Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Вопрос: Прощается ли многобожие (ширк) по незнанию? Ответ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Тема "оправдание незнанием" именуется в Исламе как "Узр биль-джахль" и в этом вопросе есть разногласие. Есть два мнения, одни ученые сказали, что прощается ширк по незнанию только в ответвлениях, а в основах Ислама – нет, а другие сказали, что прощается как в основах, так и в ответвлении. Но сильным мнением является то, что Аллах прощает по неведению даже большой ширк! Доводы (далили) на это очень сильные: Всевышний Аллах говорит: «И Мы не наказываем, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра, 15). Къатада сказал: “Поистине, Всевышний Аллах не наказывает никого до тех пор, пока до него не дойдет от Аллаха известие или разъяснение!” См. «Тафсир ат-Табари» 8/50. Хафиз Ибн Касир сказал: “В этом аяте указание на справедливость Всевышнего, и то, что Он не наказывает никого, кроме как после предоставления ему довода посланием посланников!” См. «Тафсир Ибн Касир» 4/25. Это ясный и прямой аят Корана на то, что незнание о миссии посланников является препятствием для наказания! Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (Женщины, 165). Имам аль-Багъауи сказал: “В этом аяте далиль на то, что Аллах не наказывает творения до послания пророков!” См. «Тафсир аль-Багъауи» 1/500.
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, что любой иудей или христианин, который услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, обязательно будет из числа обитателей Огня!» Муслим 153. Зачем же пророк (мир ему и благословение Аллаха) делает оговоркой «слышание» о нем, если незнание не служит оправданием, а ведь неверие христиан и иудеев – это большое неверие! Къады ‘Ийяд говорил: “В этом хадисе далиль, что тот, кто живет в отдаленных уголках земли и за морями, если до него не дошел исламский призыв и веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), то нет на нем ответственности. И об этом слова: «услышит обо мне»”. См. «аль-Икмаль» 1/468. Имам Абуль-‘Аббас аль-Куртуби сказал: “В этом хадисе далиль на то, что человек, до которого не дошел призыв посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не будет спрошен и наказан!” См. «аль-Муфхим» 1/368. Имам ан-Науауи сказал: “Тот, до кого не дошел исламский призыв, заслуживает оправдания”. См. “Шарх Сахих Муслим” 2/342. Разве это не четкий довод? Кады Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: “Незнающий и ошибающийся из числа этой уммы даже если совершат деяния куфра и ширка не становятся мушриком и кафиром, поскольку незнание и ошибка являются оправданием!” См. «Тафсир аль-Касими» 5/1307. Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя сказал: “Аллах не накажет никого, кроме как после того, как дойдет Его послание. И тот, до кого не дойдет Его послание вообще, не будет наказан! А тот, до кого дойдет Его послание, но без разъяснения, то он не будет наказан кроме как за отрицание того, что стало ему известно!” См. «Маджму’ аль-фатауа» 12/493. (1) Самый главный довод в теме "Оправдание незнанием", это следующий хадис: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день четверо будут оправдываться! Глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв. Глухой скажет: “О Господь, пришел Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Господь, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!” Дряхлый старик будет говорить: “Пришел Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошел призыв скажет: “О Господь, до меня твой посланник не доходил!” После этого с этих людей будет взять договор и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!» После того, как Абу Хурайра передал эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха)? он сказал: «Читайте, если хотите: «Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра, 15). Ахмад 4/24, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841, аль-Баззар 3/217, и др. Этот хадис передается от пяти сподвижников: Абу Хурайры, Абу Са’ида аль-Худри, Анаса, Му’аза и аль-Асуада ибн Сари’а. Его достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз Ибн Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани. См. «Тарикъ аль-хиджратайн» 397, «Тахкик аль-Муснад» 26/28, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1434, 2468. В этом хадисе четкое указание на то, что Аллах прощает даже большой ширк совершенный по незнанию! Все эти люди в своей основе не были мусульманами, так как они вообще не знали об Исламе, но вместе с тем Справедливый Аллах сделает им испытание в Судный день, а не подвергнет их сразу же наказанию Ада! Отвечая на вопрос об оправдании незнанием, шейх аль-Баррак приводил в доказательство этот же хадис. Однако среди сомнений в этом вопросе, это хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда его спрашивали о некоторых людях, отвечал: «Мой отец и твой отец в Огне!» Они могут сказать, ведь до пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) у арабов не было посланников, так почему же они в Огне?! Ответ таков: Потому что арабы-курайшиты не были людьми ахлю фатра, т.