Шейх Зейнулла Расулев об Ибн Таймии
Автор: Administrator   

Шейх Зейнулла Расулев об Ибн Таймии

 

Что касается Ибн Таймийи и его ученика Ибн аль-Кайийма аль-Джаузия, то они - представители течения аль-хашавийа[36].

Но что касается Ибн аль-Джаузи, то он не из людей аль хашавийа[35], как об этом упомянул Сейид аль-Муртаза аз-Зубайди во втором томе своих комментариев к книге "Возрождение наук о вере".[37]

Представители направления аль-хашавийа относятся к верующим-мусульманам ахл ас-сунна йа аль-дмамага (сторонникам ортодоксального суннитского направления в Исламе).

Но Ибн Таймийа и его сторонники допустили много ошибок [в вопросах религии]. Во-первых, они утверждали, что Аллах находится на высшем пределе высоты, отрицали, что святой Хизр - мир ему! - жив, а также не признавали кутбов и абдалов (суфийских шейхов, достигших таких высших степеней как Полюсы Времени и др.).

Ибн Таймийа также утверждал, что слово "Аллах" не является славословием или упоминанием. В таком случае Ибн Таймийа противоречит словам Всевышнего Аллаха: "Поминай имя Господа своего и всецело посвяти себя Ему" (Коран 73:8).

Основу учения ваххабизма[38] составляет книга Ибн Таймийи. Но ваххабиты слишком далеко зашли и перешли все рамки [дозволенного в вопросах веры].

О сути разногласий между суфиями и ваххабитами можно узнать, обратившись к историческому сочинению Сейида Ибн Дахлана - да смилуется над ним Аллах! В нем сообщается, что Ибн Таймийа говорил, что посещение могилы пророка Мухаммада [в г. Медина] - да благословит его Аллах и приветствует! - является бидга (ересью, вредным новшеством).

Мулла Джалал, автор-комментатор книги "Шарх аль-акаид аль-ададийа" ("Комментарии, разъяснении догматов веры") утверждал, что Ибн Таймийа ссылался на книгу "Опора трона [Господня]" и на слова имама аль-Алуси. Но я не обнаружил источника цитирования. Разве что я изучил не все книги имама аль-Алуси.

Ибн Хаджар апь-Хайтами, автор книги "Аль-фатава аль-хадисийа", сказал, что Аллах Сам запутал в знаниях Ибн Таимиию. А Таки ад-дин ас Субки[39] и Мулла Абдулхай сказали, что многознание Ибн Таймийи пагубно сказалось на его уме, и он помешался.

Ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге "Рихлатун" ("Путешествие") написал: "В Дамаске одним из крупнейших ученых-факихов (богословов-правоведов) ханбалитского мазхаба[40] (толка) был Таки ад-дин Ибн Таймийа, который страдал умственным растройством. Правитель ан-Насыр повелел заключить его в тюрьму, где тот и пробыл несколько лет. Затем мать Ибн Таймийи обратилась с просьбой к правителю ан-Насыру, и последний приказал освободить Ибн Таймийю.

Но Ибн Таймийа во второй раз побывал в тюрьме. В то время я был в Дамаске. Как-то раз я отправился на пятничную молитву в мечеть, где Ибн Таймийа читал [пятничную] проповедь перед собравшимися верующими с минбара (трибуны) этой соборной мечети. Среди прочего он сказал: "Аллах опускается на земной [нижний] небосвод так же, как происходит вот это мое нисхождение". И он стал медленно по ступенькам спускаться с минбара (трибуны)[41].

Присутствовавший при этом факих-маликит Ибн аз-Захра возразил ему и выразил свое несогласие с тем, что говорил Ибн Таймийа [который стал буквально уподоблять Аллаха человеку в действиях и подобии]. Присутствующие простые верующие (гамма или гауам) подступили к этому факиху [Ибн аз-Захру] и сильно избили его руками и сандалиями так, что даже упала чалма с его головы и обнажилась шелковая круглая шапочка шашия (тюбетейка).

Всех возмутила эта деталь его одежды, и они поволокли его во двор Гизид-дина, судьи-ханбалита и довели дело до правителя Сейфуд-дина, который был одним из прекраснейших амиров (правителей, губернаторов).

