Семья в Исламе. Привлекательность Исламской семейной жизни
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Семья в Исламе. Привлекательность Исламской семейной жизни

 

 

Предпочтение интересов других личным в Исламе – достоинство, настолько укоренившееся в религии, что оно очевидно даже для посторонних.  Адвокат британских гуманитарных и гражданских прав, Клайв Стаффорд-Смит, немусульманин, заявил: “Что я люблю об Исламе - его фокусирование на группе, в противоположность фокусированию Запада на индивидуальности.[1]

Индивидуумы, составляющие любое общество, связаны вместе в соответствии с отношениями обязательств группы.  Наиболее сильное из всех социальных обязательств – это семьи.  И в то время как можно оправданно утверждать, что основная семейная единица – основа любого человеческого общества, это особенно верно для мусульман.  Фактически, большой статус, который Ислам предоставляет системе семьи – то, что так часто привлекает много новых людей к Исламу, особенно женщин.

“С законами для почти каждого аспекта жизни, Ислам представляет собой порядок на основе веры, в котором женщины могут видеть образец для создания здоровых семей и общин, и исправления ущерба, сделанного популярным светским гуманизмом прошлых приблизительно тридцати лет, признанного многими экспертами.  Кроме того, женщин из распавшихся семей может особенно привлекать к религии та ценность, которую она придаёт семье”, – сказала Марша Эрмансен, профессор Исламских наук в Университете Лойола в Чикаго, и американка, также принявшая Ислам.”[2]

Нигде эта тенденция людей, оценивающих традиционные ценности семьи, когда они принимают Ислам, так не распространены, как среди латиноамериканцев Северной Америки или испаноговорящем сообществе.  Как сказал один из мусульман Флориды: “Я видел увеличивающеся количество испанцев, принимающих Ислам.  Я думаю, что сама испаноговорящая культура очень богата в отношении семейных ценностей, и это то, что очень явно проявляется в Исламе.”

Итак, что же является специфическими ценностями или чертами жизни Исламской семьи, которые многие находят настолько привлекательными?

В Колумбийском Университете мусульманин Ернан Гвадалупе, эквадорский американец, говорит о “культурных сходствах и ценности семьи, свойственных испанцам и мусульманам.  Как правило, испаноговорящие домашние хозяйства крепки, связаны и набожны, и дети растут в строгой окружающей среде – черты, отражающие домашние хозяйства мусульман.”[3]

И в другом недавнем газетном сообщении, также говорилось, что: “Семейные ценности играют составную роль в формировании мусульманского сообщества.  Благодаря этим ценностям существует много других норм, являющихся общими для испаноговорящего сообщества и Ислама; например: уважение старших, супружеская жизнь и воспитание детей, всё это – традиции, имеющие много общего у испанцев с Исламом.”[4]

Некоторые обычные американцы, недавно принявшие Ислам, говорят о реальном опыте жизни, кое-что из этого собрано в книге Дочери другого пути матерью такой новообращённой Кэрол Л.  Анвэй.  Одна женщина, о которой говорится в книге,[5] говорит о её измененившемся отношении к браку и семейной жизни после принятия Ислама.  “Я стала более чистой и более тихой, с тех пор, как приняла религию.  Я стала очень дисциплинированной.  Прежде, чем стать мусульманкой, я не намеревалась выйти замуж, но теперь быстро стала женой и затем матерью.  Ислам обеспечил структуру, позволившую мне выражать веру, типа скромности, доброты и любви, которую я уже имела.  Это также вело меня к счастью через брак и рождение двух детей.  До Ислама я не имела никакого желания иметь мою собственную семью, так как я не хотела иметь детей.”