е. теми, до кого не дошел призыв! Среди них были монахи ханифы – единобожники, и ярчайший пример этому монах Уаракъа, к которому водил пророка (мир ему и благословение Аллаха) его дед, когда он был маленьким. Этот монах умер до того, как пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аллах направил с посланием, однако в хадисах сказано, что Уаракъа в Раю, ибо он умер мууаххидом (единобожником)! См. «Сахих ас-сира ан-набауия» 94. (2) Также из числа доводов обратному это следующий аят, кстати на который часто опираются такфиристы: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я – не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”» (аль-А'раф 7: 172). Однако, в этом аяте нет указания на то, что незнание не является оправданием! В толкованиях Корана у Ибн Касира, аль-Куртуби, аль-Багъауи и др. сказано, что этот аят является далилем на положение фитры у любого человека. Фитра - это врожденное свойство у человека с верой в Одного Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об этом сказал: «Каждый человек рождается с фитрой, а его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником. Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным носом?» Затем Абу Хурейра, передавший этот хадис, прочел слова Аллаха: «Это качество, которое Аллах привил людям». аль-Бухари 1358, 4775, Муслим 2/315. Ведь если принять в доказательство этот аят, как отсутствие оправдания невежеством, то зачем же тогда Аллах направил пророков и посланников к человечеству, если все и так все знают?! Такое понимание этого аята противоречит словам Аллаха: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан-Ниса 4: 165). А также аят: «И Мы не наказываем, пока не посылаем посланников!» (аль-Исра, 15). А также приведенные ясные и четкие хадисы! Только тот, у кого в сердце болезнь, как сказал Аллах, оставляет ясное и следуют за неясным! Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в толковании этого аята говорил: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство», т.е. Аллах вывел потомство сынов Адама из их поясниц, и благодаря этому человечество размножается, и одни поколения приходят на смену другим. Человек зарождается из капли, которая выходит из поясницы его отца, и появляется на свет из утробы своей матери. «и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я – не ваш Господь?”», т.е. они засвидетельствовали господство Всевышнего Аллаха, и признали Его господство, поскольку в его душе заложено осознание необходимости исповедовать правую религию и поклоняться одному Аллаху. «Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”», т.е. да, мы признаем это! Всевышний Аллах наделил каждого человека фитрой, однако это фитра изменяется и искажается под воздействием различных порочных воззрений. «Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”», т.е. Мы подвергли вас испытанию и заставили вас признать Аллаха своим Господом, дабы в День воскресения вы не стали отрицать это, заявляя о том, что не ведали истины. Напротив, она известна вам, но вы пренебрегаете ею и не обращаете на нее внимания. В День воскрешения у вас не будет никакого оправдания, поскольку Аллах довел истину до вашего сведения. А еще вы будете говорить, что не заслуживаете погибели, поскольку следовали по стопам своих заблудших отцов и брали с них дурной пример. Но ведь подсознательно вы понимаете, что ваши отцы исповедуют ложь и что истина заключена в проповедях Божьих посланников. Вы знаете, что их учение сокрушает измышления ваших отцов и одерживает над ними верх. Безусловно, некоторые воззрения заблудших предков или взгляды порочных религиозных толков могут показаться рабу Аллаха истиной, однако причина этого всегда заключается в том, что он отворачивается от доводов Аллаха и Божьих знамений, которые разбросаны по свету или находятся в самих людях. Воистину, если человек отворачивается от истины и прислушивается к словам лжецов, то он постепенно начинает отдавать предпочтение лжи перед правдой. Но есть мнение, что в этом откровении говорится о завете, который Аллах взял с потомков Адама, когда вынул их из его поясницы. Некоторые толкователи считали, что Аллах заставил потомков Адама засвидетельствовать свое господство, и они принесли такое свидетельство, после чего Аллах сообщил им о своей воле и лишил их возможности оправдать собственной неосведомленностью их неверие и упрямство как при жизни на земле, так и после смерти. Однако это откровение никоим образом не свидетельствует в пользу такого толкования. Оно является неуместным, поскольку противоречит божественной мудрости Всевышнего Аллаха, и происходящее вокруг нас подтверждает эти слова. Согласно мнению этих толкователей, Всевышний Аллах взял завет с сынов Адама, когда вынул их из его поясницы. В то время люди были подобны крупицам, и никто из людей не помнит этого. Неужели Аллах станет обвинять людей на основании события, о котором они ничего не ведают и которое не оставило после себя следов в их памяти?! Следовательно, в обсуждаемом нами аяте речь идет об очевидном событии. Таким образом Аллах разъясняет людям свои знамения, дабы