Но тот написал об этом правителю ан-Насыру и составил шариатское обвинительное заключение на Ибн Таймийю с перечислением его предосудительных поступков, как, например, его суждение, что окончательно разведенного мужчину одно [его] решение не обязывает, кроме еще одного развода[42], или его суждение, что верующий-путешественник, выступающий в путь с целью посетить могилу Пророка Мухаммада - да дарует ему Всевышний Аллах за это всего наилучшего! - не должен сокращать молитву-салят (каноническую молитву).

Правитель Сейфуддин отправил это заключение правителю ан-Насыру и тот отправил Ибн Таймийю в тюрьму, где последний в конце концов и умер.

Ибн Таймийа утверждал, что все хадисы-сообщения о абдалах и кутбах (суфийских великих шейхах) - плод позднего сочинительства (маудуг). Он фанатично выступал против суфизма и слова его нельзя принять [как истинные].

 


Хадисы-сообщения [о суфийских великих шейхах] прочно обоснованы Абу Нугаймом аль-Хафизом в его книге "Хилйат аль-аулия" и Абдурахманом ас-Сулами в его книге "Табакат ас-суйия" ("Разряды суфиев") - да будет свята его могила!

Шейх Мухид-дин Ибн Араби[43] - да будет свята его могила! - сообщил: "Мы упомянули рассказы об абдалах и кутбах в книге "Ат-танзилат аль-муассалийа" ("Непрерывные откровения")".

Также он сообщил в книге "Мишкауат аль-масабих" ("Светоносные лампы"), в третьей главе, в части, где говорится о Йемене и Шаме [Сирии и Ливане] со слов комментатора Ибн Абида, который, [в свою очередь], сообщил, что [однажды] при Али - да будет Аллах доволен им! - упомянули о жителях Шама и сказали:
- Прокляни их, о повелитель правоверных!
Он ответил:
- Нет! Я слышал, как посланник Аллаха [Мухаммад] - да благословит его Аллах и приветствует! - сказал: "Абдалы будут жить в Шаме и их будет сорок человек. Как только один из них умрет, Аллах поставит на его место другого человека, который будет спасением для жителей Шама, которые будут побеждать с его помощью врагов. Этот абдал (великий суфийский шейх) будет отводить от жителей Шама их беды".

Этот хадис привел Ахмад Ибн Ханбал[44] в своем "Муснад".

Али аль-Кари сообщил в своем комментарии этого хадиса, а Ибн Асакир привел от Абдуллы ибн Масгуда с иснад (цепью передатчиков) такое же сообщение, что Всевышний Аллах создал 300 душ [великих суфийских шейхов], сердца которых хранятся в сердце Адама - мир ему;
также создал 40 душ, сердца которых хранятся в сердце пророка Мусы (Моисея) - мир ему;
также создал семь душ, сердца которых хранятся в сердце пророка Ибрахима (Авраама) - мир ему;
также создал пять душ, сердца которых хранятся в сердце ангела Джибрила (Гавриила) - мир ему;
также создал три души, сердца которых хранятся в сердце ангела Микаила - мир ему;
также создал одну душу, сердце которого хранится в сердце ангела Исрафила - мир ему.
Как только умирает один [из великих щейхов], Аллах на его место посылает одного из пятерых. Как только умирает один из пяти, Аллах ставит на его место одного из семи душ [абдалов]. Если умирает один из семи, Аллах посылает на его место одного из сорока душ. Если умирает один из сорока абдалов, Аллах посылает на его место одного из трехсот. Если умрет один из трехсот душ, Аллах посылает на его место одного из числа всех, который отводит беду от мусульман".

В книге "Мишкауату аль-масабих" в главе о знамениях приближения Воскресения и Судного дня говорится со слов Уммы Сульма, что пророк Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует! - сказал: "Будут разногласия у людей по поводу смерти халифа-правителя и один человек бегом отправится из г. Медины в Мекку и т.д., и что люди видели это. Его привели абдалы (шейхи) Шама и т.п.".

Этот хадис привел в своем сборнике Абу Дауд[45].

Ас-Суйути[46] - да смилуется над ним Аллах! - сообщил в своем предисловии к сборнику Абу Дауда (и это не противоречит семи книгам), что хадис об абдалах Шамы нигде не приведен, кроме как у Абу Дауда.

