ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ - МУСУЛЬМАНИН
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Хаджия Б. Айша Лему

ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ - МУСУЛЬМАНИН



Множество чернил было потрачено, воздух сотрясался от споров, в которых пытались определить роль мусульманской женщины, права и обязанности мусульманки и что такое идеальная жена — мусульманка. Нам казалось необходимым обсуждать это в книгах и статьях, потому что было много ошибочных взглядов. Но так как мужчина и женщина взаимозависимы, не стоит обсуждать одно и хранить молчание о другом. Когда недавно я была приглашена на обсуждение темы "Идеальная жена — мусульманка", я дала себе задание подготовить лекцию "Идеальный муж — мусульманин". Многим мужчинам кажется, что женщины, а особенно их жены, должны быть идеальными мусульманками, в то время как они сами и их друзья могут вести себя как угодно, не вспоминая ни Коран, ни Сунну и забыв про шариат.

Поэтому эта статья призвана восстановить равновесие, направить луч прожектора на мужчину так, чтобы и он знал, что такое идеальный муж — мусульманин — и постарался достичь этого стандарта настолько, насколько он хочет, чтобы его жена была идеальной женой — мусульманкой. Естественно, единственное место поиска этих стандартов поведения — Коран и Сунна.

Поэтому давайте начнем с начала. Каково должно быть поведение идеального мужа перед женитьбой? Ведь мужчина не должен полностью менять свой характер после свадьбы. Невеста, с которой он соединяет свою жизнь, является человеком, чья личность и привычки в определенной степени уже сформировались. Каковы должны быть взаимоотношения девушки и парня до женитьбы? Ислам не признает обычного для западных светских стран мнения, что перед женитьбой молодой человек может пользоваться "услугами" проституток или просто спать со всеми подряд или находиться в "пробном" браке. За все эти действия Коран предписывает законное наказание (Свет, аят 2).

Также в Коране говорится:
"И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности брака, пока не обогатит их Аллах Своей щедростью" (Свет, аят 33).

Чтобы помочь молодому человеку в этой ситуации, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе Аль-Бухари советует:
"Молодые люди, те из вас, кто может содержать жену, должен жениться. Не заглядываясь на женщин и храня свою целомудренность, те, кто не могут, пусть постятся и остаются хладнокровны".

Те, кто могут жениться, как это сделать?

Мы подразумеваем, что западная практика иметь "подругу" или "пробный" брак абсолютно запрещена для мусульман. Напротив, ожидается, что семья и друзья семьи будут играть важную роль в поиске подходящей пары. Процесс этот обязательно включает детальное обсуждение характера и всех особенностей будущих супругов перед тем, как между парнем и девушкой появятся чувства. И как результат, будут отсутствовать нежелательные искушения, соблазны и душевные болезни, которые обычны в западной системе ухаживаний и при интимных взаимоотношениях перед женитьбой.

Ожидается, что парень и его родители прикладывают больше усилий при поиске желаемой пары, как это подразумевается в хадисе, переданном Абу Хурайрой, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советует:
"Можно искать женщину по ее богатству, ее роду (знатности), красоте или ее религиозности. Но вы ищите религиозную женщину. Если же вы делаете это, учитывая другие соображения, ваши руки в нечистотах". (Хадисы приведены в сборниках Аль-Бухари и Муслима).

Другими словами, ключом к счастливому браку являются моральные качества супругов. Поэтому жених-мусульманин подходит к браку с ответственностью человека, желающего построить семью на прекраснейших основах любви и взаимопонимания, а не увлекшись красотой, богатством или социальным положением невесты.

Коран описывает брак такими выражениями:
"Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине. в этом — знамение для людей, которые размышляют!" (Румы, аят 21).

Всевышний Аллах сказал еще:
"…Они (жены) — одеяние для вас, а вы одеяние — для них..." (Корова, аят 187).

Найдя себе невесту благочестивым образом, женившись на ней, как предписал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отметив этот праздник с людьми, но с минимумом суеты и показухи, как теперь вести супружескую жизнь и каковы обязанности мужа?

Первая обязанность — содержание жены и ее защита, ответственность за ее благосостояние как это описано в Коране:
"Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества..." (Женщины, аят 34).

