НАСТАВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИМ.3
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ГЛАВА О ХАДЖЕ

Аллах сделал Каабу безопасным местом, к которому уст­ремляются люди, почтил её и назвал посещение и обход Каа­бы преградой и щитом, отделяющими Его раба от мучений в мире ином. Хаджж, который необходимо совершить хотя бы один раз в жизни, является одним из столпов ислама и указы­вает на совершенство ислама, и хаджж более всего достоин того, чтобы уделить ему внимание и подробно рассмотреть его столпы, обычаи, правила и достоинства.

О достоинстве хаджжа, Каабы,
Мекки и Медины, а также о путешествиях
с целью посещения мечетей

Всемогущий и Великий Аллах сказал:

                             

?И объяви об (обязательности) хаджжа людям: они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут прибывать (, передвигаясь) по далёким дорогам…?[1]

Катада сказал:

– Когда Всемогущий и Великий Аллах велел Ибрахиму, мир ему, возвестить среди людей о хаджже, он воззвал (к ним): «О люди, поистине, Всемогущий и Великий Аллах построил Дом, так совершайте же хаджж к нему!»

Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

? ???? ????? ????? ????????? ?????? ???????? ?????? ???????? ?????? ????? ?????????? ??????? ?  

«Тот, кто совершит хаджж к этому Дому, не приблизив­шись к своей жене[2] и не совершив ничего греховного и недос­тойного, вернётся (домой) таким же, (каким он был когда) ро­дила его мать»[3],[4]. Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да по­милует его Аллах, сказал, что милостыня в один дирхем, по­данная в (Мекке, приравнивается) к ста тысячам, и каждое доброе дело (вознаграждается) как сто тысяч (добрых дел). И говорят, что воздаяние за дурные дела, совершённые в Мекке, умножается подобно тому, как умножается воздаяние за дела добрые. Сообщается, что, когда посланник Аллаха, , вернулся в Мекку, он обратился лицом к Каабе и сказал:

? ????????? ??????? ???????? ?????? ??????? ????????? ?????? ??????? ??????? ? ????????? ?????? ?????? ?????????? ?????? ??? ???????? ?  

«Поистине, для меня ты – лучшая земля Всемогущего и Ве­ликого Аллаха и самая любимая земля Аллаха Всевышнего, и, поистине, не будь я изгнан (отсюда), я не покинул бы (тебя)[5]

А после Мекки нет на земле места достойнее Медины, го­рода посланника Аллаха, , и воздаяние за дела, совер­шённые там, также приумножается. Так, например, пророк, , сказал:

??????? ??? ????????? ????? ?????? ???? ?????? ?????? ?????? ??????? ? ?????? ??????????? ???????????

«Молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв в (лю­бой другой мечети), кроме Мечети Запретной /аль-Масджид аль-Харам[6]/».[7] После мечети пророка, , в Медине наи­более достойной является Отдалённейшая Мечеть /аль-Мас­джид аль-Акса[8]/, молитва в которой приравнивается к пяти­стам молитвам в любом другом месте, если не считать Каабы и мечети пророка, , в Медине; что же касается соверше­ния молитв во всех прочих местах, то награда за них будет одинаковой, если не считать пограничных областей, так как пребывание там является великим благом. Вот почему по­сланник Аллаха, , сказал:

? ?? ??????? ?????????? ?????? ????? ???????? ????????? ? ????????? ????? ?????????? ?????????? ?????????? ???????? ?

«Не следует отправляться в путь (никуда), если не считать трёх мечетей[9]: этой моей мечети[10], Запретной Мечети и Отда­лённейшей мечети».[11] Смысл этих слов в том, что все осталь­ные мечети равны между собой, а поскольку мечеть имеется в каждом городе, то нет смысла специально ехать куда-то для совершения молитв в другой мечети.

Условия обязательности хаджжа
и действительности его столпов.
О том, что является обязательным
и запретным во время хаджжа

Есть два условия действительности хаджжа: соответст­вующее время и исповедание ислама. Действительным являет­ся и хаджж ребёнка, который вступает в состояние ихрама са­мостоятельно, если он способен понимать, что делает, если же он слишком мал, то за него вступает в состояние ихрама его опекун, который выполняет за него также обход Каабы /та­ваф/, ритуальный бег /cа‘й/ между холмами ас-Сафа и аль-Марва и прочие обряды хаджжа. период хаджж включает в себя месяцы шавваль, зу-ль-ка‘да и первые девять дней месяца зу-ль-хиджжа вплоть до зари дня жертвоприношения. Вступле­ние в состояние ихрама в любое другое время будет означать, что человек совершает не хаджж, а умру, которую можно со­вершать в любое время года. Что же касается условий, соблю­дение которых необходимо для того, чтобы хаджж состоялся, то к ним относятся исповедание ислама, достижение половой зрелости[12], обладание разумом и совершение хаджжа в уста­новленное время.

Условием необходимости хаджжа является способность, которая бывает двух видов.

1. К первому виду относится определяющаяся нижепере­численными факторами способность как таковая, чему есть свои причины.

Что касается самого человека, то имеется в виду здоровье; что касается пути, то он должен быть безопасным, и на этом пути не должно быть ни опасного моря, ни непобедимых вра­гов; что же касается денег, то человеку следует приготовить средства на дорогу туда и обратно, на обеспечение тех, кого он должен содержать, в период его отсутствия, и на оплату своих долгов.

2. Способность того, кто имеет средства, но не может от­правиться в хаджж в силу тех или иных уважительных причин. Такой человек должен нанять того, кто совершит хаджж за не­го при условии, что нанимаемый им человек уже совершил хаджж за самого себя. когда человек имеет такую возмож­ность, совершение хаджжа становится для него обязательным, и, хотя он может откладывать его совершение[13], в этом кроется определённая опасность. Если человек сможет совершить хаджж хотя бы в конце жизни, эта обязанность с него снима­ется, а если он умрёт до совершения хаджжа, то встретит Всемогущего и Великого Аллаха как грешник, ибо он не со­вершил хаджж. В подобных случаях хаджж за покойного следует совершить на оставленные им средства, даже если он и не завещал этого. Если человек, который мог совер­шить хаджж, умрёт, не сделав этого, ему будет трудно отчи­таться перед Аллахом Всевышним. Передают, что Са‘ид бин Джубайр, Ибрахим ан-Наха‘и, Муджахид и Таус гово­рили: «Если бы знал я богатого человека, обязанного со­вершить хаджж, но умершего, так и не совершив его, то не стал бы совершать по нему заупокойную молитву». У неко­торых из них были обеспеченные соседи, которые умерли, не совершив хаджжа, и они действительно не приняли уча­стие в заупокойных молитвах за них.

