Как приучить детей к молитве?
Автор: Administrator   
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Как приучить детей к молитве?

 

 

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Согласно шариату, воспитание – обязанность родителей по отношению к своим детям, ведь дети – это залог, о котором родители будут спрошены в день Суда, и Аллах предписал правоверным уберегать своих родных от адского огня: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни» (66 : 6).

К Аллаху наше стремление, и Он указует нам путь!

ВАЖНОСТЬ МЕТОДА ПРИУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ

Значение приучения как одного из приемов воспитания детей связано с самой природой ребенка: ведь его легче направлять, он более склонен к послушанию, чем другие. Кроме того, в нем еще не устоялись привычки, мешающие выполнять то, чего от него хотят, и он не обладает решимостью уклоняться от того, что ему велят делать.

Подтверждением этого является высказывание Избранного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Каждый новорожденный рождается с врожденным свойством» (текст хадиса согласован), то есть ему от природы свойственны единобожие, вера в Аллаха. Отсюда вытекает значение приучения и контроля при воспитании ребенка, взращивания его в правильной вере в Единого Бога, прививания ему нравственных достоинств, благочестия и приверженности шариатским нормам.

Согласно единодушному мнению, если обеспечить ребенку исламское воспитание, благонравную среду, то он вырастет в истинной вере, усвоит исламскую мораль, приобретет высокие душевные качества и нравственные достоинства. Ведь человек, с детства привыкший к чему-то – к хорошему либо к плохому, - очень редко отходит от этого. Если с отроческих лет он приучен к тому, чтобы вести себя достойно и совершать благие поступки, то он сохранит эти привычки и еще больше разовьет их, когда вырастет и поймет их смысл.

Если же пренебречь тем, к чему он имеет врожденную склонность, или приучить его к плохому, то впоследствии ему будет очень трудно переделывать себя и расставаться с дурными привычками.

По мнению ученых, ребенок в свои первые годы выучивает гораздо больше, чем представляется родителям. Чем он младше, тем больше привычек приобретает. Исследователи полагают, что примерно 90 процентов всего воспитательного процесса приходится на первые пять лет жизни ребенка. Нужно добавить, что в эти годы ребенок ищет родительского одобрения, пытается добиться от родителей похвалы и восхищения тем, что он делает. Поэтому очевидно, что родитель или воспитатель обязан использовать этот важный период для обучения и ориентирования ребенка в правильньном направлении. Ибн аль-Джаузи (да будет доволен им Аллах!) говорит по этому поводу: «Наилучшее исправление бывает в детстве, если же предоставить ребенка самому себе, то он вырастет и укрепится в дурных привычках, и трудно будет тогда его исправить».

Дитя не ведает добра и зла, не отличает хорошего от дурного, однако имеет в душе желание слушаться того, кто направляет и наставляет его, и живет в подчинении таким людям.

Если ребенок не видит такой власти, направляющей и регулирующей его поведение, то он вырастает беспокойным, неуверенным, слабовольным, обладающим неполноценными личностными качествами. Поэтому родителям принадлежит важная роль в приучении детей к добру – так, чтобы оно стало неотъемлемым свойством их личности.

О значимости приучения говорят результаты его применения на практике. Как уже говорилось, ребенок, когда вырастет и поймет ценность привитых ему моральных качеств, становится приверженным им в еще большей степени. Это говорит о том, что привычка, выработанная в детстве, глубоко укореняется в душе и превращается из навыка в глубинную нравственную составляющую личности.

Еще одним результатом приучения к добру через практику является то, что ребенок перестает быть ленивым и инертным, начинает ощущать ответственность за свои поступки, а следовательно заботиться о том, чтобы эти поступки всегда были достойными.

О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВЫ И ЗНАЧЕНИИ ПРИВИВАНИЯ НАВЫКОВ К НЕЙ

Молитва – одно из важнейших средств укрепления веры в Аллаха, ощущения Его постоянного присутствия; это правильное средство воспитания и развития души, приучения ее к самым возвышенным и полезным нравам.

Молитва – это второй из столпов ислама, на которых он зиждится, одна из важнейших его основ. Это установление ислама ближе всего прилежит мусульманину на протяжении всей его жизни, если он подлежит шариатской ответственности и находится в здравом уме.

