История о сподвижниках Пророка (сас).5 |
Автор: Administrator |
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} АСМА БИНТ АБУ БАКР
Асма прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом. Из истории
Эта сподвижница посланника Аллаха была очень знаменитой женщиной. Её отец, дед, сестра, муж и сын были сподвижниками посланника Аллаха. Уже только это является предметом гордости и особого почитания людей. Её отец, правдивейший Абу Бакр, был близким другом и сподвижником благородного посланника Аллаха при его жизни, а после его смерти стал его преемником, возглавив халифат. Её дед Абу Атик был отцом Абу Бакра. Мать правоверных Аиша была её сестрой. Её муж аз-Зубайр ибн аль-Аввам был близким соратником и учеником посланника Аллаха. Сыном же Асмы был Абдулла ибн аз-Зубайр, да будет Аллах доволен ими всеми... Таково было окружение Асмы Бинт Абу Бакр, и этим всё сказано... Асма была среди первых, кто принял исламскую веру. В этой величайшей добродетели её опередило всего лишь семнадцать человек, как мужчин, так и женщин. Асма получила также титул «обладательницы двух поясов». В тот день, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с её отцом отправлялись в Медину, она приготовила им припасы на дорогу и бурдюк с водой. Не найдя ничего, чем можно было бы привязать всё это, Асма разорвала на две части свой пояс. Одной половиной она привязала торбу с припасами, а второй закрепила бурдюк для воды. Увидев это, Пророк воззвал к Аллаху, чтобы Он одарил Асму двумя поясами в Раю. Именно поэтому ее прозвали «обладательницей двух поясов».
* * *
На Асме женился аз-Зубайр ибн аль-Аввам, который был в то время бедным юношей, не имевшим ни одного слуги. У него не было также никакого имущества или средств, за исключением одного коня. Зато он обрёл благо в лице праведной жены, которая обслуживала его, присматривала за его конём и толкла зёрна ему на корм. Однако впоследствии Аллах смилостивился над аз-Зубайром, и он стал одним из богатейших сподвижников посланника Аллаха. Когда Асме предоставилась возможность переселиться в Медину, чтобы бежать со своей религией к Аллаху и Его посланнику, она была на последнем месяце беременности своим сыном Абдуллой ибн аз-Зубайром. Однако это обстоятельство не помешало ей отправиться в тяжёлый и долгий путь. Недалеко от Медины в деревне Куба она родила своего ребёнка. Все мусульмане громко возвеличили Аллаха и воздали Ему хвалу, поскольку это был первый новорождённый у мухаджиров в Медине. Асма принесла ребёнка посланнику Аллаха и положила его ему на колени. Взяв немного своей слюны, Пророк положил её ему в рот, а затем испросил для младенца благословение Аллаха. Таким образом, первое, что попало вовнутрь сына Асмы, была слюна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!
* * *
Дочь Абу Бакра обладала самыми благородными и добрыми качествами. К тому же она отличалась редким даже для мужчин благоразумием. Своей жизнью она являла собой образец бесконечной щедрости. Её сын Абдулла рассказывал: «В своей жизни я не видел более щедрых женщин, чем моя тётя Аиша и моя мать Асма, хотя их щедрость и отличалась. Моя тётя понемногу собирала средства, пока не накапливалась достаточная сумма, чтобы её можно было поделить между нуждающимися. А моя мать, когда у неё что-нибудь появлялось, не могла дождаться даже следующего дня, чтобы раздать что-нибудь бедным».
* * *
Благодаря своему острому уму, Асма прекрасно действовала в самых критических ситуациях... Например, когда правдивейший Абу Бакр ушёл вместе с посланником Аллаха в Медину, то забрал с собой все свои деньги - шесть тысяч дирхемов, ничего не оставив семье... Когда его отец Абу Кухафа, который оставался язычником, узнал об отъезде сына, то пришёл к нему в дом и сказал Асме: — Клянусь Аллахом, он причинил вам г0ре, забрав все деньги, да ещё нанёс вам удар своими собственными действиями. Асма возразила ему: — Совсем нет, отец! Он оставил нам много денег. Взяв мелких камешков и насыпав их в углубление в стене, где в доме обычно хранились деньги, она накрыла их одеждой, подвела старика за руку, так как он был слепым, и сказала: — Убедись сам, отец, сколько он оставил нам денег. Затем она положила его руку на одежду, под которой находились камешки. Старик сказал: «Это приличная сумма. Если он оставил вам столько, то поступил порядочно». Тем самым Асма хотела успокоить старика, чтобы не вынуждать его давать ей свои деньги. Ей очень не хотелось получать любую помощь или блага от язычника, даже если он и был для неё дедом...