Это включает питание, одежду и место жительства для жены и детей. Это законная обязанность, которая сохраняется даже после развода до истечения идда1 или, по мнению некоторых ученых, даже больше. Финансовая ответственность за семью целиком лежит на муже, а жена не обязана нести семейные расходы, если только она сама захочет это делать”. Законные обязанности мужа не ограничиваются снабжением необходимыми вещами и защитой. Он должен составлять ей компанию, исполнять супружеские обязанности и избегать доставления ей любого вреда. Эти обязанности жестко предписаны шариатом. Если мужчина уклоняется от содержания жены или от посещения ее более чем определенный период времени, жена имеет основание требовать развод через шариатский суд. Подобно этому, если она доказала суду, что супруг нанес ей вред — идрар, или употребив алкоголь, или ударив ее без законной причины, или оскорбив ее или ее родителей и т. д., ей предоставляется возможность развода. Ни в одном из этих случаев муж не может требовать ничего возвратить обратно, будь то приданое или подарки. Как бы то ни было, супруг должен избегать развода, как это утверждается Кораном и стараться сохранить брак, даже если он и не идеален.

Всевышний Аллах сказал:
"Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо" (Женщины, аят 19).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также делал ударение на нежелательности развода в хадисе из собрания Абу Дауда:
"Наиболее ненавистное дело из всего законного перед очами Аллаха — развод".

Поэтому идеальный муж, если появляется необходимость, должен полностью использовать все средства, предписанные в Коране для примирения и улаживания проблем перед разводом. Необходимо заметить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), идеальный супруг, никогда не разводился ни с одной из своих жен. (См. Женщины, аят 34).

Если мужчина дает развод своей жене, он должен делать это без гнева и, пытаясь найти примирение, перед тем как развод будет произнесен в третий раз. Развод не может произноситься во время менструаций жены, но может, когда месячные закончились, но половая жизнь еще не возобновлена. (См. Развод, аят 1).

Другими словами, развод не должен быть произнесен в гневе или случайно, а только в определенное время, когда муж контролирует себя, а жена не расстроена, что иногда сопровождают менструации.

Муж должен продолжать хорошо относиться к жене, даже если уже совершен развод. Он должен содержать и кормить ее, как прежде, в своем доме до истечения идда. не тревожа ее (См. Развод, аяты 1,6), снабжая ее по своему достатку. Он не должен забирать ни один подарок, подаренный до или в течение замужества.

Всевышний Аллах сказал:
"Развод двукратен: после него либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего..." (Корова, аят 229).

Даже наоборот, муж должен дать бывшей жене подарок или какую-то форму поддержки для нее после развода. (См. Корова, аят 241).

А если после развода женщина захочет выйти замуж еще за кого-то, то бывший муж не имеет права препятствовать этому:
"А когда вы дали развод женам и они достигли конца своего идда, то не препятствуйте им вступать в брак с другими мужчинами, если они согласятся между собой согласно принятому..." (Корова, аят 232).

Также муж должен знать, что он не единственный, в соответствии с шариатом, имеющий возможность опеки детей после развода (как это считается во многих странах). Именно жене отдан приоритет в опеке детей, в соответствии с хадисом, переданным Амру бен Шуайбом у Ибн Маджаха, который рассказывает, как женщина пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: "Мой живот использовался как вместилище для моего сына, моя грудь служила кожаным мешком для него (чтобы пять молоко), я держала его за пазухой (в спокойствии), а теперь его отец дает мне развод и желает его взять от меня".

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Ты имеешь больше прав иметь его до тех пор, пока ты не выйдешь замуж снова".

В школе Маликитов это правило обобщено и приоритет в попечении ребенка отдан матери и другим пяти родственникам, прежде чем его сможет взять на попечение отец. Это попечение длится до периода созревания (пубертат) у сына и замужества у дочери, в то время как финансовая ответственность за их содержание остается за отцом.

Знание о необходимом отделении детей должно являться препятствием против неразборчивых разводов некоторой части мужей. Также необходимо помнить, что муж должен быть столь же искренне верующим в браке, как и жена. Воздаянием за прелюбодеяние человеку, состоящему в браке, мужчине или женщине, по шариату — смерть. Тот факт, что это воздаяние может не применяться в некоторых местах и в определенное время, не делает грех менее печальным пред очами Аллаха. Грех, который не был искуплен в этом мире, последует за совершившим его в могилу.

Поэтому супруг не должен пренебрегать следующим указанием Аллаха в Коране:
"Скажи верующим, пусть они потупляют свои взоры и берегут свои члены: это — чище для них. Поистине, Аллах сведущ о том, что они делают!" (Свет, ант 30).

