Нужны ли мусульманам мазхабы?
Автор: Administrator   
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Нужны ли мусульманам мазхабы?

Абу Асад аль-Ханафи


Приверженцы Сунны следуют предписаниям Аллаха, указанным в Благородном Коране и Сунне.
Сунна – это высказывания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и сведения о его образе жизни. На сегодняшний день cунниты являются последователями 4-х богословско-правовых школ (мазхабов), основанных учеными высочайшего ранга, получившими знания непосредственно от сподвижников (асхабов) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), или от их учеников – таби?ун. Основа веры во всех 4-х мазхабах едина. Существуют различия в способах поклонений, в толковании исламского права, в разрешении малозначительных вопросов.

Ханафитский
мазхаб был основан имамом Абу Ханифой (ан-Ну?ман бин Сабит, 80–150 г.г. Хиджры). Здесь слово "ханиф" обозначает – "правильно верящий", "знающий" мусульманин. А сочетание "Абу Ханифа" в данном случае обозначает – "отец мусульман с правильной верой".
Основателем маликитского мазхаба был имам Малик бин Анас, живший в 90–179 г.г. Хиджры.
Основателем шафиитского мазхаба является имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи?и, /150-204/767-820/. Имам взял имя "аш-Шафи?и" в память о своем прадеде, который удостоился чести быть сподвижником Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Четвертый мазхаб - ханбалитский. Эту школу основал имам Ахмад бин Ханбаль (164–241 г.г. Хиджры).
Эти 4 имама были учеными из высшего разряда муджтахидов – мутлак муджтахиды.

После смерти всех сподвижников Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) среди вновь принявших Ислам стали появляться люди неверно толкующие Священное Писание. Обычно, это были малообразованные люди, не имевшие представления о сложности иджтихада, переоценившие свои возможности. Ошибочное толкование аятов Священного Корана и неправильное понимание Сунны стали причиной потери ими верного пути.

Но появились и псевдоученые, считавшие свои знания выше знаний мутлак муджтахидов. Они стали толковать аяты и хадисы в соответствии с собственным пониманием их смысла. Их толкования противоречили знаниям (толкованиям), полученным от сподвижников. Некоторые из таких ученых обвиняли отдельных сподвижников и их учеников (таби’унов) в неправильном понимании религии. В результате неверного подхода к толкованию источников религиозных знаний, они сошли с истинного пути и исключили себя из рядов "приверженцев Сунны". Их стали называть «гайр уль-мукаллидин» (непоследователи). Они не последовали тем знаниям, которые получили сподвижники от самого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и передали следующему поколению мусульман.

Группы людей, сбившихся с пути не стали неверными (кяфирами), но причинили распространению Ислама гораздо больше вреда, чем неверные. Между этими группировками постоянно шли междоусобные войны, часто перераставшие в войну против приверженцев Сунны. Поэтому, говоря об Исламе, о мусульманах, нельзя смешивать общины, использующие в поклонениях недозволенные нововведения (бида’), с cуннитами - последователями вышеуказанных 4-х религиозно-правовых школ.

Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, cунниты считают остальные 3 мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых, и среди простых мусульман. Некоторые различия в способах поклонения не мешают им с любовью относиться друг к другу, так как основы веры у них и путь их едины! На этой основе приверженцы Сунны и объединяются.

[Не могут объединиться лишь те, кто не придает особого значения своему духовному образованию и не имеет представления о вероучении суннитов. Получить эти знания можно только из книг ученых одного из существующих ныне мазхабов ахль ус-Сунна].

В переводе смыслов Благородного Корана (3:103) сказано:
"Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!"

Знатоки толкования Корана (муфассиры), например, имам Абуссууд (Ахмад бин Мустафа, ум. в 982 г.х./1574 г.) комментирует этот аят следующим образом:
"Не сворачивайте с истинного пути, не разделяйтесь на группировки, как это делали иудеи и христиане. Не враждуйте между собой, как вы враждовали в доисламский период – во времена Джахилии".

Обьединение на основе правильной веры нам было предписано Всевышним Аллахом. А о том, что правильной верой будут обладать приверженцы Сунны (ахль ус-Сунна валь-Джама?а(люди Сунны и согласия)) , было сообщено нам в многочисленных хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Стало быть и объединяться нужно на основе школ приверженцев Сунны.

Нужны ли мусульманам мазхабы?

