Омовение (малое)
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Омовение (малое)

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто нахождения в состоянии ритуальной чистоты.[1] При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести “бисмил-ляяхи ррахмани ррахим” (“именем Бога, милость Которого безгранична и вечна”), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следуетснять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[2].

8. Протереть мокрыми руками волосы на голове (минимум 1/4 часть волос).[3]

9. Промыть руки после протирания волос и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.[4]

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем –левую.[5]

После омовения желательно[6] произнести следующие слова:

“Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх.

Аллаахумма, идж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин.

Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь.

Ва салли аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад”.

???????? ???? ??? ????? ????? ???? ? ???????? ??? ??????? ???? ?

?????????? ????? ?????????? ???????? ?? ?????????

??????????? ?????????? ???? ??????????????

?? ?????????? ???? ??????????????????

??????????? ?????????? ?? ?????????? ???????? ???? ??? ????? ????? ??????

????????????????? ?? ??????? ???????

?? ????? ?????????? ????? ?????????? ????????? ?? ????? ??? ????????? .

Перевод:

“Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Посланник.

О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.

Восхваляю Тебя, о Аллах, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою.

Да благослови, о Аллах, Мухаммада и род его”.

Посланник Всевышнего Мухаммад (да благословит его Бог и приветствует) сказал: “Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: “Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма, идж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь”, для того откроются восемь ворот Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]”.[7]

По мнению великого мусульманского богослова, имама ан-Навави[8], и других ученых, “произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)”.[9]

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимыхнекоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что “молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованны и не упоминались богословами раннеисламского периода”.[10] Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[11], “о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса”.[12]

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Аллаха (со слов “бисмил-ляхи ррахмани ррахим”) и завершенное вышеприведенной молитвой.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос. Можно ли совершать омовение морской водой? Спасибо.

Ответ. Можно. О разрешенности этого оговорено в одном из достоверных высказываний Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) смысл которого: “Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для приобретения ритуальной чистоты, совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море, и умерло в нем] пригодно для употребления в пищу[13]”.[14]

Вопрос. Будет ли омовение считаться действительным, если его совершить снегом(без растопления)?

Ответ. Если во время омовения, используемый снег тает от тепла вашего тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной), то, безусловно, можно.[15]

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является в полной мере разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль).[16]

В Священном Коране сказано: “Мы [“Мы” указывает на величие Творца, но никак не на множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую” (см., Св. Коран, 25:48).

Вопрос. Является ли паста (чернила) на теле, руках тем, что препятствует совершению омовения?

Ответ. Лаки, масляные краски – да, так как однозначно не пропускают воду, смыть их непросто и затруднительно. Что же касается чернил, то они таковыми не являются. Их легко можно смыть.

Вопрос. Бывает так, что клей, масло, краску просто невозможно отмыть начисто с первого раза (они остаются на руках в течение нескольких дней). В этом случае омовение недействительно или можно совершать молитву? Также часто краска или масло попадают под ногти, в этом случае нужно обязательно стричь ногти или можно делать омовение и так?

Ответ. Если по роду вашей деятельности вы постоянно пачкаетесь красками или лаками, то достаточно поверхностного очищения этого. Вы подпадаете под положение “ ‘умумуль-бальва”,вам канонически прощается (“ма‘фуввун ‘анх”) то, что смыть сложно.

Данное положение четко прописывается в книгах по богословию. Например, порой пишется о людях, которые работают в сельской местности и не могут быть абсолютно чистыми и защищенными от помета животных. Тот уровень чистоты, который затруднителен, не является для них обязательным.

В религиозности четко присутствует естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Вопрос. Если на правой руке наложен гипс и снять его нет возможности, то как быть с омовениеми намазом?

Ответ. Если гипс или трудноснимаемая водонепроницаемая повязка наложены на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, то человек протирает поверх нее влажной рукой, что засчитывается в данном случае как фактическое омытие водою.

Вопрос. Можно ли вытирать лицо, руки после вуду’ полотенцем?

Ответ. Можно.

Вопрос. Каким образом совершать омовение в поезде, если воды мало и место, где она есть не очень-то чистое и ходить туда 5 раз в день очень проблематично? Мулла той местности, где я живу, говорит, что можно перед выездом взять омовение, и оно сохранится на протяжении всего пути. Так ли это? Диана.

Ответ. А кто вам сказал, что на каждую молитву-намаз необходимо совершать новое омовение (вуду’)?! Если состояние ритуальной чистоты у вас не нарушено, вы можете совершенно спокойно выполнить следующую молитву-намаз с тем же самым омовением (вуду’). Если же состояние ритуальной чистоты нарушилось в пути, то вы можете совершить омовение даже в условиях поезда. Как минимум, (1) совершите намерение, (2) один раз омойте лицо, (3) один раз вымойте руки до локтя включительно, (4) протрите мокрыми руками волосы и (5) вымойте ступни ног до щиколоток включительно.

