Его звали Али ибн Джафар. Он был маъзуном, т.е. Шейхом, следующим в цепочке Накшбандийского тариката после Абу Язида Бастами. Он, как и Абу Язид, является увайсием. Это был великий авс (степень тариката) своего времени, что подтвердил и великий шейх Абуль Аббас Аль-Касаб.
Он говорил:?Не дружи с тем, кто говорит о чем-то другом в то время, когда говорят об Аллахе?,?Для людей совершенных самым лучшим является чтение Корана, а для мюридов самое лучшее - произносить ?Ля иляхя илляЛлах?, как их и учит муршид?. Известны и такие его изречения: ?Наследником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является не тот, кто читает строки из книг, а тот, кто следует его действиям? и ?Мне сорок лет, и, заглядывая в свое сердце, я не вижу ничего, кроме Аллаха, и нет в нем места ни для чего, кроме Аллаха?.
Однажды он спросил у своих товарищей: ?Что является самым лучшим?? Они ответили, что не знают, и попросили его самого ответить. Он сказал: ?Самым лучшим является сердце, которое постоянно поминает Аллаха?.
Когда люди спросили его: ?Кого называют фанаъ?? Он ответил: ?Фанаъ, бакаъ - это тот, кто не шелохнется даже тогда, когда его, привязанного за один волос, спускают со скалы при сильном, способном вырывать деревья вместе с корнями, ветре?. То есть, это человек, который не боится и не обращает внимания на слова людей, а боится только гнева Аллаха.
Шейх уль-Ислам Абдулла Ансари сказал об Абуль Хасане: ?Много было устазов, которые обучали меня наукам Ислама, но моим Шейхом тариката является Абуль Хасан Аль-Харкани. Если бы я не увидел его, я бы не познал Истину?.
Сам же Абуль Хасан говорил: ?Суфий не нуждается ни в чем, кроме Аллаха, ни в дневном солнце, ни в ночной луне. Самое светлое сердце - это сердце, в котором нет ничего, кроме Аллаха. Самое лучшее из деяний - это то деяние, которое мы совершаем с Аллахом в душе?. Абуль Хасан Аль-Харкани, да снизойдет на нас его баракят, ушел из этого мира в день Ашура, т.е. в десятый день месяца Мухаррам, в 425-м году по Хиджре. |