Аль-Хаким перепроверил этот хадис и подтвердил его истинность. Аля ад-Даула в книге "Аль-Гурьяту аль-уска" ("Крепчайшая связь [религии Ислам]") привел хадис Ибн Масгуда, где тот сообщил о суфиях.

Али аль-Кари в своем трактате сообщил о достоверности рассказов о святом Хизре - мир ему: "Мы упомянули хадисы об абдалах в конце нашего сочинения "Аль-магдани аль-гадани" ("Райские сокровища") в главе об "Уэйсе века" ("Совершенный суфий века, приобщившийся к божественным истинам без предварительного обучения у наставника-шейха").

Ибн Таймийа утверждает, что если человек наяву увидит существо, которое скажет: "Я - святой Хизр" или скажет: "Я - Мухаммад - мир ему!", или скажет: "Я - Абдул Кадир аль-Джили (аль-Джилани)", или скажет: "Я - Мусафир ибн Ади", то этот человек сошел с ума или воображает [несуществующее]. А если этот человек видел подобное во сне - то это является истиной".

Это утверждение Ибн Таймийи - плохое мнение об аулия (святых суфиях) и ас-сулаха (праведных мужах).

Ас-Суйути написал самостоятельное сочинение "Танвир аль-халак" ("Освещение мрака") для опровержения этих утверждений Ибн Таймийи, где он [ас-Суйути] в разъяснении лицезрения пророка Мухаммада и ангелов сказал, что человек может в состоянии бодрствования, наяву, видеть пророков, аулия и ангелов.

Имам аш-Шаграни[47] сообщил в своей книге "Аль-мизан" ("Весы"): "Я видел сочинения, написанные собственноручно имамом ас-Суйути, где тот утверждал, что он видел пророка Мухаммада - да благословит его Аллах и приветствует! - наяву (в состоянии бодрствования) семьдесят раз".

 


Хаджи Халифа сообщил в книге "Кашф аз-зунун" ("Раскрытие мнений"), что Ибн Таймийа упомянул в книге "Китаб аль-арш" ("Книга [божественного Трона]"), что Всевышний Аллах сидит на троне, что Он освободил немного места и пророк Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует! - располагается рядом с Ним.

Об этом же упомянул Абу Хаян в книге "Ан-Нахр" ("День"), объясняя слова Всевышнего: "Трон Его объемлет небеса и землю" (Коран 2:255).
Он (то есть Абу Хаян) сообщил: "Я кое-что переписал из книги "Китаб аль-арш" имама Ибн Таймийи, собственноручно им написанной.

Ученый Сейид аль-Муртаза аз-Зубайди упомянул "Китаб аль-арш" Ибн Таймийи в своих комментариях к книге аль-Газали "Воскрешение наук о вере" в главе "Догматы веры. Восьмая основа - знание", в месте, где аль-Газали рассуждает о своем кредо (основах веры) и, приводя широко обсуждаемое положение о том, что "Аллах расположился на Троне", сказал: "Таки ас-Су бки заявил, что книга Ибн Таймийи "Китаб аль-арш" - одна из самых отвратительных его книг".

Когда шейх Абу Хаян наткнулся на это выcказывание, он не переставал проклинать книгу "Китаб аль-арш" до самой своей смерти, хотя раньше он расхваливал ее. Он писал: "Ибн Таймийа утверждал, что смыслы муташабихат (уподоблений, как например, "Аллах расположился" [как располагается человек], "рука Аллаха") известны [всякому, кто владеет арабским языком], но неизвестно, как на самом деле, в действительности, обстоит дело [ибо Аллах не похож ни на одно из своих творений ни в целом, ни в частях, как руки, глаза, язык и т.п.].

Для обоснования своего тезиса Ибн Таймийа привел ответ имама Малика[48], когда того спросили относительно слов Всевышнего Аллаха "Милосердный [Аллах] - Он утвердился на Троне" (Коран 20:5): "Как Он утвердился?" Имам Малик ответил: "Утверждение [на чем-либо, расположение] - понятное, известное действие, способ и образ [расположения или утверждения Аллаха на чем-либо] - недоступны [для человеческого понимания], а вера в это [в утверждение Аллаха на троне] - обязательна [для верующего мусульманина], а вопрос об этом - ересь, бидга (вредное новшество)".