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: “Воистину, дела [оцениваются] по намерениям” (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 490. 

[2] “Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви” (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское “правда”, “правота”, “праведность”; английское “right” – “правый”, “правильный”, “справедливый”; немецкое “richtig” – “правильно” от “recht” – “правый” и т.д.). 

[3] ? часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже некоторого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной. 

[4] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований. 

[5] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6-8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990, т. 1, с. 255. 

[7] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи. 

[8] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233-1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – “Рияд ас-салихин”, “Арба‘унэ ан-нававия”, “Минхадж ат-талибин”. 

[9] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994, т. 1, с. 80. 

[10] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 80. 

[11] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?-1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – “Аль-фатава”, “Аль-амали”, “Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис”, “Шарх аль-васыт”. 

[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1, с. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1, с. 126, 127.

[13] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 54, 55. 

[14] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991, т. 4, с. 49, хадис № 1243, “сахих”, а также с. 51, хадис № 1244, “хасан”.  

[15] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990, с. 26. 

[16] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 265.

ФАРДЫ (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

1. Омытие лица один раз.

2. Мытье рук до локтя включительно один раз.

3. Протирание мокрыми руками волос на голове (фардовый минимум 1/4 часть волос).[1]

4. Мытье ступней ног до щиколоток включительно один раз.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться данными пунктами.

К этим четырем пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют пятый и шестой – последовательность в совершении четырех упомянутых и намерение в сердце.

Вопрос. Если в малом омовении я нарушила его порядок, совершать ли его заново?

Ответ. Богословы-шафииты говорят об обязательности последовательности, богословы-ханафиты – об отсутствии обязательности. Оба мнения имеют косвенную аргументацию, то есть это не столь принципиально. Можете и не совершать заново.

Если выполнены все фарды, то омовение считается действительным и после него можно совершать очередную молитву-намаз.

СУННАТЫ (ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

1. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести “бисмил-ляяхи ррахмани ррахим” (“именем Бога, милость Которого безгранична и вечна”), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

2. Намерение. Прежде всего необходимо иметь намерениесовершить омовение с целью выполнения молитвы или просто нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце.

3. Трехкратное мытье рук до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следуетснять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.

4. Чистка зубов пастой с щеткой или чем-либо иным для удаления остатков пищи и неприятного запаха.

5. Трехкратное полоскание рта, набирая воду правой рукой.

6. Трехкратное промывание носа, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.

7. Трехкратное омытие лица.

8. Трехкратное мытье рук до локтей включительно.

9. Протирание всего волосяного покрова головы.

10. Мытье рук после протирания волос и протирание внутренней и внешней частей ушей.

11. Трехкратное мытье ног, начиная с мизинца правой ноги и заканчивать мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую.

12. Соблюдение последовательности в совершении омовения, особенно междуфардовыми (обязательными) ее составляющими.

13. Начав омовение, завершить его.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос. У моей мамы гайморит, и ей нежелательно промывать нос. Что делать в таком случае?

Ответ. Ваша мама в полной мере может не делать это вообще, так как данное действие не является обязательным (фард) в малом омовении (вуду’), а лишь желательно (сунна).

Вопрос. У меня в носу фурункул,из которого течет гной и, который нельзя мочить водой. Можно ли совершить малое омовение без промывания носа?

Ответ. Да, конечно. Промывание носа не относится к обязательной (фардовой) части действий в малом омовении (вуду’).

Вопрос. Нужно ли омывать шею? Мне сказали, что достоверности в этом мало и можно этого не делать.

Ответ. Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

[1] ? часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже некоторого движения влажной кистью руки по волосам.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНО (МАКРУХ)

1.Расточительное использование воды.

2.Безосновательное невыполнение суннатов омовения.

3.Использование чужой помощи при отсутствии необходимости в этом.

4.Пустословие.

5.Совершение омовения в месте, запачканном нечистотами (наджаса).[1]

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос. Можно ли отвечать на приветствие или разговаривать во время совершения омовения?

Ответ. Ответить на приветствие нужно, а вот разговаривать нежелательно.

Вопрос. Что можно сделать, если я совершил макрух (нежелательное действие) при выполнении тахарата (омовения, например, излишне много расходовал воды)?

Ответ. Ничего, а в последующем старайтесь больше так не поступать.