Другая женщина говорит о её входе в большую семью в той же самой книге: “Мы были встречены в аэропорту большим его семейством, и это был очень трогательный момент, который я никогда не смогу забыть.  Мама (её свекровь) походит на ангела …, я провожу много времени в слезах из-за того, что я вижу здесь.  Система семейства весьма уникальна своей близостью, которую не передать словами.  ”[6]

В Приложении C книги, 35-летняя американская новообращённая, тогда 14-летняя мусульманка, написала о семье своего мужа и их ценностей в сравнении с её собственными американскими ценностями.  “Я встретила всех близких членов семьи моего мужа, и некоторых других родственников этого огромного семейства … я узнала много от моих родственников со стороны супруга.  Они имеют замечательный способ отношения к детям, путь, который порождает уважение к другим и большое количество самоуважения.  Интересно видеть, как работает ориентируемая на детей религиозная культура.  Мои родственники со стороны супруга, в противоположность американской культуре, дали мне большую оценку некоторых элементов моей американской культурной идентичности …, я видела, что Ислам действительно правилен в высказывании, что умеренность является истинным путём.”[7]

Из этих оценок, одной от интеллектуала-немусульманина, других от новообращённых и репортёров, совершенно обыкновенных американских женщин, принявших Ислам, мы можем видеть, что ценность семьи в Исламе – одна из его главных привлекательных черт.  Эти ценности – стержневые у Бога, Его руководстве, изложенном в Коране, примере и учении Его Посланника, Мухаммада, указывающего на семейную единицу, как одного из оплотов религии и Исламского образа жизни.  Важность формирования семьи подчёркнута высказыванием самого святого Пророка, сказавшего:

“Когда человек женится, он заполняет половину своей религии, так позвольте ему бояться Аллаха в остающейся половине .”[8](Байхыки)

Две последующие статьи обсудят положение семьи в Исламе в свете Корана и пророческого учения.  Кратким исследованием Ислама через темы супружеской жизни, уважения к родителям и старшим, и воспитания детей, мы можем оценить выгоды семьи в Исламе.



Footnotes:

[1] Emel Magazine, Issue 6 - June/July 2004.

[2] “Islam’s Female Converts”; Priya Malhotra, February 16, 2002.  (see http://thetruereligion.org/modules/xfsection/article.php?articleid=167).

[3] “Some Latinos convert to Islam”; Marcela Rojas, The Journal News (http://www.thejournalnews.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20051030/NEWS02/510300319/1028/NEWS12)

[4]“Islam Gains Hispanic Converts”; Lisa Bolivar, Special Correspondent, September 30, 2005 (http://thetruereligion.org/modules/xfsection/article.php?articleid=405)

[5] Daughters of Another Path, 4th printing, Al-Attique Publishers, p.81.

[6]Daughters of Another Path, p.126.

[7] Daughters of Another Path, p.191.

[8] A narration from the Prophet, by Anas b.  Malik, his personal servant; collected in and commented on by Imam al-Baihaqi in Shu’ab al-Iman (Branches of Faith).

Брак

“И из Его знамений: Он из вас самих создал  вам жён, чтоб вы находили в них успокоенье, и породил любовь и милость между вами. Поистине, в этом знамение для тех, кто размышляет.” (Коран 30:21)

Брак – наиболее древний из человеческих социальных институтов. Брак родился с созданием первых мужчины и женщины, Адама и Евы. Всех пророков с тех пор посылали как примеры для их общин, и каждый пророк, от первого до последнего, поддерживал учреждение брака как божественно-санкционированное выражение любовно-сексуальных отношений.[1]  Даже сегодня, всё ещё считается более правильным и надлежащим, чтобы представляли друг друга как “моя жена” или “мой муж”, а не “мой любовник” или “мой партнёр”. Поскольку именно через брак мужчины и женщина юридически выполняют свои чувственные желания, инстинкты любви, необходимости, товарищеских отношений, близости, и так далее.

“…Они – вам одеянье, а вы – им одеянье...” (Коран 2:187)

На протяжении времён некоторые сообщества имели чрезвычайные верования о противоположном поле и различии полов. Женщины, в частности, воспринимались злом многими религиозными мужами, полагавшими, что контакт с ними должен быть сведён до минимума. Таким образом, монашество, со всей его жизнью воздержания и безбрачия, было изобретено теми, кто хотел, как они полагали, иметь набожную альтернативу браку и стремился к более благочестивой жизни.