Те женатые мужчины, которые разъезжают на своих машинах, разыскивая школьниц, чтобы подвезти их, позорят себя и утрачивают все права требовать благочестия от своих жен.

Если по какой-то серьезной причине муж не может обойтись одной женой, но не хочет с ней разводиться, ему не запрещается вступить в еще один брак, совершив это законным и благочестивым образом. Разрешение иметь более чем одну жену одновременно, тем не менее, имеет условия:
"…А если вы боитесь, что не будете справедливы между ними, то — только на одной..." (Женщины, аят 3).

На это условие часто очень легко смотрят в странах, где полигамия стала традицией. Однако в Коране нет бессмысленных слов, на этот аят не стоит смотреть сквозь пальцы. Слабый муж не будет уважаться и справедливо относиться к женам, поэтому его женитьба более чем на одной поведет к несправедливости, постоянной дисгармонии и развалу семьи, что не в интересах его, их и всей мусульманской Уммы. Если, имея более одной жены, муж чувствует, что его сердце устремляется к одной из жен в ущерб другим, он предостерегается от того, чтобы это стремление не отвергало необходимого другим женам.
"И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого. Не уклоняйтесь же всем уклонением, чтобы не оставить ее как бы в подвешенном состоянии" (Женщины, аят 129).

Это предупреждение еще раз усиливается хадисом, в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Кто бы ни имел двух жен и не будет справедлив к ним, придет в день Воскресения с половиной тела, подвешенной вниз". (Абу Дауд, Насзи, Ибн Маджах).

Мы достаточно изучили законы, на которых основан брак и развод, как это описано в Коране.

Теперь мы нуждаемся в примерах для иллюстрации и уточнения, взятых из Сунны, как говорится в Коране:
"Был вам в посланнике Аллаха хороший пример (поведения) тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много".

Как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вел себя как муж? Ясно, что все его действия были совершенно законны, но как он общался каждый день со своими женами? Из хадисов и Сиры (биография Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) можно почерпнуть огромное количество информации.

Его основными принципами во взаимоотношениях с женами были принципы, выраженные в хорошо известных хадисах Аль-Бухари и Муслима:
"Более совершенная вера у тех верующих, которые имеют более добрый нрав и более добры к своим семьям".
"Лучше из вас те, кто добрее к своим женам".


Как сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был примером такой доброты?

Во-первых, он не был труден в общении и не был тираном, рассматривающим всю домашнюю работу как "женские дела".

В хадисе Аль-Бухари Аиша отвечает на вопрос Аль-Асвала бен Йазида, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал обычно дома. Она ответила: "Он обычно работал для семьи, обслуживал ее; когда же приходило время молитвы, он шел молиться".

Другой хадис рассказывает нам, что он обычно сам чинил свою одежду. Во-вторых, он не был привередлив в еде. В коллекции Муслима есть хадис переданный Абу-Хурайрой: "Посланник Аллаха никогда не искал недостатков в еде. Если ему нравилось что-то, он кушал это, если нет, он воздерживался от этого. И никогда не жаловался ни на пищу, ни на повара".

Аиша сообщает, что когда бы она ни увидела Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он всегда подходил к ней, выражая симпатию. Он не стыдился того, что все знали, что его любовь к женам больше, чем ко всем другим людям. В сборниках Аль-Бухари и Муслима есть хадис, говорящий, что кто-то спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Кто всех более любим тобой?", и он ответил: "Аиша". Эта любовь и взаимопонимание с Аишой не заслонило высокого мнения о его первой жене Хадидже, бывшей его единственной женой с его двадцатипятилетнего возраста до ее смерти. Аиша сообщала, что он всегда высоко ценил память о Хадидже, которая помогала ему и ободряла его на протяжении нескольких тяжелых лет в Мекке, и он регулярно делал подарки близким друзьям Хадиджи как выражение его не уменьшающегося уважения и любви к ней (после ее смерти). Он никогда не держал себя в стороне от своих жен, как если бы они были по своей природе ниже его. Наоборот, он считал "игры с женами" одним из допустимых развлечений. По хадису у Абу Дауда, Ибн Маджаха и Байхаки: "Нет развлечений (забав), которые достойны похвалы, кроме трех: выездка лошади, занятия спортом с женами и стрельба из лука". В качестве иллюстрации Аиша рассказывала, что они с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) бегали наперегонки, и иногда выигрывала она, а иногда он.

