Вам никогда не казалось странным, что мы без конца говорим о правах женщины в Исламе и практически никогда - о правах мужчины? То ли мы их молча подразумеваем, то ли вовсе забываем - но мы не созываем форумов «Мужчина в Исламе», не пишем книг «Права мужчин-мусульман», не дискутируем и вообще никаким образом не обозначаем, что такое понятие существует.
Вероятно, с этими правами и так все ясно. Возможно даже, что они до смешного очевидны, так что говорить об этом – лишняя трата времени.
Знакомые вам братья-мусульмане на вопрос, есть ли у мужчины в Исламе права, скорей всего, дружно ухмыльнутся: no comments. Права женщины – да, привычная формула; права мужчины – даже звучит для кого-то нелепо.
Но каждый раз, как запахнет 8 марта, тема прав женщины переживает период цветения, а мужчины сжимаются в тисках женского нафса (эго), потому что смысл их жизни сводит судорога очередного «букетно-конфетного» наваждения.
Жены и сестры, покрываясь торжественной рябью ожидания, заглядывают в цветочные лавочки и мечтательно листают глянец. Они хотят, просят, требуют, чтобы их поздравили - «как всех или хотя бы не хуже». И мужчины повинуются этой странной системе женских привилегий.
В Исламе, уверены мы, мужчина ей не повинуется. Здесь муж, как говорится, всегда прав. Но 8 марта разнообразные умеренные, лояльные, современные мусульмане намекают: нет, мол, ничего запретного, осуждаемого или противоречащего Корану в том, чтобы сделать своим женщинам в этот день приятный подарок.
И в сильного, уверенного в себе и своей семье мужчину вселяется щекотливое замешательство, перерастая в беспокойство: не обидит ли жену отсутствие подарка в этот день, не заденет ли он ее чувства, если посмеет заикнуться о немусульманском характере праздника? Как объяснить подруге жизни, что у мусульманок - другие радости, отличные от ежегодного дежурного букета и сладких весенних речей?
Надо сказать, в исламской среде 8 марта с советских времен слегка уважают. А сегодня порой уважают слишком серьезно, в ответ на женские манипуляции обреченно соглашаясь: будет вам праздник. И, по-моему, это самое подходящее время вспомнить о правах мужчины в Исламе.
Непосредственное право мусульманина - быть довольным своей женой. Женские капризы, требования, обиды, в конце концов, приводят к прямому нарушению этого права. Мы все понимаем, что довольство мужа есть результат женской заботы и мудрости, - но мудрости праведной, искренней, ибо манипулировать чувствами мужчины недостойно мусульманки.
Жены, требуя подарков, превращаются в опасный источник угнетения. Они словно сомневаются в любви мужа, намекают ему на свою значимость, свое место в его жизни, заставляют почувствовать вину за его «ужасную невнимательность» к своим мечтам и чаяниям.
И муж, забывая о своем праве – быть довольным женой, - отдает это право супруге. Так 8 марта превращается в День довольства мужем.
Другое, в полном смысле неотъемлемое право мусульманина – быть главным в своей семье. Это весьма простое правило, когда муж принимает окончательное решение и жена ему следует. Слово мужа – указатель для жены, путеводная карта, своего рода кыбла ее поступков и намерений.
Свойственное порой женщинам желание влиять на решения мужа, воплощаясь в виде навязчивых советов и недвусмысленных намеков, постепенно превращает мужчину в марионетку. 8 марта такой супруг, словно зомби, покупает цветы, чтобы затем искать своему порыву оправдания в хадисах и мнениях ученых. А именно - в популярной теме о правах женщины и ее высоком положении в Исламе.
Ислам действительно предписывает мужчинам хорошо обходиться с женами: уважать их, помогать, заботиться об их здоровье – физическом и нравственном. Супруги обеспечивают семью, следят за выполнением обязанностей перед Аллахом, принимают ответственные решения, думают о будущем. Но нигде в Исламе мы не найдем положений о том, что мужчина должен стремиться всеми силами угодить капризам своей жены.
Поэтому у мужчины-мусульманина есть вполне логичное право – не поздравлять жену с «международным женским днем». Ведь 8 марта, как и во все другие дни, он должен оставаться довольным, видя покорную жену, любящую его безо всяких весенних сюрпризов, и оставаться главным, получив от жены привычное и естественное согласие с его решением.
Айша Галина Бабич |