они вернулись к воззрениям, которые соответствует тому, что было заложено в их подсознании, дабы они отреклись от порочных взглядов и вернулись к завету, который они заключили с Аллахом". См. «Тафсир ас-Са’ди» 212. Это ясные и четкие тексты Корана и Сунны, а также и понимание признанных имамов, что Аллах прощает по незнанию все и даже ширк! А что касается аята: «Аллах не прощает когда делают ширк, а все помимо этого прощает кому пожелает!», то в нем речь идет о том, кто умер и не покаялся за свой ширк, зная об этом. И по-другому понимать этот аят нельзя, так как общее его понимание противоречит ясным положениям в Исламе (мухкам). Если взять его внешний смысл, то получается Аллах не простит мушрику скажем буддисту, даже если он примет Ислам, ведь он совершал ширк! Конечно это неправильное понимание! Речь идет о том, кто умер и не покаялся за большой ширк. Знай, что Аллах не накажет того, кто не знал и не имел возможность узнать! И знай, что Аллах – Справедливый! Однако тот, кто в своей основе кафир, не стесняйся называть его кафиром и не сомневайся в этом, а его судьба у Аллаха. И поэтому на каждого, кто умер не мусульманином можно сказать что он кафир, но не говоря конкретно что он в Огне, так как ахлю-Сунна не свидетельствует ни за кого конкретного ни Раем, ни Адом, а говорит обобщенно: «Тот, кто умер мусульманином, будет в Раю и тот, кто умер неверным, будет в Аду!» Но что касается обвинения в неверии того, кто является в основе мусульманином, то остерегайся этого! Тебя Аллах не накажет за то, что ты не делал мусульманам такфир, но накажет за то, что ты это делал! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6269. Примечания 1) Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, отвечая на обвинение в свой адрес, что он обвиняет в неверии тех, кто не совершает хиджру (переселение), сказал: “Мы не обвиняем в неверии даже тех, кто поклоняется могилам, как могилам ‘Абдуль-Къадира Джайляни, Ахмада Бадауи и другим, по причине того, что у совершающих подобное нет знания, а также нет тех, кто им разъяснит это. Так каким же образом мы можем обвинить в неверии тех, кто не придает Аллаху равных, только из-за того, что он не переселяется к нам?! Свят Ты, о Аллах! Поистине, это великая клевета!” См. “Фатауа уа масаиль” 11. Вдумайся и в слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии, который сказал: “Поистине, тексты Корана и Сунны, содержащие в себе угрозы, а также слова имамов относительно обвинения в неверии (такфир), нечестии (тафсикъ) и тому подобном, не применяются сразу в отношении конкретного лица, кроме как при соблюдении определенных условий (предоставление довода и т.д.). И нет разницы, касается это вопросов основ религии или ответвлений!” См. “Маджму‘уль-фатауа” 10/372. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто убежден, что его шейх его посылает ризкъ, или помогает ему или ведет по прямому пути и т.п. Или же поклоняется своему шейху или взывает к нему или делает ему саджда. Или же отдает ему предпочтение ему перед пророком полным предпочтением или частичным. Или же считает, что он или его шейх не обязаны следовать за посланником, то все они кафиры, если проявят подобное и лицемеры, если скроют это! И подобные люди увеличились в наше время по причине уменьшения призывающих к знанию и иману и по причине исчезновения света пророчества во многих городах. У многих из подобных людей нет следа от пророчества и наследства от него посредством чего они могут узнать о прямом пути. И до многих из них это не дошло! И в зависимости от конкретного периода времени или места, человек будет вознагражден за тот небольшой иман, что у него есть, и Аллах простит ему то, относительно чего ему не предоставлен довод, что Он не простил бы тому, кому довод предоставлен! И на это указывает известный хадис: «Наступят для людей такое время, когда они не будут знать о намазе, о посте, о хадже, о умре. И старик и старуха будут говорить: “Мы застали наших отцов, которые говорили: Ля иляха илля-Ллах”» Хузайфу спросили: “Чем поможет им ля иляха илля-Ллах?!” Он ответил: «Это спасет их от Огня!»” См. “Маджмууль-фатауа” 35/164-165. 2) «Сахих ас-сира ан-набауия» 94. Это книга шейха аль-Альбани, которую он не докончил, рахимаху-Ллах. В ней он собирал только достоверные хадисы о жизнеописании пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Я посмотрел в эту книгу и там нашел 4 хадиса про Уаракъу, где сказано что он в Раю, и про которые шейх аль-Альбани говорит, что они достоверные. Также я встречал хадис про Уаракъу у шейха аль-Альбани в "ас-Сильсиля ас-сахиха" 405, где сказано: "Не ругайте Уаракъу! Поистине, я видел у него сад (райский) или два сада!" аль-Баззар 2750, аль-Хаким 2/609. Достоверность этого хадиса подтвердил имам аз-Захаби, а также хафиз Ибн Касир сказал что иснад хороший, но мурсаль. И шейх аль-Альбани сказал, что достоверность хадисов усиливается поскольку он передается несколькими путями. И еще в "Сахих аль-джами" № 7320 упоминается этот хадис про Уаракъу и шейх аль-Альбани говорит, что этот хадис достоверный. Итог, хадис о том, что Уараъка в Раю имеет достоверную основу! |