Что касается столпов хаджжа, без которых он становит­ся недействительным, то их насчитывается четыре: вхожде­ние в состояние ихрама, обход Каабы, ритуальный бег меж­ду холмами ас-Сафа и аль-Марва[14] и стояние на Арафате. Все эти столпы за исключением последнего являются также и столпами умры.

Есть три способа совершения хаджжа.

Первый: “Хаджж аль-ифрад”, когда человек совершает только хаджж.

Второй: “Хаджж аль-киран”, когда человек, который входит в состояние ихрама, объединяет хаджж и умру, го­воря: «Вот я перед Тобой (, намереваясь совершить) хаджж и умру» /Ляббай-кя би хаджжатин ва ‘умратин/. после это­го ему достаточно совершить все обряды хадджа, в которые будет включена и умра. Если человек, совершающий “хаджж аль-киран”, не является мекканцем, ему следует принести в жертву овцу[15].

Третий: “Хаджж ат-таматту‘”. Человек, который совер­шает такой хаджж, проходит через микат[16], вступая в состоя­ние ихрама с целью совершения умры, а в Мекке выходит из состояния ихрама после совершения умры и может совершать всё то, что запрещается паломнику, вплоть до начала хаджжа, когда он снова входит в состояние ихрама для совершения хаджжа. Такому человеку следует принести в жертву овцу, ес­ли же сделать это возможности у него нет, то во время хаджжа до наступления дня жертвоприношения он должен поститься три дня либо подряд, либо с перерывами, а после возвраще­ния домой – ещё семь дней.

Паломникам, совершающим хаджж или умру, запрещается совершать шесть нижеперечисленных вещей.

1. Надевать рубаху, шаровары, кожаные носки /хуффейн/ и чалму. Паломник должен носить только изар, накидку /рида/ и сандалии. Не будет ничего дурного, если он наденет пояс или спрячется в тень, однако голова паломника должна оставаться непокрытой. Женщина может одевать любую одежду, не закры­вая лица или закрывая его в присутствии посторонних мужчин куском материи, которая не должна касаться лица.

2. Использовать благовония. Паломнику следует избегать использования всего того, что разумные люди считают благо­вониями, если же человек всё же использует их или наденет то, что надевать не следует, он должен будет принести в жерт­ву овцу.

3. Подстригать волосы или ногти. В случае совершения подобного ему следует принести в жертву овцу, однако нет ничего дурного в том, чтобы использовать сурьму, мыться в бане, пускать кровь, ставить пиявки или приводить волосы в порядок.

4. Совершать половые сношения. Это делает хаджж не­действительным, если совершается до первого выхода из сос­тояния ихрама[17], и за это полагается принести в жертву верб­люда, корову или семь овец, если же половое сношение совер­шается после этого, то следует принести такую же жертву, но хаджж недействительным не станет.

5. Совершать всё то, что предшествует половому сноше­нию, например целовать жену или ласкать ее. Это является запретным, и за подобное следует принести в жертву овцу. Запрещается также вступать в брак равно как женить или вы­давать замуж других; если же это будет сделано, то жертву приносить не следует, поскольку подобные браки являются не­действительными.

6. Убивать дичь, которую можно употреблять в пищу; если же паломник совершит это, ему следует принести в жертву приблизительно такое же количество скота, подобного по ви­ду убитой им дичи. Что же касается обитателей моря, то на них охотиться можно.

Порядок действий во время хаджжа с начала путешествия и до возвращения домой

Здесь речь идет о действиях десяти видов.

Первый вид. Этот вид имеет отношение к пути, начиная с того момента, когда паломник двигается с места и до вступ­ления в состояние ихрама. С этим связано несколько вопро­сов.

1. Первый касается имущества. Прежде всего паломнику необходимо принести покаяние, возвратить незаконно захва­ченное у других имущество, отдать долги, обеспечить средст­вами тех, кого он обязан содержать, так, чтобы этого им хва­тило до его возвращения, вернуть доверенное ему на хране­ние имущество, взять с собой столько заработанных дозволенным  путём денег, чтобы этого хватило ему на дорогу туда и обратно и чтобы он не только мог расходовать средства на се­бя, но и помогать бедным и нуждающимся. Перед тем, как от­правиться в путь, необходимо также раздать милостыню нуж­дающимся. 

2. Второй касается спутника. Необходимо искать для себя праведного товарища, любящего благое и способного оказать помощь в обретении блага. Паломнику нужен такой человек, который напомнит ему, если он забудет, поможет ему, если он вспомнит[18], приободрит его, если он проявит малодушие, укре­пит его, если он ослабеет, и будет внушать ему терпение, если он станет испытывать печаль. Отправляющемуся в хаджж сле­дует попрощаться с остающимися дома товарищами, братьями и соседями и попросить их, чтобы они обращались к Аллаху с мольбами за него. В соответствии с сунной в подобных случа­ях остающемуся следует сказать:

? ???????????? ??????? ??????? ????????????? ???????????? ???????? ?

«Вверяю Аллаху твою религию, твою верность и исход де­ла твоего!» /Астади‘у-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя ва хаватима ‘амали-кя!/[19] И сообщается также, что собирающемуся отпра­виться в путь посланник Аллаха, , говорил:

? ????????? ??????? ?????????? ? ???????? ???? ???????? ? ???????? ?? ????????? ????? ????? ?  

