в накидку вышеупомянутым образом и идти быстрым шагом надо для того, чтобы показать свою ловкость, выносливость и силу. В самый первый раз это было сделано по велению пророка, , для того чтобы не оправдались надежды неверных увидеть слабость мусульман, и этот обычай сохранился. Лучше всего идти быстрым шагом поблизости от Каабы; если же сделать это будет невозможно из-за большого количества людей, то предпочтительнее совершать обход на большем удалении, но идти быстро. Пусть же паломник отойдёт к краю места, предназначенного для обхода /матаф/, и пройдёт три круга быстро, а потом подойдёт к Каабе поближе и пройдёт оставшиеся четыре круга в толпе. Лучше всего, если паломнику удастся прикасаться к Чёрному камню после прохождения каждого круга, если же скопление людей помешает ему делать это, пусть указывает в его сторону рукой. Кроме того, желательно прикасаться ещё и к йеменскому углу Каабы.
5. После завершения семикратного обхода Каабы, паломнику следует подойти к аль-Мультазаму, который находится между аль-Хиджром и дверями Каабы, поскольку на мольбы, с которыми обращаются к Аллаху с этого места, даётся ответ. Пусть же паломник прильнёт к Каабе, взявшись за её покровы, прижавшись к ней животом и правой щекой и прикасаясь к ней предплечьями и ладонями, а потом скажет: «О Аллах, о Господь Древнего Дома, избавь меня от огня, о Аллах, это – место прибегающего к Твоей защите от огня!» /Аллахумма, йа Рабба-ль-Байти-ль-‘Атики, а‘тик ракбати мин ан-нари, Аллахумма, хаза макаму-ль-‘аизи би-кя мин ан-нар!/, после чего пусть обратится с мольбами о том, что ему нужно, и с мольбами о прощении за свои грехи.
6. По завершении обхода паломнику следует совершить молитву в два раката позади места Ибрахима, а потом – обратится к Аллаху с нижеследующей мольбой: «О Аллах, облегчи мне лёгкое, и удали от меня трудное, и прости меня в мире вечном и в мире этом!» /Аллахумма, йассир лиль-йусра, ва джанниб-ни-ль-‘усра ва-гфир ли фи-ль-ухра валь-уля!/.
Пятая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать ритуальный бег /са‘й/.
Когда паломник закончит обход, пусть выйдет из врат, ведущих к холму ас-Сафа, а после того, как он поднимется на этот холм, ему следует семь раз пробежать между ним и холмом аль-Марва. В отличие от обхода Каабы при совершении ритуального бега между этими холмами ритуальная чистота паломника желательна, но не обязательна.
Шестая ступень имеет отношение к тому, как подобает стоять на Арафате и что следует делать перед этим.
Если паломник прибывает к Арафату в день стояния, пусть он не тратит время на обход Каабы и посещение Мекки, прежде чем стояние не закончится, если же он прибывает туда за несколько дней до этого, ему следует совершить обход по случаю прибытия /таваф аль-кудум/ и оставаться в состоянии ихрама до седьмого дня месяца зу-ль-хиджжа. Имам произносит хутбу в Мекке у Каабы после полуденной молитвы, напоминая людям о необходимости подготовиться к выходу в Мину в восьмой день зу-ль-хиджжа /йаум ат-тарвийа/, где им предстоит провести ночь, а утром отправиться к Арафату для выполнения основного обязательного обряда хаджжа – стояния /вукуф/ на Арафате, который начинается сразу после полудня и продолжается до заката солнца. Паломник должен отправляться в Мину, произнося слова тальбийи, и провести там ночь. Утром в девятый день зу-ль-хиджжа он должен совершить там утреннюю молитву и отправиться к Арафату, когда над горой Сабир поднимется солнце. Перед стоянием на Арафате паломнику сначала следует совершить полное омовение, а затем – совместно совершить полуденную и послеполуденную укороченные молитвы с одним азаном и двумя икамами. Всё остальное время совершающему хаджж следует почаще произносить слова свидетельства единобожия, а также воздавать Всемогущему и Великому Аллаху хвалу, прославлять и благодарить Его, обращаться к Нему с мольбами и словами покаяния. В этот день паломнику не следует поститься, чтобы сохранить силы для непрерывных обращений к Аллаху с мольбами. В день стояния на Арафате необходимо продолжать произносить и слова тальбийи, чередуя её с мольбами, что является наиболее предпочтительным. Паломник может обращаться к Аллаху с любыми мольбами, прося прощения для себя самого, своих родителей и всех верующих вообще, и пусть он проявляет настойчивость в своих мольбах и просит о большом, ибо нет ничего такого, что Аллах посчитал бы для Себя затруднительным.