Сейчас большинство мужчин рассматривают спортивные игры с женами как что-то, принижающее их достоинство, и из-за этого их супружеская жизнь становится скучнее и бледнее. Я считаю, что это одна из проблем нашего изучения жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Большинство исторических книг задерживают свой взгляд на политическом или военном аспекте жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и его личность, которая постоянно привлекает внимание, ускользает от нас. Мы склонны воображать его всегда серьезным, тогда как хадисы информируют нас, что хотя он редко смеялся вслух, но "никто, бывало, так часто не улыбался, как он". И это прекрасно выражено в хадисе:
"Улыбнуться своему брату (мусульманину) — благотворительности".

Отношение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по отношению к девочкам и образованию девочек является прекрасным уточнением описанного в Коране. Коран не только запрещает практику времен аль-Джахилийи (невежества) — умерщвление девочек в младенчестве, но также осуждает обычную практику выказывания неудовольствия или гнева по факту рождения девочки. (См. Пчелы, аяты 58—59).

Хадис, переданный Ибн Аббасом поощряет обратное:
"Кто имеет девочку и не похоронил ее заживо, не презирает ее, не предпочитает ей мальчиков, Аллах введет его в Рай". (Хадис приведен у Абу Дауда).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) демонстрировал наибольшую любовь и привязанность к своим дочерям, особенно к Фатиме. Аиша передает, что "где бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ни увидел Фатиму, он радушно приветствовал ее, вставал с места, чтобы поцеловать ее, потом брал се за руку и сажал на свое место". (Хадис приведен у Аль-Бухари).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провозгласил, что каждый мусульманин — женщина или мужчина — должен искать, приобретать знания, и предписал образование всем детям в следующей форме:
"Нет подарка родителей, превосходящего все другие подарки родителей ребенку и лучшего, чем хорошее широкое (многопрофильное) образование". (Ат-Тирмизи и Аль-Бухари).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) специально сделал ударение на образовании девушек:
"У кого есть две сестры или две дочери, и он дает им широкое образование и будет с ними хорошо обходиться и выдаст их замуж, тому — Рай". (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

То, что касается обучения девушек, отразилось в обучении Аиши, которая была девочкой, когда вышла замуж за Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и ей было всего 18 лет, когда он умер2.

Она имела естественные способности к обучению, хорошо размышляла, и он обучал ее настолько, насколько она была готова учиться. Он был так доволен ее обучением, что даже сказал:
"Вы можете научиться половине вашей религии от этой розовощекой девушки".

Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поощрял людей консультироваться у нее по религиозным вопросам, а после его смерти она стала одним из главных источников хадисов. Из всего этого мы можем видеть, что сопротивление некоторых людей обучению их дочерей не только ошибочно, но и совершенно противоположно учению и практике Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Идеальный муж — мусульманин, поэтому он даст хорошее образование как своим дочерям, так и сыновьям.

Уважение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к интеллигентности жен также отражалось в его готовности консультировать своих жен и давать им хорошие советы. Пример такой практики можно найти в случае при Худайбийи. Множество мусульман выражало нежелание принимать этот договор. Они не хотели возвращаться домой, не совершив паломничества, и рассматривали некоторые части договора как неприемлемые для мусульман. Поэтому они не желали подчиняться его инструкциям — зарезать своих жертвенных верблюдов и побрить свои головы, что символизировало бы, что паломничество окончено и тема закрыта. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в затруднении удалился в свою палатку и рассказал своей жене Умм Салама все, что случилось. Она посоветовала ему: "Иди и покажи, что ты окончил свое паломничество". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) последовал ее совету и зарезал своего верблюда, громко сказав: "Бисмил-ла, Аллапу Акбар". После этого мусульмане забыли свою неохоту и поторопились принести свои жертвы.

Присутствие Умм Салама в этом путешествии демонстрирует другой аспект взаимоотношений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) со своими женами. Одна или более из них почти неизменно сопутствовали ему в его походах и путешествиях. Чтобы все было справедливо, жены тянули жребий — кому из них сопровождать его. Его жены не были заперты и могли свободно общаться с другими людьми. Они одевались в скромную одежду (хиджаб), выходили из дома и виделись с кем это было им нужно и сами участвовали, когда это было необходимо, к примеру, в ухаживании за раненными в битвах.

