Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Во имя Аллаха Милостивого Милосердного Картинки из жизни сподвижниковИз книги "Сувару мин хаяти ассохаба" Абдуррахман Рафат Аль-Баша Содержание страницы: · Туфайл ибн Ад-Дауси · Абдуллах ибн Ас-Сахми · Умайр ибн Вахб · Аль_бара ибн Малик аль-Ансари ТУФАЙЛ ИБН АМРУ АД-ДАУСИ«О Аллах, пошли ему знамение, способное осуществить его добрые намерения». (Из мольбы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для Туфайла). Туфайл Ибн Амру ад-Дауси был вождём племени Даус в доисламские времена, выходцем и представителем знатного аристократического арабского рода, одним из известных своей щедростью и великодушием людей... В его доме никогда не угасал очаг, на котором готовилась пища, а двери были распахнуты перед каждым, кто желал войти... Он оделял пищей голодного, успокаивал боящегося и покровительствовал просящему помощи. Наряду с этим Туфайл был умным, проницательным, деликатным и просвещенным человеком, чутким поэтом с обострённым восприятием, хорошо различающим как сладостные, так и едкие речи, обладающие силой волшебства. * * * Туфайл покинул жилища своего народа в Тихаме и направился в Мекку. В это время разгорелась борьба между благородным Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и неверными курайшитами. Каждая из сторон стремилась привлечь к себе союзников и увеличить число сочувствующих и помощников... В этих условиях посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей к своему Господу, а его оружием были вера и истина. Неверующие курайшиты сопротивлялись призыву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, используя любое оружие и всячески стремились оттолкнуть людей от него. Туфайл обнаружил, что он вступает в эту борьбу, будучи неподготовленным, и сражается, не имея преднамерения... В Мекку он отправился не для этой цели, так как до этого времени у него и в помине не было мысли о деле Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и курайшитов. В результате таких обстоятельств с Туфайлом Ибн Амру ад-Дауси произошла незабываемая история. Давайте же послушаем её, так как она удивительна до невероятной степени. Туфайл рассказывал: «Я прибыл в Мекку, и как только меня увидели вожди курайшитов, то сразу же подошли ко мне, горячо и с почестями приветствуя меня, а затем разместили в их самом лучшем доме. После этого со мной встретились вожди и старейшины курайшитов. Они сказали мне: “О Туфайл, ты приехал в нашу страну, а этот человек, который провозглашает себя пророком, расстроил наши дела, разобщил семьи и рассеял нашу общину. Мы очень опасаемся, что тебя и твоё руководство народом постигнет то же, что и нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его. Поистине, его слова подобны колдовским чарам: он разлучает сына с отцом, брата с братом, а жену с мужем”». Туфайл рассказывал далее: «Клянусь Аллахом, они продолжали рассказывать мне о нём самые невероятные вещи, вселяя в меня страх за себя и мой народ, живописуя его удивительные проделки. Так что в итоге я твёрдо решил не приближаться к этому человеку, не разговаривать с ним и не слушать его. Когда утром я отправился на место моления, чтобы совершить обход Каабы и испросить благословения у её идолов, которых мы возвеличивали и совершали к ним паломничество, то заложил уши ватой, опасаясь, что до моего слуха дойдут слова Мухаммада. Однако едва я вступил на священную территорию, как увидел там стоящего Мухаммада, который совершал Намаз рядом с Каабой. Он молился Аллаху не так, как мы, и его поклонение отличалось от нашего. Его вид притягивал меня, а поклонение просто потрясло. Я вдруг обнаружил, что постепенно и неосознанно начал подходить к нему всё ближе, пока не оказался рядом... Аллаху было угодно, чтобы до моего слуха дошла часть из того, что он говорил. Я услышал замечательную речь и сказал себе: «Пропади ты пропадом, о Туфайл... Ты разумный и проницательный поэт, легко отличаешь красивое от некрасивого. Что же мешает тебе послушать то, что говорит этот человек... Если в его словах благость, то ты примешь их, а если его речь непристойна, ты не будешь её слушать». Далее Туфайл рассказывал: «Я оставался там до тех пор, пока посланник Аллаха не ушёл домой, а я последовал за ним. Когда он зашёл в дом, я прошёл вслед за ним и сказал: “О Мухаммад, люди из твоего народа рассказали мне о тебе то-то и то-то. Клянусь Аллахом, они не переставали запугивать меня тобой до тех пор, пока я не заложил уши ватой, чтобы не слышать твоих слов. Однако Аллаху было угодно, чтобы я услышал часть твоих речей, и они показались мне прекрасными. Расскажи мне о своей религии». Он рассказал мне об Исламе и прочитал суру “аль-Ихлас” (“Очищение [веры]”) и суру “аль-Фалак” (“Рассвет”). Клянусь Аллахом, я никогда не слышал лучших слов, чем его слова, и никогда не встречал более справедливого дела, чем его. После этого я протянул ему свою руку и засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. Вот так я принял Исламµ». * * * Туфайл продолжал: «Некоторое время после этого я провел в Мекке, изучая основы Ислама и заучивая отрывки из Корана. Собравшись возвращаться к своему народу, я сказал: — О посланник Аллаха, я человек, которому подчиняется мой род. Вернувшись к ним, я буду призывать их к Исламу. Взывай к Аллаху, чтобы Он ниспослал мне в помощь знамение в том, к чему я буду призывать их. Посланник Аллаха воскликнул: “О Аллах, ниспошли ему знамение!” Я возвращался к своему народу, и когда был уже на горе вблизи от их жилищ, в моих глазах появился свет, похожий на яркий светильник. Я воскликнул: “О Аллах! Не направляй свет мне в лицо. Я боюсь, что люди подумают, что это