* * *
Если история и выпустила из виду все славные дела дочери Абу Бакра Асмы, то она никогда не забудет её рассудительности, решительности и силу её веры, которую она продемонстрировала во время своей последней встречи со своим сыном Абдуллой. После смерти Йазида ибн Муавии халифат перешёл к Аб-дулле ибн аз-Зубайру. Ему подчинялись Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан и большая часть аш-Шама. Почти сразу же Омейяды снарядили в поход против него огромную армию под командованием аль-Хаджаджа ибн Йусуфа ас-Сакафи. Противоборствующие стороны завязали между собой кровопролитные сражения, в которых ибн аз-Зубайр проявлял истинный героизм, достойный такого рыцаря-богатыря, которым он был. Однако его сторонники начали постепенно покидать его. Придя на священную землю Дома Аллаха, он укрылся со своими спутниками в Каабе... За несколько часов до своей гибели он пришёл к своей матери Асме, которая была уже дряхлой и слепой старушкой, сказав ей: — Мир тебе, мама, милость Аллаха и Его благословение... Она ответила: — И тебе мир, Абдулла... Что привело тебя в такой час, когда катапульты аль-Хаджаджа обрушивают каменные глыбы на твоих воинов на священной территории, сотрясая всю Мекку? — Я пришёл попросить у тебя совета, - сказал Абдулла. — Попросить у меня совета?! В чём же?! Абдулла сказал: — Люди бросили меня на произвол судьбы, испугавшись аль-Хаджаджа или соблазнившись тем, что у него есть. Меня бросили даже мои дети и близкие. Со мной осталась совсем небольшая группа моих сторонников, которые, как бы ожесточённо они ни сражались, продержатся от силы два часа. Гонцы омейядов обещают дать мне любые мирские блага и богатства, которые я захочу, если я сложу оружие и присягну на верность Аб-дель Малику ибн Марвану. Что ты думаешь по этому поводу? Возвысив свой голос, Асма сказала: — Это твоё дело, Абдулла, так как ты лучше знаешь себя самого... Если ты уверен, что ты прав и призываешь к истине, то будь стойким и сражайся так же упорно, как сражались твои товарищи, которые пали под твоим знаменем... Если же ты стремился к мирским благам, то тогда ты плохой слуга Аллаха, тогда ты погубил свою душу и своих людей. — Но это означает, что сегодня я обязательно буду убит, — сказал Абдулла. Асма ответила: — Это будет лучшим для тебя, чем добровольно отдать себя в руки аль-Хаджаджа, а потом твоей головой будут играть омей-ядские слуги. — Я не боюсь смерти, а боюсь надругательства над своим телом, — сказал Абдулла. - После смерти человеку нечего бояться. Зарезанному барашку не больно, когда с него снимают шкуру.., — сказала Асма. Радостью озарилось лицо Абдуллы, и он воскликнул: — Да будешь ты благословенна, да будут благословенны твои высокие и похвальные качества! Я пришёл к тебе в такой час исключительно ради того, чтобы услышать от тебя то, что ты сказала. Аллаху известно, что я не ослаб и не обессилел. Аллах Свидетель того, что я делал всё вовсе не ради нашего материального мира и его мишуры. Я вершил все мои дела, будучи в гневе из-за того, что люди попирали запреты Аллаха, как это им заблагорассудится. А теперь я поступлю так, как это любезно тебе. Не впадай в скорбь, если я буду убит, и предайся воле Аллаха. .. — Я бы скорбела по тебе, если бы ты погиб ради неправого дела, - сказала Асма. Абдулла продолжал: — Будь уверенна, что никогда в жизни я не собирался совершать что-нибудь запрещённое или греховное, либо противоречащее закону Аллаха. Я никогда не был вероломным и бесчестным, не притеснял мусульманина и не нарушал договора с защищаемыми мною иноверцами. Для меня никогда не было ничего превыше благосклонности Всевышнего и Всемогущего Аллаха... Я говорю всё это не для того, чтобы обелить себя, так как Аллах знает всё про меня лучше, чем я сам. Я сказал всё это для того, чтобы твоё сердце преисполнилось твёрдости. Асма сказала: — Хвала Аллаху, Который наставил тебя на путь, угодный Ему и мне... Подойди ко мне, сынок, чтобы я смогла вдохнуть твой запах и прикоснуться к тебе, так как это, наверное, наша последняя встреча. Припав к рукам и ногам матери, Абдулла покрыл их поцелуями, а Асма, прижавшись к его волосам и лицу, вдыхала его запах и целовала его. Обняв Абдуллу, она начала гладить его тело, но вдруг, подняв руки, она воскликнула: — Во что ты одет, Абдулла?! — В кольчугу, — ответил он. — Сынок, это не та одежда, которую надевает на себя тот, кто хочет пасть смертью муджахида на поле боя! — воскликнула Асма. - Я надел её только ради тебя, чтобы успокоить твоё сердце, — сказал Абдулла. — Сними её, — потребовала Асма. — Это придаст тебе мужества и отваги, усилит твой боевой пыл и облегчит твои передвижения. Вместо неё надень широкие длинные шаровары, чтобы в случае твоей гибели твоё тело не оголилось. Сняв с себя кольчугу, Абдулла ибн аз-Зубайр надел свои шаровары и отправился на священную территорию продолжать бой. На прощание он сказал матери: — Не переставай молиться за меня Аллаху, мама. Воздев руки к небу, Асма взмолилась: — О Аллах, смилостивись над ним за его ночные бдения и проникновенные молитвы к Тебе в ночном мраке, когда все люди спали! О Аллах, смилостивись над ним за его голод и жажду, когда он постился в полуденный зной Медины и Мекки... О Аллах, смилостивись над ним за его доброту и любовь к своим отцу и матери... О Аллах, я предоставила его воле Твоей, и я буду довольна Твоим предопределением... Ниспошли мне за моё терпение награду, которой Ты вознаграждаешь стойких.
* * *
Ещё до заката солнца в этот день Абдулла ибн аз-Зубайр покинул эту жизнь и ушёл под сень своего Владыки. Всего лишь через несколько недель после гибели Абдуллы его мать Асма, дочь Абу Бакра, воссоединилась с ним. Она прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом.