Умар однажды покритиковал жену Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Саудах за то, что она выходит из дома, сказав, что он узнал ее на улице. Она обратилась к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) за поддержкой, и он поддержал ее, сказав:
"Женщина имеет право выходить, если ей это необходимо". (Передала Аиша. Хадис Аль-Буха-ри).

Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволял своим женам и другим женщинам заходить в мечеть для молитв. Он также посоветовал другим мужчинам:
"Не препятствуйте рабыням Аллаха приходить в дома Аллаха (мечети)". (Хадис в сборнике Муслима).

Идеальный муж-мусульманин никогда не возьмет на себя смелость накладывать на жену больше ограничений, чем ограничил ее Аллах и посланник Его (да благословит его Аллах и приветствует) ограничивал в своей семье жен.

Все это показывает, что жена идеального мужа-мусульманина защищена, но не угнетена, и именно поэтому счастлива и довольна. Поэтому от мужа-мусульманина ожидается, что он будет угождать своей жене всегда, когда это доставляет ей удовольствие.

Коран говорит:
"О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого — люди и камни. Над ним — ангелы, грубые, сильные — не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано". (Запрещение, аят 6).

Поэтому долг мужа убедиться, что его жена достаточно образованна как мусульманка. Если этим пренебрегали в доме ее, родителей, он обязательно должен исправить ситуацию, обучив ее сам или сделав это другим образом. Предполагается, что мужчина является лидером в семье. Мы видели, что эта форма лидерства не является формой диктатуры или тирании. Добрый муж, как это будет показано, советуется с женой по важным вопросам, касающимся семьи, и если увидит, что ее совет хорош, примет его. Ислам дает мужчине авторитет главы семьи, и ожидается, что он будет твердо держаться Корана и Сунны и приложит все усилия, чтобы вся семья не пренебрегала исламскими нормами поведения.

Доброе обращение с женой не включает в себя равнодушное отношение к ее неправильному поведению. Коран предписывает серию из трех действий, которые муж должен применить, если жена своими действиями демонстрирует пренебрежение к исламским нормам.

Первым шагом является серьезное объяснение мужем последствий ее действий. Если она не отвечает на его искренние увещевания, его следующим шагом является прерывание супружеской связи на время. Если этот шаг также проигнорирован, мужу разрешается слегка ее побить, в качестве последнего воспитательного акта. Если она подчинится, муж не должен больше ничего делать.
"…А тех, непокорности которых вы боитесь, увещевайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах возвышен, велик!" (Женщины, аят 34).

Это побивание является последней мерой, а не первой, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) установил определенные границы для этого:

а) нельзя бить по лицу и по другим легко ранимым местам;

б) это не должно быть причиной страданий, повреждений или оставлять следы на теле.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что если человек должен бить свою жену, это действие должно быть более или менее символическим, чем-то типа зубной щетки. Самому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) избиения жен не нравились, и сам он никогда этого не делал. В сборнике хадисов Абу Дауда сообщается, что Лакид бен Сабрах сказал:
"Увещевайте вашу жену, и если в ней есть что-то хорошее, она воспримет; и не бейте вашу жену, как бьют рабов".

В коллекциях хадисов Абу Дауда и Ибн Маджаха есть такой:
"Не бейте рабынь Аллаха" (т. е. хороших мусульманок).

У Ат-Тирмизи в коллекции есть хадис, переданный Амру бен аль-Ахуасом: "И убеждайте ваших жен хорошим; поистине, они вышли за вас замуж: вы не имеете власти над ними совсем, кроме как если они делают очевидные мерзости, но если они воззвали к вам, то не ищите пути против них. И, поистине, вы имеете права над вашими женами и ваши жены имеют права над вами".

Поэтому муж-мусульманин не имеет права бить свою жену неразборчиво и по привычке за мелкие проступки, и если он так поступает, жена имеет право требовать развода в шариатском суде. Также, как мы видим, Ислам не дает права мужчине избивать жену так, что иногда можно подумать, будто она вынесла 10 раундов на боксерском ринге — так она изранена. Явление избиения жен — не особенность мусульман, оно распространено во всем мире. Однако некоторые мусульмане несправедливо утверждают, что они имеют религиозные санкции, когда бьют своих жен, в то время как в большинстве случаев они бьют их только из-за того, что сами имеют жестокий характер или из-за плохого настроения.

Плохое настроение необходимо контролировать, не изливать его на более слабых женщин. Об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так:

"Не тот силен, кто повергает людей на землю, а тот из вас, кто способен контролировать себя в гневе". (Передали Абу Хурайра, Аль-Бухари и Муслим).

