Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}Имам Аш-Шафи'и(769—820гг. н.э.) Мухаммад Ибн Идрис Аш-Шафи'и родился в городе Газа на средиземноморском побережье, которое тогда, в 769г. н.э., было известно как Аш-Шам, но в юные годы отправился в Медину, чтобы изучать Фикх и Хадисы у Имама Малика. Он выучил наизусть всю книгу Малика "Аль-Муатта" и слово в слово читал ее своему учителю. Аш-Шафи'и оставался с Маликом до самой смерти последнего в 801г. н.э., а затем отправился в Йемен и занимался преподавательской деятельностью. Он оставался там до тех пор, пока в 805г. н.э. его не обвинили в пропаганде Ши'итских учений и не доставили в качестве заключенного к Халифу династии Аббасидов Харуну Ар-Рашиду (правил в 786—809гг. н.э.) в Ирак. К счастью, он смог доказать правильность того, во что верил, и впоследствии был освобожден. Аш-Шафи'и остался в Ираке и некоторое время учился у Имама Мухаммада Ибн Аль-Хасана, знаменитого ученика Абу Ханифы. Позже он отправился в Египет, чтобы учиться у Имама Аль-Лайта, но пока он туда добрался, Имам уже ушел из жизни. Однако там он смог изучать Мазхаб Аль-Лайта у его учеников. Аш-Шафи'и прожил в Египте до самой смерти в 820г. н.э. в период правления Халифа Аль-Мамуна (813—832гг. н.э.).
Имам Аш-Шафи'и объединил Фикх Хиджаза (школа правовой мысли Маликитов) и Фикх Ирака (школа правовой мысли Ханафитов) и создал новый Мазхаб, положения которого он диктовал своим ученикам в виде книги, называющейся "Аль-Худжа" ("Свидетельство"). Книга эта диктовалась в Ираке в 810г. н.э. и ряд его учеников (среди них были Ахмад Ибн Ханбаль и Абу Таур) запомнили ее наизусть, пересказывая содержание другим. Эту книгу и начальный период преподавания Аш-Шафи'и обычно называют Аль-Мазхаб Аль-Кадим (Старая школа мысли), чтобы разграничить ее со вторым периодом, начавшимся после прибытия Аш-Шафи'и в Египет. Здесь он впитал Фикх Имама Аль-Лайта Ибн Сада и продиктовал своим ученикам Аль-Мазхаб аль-Джадид (Новая школа мысли) в виде другой книги, которая называется "Аль-Умм" ("Сущность"). Благодаря его контакту с совершенно новой совокупностью Хадисов и рассуждений по правовым вопросам, который он имел в Египте, Аш-Шафи'и в своей книге Аль-Мазхаб аль-Джадид пересмотрел и изменил многие из своих мнений по вопросам права, которых он придерживался в Ираке. Имам Аш-Шафи'и знаменит еще и тем, что он был первым Имамом, систематизировавшим основополагающие принципы Фикха, которые он изложил в своей книге под названием "Ар-Рисалля".
Имам Аш-Шафи'и заложил лишь одно условие приемлемости Хадисов, а именно — их достоверность (Сахих). Он отверг все другие условия, установленные Имамами Абу Ханифой и Маликом. Он также выделялся своим огромным вкладом в такую область науки, как критика Хадисов. Имам Аш-Шафи'и отдавал должное индивидуальным мнениям Сахаба на том условии, чтобы в этих мнениях не было расхождений. Если среди сподвижников возникал конфликт мнений по какому-то конкретному правовому вопросу, он, как и Абу Ханифа, выбирал то мнение, которое было ближе всего к основополагающим источникам, и отбрасывал все остальные. По мнению этого Имама Кийяс является одним из дозволенных методов выведения новых Фатв из предыдущих источников. Однако, он отводил ему последнее место по важности, приравнивая к личным суждениям, занимающим низшую ступень в сравнении с доказательствами, основанными на мнениях Сахаба.
Наиболее значительными из учеников Имама Аш-Шафи'и, продолжавшими следовать его школе мысли, были: Аль-Музани, Ар-Раби и Юсуф Ибн Яхья.
Аль-Музани (791—876гг. н.э.) Полное имя Аль-Музани было Исмаил Ибн Яхья Аль-Музани. Он был постоянным соратником Имама Аш-Шафи'и во время его пребывания в Египте. Аль-Музани выделился написанием книги, где полностью собран Фикх Аш-Шафи'и. Эта книга, впоследствии изложенная в сжатом виде под названием "Мухтасар Аль-Музани", стала самой читаемой книгой по Фикху Мазхаба Шафи'итов.
Ар-Раби Аль-Маради (790—873гг. н.э.) Ар-Раби заметен тем, что он был основным рассказчиком книги Аш-Шафи'и "Аль-Умм". Он записал ее при жизни Имама Аш-Шафи'и, параллельно с "Ар-Рисалля" и другими книгами. Юсуф Ибн Яхья Аль-Буайти Юсуф Ибн Яхья сменил Аш-Шафи'и в качестве главного учителя этого Мазхаба. Он был заключен в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утвержденную властями философию Мутазилитов о создании Корана.
Большинство последователей Мазхаба Шафи'итов сейчас можно найти в Египте, Южной части Аравийского полуострова (Йемен, Хадрамут), Шри-Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Джибути, Сомали, Кения, Танзания), восточной части Северного Кавказа, а также в Суринаме (Южная Америка). Материалы взяты из книги: «Эволюция фикха» Абу Амина Биляль Филипс |