наказание, ниспосланное мне в лицо за мой отказ от их религии...” Свет переместился на кончик моей плети, и люди решили, что на плети висит фонарь. Я же тем временем спускался к ним в долину по крутому горному склону. Внизу меня встретил отец, который был глубоким старцем. Я сказал отцу: — Уходи от меня, отец! Я уже не твой, а ты не мой! — Почему так, сынок?! — воскликнул отец. — Я принял Ислам и последовал религии Мухаммада, — сказал я. — Что ж, сынок, твоя религия — это моя религия, — сказал отец. Я сказал ему: — Иди, помойся и почисть одежду. А затем приходи ко мне, и я научу тебя тому, чему научили меня. Отец помылся и почистил одежду. Когда он вернулся, я рассказал ему об Исламе, и он принял его. Затем ко мне подошла жена. Я сказал ей: — Ooiae, я не твой муж, а ты не моя жена! Она воскликнула: — Это почему?! Да станут мои родители выкупом за тебя! — Нас разделил Ислам. Я принял его и последовал религии Мухаммада, — сказал я. Жена сказала: — Oaоя религия — это моя религия. Я сказал ей: — Иди и очистись водой Зу аш-Шара [Зу аш-Шара — идол племени Даус, и вокруг него было много воды, стекающей с гор. — Ред.]. Она ответила: — Да будут мои родители выкупом за тебя! Ты не боишься за детей из-за Зу аш-Шара?! — Пропади ты пропадом вместе с Зу аш-Шара, — воскликнул я, — я же сказал тебе: иди и помойся там, подальше от людей. Я заверяю тебя, что этот каменный истукан ничего плохого тебе не сделает. Жена ушла и помылась там. Когда она вернулась, я рассказал ей об Исламе, и она приняла его. Затем я обратился с исламским призывом ко всему племени Даус, но они медлили, за исключением Абу Хурайры, который самым первым принял Ислам. * * * Туфайл продолжал: «В Мекке я вместе с Абу Хурайрой пришёл к посланнику Аллаха. Пророк спросил меня: — Какие новости, Туфайл? Я ответил: “Сердца людей покрыты пеленой, которая скрывает от них истину. В них слишком сильно безбожие... В племени Даус преобладают беспутство и неповиновение...” Посланник Аллаха поднялся, совершил омовение и начал совершать Намаз, воздев руки к небу”. Туфайл рассказывал: «Увидев его в таком виде, я испугаются, что он взывает к Аллаху, чтобы Он ниспослал беду моему народу, и он тогда погибнет... Я сказал: — О мой народ!.. Однако посланник Аллаха взывал: — О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... Затем Пророк повернулся к Туфайлу и сказал: — Возвращайся к своему народу, мягко обращайся с ним и призывай их к Исламу». * * * Туфайл продолжал: «Вернувшись в племя Даус, я непрерывно призывал всех людей к Исламу до тех пор, пока посланник Аллаха не переселился в Медину. Прошли битвы при Бадре, Ухуде и сражение у рва. После этого я появился у него с восемьюдесятью семьями племени Даус, искренне принявшими Ислам. Посланник Аллаха нам очень обрадовался и наделил всех мусульман долей трофеев, взятых в битве при Хайбаре. Мы попросили его: — О посланник Аллаха, сделай нас твоим правым флангом в каждом походе, который ты совершаешь, и пусть нашим девизом будет: «Мабрур Благочестивый». Туфайл рассказывал далее: «Я постоянно был вместе с посланником Аллаха, пока Аллах не открыл перед ним Мекку. Тогда я попросил его: — О посланник Аллаха, пошли меня к идолу Зу аль-Кафайн племени Амру Ибн Хамамы, чтобы я сжёг его...» Получив разрешение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Туфайл отправился к идолу с небольшим отрядом из своего народа. Когда он прибыл на место и начал готовиться к сожжению идола, вокруг него собрались женщины, мужчины и дети, ожидая как на Туфайла обрушится кара в виде молнии, если он причинит вред Зу аль-Кафайну. Однако Туфайл подошёл к идолу на глазах у поклоняющихся ему, и жаркое пламя охватило истукана. Туфайл начал декламировать: О Зу аль-Кафайн, я не раб тебе. Мы родились раньше тебя, И я разжёг огонь в твоём сердце... Жаркое пламя поглотило идола, а вместе с ним сгорели остатки язычества племени Даус. Весь народ принял Ислам, и они стали хорошими мусульманами. После этого Туфайл Ибн Амру ад-Дауси неразлучно находился рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока Аллах не забрал его к Себе. Когда халифом стал сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Правдивейший Абу Бакр, да будет Аллах доволен им, Туфайл своим мечом и сыном присягнул на верность халифу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда начались войны с вероотступниками, Туфайл вместе со своим сыном Амру был в авангарде мусульманской армии, выступившей против лжепророка Мусайлимы. По пути в Йамаму Туфайлу приснился сон, и он сказал своим соратникам: — Мне приснился сон. Растолкуйте мне его. Они спросили: — А что ты видел? Туфайл ответил: — Я видел себя с обритой головой, а изо рта у меня вылетела птица. Какая-то женщина положила меня себе в живот, а мой сын Амру изо всех сил звал меня, но между нами была преграда. Люди сказали: — Надеемся, что это к добру... Туфайл продолжал: «Клянусь Аллахом, я растолковал это следующим образом: моя бритая голова означает, что она будет отрублена... Что же касается птицы, вылетающей изо рта, то это мой дух... Женщина, которая поместила меня себе в живот, — это земля, которая будет разрыта, чтобы похоронить меня в её глубинах... Я надеюсь, что я паду смертью шахида. Зовущий меня сын означает, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет соизволение Аллаха, однако он погибнет в бою позже». В боевых действиях во время йамамского похода выдающийся сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Туфайл Ибн Амру ад-Дауси, стремившийся погибнуть на поле боя, проявил чудеса храбрости и героизма и пал в одном из сражений. Его сын Амру героически сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Имамы