Великий и Всемогущий Аллах повелел правоверным хранить молитву. Сказано Им: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом благоговейно» (2 : 238).

Молитва – последнее, что заповедал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) своим сподвижникам перед смертью. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах!) рассказал: «Последняя заповедь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), когда пришла к нему смерть, была такой: «Молитва, и еще раз молитва, и заботьтесь о том, чем овладели ваши руки». Эти слова вырывались из его груди, и их выговаривал его язык до последнего мгновенья» (передали Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким). Это говорит о том, какое значение и какое место принадлежит молитве в исламе, коль скоро Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) заповедал о ней перед разлукой и переходом к Аллаху.

Молитва имеет огромную пользу для нравственности и воспитания души. Пожалуй, самая великая польза от нее состоит в том, что верующий, исполняя молитву, чувствует, что находится в послушании Аллаху, что между ним и Аллахом не существует преграды, что уже одним произнесением слов «Аллах велик!» он прямо обращается к Царю царей, Владыке Судного дня, и это рождает в его душе богобоязненность и благоговейный страх перед Вездесущим и Всемогущим Господом.

Что касается плодов молитвы в жизни мусульманина, прививаемых ею нравов и воспитания души, то об этом сказано Всевышним Аллахом: «Молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» (29 : 45). Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах!), истолковывая этот священный аят, говорит: «Молитва заполняет все существо молящегося. Если он войдет в михраб, почтительно склонится пред Господом, воспомянет о том, что Господь здесь, рядом с ним, смотрит на него и видит, то душа его исправится и покорится Аллаху, ее пронизает ожидание встречи со Всевышним, всеми фибрами души он ощутит благоговейный страх перед Господом». Иначе говоря, молитва направляет молящегося на прямой путь, пробуждая в нем страх Божий, напоминая о том, что Аллах видит и знает все о своих рабах.

Молитва вырабатывает у мусульманина навык к дисциплине во время ее отправления, к соблюдению тишины. Она также приучает его придерживаться установленых сроков, уважать время. Кроме того, он привыкает постоянно находиться в телесной и душевной чистоте. Велика роль молитвы с точки зрения морали, очищения нравов от всего греховного и порицаемого. Помимо этого, она имеет большое значение в плане гигиены и санитарии.

Что касается ребенка, то для него молитва – важнейшее религиозное, общественное, нравственное, воспитательное и историческое событие. И нельзя допустить, чтобы она оказалась мимолетным явлением в жизни ребенка.

Обучение сына молитве в семилетнем возрасте – одна из обязанностей отца по шариату. Сказал Избранный пророк: «Требуйте от своих сыновей молитвы, когда им семь лет, и бейте их за нее (т.е. за ее невыполнение), когда им десять лет» (передали Ахмад и Абу Дауд). Для приучения к молитве в исламе выделен самый долгий период по сравнению с приобретением других навыков служения Аллаху: с семи до десяти лет ребенок обучается, приучается и поощряется к молитве, а затем, с десяти лет до наступления возраста шариатской ответственности, применяется наказание.

Этого срока вполне достаточно для отца, заботящегося о благонравии своего сына, чтобы приучить его к молитве.

КАК ПРИУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ К МОЛИТВЕ?

Процесс приучения к молитве можно разделить на несколько периодов, соответственно приведенному выше хадису:

а) до семи лет;

б) между семью и десятью годами;

в) по достижении десяти лет и до возраста наступления шариатской ответственности.

Для каждого из этих периодов подходят свои методы, которые мы изложим ниже. Начнем же с общих рекомендаций, распространяющихся на все три периода.

I. Общие рекомендации

1. Прежде всего надо пояснить, что процесс приучения к требуемым поведенческим стереотипам требует времени, наблюдения и терпения. Необходимо подразделить его на ряд естественных периодов, которые понадобятся для достижения полного результата. На это отчетливо указывается в вышеприведенном хадисе.

Прежде чем приступить к этому воспитательному процессу, родители должны изучить образ мышления детей, проследить за тем, как они реагируют на то, что им приказывают, и всегда учитывать индивидуальные различия между своими детьми.