ТАЛХА ИБН УБАЙДУЛЛА
Кого радует вид человека, идущего по земле после своей смерти, пусть смотрит на Талху ибн Убайдуллу. Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
С одним из торговых караванов курайшитов Талха ибн Убайдулла ал-Тайми находился в аш-Шаме. Когда караван прибыл в Басру[1], курайшитские шейхи-купцы устремились на многолюдный городской рынок и активно занялись куплей-продажей. Несмотря на свою юность и отсутствие такого, как у шейхов, коммерческого опыта, присущие Талхе острота ума и проницательность позволяли ему успешно конкурировать с ними и заключать самые выгодные сделки. С утра и до вечера Талха проводил на рынке, куда стекались приезжие со всех краёв. И вот здесь с ним произошло событие, которое изменило не только ход всей его жизни... Оно явилось предзнаменованием изменения всего хода истории... Предоставим же слово самому Талхе ибн Убайдулле, чтобы он сам рассказал свою захватывающую историю. Итак, Талха рассказывал: “Когда однажды мы находились на рынке Басры, один из христианских монахов воззвал к присутствующим: — О купцы! Расспросите людей, есть ли здесь кто-нибудь из мекканцев? Так как я был рядом с ним, то поспешил ответить ему: — Да, я из мекканцев. — Появился ли среди вас Ахмад? — спросил он. — А кто такой Ахмад? — спросил я. — Сын Абдуллы ибн Абдель Мутталиба, — ответил монах. — Именно в этом месяце он должен появиться, и он последний из пророков... Он выйдет из вашей мекканской земли и переселится на землю чёрных скал, пальм и источников, из которых сочится вода. Поспеши же к нему, о юноша! Сказанное монахом запало в моё сердце. Я тут же поспешил к своим верблюдам, оседлал их и приготовил к отъезду. Затем, оставив караван, я поспешил в Мекку. Достигнув её, я спросил людей: — Случилось ли что-нибудь в Мекке после нашего отъезда? Мне ответили: — Да, появился Мухаммад ибн Абдулла, который объявил себя Пророком, а ибн Абу Кухафа (Абу Бакр — Ред.) стал его последователем. Я хорошо знал Абу Бакра, который был приятным в обхождении и располагающим к себе человеком. Он был честным и благонравным купцом, с которым мы дружили и любили проводить с ним время, поскольку он хорошо знал историю курайшитов и прекрасно разбирался в их генеалогии. Придя к нему, я спросил: — Правду ли говорят, что Мухаммад ибн Абдулла явился с пророчеством, а ты последовал за ним? — Да, — ответил он. — Это так и есть. Затем он начал рассказывать мне о Пророке, уговаривая меня присоединиться к нему. Когда я рассказал Абу Бакру о монахе, то он очень поразился этому и предложил: — Пошли вместе к Мухаммаду, и ты сам расскажешь ему об этом, а затем послушаешь, что он говорит, чтобы принять религию Аллаха. Когда я с Абу Бакром пришёл к Мухаммаду, он предложил мне принять Ислам, прочитав мне некоторые аяты Корана, пообещав блага в этой и иной жизнях. Аллах открыл мою душу навстречу Исламу, и я рассказал ему о басрийском монахе. Мой рассказ произвёл на Мухаммада хорошее впечатление, что отразилось на его лице... Затем я провозгласил перед ним, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха. Таким образом, я стал четвёртым человеком, принявшим исламскую веру, благодаря Абу Бакру”.
* * *
Принятие Ислама молодым курайшитом подействовало на его родных и близких подобно удару молнии. Больше всех расстроилась и опечалилась по этому поводу его мать. Она очень надеялась, что её сын станет вождём этого народа, благодаря своим славным и благородным качествам... Когда соплеменники Талхи попытались отвратить его от новой религии, то убедились, что он непреклонен, подобно огромной несокрушимой горе. Разочаровавшись в своих попытках переубедить его по-доброму, они прибегали к карательным мерам и истязаниям... Рассказывает Масуд ибн Хараш: “Когда я пробегал между ас-Сафой и аль-Марвой[2], то увидел многих людей, преследовавших юношу, руки которого были привязаны к шее. Они все бежали за ним, толкая его в спину и нанося удары по голове. Среди этих людей была также старая женщина, которая громким голосом всячески поносила его. Я спросил: — Кто этот юноша? Мне ответили: — Это Талха ибн Убайдулла, который отверг свою религию и стал последователем какого-то хашимита. — А кто эта старуха, которая бежит за ним? — Это его мать Ас-Сааба Бинт аль-Хадрами...
* * *
Подойдя к Талхе ибн Убайдулле, Науфал ибн Хувайлид, прозванный “львом курайшитов”, крепко привязал его верёвкой к правдивейшему Абу Бакру, а затем отдал их обоих в руки мекканских глупцов, чтобы те подвергли их самым тяжким истязаниям. Именно по этой причине Талха ибн Убайдулла и правдивейший Абу Бакр получили прозвище “соединённых”.
* * *
Дни шли своей чередой, события последовательно сменяли друг друга, и с течением времени всё более мужал Талха ибн Убайдулла, росла и ширилась его деятельность во имя Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Приверженность и преданность Талхи делу Ислама и всем мусульманам настолько окрепли, что люди начали титуловать его “живым шахидом”, а сам Посланник Аллаха называл его добрым, щедрым и великодушным Талхой. Каждому их этих титулов сопутствовала своя блестящая история, и каждая из них была одна замечательнее другой.
* * *
С прозвищем Талхи “живой шахид” связана история, которая произошла в ходе битвы при Ухуде, когда мусульмане покинули Посланника Аллаха, и с ним осталось всего одиннадцать ансаров, а из мухаджиров — только Талха ибн Убайдулла. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими спутниками поднимался в горы, их настигла группа язычников с целью убийства Посланника Аллаха. Пророк спросил: — Кто отобьёт нападение этих безбожников, чтобы стать моим спутником в Раю? — Я сделаю это, о Посланник Аллаха, — вызвался Талха. — Нет, оставайся на месте, — ответил Пророк. — Тогда это сделаю я, — сказал один из ансаров. — Хорошо, давай ты, — согласился Пророк. Этот ансар отбивал нападение противника, пока не был убит. Посланник Аллаха продолжал свой подъём в горы со своими спутниками, но язычники вновь настигали их. Пророк воскликнул: — Есть ли кто-нибудь желающий отбить нападение? — Я, о Посланник Аллаха, — отозвался Талха. — Нет, оставайся на месте, — повелел Пророк. — Тогда это сделаю я, — предложил один из ансаров. Пророк сказал: — Хорошо, сделай это. Воин из ансаров храбро вступил в бой, пока также не был убит. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал свой путь в горах, но его опять настигли язычники. Когда он вновь повторил свой вопрос, Талха ответил: “Я сделаю это, о Посланник Аллаха”. Однако Пророк и в этот раз запретил ему вступать в бой, и дал разрешение одному из ансаров. Так продолжалось до тех пор, пока не погибли все ансары, и рядом с Пророком остался один лишь Талха. И когда ещё раз догнали их язычники, то Посланник Аллаха сказал: “Да, теперь ты...” У Посланника Аллаха был выбит передний зуб, рассечены лоб и губа, кровь залила его лицо. Он начал уже ослабевать. Бросившись на язычников, Талха отогнал их от Посланника Аллаха. Затем он взвалил на себя Пророка и понёс его дальше в горы. Через некоторое время он усадил его на землю, и вновь начал отбивать атаку язычников... Так продолжалось до тех пор, пока он окончательно не отогнал врагов. Абу Бакр рассказывал: “В это время я и Абу Убайда ибн аль-Джаррах были далеко от Посланника Аллаха. Когда мы прибежали к нему, чтобы оказать помощь, он сказал: — Оставьте меня и поспешите к своему товарищу. При этом он имел в виду Талху. Подойдя к Талхе, мы увидели, что он истекает кровью, а на его теле мы насчитали более семидесяти ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами... С отрубленной кистью руки он без признаков жизни лежал в одной из ям. После этого Посланник Аллаха говорил: “Кого радует вид человека, идущего по земле после своей смерти, пусть смотрит на Талху ибн Убайдуллу””. Всякий раз, вспоминая битву при Ухуде, правдивейший говорил: “Этот весь день был днём Талхи...”