Вопрос. Как поступить лучше, если у меня дома есть ванная, объединенная с туалетом? Я живу в частном доме и в данный момент беру омовение на улице,хотя удобнее дома.

Ответ. Совмещенный санузел никак не препятствует совершению омовения, поэтому незачем совершать его на улице.

Вопрос.Скажите, что делать человеку при омовении, если единственный источник воды находится в туалете (на работе, или санузел совмещенный)? Я слышала, что там нельзя произносить имя Аллаха.

Ответ. Если уборная деревенского типа (с соответствующим видом и запахом), то – нельзя. Если же все аккуратно, то вопрос этот сам собой отпадает.

Кстати, упоминание имени Всевышнего Творца во время совершения омовения не является обязательной составляющей. Если вы все-таки сомневаетесь, то можете просто сказать “бисмилля”, начав омовение с именем Всевышнего и словами, являющимися лишь частью аята Священного Писания.

Вопрос. Можно ли совершать омовение под проточной[2] водой?

Ответ. Да. Можно.


[1] Можно расширить данный раздел дополнительными подробностями, но мы не видим в этом практической пользы или канонической необходимости.

[2] Проточный – текучий, не стоячий (о воде).

ПОТЕРЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, СОМНЕНИЯ

Вопрос. Когда я совершаю омовение, у меня часто возникают сомнения: помыл ли я ту или иную часть тела. В связи с этим у меня уходит много времени на омовение, оно становится для меня чем-то трудным и сложным. Я встречал среди мусульман такое, и у некоторых это вообще в сложной форме. Что это такое? Как ученые объясняют это? И самое главное – как избавиться от этого?

Ответ. На эти сомнения категорически не следует обращать внимание. Познакомьтесь с обязательным минимумом малого омовения и полного.

Как освободиться? Не обращать на это внимание. Такого рода сатанинские сомнения забрасываются обычно начинающим, с расчетом, что они озаботятся этим и “ради Аллаха” будут многократно повторять омовение, а это легко может привести к нервному срыву, депрессии и вызвать чувство отвращения к молитве.

Советую прислушаться к упомянутому. В противном случае будете вынуждены обратиться за помощью к психиатру.

ЧТО НАРУШАЕТ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

1. Любое выделение из прямой кишки и мочеиспускательного канала (половых органов).

2. Кровотечение или выделение гноя.

3. Рвота, заполняющая ротовую полость.[1]

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или оперевшись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы.[2]

7. Прикосновение к женщине.[3]

8. Прикосновение ладонью к половым органам.[4]

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос. У меня больной зуб, который часто кровоточит. Нарушается ли мое омовение?

Ответ. Во-первых, замечу, что в вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных мнения: богословы-ханафиты говорят, что состояние ритуальной чистоты нарушается, а богословы-шафииты считают, что не нарушается. Такая противоположность во мнениях обусловлена двоякостью действий Пророка Мухаммада в данном вопросе.[5]

Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты),[6] считают:

“омовение необходимо из-за выхода текущей крови”;

“если кого-то вырвало или у кого потекла кровь из носа во время молитвы, то пусть удалится, совершит омовение и присоединится[7] к молящимся, если он не разговаривал”;

“одна-две капли не требуют обновления омовения. Причиной нового омовения является только текущая кровь”.

Необходимо отметить, что “эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой и однозначной степени достоверности”, считали многие ученые.

Но, даже если однозначно согласиться с этим, нужно оговориться, что по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения, они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике. Богословы-ханафиты считали приоритетом максимальное канонически допустимое использование наследия Пророка, даже если имелась некоторая недостоверность.

В то же время важно заметить, что богословы-ханафиты небезосновательно говорили о наличии достоверных хадисов, свидетельствующих в пользу их богословского заключения по вопросу нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения.[8]

 

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты)[9], приводят хадис о том, что “Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью”.[10]

В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью.[11] Аргументация их состоит в том, что “Пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся”.[12]

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

1)при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;

2)если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается;[13]

3)в то же время, если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это, по мере возможности, смыть кровь.[14]

Что касается вашего вопроса о кровоточащем зубе, то если кровотечение значительно и вы вынуждены постоянно сплевывать кровь, то омовение нарушается с выходом ее наружу. Однако когда кровотечение незначительно и некоторое количество выходящей из-под больного зуба крови непроизвольно проглатывается вами, то омовение сохраняется и не нарушается.

Также вам будет полезно знать, что если кровотечение в значительном количестве продолжается на всем протяжении времени очередной молитвы, то вы совершаете омовение и в этом состоянии выполняете одну обязательную молитву, не обращая внимания на кровотечение.

Вопрос. Нарушается ли малое омовение в случае, когда прикасаешься к своей супруге?