“Потом Мы вслед за ними других посланников послали, за ними – Ису, сына Марьям, и дали ему Евангелие;и Мы вложили в сердца его последователей кротость и милосердие, а монашество, которое они ввели, Мы не предписали. Они (его держались), стремясь приобрести благоволение Аллаха, но не соблюли его как должно. И Мы даровали (искренне) верующим из них награду, но многие из них нечестивы.” (Коран 57:27)

Единственное семейство, которое знали монахи (христиане, буддисты, или другие) – их товарищи монахи в монастыре или храме. В Христианстве не только мужчины, но также и женщины, могут достигнуть набожных разрядов, становясь монахинями, или “невестами Христовыми”. Эта неестественная ситуация часто вела к большому количеству социальных недостатков, таких, как жестокое обращение с детьми, гомосексуализм и незаконные сексуальные отношения, порой встречающиеся среди уединенных, – все из которых считаются фактическими преступными грехами. Те мусульманские еретики, которые следовали за неисламской практикой воздержания и отшельничества, или кто по крайней мере утверждал, что стал на более набожный путь к Богу, чем сами пророки, также имели те же самые недостатки в одинаково скандальной степени.

Пророк Мухаммад своей собственной жизнью ясно дал почувствать,  что брак – субстанция, приближающая к Богу. Однажды один человек явился, ища Пророка, чтобы поклясться перед ним, что он не будет иметь никаких отношений с женщинами, то есть никогда не женится. Пророк отвечал, серьёзно заявив:

“Клянусь Аллахом! Я – наиболее богобоязненный из вас!  И я женат! Тот, кто не держится моей сунны (пути), тот не из нас (т.е. не истинно верующий).”

“Скажи: «Коль вы Аллаха возлюбили, то следуйте за мною – Аллах возлюбит вас и вам простит ваши грехи, ведь Аллах Прощающий и Милосердный.»” (Коран 3:31)

В самом деле, будучи далёкими от рассмотрения брака как чего-то дурного для веры, мусульмане считают брак неотъемлемой частью их религиозной преданности. Как упомянуто прежде, пророк Мухаммад ясно заявил, что брак – половина религии (Ислама). Другими словами, пожалуй, половина всех исламских достоинств, как преданность, целомудрие, милосердие, великодушие, терпимость, мягкость, устремления, терпение, любовь, сочувствие, сострадание, забота, изучение, обучение, надёжность, храбрость, милосердие, воздержанность, прощение, и т.д., находит своё естественное выражение через супружескую жизнь. Следовательно, предполагается, что в Исламе, богобоязненность и хороший характер являются принципиальными критериями, которые супруги ищут в предполагаемом партнёре для брака. Пророк Мухаммад сказал:

“На женщине женятся из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за религии. Ищи же ту, которая придерживается (заповедей) религии, и да сопутствует тебе удача.” (Сахих Бухари)

Несомненно, социальный недуг и распад, распространенившийся во многих частях неисламского мира, также находят выражение и в некоторых частях мусульманского мира. Однако, неверность, внебрачная связь и прелюбодеяние всё ещё резко осуждаются повсюду в Исламских обществах, но теперь они низведены из числа уголовно наказуемых до уровня простого "дурачества", “заигрывания ” и прочих тривиальных ярлыков. Действительно, мусульмане всё ещё осознают и признают большое разрушительное действие, приносимое общине добрачными и внебрачными отношениями. Фактически, Коран ясно даёт понять, что простое обвинение в недобродетели несёт очень серьёзные последствия в этой жизни и следующий.

“А тем, кто клевету бросает о жёнах добродетельных, не предоставив четырёх свидетелей – им дать восемьдесят ударов плетью и никогда свидетельства от них не принимать, они ведь нечестивцы.” (Коран 24:2)

“Те, кто бросает клевету на добродетельных, порой небрежных, верующих женщин, те прокляты и в мире этом и в загробном им – великое мученье.” (Коран 24:23)

Как ни странно, в то время как именно не состоящие в браке женщины более всего страдают от последствий «свободных» отношений, некоторые из более радикальных феминисток призвали к отмене учреждения брака. Шейла Кронин, именно ТЕПЕРЬ, говоря от ограниченной перспективе феминисток, чьё общество распадается от неудачи традиционного западного брака предоставить безопасность женщинам, защиту от болезней, передающихся половым путем, и многих других проблем и злоупотреблений, полагает: “Так как брак составляет собой рабство для женщин, ясно, что женское движение должно концентрироваться на нападении на это учреждение. Свобода для женщин не может быть выиграна без отмены брака.”

