Защита детей в обоих мирах |
Автор: Administrator |
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Человечество вступило в XXI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д. Однако прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению. Ежегодно страна отмечает День защиты детей. Однако не многие задумывались, в чем именно, прежде всего, должна заключаться эта защита. Первым и самым важным шагом в данном направлении, безусловно, является полноценное воспитание подрастающего поколения, которое по сути возможно только в Исламе. О важности этого свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы, ведь это право каждого из нас. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (66:6). Пророк же (мир ему и благословение) сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджда), а также: «Нет ничего лучшего для ребенка, чем хорошее воспитание». Уместно тут вспомнить и широко известную историю о халифе Умаре (да будет доволен им Аллах), к которому однажды пришел человек с жалобой на сына. Несчастный отец сокрушался, что его отпрыск растет высокомерным, не уважает родителей и во всем им перечит. Умар (да будет доволен им Аллах) призвал к себе юношу, чтобы выяснить причины его поведения и дать наставления в том, как должно мусульманину относиться к своим родителям. Представ перед халифом, юноша спросил: «О эмир мусульман! Есть ли у матери и отца обязательства перед детьми?» «Да, не только детям, но и родителям Всевышний предписал соответствующие правила», - ответил халиф. Тогда молодой человек попросил их перечислить. «Во-первых, будущий отец должен избрать для своего ребенка благочестивую мать. Во-вторых. родители обязаны дать ему хорошее, благородное имя. В-третьих, матери и отцу следует, прежде всего, позаботиться не о материальном благополучии своего ребенка, а о обрети им знаний, полезных для его души. Они должны научить его жить, соизмеряя свои действия с Книгой Аллаха - Священным Кораном», - так отвечал Умар (да будет доволен им Аллах). Внимательно выслушав халифа, юноша произнес: «О халиф! Мой отец не выполнил ни одного из указанных Вами обязательств передо мной. Моя мать огнепоклонница, мне дали имя Джуал, что означает «черный таракан», и меня не научили ни одной букве». Услышав этот горький рассказ, халиф обратился к несчастному отцу юноши со словами: «Эх, человек! Ты жалуешься на сына, тогда как сам поступаешь по отношению к нему безответственно. И его отношение к тебе отражает твое отношение к нему…». Таким образом, Всевышним Аллахом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей. Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним. И в Судный День мы будем отвечать за них перед Создателем. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается воздействию. Из мягкого воска можно слепить, что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок. В воспитании ребенка можно выделить семь важнейших аспектов: 1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и Шариата. Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его Книги и Его пророков (мир им), в Судный День и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха. Столпы ислама - это поклонение в форме шахадата, намаза, поста, закята, хаджа. Принципы Шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и общества. Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. Абу Хурайра передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Все дети рождаются в «фитре» (врожденное естественное состояние веры в Единого Бога) - и родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (аль-Бухари). Фитра означает, что ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, куда родители помещают представление об окружающем мире, выбирая для ребенка какое-либо мировоззрение или же пуская этот процесс наутек. Поэтому именно они несут ответственность за будущее сына или дочери перед Всевышним Аллахом. 2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Данные принципы должны стать стержнем его психики, личности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность». О важности этого аспекта воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд ар-Разак). В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой во Всевышнего Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям. 3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу. Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения Ислама, одна из самых больших милостей Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок. 4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете, но ни в коем случае нельзя забывать и об остальных науках. Для мусульман является коллективной обязанностью (фар кифая) воспитывать и иметь среди себя специалистов в самых различных областях жизнедеятельности. О ценности получения знаний, постижении Ислама и различных наук свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение). Всевышний Аллах говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9). Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим). 5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви. При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к порывам страсти. Он вырастает способным контролировать себя. Ребенок лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Такой человек доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни. 6. Социальный. Задача этого аспекта воспитания – приучить ребенка соблюдать социальные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления контактов и связей с людьми. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение): «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя». 7. Сексуальное. Мусульманин должен получить необходимые знания о нормах семейной жизни, особенностях своего организма, отношениях между полами. В своей книге «Ихья улум ад-дин» Имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу) пишет: «Ты знай, что ребенок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, и какой бы узор мы не высекли в нем, оно принимает его». Следовательно, если ребенка с самого раннего детства обучать совершать только хорошее и часто напоминать ему об этом, то он, по Воле Аллаха, обретет счастье как на этом, так и на том свете. За совершенные им благие деяния родители также получат вознаграждение. Если же оставить ребенка, подобно выпущенному на волю домашнему животному, то он будет несчастен, в результате чего грех впадают мать и отец. Родители обычно берегут своих чад от невзгод этого бренного мира, но не лучше ли беречь их от огня мира Вечного? Беречь от огня Ада детей возможно, только дав им хорошее воспитание, научив этике поведения, привив им высокие нравственные качества, оградив от влияния плохих приятелей, не дав им привыкнуть к излишнему комфорту и роскоши. И, прежде всего, нельзя забывать, что богобоязненный, порядочный, здоровый, любящий, умный и счастливый ребенок вырастит только, имея перед собой пример собственных отца и матери. Магомед Абдурахманов
|