ВОПРОС МНОГОЖЕНСТВА В РОССИИ
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ВОПРОС МНОГОЖЕНСТВА В РОССИИ

Неверное, обывательское представление о мусульманском браке, широко бытующее в обществе, рисует довольно мрачную картину: грозный муж-многоженец заставляет жен трепетать от гневного взгляда и подчиняться ему во всем. Считать подобный порядок обустройства семейной жизни исламским идеалом – значит издевательски насмехаться над Исламом или абсолютно не понимать постулаты этой религии. Всевышний Аллах заповедал мужу и жене строить семью на основе любви и согласия, без какого-либо принуждения: “И если женщина опасается сурового отношения или равнодушия со стороны своего мужа [, охладевшего к ней и поглядывающего на других женщин], не будет грехом для них, если они придут меж собой к согласию и примирению. Ведь согласие – лучше всего… [то есть пусть муж не оставляет жену, не разводится с нею, если она того не желает. Возможно второй брак, явится той отдушиной, которая в целом гармонизирует семейные отношения]. И если вы творите добро и праведны [особенно по отношении к тем, кто находится на вашем попечительстве и под вашей опекой], истинно, Аллаху ведомы деяния ваши [за благое Он воздаст вам соответствующим благом в мирском и вечном]” (см., Св. Коран, 4:128).[1]

Важно изначально исходить из того, что первая супруга станет единственной. Ибо в ином случае велика вероятность того, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет – проявлять справедливость в отношении своих жен. В Священном Коране сказано: “…и женитесь на тех женщинах, что приятны вам – двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы [к ним во всем], то – на одной…” (см., Св. Коран, 4:3). В то же время Господь дабы изначально пресечь халатность и нерадивость в подходе к вопросу второй семьи извещает: “Вы никогда не сможете быть [во всем и в полной мере] справедливы [то есть вторая супруга – нелегко и очень ответственно пред Творцом] (см., Св. Коран, 4:129).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: “У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День он предстанет с волочащейся за ним половиной [тела]”.[2] То есть позорность и униженность его начнется с началом воскрешения из могил.

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены – каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной.

Исходя из принципов исламского права (фикха) и на основе исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного, брака. К ним относятся, например:

– бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;

– условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;

– физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух (или нескольких) семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Богом и семьей.

Вопрос. В полигамном браке, как известно, все должно быть по справедливости: и деньги, и время, выделяемое на жен. А как быть с официальной регистрацией в ЗАГСе? Муж, имея никах и регистрацию в ЗАГСе с одной женой, берет вторую. Как он должен поступить с регистрацией в ЗАГСе, ведь в нашем государстве иметь две жены не разрешено? Как поступить, чтобы не обидеть и первую, и вторую жену? Уфа, Башкортостан.

Ответ. По той системе брачных взаимоотношений, которая сложилась в нашем государстве, иметь вторую жену очень сложно, т.к. из-за отсутствия официальной регистрации она будет ущемлена во многих житейских вопросах (жилплощадь, наследство, регистрация рожденных детей и т.д.). Что касается официальной регистрации брака, то, соглашусь, перед Господом она как бы не нужна. Что касается официальной регистрации брака, то она в большей степени необходима для установления правовых отношений с государством, но в то же время штамп в паспорте – катализатор ощущения ответственности, особенно молодыми парами. Регистрация же второго брака в ЗАГСе невозможна. Делайте выводы из этого самостоятельно.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ИСЛАМУ

Позитивный пример второго брака

Вопрос. Дело в том, что скоро состоится бракосочетание моего любимого супруга и второй невесты. Я не знаю эту девушку, но у меня самые лучшие помыслы в отношении нее. По словам родственников, она очень хорошая и скромная, и поверьте, мне незачем лукавить, я искренне хочу, чтобы мы стали одной семьей, опорой друг для друга...

Скажите, уважаемый Шамиль, может ли увиденный мною сон (…) хоть как-то раскрыть мои отношения с его будущей супругой, которые меня ожидают?

Ответ. Отношения будут очень хорошими, искренними и добрыми. Амин.

КАК НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

Вопрос. Пишу Вам в надежде найти на свой вопрос справедливый ответ! Дело в том, что я уже седьмой год замужем. Вышла замуж я поздно (два высших образования) в 27 лет, сейчас мне 34 года. Вышла замуж за любимого человека. Для меня это первый брак, а я его вторая жена. Все меня устраивает, но есть одно но! Он не хочет от меня иметь детей. Вначале супружеской жизни этот вопрос меня не волновал, так как у нас с ним совместная работа и нужно было обустроить наше предприятие. Сначала на мои слова “милый, не пора ли нам завести детей?”, он отшучивался, что я еще молода, что нужно купить жилье, машину и т.д.

Потом для отказа возникли другие проблемы. “Здесь в России люди не живут по мусульманским законам, и неизвестно, кем вырастит наш ребенок”, – начал говорить он. А потом стал говорить, что если у нас будет ребенок, то он возьмет на работу другую женщину, и тогда я могу его потерять. Самое обидное то, что когда он мне говорил эти слова, у него на родине от первой жены родился шестой по счету ребенок! Он сообщил мне о рождении этого ребенка только недавно.

А вот сейчас он категорически не хочет иметь от меня детей, даже открыто говорит: “Если хочешь иметь детей, то найди себе хорошего человека и выходи за него замуж, но о ребенке речь больше не заводи!” Сам он очень религиозный человек! Читает намаз, работал имамом. Когда я ему говорю, что с точки зрения Ислама, то, о чем он утверждает, не совсем справедливо, он начинает ругаться: “Только вот Ислам сюда не надо вмешивать!”