своего отца и руку. * * * Во времена халифа Умара Ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, к нему как-то раз пришёл Амру Ибн ат-Туфайл. В это время, когда все сидели у Фарука, ему принесли пищу. Фарук пригласил всех к столу, но Амру не принял приглашения. Фарук спросил его: — Что с тобой?! Наверное ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки. — Да, о повелитель правоверных, — ответил Амру. Халиф воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своей обрубленной рукой! Клянусь Аллахом, нет среди нас никого, чья бы часть тела уже находилась в Раю, кроме тебя!». При этом он имел в виду отрубленную руку Амру. * * * Мечта о мучительной смерти на поле боя не покидала Амру с тех пор, как погиб его отец. В битве при Ярмуке Амру находился в первых рядах бойцов и храбро сражался до тех пор, пока, подобно своему отцу, не пал смертью шахида. * Да смилуется Аллах над Туфайлом Ибн Амру ад-Дауси, который погиб в бою шахидом и был отцом шахида. АБДУЛЛА ИБН ХУЗАФА АС-САХМИ
«Каждый мусульманин обязан поцеловать голову Абдуллы Ибн Хузафы, и я буду первым, кто сделает это». (Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах). Героем этой истории является один из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми. Разумеется, история могла пройти и мимо этого человека, подобно тому, как она прошла мимо миллионов арабов до него, не обратив на них никакого внимания. Однако великий Ислам предоставил Абдулле Ибн Хузафе ас-Сахми возможность встретиться в своё время с двумя властелинами земного мира — с персидским царем (хосроем) и византийским императором. Каждая из этих встреч явилась важной историей, которые навсегда остались в памяти людей и навеки вошли в анналы всеобщей истории. * * * Встреча Абдуллы с персидским хосроем произошла в шестом году по Хиджре, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял решение послать группу своих сподвижников к иностранным царям и королям со своими посланиями, в которых он обратился к ним с призывом принять исламскую веру. При этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прекрасно осознавал опасность этой миссии... Посланцам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предстоит отправиться в дальние и незнакомые страны, с которыми раньше арабы не имели никаких отношений. Они не были знакомы с языками народов этих стран и ничего не знали о характере правителей этих стран... К тому же им предстоит призвать правителей этих стран отказаться от своих вероубеждений, расстаться с могуществом и властью, принять религию народа, который до недавнего времени был зависим от него... Подобная акция являлась весьма опасным делом, и человек, отправившийся с подобной миссией, считался пропавшим, а вернувшийся — заново родившимся. Поэтому, собрав своих сподвижников, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с речью. Вначале он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, произнёс формулу шахады, а затем сказал: «Итак, мне угодно отправить некоторых из вас к иностранным царям и правителям и передать им: “Хочу, чтобы вы не ссорились со мной, как поссорились сыны израилевы с Исой Ибн Марйам”». Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: «Мы, о посланник Аллаха, готовы выполнить всё, что тебе угодно. Поэтому можешь посылать нас, куда хочешь». * * * Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал шесть своих сподвижников доставить его послания арабским и иностранным правителям. Одним из этих шести избранников оказался Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми. Ему было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, персидскому хосрою. * * * Собравшись в дальний путь, Абдулла Ибн Хузафа попрощался со своей женой и сыном, а затем устремился навстречу своей цели, преодолевая горы и низины. На всём своём пути он был один-одинёшенек, и с ним был только Аллах. Наконец он достиг персидской территории и попросил разрешения вступить к царю. Он сообщил царским придворным об имеющемся у него послании для самого царя. После этого хосрой отдал распоряжение украсить дворец, приготовиться к встрече и пригласил на заседание знатных персидских деятелей, которые вскоре собрались в тронном зале. Затем Абдулле Ибн Хузафе было разрешено войти в зал к царю. * * * Абдулла Ибн Хузафа вошёл к владыке персов, одетый в тонкое покрывало, а сверху на нём была накидка из толстой ткани. В его наряде явно чувствовалась простота араба-бедуина. Но вместе с тем он вступил в зал в полный рост с высоко поднятой головой. Во всём его облике чувствовалось могущество Ислама, а сердце было преисполнено гордости за свою веру. Увидев, как Абдулла приближается к нему, хосрой подал знак одному из своих придворных, приказав ему взять послание из рук Абдуллы. Однако он возразил: — Нет, посланник Аллаха повелел мне, чтобы я вручил его письмо тебе лично в руки. Я не собираюсь нарушать повеление посланника Аллаха. Хосрой сказал своим людям: «Дайте ему дорогу, пусть подходит ко мне». Абдулла подошёл к хосрою и передал послание в его руки. Хосрой позвал арабского писаря из жителей аль-Хиры и приказал ему вскрыть послание, а затем прочитать его. В нем говорилось: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного... От посланника Аллаха Мухаммада хосрою, персидскому царю , мир тому, кто следует истинному пути...» Как только хосрой услышал эти начальные фразы послания, гнев всколыхнул его грудь, лицо покраснело, а жилы на шее налились кровью. Ярость хосроя вызвало то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал своё письмо с упоминания в первую очередь своего имени... Персидский царь вырвал письмо из рук писаря и начал рвать