Ибн Таймийа сказал [по этому поводу]: "Верующие мусульмане приняли эти слова [Имама Малика] и никто из ахль ас-сунна (ортодоксальных мусульман-суннитов) не возражает этому [толкованию Имама Малика]. Уже [ведь] разъяснено, что расположение или утверждение [Бога на Троне] - действие понятное и известное, как и все другое [из действий Бога, описанных в Коране] - также понятно, но способ и образ [этих действий человеку] невозможно постичь и поэтому нельзя задавать вопрос об этом [о том, как на деле происходит утверждение Аллаха на Троне и т.д.]. Не спрашивается, как [Он] утвердился, и Имам Малик также не говорил, что как [Аллах утвердился на Троне] - понятно и известно, а говорил, что как - недоступно и что противоположное суждение есть ни что иное как откровенный таджсим (антропоморфизм, уподобление Бога человеку в действиях, в облике, схожести органов тела и т.д.)"[44].

Слова Али аль-Кари в его комментариях к книге ат-Тирмизи "Аш-шамаил" ("Всеобъемлющая книга") о том, что Ибн Таймийа и его ученик Ибн аль-Каййим аль-Джаузийа являются представителями ас-салаф (ортодоксального суннизма), объясняются тем, что Али аль-Кари не читал все сочинения Ибн Таймийи.

Наоборот, он [только] просмотрел комментарии книги "Маназил ас-саирин" ("Степени идущих [к Богу]"). В противном случае он бы [то есть Али аль-Кари] не стал бы так [однозначно] утверждать.

В приложении к своему комментарию к книге "Аль-фикх аль-акбар" ("Большое мусульманское право") Али аль-Кари написал: "Из этих [действий] - предпочтение и возвеличивание пророков и т.д. Кто уверует [в правомочность существования] антропоморфизма - тот еретик, мубтадиг (сторонник вредных новшеств в религии)".

Шейх Юсуф ан-Нухбати сочинил книгу под названием "Шауахид аль хакк фи аль-истигаса" ("Созерцание истины [Бога] в обращении [к Нему] за помощью"). Это самая прекрасная книга - пусть Аллах дарует ее автору самые лучшие блага! В ней он сообщил, что Ибн Таймийа заявил, что испрашивание помощи от “благословенных, благодатных” вещей (как вещи “святых” шейхов или их могилы) - ересь, бидга;
что паломничество в город "Халиль ар-Рахман" (Иерусалим) - ересь;
что паломничество к горам Сион и Hyp -тоже ересь и что обращение за помощью и спасением к иному, кроме Аллаха - также ересь, бидга.

Шейх Дауд аль-Халиди опроверг эти взгляды Ибн Таймийи в своем отдельном сочинении, посвященном опровержению ваххабизма.

Слова Сейида Нугмана-эфенди аль-Алуси [в защиту Ибн Таймийи] остаются [авторитетными] словами для некоторых наших современников из числа тех, кто притязает и домогается рациональных знаний [из сочинений] Муллы Дауда ибн Сулеймана, что является делом странным и непонятным.

Оба они [Сейид Нугман и Мулла Дауд] в своих воззрениях таковы, что чуть ли не все четвероногие, все животные уже сочинили свои сочинения, полные взглядов, подобных взглядам этих двоих ученых, и вызывающих смех даже у малых детей. Эти взгляды [давно] опровергнуты и основаны на крайней нетерпимости, фанатизме и полностью совпадают с идеями ваххабизма.

В книге "Мифтах ас-сагада" ("Ключ к счастью") упомянуто, что Ибн Таймийа стал причиной заключения в тюрьму шейха Армави, а также причиной снятия с должности всех своих сторонников, заставив их пропагандировать свои взгляды на доказательство природы Бога.

После этого Ибн Таймийа получил приглашение в Миср [Египет], куда он и отправился с огромным желанием. В итоге упомянутый шейх [Ибн Таймийа] оказался в Дамаске, где он и умер в тюрьме после того, как пробыл там 10 месяцев.