«Да наделит тебя Аллах богобоязненностью, и да простит Он грех твой, и да облегчит тебе путь к благу, где бы ты ни был!» /Заввада-кя-Ллаху-т-таква, ва гафара занба-кя, ва йасса­ра ля-кя-ль-хайра айна-ма кунта!/[20]

3. Третий касается выхода из дома. Перед тем, как поки­нуть свой дом, паломнику следует совершить молитву в два раката.

4. Четвёртый. Дойдя до дверей дома, отправляющемуся в хаджж следует сказать:

? ?????? ??????? ? ??????????? ????? ??????? ? ?? ?????? ???? ??????? ?????? ????????? ? ??????????? ??????? ???? ???? ??????? ???? ??????? ? ???? ??????? ???? ??????? ? ???? ???????? ???? ???????? ? ???? ???????? ???? ???????? ??????? ? 

«С именем Аллаха! Уповаю на Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха![21] О Аллах, я прибегаю к Тебе от того, чтобы сбиться с пути или быть сбитым с него, от того, чтобы унизиться или быть униженным другими, от того, чтобы слу­чайно допустить ошибку самому, и от того, чтобы меня заста­вили ошибиться, от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо, от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной»[22]. /Би-сми-Ллях! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях! Рабби, а‘узу би-кя ан адилля, ау удалля, ау азил­ля, ау узалля, ау азлима, ау узляма, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа./

5. Пятый касается того момента, когда человек садится на то или иное средство передвижения. Заняв своё место, палом­нику следует сказать: ?Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, ? и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему!?[23] Сообщается, что, когда посланник Аллаха, , садился на своего верблюда, отправляясь в путь, он сначала трижды произносил слова «Аллах велик» /Аллаху акбар/, по­том (читал нижеследующие аяты):

                              

?Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, ? и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему!? – а потом говорил:

? ?????????? ?????? ?????????? ??? ????????? ????? ???????? ???????????? ? ?????? ????????? ??? ??????? ? ?????????? ??????? ????????? ????????? ????? ??????? ?????? ???????? ? ?????????? ?????? ?????????? ??? ????????? ? ?????????????? ??? ??????? ? ?????????? ?????? ??????? ???? ???? ????????? ????????? ? ????????? ??????????? ? ??????? ????????????? ??? ???????? ????????? ? .

 

«О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и бо­гобоязненности в этом нашем путешествии, а также о соверше­нии тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, об­легчи нам это наше путешествие и сократи для нас его даль­ность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии, и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Те­бе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу ( когда вернусь), и от неприятностей, касаю­щихся имущества и семьи!» /Аллахумма, инна нас’алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин аль-‘амали ма тар­да! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифа­ту фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘саи-с-сафа­ри, ва кяабати-ль-манзари ва су’и-ль-мункаляби филь-мали ва-ль-ахли!/[24].

Второй вид имеет отношение к тому, как подобает дей­ствовать паломнику, начиная с того момента, когда он покида­ет микат, и до вступления в Мекку.

1. По достижении миката, где люди вступают в состояние ихрама, паломнику прежде всего следует совершить полное омовение, намереваясь вступить в состояние ихрама, должным образом очиститься, расчесать волосы и бороду, а также под­стричь ногти и усы.

2. Паломнику необходимо снять скроенную одежду и на­деть ихрам - изар и накидку /рида/ белого цвета, умастив бла­говониями тело и одежду.

3. После этого он трогается в путь с намерением вступить в состояние ихрама с целью совершения хаджжа или умры вместе или по отдельности, говоря в зависимости от того, чего он хо­чет: «О Аллах, вот я перед тобой с намерением совершить хаджж (или: умру!)» /Ляббай-кя, Аллахумма, хаджжан (‘умра­тан)!/ – и говоря также: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я пе­ред Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я пе­ред Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища!» /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ляббай-кя ля шарикя ля-кя, ляббай-кя, инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мульк, ля шарикя ля-кя!/

4. Желательно постоянно повторять слова тальбийи в сос­тоянии ихрама, особенно в тех случаях, когда паломник садит­ся на какое-нибудь средство передвижения или сходит на зем­лю. Эти слова следует говорить достаточно громко, но так, чтобы не охрипнуть, поскольку, как говорится в одном из ха­дисов, человек обращается не к глухому и не к отсутствующе­му[25].

Третья ступень имеет отношение к тому, как подобает вступать в Мекку и что следует делать вплоть до обхода Каабы.

Желательно совершить полное омовение в долине Зу Ту­ва[26], а когда паломник увидит Каабу, пусть скажет: «Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! О Аллах, Ты – Мир[27], и от Тебя – мир, и дом Твой безопасен, благословен Ты, о Обладатель ве­личия и щедрости! О Аллах, это - Твой дом, который Ты возве­личил, (которому) оказал честь и (который) почтил! О Аллах, возвеличь же его ещё больше, и окажи ему ещё больше чести и почёта, и внуши к нему ещё больше почтения, и добавь тем, кто совершает к нему хаджж, благочестия и достоинства! О Аллах, открой передо мной двери Твоей милости, и введи ме­ня в Твой рай, и упаси меня от проклятого шайтана!» /Ля иля­ха илля-Ллаху, Аллаху акбар! Аллахумма, анта-с-Саляму, ва мин-кя-с-саляму, ва дару-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джа­ляли ва-ль-икрам! Аллахумма, хаза байту-кя ‘аззамта-ху, ва кяр­рамта-ху ва шаррафта-ху! Аллахума, фа-зид-ху та‘зыман, ва зид-ху ташрифан ва такриман, ва зид-ху махабатан ва зид ман хаджжа-ху бирран ва кяраматан! Аллахумма,-фтах ли абваба рахмати-кя, ва адхыль-ни джанната-кя ва а‘ыз-ни мин аш-шай­тани-р-раджим!/.После этого паломнику не следует делать ни­чего, пока он не совершит обход в знак приветствия Каабе /таваф аль-кудум/, однако, если он увидит, что к этому вре­мени люди уже приступили к совершению обязательной общей молитвы, он должен будет совершить молитву вместе с ними, а потом совершить обход.

Четвёртая ступень имеет отношение к тому, как подо­бает совершать обход.