2. Семья должна вести себя последовательно, то есть родители должны быть согласны между собой в деле приучения ребенка к молитве. Не должно возникать противоречия, когда один из родителей требует молиться, а другой считает, что время для этого еще не пришло. Это ведет к колебаниям и сомнениям ребенка, который начитает думать, кому из родителей лучше угодить; пропадает эффект склонности ребенка к подражанию и послушанию. Требовать от ребенка молитвы и послушания должны все его родные без исключения.

3. Необходимо напоминать о значимости молитвы в жизни мусульманина, ее месте в исламе, разъясняя это ребенку таким способом, который соответствует его возрасту и особенностям мышления.

4. Расскажите своим детям, зачем нужна молитва, объясните, что верующие молятся для того, чтобы Аллах любил их, что тому, кто молится, уготован рай в день Суда, что молитва – один из столпов религии, что она является признаком верующего человека.

5. Родители должны своим поведением подавать добрый пример детям: им следует неукоснительно придерживаться молитвы, заботиться о том, чтобы молиться в положеное время, соблюдая все необходимые правила молитвы.

6. Пример побуждает к подражанию, и это тем легче произойдет, если между ребенком и родителями будут царить любовь и взаимное расположение, если родители будут много общаться с детьми, часто бывать с ними, участвовать в их играх, разделять их интересы. Все это усилит стремление подражать родителям и выполнять их требования.

7. Старайтесь подбирать детям друзей из числа придерживающихся молитвы. Ведь, как сказано в хадисе, человек держится религии своего друга. Хорошо известно, что друзья оказывают большое влияние на поведение и нравы детей. Друзей лучше подбирать из числа посещающих мечети, медресе, исламских курсов, и т.д.

8. Главным образом следует применять метод стимулирования и поощрения, ведь собственное желание ребенка сделать что-то сильно побуждает его к действию. Средств для этого немало: это, в частности, похвала за хороший поступок – причем хвалить нужно в присутствии взрослых и сверстников ребенка; подарок – например, даримый за то, что ребенок рано встал на молитву, и т.д. Ребенка также следует поощрять оптимистическими, стимулирующими фразами.

9. Используйте религиозные поводы (например, исламские праздники или пятничная молитва) для приучения детей к молитве: ведите их в мечеть, демонстрируйте стремление торжественно отметить эти дни.

10. Приучая детей к послушанию, необходимо принимать во внимание следующее:

а) не следует требовать от ребенка чего-то, когда он занят другим делом, которое ему нравится;

б) позаботьтесь о том, чтобы просьба или требование были ясными и простыми;

в) не нужно одновременно предъявлять несколько требований;

г) проследите за тем, как ребенок выполнил требование, и убедитесь в адекватности его реакции на него;

д) просьба или требование, выраженое в стимулирующей форме, побуждает ребенка действовать с воодушевлением.

11. Родители должны чаще молиться о благонравии своих детей. Молитва, прибегание к Великому и Всемогущему Аллаху за помощью имеют огромное значение для исправления детей. Известно, что молитва родителя за своего ребенка не остается без ответа по благоволению Господа.

Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Нет сомнения (в том, что Аллах отзовется) в следующем: молитве притесняемого, молитве путешествующего и молитве отца за своего сына» (передал Ибн Маджа). Эту благосклонность Аллаха к родителям нужно использовать, вознося молитвы за свое потомство, прося Великого и Всемогущего Аллаха об исправлении, наставлении и сохранении детей.

Пример такой молитвы находим в Священном Коране: «Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!» (25 : 74). Родитель должен всячески остерегаться молитвы с пожеланием зла своим детям: ведь Аллах откликается на молитву как за потомство, так и против него.

II. Период до семи лет

На этом этапе ребенок смотрит, как его родители и родственники исполняют молитву. Кроме того, это период подражания им, особенно в первые годы, предшествующие совершеннолетию.

Поэтому родители должны уделить особое внимание этому периоду в жизни ребенка. Нужно избегать постоянного прямого побуждения к молитве; цель данного периода состоит в том, чтобы ребенок привык к позам и действиям во время молитвы и видел, как его родителя молятся. Для этого отец исполняет дополнительные молитвы (сунна и нафиль) дома на виду у детей.

