Шейх Абу Хамид аль-Газали в конце жизни
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Шейх Абу Хамид аль-Газали в конце жизни

Абу Абдурахман Дагестани
Офис по содействию в призыве и просвещении этнических меньшинств г. Эр-Рияд

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.

[И к нему мы обращаемся за помощью, и достаточно Его как благого покровителя.]

Мало кому известно, что Шейх Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, в конце своей жизни крайне изменил свои взгляды по ряду принципиальных вопросов в Акиде [вероубеждениях]. Мы все знаем, какую роль сыграл аль-Газали в трансформации (1) ашаритского калямического мазxаба в сторону “муьтазилизма” и распространении его, а так же то, что он практически все свои книги и рассуждения в них строил именно на нем [каляме]. Однако в конце жизни он коренным образом пересмотрел свой взгляд и поменял его.

Если на протяжении многих лет он призывал к “Каляму”, “Тасаввуфу”, трансу, “Фана” и т.п., то в конце жизни он выражал трезвое нет всему, что противоречит тем делам и словам, на чем были праведные предки из числа Сахабов [сподвижников], Табиинов [последователей] и Имамов.

Если мы взглянем на его последнюю работу, которая называется “аль-Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям”, то убедимся в том, что он коренным образом изменил свои убеждения.

1- Он полностью поддержал в этой книге убеждения Салафов [праведных предков], заявляя, что Истина - это мазxаб Салафов, а тот, кто ему противоречит - в заблуждении (2) .

2- Он порицал “та’виль” (3) сильным порицанием, призывая к подтверждению Сифатов Аллаха и отстранению от “та’виля”, который ведет к “та’тилю” (4) [опустошению], сказав: “Лечение ошибки “ташбиха” [уподобления] легче, чем лечение ошибки “та’тиля” [опустошения], т.к. достаточно сказать вместе с внешним указанием [Сифата]: “Нет ничего подобного Ему”. Сура аш-Шура, 11 аят”.

3- Он сильно порицал “мутакаллимов” и описал основы их убеждений как порицаемое новшество [“бид’а мазмума”], а также указал на то, что они послужили причиной причинения большого вреда для большинства творений, сказав: “А доказательство того, что оно послужило причиной большого вреда для творений, это: наблюдение, очевидность и опыт, а так же то, что проявилось из вреда со времен появления “мутакаллимов” и расползания “каляма”, в то время как подобное жестко порицали в первые времена Сахабов. Также на это указывает то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все его сподвижники, имея надобность, не проложили пути “мутакаллимов” в их разделениях и уточнениях, [и не потому что они не имели подобную возможность]. Если бы они видели в этом пользу, то никто бы не превзошел их в нем, они бы углубились в пояснении доказательств таким пояснением, что превзошли бы их уточнения в науке “аль-Фараид”(5)”. Аль-Газали указал так же на следующий важный момент: “Сахабы, да будет доволен ими Аллах, нуждались в аргументации и методах убеждения иудеев и христиан в пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, однако они ничего не добавили, кроме доказательств Корана, и они не утруждались построением рациональных критериев. Все это потому, что они знали, что подобное ведет только к “фитнам” [смутам] и путанице. Тот, кого не убедят доказательства Корана, того не убедит ничего, кроме меча. Нет после пояснения Аллаха пояснения!”.

Действительно мудрые слова Шейха Абу Хамида: “Нет после пояснения Аллаха пояснения”!

Многие Ученые передавали, что аль-Газали в конце своей жизни отошел от своих прежних убеждений и вплотную занялся изучением Хадиса и посещением маджлисов Ученых Хадиса, из них:

• Его ученик Абд аль-Гьафир аль-Фариси, да смилуется над ним Аллах: “И было то, на чем он прожил свои последние дни, это увлечение хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и посещение маджлисов Аxлю аль-Хадис, чтение двух Сахихов [Сахих аль-Бухари и Сахих Муслима], которые являются “худжжой” [доводом] Ислама ” (6).

• Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах: “Затем, когда он понял, что не достиг того, в чем нуждался, испробовав все пути, он остановился, и стал склоняться к пути Ахль-аль-Хадис [приверженцев Хадиса], и так он и умер, изучая Хадисы из Сборников аль-Бухари и Муслима” (7).

• Сказал Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах: “Сказано также, что в последние дни своей жизни он стал склоняться к слушанию Хадиса и изучению двух сборников Сахиха” (8).

• Сказал Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, после того, как упомянул некоторые слова аль-Газали: “И если бы он не был бы из величайших мудрецов и лучших из искренних [рабов Аллаха], то он бы пропал ” (9)!

Да смилуется Аллах над нами, Шейхом Абу Хамидом аль-Газали и всеми Учеными Ислама!


1 - Имам аз-Захаби пишет в своей книге “Сияр” 17/558, после того, как указал, что последователи Абу Хасана Ашари, как и он сам, подтверждали все Сифаты Аллаха и не делали “та’виля”: “И этот путь - путь Салафов, и это то, что пояснил Абу Хасан и его последователи, и это остановка и сдача перед текстами Корана и Сунны, и этим же говорил аль-Бакьилани и Ибн Фаврак и крупные Ученые до времен Абу Маали [Джувейни] а затем времен Абу Хамида [аль-Газали], когда и произошли разногласия и расхождения, а мы просим Аллаха уберечь нас”.

2 - Книга “аль-Ильджам аль-аввам” стр. 62.

3 - Метод, которым “мутакаллимы” придают аятам Сифатов метафорические смыслы, опустошая Истинные Сифаты Аллаха, которыми Он Сам Себя описал в Коране.

4 - Опустошение Аллаха от Сифатов, убеждение с которым прошли еретические секты “джахмитов” и “му’тазилитов”.

5 - Наука о наследовании, в которой нет вопроса, и самой отдаленной вероятности, которая была бы не пояснена лучшим пояснением.

6 - См. У ас-Субки в “Табакьат” 4/109-111. А так же у Ибн Асакира в “Табийин казиб аль-муфтари” стр. 296, и у аз-Захаби в “Сияр” 19/ 323-324.

7 - Книга “ас-Сафадия” стр. 212.

8 - Книга “Бидаят ва Нихаят” 12/173.

9 - Книга “Сияр” 14/312.