Кто убил Хусейна (р.а.)? |
Автор: Administrator |
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Абу Али «Эфенди» Абдулла Аль Уджари.
Кто убил Хусейна (р.а.)?
?????? ?????? ?????????? ??????????
Вступление Хвала Аллаху, Единственному, Всеподчиняющему, Всемогущему, Прощающему и Покрывающему ночью день в качестве назидания для обладающих сердцами и глазами и разъяснения для обладающих разумом и способностью принимать во внимание, который пробудил ото сна те создания Свои, что были избраны Им, удержав их от стремления к миру этому, заняв их делом наблюдения за Собой и постоянными размышлениями, даровав им способность из всего извлекать уроки и вспоминать, оказав им содействие, благодаря чему они начали проявлять усердие в повиновении Аллаху, готовиться к миру вечному и остерегаться того, что вызывает гнев Аллаха и неизбежно влечёт за собой гибель, и приведя их к тому, что они стали неуклонно придерживаться всего этого независимо от изменения внешних обстоятельств.
Я воздаю Ему высшую, чистейшую, всеобъемлющую и величайшую хвалу и свидетельствую, что нет бога, кроме Благоволящего, Щедрого, Сострадательного и Милосердного Аллаха и что Мухаммад — Его раб и Его посланник, Его возлюбленный и Его любимейший друг (халиль), направляющий к прямому пути и зовущий к истинной религии, да пребудут благословения и приветствия Аллаха над ним и над всеми другими пророками, семьями каждого из них и над всеми праведными людьми.
Трагедия Карбалы окончательно разделила умму Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это событие незаживающая рана на «теле единства» исламской общины. Кто-то, сделав соответствующие выводы, стал жить дальше, кто-то веками спекулировал на этом событие. С помощью Аллаха Всевышнего, мы попытаемся пролить свет на темные стороны этой трагедии. Все предложения и поправки высылайте на
Абу Али «Эфенди» Абдулла Аль Уджари.
Кто такой Хусайн (р.а)?
Перед тем как начать описывать и анализировать события предшествующие сражению у Карбалы, я считаю своим долгом сказать несколько слов о превосходстве Хусайна ибн Али ибн Абу Талиба (р.а). Почему всего несколько слов? Потому что если я стану перечислять все его достоинства, то на это надо будет отвести отдельную книгу. Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб ибн Абд Аль Мутталиб ибн Хашим, Абу Абдуллах Аль Кураши Аль Хашими. Сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы (р.а), дочери пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Он родился в четвертом году по хиджре, в пятую ночь месяца Шабан. Как передавал Катада: «Он погиб в 61-ом году по хиджре, в месяце Мухаррам, в день Ашуры в пятницу[1]». Мухаммед ибн Йакуб Аль Кулайни отмечает, что он погиб когда ему было пятьдесят семь лет[2].
?? ????? ??? ???? ???? ???? ???? ???? ?????? ???? ????? ??? ?????? ??????? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрев на Хасана и Хусейна сказал: «О мой Аллах! Я люблю этих двоих, полюби их и Ты»[3].
????? ??????? ???? ???? ??? ????? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Хасан и Хусейн господа молодежи рая»[4]. Мухаммед ибн Джафар Аль Каттани сказал: «Суюти передал этот хадис в своей книге «Аль Азхар» через следующих сподвижников: 1.Абу Саид Аль Худри. 2.Хузейфа ибнуль Йаман. 3.Умар. 4.Али. 5.Джабир ибн Абдуллах. 6.Хусейн ибн Али. 7.Усама ибн Зейд. 8.Бара ибн Азиб. 9.Курра ибн Ийас. 10.Малик ибн Хувайрис. 11.Абу Хурейра. 12.Абдуллах ибн Умар. 13.Абдуллах ибн Масуд. 14.Анас. 15.Бурейда. 16.Абдуллах ибн Аббас. Всего 16 сподвижников пророка. (Я говорю) этот хадис также передавался через Хасана ибн Али. Как сказал Мунафи в «Файз уль кадир» и Суюти в «Тайсир» это предание мутавватир»[5]. Ибн Теймия писал: «Он (Хусайн) и его брат (р.а) господа молодежи рая»[6]. Эти два предания подобны двум каплям, взятым из моря достоинств Хусейна ибн Али (р.а). Анас ибн Малик сказал: «Из семейства пророка (да благословит его Аллах и приветствует), на него больше всего походил он (Хусейн)»[7]. Как на него поднялась рука людей?