Брак в Исламе, или правильнее, брак согласно Исламу, сам по себе является средством для того, чтобы защитить свободу женщины. Нет лучшего примера совершенного Исламского брака, чем пророк Мухаммад, сказавший своим последователям:

“Лучшие из вас – лучшие со своими жёнами. А я – лучший из людей со своими жёнами.”[2]

Возлюбленная жена Пророка, Аиша, оценивая свободу, которую предоставляло ей обращение её мужа, сказала:

 “Он всегда участвовал в работе по дому, зашивал свою одежду, чинил обувь и подметал пол. Он доил, привязывал и кормил животных и делал хозяйственные работы.” (Сахих Бухари)

“Был  вам в Посланнике  Аллаха пример хороший для тех, кто возложил надежды на Аллаха и на Последний День, и много поминающих Аллаха.” (Коран 33:21)



Footnotes:

[1]Независимо от того, был ли женат сам пророк: Иисус, например, был подят на небо не женатым. Однако, мусульмане полагают, что он возвратится к земле перед Концом Cвета во втором пришествии, когда он будет безраздельно властвовать, будет мужем и отцом подобно любому другому семейному человеку. Таким образом, недавнее предположенное противоречие в «Коде Да Винчи» о том, что Иисус женился и имел детей, не богохулен в факте, когда предполагает, что Мессия мог быть семейным мужчиной, просто преждевременно.

[2] Передано Термизи.

Родители

Одной из причин действенности мусульманской семьи является её ясно определенная структура, где каждый член домашнего хозяйства знает свою роль. Пророк Мухаммад сказал:

“Каждый из вас пастух и каждый ответственен за свою паству.” (Сахих Бухари, Сахих Муслима))

Отец – пастух своего семейства, защищает его, обеспечивает и стремится быть образцом для подражания и руководителем в его роли главы домашнего хозяйства. Мать – пастух по дому, охраняет его и порождает в нём здоровую окружающую среду любви, являющейся необходимой для счастливой и здоровой жизни семейства. Она также прежде всего ответственна за воспитание и образование детей. Не секрет, что когда один из родителей стремится захватить роль лидера, тогда неизбежно будет бесконечные споры и борьба, приводящие к ломке семьи – также, как в любой организации, испытывающей недостаток в единой иерархической власти.

“Аллах приводит притчей человека, которым со скандалом (владеют) несколько господ, и человека, мирно служащему (одному лишь) господину. Разве они равны? Хвала Аллаху! Но большинство из них не знает.” (Коран 39:29)

Вполне логично, что тот, кто естественно физически и эмоционально более силен из этих двух родителей, сделан главой домашнего хозяйства, это – мужчина:

“…Им (женщинам) – те же права, что у мужчин над ними, как принято, но у мужчин (тех прав из-за ответственности) на степень больше …” (Коран 2:228)

Что касается детей, плодов любви родителей, Ислам устанавливает всестороннюю мораль, предписывающую родительскую ответственность и взаимную сознательность ребёнка по отношению к родителям.

