Необоснованная критика и предвзятость по отношению к личности Абу Ханифы
Автор: Administrator   

Необоснованная критика и предвзятость по отношению к личности Абу Ханифы

Многие ученные из числа факихов и историков из разных мазхабов посвятили целые труды с целью опровержения необоснованной критики и претензий в адрес великого имама Абу Ханифы, должную цену которому не смогли дать либо по причине слепого следования лживым обвинениям в адрес имама или зависти к нему.  

Причина этой же зависти стал тот высокий уровень знаний исламских наук, которым обладал имам и ему не было равных в его время и после него. Биографы Абу Ханифы отмечали его острый ум и способность к вынесению точного решения из какого либо аята или хадиса. Такие великие имамы как хафиз Магриба Абу Умар ибн Абдульбер аль Малики, хафиз Шамсуддин Захаби аш Шафии, факих и мухаддис ханбалитов известный под именем ибн Мибрад, а именно Юсуф бин Хасан бин Абдальхади аль Ханбали аль Салихи, Имам Суюти и ибн Хаджар Хайтами посвятили труды очищающие имя Абу Ханифы от лжи клеветников и фанатиков, которые перешли все границы дозволенного обвиняя его чуть ли ни во всех грехах. Поэтому явное превосходство имама Абу Ханифы в свете этих фактов становится ясно для всех, кто сохраняет здравый ум и не остается никаких сомнений, что имам всегда держался Книги Аллаха и Сунны Посланника(сас).  

Абу Ханифа придавал огромное значение изучению науки хадиса, о чем пишет имам Захаби в своем «Сияр»е «он придавал особое внимание изучению науки о передачи посланий. С этой целью он выходил в путешествия». Захаби передал в своем «Дувал ал Ислам»,что у Абу Ханифы самый старый учитель был Ата бин Абу Рабах из Мекки и по фикху учителем Абу Ханифы был Хаммад бин Абу Сулайман. О встрече Абу Ханифы в Мекке с Ата бин Абу Рабах передает хатиб ал Багдади в «Тарихи Багдад», что Саид бин Салим аль Басри услышал как Абу Ханифа рассказал «я встретился с Атой в Мекке и спросил у него о чем то.  

— Откуда ты? — Ата спросил

— Я из Куфы — ответил Абу Ханифа

— А не из того ли ты места, где некоторые сторонники внесли в религию разделение? — спросил Ата

— Да, я из тех мест — ответил Абу Ханифа

— Из какой же ты группировки ты сам ? — продолжил Ата 

— Я из тех кто не обвиняет в неверии салафов, верующих в судьбу и также из группы не обвиняющих в неверии грешников по причине их грехов.

— Не отходи от этого правильного пути, на котором ты стоишь — сказал Ата.  

Имам и знаток хадисов Кадий Абу Абдуллах Хусейн бин Али ас Самйари (учитель Хатиба аль Багдади) в своем «Ахбару Абу Ханифа ва Асхабих» передал от Хариса бин Абдуррахмана «Когда мы находились на уроках Аты бин Абу Рабах мы сидели рядами друг за другом. Но когда приходил Абу Ханифа, Ата открывал для него место впереди себя и усаживал его рядом с собой».  

Из данной передачи мы можем убедиться насколько Абу Ханифа занимал особое положение и доверие перед одним из великих табиинов и знатоков хадисов Атой бин Абу Рабах. Еще один интересный факт следовало бы узнать мусульманам наших дней, что один из знаменитых имамов ханбалитского мазхаба, знаток хадисов и хафиз Шамсуддин Мухаммад бин Ахмад аль Макдиси в своем сокращенном труде о знатоках хадисов «аль Мухтасар фи Табакати Улема ил хадис» включил туда также Абу Ханифу как знатока хадисов и упомянул его хорошими словами. Кроме этого Шамсуддин Макдиси в начале своей книги написал следующее «Это сокращенный труд о тех, из занимавшихся изучением хадисов сахабов, табиинов, последователей табиинов, имена которых надо знать нам безусловно и категорически». То есть имя Абу Ханифы как большого знатока хадисов было включено в сокращенный сборник ученного из ханбалитов аль Макдиси.  

Также шафиит Шейх аль Ислам Шамсуддин бин Юсуф ас Салихи в своем «Укудуль Джуман фи манакибиль Имамы Азам Абу Ханифа ан Нуман» сказал «Знай, что Абу Ханифа один из великих знатоков хадисов. Великий Алим и критик Хафиз Захаби упомянул Абу Ханифу в своих трудах как знатока хадисов и правильно сделал. Если бы Абу Ханифа не придавал бы хадисам необходимого значения, то он не мог бы так точно давать заключения, касающиеся фикха». Мухаддис, аллама Имам Аджлуни в своем «ар Рисалят уль Аджлуниййа» сказал «В дополнения я включил хадисы из «Муснад»а Абу Ханифы и сделал это для того чтобы показать Абу Ханифу как одного из больших знатоков хадиса.» Имам Аджлуни также назвал Абу Ханифу не иначе как «Имам имамов, ведущий уммы». Если имамы в науке о хадисах говорят с такой похвалой в адрес Абу Ханифы, то после этого ни у кого из мусульман со здравым рассудком язык не должен поворачиваться для уничижения Имама Абу Ханифы как знатока хадисов и факиха. Стоит упомянуть слова Имам Тирмизи, который в своем «аль Джами» в главе «китаб аль иллал» сказал:  

