Нет сомнения в том, что Имам Абу Ханифа уделял особое внимание вопросам вероубеждений и знаний о Единобожии. В своей книге «Аль-Фикх Аль-Абсат» Имам Абу Ханифа написал: "??????? ????? ????????? ??? ???????? ???????? ???? ????????? ??? ???????????" «Знай, что знание основ религии (т.е. вероучения) находится в непревзойденном преимуществе перед знанием правовых вопросов Ислама (норм Шариата)». Имам Абу Ханифа также сказал: "?????? ???????????? ????? ??????? ??????????? ???????? ????? ??????????? ???????????????????? ???? ????????? ??????????"«Вопрос Единобожия и правильных вероубеждений является Величайшим религиозным Знанием (Аль-Фикх Аль-Акбар)». Абу Ханифа также сказал: "??????? ??????? ?? ???? ??????? ????????? ???????? ???? ??????? ??????? ?? ??????? ????, ???? ?????? ?????? ??????? ?????? ?????? ???? ??????? ??????, ?? ?????? ???? ??????, ???? ????? ???? ???? ????? ???? ????? ???? ??????, ?? ???????? ??????? ???? ????????, ?????? ?????? ?? ?????????????, ????????? ?????????: ???? ??????? ??????????" «Аллаh Всевышний – Один-Единственный не в значении числа, а в том, что у Него нет соучастника. Он не родил и не был рожден, и нет соучастника Ему. Он не тело (не объект) и не качество тела, Ему не присущ объем, и нет для Него соперника, и нет равного Ему. Никто и ничто из Его созданий не подобно Ему; нет ничего, подобного Ему. Он – Существующий, и Его Существование не подобно существованию созданных: Он существует вечно, и нет сомнений в этом». А в своем «Завещании» (работа «Аль-Уасыйя») Абу Ханифа сказал об Аллаhе: "????????????? ????????? ???????? ????????? ???? ?????? ??????????" «Он сохраняет Аль-Aрш и, помимо Аль-‘Aрша, все существующее, и Он не нуждается в них». Имам Абу Ханифа говорил об Аллаhе, что Он чист от всякого недостатка и не нуждается в каком-либо месте: " ????? ????? ???? ???????, ????? ?????? ???? ???????? ?????????, ????? ?????? ?????? ?????? ???? ?????? ???? ??????, ?????? ??????? ????? ??????, ?????? ?????: ?? ???????? ?????? ????? ?????????? ???? ??? ???????? ?????? ???????" «Аллаh существовал вечно, и не было места. Аллаh существовал до того, как создал что-либо. Он был, и не было «где», и не было «что». Он – Создатель всего, поэтому если кто-то говорит: «Я не знаю: мой Господь на земле или на небе», тот – кяфир (неверующий)». Эти слова Абу Ханифы означают, что Аллаh существует без места, – Он ни на небе, ни на земле, ни где-либо еще. В своей книге «Аль-Фикх Аль-Абсат» Имам Абу Ханифа, объясняя тему об Атрибуте Аллаhа «Речь», написал: " ????????????? ?? ???????????. ?????? ??????????? ?????????? ???? ???????????? ????????????, ??????? ??????????? ???? ??????? ???? ??????, ??????????? ?????? ??????????? ???? ??????????, ?????????????? ????????????? ??? ??????????? ???????? ??? ???????????????, ?????? ????? ???????? ?????????? ???? ??????????? ???? ????????? ?????? ???? ????? ?????? ?????? ???????" «Аллаh говорит, но не так как мы. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки и буквы. Аллаh говорит, однако Его Речь не похожа на нашу речь: Его Речь не имеет ни начала, ни конца, она не прерывается, потому что Аллаhу не присущи органы речи, и Он не произносит буквы или звуки. Сыфаты Аллаhа не созданы, не произошли: они вечны без начала. Изменение и перемена состояния бывают у созданных. Кто говорит, что Сыфаты Аллаhа появились после небытия, или что они созданы, также тот, кто воздерживается от подтверждения убеждения о вечности Сыфатов Аллаhа или же имеет сомнение в этом вопросе, тот – неверующий (кяфир)». Указывая в своих работах на неправильные воззрения, распространенные среди части людей, Имам Абу Ханифа был далек от того, чтобы критиковать науку Ат-Таухид он, подобно другим ученым-теологам, предостерегал мусульман от тех, кто отклонился от Истинного Пути, как, например, от представителей секты «аль-мушаббиха» («уподобленцев»), которые в своих убеждениях уподобляли Аллаhа созданным. В наше время такой идеологии придерживаются сторонники ваххабизма. Во времена Абу Ханифы существовали также сектанты, которые отрицали судьбу, – это представители группы «аль-мутазиля». Среди них были такие, кто утверждал, что человек якобы сам, помимо Воли Аллаhа, создает свои деяния. В современном мире эту идеологию разделяют представители партии с названием «Хизб ат-тахрир» («Партия освобождения»). Сторонники другой секты прошлых времен – «аль-хаваридж» – считали верующими только тех, кто имеет их убеждения, при этом всех мусульман обвиняли в неверии. Подобную идеологию сегодня распространяют сторонники партии, называемой ими «Аль-джама‘а аль-исламийя» («Исламская община»), и ваххабиты. Кроме перечисленных течений существуют еще и другие, которые отклонились от пути Посланника Аллаhа и Его сподвижников. Как сообщил Пророк Мухаммад, мир Ему, подобных течений насчитывается 72. Он сказал: p??????? ???? ??? ???? ?????? ???? ?????? ?? ????? ??? ????? ??? ???????i- ?? ?????? ??????. «Моя община разделится на 73 течения: все группы будут в Аду, кроме одной, которая следует по моему Пути». К этой спасшейся группе принадлежит большинство членов Исламской Уммы (Общины). После Имамов Абу Ханифы и Аш-Шафи‘ий наукой о Единобожии занимались Имамы Аль-Аш‘арий и Аль-Матуридий, которые продолжили путь ахлюс-Суннати уаль-Джама‘а образовав свои школы по вероучению, получившие названия «школа Аль-Аш‘арий» и «школа Аль-Матуридий». |