“И к родителям – добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, у тебя (живя), не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму. И из милосердия опусти крыло смирения пред ними и скажи:  «Господи, будь милосерд к ним, как воспитали маленьким они меня.»” (Коран 17:23-24)

Очевидно, что если родители не сумеют внушить богобоязненности своим детям с раннего возраста, потому что сами по себе дети беспечны, тогда они не могут ожидать от них справедливой благодарности, возвращённой к ним. Отсюда – серьёзное предупреждение Господа в Его Книге:

“О, те, кто уверовал! Уберегайте себя и семьи ваши от Огня, растопкой коего – люди и каменья...” (Коран 66:6)

Если родители действительно стремятся воспитать своих детей справедливо, то, как сказал Пророк:

“Когда сын Адама умирает, все его деяния прекращаются, кроме благотворительности, полезного знания и праведного ребёнка, который молится за своих родителей.” (Сахих Бухари, Сахих Муслима)

Независимо от того, как родители воспитывают своих детей, и независимо от их собственной религии (или её отсутствия), повиновение и почтение, которое мусульманский сын или дочь обязаны оказывать им, является вторым после повиновения Самому Создателю. Вот Его напоминание:

“И вот Мы взяли договор с сынов Израиля: «Не поклоняться никому, кроме Аллаха; к родителям – благодеянье, к родным, к сиротам и беднякам; беседовать с людьми по-доброму, совершать молитву, и платить закят.’” (Коран 2:83)

Зачастую можно слышать о пожилых немусульманах, принявших Ислам в результате увеличенной заботы и сознательности, которые их дети стали проявлять к ним, став мусульманами.

“Скажи: «Придите, и я вам прочту, что ваш Господь вам запретил: ничего с Ним не равняйте; к родителям благодеяние; детей своих из страха бедности не убивайте: Мы прокорим вас и их …»” (Коран 6:151)

В то время как ребёнок обязан оказывать повиновение обоим родителям, Ислам выбирает мать, как заслуживающюю львиную долю любви, благодарности и доброты. Когда Пророка Мухаммада спросили, “ O Посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин того, чтоб я к ним хорошо относился? ”, он ответил: “Твоя мать.” Человек спросил: “А кто потом?” Пророк сказал: “Твоя мать.” Человек спросил: “А кто потом? ” Пророк повторил: “Твоя мать.” Человек снова спросил: ‘А кто потом?’ Пророк, наконец, сказал: “Твой отец.”[1]

“И Мы заповедали человку добро творить родителям своим. Мать его носила, теряя силы  и рожала в муках. Беременность им и кормленье грудью – тридцать месяцев. Когда же он достигнет зрелости, достигнув сорока лет, он говорит: «Господь мой! Внуши мне благодарить Тебя за Твою милость, которой Ты осыпал меня и моих родителей, делать добро, угодное Тебе. Сделай моё потомство праведным. Поистине, к Тебе я обращаюсь с покаяньем, и я – из мусульман (Тебе покорных).» ” (Коран 46:15)

Заключение

В Исламе существует общий принцип, гласящий, что, то, что хорошо для одного,  хорошо для другого. Или, говоря словами Пророка:

“Никто из вас не будет искренне верующим, пока не полюбит для своего брата (по вере), что любит для себя самого.” (Сахих Бухари, Сахих Муслима)

Как можно предполагать, этот принцип находит самое большое выражение в мусульманской семье, ядре Исламского общества. Однако, сознательность ребёнка к родителям, по правде говоря, распространяется на всех старших сообщества. Милосердие и заботы, которыми родители окружают своих детей, аналогично, распространяется на всех молодых. Фактически, мусульманин не имеет выбора в таких вопросах. Ведь Пророк говорил:

“Тот, кто не проявляет сострадания к нашим молодым и не уважает наших пожилых, тот не из нас.” (Абу Дауд, Термизи)

Удивительно ли тогда, что так много людей, выросших немусульманами, находят то, что они искали и что, как они всегда верили, является хорошим и верным, в религии Ислама? Религии, где они немедленно и тепло приветствуются как члены одной любящей семьи.

“Не в том благочестивость, чтоб лица ваши обращать на запад иль восток, но тот благочестив,  кто уверовал в Аллаха, в Последний День, и в ангелов Его, в Писание (Святое) и пророков; богатство раздавал, хоть и любя его, и близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и попросившим, и на (освобождение) рабов; кто стоял молитву: платил закят: договоры, заключая, выполнял; терпел в несчастьях и беде – вот те, кто был правдив, это они - богобоязненные” (Коран 2:177)



Footnotes:

[1] Narrated in Saheeh al-Bukhari and Saheeh Muslim.