Ответ. Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

Шафиитские ученые же утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине, независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным (сказанное не касается близких родственниц, на которых данный мужчина не может жениться). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым нарушается состояние ритуальной чистоты.[15]

Вопрос. Нарушается ли омовение после случайного прикосновения ко мне супруга? Например, когда он передает мне принесенный в дом хлеб?

Ответ. Наиболее рациональным в этом вопросе является мнение авторитетного ученого нашего времени доктора Вахбы аз-Зухайли. “Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене, а в вашем случае к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского наслаждения или страсти, не нарушает состояния ритуальной чистоты…”.[16]

Вопрос. Иногда я сомневаюсь, выпустил газ или нет.У меня в животе происходят определенные процессы, которые я не знаю, как расценивать.Порой, на всякий случай, я совершаю омовение (вуду’) заново. Иногда нет, так как я считаю, что это уже мнительность. Как насчет достоверности хадиса, что если не слышал звука и не почувствовал запаха, омовение не нарушено?

Ответ. Этот хадис достоверен и используется на практике. Что касается процессов, происходящих в вашем животе, то они никак не влияют на состояние ритуальной чистоты. Заново совершать омовение (из-за вашей мнительности) нет никакой необходимости.

Вопрос. Нарушаетсялималое омовение, если ты покурил?

Ответ. Курение не относится к тому, что нарушает омовение, но желательно прополоскать рот.

Сегодня, когда наукой доказан вред курения, причем очень значительный, две вещи несовместимы: курение и религиозность, богобоязненность человека. А если к этому еще добавить вред, наносимый окружающим, то человек, который верит в истинность Судного Дня и то, что любая обида, нанесенная другому, обернется наказанием для обидчика, не может сознательно быть в числе курильщиков.

Подавляющее большинство современных богословов, с учетом научных достижений и норм Корана и Сунны вывели богословское заключение (фетву) о запретности (харам) курения.

Вопрос. Нарушает ли еда омовение?

Ответ. Нет.

Вопрос. 1. Скажите, пожалуйста, когда нужно обновлять омовение?

2. Можно ли с одним омовением читать несколько намазов?

3. Чего не следует делать, чтобы сохранить ритуальную чистоту?

Ответ. 1. После того, как оно будет нарушено, если есть необходимость в его наличии.

2. Можно.

3. Не делать то, что ее нарушает.

Вопрос. Прошу простить меня за столь интимный вопрос. Нарушается ли омовение, если случайно дотрагиваешься до лобка (волос на лобке)?

Ответ. Нет, не нарушается.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, нарушается ли омовение после подмывания годовалого ребёнка, если приходится соприкасаться с детскими фекалиями?

Ответ. Нет, не нарушается.

Вопрос. Нарушается ли состояние ритуальной чистоты, если человек дотрагивается до экскрементов при уходе за тяжелобольным или до свиной кожи, используемой при изготовлении обуви?

Ответ. Прикосновение к упомянутому, а также к чему-либо подобному, что, согласно шариату, считается нечистым (наджаса), не нарушает состояния ритуальной чистоты, так как, в соответствии с хадисами и нормами фикха, это не входит в число причин, нарушающих ритуальную чистоту. В таких случаях необходимо смыть грязь или нечистоты с тела и одежды или просто стряхнуть, если этого будет достаточно.

Вопрос. Какова ситуация с малым омовением, если у меня золотые коронки?Связано ли это как-нибудь с мазхабом, и как быть мне в данной ситуации, если я ханафит?

Ответ. Сомнения и разговоры по данному вопросу пусты и безосновательны. Коронка стала частью вашего тела. Во время полоскания рта она омывается так же благополучно, как и остальные ваши зубы.

Ни с каким из мазхабов это никак не связано. То, что это где-то прописывалось во второстепенных книгах или кем-то оговаривается, не должно вас волновать. Будьте благоразумны.

Вопрос. Портится ли омовение, если человека поцеловала его мама или сестра?

Ответ. Нет, омовение не нарушается.

Вопрос. Я придерживаюсь шафиитского мазхаба, нарушается ли при прикосновении к моей супруге омовение? Можно ли в данном вопросе придерживаться ханафитского мазхаба?

Ответ. Возможно, в исключительных случаях. И только Всевышнему ведома истина.

Вопрос. Я в присутствии моего мужа-мусульманина постоянно нахожусь в страхе к нему прикоснуться.Если я даже нечаянно до него дотронусь, он начинает сильно сердиться, а порой за это может и оскорбить меня, объясняя это тем, что не хочет портить омовение. Правильно ли он поступает?