Аиша описывает самоконтроль Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) так:

"Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не бил никого из своих жен или рабов. Он не ударил своей рукой никого, кроме как по велению Аллаха или препятствуя оскорбляющим Аллаха, и он вершил возмездие от имени Аллаха".

Идеальный муж-мусульманин поэтому постарается достичь практики Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который вообще избегал бить жен, и постарается отбить охоту делать это у других.

Это приведет нас к другому интересному аспекту взаимоотношений Пророка (да благословит его Аллах я приветствует) с женами. Он позволял своим женам делать то, что называется "возвращать ответ обратно". Это пример тем мужчинам, которые думают, что женщина, как ребенок, должна быть в поле видимости, но ее не должно быть слышно. Есть несколько записанных примеров, когда сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спорили с ним или его женами по поводу этой практики. Тем не менее. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда позволял своим женам высказывать свое мнение.

Случай, пересказанный Ибн Ишаке Сират расуль Аллах (ранний биограф Пророка (да благословит его Аллах и приветствует”, стоит того, чтобы его знать: "Однажды Умар упрекнул свою жену за что-то, и она резко ему возвратила ответ, и когда он потребовал объяснения, она ответила, что жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обычно возвращали ему ответ, так почему же она не должна делать этого". И она добавила, имея в виду ее дочь (Хафсу), "которая высказывала свое мнение, не смущаясь, с утра до вечера". Сильно взволнованный этим, Умар пошел к Хафсе, которая не стала отрицать, что ее мать сказала истину. "Ты не имеешь ни изящества Аиши, ни красоты Зайнаб", говорил он, пытаясь поддеть ее уверенность в себе, но когда он увидел, что его слова не имеют результата, он сказал: "Неужели ты уверена, что если ты рассердишь Пророка (да благословит его Аллак и приветствует), Аллах не уничтожит тебя в Своем гневе?" Потом он пошел к своей двоюродной сестре Умм Салама (которая была другой женой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "Правда ли то, что ты высказывала свое мнение посланнику Аллаха и отвечала ему без почтения?" "Клянусь всем прекрасным", — сказала Умм Салама. "Что заставляет тебя ходить между посланником и его женами?" "Да, клянусь Аллахом, мы говорим ему свое мнение, и если он позволял нам поступать так, это его дело, если он запрещал нам, то находил нас более покорными, чем мы покорны тебе". Тогда Умар понял, что он зашел далеко и удалился.

В этом случае мы четко слышим голос женщины, уважающей своего мужа не потому, что она боится его или лицемерит, а любит и восхищается им. Тот факт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволял своим женам высказывать свое мнение, показывает, что он никогда не рассматривал женщин как рабов или людей второго сорта, но как людей, которым Аллах дал разум и способность отделять истину от лжи также, как мужчинам. В другом хадисе Аиша идет еще дальше, рассказывая, что если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ей что-то рассказывал, а она подвергала сомнению его слова, то он давал ей объяснения до тех пор, пока она не была удовлетворена. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил ей, что она не имеет права спорить с ним или противоречить ему, потому что он — Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и мужчина, в то время как она только молодая женщина. Он, наоборот, высоко ценил ее критические способности и ясный ум.

Из всего этого мы видим, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел спокойную внутреннюю определенность и естественные лидерские способности, что он не нуждался в утверждении себя над своими женами и не сражался с ними. Мужчины, ведущие себя дома подобно тиранам, требующие своих прав в насильственной форме и спорах, обычно слабые мужчины, страдающие от скрытого комплекса неполноценности и боящиеся, что раскроются умственные и моральные превосходства жен. Чтобы не допустить этого, они запугивают их так, что они боятся открыть рот а присутствии мужей.

Другой пример иллюстрирует, каким образом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) утверждал свое лидерство без использования резких слов и насилия. Передастся случай, как он поступил со своими женами, когда они стали очень требовательны к комфорту этого мира. Аиша сообщает, что перед взятием Хайбара она не знала, что значит наесться фиников досыта. Жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), прекрасно знавшие общую бедность мусульман Медины, просили его только о необходимом. После взятия Хайбара, богатого сельскохозяйственной продукцией, положение мусульман улучшилось, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог дарить своим женам подарки, и они очень быстро привыкли к комфорту. Это вызвало проблемы, т. к. по справедливости, что дано одним, должно быть дано всем, а это не всегда может быть выполнено. Описываемые события развивались среди нескольких его жен. Когда его советы остались без внимания, он сделал следующий шаг, предписываемый Кораном: он прервал связь с ними и стал жить на крытой веранде, которая была единственным местом, где он мог жить, исключая квартиры жен. Распространились слухи, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) развелся с женами, а жены раскаялись в своих требованиях к нему. Потом через Умара он дал им знать, что он не разводится с ними, но не желает видеть ни одну из них до конца месяца.