Седьмая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать прочие обряды хаджжа.
Во время возвращения с Арафата после захода солнца паломнику следует сохранять спокойствие и достоинство. Достигнув долины аль-Муздалифа, он должен совершить совместно закатную и вечернюю укороченные молитвы с одним азаном и двумя икамами, после чего провести эту ночь в аль-Муздалифе, где предпочтительнее всего запастись семьюдесятью мелкими камешками, которые понадобятся ему и которые можно набрать и в Мине. С наступлением времени обязательной утренней молитвы паломник должен сразу же совершить её ещё в предрассветном сумраке, после чего двинуться в путь и достигнуть расположенного на границах аль-Муздалифы места под названием аль-Маш‘ар аль-Харам, где ему следует обращаться к Аллаху с мольбами, пока не рассветёт полностью. Затем, ещё до восхода солнца, он должен продолжить свой путь, и двигаться до места под названием вади Мухассар, которое желательно пройти как можно быстрее. С наступлением утра дня жертвоприношения паломнику следует отправиться в Мину, где расположены три столба /джамарат/, попеременно произнося слова тальбийи и слова такбира. Поскольку в день жертвоприношения никакие обряды, имеющие отношение к первому и второму из этих столбов, не выполняются, он должен пройти мимо них и достичь большого столба /джамрату-ль-‘акаба/. После восхода солнца паломник должен бросить в этот столб семь камешков, поднимая руки, по возможности став так, чтобы этот столб оказался между ним и киблой, и повторяя при каждом броске «Аллаху акбар». После этого паломник должен принести в жертву скот, если у него есть жертвенные животные, и пусть он отведает их мяса, если только эти животные не были принесены в жертву в качестве искупления за какое-нибудь нарушение, допущенное во время хаджжа. Ни в коем случае не следует приносить в жертву хромых, увечных или тощих животных, а после жертвоприношения паломнику необходимо обрить голову. После бросания камешков и обривания головы паломник частично выходит из состояния ихрама, и ему разрешается всё запретное для паломников, кроме половых сношений и охоты. После этого он должен направиться в Мекку и совершить обход Каабы в соответствии с тем, как это уже было описано нами ранее. Этот обход является одним из основных обрядов хаджжа и именуется “таваф аль-ифада”. Его можно совершать с наступлением полуночи дня жертвоприношения, но наиболее предпочтительно совершать его в день жертвоприношения. До совершения этого обхода паломнику не разрешается совершать половые сношения с женой, а после этого он полностью выходит из состояния ихрама, и это ему разрешается. Совершившему все вышеупомянутые обряды остаётся только бросить камешки в столбы в дни ташрика и провести ночь в Мине. Всё это относится к числу обязанностей хаджжа, совершаемых паломниками после выхода из состояния ихрама.
Полный выход из состояния ихрама разрешается после бросания камешков, обривания головы и вышеупомянутого обхода Каабы, если же паломник совершает только два из трёх вышеупомянутых обрядов, то он может выйти из состояния ихрама частично. Нет ничего греховного в том, чтобы совершить любой из трёх вышеупомянутых обрядов раньше или позже любого другого при условии совершения жертвоприношения тем, кому это положено делать, однако лучше всего сначала бросить камешки, потом принести жертву, потом обрить голову, а потом совершить обход Каабы.