Мне очень плохо! Ведь я вышла замуж по любви, и никто кроме него мне не нужен.

Он работает здесь два месяца, потом уезжает туда на родину на два месяца. Я ни разу не изменяла своему мужу, не хотела найти другого, не искала другого, а терпеливо ждала его (мужа). Вот и сейчас его жду, люблю и пишу Вам эти строки.

Забеременеть обманным путем не хочу, ребенок должен быть желанным, считаю я. Если только я хочу этого ребенка, а он не хочет – это может как-то плохо отразиться на ребенке. Всем сердцем хочу родить ребенка. Я в основном сейчас только об этом и думаю, но ему я не могу об этом уже говорить, так как он запретил мне заводить речь о ребенке! Мое сердце плачет, я чувствую себя обиженной. Подскажите, пожалуйста, как мне быть, как жить, как изменить решение мужа? Заранее благодарю!

Ответ. 1. Он не вправе запретить вам иметь детей.

2. Он это понимает, но чего-то опасается.

3. Поступая так, он несправедлив, а это скверно и греховно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День он предстанет с волочащейся за ним половиной [тела]”.[3] То есть позорность и униженность его начнется с началом воскрешения из могил.

Ваша ситуация непростая. Молитесь и не излишествуйте в желании. Всему свое время. Не торопите его (время). В том, что мы не в состоянии изменить, нужно уметь полагаться на Всевышнего, прося проявления милости и сохраняя спокойствие в сердце.

Многое в жизни сложно до конца понять. Давать окончательную оценку ситуации не стоит. Все может мгновенно измениться, как в сути человека, так и вокруг него. Сохраняя в себе естественность, благородство и праведность, человек гарантирует для себя (по милости и на основе всеосведомленности Всевышнего) благополучие мирское и вечное, постепенно начинает чувствовать “дыхание” жизни и проявление мудрости Творца.

РАЗНОЕ

Вопрос. Почему муж имеет право жениться три раза, а жене не позволено изменять?

Ответ. “Если бы все человеческие желания исполнялись, земной шар стал бы адом”.[4]

Что касается “жениться три раза”, то женщина, как и мужчина, может выходить замуж (предварительно разведясь с предыдущим мужем) хоть десять раз.

Вопрос. Чем оправдывается многоженство в восточных странах?

Ответ. Ислам не ввел многоженство в семейную практику, а ограничил до четырех, четко оговорив, что лучше иметь одну жену.

Сегодня это (полигамия) встречается редко, если и случается, то только в случаях значительной обеспеченности мужчины. Если посмотреть на реальное положение вещей, то очень большое количество мужчин, например, арабов, до тридцати-сорока лет не могут жениться. Причина в том, что никто не выдаст свою дочь за того, кто не имеет отдельного жилья, стабильной работы и сбережений, необходимых для существования семьи. В традиционно мусульманских регионах женщину, выдавая замуж, стараются социально защитить, придать ей уверенности в завтрашнем дне.

Что касается посягательств на честь женщины, то достаточно сказать, что при перечислении семи наихудших и самых пагубных грехов, наряду с убийством невинного, упоминается обвинение в измене или прелюбодеянии, сказанное в адрес целомудренной женщины.

Вопрос. У меня вопрос ко вторым жёнам: насколько напрягает такая ситуация и, если да, то как бороться с ревностью? Я получила предложение стать той самой второй. Я христианка с моногамными взглядами, и сейчас чувство к любимому борется с трезвой мыслью, что многожёнство – вещь и дикая, и нереальная. Может кто-то был в такой ситуации и расскажет о своих впечатлениях? Ирина.

Ответ. Для кого-то серые будни семейной жизни и бурные романы на стороне – аморальность западного средневековья. А для других законная супружеская жизнь в двух семьях (как исключение, но не правило) с осознанием всех вытекающих обязанностей и последствий – “вещь дикая и нереальная”. Безусловно, я не призываю к полигамии, и уж тем более я не сторонник подобных уз, если это попытка легализовать своего очередного “партнера”… по бизнесу, а лишь указываю на недопустимость субъективизма в таких сложных вопросах как создание и ведение семьи, тем более второй.

Вопрос. Меня всегда возмущает, почему мужчина может брать в жены 2-х, 3-х, а то и 4-х женщин?! Не знаю ни одного счастливого брака, где имеются вторые жены, не говоря о третьих и четвертых. Многие мужчины не могут обеспечить даже одну жену, а о равноправии между женами и речи быть не может. Чтобы это уметь совмещать, я думаю надо быть психологом, а таких мужчин, увы, мало. Я сама была в такой ситуации и скажу, что быть какой-то из жен, очень тяжело. Роза.

Вопрос. Я в возрасте 40 лет вышла замуж, имея двух взрослых детей. Этот человек сделал для нас очень многое, но дети не восприняли его, из-за того, что он другой национальности, хотя мусульманин. Мы, конечно же, остались мужем и женой, но живем раздельно. У нас нет общих детей, и я дала ему свое согласие на второй брак, чтоб у него была нормальная семья и дети. Не обманываем ли мы Всевышнего своим браком? Фатима.

Ответ. Вы никого не обманываете. Если вас устраивает такое положение семейных дел, то нет никаких проблем. Вы с ним остаетесь мужем и женой, он опекает вас и помогает. Конечно же, он вправе иметь своих детей. Согласовав этот вопрос с вами, он волен, жениться на второй супруге.


[1] Подробнее пояснения к аяту см., например: Ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]: В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996, т. 1, с. 241, 285, 286.

[2] Хадис от Абу Хурайры; приведен в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 213, хадис № 1969, “сахих”.

[3] Хадис от Абу Хурайры; приведен в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 213, хадис № 1969, “сахих”.

[4] Пьер Буаст.