Великий ученный Ислама эпохи сподвижников Хасан аль Басри
Автор: Administrator   

Великий ученный Ислама эпохи сподвижников Хасан аль Басри

 

Абу Саид Хасан бин Абу Хасан Ясар аль Басри родился в Медине 21 году по Хиджре. Его родители были родом из Басры, поэтому он среди мусульман стал известен как Хасан аль Басри. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар, а имя матери его Хайра, которая была служанкой у жены Посланника(сас) Умму Саламы. Хасан аль Басри умер и был похоронен в Басре в 110 году по хиджре.  

Когда мусульмане воевали в местечке Мейсан около Басры отца Хасана пленили, и он после этого он стал рабом сподвижника Зейд бин Сабит (ра) и мать Хасана тогда была служанкой у жены Посланника (сас) Умму Саламы. К моменту рождения Хасан его родители еще не приняли Ислам, но они отнесли своего сына к Халифу Умару бин Хаттабу и тот, увидев его красивое детское лицо, назвал его Хасаном, что значит красивый с арабского. Когда мать Хасана приходила к жене Посланника (сас) помогать ей в домашних делах, Умму Салама вознесла молитву за Хасана и даже по некоторым сообщениям («Табакат» ибн Сад, «Хилья» Абу Нуайма) она вскармливала его своим молоком несмотря на её немолодой возраст к тому времени и после этого некоторые ученные сошлись во мнении, что эта богобоязненность и мудрость была заложены в Хасана с этим молоком Умму Саламы.  

Со временем родители Хасана приняли Ислам и он все свое детство и юношество провел в Медине, посетив много собраний сподвижников Посланника(сас), и тем самым обеспечив себе мощную основу исламских наук. Когда Халифа Усмана бин Аффана убили мятежники его отец переселился с семьей своей в Басру к себе на родину, когда Хасану исполнилось 15 или 16 лет. Переехав в Басру Хасан аль Басри уже имел возможность посещать собрания Абдуллы бин Аббаса, Анаса бин Малика, Абдуррахмана бин Самуры, Самура бин Джундаба, Ийад бин Химар, Макил бин Ясар и других.  

Под командованием Абдуррахмана бин Самуры участвовал в джихаде в области Сиджистан и также участвовал в джихаде в области Хорасан. За прошедшие 10 лет со дня переселения в Басру Хасан уже повстречался со многими сахабами и после джихада еще больше расширил свой кругозор знаний. Хасан начал заниматься торговлей как то дошел до одного из византийских городов, остановившись у одного жителя. Тот ему передал, что завтра будет некая церемония и Хасан захотел увидеть их церемонию. На центральной площади этого города Хасан увидел большой шатер, который был отделан дорогой материей установленный на серебряных и золотых столбах, вокруг шатра были поставлены дорогие диваны. В центре этого шатра стоял гроб и вся городская знать: ученные, астрономы, гадальщики военоначальники вплоть до обычных солдат приходили к шатру возлагали всякие предметы, постояв немного удалялись подальше и приходили другие. Затем в конце в шатер заходил правитель города и его приближенные после некоторых церемоний выходили оттуда и на этом все заканчивалось.  

По возвращению обратно Хасан спросил у своего знакомого об этой церемонии и тот ответил «Тот гроб в центре шатра — это гроб сына правителя. Тот молодой человек был очень серьезного вида, сильным, яркой внешности, очень знающим во многих областях, искусно владел боевыми орудиями. Но беда пришедшая с неба поразила его и сколько лекарств не перепробовали лекари и ученные все это не помогло и он умер. И с тех пор правитель каждый год организовывает эту церемонию поминания своего сына и каждый из нас подойдя к этому гробу, произносит следующее «Все мы готовы отдать свои жизни за твое дело, но как жаль, что мы ничего более этого поделать не можем. Все мы возлагаем свои богатства, красоты и другие достояния для тебя, но с тех пор как стоит этот мир ни богатый и ни бедный не смогли отвратить от себя смерть». Так вот Купец мы каждый год проводим эту церемонию, чтобы осознать наше бессилие перед этим и обнимаю этот гроб мы пытаемся найти утешение, но поняв тщетность наших дел мы расходимся».  