* * *
Такова история того, как Талха ибн Убайдулла стал носителем титула “живой шахид”. Что же касается таких его титулов, как “щедрый” и “великодушный”, то по этому поводу можно рассказать сто одну историю... Известно, что Талха был крупным и очень богатым купцом. Однажды благодаря одной торговой операции в Хадрамауте он получил прибыль в сумме семисот тысяч дирхемов. Целую ночь после этого Талха провел в страхе и глубокой скорби. Когда к нему вошла его жена Умм Кулсум, дочь правдивейшего Абу Бакра, то воскликнула: — Что с тобой, о Абу Мухаммад? Неужели кто-то из нас причинил тебе что-нибудь плохое? — Нет, — ответил Талха. — Ты лучшая из жён, которая только может быть у мусульманина... Я промучился всю ночь, задавая себе вопрос: “Что же думает человек о своём Владыке, если он спокойно спит, имея в доме такое богатство?!” — А почему тебя это так беспокоит? — спросила жена. — Подумай о своих обездоленных и бедных соплеменниках. Утром же подели эти деньги между ними... — Да смилостивится над тобой Аллах! — воскликнул Талха. — Ты находчивая и благородная женщина, дочь благородного отца... Рано утром Талха разложил деньги по кошелькам и кошелям, а затем раздал их беднякам среди мухаджиров и ансаров.
* * *
Рассказывают также, что как-то к Талхе ибн Убайдулле пришёл человек и попросил у него материальной помощи, указав на свою родственную связь с ним. Талха сказал: — Раньше мне никто не говорил об этой родственной связи. У меня есть участок земли, за которую Усман ибн Аффан давал мне триста тысяч... Если хочешь, возьми её себе, или же я продам её ему за триста тысяч, а эти деньги отдам тебе. Человек сказал: — Лучше я возьму деньгами... Талха вручил ему эту сумму... Да будет Аллаха доволен “щедрым и великодушным Талхой”, как назвал его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и да ниспошлёт Он свет в его могилу!
АБУ ХУРАЙРА АД-ДАУСИ
Абу Хурайра сохранил для исламской нации более тысячи шестисот хадисов из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Из высказываний историков
Вне всякого сомнения, ты, о мой читатель, знаешь эту сверкающую звезду в плеяде сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Да и найдётся ли во всей исламской нации человек, который не знает имени Абу Хурайры? В доисламский период джахилийи люди звали его Абд Шамсом. Когда Аллах почтил его Исламом и осчастливил встречей с Его Пророком, то Посланник Аллаха спросил его: — Как твоё имя? — Абд Шамс, — ответил тот. — Теперь твоё имя Абдуррахман, — сказал Пророк. — Да, Абдуррахман. Клянусь тебе жизнью отца и матери, о Посланник Аллаха! — воскликнул он. Что же касается его прозвища Абу Хурайра (отец кошечки)[3], то это объясняется тем, что в детстве у него была маленькая кошка, с которой он очень любил играть. С тех пор сверстники прозвали его Абу Хурайрой. Это прозвище так прижилось и так распространилось, что начало заменять ему настоящее имя. Когда житейские перипетии связали его с Посланником Аллаха, то он часто стал называть его с любовью и в шутку Абу Хирр. Обладатель прозвища даже начал предпочитать прозвище Абу Хирр первоначальному Абу Хурайра, объясняя это следующим образом: — Так называл меня горячо любимый мною Посланник Аллаха. Хирр означает “кот”, то есть существо мужского рода, а Хурайра — это “кошечка”, то есть существо женского рода. А мужской род всегда лучше женского...
* * *
Исламскую веру Абу Хурайра принял от ат-Туфайла ибн Амра ад-Дауси. После хиджры он ещё шесть лет жил в племени Даус, затем с группой своих соплеменников направился к Посланнику Аллаха в Медину.
* * *
Молодой человек из племени Даус целиком посвятил себя служению Посланнику Аллаха и тесному общению с ним. Своей обителью он сделал мечеть, а Пророк стал его учителем и имамом. При жизни Посланника Аллаха у Абу Хурайры не было ни жён, ни детей, а лишь только его старая мать, упорно исповедовавшая языческую религию. Из жалости и любви к своей матери Абу Хурайра настойчиво призывал её к Исламу, но она была непреклонна и продолжала стоять на своём. Всякий раз, когда Абу Хурайра оставлял её, его сердце преисполняла величайшая грусть. Однажды, когда Абу Хурайра в очередной раз призвал мать к вере в Аллаха и Его Посланника, она сказала в адрес Пророка слова, которые болезненно задели и опечалили Абу Хурайру. Весь в слезах он отправился к Посланнику Аллаха. Пророк спросил его: — Что же так расстроило тебя, о Абу Хурайра?! Он ответил: — Я неустанно призываю мою мать к Исламу, но она ни как не соглашается. Когда я сегодня в очередной раз призвал её, то услышал от неё плохие слова в твой адрес. Прошу тебя, взмолись Всемогущему Аллаху, чтобы Он склонил сердце матери Абу Хурайры к Исламу. Посланник Аллаха внял его просьбе и воззвал к Аллаху. Абу Хурайра рассказывал: “Я вернулся домой и, увидев, что дверь открыта, услышал звук льющейся воды. Только я собрался войти в дом, как моя мать крикнула мне: “Оставайся на месте!” Затем она оделась и торжественно провозгласила: “Войди же!” Когда я вошёл в дом, мать произнесла: “Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Его...” Я вновь со слезами на глазах, как и час тому назад, возвращался к Посланнику Аллаха. Но если в первый раз это были слёзы отчаяния и скорби, то теперь это были уже слёзы радости и счастья. Я воскликнул: — Возрадуйся, о Посланник Аллаха... Аллах внял твоему призыву и наставил мать Абу Хурайры на истинный путь Ислама...”