Отправляясь в мечеть, отец должен сказать об этом детям. Известно, что исполнять дополнительные молитвы (нафиль) дома лучше, чем в мечети. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Сделайте свои дома домами молитвы и не превращайте их в могилы» (текст хадиса согласован). И еще сказано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Лучшая молитва после предписанной (т.е. после обязательных молитв) – молитва человека в доме своем» (передал аль-Бухари).

Эти хадисы со всей очевидностью побуждают исполнять дополнительные молитвы дома. Несомненно, что благодаря таким молитвам в доме обретается благодать, а кроме того, увеличивается воздаяние и вознаграждение от Аллаха. Благодаря им обеспечивается сильное и устойчивое воспитательное воздействие на маленьких детей, которые видят, как их отец падает ниц перед Великим и Всемогущим Аллахом, благоговейно предстоит пред Ним, не обращая внимания на то, что делается вокруг.

Такая картина ежедневно повторяется на глазах у детей, и благодаря этому в их душах зарождается осознание величия Всемогущего Аллаха, Его роли в жизни людей. Вместе с тем, когда они видят отца молящимся, у них появляется желание самим встать на молитву. Они привыкают к созерцанию молящегося и узнают действия, совершаемые во время молитвы - такие, как воздевание рук к небу, коленопреклонение, опускание ниц и предстояние.

Часто маленький мальчик, желая подражать отцу, становится рядом с ним и повторяет молитвенные действия, еще не отдавая себе отчета в их значении. Ясно, что ежедневное повторение такой картины делает молитву привычным для ребенка делом, и, достигнув совершеннолетия, он сам будет с легкостью и желанием исполнять ее.

Отцу не следует проявлять слишком большую строгость к несовершеннолетнему сыну в том, что касается ритуального омовения и прикрывания аурат (у мужчин – часть тела от пупка до колена), предоставляя ему действовать по собственному усмотрению. Не следует также прогонять его, мешать попыткам мальчика подражать ему в коленопреклонении и опускании ниц, поскольку такое отстранение и строгость по отношению к несовершеннолетнему отвратят его от молитвы, с которой у него будут связаны неприятные ассоциации.

По мере приближения с школьному возрасту отец должен научить мальчика читать первую суру Корана – аль-Фатиху, и несколько других коротких сур, позаботиться о том, чтобы сын выучил их наизусть, а также научить его нескольким поминаниям, произносимым во время коленопреклонения и опускания ниц, и ташаххуду (ритуальная фраза в конце молитвы, содержащая приветствия Аллаху, Его Пророку, и свидетельство о вере).

Отец может записать мальчика в кружок при мечети, где его обучат коротким сурам из Священного Корана. При этом нужно позаботиться о том, чтобы руководитель кружка был надежным, добросовестным человеком, умеющим разумно обращаться с детьми такого возраста.

Когда ребенок приблизится к семилетнему возрасту, отец напоминает ему о том, что вскоре мальчик вступит в пору ответственности за исполнение молитвы, и старается увлечь его, сделав приятной мысль о том, что он станет мужчиной и будет наравне с мужчинами ходить в мечеть.

В книжных магазинах имеются книги, разъясняющие, как нужно совершать ритуальное омовение и молитву. Купив такие книги, отец побуждает мальчика раскрашивать их. Ребенку могут хорошо пригодиться имеющиеся в таких книгах молитвенные фразы, описание порядка омовения. Кроме того, имеются аудиокассеты с записями песен о молитве, о Коране и т.д. в детском исполнении; они тоже могут принести пользу в этом возрасте.

III. Период между семью и десятью годами

1. Обучение ритуальному омовению.

Готовясь к правильной молитве с соблюдением необходимых требований, отец незадолго до того, как сыну исполнится семь лет, учит его ритуальному омовению и правилам ритуальной чистоты: обучает его, как очищаться от нечистоты, чистить наружные и внутренние органы, подмываться. Эти органы он называет так, как их принято называть в шариате, не прибегая к эвфемизмам. Затем отец обучает сына омовению на собственном примере, несколько раз совершая омовение на глазах у него, пока тот не усвоит требуемый порядок. Следует использовать теплую воду, не холодную и не горячую, чтобы сыну она не показалась неприятной. Хорошо обучать омовению летом, поскольку в жаркий сезон дети любят охлаждаться. Можно дать сыну несколько иллюстрированных брошюр, предназначенных для обучения маленьких детей ритуальному омовению.