После этого случая Хасан еще раз осознал, что все мирское уходящее и привязывание сердцем к этому только усилит сожаление на том свете. Хасану аль Басри посчастливилось встретиться и побеседовать с 130 сподвижниками,70 из которых был участниками битвы при Бадре, о которых Аллах сказал «Делайте то, что пожелаете. Я вас простил»( хадис в сборнике сахих Бухари/Муслим).  

Для того чтобы получше понять внутреннее состояние души Хасана аль Басри для мусульман будет полезно ознакомиться с его изречениями и советами к своим братьям по исламу. В сборнике Имам Ахмада «Китаб аз Зухд» передано множество сообщений о многочисленных поклонениях и состояниях праведных предков «салафу салихин» и далее все сообщения будут взяты именно из этого сборника.  

(1449) Абуль Ашхаб передал от Хасана «Первое поколение (то есть сахабы) предпочитали совершение славословий при наличие малого омовения», то есть делать омовение не только для совершения намаза, но также и для обычного поминания Аллаха.  

(1457) Муавия ибн Кура передал: Мы подошли к Хасану и спросили у него какое поклонение самое сложное для мусульманина. Он нам ответил так «Кто–то из нас сказал, что для некоторых самым сложным поклонением это джихад во имя Аллаха. Другие сказали, что трудное это намаз, зекят или пост.», Муавия бин Курра вмешавшись, сказал, что я подумал и пришел к выводу, что самое трудное это оберегаться от запретного, не так ли? Хасан аль Басри ответил «самое сложное — это встать после полуночи и совершить ночную молитву».  

Как видно из этого сообщения джихад во имя Аллаха может быть не только с оружием в руках, но и джихад со своими плотскими желаниями. Джихад оружием на пути Аллаха, как известно, также в тяжесть лицемерам. Оберегание от запретного также один из видов борьбы со своим нафсом как и вставание на полуночную дополнительную молитву. Если применить все возможные методы очищения наших сердец от «накипи» грехов, то это деяния превосходного из мусульман.  

(1459) Мугира ибн Мухавиш передал, что у Хасана спросили: Некоторые ученные нас устрашают наказанием, когда наставляют нас и другие наставляют нас легкими методами, так какой из методов более хороший? На что Хасан ответил «До достижения полной уверенности в своих убеждениях хорош тот, кто устрашает тебя, по достижению осознания страха перед наказанием хорош тот кто радует тебя.» Это подобно тому, кто будучи молодым должен больше вдумываться в аяты устрашения и уже после достижения старшего возраста надеяться на милость Аллаха, так как в молодости человеку хочется больше злоупотреблять аятами о милости.  

(1462) Абу Кааб аль Езди передал, что Хасан сказал «Если ты призываешь к хорошему, то делай это и сам, не то погибнешь. Если ты отвращаешь от запрещенного, то соблюдай это и сам, не то погибнешь». Это наставление от Хасана аль Басри очень актуален на сегодняшний день, так как сейчас появилось много мусульман, которые любят наставлять на истинный путь, но про себя они как то забывают.  

(1468) Хишам передал от Хасана аль Басри «Если человек обучается исламским наукам, то немного погодя его познания должны проявиться в его внимательности в намазе, на языке, в его поведении, в его глазах и его благих делах».  

(1480) Абу Кааб аль Езди передал от Хасана «Уверовавший подобен одинокому человеку в этом мире. Нужда и угнетенность его не сломят или же присущая ему сила и почет не обнадежат его (вселив в сердце чрезмерную самоуверенность в себя). У всех людей одно состояние души, а у мусульман отличное от них. Когда они направляют свои чаяния к некоторым вещам, то мусульманин полностью направляет свои нужды к Аллаху»  

Подобен одинокому человеку в этом мире — означает непривязанность мусульманина к мирскому сердцем, так как сердце занято только Аллахом и для постороннего нет места там. Мусульманин должен отличаться как внутренним состоянием сердца, так и внешним видом рук, ног, глаз и т.п.