* * *
Каждой частичкой своего тела Абу Хурайра страстно возлюбил Посланника Аллаха... Он никогда не уставал любоваться Пророком, приговаривая: — Никогда не видел ничего более прекрасного и замечательного, чем облик Посланника Аллаха. Мне кажется даже, что его лик излучает солнечный свет... Абу Хурайра воздавал хвалу Всевышнему и Благословенному Аллаху за то, что Он осчастливил его быть спутником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и последователем его религии. Абу Хурайра восклицал: “Хвала Аллаху, Который направил Абу Хурайру к Исламу! Хвала Аллаху, Который научил Абу Хурайру Корану! Хвала Аллаху, Который осчастливил Абу Хурайру быть сподвижником Мухаммада!”
* * *
Подобно тому, как Абу Хурайра страстно возлюбил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с не меньшей страстью он устремился к знаниям и науке, сделав учёбу своим обычаем и пределом всех устремлений. Зайд ибн Сабит рассказывал: — Как-то раз я, Абу Хурайра и ещё один мой товарищ находились в мечети, где славили Всевышнего Аллаха и направляли Ему наши мольбы. В это время в мечеть вошёл Посланник Аллаха и, направившись к нам, уселся рядом. Мы замолчали, но он попросил: “Продолжайте то, что вы делали”. Я и мой товарищ воззвали к Аллаху прежде, чем это сделал Абу Хурайра, а Посланник Аллаха говорил “аминь” после каждой нашей мольбы... После нас к Аллаху воззвал Абу Хурайра, который сказал в своём призыве: — О Господь мой, я испрашиваю у Тебя того же, что испрашивали мои товарищи... Я испрашиваю также у Тебя знаний, которые не забываются... Пророк сказал: — Аминь! Тогда мы сказали, что мы также испрашиваем у Аллаха знаний, которые не забываются. Но Пророк сказал: — В этом вас опередил этот простой человек из племени Даус.
* * *
Подобно тому, как сам Абу Хурайра стремился к знаниям, он также хотел, чтобы учились и другие... Как-то раз, проходя по мединскому рынку, Абу Хурайра был неприятно поражён тем, как люди увязли в мирских делах, что-то непрерывно продавая и покупая, ссорясь и деля что-то. Встав перед людьми, Абу Хурайра обратился к ним: — Насколько же вы немощны, о мединцы! Люди спросили: — В чём же ты видишь нашу немощь, о Абу Хурайра? Он ответил: — Идёт делёж наследия Мухаммада, а вы находитесь здесь! Не желаете ли пойти и взять свою долю? — Где это, о Абу Хурайра? — спросили люди. — В мечети, — ответил он. Все поспешно устремились в мечеть, а Абу Хурайра остался дожидаться их. Вскоре люди начали возвращаться и, увидев его, сказали: — О Абу Хурайра, когда мы вошли в мечеть, то не увидели, чтобы там что-нибудь делили. Абу Хурайра спросил их: — А разве вы никого там не заметили? — Да нет, — ответили они. — Мы увидели, что одни там молятся, другие читают Коран, а третьи поминают Аллаха в добре и грехе. — Горе вам! — воскликнул Абу Хурайра. — Это и есть наследие Мухаммада.
* * *
Из-за своего пристрастия к знаниям Абу Хурайра голодал и бедствовал, как никто другой, потому что всё своё время полностью посвящал собраниям у Посланника Аллаха. Он сам рассказывал о себе: “Иногда чувство голода настолько усиливалось, что я даже просил кого-нибудь из сподвижников Посланника Аллаха растолковать мне один из аятов Корана, который я хорошо знал, только для того, чтобы он отвёл меня к себе домой и накормил. Как-то я испытывал такое чувство голода, что даже привязал к животу камень. Сев на дороге, по которой ходили сподвижники Посланника Аллаха, я стал ждать. Когда мимо меня проходил Абу Бакр, я начал расспрашивать его об одном из аятов Корана. Делал я это только для того, чтобы он пригласил меня к себе домой, но он этого не сделал. Когда после этого мимо меня шёл сын Умара ибн аль-Хаттаба, я также стал расспрашивать его об одном из аятов, но и он не позвал меня с собой. Наконец, мимо меня прошёл сам Посланник Аллаха, который понял, что я голодаю. Он воскликнул: — Абу Хурайра! — Да, вот я перед тобой, о Посланник Аллаха! Он позвал меня с собой, вместе с ним я вошёл в его дом. Увидев сосуд с молоком, Пророк спросил домочадцев: — Откуда это у вас? Они ответили: — Это такой-то прислал его тебе. Пророк обратился ко мне: — О Абу Хурайра, отправляйся к беднякам в мечеть и позови их сюда. Меня огорчило то, что он послал меня за ними. Я сказал про себя: “И чем же поможет это молоко всем беднякам и обездоленным, которые нашли приют в мечети?” Мне очень хотелось отхлебнуть молока, чтобы подкрепиться, прежде чем отправиться в мечеть к беднякам. Когда я позвал бедняков, они все пошли со мной, и скоро мы все сидели у Посланника Аллаха. Он сказал: — Возьми, о Абу Хурайра, это молоко и передай им. Я начал по очереди поить каждого из присутствующих, пока все они не напились, а затем передал сосуд Посланнику Аллаха. С улыбкой посмотрев на меня, он сказал: — Остались только я и ты. — Ты прав, о Посланник Аллаха, — произнёс я. — Тогда пей ты, — предложил Пророк. Я стал пить молоко, а он всё приговаривал: “Пей ещё... Пей больше”. Наконец, я воскликнул: “Клянусь тем, Кто послал тебя, я уже насытился!” Тогда Пророк взял сосуд и допил остатки молока...”
* * *
С тех пор прошло совсем немного времени, и мусульмане обрели многочисленные блага, непрерывно захватывая богатые трофеи в ходе военных походов. У Абу Хурайры появились деньги, дом, имущество, жена и ребёнок... Однако всё это нисколько не изменило его благородной натуры и не заставило забыть его прошлые бедственные дни. Он часто говорил: “Я вырос сиротой, был бездомным бродягой и батрачил за корку хлеба на Бусру Бинт Газаван, обслуживал её гостей, ухаживал за их верблюдами, и вот Аллаху стало угодно, чтобы я женился на ней...” Хвала Аллаху, Который сделал религию основой и опорой, а Абу Хурайру имамом[4].