его в клочья, не успев ознакомиться с тем, что там было написано. При этом он кричал: «Как он мог обратиться ко мне подобным образом? Ведь он — мой раб!» Затем он потребовал вывести Абдуллу из зала заседаний, что и было сделано. * * * Абдулла Ибн Хузафа вышел из зала, размышляя, как Аллах поступит с ним: убьют его или оставят, но про себя он говорил: «Мне всё равно, что со мной будет, если я выполнил задание посланника Аллаха». Он сел на своего верблюда и помчался в свою страну. Когда утих в хосрое гнев, он приказал привести Абдуллу к себе, но Абдуллы уже не было. Они поискали его, но его уже и след простыл. Погнались за ним по дороге в Аравию, однако догнать не успели. Прибыв к Пророку, да благословит Аллах его и приветствует, Абдулла рассказал ему обо всём, что произошло у хосроя, и о том, как тот разорвал послание, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только и сказал: «Разорвал Аллах его царство». * * * Что касается хосроя, то он писал своему губернатору в Йемене Базану: «Пошли к этому человеку, который появился в Хиджазе, двух силачей из твоих людей, и пусть они приведут его ко мне...» Базан послал своих двух лучших людей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с письмом к нему, в котором говорилось, что персидский губернатор повелевает ему явиться вместе с ними к хосрою без всякого промедления... Он приказал также своим людям разузнать всё как следует о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, и его религии, а затем со всеми сведениями явиться к нему. Нисколько не мешкая, гонцы бросились выполнять приказ наместника и вскоре прибыли в ат-Таиф. Там они нашли курайшитских купцов и начали разузнавать о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует. Люди ответили, что он в Йасрибе. Радостные, купцы направились в Мекку. Там они стали поздравлять курайшитов, говоря: — Радуйтесь! Хосрой взялся за Мухаммада и избавит вас от его зла. Тем временем два гонца держали свой путь в сторону Медины, и как только прибыли туда, то тут же разыскали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и вручили ему письмо Базана. При этом они сказали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: — Царь царей написал нашему повелителю Базану, чтобы он послал за тобой людей, которые должны доставить тебя к нему... Вот мы и прибыли, чтобы ты отправился вместе с нами к нему. Если ты согласишься, то мы замолвим за тебя слово перед хосроем, и он не причинит тебе вреда. Если же ты откажешься, то нет нужды говорить тебе о силе, могуществе хосроя и его способности погубить тебя и твой народ. Улыбнувшись, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: — Идите переночуйте там, где вы остановились, а завтра приходите ко мне. Вернувшись утром следующего дня к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, гонцы спросили его: «Ну как, ты приготовился ехать с нами на встречу с хосроем?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил им: — Больше уже вы не встретитесь с хосроем. Аллах убил его руками его сына Ширавейха ночью такого-то числа и такого-то месяца... Оба гонца ошарашенно уставились на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с выражением величайшего изумления на лицах. — Ты соображаешь, что говоришь? — воскликнули оба. — Нам что, написать об этом Базану?! «Да, — ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. — Ещё передайте Базану, что, поистине, моя религия достигнет всей территории, куда достигло царство хосроя. И если он примет Ислам, я дам ему власть на всем, что есть под его рукой, и назначу его же повелителем своего народа». * * * Уйдя от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оба гонца отправились к Базану и сообщили о том, что произошло. Узнав об всём, Базан сказал: «Если то, что сказал Мухаммад действительно правда, то он — Пророк. Если же это не так, то тогда решим, что с ним делать...» Вскоре Базан получил письмо от Ширавейха, в котором говорилось: «Итак, я сообщаю, что убил хосроя. Это убийство я совершил исключительно из желания отомстить за наш народ. Хосрой творил беззакония, убивая самых лучших и самых знатных людей, брал женщин себе в наложницы и присваивал богатства народа. Когда получишь мое письмо, то обяжи повиноваться мне всех своих подданных». Прочитав письмо Ширавейха, Базан отбросил его в строну и объявил, что он принял исламскую веру. Ислам приняли вместе с ним все персы, которые находились в то время в Йемене. * * * Такова история встречи Абдуллы Ибн Хузафы с хосроем, царем персов. А какова же история его встречи с императором Византии? Эта встреча с императором произошла во времена халифа Умара Ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Рассказ о ней является одной из самых интересных и замечательных историй... В 19 году по Хиджре Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправил армию на войну с византийцами, в составе которой находился Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми... Великому императору Византии сообщили о выдвижении мусульманских войск, об их беззаветной вере в Ислам, о несокрушимости их вероубеждения и самоотверженности во имя Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Император приказал своим военачальникам в случае захвата в плен одного из мусульман оставить его невредимым и доставить к нему живым. Аллаху было угодно, чтобы в плен к византийцам попал именно Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми. Они тут же доставили его к своему императору и сказали: «Этот человек — один из первых сподвижников Мухаммада. Он попал к нам в плен, и мы привели его к тебе». * * * Византийский император долго и пристально разглядывал Абдуллу Ибн Хузафу, а затем первым прервал молчание: — Я делаю тебе предложение. — Какое именно? — спросил Абдулла. — Я предлагаю тебе принять христианскую веру, — сказал император.