Как погиб Хусейн (р.а)? Что послужило причиной его мученической смерти? Я бы назвал это "явкой с повинной" или "чистосердечным признанием". Как же это произошло? Что послужило поводом? Причиной? Шиитский ученый Мухаммед Хасан Мусави Кашани пишет: «Причиной мученической смерти имама Хусейна (а) послужила слабость вероубеждений шиитов города Куфы»[9]. После кончины Муавии ибн Абу Суфьяна, его сын Йазид отправил письмо наместнику Медины Аль-Валиду. В письме он требовал от наместника, чтобы тот принудил к присяге Абдуллах ибн Зубайра, Абдуллах ибн Умара, Хусейна ибн Али и сына Абу Бакра. Присутствующий при чтение этого письма Марван ибн Хакам, посоветовал Валиду в случае отказа этих четырех, убить их без промедления. Валид воскликнул: «Аллах Милостивый! Ты вот так просто хочешь убить сына Фатимы захры?!!»[10]. Затем Валид вызвал к себе Хусейна (р.а). После того как Хусейну прочитали это письмо, он сказал: «Это письмо было послано о четырех. Призови их всех, и мы присягнем вместе»[11]. Алиаскар Харанди пишет: «Имам Хусайн (а) пришел к Валиду. Тот передал господину письмо Йазида, в котором говорилось о смерти Муавии. Имам прочитал аят: «Инна ли ллахи ва Инна илайхи раджиун». Валид спросил его: «Что ты думаешь о присяге?» Имам ответил: «Ты хочешь, чтобы я присягнул тайно? Присяга должна быть открытой и люди должны знать о ней. Это дело должно быть в мечети, посмотрим что сделаем завтра»[12]. После этого разговора Хусейн уехал из Медины в Мекку. После того как новость о переезде Хусейны в Мекку дошли до куфийцев они стали присылать ему письма. Вот текст одного из них. «Приди (к нам). Займи место своего отца Али. Потребуй халифат. Мы пожертвуем своими жизнями и имуществом на твоем пути»[13]. Саид Джафар Шахиди отмечал, что куфийцы писали: «В Куфе, есть 100 000 мужчин знакомых с мечом (умеющих обращаться с ним), готовые помочь тебе»[14]. Шииты города Куфы так писали….. Но последовали ли их деяния вслед за их словами? Харанди отмечает, что когда солдаты посланные наместником Йазида, ибн Зийядом окружили маленький отряд сторонников Хусайна (р.а), командующий Омар ибн Сад[15] сказал одному из командиров войска: «Пойди к Хусайну, и спроси, зачем он пришел в Ирак?» Командир опустил свою голову. Ибн Сад спросил его: «Зачем ты не идешь?» Он ответил: «Повелитель! Мне стыдно. Я один из тех, кто пригласил его в Ирак». Омар ибн Сад обратился к другому, тот также потупил свою голову. И третий, и четвертый замерли на месте подобно (первому)»[16]. Кашани пишет: «..шииты и особенно жители города Куфы, заявили о своей готовности помочь семейству пророка (да благословит его Аллах и приветствует). При встречах с уважаемыми людьми из семейства пророка (с.а.с), они говорили о своей готовности в восстанию, но когда надо было действовать они покинули их. Сперва это произошло с имамом Али, затем с Хасаном, и Хусейном (а.с)»[17]. Недаром имам Хасан (р.а) сказал: «Поистине, я считаю, что Муавийа лучше для меня, чем эти. Они утверждают, что являются моими сторонниками, и при этом хотели убить меня и забрали мое имущество. Клянусь Аллахом, взять от Муавии то, что спасет мне жизнь и обеспечит безопасность моей семье, лучше для меня, чем, если меня убьют эти, и пропадет семья моя. Клянусь Аллахом, если бы я стал сражаться с Му’авией, они взяли бы меня за горло и выдали бы меня ему. Клянусь Аллахом, помириться с ним, будучи могущественным, лучше для меня, чем, если он убьет меня, когда я буду пленником»[18]. Говоря о своих сторонниках имам Али (р.