* * *
Муавия ибн Абу Суфьян неоднократно назначал Абу Хурайру управляющим в Медине. Обладание властью нисколько не повлияло на его великодушный характер и душевную мягкость... Как-то раз, когда Абу Хурайра уже был правителем в Медине, он шёл по её улицам с вязанкой хвороста на спине для своего дома. Навстречу ему шёл Саалаба ибн Малик, и Абу Хурайра попросил его: — Освободи дорогу эмиру, о ибн Малик. — Да смилостивится над тобой Аллах! — воскликнул ибн Малик. — Разве тебе не хватает этого пространства? — Освободи же дорогу эмиру, — опять попросил Абу Хурайра. — И вязанке хвороста, которая у него на спине.
* * *
Кроме обширных знаний и великодушия, Абу Хурайра обладал высокой праведностью и нравственностью. Он постился днём и бодрствовал треть ночи, а затем будил жену, которая бодрствовала вторую треть ночи. Затем жена будила его дочь, которая бодрствовала остаток ночи... Таким образом, в доме Абу Хурайры всю ночь не прекращалось поклонение Аллаху.
* * *
У Абу Хурайры была чернокожая невольница из Судана, которая огорчала его и доставляла много неприятностей его близким. Как-то раз, собравшись наказать её, Абу Хурайра взмахнул кнутом, но затем остановился и сказал: “Если бы не наказание в день Воскресения, то я бы причинил тебе боль, равноценную вреду, который ты нам причинила. Лучше я продам тебя тому, кто даст за тебя хорошую цену, а деньги сейчас мне очень нужны. Иди прочь, и ты свободна пред Всемогущим и Всевышним Аллахом...”
* * *
Как-то дочь Абу Хурайры сказала ему: — О отец! Девочки удивляются и спрашивают: “Почему отец не дарит тебе золотых украшений?” Абу Хурайра ответил ей: — Дочка, скажи им: “Мой отец боится жара адского пламени”. Абу Хурайра не дарил своей дочери золотых украшений вовсе не из-за своей скупости или жадности. Он чрезвычайно щедро и великодушно тратил средства во имя Аллаха. Однажды Марван ибн аль-Хакам прислал ему сто динаров золотом. На следующее утро от Марвана прибыл гонец, который передал его слова: “Слуга, который вручил тебе деньги, допустил ошибку. Эти динары предназначались не тебе, а другому человеку”. Абу Хурайра настолько смутился, что был готов провалиться сквозь землю. Наконец он вымолвил: — Я уже израсходовал эти деньги во имя Аллаха, и у меня не осталось ни одного динара. Когда мне выделят средства из общественной казны, пусть Марван возьмёт их себе. Марван сделал это, чтобы испытать Абу Хурайру. Когда всё выяснилось, он счёл, что Абу Хурайра поступил правильно.
* * *
На протяжении всей своей жизни Абу Хурайра очень бережно и с большой любовью относился к своей матери. Всякий раз, собираясь выйти из дома, он останавливался у двери её комнаты со словами: — Мир тебе, матушка, милость Аллаха и Его благословение. А она отвечала ему: — И тебе мир, сынок, милость Аллаха и Его благословение. Абу Хурайра продолжал: — Да ниспошлёт тебе Аллах милость за то, как ты растила меня маленького. Мать отвечала: — И да смилостивится над тобой Аллах за твою доброту ко мне, когда ты вырос. Возвращаясь домой, Абу Хурайра повторял всё это ещё раз.
* * *
Абу Хурайра всячески стремился призвать всех людей к тому, чтобы они были добрыми к своим родителям и всемерно укрепляли родственные узы. Однажды он увидел двух мужчин, один из которых был старше другого. Они вместе держали куда-то свой путь. Абу Хурайра спросил младшего из них: — Кем тебе приходится этот человек? — Это мой отец, — ответил он. — Не обращайся к нему по имени, — повелел Абу Хурайра. — Не ходи впереди него и не садись, прежде чем не сядет он...
* * *
Когда Абу Хурайра поразил смертельный недуг, он разрыдался. Его спросили: — Что так печалит тебя, о Абу Хурайра? Он ответил: — Я вовсе не оплакиваю этот ваш мир... Но я оплакиваю предстоящее дальнее путешествие и малое количество припасов... Я остановился в конце пути, после которого меня ждёт Рай или Ад. И я не знаю... где окажусь! Навестивший его Марван ибн аль-Хакам сказал: — Да исцелит тебя Аллах, о Абу Хурайра! В ответ он воскликнул: — О Аллах, истинно, я стремлюсь к встрече с Тобой! Так ускорь же эту встречу... Едва Марван покинул дом Абу Хурайры, как тот скончался...
* * *
Да ниспошлёт Аллах великую милость Абу Хурайре. Он сохранил для мусульман более тысячи шестисот хадисов из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пусть же велика будет награда ему за то добро, которое он сделал Исламу и всем мусульманам!
САЛАМА ИБН КАЙС АЛЬ-АШДЖАИ
Его необычайно высокий моральный дух воодушевлял воинов, и любые испытания казались им простыми, а труднопроходимые дороги – лёгкими.
