Любовь и секс в Исламе: опыт Ирана
Автор: Administrator   

Любовь и секс в Исламе: опыт Ирана

В мусульманской общине России не утихает скандал вокруг недавно вышедшей в свет книги «Любовь и секс в Исламе». Некоторые руководители официальных мусульманских структур прямо заявляют, что обсуждать данную тему с целью объяснить людям нормы Шариата в отношениях между полами – уже неэтично. В этой связи интересен опыт Исламской республики Иран, где под патронажем государства давно разработана и реализуется эффективная программа сексуального образования и планирования семьи.

Камран Хашеми улыбается, когда рассказывает о своем пути к успеху, который был весьма тернистым. Он вспоминает, как начиналась деятельность его фабрики контрацептивов, которую он открыл в Казвине двадцать лет тому назад. Владельцу единственного в своем роде в Исламской республике производства понадобилось пять лет на то, чтобы получить лицензию. После этого у Хашеми возникли проблемы с набором персонала.

Главный инженер фабрики Мохаммед Тахмасаб вспоминает, что сначала мужчины не позволяли работать на фабрике своим супругам и дочерям. «Однако со временем ситуация нормализовалась. Сейчас люди понимают, что это – всего лишь обычное производство. Сюда устраивается много молодых женщин», - говорит он.

Прагматичные взгляды работников фабрики являются отражением политики рождаемости, проводимой правящими кругами Исламской республики. За несколько лет она вызвала резкое снижение темпов роста населения, которое составляет в настоящее время около 70 миллионов человек.

В период между 1976 и 1986 годами число жителей Ирана возрастало в среднем на 3,2% в год. Однако в 2000 году этот показатель снизился и составил 1,2%.

Между тем, такое снижение не является следствием одной лишь политики властей. Важную роль играют экономические трудности, с которыми приходится сталкиваться современной иранской семье. Кроме того, после Исламской революции государство стало поощрять получение женщинами образования, что привело к увеличению числа работающих представительниц прекрасной половины человечества.

Но, вместе с тем, улучшившиеся в начале XX-го века санитарные условия, а также экономические реформы привели и к снижению уровня смертности.

Первая программа планирования семьи в Иране была введена в 1967 году. Однако она мало что дала. Революция, война с саддамовским Ираком, экономические санкции и давление не давали возможности обратить внимание на проблемы семьи и взаимоотношения полов.

Когда Хашеми обратился в Министерство промышленности за лицензией, разработка демографической политики только начиналась. Под влиянием данных врачей и ученых, религиозные и политические лидеры начали осознавать необходимость серьезно заняться вопросами семьи, брака и, в целом, взаимоотношениями полов.

В 1988 году лидер Исламской революции аятолла Хомейни издал первую фетву на эту тему, а в 1989 году уже вступила в действие новая программа планирования семьи. Закон же, касающийся контроля рождаемости, был принят в 1993 году. В свою очередь, Фонд населения ООН поддержал программы, осуществляемые национальной системой здравоохранения, услуги которой после Революции стали доступны людям, проживающим в сельской местности и в бедных районах городов.

При наличии политической воли государству удалось найти необходимые финансовые ресурсы, и в результате доктора и должностные лица получили хороший материальный стимул. Снижение уровня рождаемости началось в 1986 году.

Мехди Седгазар, директор по медицине государственной поликлиники Шахид-е-Джаффари, расположенной в восточной части Тегерана – один из пионеров в этой области. На вывеске над входом в его клинику написано: «Центр планирования семьи».

Сейчас доктор Седгазар вспоминает с улыбкой, какие проблемы были у него с директором расположенной поблизости школы для девочек, когда клиника только открылась. Та беспокоилась, не окажет ли надпись над входом в клинику отрицательного влияния на мораль учениц. Мужчины, приходившие в клинику в первые годы ее существования, очень стеснялись, и для того, чтобы им не приходилось спрашивать дорогу, пришлось нарисовать на земле специальную зеленую линию, указывавшую путь.

Сейчас, со временем, краска постепенно стирается. Доктор Седгазар говорит, что настойчивая просветительская работа, свободный доступ к контрацепции и бесплатное медицинское обслуживание дали положительный эффект.

Ученые говорят, что в области использования современных способов контрацепции в результате действия программы начала прослеживаться позитивная тенденция. Однако семяизвержение вне влагалища все еще остается основным методом предохранения.

В 2000 году только 5,9% мужчин использовали кондомы, а 30,9% женщин прибегали к противозачаточным таблеткам или другими современными способами предохранения от нежелательной беременности. Как мы видим, различие между полами проявляется в большой степени.

Интересен и пример сексуального образования в сегодняшнем Иране. Перед свадьбой жених и невеста должны посетить специальные двухчасовые курсы, на которых им показывают видеоматериалы и читают лекции, касающиеся, в первую очередь, методов контрацепции. Занятия для мужчин и для женщин проводятся раздельно. Обычно они проходят в одной из клиник, которая заодно предоставляет свои услуги по планированию семьи.

В клинике Шахид-е-Нур-Саадат, расположенной в центре Тегерана, доктор объясняет своей аудитории из 20 молодых людей, каким образом действуют противозачаточные таблетки и как правильно использовать презерватив. Кроме того, он рассказывает им о природе менструаций и о том, как помочь своей жене обнаружить рак груди на ранней стадии.

Врач не допускает ни слишком доверительного, ни слишком серьезного тона. В ходе лекции он несколько раз подчеркивает, что у женщин, как и у мужчин, есть сексуальные потребности, которые нельзя игнорировать. Первоначально он делает оговорку, что сказанное им, вероятно, будет не новым для большинства из собравшихся, однако его опыт показывает, что часто приходится сталкиваться с пробелами в области сексуального образования.

Тот факт, что государство так крепко держит в своих руках информацию о планировании семьи и о сексе, связан не только с наличием у него необходимой инфраструктуры. Противозачаточные таблетки и презервативы могут свободно продавать доктора, включая частнопрактикующих, и фармацевты, которые иногда даже не интересуются при этом семейным положением своих покупателей. Однако реклама кондомов не допускается.

Это не имеет большого значения для Хашеми, который выпускает 75 миллионов презервативов в год и продает 80% своей продукции Министерству здравоохранения. Однако запрет рекламы показывает, что государство хочет сохранить за собой контроль над планированием семьи, и не только из-за того, что он имеет большое социальное и экономическое значение, но и в связи с необходимостью защищать моральные устои общества.

Сирус Шайех
Qantara