а) говорил: «Я хотел бы договориться с Муавией и обменять десятерых из вас на одного из его приближенных»[19]. Но прежде… После того как Хусейн показал эти письма ибн Аббасу, Абдуллах сказал: «Я никогда им не верил. Они не те люди, которые стоят на своих словах. Пошли к ним кого-нибудь, чтобы он разведал обстановку»[20]. Харанди приводит другие слова ибн Аббаса: «Ты что не знаешь Ирак и Куфу? Или ты не помнишь как они мучили твоего отца, когда он был в этом городе с большим войском? Забыл, что они сделали с твоим братом? Что ты потерял в Куфе?»[21]. Хусейн послал к ним Муслима ибн Агиля. Население Куфы присягнуло на верность посланнику имама. Согласно Мухсину Амину число присягнувших достигало 20 000 человек[22]. Алиаскар Саффар Харанди отмечал, что Муслиму ибн Акилю присягнули 18 000 человек[23]. Саид Шахиди пишет: «Так как Муслим был праведным мусульманином, он не мог предположить, что те люди которые присягнули ему с таким воодушевлением, с легкостью оставят его одного. Увидев подобное отношение людей, он послал имаму Хусайну (а) письмо, следующего содержание: «Люди Ирака и Куфы твои сторонники (то бишь шииты). Они ждут твоего прихода. Желательно, чтобы ты прибыл в Ирак быстрей»[24]. Узнав об этом, имам Хусейн очень обрадовался и решил ехать в Куфу. Многие из старейшин и шейхов того времени отговаривали его от этого поступка: Мухаммад ибн Ханафия, Умар ибн Абдурахман ибн Аль Харрис, Абдуллах ибн Аббас, Амр ибн Саид ибн Аль Ас, Абдуллах ибн Зубайр и тд[25]. Абдуллах ибн Аббас сказал: «О Хусейн! Прислушайся к моим словам, не покидай запретного города. Люди Куфы не будут верны тебе. Как скоро ты забыл их деяния в отношение твоего отца и брата»[26]. Его брат Мухаммед ибн Ханафия сказал: «Мой возлюбленный брат. Ты знаешь, предательство куфийцев в отношение твоего отца и брата, я боюсь, они поступят также по отношению к тебе»[27]. Многие шииты в качестве сомнения часто задают вопрос, а с чего вы взяли, что куфийцы были шиитами? Дескать, имама пригласили не шииты, а кто-то другой. Я уже высше привел слова не последнего человека в их духовенстве Муртазы Мутаххари. Но помимо этого признания, есть и другие доводы. Алиаскар Саффар Харанди пишет: «..большинство населения (этого города) состояло из друзей ахле-байта( то есть из шиитов)»[28]. Стоит отметить тут также слова аятуллах Мухаммадатаги Тустари: «…Куфа, с самого момента своего основания, была центром шиитов…»[29]. Востоковед Адам Мец цитирует «Тарих аль багдади»: «Кто жаждет мученического венца, тому достаточно пойти на фруктовый базар в Куфе и провозгласить там: «Аллах да будет милостив к Осману ибн Аффану»[30]. Харанди целую главу своей книги назвал следующим образом: «Приглашение имама шиитами города Куфы»[31]. Также он отмечает, что после присяги людей посланнику имама Муслиму ибн Акилю, в письме, которое было послано Йазиду от его сторонников, писалось: «о восстание шиитов, их письме Хусайну, и о том, что они его пригласили»[32]. Город, являющийся центром шиизма, предавал и подставлял Али и его обоих сыновей (да будет доволен ими Аллах). Халиф Йазид сместил наместника Куфы, Нумана ибн Башира, отличавшегося своей мягкостью и назначил на его