Завершив обход Каабы /таваф аль-ифада/, паломник должен вернуться в Мину для того, чтобы провести там ночь и продолжить бросать камешки в дни ташрика. Паломник проводит ночь в Мине, а на второй день праздника после полудня он должен направиться к малому столбу и бросить в него семь камешков, а потом отойти в сторону и обратиться лицом к кибле, воздавая хвалу Аллаху Всевышнему, произнося слова свидетельства, возвеличивая Аллаха и обращаясь к Нему с мольбами, и при этом сердце его должно присутствовать. После этого паломник должен перейти к среднему столбу, бросить камешки так же, как он бросал их в первый столб, и сделать все то, что он делал у первого столба. Затем паломник должен перейти к большому столбу, бросить в него семь камешков, а потом вернуться туда, где он остановился, провести эту ночь в Мине и встретить там утро. После совершения полуденной молитвы во второй из дней ташрика паломник должен бросить двадцать один камешек, как и в предыдущий день. Сделав всё это, паломник может по собственному выбору либо остаться в Мине, либо вернуться в Мекку. Если он покинет Мину до захода солнца, в этом не будет ничего дурного, если же он дождётся наступления ночи, то покидать Мину уже нельзя, и надо будет заночевать там, чтобы, как и прежде, бросить двадцать один камешек в третий из дней ташрика. Если человек не остаётся в Мине и не бросает камешки, ему следует совершить жертвоприношение. Во время пребывания в Мине паломнику можно посещать Каабу, но ночевать он должен только в Мине. В течение этого периода он, по возможности, не должен пропускать общие молитвы под руководством имама в мечети аль-Хайф, ибо в этом заключается великое благо.
Восьмая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать умру и что следует делать затем вплоть до прощального обхода Каабы.
Паломник, желающий совершить умру до или после хаджжа, должен совершить полное омовение и надеть ихрам так же, как это полагается делать перед совершением хаджжа. Паломник должен вступить в состояние ихрама для совершения умры в соответствующем микате, где он выражает вслух свое намерение, произнося слова тальбийи после совершения молитвы в два раката и обращения к Аллаху с мольбами о том, чего он хочет. После этого он должен вернуться в Мекку, произнося слова тальбийи до тех пор, пока не войдёт в Запретную Мечеть. Войдя в мечеть, паломник должен прекратить произносить тальбийу, а потом совершить семикратный обход Каабы, молитву в два раката позади места Ибрахима и ритуальный бег /са‘й/ между холмами ас-Сафа и аль-Марва, как об этом уже говорилось ранее, а после совершения всего этого – обрить голову, на чём его умра закончится. Люди, живущие в Мекке, должны совершать умру и обходы Каабы почаще, а также почаще досыта пить воду Замзама.
Девятая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать прощальный обход Каабы.
Когда паломник пожелает вернуться домой после завершения хаджжа и умры, ему следует завершить все дела и вернуться, сделав последним из своих дел прощание с Каабой. Это прощание заключается в семикратном обходе Каабы /таваф аль-вада‘/, который следует совершить так же, как об этом уже говорилось ранее, если не считать того, что человеку не надо проходить первые три круга быстрым шагом и заворачиваться в накидку. Закончив обход, человеку следует совершить молитву в два раката позади места Ибрахима и выпить воды Замзама, а потом подойти к аль-Мультазаму и на любом языке обратиться к Аллаху с покорными мольбами о чём он хочет.
Десятая ступень имеет отношение к посещению Медины и тому, как это подобает делать.
Пусть тот, кто пожелает посетить Медину, часто призывает по пути благословения на посланника Аллаха, , и пусть он использует благовония и оденет самые чистые одежды. Войдя в город, человеку следует проявлять смирение и уважение; он должен войти в мечеть пророка, , и совершить у минбара молитву в два раката, после чего подойти к могиле посланника Аллаха, , и остановиться около неё, повернувшись спиной к кибле, а лицом – к могиле. После этого ему следует отступить на один локоть вправо и приветствовать Абу Бакра ас-Сиддика, а затем отступить ещё на локоть вправо и приветствовать Умара аль-Фарука, да будет доволен Аллах им обоими. Приветствием могут послужить такие слова: «Мир вам, о сподвижники пророка, !» После этого ему следует подойти к саду /рауда/, совершить молитву в два раката и как можно больше обращаться к Аллаху с мольбами. Кроме того, человеку, находящемуся в Медине, желательно прийти к горе Ухуд и посетить могилы шахидов, и прийти на кладбище аль-Баки‘, чтобы посетить могилы лучших из тех, кто там похоронен, а также каждую субботу посещать мечеть в Куба и молиться в ней. Если человек сможет задержаться в Медине, это принесёт ему великое благо, если же он решит покинуть город, то желательно, чтобы он пришёл к могиле пророка, , и повторил слова мольбы, с которыми он обращался к Аллаху, когда был там в первый раз, и попросил Аллаха Всевышнего, чтобы Он привёл его сюда вновь. Затем ему следует совершить молитву в два раката у сада /рауда/, а при выходе из мечети переступить через порог сначала левой ногой, а потом - правой, после чего раздать милостыню тем, кто живёт поблизости от мечети пророка, , исходя из своих возможностей.