Паломник, пожелавший совершить обход вокруг Каабы сразу после прибытия в Мекку /таваф аль-кудум/ или любой другой обход Каабы, должен принимать во внимание шесть нижеперечисленных вещей.

1. Ему следует соблюдать необходимые условия молитвы, поддерживая в чистоте одежду, тело и место обхода и при­крывая от людей те места, которые следует скрывать от посто­ронних взглядов /‘аурат/. Обход вокруг Каабы является мо­литвой, однако Аллах Всевышний, слава Ему, разрешил людям разговаривать во время этой молитвы. Перед началом обхода паломнику следует завернуться в свою накидку, положив её середину подмышку правой руки, а концы забросив на левое плечо и свесив один на спину, а другой – на грудь. С началом совершения обхода вокруг Каабы произнесение слов тальбийи следует прекратить и перейти к произнесению слов обраще­ний к Аллаху с мольбами по примеру посланника Аллаха, .

2. Перекинув накидку через левое плечо и оставив правое обнаженным, паломник должен встать левым плечом к Черно­му камню и немного отойти от него так, чтобы аль-Хиджр[28] оказался перед ним, после чего обойти аль-Хиджр, не заходя в его пределы, в начале обхода и, по возможности, держась на расстоянии трёх шагов от Каабы, что является наиболее пред­почтительным.

3. В самом начале обхода Каабы, до прохождения мимо аль-Хиджра. паломнику следует сказать: «С именем Аллаха, Ал­лах велик! О Аллах, с верой в Тебя и в Твою Книгу, во испол­нение обещанного Тебе и следуя сунне Твоего пророка Му­хаммада, !» /Би-сми-Лляхи, Аллаху акбар! Аллахумма, иманан би-кя, ва тасдикан би-китаби-кя, ва вафа’ан би-‘ахди-кя ва иттиба‘ан ли-суннати набиййи-кя Мухаммадин, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма!/, после чего он должен начать обход.

4. Первые три круга следует пройти быстрыми мелкими шагами, а остальные четыре - обычным шагом. Заворачиваться в накидку вышеупомянутым образом и идти быстрым шагом надо для того, чтобы показать свою ловкость, выносливость и силу. В самый первый раз это было сделано по велению про­рока, , для того чтобы не оправдались надежды невер­ных увидеть слабость мусульман, и этот обычай сохранился. Лучше всего идти быстрым шагом поблизости от Каабы; если же сделать это будет невозможно из-за большого количества людей, то предпочтительнее совершать обход на большем уда­лении, но идти быстро. Пусть же паломник отойдёт к краю места, предназначенного для обхода /матаф/, и пройдёт три круга быстро, а потом подойдёт к Каабе поближе и пройдёт оставшиеся четыре круга в толпе. Лучше всего, если паломни­ку удастся прикасаться к Чёрному камню после прохождения каждого круга, если же скопление людей помешает ему делать это, пусть указывает в его сторону рукой. Кроме того, жела­тельно прикасаться ещё и к йеменскому углу Каабы.

5. После завершения семикратного обхода Каабы, палом­нику следует подойти к аль-Мультазаму, который находится между аль-Хиджром и дверями Каабы, поскольку на мольбы, с которыми обращаются к Аллаху с этого места, даётся ответ. Пусть же паломник прильнёт к Каабе, взявшись за её покровы, прижавшись к ней животом и правой щекой и прикасаясь к ней предплечьями и ладонями, а потом скажет: «О Аллах, о Господь Древнего Дома, избавь меня от огня, о Аллах, это – место прибегающего к Твоей защите от огня!» /Аллахумма, йа Рабба-ль-Байти-ль-‘Атики, а‘тик ракбати мин ан-нари, Алла­хумма, хаза макаму-ль-‘аизи би-кя мин ан-нар!/, после чего пусть обратится с мольбами о том, что ему нужно, и с мольба­ми о прощении за свои грехи.

6. По завершении обхода паломнику следует совершить молитву в два раката позади места Ибрахима, а потом – обра­тится к Аллаху с нижеследующей мольбой: «О Аллах, облегчи мне лёгкое, и удали от меня трудное, и прости меня в мире вечном и в мире этом!» /Аллахумма, йассир лиль-йусра, ва джанниб-ни-ль-‘усра ва-гфир ли фи-ль-ухра валь-уля!/.

Пятая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать ритуальный бег /са‘й/.

Когда паломник закончит обход, пусть выйдет из врат, ве­дущих к холму ас-Сафа, а после того, как он поднимется на этот холм, ему следует семь раз пробежать между ним и хол­мом аль-Марва. В отличие от обхода Каабы при совершении ритуального бега между этими холмами ритуальная чистота па­ломника желательна, но не обязательна.

Шестая ступень имеет отношение к тому, как подобает стоять на Арафате и что следует делать перед этим.

Если паломник прибывает к Арафату в день стояния, пусть он не тратит время на обход Каабы и посещение Мекки, прежде чем стояние не закончится, если же он прибывает туда за несколько дней до этого, ему следует совершить обход по случаю прибытия /таваф аль-кудум/ и оставаться в состоянии ихрама до седьмого дня месяца зу-ль-хиджжа. Имам про­износит хутбу в Мекке у Каабы после полуденной молитвы, напоминая людям о необходимости подготовиться к выходу в Мину в восьмой день зу-ль-хиджжа /йаум ат-тарвийа/, где им предстоит провести ночь, а утром отправиться к Арафату для выполнения основного обязательного обряда хаджжа – стоя­ния /вукуф/ на Арафате, который начинается сразу после по­лудня и продолжается до заката солнца. Паломник должен от­правляться в Мину, произнося слова тальбийи, и провести там ночь. Утром в девятый день зу-ль-хиджжа он должен совер­шить там утреннюю молитву и отправиться к Арафату, когда над горой Сабир поднимется солнце. Перед стоянием на Ара­фате паломнику сначала следует совершить полное омовение, а затем – совместно совершить полуденную и послеполуден­ную укороченные молитвы с одним азаном и двумя икамами[29]. Всё остальное время совершающему хаджж следует почаще произносить слова свидетельства единобожия, а также возда­вать Всемогущему и Великому Аллаху хвалу, прославлять и благодарить Его, обращаться к Нему с мольбами и словами по­каяния. В этот день паломнику не следует поститься, чтобы со­хранить силы для непрерывных обращений к Аллаху с мольба­ми. В день стояния на Арафате необходимо продолжать про­износить и слова тальбийи, чередуя её с мольбами, что являет­ся наиболее предпочтительным. Паломник может обращаться к Аллаху с любыми мольбами, прося прощения для себя само­го, своих родителей и всех верующих вообще, и пусть он проявляет настойчивость в своих мольбах и просит о большом, ибо нет ничего такого, что Аллах посчитал бы для Себя за­труднительным.

