Исламские стили жизни (Мазхабы) |
Автор: Administrator | ||||||||||||||||||||||||||||
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Исламские стили жизни (Мазхабы) Исламский регламент Бытует мнение, что Ислам регламентирует жизнь мусульманина вплоть до мельчайших деталей, что регламентация эта осуществляется с помощью шариатского права (фикх), который распадается у суннитов на четыре школы (мазхаба). Это мнение не просто неверно, но и опасно, поскольку препятствует распространению истинной веры и обращению неверных на прямой путь. Опаснее всего правдоподобие, так как именно оно вводит в соблазн. Для мусульман существует только один регламент – Священный Коран (Книга Аллаха), который есть «руководство для богобоязненных» (сура 2, аят 2). Частями Книги Аллаха признаны также Тора Мусы, Псалтырь Дауда и Евангелие Исы (мир им всем!). Однако именно Коран Мухаммеда (а.с.с.) удостоверяет истинность всех предшествующих книг. Любое иное руководство не от Бога, но от людей. Пророк Иса (мир ему!) обличил иудеев как раз из-за того, что те «оставив заповедь Божью, держатся предания человеческого» (Евангелие от Марка 7:8). Все же, что прямо не запрещено Кораном, разрешено. Ислам дает свободу, но людям естественно стремиться к гармонии и определенности. Сунна Читая Коран, верующие не могут вместить в себя всех божественных смыслов, поэтому для продвижения по прямому пути они в спорных вопросах обращаются к Сунне – достоверным хадисам (изречениям) пророка Мухаммеда (а.с.с.). Сунна не подменяет Коран, но раскрывает его. Коран может существовать без Сунны, а Сунна без Корана – нет. Ко времени аль-Бухари (IX в.) было известно около 600 тысяч изречений пророка. Понятно, что среди них могли закрасться ложно приписываемые изречения или слова, сказанные по случаю. Критерием достоверности хадиса является его согласие с Кораном. Поэтому число достоверных хадисов было на несколько порядков ниже. Логика (кийяс) Уже из самого характера классификации Сунны ясно, что существует еще один критерий для согласования своей жизни с шариатом – это логика (кийяс). Коран, ни тем более Сунна, не могут очертить поведение во всех возможных жизненных ситуациях. Мусульманин должен в нестандартной ситуации полагаться на логику, т.е. действовать рассудительно и последовательно – принимать решения на основании умозаключений, предпосылками которых являются аяты Корана. Однако логика, подобно Сунне, имеет вспомогательное значение. Иблис (да проклянет его Аллах!) на основании логики пришел к неверию, а пророк Ибрагим (мир ему!), пренебрегнув логикой, спасся. Но в большинстве случаев логика позволяет навести мосты к прямому пути спасения. Лишенный логики человек (мыслящий бессвязно) не способен даже понять о чем говорится в Священном Коране и тем более применить его к своей жизни. Догмат (иджма) Однако иногда логические выводы, построенные на разных аятах Корана, могут противоречить друг другу. Логика может обосновывать Сунну (при отборе хадисов), но Коран выше логики. Для пресечения разногласий мусульмане руководствуются иджмой – соборным мнением богословов. Иджма появляется тогда, когда частное богословское мнение (райя, фетва, теологумен) получает одобрение уважаемых мусульман и закрепляется традицией. В западных языках аналогом иджмы является слово «догмат» - дословно: «мнение, решение». В догматах нет ничего плохого лишь до тех пор, пока они не теряют связи с Книгой Аллаха. Как только догмат начинает противоречить аяту, он автоматически упраздняется. Причиной падения христиан послужило превознесение догмата над Книгой Аллаха. Еще мусульманские ученые считают полезным придерживаться благочестивых мнений сподвижников пророка. Однако знакомство с Евангелиями показывает, что апостолы всего лишь люди и истинность их слов подтверждается опять же Книгой Аллаха. Хотя в полосе между запретным и обязательным благочестивые мнения сподвижников и решения богословов могут послужить хорошим руководством. Различия мазхабов Однако чем руководствоваться в нестандартной частной ситуации, когда ни Коран, ни Сунна, ни логика, ни догмат не дают однозначного ответа? Скажем, могут ли мусульмане лететь быть космонавтами или пить чай с тортом? Как молиться зимой в тундре? Могут ли мусульмане носить ковбойские шляпы? В таких случаях в дело вступают мазхабы. Иногда их не совсем верно переводят как «правовые школы». При разработке законов Исламского государства невозможно не опираться на традицию того или иного мазхаба, но исламское право (фикх) всегда шире понятия «гражданско-уголовный кодекс», ибо включает в себя даже этикет. В этой связи мазхаб – это не столько «правовая школа», сколько «стиль жизни». К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Сходства и различия между ними видны из следующей таблицы:
В главном все они сходятся: основное руководство – это Коран, раскрываемый через Сунну, догматы и логику. В остальном же, между мазхабами существуют различия. Ханифиты – это приверженцы «конформистского стиля». Они полагают, что мусульмане в ряде случаев могут придерживаться местного (неарабского) обычая (урф, адат), разумеется, если тот явно не противоречит Корану. Основоположником этого стиля был ученый иранского происхождения Абу Ханифа (699-767). В своей приверженности обычаю ханифиты могут приближаться к конформизму, поскольку из-за понятия «истисхан» (предпочтение), они традицию предпочитают собственному суждению. Однако обычай можно трактовать двояко: как региональную специфику и как современные достижения. В этой связи на вопрос «можно ли мусульманину пить чай с тортом?» ханифит ответит примерно следующее: если это не запрещено и принято в вашей среде в вашу эпоху, то да. Ханифитский стиль получил распространение на Севере – от Европы до Китая, среди неарабских народов, культура и обычаи которых не препятствовали приближению к Единому Богу. Маликиты – это приверженцы «интуитивного стиля». Подобно ханифитам они допускают руководство обычаем, делая поправку: обычай этот должен быть мединским (арабским), так как там была наиболее благоприятная культурно-историческая среда для проповедей пророка Мухаммеда (а.с.с.). Основателем этого стиля был арабский ученый Малик ибн Анас (715-795). Самым ярким и существенным отличием маликтского стиля – это индивидуальная религиозно-нравственная интуиция или совесть (принцип «истислах» - буквально: «удобство»). На вопрос «как молиться зимой в тундре?» маликит бы ответил: так как подскажет вам сердце (интуиция, совесть). Маликитский стиль получил распространение на Западе - в Северной Африке, среди народов, которые восприняли арабскую культуру. Шафииты – это приверженцы «рационального стиля». В отличие от ханифитов и маликитов, они отвергают подавление (предпочтение – «истисхан») логики обычаем. Основателем этого стиля был ученый Мухаммед аш-Шафия (767-820). Кроме того, они отрицают «совесть» маликитов как зыбкий критерий. В противовес, шафииты предлагают в частных вопросах руководствоваться разумом, т.е. отыскивать в истории ислама прецеденты и на основании них делать умозаключения (принцип «истисхаб» - буквально: «увязка»). На вопрос «может ли мусульманин быть космонавтом?» шафиит ответ примерно следующее: космонавт – путешественник, Ислам не запрещает быть путешественником, вывод: мусульманин может быть космонавтом. Шафиитский стиль получил распространение на Востоке – в Малайзии и Индонезии. Ханбалиты – это приверженцы «ортодоксального стиля». Их специфическим отличием является скрупулезное следование Сунне и отвержение любых нововведений. Основателем этого стиля был Ахмад ибн Ханбал (780-855). На вопрос «можно ли носить ковбойскую шляпу?» ханбалит ответит: лучше не надо, ибо надо подражать пророку, а не неверным. Ханбалитский стиль получил распространение на Юге – в Саудовской Аравии. Примиримость мазхабов Современное соборное мнение исламских ученых (в т.ч. и «ортодоксов»-ханбалитов) таково, что нет мазхабов истинных или ложных. Мазхабы – это не религиозные «толки», а «стили» повседневной жизни. В каждом можно найти положительные и отрицательные стороны. Ханифиты успешны в джихаде, но их иногда критикуют за то, что они подражают неверным. «Северный стиль» исторически показывал свою нестойкость. Ханбалиты, напротив, избегают подражания неверным, но их критикуют за слепое копирование жизни пророка, что равносильно его обожествлению. Хотя «южный стиль» самый стойкий. Его «ортодоксальная» строгость оправдана тем, что его приверженцы являются хранителями такой исламской святыни как Кааба в Мекке. Различие мазхабов не носят принципиального характера. Когда-то они появились. Возможно, в будущем некоторые из них исчезнут, сольются или появятся новые. Их ценность в том, что они снабжают мусульман руководством для вынесения решений в частных непредусмотренных Кораном ситуациях. Их ввели не для того, чтобы тиранить сердца и сознание верующих, но в помощь. Отказ или следование тому или иному мазхабу не может быть вменен в грех. Мазхаб кафиров Мазхаб – не предписание, а вскрытие мотиваций - того, чем человек руководствуется в повседневной жизни. Мазхабы есть и у неверных. Кафиры в своей жизни, как правило, руководствуются следующими критериями: 1. Мнения других людей - «что люди подумают», погоня за имиджем 2. Удовольствия 3. Мнение своих кумиров - «мода», погоня за стилем 4. Законы, принятые «бессовестными политиками» 5. Обычаи – результат векового невежества 6. Интуиция - причем голос совести здесь неотличим от нашептываний шайтанов 7. Логика - лишенная твердого основания, она делается бесполезной. Однако все эти руководства лишены единого основания, стройности и гармонии. Сумбур и непонимание причин выдается ими за свободу, хотя в итоге слепота приводит их к еще большим проблемам и конфликтам. Мазхабы правоверных не регламентируют жизнь, но позволяют человеку жить осознано и неслучайно, как и подобает разумному существу. 22.02.2004 Алексей Иваненко Об авторе - Алексей Игоревич Иваненко (E-mail автора:Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript). Петербургский философ, богослов-постмодернист. Родился в Пушкине (Ингрия) в Годы Застоя, в день исчезновения Элвиса Пресли. Согласно семейному преданию, род Иваненко восходит к запорожским казакам, которым после ликвидации Сечи было разрешено поселиться в центральной России (ныне Белгородская область). В школе воспитывался на культуре хэви-метал и фэнтези. В год зарождения движения антиглобалистов закончил философский факультет Университета (СПбГУ) на Васильевском острове, что в устье Невы. В настоящее время продолжает научную деятельность в аспирантуре, а в свободное время преподает философию и текстологию ряде вузов Северной Столицы. Сфера интересов: Метафизика после Хайдеггера и богословие после Апокалипсиса, египетское Православие, транскультурная мистика, современное искусство, духовные основы молодежных субкультур, семантика вооруженных конфликтов в странах Третьего мира. (Источник - "Литературно-философский журнал "Топос") Последние публикации: Город. Эпистемология адского огня. Был ли Илья Муромец участником джихада? Илья Муромец – турецкий гази? Время возвращаться на прямой путь.
|