Затем отец дает сыну возможность совершить омовение на практике у него на глазах. Заметив какие-нибудь ошибки, отец поправляет сына, не прибегая к строгости или жестокости. Если омовение получится правильным, отец должен похвалить сына, обнять и поцеловать его, давая понять, что доволен им.

Недостаточно лишь обучить сына порядку совершения омовения; отец должен еще рассказать ему о важном моральном значении омовения, разъяснить, что оно повелено Аллахом, что научил нас ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), что мусульманин, совершая омовение в определенном порядке, подражает Избранному Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!). Отец объясняет сыну благодатность омовения, укрепляя в его душе склонность и любовь к омовению.

Сказано Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Когда мусульманин совершает омовение, выходят грехи его из слуха его, и зрения его, и рук его, и ног его. И когда он начинает (молитву), начинает (ее) прощенным» (передал Ахмад). Сын усваивает моральное значение омовения и понимает, что оно необходимо для очищения и тела, и души.

2. Отец объясняет мальчику условия молитвы: ритуальная чистота, прикрытие аурат, обращение лицом к кибле. Он обучает сына отдельным элементам молитвы: произнесению слов «сами’а-ллаху лиман хамида», «аль-хамду лиллях», молитвам ташаххуд и салават, побуждает запомнить наизусть отдельные мольбы.

3. Следует разъяснить сыну, какая обстановка должна быть в мечети и как нужно вести себя в ней. Отец рассказывает мальчику, что мечеть – это дом Аллаха, место встречи благочестивых людей, объясняет, как молятся в мечети, чтобы сын не был застигнут врасплох, когда войдет в нее.

4. Нужно брать с собой сына на пятничную молитву, сделав это еженедельным обычаем. Пусть мальчик надевает особую одежду для этого случая и пользуется особыми ароматами. Неплохо разнообразить мечети, приходить к имаму, который читает недлинные проповеди, или посещать просторные и красивые мечети.

После пятничной молитвы, выйдя из мечети, отец старается побеседовать с сыном о теме проповеди, о том, что мальчик из нее понял.

Если сын не проявляет желания идти в пятницу в мечеть только из-за того, что ему хочется поиграть или что-то в этом роде, то отцу не возбраняется предоставить ему возможность поразвлекаться до тех пор, пока он вырастет, достигнет десятилетнего возраста, осознает благодатность пятничной молитвы и сам захочет пойти на нее.

Таким было мнение Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), который предпочитал оставлять маленьких сыновей в покое и не проявлять к ним строгости, заставляя идти на пятничную молитву. О нем рассказывали, что однажды он вошел в пятницу в мечеть, увидел там мальчика и сказал: «Иди, мальчик, поиграй». – «Но я пришел в мечеть», - сказал мальчик. – «Иди, мальчик, поиграй», - «Но я пришел в мечеть». – «И что, будешь находиться здесь, пока не выйдет имам?» – «Да».

В этом рассказе отразилась суть богословско-юридического суждения Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) по данному вопросу, проявилась его дальновидность. Он считал, что не следует испытывать терпение мальчика, принуждая его пребывать в чистоте и долго сидеть, не играя, в ожидании выхода имама, а затем слушать проповедь и исполнять молитву. Шариат не обязывает маленького мальчика к этому, и проявление к нему суровости, принуждение к тому, чего он сделать не в состоянии, отвратят его от мечети, породят неприязнь к ней, и когда он вырастет, ему трудно будет молиться должным образом.

Отцу следует исходить в данном вопросе из позиции авторитетных улемов прошлого. Не нужно заставлять сына, не достигшего десятилетнего возраста, ходить на пятничную молитву. Старайтесь поощрять сына, возбуждать в нем интерес, используя лишь принцип «пряника», но не «кнута». Пусть он занимается своими детскими делами, пока ему не исполнится десять лет или около этого, и лишь тогда надо начать обязывать его.

5. Старайтесь сделать так, чтобы молитва ассоциировалась у сына с какими-то любимыми делами или вещами. Например, собираясь на прогулку, привяжите ее по времени к окончанию послеобеденной или вечерней молитвы и т.п., и тогда мальчик получит стимул к исполнению этой молитвы в положенное время и не забудет о ней, поскольку она привязана к чему-то приятному. Пусть отец постарается увязать все действия, совершаемые совместно с детьми, с расписанием молитв, и тогда дети научатся организовывать время, распределять его в зависимости от распорядка молитв; кроме того, это будет напоминать им о совершении молитв в положенное время. Отец может привить сыну интерес, записав его в кружок при мечети, где он подружится со своими сверстниками, также посещающими кружок.