Седьмая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать прочие обряды хаджжа.

Во время возвращения с Арафата после захода солнца па­ломнику следует сохранять спокойствие и достоинство. Дос­тигнув долины аль-Муздалифа, он должен совершить совмест­но закатную и вечернюю укороченные молитвы с одним аза­ном и двумя икамами, после чего провести эту ночь в аль-Муз­далифе, где предпочтительнее всего запастись семьюдесятью мелкими камешками, которые понадобятся ему и которые можно набрать и в Мине. С наступлением времени обязатель­ной утренней молитвы паломник должен сразу же совершить её ещё в предрассветном сумраке, после чего двинуться в путь и достигнуть расположенного на границах аль-Муздалифы мес­та под названием аль-Маш‘ар аль-Харам, где ему следует обра­щаться к Аллаху с мольбами, пока не рассветёт полностью. За­тем, ещё до восхода солнца, он должен продолжить свой путь, и двигаться до места под названием вади Мухассар, которое желательно пройти как можно быстрее. С наступлением утра дня жертвоприношения паломнику следует отправиться в Ми­ну, где расположены три столба /джамарат/, попеременно произнося слова тальбийи и слова такбира[30]. Поскольку в день жертвоприношения никакие обряды, имеющие отношение к первому и второму из этих столбов, не выполняются, он дол­жен пройти мимо них и достичь большого столба /джамрату-ль-‘акаба/. После восхода солнца паломник должен бросить в этот столб семь камешков, поднимая руки, по возможности став так, чтобы этот столб оказался между ним и киблой, и по­вторяя при каждом броске «Аллаху акбар». После этого палом­ник должен принести в жертву скот, если у него есть жертвен­ные животные, и пусть он отведает их мяса, если только эти животные не были принесены в жертву в качестве искупления за какое-нибудь нарушение, допущенное во время хаджжа. Ни в коем случае не следует приносить в жертву хромых, увечных или тощих животных, а после жертвоприношения паломнику необходимо обрить голову. После бросания камешков и обри­вания головы паломник частично выходит из состояния ихра­ма, и ему разрешается всё запретное для паломников, кроме половых сношений и охоты. После этого он должен напра­виться в Мекку и совершить обход Каабы в соответствии с тем, как это уже было описано нами ранее. Этот обход явля­ется одним из основных обрядов хаджжа и именуется “таваф аль-ифада”. Его можно совершать с наступлением полуночи дня жертвоприношения, но наиболее предпочтительно совер­шать его в день жертвоприношения. До совершения этого об­хода паломнику не разрешается совершать половые сношения с женой, а после этого он полностью выходит из состояния их­рама, и это ему разрешается. Совершившему все вышеупомя­нутые обряды остаётся только бросить камешки в столбы в дни ташрика[31] и провести ночь в Мине. Всё это относится к числу обязанностей хаджжа, совершаемых паломниками после выхо­да из состояния ихрама.

Полный выход из состояния ихрама разрешается после бросания камешков, обривания головы и вышеупомянутого обхода Каабы, если же паломник совершает только два из трёх вышеупомянутых обрядов, то он может выйти из со­стояния ихрама частично. Нет ничего греховного в том, чтобы совершить любой из трёх вышеупомянутых обрядов раньше или позже любого другого при условии совершения жертвоприношения тем, кому это положено делать, однако лучше всего сначала бросить камешки, потом принести жертву, потом обрить голову, а потом совершить обход Каабы.

Завершив обход Каабы /таваф аль-ифада/, паломник дол­жен вернуться в Мину для того, чтобы провести там ночь и продолжить бросать камешки в дни ташрика. Паломник прово­дит ночь в Мине, а на второй день праздника[32] после полудня он должен направиться к малому столбу и бросить в него семь камешков, а потом отойти в сторону и обратиться лицом к кибле, воздавая хвалу Аллаху Всевышнему, произнося слова свидетельства, возвеличивая Аллаха[33] и обращаясь к Нему с мольбами, и при этом сердце его должно присутствовать. По­сле этого паломник должен перейти к среднему столбу, бро­сить камешки так же, как он бросал их в первый столб, и сде­лать все то, что он делал у первого столба. Затем паломник должен перейти к большому столбу, бросить в него семь ка­мешков, а потом вернуться туда, где он остановился, провести эту ночь в Мине и встретить там утро. После совершения по­луденной молитвы во второй из дней ташрика паломник дол­жен бросить двадцать один камешек, как и в предыдущий день. Сделав всё это, паломник может по собственному выбо­ру либо остаться в Мине, либо вернуться в Мекку. Если он по­кинет Мину до захода солнца, в этом не будет ничего дурного, если же он дождётся наступления ночи, то покидать Мину уже нельзя, и надо будет заночевать там, чтобы, как и прежде, бросить двадцать один камешек в третий из дней ташрика. Ес­ли человек не остаётся в Мине и не бросает камешки, ему сле­дует совершить жертвоприношение. Во время пребывания в Мине паломнику можно посещать Каабу, но ночевать он дол­жен только в Мине. В течение этого периода он, по возмож­ности, не должен пропускать общие молитвы под руководст­вом имама в мечети аль-Хайф, ибо в этом заключается великое благо.

Восьмая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать умру и что следует делать затем вплоть до прощального обхода Каабы.