место жестокого наместика Басры ибн Зийяда. По прибытию в Куфу ибн Зияйд отправился в мечеть и собрав там народ, от имени Йазида обещал наделить их материальными благами. В случае их неповиновения он угрожал им скорой расправой. Через своих шпионов ибн Зийяд узнал дом, где скрывался посланник имама Хусейна, Муслим ибн Агиль. После пыток, хозяин этого дома Хани ибн Урва был обезглавлен. Узнав об этом, Муслим ибн Агиль призвал своих сторонников, присягнувших в верности Хусейну выступить против наместника халифа. С наступлением ночи, рядом с ним не остался ни один из куфийцев. Они покинули его. Харанди пишет: «Из тысяч людей, ближе к вечеру осталось всего 30. После намаза рядом с Муслимом было уже десять»[33]. Муслим нашел убежище в доме одной женщины, однако её сын выдал его ибн Зийаду. Он был арестован, а затем казнен. Перед смертью он смог отправить письмо, которое дошло до имама Хусейна лишь по пути к Куфе, в местечке Зубала[34]. Шахиди пишет: «После того как Муслима схватили, по приказу Убейдуллаха, его и Хани обезглавили и их тела проволокли по базарам Куфы. Вожди Куфы засели в своих домах, как будто они ничего и не знали»[35]. После того как ибн Зияд отправил имаму Хусайну (р.а) свои предложения, среди которых было обязательная присяга имама Йазиду как халифу, имам отказался принять его условия и предпочел этому смерть. Узнав об этом, ибн Зияд привлек на свою сторону население Куфы, улучшив их материальное положение и распорядился послать их отряд против внука пророка (с.а.с). Таким образом, сторонники Хусайна в Куфе окончательно предали его и выступили против него. Саид Али Акбар Курайши пишет: «Событие Ашуры можно разделить на несколько частей: Первая часть: Войско истины и войско заблуждения выстраиваются друг против друга. Имам призывает каменно сердечных куфийцев, опомниться и не проливать кровь внука пророка (с.а.с). К сожалению не призывы имама, не слова его сподвижников, не оказывают ни какого влияние на куфийских злодеев, и они претворяют в жизнь свои замыслы»[36]. «Перед битвой Хусайн (р.а) обратился к противостоящим ему куфийцам с призывом опомниться и не забывать, что перед ними внук пророка (с.а.с), которого они почитают. Он напомнил им о хадисах относительно его пребывания в раю, призвал их не брать на душу грех за его убийство и отпустить его. Однако его речь не возымел действия, и куфийцы наотрез отказались его отпускать»[37]. История сохранила для нас, некоторые фразы имама, сказанные им куфийцам. Хусейн сказал: «О Шабс ибн Раби, Хаджар ибн Абджур, Гайс ибн Ашшас, Йазид ибн Харрис! Разве вы не написали мне письмо, что фрукты созрели, округа покрылась зеленью?» В ответ ему сказали: «Мы не знаем, о чем ты говоришь! Присягни Йазиду»[38]. Имам также сказал: «Да пропадёте вы в горе и печали! О люди! Вы с энтузиазмом призвали нас на помощь, и мы поспешили. Вы обернули меч, который мы вам же дали, против нас самих. Вы бросаете нас в огонь, который был разожжен для врагов. Объединившись с врагами, вы выступили против своих друзей!»[39]. Бурайр ибн Хузайр, один из чтецов Корана, известный своим аскетизмом и богобоязненностью, обратился к шиитам города Куфы со словами: «Люди! Побойтесь Аллаха! Это семейство пророка (с.а.