— Если ты сделаешь это, то я отпущу тебя на все четыре стороны и окажу тебе величайшие почести. С большим достоинством пленный решительно ответил: «Увы, это невозможно! Смерть для меня гораздо желаннее, чем то, к чему ты меня призываешь, и я предпочту её тысячу раз твоему предложению». — Я вижу, ты доблестный человек, — сказал император. — Если ты согласишься на моё предложение, то станешь моим приближённым в управлении государством, и я поделюсь с тобой властью. Закованный в кандалы пленник улыбнулся и сказал: — Клянусь Аллахом, даже если ты отдашь мне всё, чем обладаешь, и всё, чем обладают арабы только за то, чтобы я на маленькую толику отошёл от религии Мухаммада, то я не соглашусь и на это предложение. — В таком случае я убью тебя — сказал император. — Можешь делать всё, что тебе заблагорассудится — ответил на это Абдулла. По приказу императора Абдуллу распяли, а затем он сказал на латыни своим лучникам: «Пустите стрелы, чтобы они вонзились рядом с его руками». После этого император предложил ему перейти в христианство, но Абдулла отказался. Тогда император приказал: «Пустите стрелы так, чтобы они вонзились рядом с его ногами». При этом император вновь повторил Абдулле своё предложение отказаться от своей религии, но встретил отказ. После этого император приказал своим людям прекратить пускать стрелы и снять Абдуллу с креста, на котором он был распят. Затем он приказал принести огромный сосуд с маслом, который поставили на огонь, пока масло не закипело. Далее он повелел привести двух пленных мусульман и бросить одного из них в кипящее масло. Когда человека бросили в котёл, его тело начало мгновенно распадаться и вскоре кости стали голыми... Император повернулся к Абдулле Ибн Хузафе и предложил ему принять христианство. Однако на этот раз отказ Абдуллы был ещё более решительным. Разочаровавшись в своих попытках, император приказал бросить Абдуллу в тот самый котёл, в котором заживо были сварены два его товарища. Когда Абдуллу подвели к котлу, он заплакал. Увидев это, люди императора сказали своему государю: «Он плачет...» Решив, что Абдулла испугался, император приказал: — Подведите его ко мне! Когда Абдулла предстал перед ним, император ещё раз предложил ему принять христианство, но вновь встретил решительный отказ. Тогда император спросил его: «Горе тебе! Тогда отчего же ты заплакал?!» Абдулла ответил: «Меня до слёз расстроило то, что я подумал про себя: сейчас тебя бросят в этот котёл, и ты отдашь душу Аллаху. Мне очень хотелось, чтобы у меня было столько душ, сколько волос на теле, и все они были бы брошены в котёл во имя Аллаха». Тиран спросил: — А что ты скажешь на то, чтобы поцеловать меня в голову, а за это я освобожу тебя? Абдулла спросил его: — А освободишь ли ты за это всех других пленных мусульман? Император ответил: — Да, я освобожу тогда и всех других пленных мусульман. Абдулла сказал: — Я подумал про себя: если я поцелую в голову одного из врагов Аллаха, а он освободит за это меня и всех других пленных мусульман, то для меня не будет в этом греха. После этого Абдулла склонился и поцеловал императора в голову. После этого византийский государь приказал собрать всех пленных мусульман и отпустить их на свободу вместе с Абдуллой. Таким образом они все были освобождены. * * * Абдулла Ибн Хузафа пришел к Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и обо всём ему рассказал. Халиф пришёл в неописуемый восторг и, увидев освобождённых пленных, сказал: «Каждый мусульманин должен поцеловать голову Абдуллы Ибн Хузафы... и я первый, кто сделает это...» Поднявшись, он поцеловал его в голову... УМАЙР ИБН ВАХБ«Поистине, Умайр Ибн Вахб стал для меня роднее, чем некоторые мои дети». (Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах). Умайр Ибн Вахб невредимым вернулся после битвы при Бадре, но оставил там своего сына Вахба, который попал в плен к мусульманам. Умайр опасался, что мусульмане возьмут юношу заложником в качестве платы за его, Умайра, грехи и подвергнут его жестоким пыткам за тот вред, который он нанёс посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам, да будет доволен ими Аллах, в назидание и для запугивания других. Как-то утром Умайр отправился на место поклонения, чтобы совершить обход Каабы и испросить благословения у находящихся там идолов. Там он увидел Сафвана Ибн Умайу, который сидел рядом с камнем. Приблизившись к нему, Умайр сказал: — Доброе утро, о вождь курайшитов! — Доброе утро, о Абу Вахб, — ответил Сафван. — Присаживайся, поговорим часок, и за беседой проведём время. Умайр сел рядом с Сафваном Ибн Умайей, и двое мужчин начали вспоминать события битвы при Бадре и её ужасный исход. Они вновь перечислили имена пленных, попавших в руки Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Они оплакивали знатных курайшитов, павших под ударами мечей мусульман и сгинувших в недрах Кулаиба». Тяжело вздохнув, Сафван Ибн Умайа сказал: — Клянусь Аллахом, это были лучшие люди в нашей жизни, а сейчас уже таких нет. — Ты прав, клянусь Аллахом, — произнёс Умайр. Помолчав недолго, он добавил: — Клянусь властителем Каабы, если бы не мои долги, которые мне нечем выплачивать, и не боязнь того, что после меня дети будут обездоленными и пойдут по миру, то я отправился бы к Мухаммаду и убил бы его, навсегда покончив с этим злом. — Затем, понизив голос, он сказал: — То, что мой сын Вахб находится у них, не вызовет ни у кого никаких подозрений, если я отправлюсь в Йасриб. * * * Сафван Ибн Умайа ухватился за