О том, как принято возвращаться домой
после завершения путешествия
Возвращаясь домой, человек должен трижды повторять слова “Аллах велик!” /Аллаху акбар!/ на каждой возвышенности, а потом говорить: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он надо всем властен! Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся, пред ним склоняемся и Ему воздаём хвалу!» /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай‘ин кадир! Айибуна, та’ибуна, ‘абидуна, саджидуна, ли-Рабби-на хамидун!/ Возвращающемуся из паломничества необходимо заранее известить свою семью о времени своего приезда. Достигнув того места, где он живет, человек должен зайти в первую же мечеть и совершить там молитву в два раката, а когда он будет у себя дома, ему не следует забывать о благодеянии Аллаха, Который дал ему возможность посетить Каабу и мечеть Его пророка, , так как если после этого человек снова вернётся к небрежению и совершению пустого и греховного, это будет выражением неблагодарности, и подобное не является признаком безупречного хаджжа, ибо признаком его служит то, что человек возвращается обратно, будучи охваченным стремлением к миру вечному и готовым ко встрече с Господом Каабы после того, как он побывал у Каабы.
Глава третья. О тонкостях правил приличия
во время хаджжа
Речь идёт о нижеследующих шести вещах.
1. Расходуемые на хаджж деньги должны быть заработаны дозволенными путями, а совершать хаджж следует только ради Аллаха Всевышнего и выполнения всех предписанных Аллахом обрядов должным образом. Целью того, кто совершает хаджж за другого человека, должно быть посещение Дома Аллаха Всевышнего и оказание своему брату в исламе помощи по освобождению его от возложенной на него обязанности, а не использование этого в качестве способа заработать себе на жизнь, так как человек не должен использовать религиозные дела в качестве средства достижения мирских целей, но поступать наоборот, в данном случае – воспользоваться представившейся ему возможностью и совершить хаджж.
2. Необходимо взять с собой побольше съестных припасов и со спокойной душой расходовать их, не слишком ограничивая себя, но и не предаваясь излишествам и раздавая их по пути ради Всемогущего и Великого Аллаха. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О щедрости человека свидетельствует то, что он с охотой делится с другими своими припасами, находясь в пути».
3. Следует отказаться от сквернословия /рафас/, порочных поступков /фусук/ и споров /джидаль/, о необходимости чего говорится в Коране. Слово “рафас” используется для обозначения любых пустых и непристойных слов, а также всего побуждающего к запретным в этот период половым сношениям, ибо побуждающее к запретному также является запретным. Слово “фиск” служит общим обозначением любого проявления неповиновения Всемогущему и Великому Аллаху. Слово “джидаль” используется для обозначения проявления неумеренности в спорах, что приводит к взаимной ненависти и противоречит благонравию. Таким образом, человеку не следует слишком часто противоречить своим спутникам, но обращаться с ними помягче на всём пути к Дому Всемогущего и Великого Аллаха. Необходимо придерживаться благонравия, которое проявляется даже не в отказе от нанесения обид другим, а в умении сносить обиды, которые другие наносят тебе.
4. Не следует вести себя подобно избалованным и высокомерным людям и всячески избегать того, что может привести к хвастовству, поскольку за это человек будет причислен к проявляющим высокомерие и удалён из рядов праведных.
5. Следует принести жертву, даже если обязательным для человека это не является. При этом паломник должен постараться выбрать животное пожирнее и подороже и употребить в пищу часть этой добровольной жертвы. Однако цель заключается не в этом, а в очищении души, освобождении её от такого качества, как скупость, и украшении её почитанием Всемогущего и Великого Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
?Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их, но достигнет Его ваше благочестие.?
6. Паломник должен с охотой расходовать свои средства, не жалеть денег на жертвенный скот и легко относиться к любым потерям и бедствиям, если они постигнут его, так как за все обиды и за всё то, чего он лишится, его ждёт награда, и ничто из этого не останется незамеченным Всемогущим и Великим Аллахом. Говорят, что признаком того, что хаджж был принят Аллахом, является отказ человека от тех прегрешений, которые он совершал прежде, выбор им праведных друзей вместо друзей плохих, а также то, что вместо встреч, где люди занимаются пустословием, он начинает посещать те встречи, участники которых поминают Аллаха.