[Поэтому будьте внимательны к своему образованию. Не читайте все, что попадается под руку. Зачастую под видом достоверных знаний, распространяются реформаторские идеи, или же нелепые выводы людей, давно сбившихся с истинного пути. Попадаются и книги, написанные по заказам врагов Ислама, в которых недозволенные новшества (бида?) выдаются за достоверные знания. На сегодняшний день последователями вышеуказанных 4-х мазхабов приверженцев Сунны, являются более 80-ти % мусульман в мире.]

Тех, кто не следует одному из 4-х мазхабов суннитов, называют "гайр уль-мукаллидин" (непоследователи или безмазхабные *).

*[Речь идет о безмазхабных ученых, а не о простых мусульманах, которые просто не имели или не имеют необходимую информацию].

Они (безмазхабные ученые) в свое оправдание обычно говорят: "Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не предписывали нам следовать за кем-либо из простых смертных, или следовать какому-либо мазхабу".

В ответ им можно указать на следующие аяты Благородного Корана:
"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к Нему и усердствуйте на пути Его, - может быть, вы будете счастливы!"(5:35),
"… спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!" (21:7).


Многочисленные хадисы об основателях 4-х мазхабов суннитов приведены в книге "Асхаб-и кирам" Ахмада Фарука (ум. 1034 г.х./1624 г.). Основатели этих школ, как было уже сказано, ученые самой высокой категории. А в известнейшем сборнике "Аль-Джами? ас-Сахих" Имама аль-Бухари (ум. в 256/870 г.) приведен общеизвестный хадис: "Ученые – наследники Пророков".

Современным мусульманам, неискушенным в тонкостях многочисленных, взаимодополняющих наук вероучения и религиозного права, невозможно постигнуть путь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) без чтения книг. Этот путь можно постигнуть, лишь изучая книги ученых-суннитов - последователей 4-х религиозно-правовых школ. Следовать какому-либо мазхабу приверженцев Сунны, значит, следовать предписаниям Корана и Сунны, а стало быть – следовать пути, указанному Посланником Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха).

[Основных наук в Исламе - 20. Вспомогательных - 80 (см. ниже). Этим багажом знаний в полном объеме обладали только мутлак муджтахиды - основатели школ ахль ус-Сунна валь-Джама?а.]

Ученые, передававшие знания каждому мазхабу от самого Пророка Аллаха (мир ему и благословение), были истинными последователями Корана и приверженцами Сунны. Давайте проследим, к примеру, по какой цепочке передавались знания религиозно-правовой школе Ханафи:

Основатель мазхаба Имам Абу Ханифа (ум. в 150 г. хиджры) получил основные знания по фикху от Хаммада (ум.120 г.х./738г). Тот учился у Ибрахима ан-Наха?и (ум. 96/715), который учился у Алкамы бин Кайса (ум. 62/681). Алкама же был учеником знаменитого сподвижника Абдуллы бин Мас?уда (ум. в 32/651 г.).

Абдулла бин Мaс?уд, да будет доволен им Аллах, стал 6-м человеком, принявшим Ислам. В то время он был очень молод. Дважды совершал хиджру. Вначале в Эфиопию, затем в Медину. И до, и после хиджры постоянно жил рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Из-за этого многие считали его членом семьи Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он был участником всех сражений и одним из сподвижников, знавших весь Коран наизусть. Он также знал наизусть и передал большое количество хадисов. Он стремился во всем следовать Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и был из числа лучших его учеников. Знания, полученные от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он передал своим ученикам, среди которых выделялся Алкама бин Кайс.

Нужны ли мусульманам мазхабы?

Алкама бин Кайс из числа знаменитых таби?унов и известный ученый в таких науках, как фикх, толкование Корана, хадисы и др. Он из числа тех, кто родился при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но не видел его (то есть – мухадрамун). Все ученые единодушно признают высочайшую степень его образованности. Алкама встречался со многими сподвижниками, обучался у них разным наукам и изучал хадисы, в том числе у Абу Бакра, ?Умара, ?Усмана, Али, Айшы, Абдуллы бин Мaс?уда, Салмана аль-Фариси, Абу-д-Дарды, Хузайфы аль-Йамани, да будет доволен ими Аллах. Алкама сражался в Нихаванде против хариджитов с саблей в руках и плечом к плечу с Али бин Аби Талибом, да будет доволен им Аллах.