Ответ. Неправильно. Что за муж такой?! Мачо-недотрога, что ли?

Это – шутка, призывающая сильную часть человечества быть внимательной к своим вторым половинкам.



[1] Согласно шафиитскому мазхабу, в случаях, указанных в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушается. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1, с. 270.

[2] Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]: В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1, с. 11.

[3] Это касается только шафиитов. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном прикосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (Св. Коран, 4:23). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1, с. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]: В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 1, с. 76.

[4]Это требование лишь шафиитского мазхаба. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1, с. 278.

[5] Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованы и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах мусульманину легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики. Смотрите об этом, например: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 119; он же. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 111, 112.

[6] Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли, что кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1, с. 268.

[7] Если за время его отсутствия, молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучения.

[8] См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) “Аль-хидая”]: В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 1, с. 37-43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972, т. 2, с. 351-353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989, т. 1, с. 162.

[9] Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

[10] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См.: Аш-ШавкяниМ. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, с. 207, хадис № 241.

[11] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997, т. 1, с. 82.

[12] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что “бесспорным и единодушным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии”. То есть уже это однозначно и бесспорно, говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 352.

[13] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1, с. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]: В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 1, ч. 1, с. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 1, с. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

[14] О нечистотах, о допустимом их количестве, а также о формах их удаления можете прочитать в отдельном подробном материале об этом.

[15] Подробнее см.: Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 248-251.

[16]Мнения ученых шафиитского и ханафитского мазхабов в этом вопросе диаметрально противоположны. Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 129-132.

ИСТИНДЖА’

Вопрос. Скажите, насколько обязательно (фард или сунна) подмывание перед омовением? Не всегда есть возможность для этого, и не всегда это просто и удобно.

Ответ. Правильно вы заметили “подмывание перед омовением”. То есть это отдельные мероприятия. Нет необходимости подмываться перед каждым омовением.

Подмывание (истинджа’) – это удаление водой или чем-либо иным остатков нечистот после справления малой и большой нужды.

Богословы-ханафиты говорили, что в обычных ситуациях это относится к категории обязательного на уровне сунны (сунна муаккяда), то есть очень желательного. Но в то же время это действие является тем, без чего можно обойтись в затруднительной ситуации, и при этом молитва будет полноценной. В случае же, когда человек запачкался чем-то нечистым, то есть явно наличие остатков нечистот, подмывание (удаление этого) становится обязательным (ваджиб).

Все остальные богословы говорили об обязательности (ваджиб) истинджа’ (водой или чем-либо иным чистым) в случае выхода чего-либо из мочеиспускательного канала или прямой кишки.

Безусловно, все ученые единодушны в том, что применение воды при подмывании является наиболее предпочтительным.

В то же время считаю важным оговорить, что, например, после сна или после выхода газов подмываться абсолютно необязательно, каноническая необходимость отсутствует. Так считают все ученые-богословы без исключения.[1] Имеется следующее высказывание Пророка: “Кто подмывается из-за выхода газов, тот не из нас”[2], то есть, нет необходимости подмываться, когда отсутствует процесс выхода нечистот.

Истинджа’ имеет место быть в мусульманской религиозной практике именно как смытие и удаление нечистот.[3]

Вопрос. Объясните, если не ходил по нужде, но было выделение газа, портится ли омовение? Надо ли подмываться после выделения газа?

Ответ. Омовение нарушается, но подмываться необязательно.[4]

Вопрос. Говорят, что во время истибра’[5] и после нужно покашлять, попрыгать, сделать 40 шагов, а некоторые мои товарищи сказали, что этого делать не стоит. Что правильнее?

Ответ. Это зависит от вашей личной физиологии[6]. Зависит от того, бывают ли какие-то дополнительные выделения или нет. Если явного ничего нет, тогда отбросьте сомнения и не обращайте на них внимания. Не будьте мнительны[7].


[1] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 346. 

[2] Св. х. имама ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 8, с 82; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 513, хадис № 8429, “да‘иф”.

[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 242, 345, 346. 

[4] Подробнее о действиях, нарушающих состояние ритуальной чистоты (омовение), см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере исовершенству, 3-е изд., с. 127.  

[5] Истибра’ – стремление к чистоте. Канонически – выход остатков мочи. Подробнее см.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 57; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 344-347. 

[6] Физиология [от греч. physis – природа и loqos – учение]. 1. Наука о жизненных функциях, отправлениях живых организмов, их отдельных систем, органов и тканей. 2. Жизненные функции, отправления живого организма и его частей.

[7] Мнительный – такой, который во всем видит для себя опасность, неприятность; недоверчивый, болезненно подозрительный. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 547.