Халиф Аль-Фарук бодрствовал всю эту ночь, оберегая покой кварталов Медины, чтобы ничто не нарушало мирный сон её жителей. Обходя дома, рынки и площади города, он перебирал в уме лучших из лучших сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы назначить одного из них командующим армии, отправляющейся в поход для завоевания Ахваза[5]... Наконец его осенило, и он радостно воскликнул: “Я одержу с ним победу... Да, я одержу с ним победу, если на то будет воля Аллаха...” Когда наступило утро, аль-Фарук призвал к себе Саламу ибн Кайса аль-Ашджаи и сказал ему: “Я назначаю тебя командующим армией, выступающей в поход на Ахваз. Неси же имя Аллаха и сражайся во имя Аллаха с теми, кто не уверовал в Аллаха. Когда вы встретите врагов ваших из числа язычников, то призовите их к Исламу. Если они примут исламскую веру, то тут может быть два варианта. Если они пожелают остаться в своих жилищах и не захотят воевать на вашей стороне против других язычников, то тогда они обязаны выплачивать закят, и не будут иметь права на часть добычи. Если же они пожелают сражаться на вашей стороне, то будут иметь такие же права, как и вы, а также выполнять такие же обязанности. Если же они не захотят переходить в исламскую веру, то потребуйте от них выплаты джизьи[6], а затем оставьте их в покое, защищайте от врагов и не требуйте от них невозможного. Если же они откажутся выплачивать джизью, то сражайтесь с ними, и Аллах будет помогать вам в вашей войне с ними. Если же, укрывшись в своей крепости, они будут требовать от вас принять их капитуляцию на основе “мудрости Аллаха и Его Посланника”, то не соглашайтесь на это, ибо неведома вам мудрость Аллаха и Его Посланника. Если же они потребуют от вас принять их капитуляцию на условии покровительства Аллаха и Его Посланника, то обещайте им покровительство не Аллаха и Его Посланника, а именно ваше покровительство... Одержав победу в сражении, не допускайте излишней жестокости, не будьте вероломными, никого не истязайте и не убивайте детей...” Салама ответил: “Слушаюсь и повинуюсь, о вождь правоверных!” Крепко пожав его руки, Умар тепло проводил его в поход и совершил намаз за его удачу. Он прекрасно осознавал величину и тяжесть задачи, возложенной на плечи Саламы и его воинов. Ахваз представлял собой гористую местность, сильно пересечённую и с труднопроходимыми дорогами. В этом районе, расположенном к востоку от Басры, было много крепостных укреплений и его населяли известные своей стойкостью и воинственностью курды. Мусульманам было жизненно важно завоевать этот район, либо установить над ним свой контроль, чтобы прикрыть тыл и город Басру от нападения персов и помешать им превратить Ахваз в свой военный плацдарм с целью создания постоянной угрозы миру и безопасности Ирака.
* * *
Во главе своей армии покорителей Салама ибн Кайс продолжал поход во имя Аллаха. Однако, едва вступив на территорию Ахваза, войска мусульман сразу же начали упорную борьбу с суровыми природными условиями этого края. Воины с трудом пробирались в крутых и скалистых горах, жестоко страдали от дизентерии в обширных и заражённых болотах. Им приходилось и днём и ночью сражаться с полчищами смертельно ядовитых змей и скорпионов. Однако необычайно высокий исламский моральный дух Саламы ибн Кайса воодушевлял всех его воинов, и любые испытания казались им простыми, а труднопроходимые дороги лёгкими. Время от времени Салама ибн Кайс обращался к воинам с проникновенными словами, которые глубоко проникали в душу каждого, кто их слышал. По ночам он читал им волшебные в своей прелести аяты Корана, и его Божественный свет изливался на всех воинов, осеняя их своим блеском. В этих Божественных лучах они забывали все тяготы и беды... Точно следуя повелению халифа мусульман, при встрече с жителями Ахваза Салама ибн Кайс сразу же предложил им принять религию Аллаха. Однако они категорически отказались сделать это. Тогда он призвал их выплатить джизью, но они высокомерно отвергли и это предложение... После этого мусульманам не оставалось ничего другого, кроме как начать против них боевые действия. Как и подобает истинным муджахидам, они начали Джихад во имя Аллаха, стремясь обрести на этом пути Его большую награду...
* * *
Развернулись жесточайшие и кровопролитные сражения, в которых обе стороны проявляли невиданные ранее чудеса героизма и стойкости, примеры которым с трудом можно было найти в истории всех предыдущих войн. В итоге всех этих сражений верующие муджахиды одержали блестящую победу во имя возвышения Слова Аллаха, а враги Аллаха — язычники потерпели сокрушительное поражение.
* * *
Когда боевые действия завершились, Салама ибн Кайс приступил к дележу трофеев между воинами. Обнаружив среди добычи ценную и редкую драгоценность, Салама счёл, что вождь правоверных обрадуется ей. Поэтому, обратившись к воинам, он сказал: — Если эту ценную вещицу поделить между всеми вами, то тогда каждому почти ничего не достанется. Устроит ли вас, если мы отошлём её вождю правоверных? — Да, — ответили воины. Положив драгоценность в ларец, Салама выбрал человека из своего племени Бану Ашджаа и приказал ему: — Ты и твой слуга отправляйтесь в Медину, сообщите предводителю правоверных о нашей победе, а затем порадуй его этим подарком. О встрече этого человека с Умаром ибн аль-Хаттабом имеется очень поучительная и назидательная история... Предоставим же слово самому этому человеку, чтобы он рассказал нам её. Итак, этот человек из племени Бану Ашджаа поведал следующее: “Прибыв со своим слугой в Басру, на данные нам Саламой ибн Кайсом средства мы купили двух верховых животных и погрузили на них необходимые на дорогу припасы. После этого мы сразу же отправились в путь. Прибыв в Медину, я начал расспрашивать людей о вожде правоверных. Вскоре я обнаружил его раздающим пищу мусульманам. Подобно пастуху, он стоял, опираясь на свой посох. Заглядывая в миски людей, он командовал своему слуге Ярфаа: — Ярфаа, положи этим людям мясо... Ярфаа, добавь им хлеба... Ярфаа, добавь этим похлёбки... Когда я приблизился к нему, он сказал: “Садись!” Я сел впереди людей, мне подали пищу, и я поел. Когда все люди насытились, он сказал: “Ярфаа, собери миски!” Затем он пошёл, а я последовал за ним. Когда вождь правоверных вошёл в свой дом, я попросил разрешения войти, и он позволил мне сделать это. Войдя в дом, он сел на циновку, откинувшись на две кожаные подушки, набитые мягким волокном. Он предложил мне одну из них, и я сел на неё. Повернувшись в сторону занавески за своей спиной, он приказал: “Ум Кульсум, подавай обед!” Я подумал про себя: “Интересно, какую же пищу ест сам вождь правоверных?!” На обед ему подали лепёшку с растительным маслом и солью грубого помола. Обратившись ко мне, он сказал: “Ешь!”