6. Полезно отметить наступление возраста, когда у мальчика появляются первые религиозные обязанности. Родители должны позаботиться о том, чтобы достижение семилетнего возраста не осталось без особого внимания. В журнале «Валяди» за январь 1999 г. приведен рассказ о саудовской семье, устроившей праздник по поводу достижения сыном семилетнего возраста. Празднование с участием всех членов семьи открыла бабушка, рассказавшая в своем вступительном слове о значении молитвы в исламе, о том, что молитва является одним из основных элементов религии. Затем слово взял дядя, рассказавший о важности приучении детей к молитве.

Мать мальчика сказала журналистам о том,что этот праздник сыграл очень большую роль, пробудив в нем энтузиазм, усилив желание хранить молитву. Она рассказала о том замечательном чувстве, которое охватывает родителей, когда они готовят сына к вступлению в новый этап его жизни, связанный с исполнением молитв.

7. Используйте педагогический прием поощрения и стимулирования.

Когда мы хотим привить ребенку добрые обычаи, следует стараться вознаграждать его за усердие, так как в этом случае в душе его рождается чувство морального удовлетворения.

Награда может быть как осязаемой (например, игрушка, сладости, и т.п.), так и моральной, радующей душу (похвала, улыбка, рассказ о том, как хорошо ведет себя ребенок, в присутствии других людей).

Однако при этом воспитатель не должен забывать о том, что излишняя похвала противоречит нормам поведения в исламе. Этим педагогическим установлением ему также следует руководствоваться. Не нужно говорить чересчур много слов одобрения, так как они могут утратить свою ценность и посеять в детской душе тщеславие и высокомерие.

Не следует также делать денежное вознаграждение основным видом поощрения, поскольку в дальнейшем это может дурно сказаться на психологии ребенка. Поддерживайте равновесие между материальной и моральной сторонами поощрения.

8. Среди моральных средств побуждения детей к молитве можно посоветовать повесить в детской комнате график с расписанием молитв. Пусть мальчик или девочка каждый раз делают пометки в графике об исполнении или неисполнении молитв. Если в доме несколько детей в возрасте от семи лет, можно устроить между ними соревнование и еженедельно давать призы тем, кто был усерднее других в исполнении молитв и посещении мечети в пятницу.

9. Кроме того, можно поручить детям сделать бумажные часы с подвижными стрелками и повесить их в доме, чтобы напоминать всем членам семьи о времени молитвы.

10. Девочку, достигшую семилетнего возраста, можно поощрить к молитве, подарив ей платье, которое бы она надевала во время молитвы.

11. Хотим подчеркнуть, что необходимо неустанно следить за детьми, постоянно напоминать им об их обязанностях в этот период. Господь сделал его достаточно долгим для того, чтобы родители смогли использовать все возможные приемы и средства для приучения детей к молитве, для того, чтобы они исполняли молитвы по собственному внутреннему побуждению, без приказа или просьбы.

12. Родителям не следует прибегать к физическим наказаниям в этом возрасте. Бить детей за невнимание к молитве можно лишь после достижения ими десяти лет.

13. Нужно приучать сына к азану, к исполнению молитв во время семейных путешествий и прогулок. Надо также научить его предстоянию среди своих сверстников во время таких путешествий.

14. Неплохо заснять сына на пленку, когда он призывает на молитву и молится среди своих друзей, и время от времени просматривать эту запись всей семьей.

IV. Период после достижения десятилетнего возраста

Это период наступления шариатской ответственности, в конце которого, когда мальчик или девочка достигают совершеннолетия, молитва становится обязательной для мусульманина. В этот период следует предпринимать следующее.

1. Мальчику или девочке приказывается исполнять обязательные молитвы, которые они не исполнили вовремя.

2. Им также велят исполнять обычные дополнительные молитвы (нафиль) и молитву витр, причем с той же неукоснительностью, которая применяется к обязательным молитвам.