с)! Что вы хотите с ним сделать?». Ему ответили: «Мы сдадим их ибн Зийаду, и он поступит с ними как пожелает». Бурайр сказал: «Вы согласны, чтобы они вернулись туда, откуда они пришли?! Да пропадёте вы! О люди Куфы! Вы забыли, как написали письмо имаму, заключили с ним договор и призвали Аллаха в свидетели?! Да пропадёте вы! Вы призвали семью пророка (с.а.с) в свой город, и заявили, что готовы пожертвовать своими жизнями ради него. После их прибытия, вы не дали им даже воды! А сейчас вы хотите сдать их ибн Зийяду! Как плохо вы обращаетесь с семейством пророка (с.а.с)! Что с вами?»[40]. Имам Хусейн сказал: «О, Аллах! Если ты остановишь их жить до поры-до времени, то сделай их раз розненными сектами[41], и сделай пути их различными, и никогда не обличай их властью. Поистине, они позвали нас, чтобы помочь нам, а потом стали нашими врагами и принялись убивать нас»[42]. Кашани отмечает следующие слова имама: «О мой Господь! Отбери у них дожди с неба, и благодать земли! Разрушь их единство, и сделай так, чтобы они вечно были в немилости у правителей»[43]. Кураши отмечает следующую молитву имама: «О Боже, отбери у них плодородие земли! Порви их на части! На мелкие кусочки! Они пригласили нас сюда, а затем сразились с нами. Сделай так, чтобы они вечно были в немилости у правителей»[44]. АМИН! ЙА РАБИЛЬ АЛЯМИН! АМИН! Хурр ибн Йазид обратился к куфийцам со словами: «О люди Куфы! Да умрут ваши матери на ваших поминках! Вы призвали этого прекрасное создание Аллаха в свой город. Но после того как он пришел, вы отдалились. Вы говорили, что готовы пожертвовать свой жизнью ради него. А сейчас хотите его убить?!»[45]. Обращаясь к куфийцам имам Хусайн (р.а) сказал: «О люди куфы! Вы слали мне письмо за письмом и присягнули мне. Приведя меня сюда, вы так мерзко со мной поступаете»[46]. Аль Хасан ибн Аль Хусайн ибн Шуба Аль Харрани отмечает следующие слова имама в адрес куфйицев: «Да постигнет вас беда! О люди! Когда вы горестно призвали нас на помощь, мы поспешили к вам на помощь. Вы обнажили против нас меч, который был в нашей правой руке, и разожгли против нас огонь, который мы высекли для ваших и наших врагов!»[47] Несмотря на все уговоры, сражение началось. Маленький отряд имама Хусейна не смог долго сопротивляться ордам куфийцев. И все было кончено. Внук пророка (с.а.с) погиб от рук шиитов города Куфы. Ибн Теймия пишет: «Хусайн (р.а) был убит в местечке под названием Кербала, у реки Фират. Его тело было похоронено там же, а голову отвезли к Убейдуллах ибн Зияду»[48]. Саид Мухаммед Ширази пишет: «Имам Хусайн (а) сошелся в Кербале лицом к лицу с войском, посланным куфйиским наместником Йазида , ибн Зийядом. Имам Хусайн (а) и ахле-байт (а) пали мученической смертью в этом сражение, где не сила, не оружие не были равны. В этой битве число помощников имама Хусайна (а) не превышало 150 человек. А у ибн Зийяда и Омара ибн Сада были десятки тысяч воинов»[49]. «Куфийцы призвали имама Хусайна (выступить против Йазида, обещая поддержку), пригласили его к себе. После угроз Убейдуллаха ибн Зияда, отказались помогать. Помимо это они приняли активное участие в трагедии у Кербелы и убийстве Хусайна»[50]. Кашани писал: «Убив имама Хусейна, Куфа погрязла в трясине греха»[51]. «После сражения «Куфийцы отрезали головы всем погибшим, нанизали их на копья и отправили в Куфу. Голова аль-Хусайна была отправлена к ибн Зияду, а затем к халифу Йазиду»[52]. Кашани также отмечает: «Все убийцы этого святого, начиная от простых солдат и кончая начальниками войска, были куфийцы»[53]. И сказал имам Зейну-ль-‘абидин жителям Куфы: «Вы написали моему отцу и обманули его, вы заключили с ним договор, а затем стали сражаться с ним и предали его. Думаете ли вы о том, какими глазами вы будете смотреть на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он скажет вам: «Вы сражались с моей семьей и нанесли мне оскорбление, и вы не из моей Уммы»[54]. Зейнаб (р.