Таких ученых называют "раббани" – "божеский" или "ученый от Бога". Ученый Милостью Всевышнего Аллаха, он и в жизни неукоснительно следовал сообразно полученным знаниям. И в этом смысле был святым человеком. В числе его знаменитых учеников были Ибрахим ан-Наха?и и Ша?би, которых обучал фикху. Один из крупнейших ученых Египта 16-го столетия имам Ша?рани (898/1493-973/1565) в своей книге "Мизан-уль-кубра", разъясняющей знания по фикху 4-х мазхабов, пишет:
"Существующие на сегодняшний день 4 школы (мазхаба) и существовавшие в прошлом, но забытые со временем мазхабы последователей Сунны – ахль ус-Сунна валь-Джама?а верны и истинны. Преимуществ друг перед другом не имеют, так как взяты из одного и того же источника. Во всех школах есть предписания разной степени сложности. Если последователь, имеющий возможность исполнять более сложные предписания своей школы, ищет легкие пути в других мазхабах, то он принимает опасное решение. Использовать более легкие пути остальных 3-х мазхабов в исполнении некоторых поклонений имеет право лишь тот, кто физически не может действовать по фетвам своей школы ввиду болезни или других уважительных причин. В противном случае, верующий, не придавший значения решениям своего мазхаба, рискует отойти от Последователей Сунны, а значит, и сбиться с Пути Спасения. Использование же в отдельных поклонениях более сложные формы исполнения, указанные в других мазхабах, говорит о духовном росте мусульманина. Но для этого необходимы знания по всем школам. Действовать по собственному разумению, не придавая значения указаниям основателей мазхабов, очень опасно. В сравнении со знаниями этих великих Имамов – Муджтахидов самого высшего разряда, знания других мусульман – Ничто!"

А вот мнение известного ученого 17-го столетия, жившего в Сирии, Исма?ила бин Абд уль-Гани ан-Наблуси (ум. 1062 г.х./1652 г.) В своем 12-ти томном произведении "Аш-Шарх ад-Дурар" он пишет:
"Мусульманин не обязан следовать только одному мазхабу. Он может исполнять отдельные предписания и по другой школе. Однако при этом должен соблюсти все условия этого мазхаба в исполняемом поклонении. При исполнении разных предписаний, не связанных друг с другом, у мусульманина есть право выбора любого из 4-х школ ахль ус-Сунна валь-Джама?а".

Другой крупнейший ученый 19-го столетия из Сирии Ибн Абидин (ум. 1252 г.х./1836 г.) в своей книге "Радду?ль-Мухтар…" пишет по этому поводу следующее:
"Совершать какое-либо поклонение, выискивая и используя самые легкие способы из разных школ не разрешается. Например: по мазхабу имама Абу Ханифы омовение будет нарушено, если на коже у совершившего омовение появится кровь. Надо будет совершить повторное омовение. В мазхабе имама аш-Шафи?и просто вытирают кровь, и омовение не нарушается. В другом случае, если, совершивший омовение, прикоснулся кожным покровом к посторонней женщине, по мазхабу "шафии" омовение нарушается. По мазхабу "ханафи" никакого нарушения не будет и намаз можно исполнять без повторного омовения. Если же у совершившего омовение на коже появилась кровь, а также он соприкоснулся с кожей женщины, необходимо повторное омовение по обоим школам, так как произошло совокупное нарушение. Таким образом, совершая какое-либо поклонение по своему мазхабу, нельзя в тоже самое время следовать и другой школе".

Нужны ли мусульманам мазхабы?

Как было отмечено выше, указаниями других школ можно пользоваться в крайнем случае. Использовать фетвы других мазхабов под силу лишь тем, кто хорошо изучил данный вопрос по всем четырем школам. Совершать собственный иджтихад, как предлагают отдельные реформаторы, в наше время невозможно. Для этого, как минимум, необходимо знание всех 4-х мазхабов, и знания по 20 основным наукам. Достаточно сказать, что только в мазхабе имама Абу Ханифы (80/699-150/767) самим имамом и его главными учениками Абу Йусуфом (113/731-182/798) и Мухаммадом аш-Шайбани (135/752-189/805) на основе Корана и Сунны разрешены 500 000 вопросов!!!

Источников знаний, куда муджтахиды обращались для разрешения религиозных вопросов, всего четыре. Это - Благородный Коран, хадисы, аль-иджма? (согласованное решение по вопросам вероучения и права первых 3-х поколений ученых Ислама) и аль-кыйас (решение, полученное методом суждения по аналогии). Собственно говоря, если учесть, что и аль-кыйас, и аль-иджма также основываются на аятах Корана и на Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то источников знаний всего два!