. Подчинившись, я немного поел. Сам вождь правоверных тоже поел, и хочу сказать, что никогда я не видел, чтобы кто-нибудь был более аккуратным в еде. После еды он приказал, чтобы нас напоили. Когда подали чашу с ячменным напитком, он сказал: “Сначала подайте гостю!” Когда мне поднесли напиток, я взял чашу и немного отпил из неё, обнаружив, что мой домашний напиток лучше и приятнее на вкус. Когда после этого вождь правоверных сам утолил жажду, он произнёс: — Хвала Аллаху, Который накормил нас, и мы насытились; Который напоил нас, и мы утолили жажду. Обратившись к нему, я сказал: — Я прибыл к тебе с посланием, о вождь правоверных. — Откуда? — спросил он. — От Саламы ибн Кайса, — ответил я. — Приветствую Саламу ибн Кайса и его посланца... Поведай мне об армии мусульман... — Как тебе будет угодно, о вождь правоверных, — сказал я. — Да восторжествуют они над своими врагами и врагами Аллаха! После этого я сообщил ему о победе и подробно рассказал о положении в армии. — Хвала Аллаху, — сказал он. — Отдающий что-нибудь с лихвой возвращает это, а дарующий что-нибудь получает ещё больше. Затем он спросил: — Проезжал ли ты через Басру? — Да, о вождь правоверных, — ответил я. — Ну и как там мусульмане? — Всё в порядке с помощью Аллаха. — А какие у них там цены? — У них там самые низкие цены. — А как с мясом? Ведь мясо — это всё для арабов, и без него они не могут обойтись. — Мяса у них там много и всегда есть. Взглянув на ларец, который был со мной, он спросил: — А что это у тебя в руках? Я ответил: — Когда Аллах помог нам одержать победу над нашим врагом, мы собрали всю нашу добычу. И среди всего прочего Салама обнаружил в ней одно украшение. Он сказал тогда воинам: “Если эту вещицу поделить между всеми вами, тогда каждому почти ничего не достанется. Устроит ли вас, если я пошлю её вождю правоверных?” И все согласились с этим. Затем я пододвинул ему ларец... Открыв ларец и увидев переливающиеся там драгоценные камни красного, жёлтого и зелёного цвета, он вскочил со своего места и, прижав руку к своему боку, швырнул ларец на землю. Всё его содержимое разлетелось в разные стороны. Женщины бросились к занавеске, решив, что я хочу убить вождя правоверных. Повернувшись ко мне, он повелел: — Собери всё это... А своему слуге Ярфаа он приказал: — Бей его, да посильнее! Я начал собирать всё, что высыпалось из ларца, а Ярфаа в этом время бил меня. Затем он сказал: — Поднимись, нечестивец, а ты, Ярфаа прекрати бить его. Я попросил вождя правоверных: — Не дашь ли ты мне средство передвижения, чтобы я со слугой смог вернуться в Ахваз. Твой слуга забрал наших животных. Он сказал: — Ярфаа, дай ему двух верблюдов для него и его слуги из тех, которых отдали в качестве пожертвования. Затем он приказал мне: — Когда ты используешь этих животных для своего дела, и увидишь, что кто-то нуждается в них больше, чем ты, то отдай их ему. — Да, я так и сделаю, о вождь правоверных. Именно так я и поступлю, если на то будет воля Аллаха, — заверил я его. После этого он продолжил, обращаясь ко мне: — Клянусь Аллахом, если воины разойдутся до того, как между ними разделят эту ценность, то я обязательно позабочусь о том, чтобы с тобой и твоим приятелем случилось страшное бедствие. Я без малейшего промедления отправился в обратный путь, и когда прибыл к Саламе, то воскликнул: — Не было мне благословения Аллаха в том деле, которое ты возложил на меня! Немедленно подели между воинами эти драгоценности, пока меня и тебя не постигла страшная беда. Затем я всё ему подробно рассказал... Салама не сошёл со своего места, пока не поделил всё между воинами.
МУАЗ ИБН ДЖАБАЛЬ
Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено. Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности. Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью. Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей. Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность... Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц...
* * *
Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амр ибн аль-Джамух. Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати. Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола. С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями. Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму... Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?” Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану: — О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его... Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью. На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме... Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство. Когда всё повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал: — Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой... Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее. Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке. Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз: — Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме. После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.
* * *
Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника Аллаха. Йазид ибн Кутайб рассказывал: “Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: — Кто это? — Муаз ибн Джабаль, — ответили мне. Абу Муслим аль-Хаулани[7] рассказывал: “Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых сподвижников Пророка. Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа: — Кто это? — Муаз ибн Джабаль, — ответил он”. Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника. Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде. Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”. Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещё при жизни Посланника Аллаха начали воедино собирать Коран. Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.
* * *
Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам. Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Асйада, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.
* * *
Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них. Благородный Пророк сам пошёл провожать в путь миссию истинного пути и света... Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле... Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом... Наконец он обратился к Муазу с напутствием: — О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы. Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане.
* * *
Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым... Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена. Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
* * *
Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его: — А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким? — Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз. Жена воскликнула: — Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой? Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его: — Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?! — Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой. Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав: — Дай ей это, чтобы она успокоилась...
* * *
Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось: “О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”. Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран. Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им: — Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас. — А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются. Умар сказал: — Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину. Трое сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса... Они оставили в нём Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль — в Палестину.
* * *
В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать: “Приветствую я смерть, приветствую... И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия... Которого я очень ждал[8]...” Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился: “О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир, И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки... Но для того чтобы, постясь терпеть жажду в этот полуденный зной, И тесниться на образовательных собраниях учёных... О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”. И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути.
[1] Басра – город в аш-Шаме, который в настоящее время находится в Сирии. [2] Бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, один из обрядов, совершаемых во время Хаджа и Умры. [3] Арабское слово “Аб” помимо значения “отец”, употребляется в значении “хозяин”, “обладатель”. [4] Здесь содержится указание на тот период, в течение которого Абу Хурайра управлял Мединой. [5] Ахваза – район на западе Ирана. [6] Джизья – подушная подать, которой мусульмане мирных иноверцев за гарантию защиты их от нападения любых врагов. [7] Абу Муслим аль-Хаулани – один из выдающихся соратников сподвижников Пророка родом из Йемена. [8] Здесь имеется в виду ангел смерти – Азраиль. |