эти слова Умайра ибн Вахба, не желая упускать такой прекрасный случай. Повернувшись к нему, Сафван сказал: «О Умайр, давай я возьму выплату твоих долгов на себя, как бы велики они ни были... А что касается твоих детей, то я возьму их в свою семью, и они будут воспитываться вместе с моими, пока мы живы... Денег у меня достаточно много, чтобы их хватило на безбедное существование их всех». Умайр сказал: — Итак, сохраняй в тайне нашу беседу, и никого в неё не посвящай. — Я обещаю тебе это, — ответил Сафван. * * * Умайр уходил с места поклонения, и жаркий огонь ненависти к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, полыхал в его сердце. Он начал тщательную подготовку к выполнению своего замысла. Умайр совершенно не опасался того, что кто-то усомнится или заподозрит его, когда он отправится в своё путешествие, так как родственники пленных курайшитов часто бывали в Йасрибе, чтобы выкупить их из плена. * * * Умайр Ибн Вахб приказал наточить свой меч и смазать его ядом. Затем он повелел запрячь свою верблюдицу. Когда её привели, он уселся в седло... Преисполненный гнева и ненависти, он взял путь на Медину. Добравшись до Медины, Умайр прямиком направился к мечети, стремясь встретить там посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Недалеко от входа в мечеть он опустил верблюдицу и слез с неё. * * * В это время Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сидел с несколькими сподвижниками Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, недалеко от входа в мечеть. Они предавались воспоминаниям о битве при Бадре, говорили о взятых в плен курайшитах и понесённых врагом потерях. Они вспоминали героические действия и подвиги мусульман-мухаджиров и ансаров, а также говорили о почётной победе, дарованной им Аллахом, и о жестоком поражении, ниспосланном их врагам. Случайно обернувшись, Умар увидел Умайра Ибн Вахба, спрыгивающего с верблюдицы, и как затем он, опоясанный мечом, направился к мечети. Обеспокоенный Умар вскочил и воскликнул: — Эта собака Умайр Ибн Вахб — враг Аллаха... Клянусь Аллахом, для злых дел он прибыл сюда! Он натравливал язычников на нас в Мекке и был их шпионом до Бадра. Затем он обратился к своим собеседникам: — Спешите к посланнику Аллаха и все время будьте рядом с ним. Следите за тем, чтобы этот коварный мерзавец не совершил вероломства в отношении Пророка. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, раньше других, Умар сказал ему: «О посланник Аллаха, у нас появился враг Аллаха Умайр Ибн Вахб, опоясанный мечом. Я уверен, что он замышляет что-то недоброе». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведите его ко мне!». Подойдя к Умайру Ибн Вахбу, Умар схватил его за шиворот, набросил ему на шею перевязь своего меча и в таком виде повёл его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел Умайра, то приказал Умару отпустить его и отойти назад. Умар отпустил Умайра и отступил. Подойдя к Умайру Ибн Вахбу, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: — Подойди поближе, о Умайр! Умайр приблизился и сказал: «Доброе утро!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почтил нас Аллах другим приветствием, лучшим, чем твоё, Умайр... Он пожаловал нам в качестве приветствия слово «мир». Этим словом приветствуют друг друга жители Рая». Умайр ответил на это: — Клянусь Аллахом, твоё приветствие не слишком далеко от нашего и появилось недавно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: — Что привело тебя сюда, Умайр?! Он ответил: — Я прибыл, чтобы просить освобождения пленного, находящегося в ваших руках. Сделайте для меня это доброе дело. — А почему же у тебя меч на шее? — А это угодно Аллаху... А разве была от тебя польза для нас в битве при Бадре? — Говори правду, Умайр! — воскликнул Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. — Что привело тебя сюда? — Именно из-за этого я здесь, — ответил Умайр. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: — Ты и Сафван ибн Умайа сидели вместе у Каабы, поминая убитых курайшитов, а затем ты сказал: «Если бы не мой долг и малые дети, то я бы отправился в путь, чтобы убить Мухаммада...» Сафван Ибн Умайа взял на себя уплату твоего долга и заботу о твоих детях с тем, чтобы ты убил меня... Так что твои слова не соответствуют истине. Мгновение Умайр ошеломлённо молчал, затем воскликнул: — Свидетельствую, что, истинно, ты посланник Аллаха! — Затем он продолжал: — Раньше мы считали, что ты лжёшь, о посланник Аллаха, когда ты приходил к нам с небесными заветами и откровениями. О моём разговоре с Сафваном Ибн Умайей не знала ни одна живая душа, кроме меня и его... Клянусь Аллахом, я убедился, что об этом тебе сообщил никто иной, как Аллах... Хвала Аллаху, Который привёл меня к тебе силой, чтобы наставить на путь истинный, путь Ислама. Затем Умайр засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллах. Так он принял исламскую веру. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: — Просвещайте вашего брата в его религии, обучайте его Корану и освободите его пленного. * * * С огромной радостью восприняли мусульмане весть о том, что Умайр Ибн Вахб принял Ислам, а Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, даже сказал: «Истинно, свинья была мне желаннее, чем Умайр Ибн Вахб, когда он пришел к посланнику Аллаха. Сегодня же он стал для меня роднее, чем некоторые мои дети». * * * Умайр очищал свою душу исламским учением, заполнил своё сердце светом Корана, приветствуя лучшие и самые замечательные дни в своей жизни. Это так захватило его, что заставило забыть Мекку и мекканцев. В то же самое время преисполненный самых радужных надежд Сафван Ибн Умайа обходил клубы курайшитов, говоря всем: — Я предвещаю вам великую весть, которая скоро дойдёт до вас и заставит забыть вас даже поражение в битве при Бадре! * * * Однако, когда ожидание затянулось, Сафван Ибн Умайа почувствовал, как беспокойство постепенно проникает в его душу. Он уже не мог усидеть на месте, как будто под ним были раскалённые угли. Сафван расспрашивал всех путников и всадников об Умайре Ибн Вахбе, но никто не мог дать ему успокоительного ответа... В конце концов один из путешественников сказал ему, что Умайр принял Ислам... Эта новость потрясла Сафвана, подобно удару молнии, так как он пребывал в глубочайшей уверенности, что Умайр Ибн Вахб не примет Ислам даже в том случае, если все жители планеты станут мусульманами. * * * Просветившись в своей религии и заучив наизусть некоторые высказывания своего Владыки, Умайр Ибн Вахб пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: «О посланник Аллаха, в течение длительного времени я упорно пытался погасить свет Аллаха, причинял огромный вред тем, кто придерживался религии Ислама. Я хочу, чтобы ты разрешил мне отправиться в Мекку и призывать курайшитов к Аллаху и Его посланнику. Если они примут мой призыв, то это будет благом для них, а если отвергнут, то я буду наносить вред их религии точно так же, как я вредил в прошлом сподвижникам посланника Аллаха». Получив разрешение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умайр прибыл в Мекку. Придя в дом Сафвана Ибн Умайи, он сказал: — О Сафван, истинно, ты один из вождей Мекки и один из умнейших курайшитов. Неужели ты вообразил себе и уверен в том, что ваше поклонение камням и жертвоприношение может быть истинной религией?! Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. * В Мекке Умайр продолжал призывать к Аллаху, в результате чего Ислам приняли многие люди. Аллах щедро вознаградил Умайра Ибн Вахба и ниспослал свет в его могилу. АЛЬ-БАРА ИБН МАЛИК АЛЬ-АНСАРИ«Не назначайте аль-Бару командующим ни одной из мусульманских армий, так как есть опасение, что он погубит войска своей безрассудностью». (Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах). Этот человек с всклокоченными и запыленными волосами был хилого телосложения, тощим и настолько невзрачным, что случайно увидевший его сразу же старался отвернуться. Однако несмотря на это, в личных поединках он убил сто язычников, не говоря уже о тех врагах, которых он уничтожил в групповых боях и схватках. Он был отважным воином-героем, по поводу которого аль-Фарук (Умар), да будет доволен им Аллах, писал своим наместникам в провинциях: «Не назначайте аль-Бару командующим ни одной из мусульманских армий, так как есть опасение, что он погубит войска своей безрассудностью». Аль-Бара Ибн Малик аль-Ансари был братом Анаса Ибн Малика, слуги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если бы я взялся перечислять вам все подвиги аль-Бары Ибн Малика, то это заняло бы слишком много времени и затянуло бы повествование. Поэтому я счёл возможным рассказать вам об одном из его подвигов, что даст вам представление обо всех других. * * * Эта история началась буквально в первые часы после смерти благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встретившегося с Всевышним, когда целые роды из арабских племён начали отступать от религии Аллаха подобно тому, как в своё время они принимали её. Верность Исламу сохранили только жители Мекки, Медины, Таифа, а также ряд рассеянных по стране общин, в сердцах которых Аллах укрепил веру. * * * Правдивейший халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, несокрушимой стеной стал на пути этой разрушительной и слепой смуты. Из мухаджиров и ансаров было сформировано одиннадцать армий, которым халиф вручил знамёна, а затем двинул их во все концы Аравии для того, чтобы вернуть вероотступников на путь истины и права, а упорствующих направить на правильный путь на лезвиях мечей. Самыми упорными и многочисленными вероотступниками были люди из племени бану Ханифа, откуда родом был лжепророк Мусайлима. Под свои знамёна Мусайлима собрал сорок тысяч опытных бойцов из своего племени и других союзников. Большинство из этих людей следовали за Мусайлимой исключительно в силу своего националистического фанатизма, а не веры в него. Некоторые из них говорили: «Свидетельствуем, что Мусайлима — лжец, а Мухаммад прав... Однако лживый родственник из южных арабов любезнее и ближе нам, чем правдивый и искренний выходец из северных арабов». * * * Войска Мусайлимы нанесли поражение первой из армий мусульман, которая выступила против него под командованием Икримы Ибн Абу Джахля, вынудив его отойти. Правдивейший халиф, да будет доволен им Аллах, направил вторую армию под командованием Халида Ибн аль-Валида, где был собран цвет ансаров и мухаджиров. В авангарде и тех и других действовал аль-Бара Ибн Малик аль-Ансари с отрядом лучших мусульманских богатырей. * * * Обе армии встретились на земле Йамамы в Наджде. Через некоторое время чаша весов в бою начала склоняться в пользу Мусайлимы и его сторонников, и почва начала уходить из-под ног мусульманских бойцов. Под нажимом противника мусульмане начали отходить, и сторонники Мусайлимы атаковали шатёр Халида Ибн аль-Валида. Им удалось повалить шатёр на землю, и они обязательно убили бы жену Халида, если бы один из мусульман не защитил её. В этот момент мусульмане почувствовали серьёзнейшую опасность и осознали, что если они потерпят и на этот раз поражение от Мусайлимы, то Ислам прекратит своё существование в Аравии, так как люди перестанут поклоняться Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища. В этот тяжёлый миг Халид устремился к солдатам своей армии и перестроил их таким