а), дочь предводителя правоверных, жителям Куфы, ругая их: «Далее, о, жители Куфы, о обманщики, изменщики и предатели! Вы подобны той, которая распустила свою пряжу после того, как крепко свила ее. Есть ли в вас что-то, кроме заносчивости, тщеславия, высокомерия и лжи?.. Вы оплакиваете моего брата? Конечно, клянусь Аллахом, плачьте много и смейтесь мало, ибо лег на вас позор вашего деяния… Как же разрешаете вы убийство потомков Печати Пророков (да благословит его Аллах и приветствует)?»[55]… И сказала Фатыма ас-Сугра (р.а) в своем обращении к жителям Куфы: «О, предатели, интриганы и самодовольные люди! Мы, Ахлю-ль-бейт, Аллах испытал нас вами и испытал вас нами, и сделал испытание наше благим. Вы обвинили нас в неверии и лжи, и сочли сражение с нами дозволенным, а наше имущество сделали предметом грабежа. Как убили вы в прошлом нашего деда, и с ваших мечей капает кровь Ахлю-льбейт. Будьте вы прокляты! Ждите же проклятия и наказания так, словно оно уже пришло к вам! И даст вам Аллах вкусить беды – веки вечные пребудете вы в мучительном наказании в Судный День за то, что вы поступил с нами несправедливо. Проклятие Аллаха над несправедливыми! Проклятие вам о,жители Куфы! Сколько я читала перед вами переданного от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а потом вы изменили его брату ‘Али ибн Абу Талибу и моему деду, и его сыновьям и благим членам его семьи!». Один из жителей Куфы ответил ей с гордостью: Мы убили ‘Али и сыновей ‘Али Индийскими мечами и копьями, А женщин их мы брали в плен как турчанок. Столкнулись мы с ними, и как столкнулись!»[56].
Эти тексты сообщают нам о том, кто на самом деле убил аль-Хусейна. Это – шииты из числа жителей Куфы. Каждому из здравомыслящих людей, это также ясно как Божий день. Шейхуль ислам Абуль Аббас Ахмад ибн Абдульхалим ибн Таймия сказал: «Да проклянет Аллах тех, кто убил его, и тех, кто был рад его убийству»[57]. Амин, Йа Рабиль алямин! Амин!
Использованная литература: 1) «Сахих» Аль Бухари. 2) «Суннан» Тирмизи. 3) «Аль бидая ва нихая» ибн Кассир. 4) «Тарих» Табари. 5) «Йазид ибн Муавия» Унал Кылындж. 6) Саид Али Акбар Курайши «Карбала майданы». 7) «Хроники Мусульманских государств» А. Али-заде. 8) Мухаммед Таги Тустари «Амирульмуминин Али ибн Абу Талибин газаватлари». 9) Саид Каттани «Назмуль мутенасире миналь хадисиль мутаватира». 10) «Усули кяфи» Кулайни. 11) Алиаскар Харранди «Ашура». 12) Аллама Саид ибн Тавус «Карбала шахидлерин ардындан». 13) Хасан Мусави «Аллах..сумма ли тарих». 14) «Куллият» ибн Таймия. 15) Харрани «Тухаф аль угуль». 16) Саид Джафар Шахиди «Ислам тарихи ва техлиллер» 17) Саид Мухаммед Ширази «Ашура орнеклери». 