В конце месяца он позвал своих жен по одной и предложил им выбор в соответствии с новым ниспосланием от Аллаха:
"О Пророк, скажи твоим женам: "Если вы желаете ближней жизни и ее прикрас, то приходите: я дам вам насладиться и отпущу вас прекрасным способом. Но если вы хотите Аллаха и Его посланника и последнего жилища, то Аллах уготовал добродеющим из вас великую награду" (Сонмы, аяты 28—29).

Все жены ответили: "Истинно, я желаю Аллаха и Его посланника и местопребывания в Будущей жизни", и ни одна из жен не выбрала иного. Это событие приведено в нескольких сборниках хадисов, включая хадисы Аль-Бухари и Муслима.

Здесь мы видели мужа, который, несмотря на любовь к женам, не пошел на несправедливость между ними и не поставил себя в трудное положение, пытаясь удовлетворить их желания за пределами необходимого. Он не подходил на роль мужа, находящегося "под каблуком", Его твердость быстро заставила его жен посмотреть на дело со свойственной ему ответственностью, и мир в доме был восстановлен без разводов и резких слов.

Случаи, подобные этому, делают ясным, почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) считается прекрасным примером для мусульман во всех аспектах жизни. Из них видно, что он, действительно, был идеальным мужем. Он был чист как в помыслах, так и в делах, и очень добр, в соответствии с его собственными словами:

"Поистине Аллах непорочен и любит непорочных, чист и любит чистых, милостив и любит милостивых, добр и любит добрых". (Об этом рассказал Ат-Тирмизи).

Другой важной его чертой была любовь к детям. Любовь к своим детям для матери почти автоматическая, и эта любовь и забота за их благополучие сопровождает ее до конца дней ее. Некоторые мужчины не разделяют эту любовь к детям и рассматривают ее как "заботу женщин". В нашем обществе сегодня распространенным является то, что мать часто играет ведущую роль в заботе и уходе за детьми, в плате за обучение и наблюдении за их поведением и т. д. То, что мать демонстрирует свою любовь и привязанность, конечно хорошо, но как отец может оправдать свою отстранённость от моральной и финансовой ответственности и игнорирование платного образования и воспитания детей?

Мы имеем в виду роль Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в воспитании своих дочерей (пока девочки не достигли зрелого возраста) и утверждении об образовании лиц обоих полов. Есть множество хадисов, описывающих его любовь к детям, и как эта любовь обычно выражалась. К примеру, хадис от Абу Хурайры в сборниках Аль-Бухари и Муслима рассказывает нам:

"Пророк Аллаха целовал своего внука Хасана, сына Али в присутствии Акра бен Хабиса, когда Акр сказал: "Я имею детей, но никогда не целовал ни одного из них". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на него и сказал:

"Что я могу сделать для тебя, если Аллах вынул из твоего сердца милость. Те, кто немилостив к другим, тоже не испытает милость".

Семья мусульманина поэтому — очень прочная семья. Взаимопонимание между мужем и женой лежит в ее основе. Исламское воспитание детей— одна из наиболее важных ее функций. Чтобы исламская Умма преуспела, и муж и жена должны знать свои обязанности и постоянно себя контролировать, придерживаясь исламского образа поведения в семье. В конце интересно вспомнить качества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), упомянутые в начале статьи. Некоторые мужчины боятся, что, придерживаясь исламских норм поведения, они отпугнут этим женщину, но ведь это, конечно же, ошибка. Поэтому те мужчины, которые хотят сделать свой брак счастливым, пусть следуют примеру благословенного Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Я молю Аллаха, чтобы он дал нашим братьям силу духа для достижения высоких моральных качеств и через это достичь счастья в браке. Я молю Аллаха, чтобы Он направил моих сестер и сделал их достойными быть женами идеальных мужей — мусульман.

И в заключение воздадим хвалу Аллаху — Господу всех миров.


1 - Идпа (араб.) — период, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж.