Джафар Ат-Тахауи выдающийся мыслителя, теолога и правоведа Ислама X-XI вв.г.к. Он родился в 229 г., ум. 321 г. по хиджре, да вознаградит его Аллаh Своей Милостью! Имам Абу Джафар Ахмад бин Мухаммад бин Саляма бин Сальма бин Абдуль-Малик бин Сальма бин Салим бин Сулейман бин Джанаб Аль-`Аздий Аль-Хаджрий Аль-Мисрий, известный как Имам Ат-Тахауий, - один из выдающихся ученых Ислама, которого крупные теологи удостоили почетного титула «Довод Ислама». Это признание авторитетных людей Исламского мира Имам Ат-Тахауий снискал благодаря своим высоким достижениям в таких фундаментальных областях Исламского знания как наука о Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему, и фикх. Волею Всевышнего Имаму Ат-Тахауий суждено было жить в одно время с учениками таких светил Исламской мысли, как Имамы Абу Ханифа, Малик, Шафи‘ий и Ибн Ханбаль. Это было время, названное Пророком Мухаммадом, мир Ему, Золотым веком Ислам – время жизни и деятельности мусульман-саляфитов (Ахлю-с-саляф). Именно в этот период достигли своего расцвета наука о Хадисах и фикх. Свое восхождение к высотам Исламского знания Имам Ат-Тахауий начинал с обучения у своего дяди по линиии матери Исмаила бин Яхья Музаний, который являлся ведущим учеником великого Имама Шафиий. Имам Ат-Тахауий замечал, что его учитель для решения острых вопросов религии нередко обращался к работам ученых ханафитской школы. Он внимательно изучал сочинения Имамов Мухаммада Ибн Аль-Хасана Аш-Шайбаний и Абу Юсуфа, классифицировавших вопросы Исламского права согласно ханафитской школе. Со временем и сам Имам Ат-Тахауий стал проявлять большой интерес к сочинениям Имама Абу Ханифы и к трудам других ханафитских ученых и, в конце концов, примкнул к ханафитской школе, став одним из выдающихся ее последователей. Аллаh наделил Имама Ат-Тахауий великолепной памятью, высочайшим интеллектом и необыкновенной силой усвоения знаний, благодаря чему, а также своему стремлению к образованию, Тахауий стал обладателем колоссальных познаний в области разных Исламских наук. Являясь автором ряда фундаментальных трудов по вопросам Ислама, Имам Ат-Тахауий внес значительный вклад в Исламское знание. Его энциклопедические по охвату материала книги «Китаб маани-ль-`асар» и «Баян мушкили-ль- асар» стали обязательными при подготовке специалистов в области Исламского законоведения (фикха). Имам Ат-Тахауий вошел в историю Исламской науки как яркий и глубокий выразитель убеждения Ахлю-с-Сунна уа-ль-Джамаа - убеждения, которое завещал Пророк Мухаммад, мир Ему, дабы указать людям Путь к Спасению. «Аль-Акыда Ат-Тахауийя» относится к числу известнейших работ Имама, которая, несмотря на малый объем, является основополагающим текстом по Вероучению Ислама для всех поколений. В ней ученый излагает знания, которые необходимы каждому мусульманину: в ней отражено то, во что он должен верить и что должен постичь внутренне. Будучи научным трудом, «Аль-Акыда Ат-Тахауийя» стоит в одном ряду с такими выдающимися работами по Исламскому Вероучению как «Аль-Фикху-ль-Акбар» («Величайшее знание – о Единобожии») и «Аль-Уасыйя» («Завещание») Имама Абу Ханифы и «Акыда» в изложнии Имама Ан-Насафий. Важно подчеркнуть, что принципы Вероучения, изложенные в «Аль-Акыде» Имама Ат-Тахауий, являются общими для всех сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, и их последователей, всех ведущих теологов Ислама, таких, как основоположники и последователи всех четырех распространенных правовых школ Ислама: Имама Абу Ханифы и его учеников - Имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, а также Имамов Малика, Шафи‘ий, Ахмада Ибн Ханбаля и др. Эта общность во взглядах теологов объясняется тем, что положения Вероучения Ахлю-с-Сунна уа-ль-Джамаа проистекают из Священного Корана и согласуются с достоверными Хадисами Пророка Мухаммада, мир Ему. Для аргументации положений Вероучения Ислама, изложенных в работе, автор «Аль-Акыды Ат-Тахауийя» привлекает Аяты Корана и Хадисы Пророка Мухаммада, мир Ему. К этим же источникам обращается ученый для опровержения ложных взглядов течений, отклонившихся от Пути Пророка, мир Ему, которые были распространены в его время (это – мутазилиты, джахмиты, кадариты, джабриты, последователи хариджитов). В своей работе Ат-Тахауий рассматривает также некоторые вопросы Вероучения, по которым в его время велись жаркие дискуссии. |