Паломник, желающий совершить умру до или после хадж­жа, должен совершить полное омовение и надеть ихрам так же, как это полагается делать перед совершением хаджжа. Па­ломник должен вступить в состояние ихрама для совершения умры в соответствующем микате, где он выражает вслух свое намерение, произнося слова тальбийи после совершения мо­литвы в два раката и обращения к Аллаху с мольбами о том, чего он хочет. После этого он должен вернуться в Мекку, про­износя слова тальбийи до тех пор, пока не войдёт в Запрет­ную Мечеть. Войдя в мечеть, паломник должен прекратить произносить тальбийу, а потом совершить семикратный обход Каабы, молитву в два раката позади места Ибрахима и риту­альный бег /са‘й/ между холмами ас-Сафа и аль-Марва, как об этом уже говорилось ранее, а после совершения всего это­го – обрить голову, на чём его умра закончится. Люди, живу­щие в Мекке, должны совершать умру и обходы Каабы поча­ще, а также почаще досыта пить воду Замзама.

Девятая ступень имеет отношение к тому, как подобает совершать прощальный обход Каабы.

Когда паломник пожелает вернуться домой после завер­шения хаджжа и умры, ему следует завершить все дела и вер­нуться, сделав последним из своих дел прощание с Каабой. Это прощание заключается в семикратном обходе Каабы /таваф аль-вада‘/, который следует совершить так же, как об этом уже говорилось ранее, если не считать того, что человеку не надо проходить первые три круга быстрым шагом и завора­чиваться в накидку. Закончив обход, человеку следует совер­шить молитву в два раката позади места Ибрахима и выпить воды Замзама, а потом подойти к аль-Мультазаму и на любом языке обратиться к Аллаху с покорными мольбами о чём он хочет.

Десятая ступень имеет отношение к посещению Меди­ны и тому, как это подобает делать.

Пусть тот, кто пожелает посетить Медину, часто призыва­ет по пути благословения на посланника Аллаха, , и пусть он использует благовония и оденет самые чистые одеж­ды. Войдя в город, человеку следует проявлять смирение и уважение; он должен войти в мечеть пророка, , и со­вершить у минбара молитву в два раката, после чего подойти к могиле посланника Аллаха, , и остановиться около неё, повернувшись спиной к кибле, а лицом – к могиле[34]. После этого ему следует отступить на один локоть вправо и привет­ствовать Абу Бакра ас-Сиддика, а затем отступить ещё на ло­коть вправо и приветствовать Умара аль-Фарука, да будет до­волен Аллах им обоими. Приветствием могут послужить такие слова: «Мир вам, о сподвижники пророка, !» После это­го ему следует подойти к саду /рауда/[35], совершить молитву в два раката и как можно больше обращаться к Аллаху с моль­бами. Кроме того, человеку, находящемуся в Медине, желательно прийти к горе Ухуд и посетить могилы шахидов, и прийти на кладбище аль-Баки‘[36], чтобы посетить могилы луч­ших из тех, кто там похоронен, а также каждую субботу посе­щать мечеть в Куба[37] и молиться в ней. Если человек сможет задержаться в Медине, это принесёт ему великое благо, если же он решит покинуть город, то желательно, чтобы он пришёл к могиле пророка, , и повторил слова мольбы, с кото­рыми он обращался к Аллаху, когда был там в первый раз, и попросил Аллаха Всевышнего, чтобы Он привёл его сюда вновь. Затем ему следует совершить молитву в два раката у сада /рауда/, а при выходе из мечети переступить через порог сначала левой ногой, а потом - правой, после чего раздать ми­лостыню тем, кто живёт поблизости от мечети пророка, , исходя из своих возможностей.

О том, как принято возвращаться домой
после завершения путешествия

Возвращаясь домой, человек должен трижды повторять слова “Аллах велик!” /Аллаху акбар!/ на каждой возвышенно­сти, а потом говорить: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он надо всем властен! Мы возвращаемся, каемся, Господу нашему поклоняемся, пред ним склоняемся и Ему воздаём хва­лу!» /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай‘ин кадир! Айи­буна, та’ибуна, ‘абидуна, саджидуна, ли-Рабби-на хамидун!/ Возвращающемуся из паломничества необходимо заранее из­вестить свою семью о времени своего приезда. Достигнув того места, где он живет, человек должен зайти в первую же мечеть и совершить там молитву в два раката, а когда он будет у себя дома, ему не следует забывать о благодеянии Аллаха, Который дал ему возможность посетить Каабу и мечеть Его пророка, , так как если после этого человек снова вернётся к не­брежению и совершению пустого и греховного, это будет вы­ражением неблагодарности, и подобное не является призна­ком безупречного хаджжа[38], ибо признаком его служит то, что человек возвращается обратно, будучи охваченным стремлени­ем к миру вечному и готовым ко встрече с Господом Каабы после того, как он побывал у Каабы.

Глава третья. О тонкостях правил приличия
во время хаджжа

Речь идёт о нижеследующих шести вещах.

1. Расходуемые на хаджж деньги должны быть заработаны дозволенными путями, а совершать хаджж следует только ради Аллаха Всевышнего и выполнения всех предписанных Алла­хом обрядов должным образом. Целью того, кто совершает хаджж за другого человека, должно быть посещение Дома Ал­лаха Всевышнего и оказание своему брату в исламе помощи по освобождению его от возложенной на него обязанности, а не использование этого в качестве способа заработать себе на жизнь, так как человек не должен использовать религиозные дела в качестве средства достижения мирских целей, но по­ступать наоборот, в данном случае – воспользоваться предста­вившейся ему возможностью и совершить хаджж.

2. Необходимо взять с собой побольше съестных припасов и со спокойной душой расходовать их, не слишком ограничи­вая себя, но и не предаваясь излишествам и раздавая их по пу­ти ради Всемогущего и Великого Аллаха. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О щедрости человека свидетельствует то, что он с охотой делится с други­ми своими припасами, находясь в пути».