3. Дети запоминают поминания и славословия, входящие в молитву, обучаются отдельным правилам ее исполнения: например, паданию ниц при окончании молитвы в случае, если они по рассеянности пропустили какой-то ее элемент.

4. Отец заботится о том, чтобы регулярно брать сына на общую молитву, и приказывает ему посещать ее. Участвуя в общей молитве, мальчик, помимо привыкания к исполнению самой молитвы, приучается находится среди массы мусульман, знакомится с выдающимися улемами, обучается правилам поведения во время выслушивания проповедей и напитывается духовной пищей.

В позднем детском возрасте ребенок в силу своей природы склонен участвовать в богослужениях вместе со взрослыми и любит бывать с ними в храмах. Отец должен использовать эту склонность и развивать ее, применяя разнообразные педагогические приемы.

5. Об одном из средств, помогающих привить мальчику или девочке усердие к молитве, рассказал журнал «Валяди» за январь 1999 г. Приведем выдержки из рассказа одного мусульманина, помещенного в журнале:

«Я всегда помню теплую руку, в которой лежала моя рука, когда мы выходили из мечети. Ее тепло до сих пор разливается по моему телу. Это рука моего отца, с которым я всегда ходил в мечеть…

Всякий раз, вспоминая об этом, я чувствую, насколько важно, чтобы мой сын с младенческих лет привыкал к молитве… Я много работал над ним, но сложность с ним состоит в том, что он слишком любит играть и очень забывчив. Ему уже девять лет, но он до сих пор не исполняет обязательных молитв, если ему об этом не напомнят. Особенно часто это случается, когда он находится вне дома, среди своих двоюродных братьев и сестер.

Мне пришла в голову мысль поручить ему, чтобы он обучил свою младшую сестру молитве и следил за ней, когда она исполняет все молитвы. И результат был замечательным для них обоих! Приготовясь к молитве и надев специальное платье для этого, сестра всегда звала его, чтобы помолиться вместе. Признаюсь, что такого результата я и не ожидал».

6. Купите книги или кассеты, в которых говорится о значении молитвы, и читайте или прослушивайте их всей семьей, а затем обсуждайте их. Во время таких обсуждений сыну надо предоставить больше возможностей для разъяснения значимости молитвы.

7. Родителям следует позаботиться о том, чтобы у детей в этом возрасте были благочестивые друзья, вместе с которыми они приучались бы молиться и неукоснительно придерживались распорядка молитв: ведь, как говорится, с кем поведешься, у того и наберешься.

8. Если сын, достигший десятилетнего возраста, не исполняет обязательной молитвы, отец должен указать ему на это и дать соответствующее наставление, ссылаясь на повеление Великого и Всемогущего Аллаха и Его пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Если этого окажется недостаточно, следует перейти на более жесткий тон, отчитать сына, перестать шутить и общаться с ним, лишить его некоторых излюбленных вещей. Такое психологическое наказание возымеет безусловный эффект и для большинства детей окажется достаточным, избавив родителей от необходимости прибегать к физическому воздействию.

Здесь нужно сказать несколько слов о наказании в педагогических целях.

Вопреки распространенному мнению, воспитание не предполагает обязательного битья, суровости, унижения ребенка. Оно лишь предполагает оказание ему помощи с тем, чтобы он достиг максимума совершенства. Наша религия избавила маленьких детей от религиозных обязанностей и рассматривает наказание как средство, помогающее воситателю справиться с детьми, которых может исправить только физическое наказание, причем только по достижении совершеннолетия.

Об этом свидетельствуется в хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорит: «Требуйте от своих сыновей молитвы, когда им семь лет, и бейте их за нее, когда им десять лет» (передали Ахмад и Абу Дауд). Из этого хадиса явствует, что нельзя бить ребенка с целью приучить его к молитве до тех пор, пока ему не исполнится десять лет; предпочтительно, чтобы воспитатель обходился при этом без физического воздействия.

А. Из других наставлений Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – дать ребенку почувствовать авторитет семьи, ее готовность наказать совершающего проступки. В достоверном хадисе говорится: «Повесьте плеть так, чтобы видели ее обитатели дома, ведь в ней – их воспитание» (см. Полное собрание достоверных хадисов), так что один вид плети избавляет от необходимости применять ее.