образом, чтобы отделить мухаджиров от ансаров, а бедуинов от тех и других. Все сыновья одного отца действовали под флагом одного из них, так что была видна степень отваги каждой боевой группы в сражении. При такой организации легко устанавливалось также направление главного удара против мусульман. * * * Между двумя противоборствующими сторонами завязался ожесточённый кровавый бой, примера которому до тех пор не было в истории войн, которые вели мусульмане. Солдаты из народа Мусайлимы проявляли чудеса храбрости на поле боя и стояли насмерть, подобно несокрушимым скалам, не взирая ни на какие потери. Мусульмане же, со своей стороны, совершили столько блестящих подвигов, что если их все собрать, то можно было бы написать одну из самых замечательных исторических эпопей. Знаменосец ансаров Сабит Ибн Кайс вырыл себе яму, завернулся в саван, подобно мумии, залез по колено в яму и несокрушимо стоял в ней, защищая знамя своего народа до тех пор, пока не пал смертью храбрых в бою. Брат Умара Ибн аль-Хаттаба Зайд Ибн аль-Хаттаб взывал к мусульманам: — О люди! Стисните зубы, крушите вашего врага и идите вперёд... О люди! Клянусь Аллахом, я не произнесу больше ни одного слова, пока не будет сокрушён Мусайлима или я встречусь в Аллахом, и я представлю Ему мой аргумент... Затем он бросился на врага и сражался, пока не был убит. Знамя мухаджиров нёс Салим Маулайа Абу Хузайфа, но бойцы опасались, что он ослабнет. Они сказали ему: «Мы опасаемся, что обгоним тебя в бою». Он ответил: «Если вы опередите меня в бою, то я плохой носитель Корана...» Затем он яростно атаковал противника и геройски воевал, пока не был сражён на поле боя. Однако все эти подвиги меркнут перед героизмом аль-Бары Ибн Малика. Когда Халид увидел, что разгар битвы достиг высшей степени ожесточения, он повернулся к аль-Баре ибн Малику и сказал: — Иди к ним, надежда ансаров... Вернувшись к своим людям, аль-Бара воззвал к ним: — О ансары! Пусть никто из вас и не помышляет об отступлении в Медину. С сегодняшнего дня нет для вас Медины, а есть лишь только Один Аллах... и Рай... Затем, увлекая за собой ансаров, он бросился в атаку на язычников. Своим мечом аль-Бара рассеивал ряды противника, беспощадно рубил головы врагам Аллаха, пока дрожь не охватила ноги Мусайлимы и его сторонников. Они попытались скрыться в саду (араб. хадика), который с тех пор получил название в истории «сад смерти» из-за огромного количества людей, убитых там в тот день. * * * Этот «сад смерти» представлял собой обширную территорию, покрытую растительностью и окружённую высокими стенами. За этими стенами и попытался укрыться Мусайлима с тысячами своих сторонников, заперев за собой ворота. Из-за высоких стен солдаты Мусайлимы обрушили на мусульман тучи стрел, которые были подобны дождю. Тогда вперёд вышел легендарный богатырь мусульман, их герой аль-Бара Ибн Малик и обратился к воинам: — О люди! Положите меня на щит и поднимите его вверх на копьях, а затем сбросьте меня в сад через стену вблизи ворот. Я либо погибну, либо открою вам ворота. В мгновение аль-Бара Ибн Малик уселся на щит, так как был худощавым человеком, хрупкого телосложения. Десятки копий подняли щит вверх и перебросили его в «сад смерти» в самую гущу солдат Мусайлимы. Подобно смертоносной молнии, аль-Бара обрушился на них, ведя с ними жестокий бой у ворот парка. Аль-Бара убил десятерых противников и ему удалось открыть ворота, несмотря на то, что в схватке он получил более восьмидесяти ранений, нанесённых копьями и мечами... Со стен и через ворота мусульмане ворвались в «сад смерти» и начали рубить головы искавшим убежища вероотступникам. В этой схватке было убито почти двадцать тысяч язычников, среди которых был и сам Мусайлима. * * * Израненного аль-Бару Ибн Малика отнесли на его стоянку для лечения. Халид ибн аль-Валид оставался в лагере в течение целого месяца, пока аль-Бара залечивал раны. В конце концов Аллах ниспослал ему выздоровление, как и победу мусульманским воинам через посредство аль-Бары. * * * Аль-Бара Ибн Малик аль-Ансари по-прежнему стремился отдать жизнь во имя Аллаха и принять мученическую смерть, которая миновала его в день схватки в «саду смерти». Стремясь осуществить свою заветную мечту и встретиться с благородным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Бара принимал участие в одной битве за другой, пока не настал день сражения за Тустар в Персии. Мусульмане осадили персов, которые укрепились в одной из крупных крепостей. Крепость была окружена прочным кольцом блокады, которая через некоторое время стала источником больших бед для персов. С крепостных стен они начали спускать вниз железные цепи с прочными стальными крюками на концах, раскалёнными на огне до такой степени, что они были горячее горящих углей. Эти крюки впивались в тела мусульман, и их поднимали вверх мёртвыми или полумертвыми. Один из таких крюков зацепил брата аль-Бары Ибн Малика Анаса Ибн Малика. Едва завидев это, аль-Бара прыгнул на крепостную стену и схватился за цепь, на которой висел его брат. Поймав крюк, он попытался вынуть его из тела брата. Рука аль-Бары начала обгорать, но он не оставлял своих попыток, пока не спас брата. Затем он спустился с ним на землю, когда его рука превратилась в голую кость, поскольку мышцы сгорели. В этой битве аль-Бара Ибн Малик аль-Ансари воззвал к Аллаху, чтобы Он ниспослал ему мученическую смерть героя. Аллах ответил на его призыв — аль-Бара пал в этой битве смертью храбрых, стремясь к встрече с Аллахом. * * * Аллах поместил аль-Бару Ибн Малика в райские кущи рядом со Своим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Из книги "Сувару мин хаяти ассохаба" Абдуррахман Рафат Аль-Баша |