3. Следует отказаться от сквернословия /рафас/, пороч­ных поступков /фусук/ и споров /джидаль/, о необходимости чего говорится в Коране. Слово “рафас” используется для обозначения любых пустых и непристойных слов, а также все­го побуждающего к запретным в этот период половым сноше­ниям, ибо побуждающее к запретному также является запрет­ным. Слово “фиск” служит общим обозначением любого про­явления неповиновения Всемогущему и Великому Аллаху. Слово “джидаль” используется для обозначения проявления неумеренности в спорах, что приводит к взаимной ненависти и противоречит благонравию. Таким образом, человеку не следует слишком часто противоречить своим спутникам, но об­ращаться с ними помягче на всём пути к Дому Всемогущего и Великого Аллаха. Необходимо придерживаться благонравия, которое проявляется даже не в отказе от нанесения обид дру­гим, а в умении сносить обиды, которые другие наносят тебе.

4. Не следует вести себя подобно избалованным и высо­комерным людям и всячески избегать того, что может привес­ти к хвастовству, поскольку за это человек будет причислен к проявляющим высокомерие и удалён из рядов праведных.

5. Следует принести жертву, даже если обязательным для человека это не является. При этом паломник должен поста­раться выбрать животное пожирнее и подороже и употребить в пищу часть этой добровольной жертвы. Однако цель заклю­чается не в этом, а в очищении души, освобождении её от та­кого качества, как скупость, и украшении её почитанием Все­могущего и Великого Аллаха.

Аллах Всевышний сказал:

                        

?Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их[39], но достигнет Его ваше благочестие.? [40]

6. Паломник должен с охотой расходовать свои средства, не жалеть денег на жертвенный скот и легко относиться к лю­бым потерям и бедствиям, если они постигнут его, так как за все обиды и за всё то, чего он лишится, его ждёт награда, и ничто из этого не останется незамеченным Всемогущим и Ве­ликим Аллахом. Говорят, что признаком того, что хаджж был принят Аллахом, является отказ человека от тех прегрешений, которые он совершал прежде, выбор им праведных друзей вместо друзей плохих, а также то, что вместо встреч, где люди занимаются пустословием, он начинает посещать те встречи, участники которых поминают Аллаха.

 


ГЛАВА О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ КОРАН

направив к Своим рабам пророка Мухаммада, , и ниспослав им Свою Книгу, к которой ложь не может подсту­питься ни спереди, ни сзади, Аллах оказал людям милость для того, чтобы предоставить способным к размышлению возмож­ность извлекать уроки из рассказов и сообщений и чтобы они увидели прямой путь, ибо в этой Книге подробно изложены установления Аллаха, а дозволенное отделено от запретного. Эта Книга является сиянием и светом, она спасает от оболь­щения, в ней заключено средство исцеления от болезней сердец, и тот, кто станет крепко держаться её, будет ведом по правильному пути, а тот, кто станет поступать согласно ей, преуспеет. Аллах Всевышний сказал:

                  

?Поистине, Мы ниспослали напоминание[41], и, поистине, Мы будем его оберегать.?[42] К числу причин, в силу которых Коран сохраняется в сердцах и в письменном виде, относится постоянное чтение и изучение Корана с соблюдением всех не­обходимых правил приличия и условий, а также неуклонное исполнение всего того, о чём в нём говорится и что следует рассмотреть подробно.


Достоинство Корана и тех, кто его читает, и порицание людей, допускающих упущения
в этом отношении

Сообщается, что пророк, , сказал:

? ?????????? ???? ????????? ?????????? ??????????? ?

«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)».[43] Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если желаете приобрести знание, читайте Коран, ибо, поистине, в нём заключается знание первых и по­следних».

Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

? ??????? ????????? ?????????? : ??????? ????????? ????????? ????? ?????? ????????? ??? ?????????? ? ??????? ?????????? ?????? ????? ????? ??????????? ?

 «Знавшему Коран[44] будет сказано: “Читай, восходи[45] и от­чётливо произноси слова /раттиль/[46], как делал ты это в зем­ной жизни, и, поистине, место твоё будет соответствовать пос­леднему прочтённому тобою аяту”».[47],[48]

Что же касается порицания читающих Коран небрежно, то сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Может быть так, что человек станет читать Коран, а Коран бу­дет проклинать его». Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет до­волен им Аллах, сказал: «Коран был ниспослан для того, чтобы люди поступали в соответствии с тем, что в нём сказано. Неко­торые занялись его изучением, и кто-то из них может прочесть Коран от начала и до конца, не пропустив ни одной буквы, но не делает ничего из того, что в нем сказано». Один из улемов сказал: «Поистине, раб Аллаха может читать Коран, прокли­ная самого себя, но даже не зная об этом, ибо читает он:

            

?Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедли­вых!?[49] – а сам проявляет несправедливость по отношению к самому себе, (и читает он): ?Проклятие Аллаха (пало) на лже­цов…?[50], а сам относится к их числу!»

Правила чтения Корана

Первое правило касается состояния читающего.

Человек, намеревающийся приступить к чтению Корана, должен совершить омовение /вуду/, а во время чтения спо­койно стоять или сидеть, повернувшись в сторону киблы, не опираться на локоть полулежа и не сидеть так, как сидят высо­комерные. Если человек станет читать Коран по памяти, не совершив омовения или лёжа на кровати, он также получит пользу, но уже не такую большую. Аллах Всевышний сказал:

                            

?…которые поминают Аллаха стоя, и сидя, и (лёжа) на бо­ках своих и размышляют о сотворении небес и земли…?[51] Та­ким образом, Аллах Всевышний воздал хвалу поминающему Аллаха, однако на первое место Он поставил тех, кто помина­ет Его стоя, затем – поминающих сидя, а затем – поминающих лёжа.

Второе правило касается того, сколько следует читать.

Разные люди читают Коран по-разному. Передают, что Усман, Зайд бин Сабит, Ибн Мас‘уд и Убайй бин Ка‘б, да бу­дет доволен ими Аллах, прочитывали Коран один раз в неде­лю, разделяя его на семь равных частей.

Третье правило касается чтения Корана по всем прави­лам /тартиль/.