«Некоторые люди не поняв сути разговоров пристыдили мухаддисов, которые рассказывали о личных качествах передатчиков хадисов. Хотя мы ясно видим, что табиины подвергали личностным оценкам этих передатчиков. Как например Хасан аль Басри и Тавус критиковали Ма'бад аль Джухани, Саид бин Джубайр критиковал Талк бин Хабиба, Ибрахим ан Нахаи и Амир Шаби критиковали Хариса аль А'вер. И опять же другие ученные мухаддисы как ас Сахтияни, ибн Авн, Сулайман ат Тейми, Шу'ба бин Хаджадж, Суфьян ас Саври, Малик, Авзаи, ибн Мубарак, Яхья аль Катан, Ваки' бин Джаррах, ибн Махди и другие также давали оценку передатчикам и высказали мнение об их личных слабостях. Аллах знает лучше, но по моему мнению, они об этом говорили, чтобы наставить людей на путь истины, показать их истинное положение. И пусть не думают, что они вознамеривались их обвинять в грехах и распускать о них хулу.  

По моему выводу, это делалось, для того чтобы познать кто из передатчиков сильнее другого и распознания более слабых. И эти имамы, осознавая всю свою ответственность перед религией Аллаха и для более точной передачи некоторых посланий (примеч.–посланий от Посланника(сас) или Сахабов) желали информировать мусульман о их состоянии. Так как свидетельство в вопросах религии Аллаха намного важнее свидетельства перед людьми и их имуществом, поэтому они были очень внимательны и серьезны в этих вопросах ( примеч.- в вопросах о личностных свойствах передатчиков хадисов)».  

То есть, можно сделать следующий вывод, что критика передатчика направлена не для того чтобы унизить его перед остальными, придав огласке его изъяны. А для того чтобы выбрать наиболее достоверную передачу от Посланника (сас) или его сподвижников. Ведь о выдумщиках хадисов Посланник(сас) сказал «пусть они приготовят себе место в аду, которые от моего лица говорят ложь» и именно поэтому свидетельство в вопросах религии Аллаха важнее всего.  

Вот некоторые из личных качества имама Абу Ханифы, которые хотелось бы еще раз привести с более точными сносками. Имам Захаби передает от Мис'ара «Однажды вечером я зашел в мечеть и увидел, что некто совершал намаз. Тот прочитал 1/7 Курана и я подумал,что щас он пойдет в поясной поклон. Но он почитал еще 1/3 часть Курана и после этого еще половину Книги Аллаха. И так дальше читая и читая полностью завершил чтение Курана в намазе. Мне захотелось узнать кто этот человек и оказалось это был Абу Ханифа». И там же Хариджа бин Мус'аб передал, что читающие целый Куран в одном ракате намаза 4 человека : Усман бин Аффан, Тамим ад Дари, Саид бин Джубайр и Абу Ханифа». Интересный случай из жизни Абу Ханифы передал Захаби от внука Абу Ханифы- Исмаила. У Абу Ханифы был сосед–мельник ненавидевший Абу Бакра и Умара и поэтому назвал двух своих ослов их именами. И как то один из ослов его сбросил с себя, когда тот возвращался верхом и тот умер. Абу Ханифа спросил «Узнайте кто из ослов его сбросил, наверное это тот кого он назвал «умаром». Когда пошли и посмотрели, то действительно это был тот самый осел.  

Ибн Хиббан передает в своем «Китабу сыкат» в главе о Али бин Мабад аль Мисри следующее : мухаддис аль Амеш -один из учителей Абу Ханифы по хадисам- спросил Абу Ханифу «что ты скажешь по поводу такого то случая?» и Абу Ханифа ответил ему. аль Амеш спросил «на чем ты основался, когда ты выносил решение по этому вопросу?», Абу Ханифа ответил «ты сам мне передал как то хадис от такого, это и было моим основанием». Аль Амеш воскликнул «О Факихи! Вы доктора, а мы фармацевты готовящие лекарство»,то есть факих знает какое лекарство назначить, а мухаддисы его только готовят его. В связи с этим хочется упомянуть хадис в сборнике Бухари от Посланника(сас) «Если Аллах пожелает кому–нибудь из вас благо, то Он вас сделает факихом (понимающим разумеющим) в религии Аллаха». Абу Ханифа как раз один из тех, кого Аллах наделил особым благом, которым пользуются мусульмане уже около 1250 лет до самых наших дней. 

Можно очень долго перечислять случаи из жизни Абу Ханифы, о его познаниях в исламских науках или его высоком нраве, его смекалке и их действительно очень много. Поэтому мусульмане питающие недоверие к Абу Ханифе после ознакомления с этими данными о нем должны пересмотреть свое мнение в лучшую сторону, так как удел здравомыслящего это смирение перед приведенными фактами.