18) Мутаххари "Имам Хусайн, гехреманлыгын техлили". [1] Ибн Кясир «Аль Бидая ва нихая» том 8, глава «Хусейн ибн Али, его выход из Мекки с целью оспаривания власти, и его мученическая смерть». [2] «Усули Кяфи» стр 818, 116 глава. [3] Тирмизи «Суннан», Манакиб, хадис №3782. [4] Тирмизи «Суннан», Манакиб, хадис №3768. [5] Саид Каттани «Назмуль мутенасире миналь хадисиль мутаватира» хадис №236. [6] «Куллият» ибн Таймия том 4, стр 408. [7] Бухари «Сахих», глава о превосходстве сподвижников, 88 хадис. [8] См "Имам Хусайн, гехреманлыгын техлили" том 1, стр 149, издательство «Нурлан» 2006 год. [9] Кашани «Гиямлар» стр 11. [10] Табари «Тарих» том 4, стр 95. [11] Табари «Тарих» том 4, стр 95. [12] Харанди «Ашура» стр 65; Саид Джафар Шахиди «Ислам тарихи ва техлиллер» стр149 (с небольшой разницой), издательство «Тахарат» 2005 год. [13] Табари «Тарих» том 4, стр 96. [14] Саид Джафар Шахиди «Ислам тарихи ва техлиллер» стр153 [15] Хотелось бы особо отметить слова Харанди о ибн Саде: «У него не было вражды с ахле-байтом». Там же стр 111. Я не стремлюсь хоть как-то оправдать его действия, ни что не мешало ему подобно другим присоединиться к имаму Хусайну (р.а). [16] Харанди «Ашура» стр 114. [17] Кашани «Гиямлар» стр 162. [18] «Аль-ихтиджадж», 2/10. [19] Харанди «Ашура» стр 53-54, издательство «Фаиз» 2006 год. [20] Табари «Тарих» том 4, стр 96. [21] Харанди «Ашура» стр 95. [22] Амини «Айану шия» часть первая, стр 32. [23] Харанди «Ашура» стр 83. [24] Саид Джафар Шахиди «Ислам тарихи ва техлиллер» стр 153. [25] Али-заде «Хроника мусульманских государств 2-6 века по хиджре» стр 132. [26] Табари «Тарих» том 4, стр 100. [27] Аллама Саид ибн Тавус «Карбала шахидлерин ардындан» стр 40, «Каусар», Аксарай-Стамбул. [28] Харанди «Ашура» стр 40. [29] Мухаммед Таги Тустари «Амирульмуминин Али ибн Абу Талибин газаватлари» стр 179, 2 сноска, «Мактабутуль ахлюльбайт». [30] А. Мец «Мусульманский ренессанс» стр 60, издательство «Наука» 1973 год. [31] Харанди «Ашура» стр 75. [32] Там же стр 82. [33] Харанди «Ашура» стр 90. [34] Али-заде «Хроника мусульманских государств 2-6 века по хиджре» стр 137-138. С небольшими сокращениями. [35] Саид Джафар Шахиди «Ислам тарихи ва техлиллер» стр 154. [36] Саид Али Акбар Курайши «Карбала майданы» стр 1, «Дарруль вилаят» 2000 год. С небольшими изменениями. [37] «Сиер аламун нубаля» имама Захаби том3, стр 202, Египет, «Дарульмаариф»; Йакуби «Тарих» том 2, стр 244-245, Бейрут, 1960. По книге «Хроники Мусульманских государств» А. Али-заде стр 141-142. [38] Саид Али Акбар Курайши «Карбала майданы» стр 13. С небольшими изменениями. [39] Саид Али Акбар Курайши «Карбала майданы» стр 14. [40]Саид Али Акбар Курайши «Карбала майданы» стр 15. С небольшими сокращениями. [41] После смерти 11 имама, шииты разделились на 14 сект. [42] «Аль-иршаду-ль-муфид», 241. [43] Кашани «Гиямлар» стр 6. [44] Курайши «Карбала майданы» стр 47. [45] Саид Али Акбар Курайши «Карбала майданы» стр 24. [46] Табари «Тарих» том 4, стр 105. [47] Абу Мухаммед Харрани «Тухаф аль угуль» стр 282, издание «Ансариан». [48] «Куллият» ибн Таймия том 4, стр 405. [49] Саид Мухаммед Ширази «Ашура орнеклери» стр 44, издательство «Сильсиля». [50] «Мурудж» Масуди том 3, стр 71; «Тарих» Худари стр 459. По книге «Йазид ибн Муавия» Унал Кылындж стр 281. [51] Кашани «Гиямлар» стр 28. [52] «Хроники Мусульманских государств» А. Али-заде стр 142. [53] Кашани «Гиямлар» стр64. [54] «Аль-ихтиджадж» 2/32. [55] «Аль-ихтиджадж», 2/29-30. [56] «Аль-ихтиджадж», 2/28 [57] «Куллият» ибн Таймия том 4, стр 403-404, издательство «Таухид» Турция. |