Б. Наказание отнюдь не всегда предполагает причинение боли. Легкое порицание или ужесточение тона в разговоре с благовоспитанным ребенком, которого редко наказывают, дают такой же эффект, какой дает сильное физическое наказание в случае с ребенком, который привык к такому воздействию. Чем сильнее наказание, тем слабее оно действует на ребенка, а порой даже приводит к появлению у него чувства протеста и нарастающего душевного смятения.

В. Наказание должно соответствовать возрасту и следовать непосредственно после проступка.

Г. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы наказание принимало форму издевки, очернения, давания оскорбительных прозвищ.

Сказано Всевышним: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их! И женщины – над женщинами: может быть, они – лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя «распутство» после веры! А кто не обратится, те – несправедливые» (49 : 11). Как далеки от этого божественного наставления те, которые называют своих детей «слепыми» и «безногими», оскорбляя их достоинство, или позорят их, несправедливо обзывая «лгунами», «ворами» и т.п.

Д. Нашими правоведами установлены пределы, которые нельзя переходить воспитателям, применяющим физические наказания. Необходимо избегать ударов по лицу и таких ударов, которые могут оказаться смертельными. По сообщению Муслима, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал «Если бьет кто-нибудь из вас, пусть избегает лица», ведь цель состоит в том, чтобы образумить, а не убить. Кроме того, не следует бить по одному и тому же месту.

Ж. Во всех случаях следует соблюдать последовательность и принцип равного, справедливого отношения к детям, избегать предвзятости, которая ожесточает сердца. Несправедливое наказание может принести только вред.

З. Наказание за проступок, совершенный впервые, должно быть мягким, за исключением тех случаев, когда воспитатель сочтет, что проступок слишком серьезен и нужно строжайшим образом предотвратить его повторение. В таком случае не возбраняется применить суровое наказание, чтобы вина не показалась небольшой.

Если ребенка наказывает один из родителей, необходимо, чтобы второй родитель был с ним солидарен, ибо иначе пользы от наказания не будет. При этом надо дать ребенку почувствовать, что наказание преследует целью не выместить на нем зло, а помочь ему, что оно применяется в его же собственных интересах. В противном случае у ребенка может случиться определенное отклонение: он специально будет провоцировать родителей, чтобы получать удовольствие, глядя, как они сердятся и злятся на него. При этом он будет чувствовать удовлетворение от того, что ему, маленькому, удалось вызвать возмущение у взрослых.

Поэтому разумный отец обязан соблюдать определенную последовательность при наказании ребенка. Вначале он должен, например, воздержаться от поощрения, затем отвернуться и дать понять, что он недоволен ребенком, затем строго поговорить или прикрикнуть на него, затем оставить его и перестать с ним общаться, затем лишить его каких-нибудь любимых занятий или предметов и так далее, и лишь в самом конце прибегать к физическому воздействию, и здесь последовательно переходя от слабых ударов к более сильным. Эти последние и являются самым строгим видом наказания.

Придерживаясь вышеприведенной последовательности, отец должен заботиться о том, чтобы ребенок не почувствовал, что на нем вымещают зло или мстят ему; нужно, чтобы он связывал проступок с наказанием, давал себе ясный отчет в том, почему его наказывают. Если отец начал наказывать сына и тот воззвал за помощью к Аллаху, отцу не следует длить наказание; полезнее прекратить его, чтобы в душе ребенка укрепилась мысль о величии Аллаха. Ведь шариат порицает битье раба, помянувшего Аллаха, и тем более это правило распространяется на сына.

Нельзя бить ребенка при других людях, особенно при его сверстниках, так как это может причинить серьезную душевную травму.

Здесь мы видим сочувствие и сострадание к мальчику. Ведь не каждый проступок требует наказания и крика. Это справедливо даже для домашней скотины, что уж говорить о человеке, обладающем достоинством. Упоминалось, что госпожа Айша (да будет доволен ею Аллах!) ехала верхом на верблюде; тот заартачился, «и она стала бить и понукать его. Тогда сказал ей Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Ты должна иметь снисхождение» (передал Муслим). Если мусульманину повелевается быть снисходительным к верблюду, то что же говорить о собственном сыне?!

И заключительные наши слова: Хвала Аллаху, Господу миров!