Это желательно делать, поскольку, как будет указано ни­же, целью чтения Корана является размышление, а чтение его по всем правилам способствует этому. Подтверждением ска­занному служат слова Умм Саламы, да будет доволен ею Ал­лах, сообщившей, что посланник Аллаха, , читал Ко­ран, чётко выговаривая каждую букву. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Поисти­не, я предпочитаю прочесть (только) суры “Корова” и “Семей­ство Имрана”, чётко выговаривая каждую букву и размышляя над ними, чем прочесть весь Коран слишком быстро». Ясно, что спокойное и правильное чтение Корана в большей мере соответствует проявлению уважения и оказывает более силь­ное воздействие на сердце человека, чем торопливое чтение.

Четвёртое правило касается плача во время чтения Корана.



[1] “Хаджж”, 27.

[2] Конкретно речь идёт о половых сношениях.

[3] Иначе говоря, ему простятся все его прежние грехи.

[4] Аль-Бухари; Муслим.

[5] Ат-Тирмизи.

[6] То есть Каабы.

[7] Аль-Бухари; Муслим.

[8] Мечеть в Иерусалиме, куда во время ночного путешествия /аль-исра’/ был перенесён пророк, .

[9] Имеется в виду, что лишь молитвы в трёх нижеперечисленных мечетях предпочтительнее молитв, совершаемых в любых иных местах, и поэтому нет смысла ехать куда-либо, если цель поездки состоит только в совершении мо­литвы в какой-либо мечети, кроме трёх, упомянутых в данном хадисе, особенно если для этого придётся проделать долгий и опасный путь и потратить много денег.

[10] То есть мечети пророка, , в Медине.

[11] Аль-Бухари; Муслим.

[12] С этого возраста, по шариату, человек несет полную ответственность за свои дела.

[13] Ханафиты считают, что откладывать совершение хаджжа в подобном случае недопустимо. (“Тухфат аль-фукаха”, т. 1, стр. 380).

[14] Согласно ханафитскому мазхабу, в случае невозможности совершения ри­туального бега по уважительной причине паломник должен совершить жерт­воприношение, и тогда его хаджж или умра будут действительными. (“Тух­фат аль-фукаха”, т. 1, стр. 381).

[15] Это объясняется тем, что мекканец совершает только хаджж.

[16] Микат – место, где паломники, совершающие хаджж или умру, входят в состояние ихрама.

[17] Другими словами, до выхода из состояния ихрама после побивания камня­ми большого столба /джамрат аль-‘акаба/, жертвоприношения и обривания головы в день жертвоприношения.

[18] Здесь речь идет о совершении в пути всех видов благих дел.

[19] Ат-Тирмизи.

[20] Ат-Тирмизи.

[21] Последние слова можно перевести и по-другому: «…только Аллах даёт си­лу и мощь!»

[22] Эти слова перед тем, как двинуться в путь, произносил пророк, , о чём сообщается в хадисах, которые приводят Ибн Маджа, ат-Тармизи и Абу Дауд. Здесь вариант ат-Тирмизи.

[23] “Украшения”, 13 – 14.

[24] Муслим.

[25] Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Когда посланник Аллаха, , двинулся в поход на Хайбар, при при­ближении к (одному) вади люди громко закричали: «Аллах велик, Аллах ве­лик! Нет бога, кроме Аллаха!» /Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллах!/ – а (через некоторое время) посланник Аллаха, , сказал: «По­жалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствую­щему, а взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами!»

Аль-Бухари; Муслим.

[26] Зу Тува - долина близ Мекки, о которой упоминается в Коране. См.: “Та ха”, 12.

[27] Слово “салям” образовано от арабского трёхбуквенного корня “с-л-м”, од­ним из значений которого является  “находиться в безопасности; избавлять­ся”. Таким образом, имя “Салям” как одно из имён Аллаха указывает на то, что Он свободен от любых недостатков и всего того, что не сообразуется с Его величием и совершенством.

[28] Аль-Хиджр – открытая часть Каабы, огороженная полукруглой невысокой стеной.

[29] Ханафиты считают это обязательным лишь для того, кто принимает уча­стие в общей молитве. (См.: “Аль-ихтийар”, т. 1, сс. 211-21).

[30] В данном случае имеется в виду произнесение слов: «Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллах, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд!»

[31] Дни ташрика - одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.

[32] Имеется в виду одиннадцатый день месяца зу-ль-хиджжа.

[33] То есть произнося слова “Аллаху акбар”.

[34] В достоверных хадисах нет указаний на то, какие именно слова следует произносить в подобных случаях, и поэтому мусульманин может ограничить­ся следующим: «Мир тебе, о посланник Аллаха, свидетельствую, что ты до­вёл до людей послание, и передал то, что было тебе доверено. Да воздаст тебе Аллах за нас наилучшим воздаянием, каким только может воздавать Он Своему пророку за его народ и Своему посланнику за его общину!»

[35] Так именуется место, расположенное между минбаром пророка, , и его домом (комнатой Аиши, да будет доволен ею Аллах).

[36] Аль-Баки‘ – кладбище, расположенное поблизости от мечети пророка, , где похоронены некоторые известные сподвижники.

[37] В селении Куба, расположенном недалеко от Медины, была построена первая в истории ислама мечеть.

[38] “Хаджж мабрур” - имеется в виду хаджж, принятый Аллахом.

[39] Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных.

[40] “Хаджж”, 37.

[41] Имеется в виду Коран.

[42] “Аль-Хиджр”, 9.

[43] Аль-Бухари.

[44] Имеется в виду человек, знавший Коран наизусть полностью или частично.

[45] Здесь речь идёт о восхождении по ступеням рая, а расстояние от одной ступени до другой равно расстоянию между небом и землёй.

[46] Тартиль - чтение Корана по всем правилам, подразумевающее собой чёт­кое произнесение каждой буквы.

[47] Таким образом, высшую ступень займёт человек, знавший наизусть весь Коран, но только при том условии, что такой знаток на деле следовал всем установлениям Корана.

[48] Абу Дауд.

[49] “Худ”, 18.

[50] “Семейство Имрана”, 61.

[51] “Семейство Имрана”, 191.