Если муджтахиды не находили в Благородном Коране ясного указания для разрешения нужного вопроса, то искали ответ в хадисах. Не найдя ответа и там, обращались к иджма?. И, если не было по этому вопросу согласованного решения сподвижников, таби?унов или их учеников (ученых первых трех поколений), то лишь в этом случае муджтахид решал вопрос методом сопоставления.

Способов иджтихада вначале было два. Первый путь – это метод ученых Ирака. Так называемый путь "ар-ра?и" - метод сопоставления (кыйас). После сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) этот мазхаб возглавил имам Абу Ханифа (ан-Нуман ибн Сабит, 80–150 г.г. Хиджры), да будет милостив к нему Аллах.

Второй путь, или способ иджтихада – путь ученых Хиджаза, называемый "ривайа". Эти ученые используют при иджтихаде вместо “кыйаса” обычаи и предания жителей Медины. Главным муджтахидом этой школы являлся имам Малик бин Анас (90–179 г.г. Хиджры), да будет милостив к нему Аллах. Он жил в Медине. В то время, будущие имамы аш-Шафи?и и Ахмад бин Ханбаль брали уроки у имама Малика (да будет на них милость Аллаха). Имам аш-Шафи?и (150–204 г.г. Хиджры), изучив метод имама Малика в Медине, поехал в Ирак учиться у Мухаммада аш-Шайбани, одного из известнейших учеников имама Абу Ханифы. После изучения и этого пути и достижения уровня иджтихада, он, на основе этих двух школ, создал третий - свой мазхаб.

Имам Ахмад бин Ханбаль (164–241 г.г. Хиджры) также изучал метод аль-кыйас в Ираке у учеников Имама Абу Ханифы. Ахмад бин Ханбаль знал на память огромное количество хадисов и при иджтихаде, обычному кыйасу предпочел сопоставление хадисов и создал свой путь - четвертый мазхаб, отличающийся от предыдущих.

Ученые по фикху подразделяются на 7 уровней (см. ниже). Упомянутые выше четыре имама были самого высшего разряда муджтахидов. Высший разряд, это основатели мазхабов. Их называют мутлак муджтахид. Ученые Ислама пришли к выводу, что спустя 400 лет после Хиджры никто из муджтахидов не достигал такого уровня.

Нужны ли мусульманам мазхабы?

На протяжении последних 1000 лет жили и трудились ради Всевышнего Аллаха немало выдающихся ученых Ислама, но ни один из них не претендовал на то, чтобы поставить себя выше основателей мазхабов. Напротив, все они отдавали должное мутлак муджтахидам, и в своем иджтихаде не выходили за рамки, определенные основателями этих школ.

Среди них всемирно известные имамы: Абу Йусуф (113/731-182/798), Мухаммад аш-Шайбани (132/749-189/804), Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (450/1058-505/1111), Рафи?и (ум. в 623/1226), Мухйиддин аль-Араби (560/1165-638/1240), Такиййуддин ас-Субки (683/1284-756/1355), Абдульваххаб аш-Ша?рани (898/1493-973/1565), Ибн Хаджар аль-Макки (899/1494-974/1566), Биргиви (929/1521-981/1573), Имам Раббани (Ахмад аль-Фаруки ас-Сарханди, 971/1563-1034/1624), Абд уль-Гани ан-Наблуси (1050/1143-1641/1731), Ибн Абидин (1198/1784-1252/1836), Йусуф ан-Набхани (1265/1849-1350/1932).

Одно перечисление имен всех выдающихся ученых составит в объеме целую книгу! Эти имамы являются авторами фундаментальных трудов. Вот названия некоторых из наиболее ценных книг, признанных во всем исламском мире: "Мактубат" Имама Раббани; "Ихьяи улюм уд-дин" имама аль-Газали; "Тарикат Мухаммадиййа" имама Биргиви; " Радду?ль-Мухтар аля?д-Дурру?ль-Мухтар" Ибн Абидина; "Тухфат уль-мухтадж" Ибн Хаджара аль-Макки; "Ат-Таухид фи Шарх уль-Мухтасари Ибн Хаджиб" - или сокращенно "Мухтасар аль-Халиль" Зийа уд-Дина Халила аль - Джунди (ум. в 767/1365); "Китаб уль-фикх алаль-мезахиб-иль-арба?а" Абдуррахмана Джезири. Последняя издана в Египте в 5-ти томах на арабском языке в 1972-ом году и в Турции в 1971-1979 г.г. в 7-ми томах на турецком языке.

В этих произведениях можно найти ценнейшие сведения по всем разделам религиозных наук. Они являются главными источниками знаний по Исламу, так как написаны на основе Священного Корана и Сунны. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своих хадисах предупреждал нас о том, что появятся многочисленные группы, идущие по ложному пути, появятся в большом количестве лжеученые, вольно, по своему трактующие аяты Благородного Корана. Поэтому мусульмане, причисляющие себя к ахль ус-Сунна валь-Джама?а, должны избрать один из мазхабов приверженцев Сунны и следовать этому пути. Следовать (таклид), значит читать книги ученых – суннитов, и, прежде всего книги по фикху своего мазхаба – это путь к спасению!

Да простит Всевышний Аллах всех, кто идет по ложному пути и наставит их на Путь Истины, указанный в Благородном Коране и Сунне, - путь ахль ус-Сунна валь-джама’!

В предисловии к своей книге "Радду?ль-Мухтар…" имам Ибн Абидин, пишет:
"Однажды халиф Харун ар-Рашид (ум. в 193/809) сказал имаму Малику: "Хочу распространить твои книги по всему Халифату и обязать всех своих подданных следовать только твоему мазхабу". На что имам Малик стал категорически возражать: "Ни в коем случае не делай этого, Халиф. Различные школы ученых-суннитов – одно из величайших благ Всевышнего Аллаха для нашей Уммы (общины мусульман). Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов ахль ус-Сунны валь-Джама?а, так как все они верны и ведут к спасению".

Му?мин, муслим или мусульманин - это тот, кто верит и следует знаниям, переданным Всевышним Аллахом через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эти знания даны в Благородном Коране и разъяснены в сотнях тысяч хадисов (высказываниях Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Сподвижники (асхабы), получив эти знания непосредственно от Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), передали их своим ученикам – таби?ун. А те - своим ученикам.

Ученых первых трех поколений называют "ас-саляф ас-салихун" (благородные предки). А вот последующие поколения по-разному комментировали книги предыдущих ученых, добавляли собственные мысли. Это проявилось при толковании знаний, данных в Коране и Сунне в скрытой форме, что и послужило основной причиной появления 73-х различных групп в Исламе. Лишь одна из 73-х групп является верной, так как ученые этой общины, комментируя книги предыдущих ученых, не вносили никаких изменений, не добавляли собственных мыслей. Эта группа с правильной верой называется "ахль ус-Сунна валь-джама?а" – приверженцы Сунны или сунниты. Остальные 72 группы искаженно понимают суть Ислама. Они толкуют аяты Благородного Корана и Сунну, не опираясь при этом на книги предыдущих ученых. Зачастую неверное понимание ими Священного Писания приводит их и к неверным выводам. В результате в их поклонении появляются недозволенные нововведения (бид?а). Они - мусульмане, но без мазхаба - заблудшие. Им могут помочь только книги ученых - приверженцев Сунны.

Были и до сих пор есть люди, толкующие ясные, явные предписания Корана на свой лад, совершенно извращая смысловое значение аятов. Таких горе-толкователей называют "мульхид". Мульхид, как правило, считает себя истинным последователем Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мунафик (лицемер) прикидывается мусульманином, на самом же деле, вера у него иная. Есть еще ряд так называемых "ученых", более вредных для распространения Ислама, так как их "научные труды" полны выводов, искажающих саму суть веры в Аллаха. Например, они считают свет и тьму - началом мира; воспевают огонь; оправдывают сатану и т.д. Их называют "зиндик" (безбожник, еретик).

Как известно, каждому мусульманину необходимо знать 32 фарда (обязательных предписания). Сюда входят: условий веры - 6; Ислама - 5; намаза - 12; омовения - 4; полного омовения - 3; очищения песком – 2. Далее, необходимо верить в обязательность выполнения еще 54-х предписаний и в обязательность избежания запретов (харам). Тот, кто не считает выполнение обязательных предписаний своей обязанностью, постепенно утрачивает веру. Таких называют "муртад" (отступник).

Человек, признающий предписания Всевышнего, но не выполняющий их в полной мере в угоду своим страстям, хотя и остается мусульманином, но совершает грех. Такого мусульманина называют "фасик" (нечестивый). Исполнение обязательных предписаний и избежание запретов называется ?ибадат (поклонение). Мусульманина, стремящегося к ?ибадату и кающегося при первом нарушении предписаний, называют "салих" (благочестивый).