ОБИТАТЕЛИ ПЕЩЕРЫ
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ОБИТАТЕЛИ ПЕЩЕРЫ

"Господи наш, даруй нам от Тебя милосердие и устрой для нас в нашем деле прямоту".(Сура «Пещера»;10)

В восемнадцатой суре "Пещера" Священного Корана Всевышний Аллаха повествует нам о юношах, укрывшихся в пещере от жестокого безбожного правления, отрицавшего Аллаха и угнетавшего уверовавших. Ниже приводятся аяты, повествующие их историю:

"Ты думал ли когда-нибудь о том, что обитатели пещеры и Ракима
Были одними из чудес среди знамений Наших?
Укрылись отроки в пещере и сказали:
"Господь наш, ниспошли нам милосердие Твое!
Уверь нас в правоте наших деяний".
И Мы на долгие года в пещере им закрыли уши.
Потом Мы пробудили их, чтобы узнать, какая из общин лучше сочтет предел тех лет, что провели они в пещере.
Тебе поистине Мы повествуем сказ о них:
То были отроки, которые уверовали в Бога,
И их усердие на праведном пути Мы укрепили,
И укрепили их сердца, когда они стояли там и говорили:
"Господь наш - Бог земли и неба. Мы никогда не будем призывать,
Кроме Него, иного божества, иначе мы сказали бы такое,
Что вышло б за предел дозволенного Богом.
А эти наши горожане, других богов, кроме Него,
Для поклонения себе призвали. Тогда им почему бы не представить
Свидетельства на власть этих богов!
И есть ли нечестивее того, кто ложь возводит на Аллаха!
Когда оставите вы их и тех, к кому они взывают, кроме Бога,
То отправляйтесь для укрытия в пещеру,
Прострет Господь Свою вам милость и к лучшему дела устроит вам.
И ты бы видеть мог, как солнце на восходе клонилось от пещеры вправо,
А на закате слева обходило их.
Они ж лежали на пространном месте посреди.
Это - одно из множества знамений Божьих:
Кому Аллах указывает путь, тот следует прямой стезею,
Кого блуждать он заставляет, тому не отыскать себе
Ни покровителя и ни вожатого по жизни.
И ты бы мог подумать, что они не спят, хотя они на самом деле спали,
И Мы направо и налево поворачивали их,
А их собака обе лапы протянула на порог.
И если б в этом виде ты их усмотрел, ты бы от них пустился в бег
И был бы в страх от них повергнут".
Потом Мы разбудили их, чтобы они друг друга расспросили.
Один из них спросил: "Как долго здесь вы находились?"
Они ответили: "Мы находились здесь, возможно, день иль часть его".
И вновь они сказали: "Господь ваш лучше знает то,
Как долго здесь вы находились,
Ну а теперь пошлите в город одного из вас с деньгами, что при вас,
Пусть он посмотрит, у кого еда почище,
И принесет вам все, что нужно из нее; но чтобы вел себя он скромно
И никому о вас не сообщал.
Ведь если обнаружат они вас, то забросают вас камнями
Или принудят веру их принять,
Тогда вам никогда не знать Господней благодати!"
Так известили мы о них, чтобы сограждане их знали,
Насколько истинно обетование Аллаха,
И чтобы не было сомнения о Часе.
Смотри, они уж разошлись между собой
В их деле о семи заснувших; - одни сказали:
"Соорудите дом над ними!" Но знает лучше их Господь про них, -
И те, что одержали верх в их деле,
Сказали: "Над ними мы построим Храм".
И о числе заснувших спорить они будут:
"Их было трое, а четвертым был их пес". Другие скажут:
"Пять их было, а шестой - их пес", -
Строя догадки относительно того, чего не знали.
Иные скажут: "Семь их было, а их пес - восьмой".
Скажи: "Господь мой лучше знает их число,
И лишь немногие об этом знают",
Ты с ними в спор об этом не вступай,
Коль этот спор не может разрешиться прямо,
И никого из них не спрашивай об этом.
И никогда не говори о совершении чего-то:
"Я это завтра совершу", - при этом не добавив:
"Если на то будет Господня воля".
А если все-таки забудешь, то вспомни Бога своего и сразу же скажи:
"Быть может, мой Господь меня приблизит к пути прямому,
Что лежит к познанию сего".
И пробыли они в своей пещере триста лет,
И к этому прибавить должно девять.
Скажи: "Аллаху лучше знать, как долго находились они там,
Ему принадлежат тайны земли и неба, Как ясно видит он!
Как верно слышит! У них, кроме Него, нет покровителя другого,
И не берет Он никого в участники Своей управы"
Сура "Пещера": 9-26).

По единодушному мнению историков, жестоким правителем, преследовавшим уверовавших и понудившим их сокрыться в пещерах, был римский император Деций (Decius). Преследуемые Децием юноши неоднократно предупреждали свой народ о том, чтобы те не предавали свою веру и не уклонялись от заветов Всевышнего. Равнодушие людей к праведному призыву, нестерпимый гнет и преследования императора, угроза смерти вынудили юношей принять решение покинуть эти места. Доблесть и мужество обитателей пещер многократно восхваляется как в исламских, так и в христианских источниках.

Как об этом свидетельствуют исторические документы, политика давления и насилия, направленная ни истребление уверовавших в послание Всевышнего, принесенного пророком Исой ( Иисусом) и еще не искаженное людьми, проводилась многими императорами Рима.

Так, в письме римского наместника Северо-Западной Анатолии (территория нынешней Турции) Плиния (69-113 гг.) к императору Траяну упоминается о "мессианах (последователях пророка Исы (Иисуса), наказанных за отказ от поклонения статуе императора". Это письмо является одним из важнейших дошедших до наших дней оригинальных документов, свидетельствующих о давлении, оказываемом тогда на последователей пророка Исы (Иисуса). Именно при таких обстоятельствах, когда от них потребовали отречься от Аллаха и поклоняться "всесильному" императору", юноши отказались выполнить этот приказ и сказали так:

"Господь наш - Бог земли и неба. Мы никогда не будем призывать,
кроме Него, иного божества, - иначе мы сказали бы такое, что вышло б за предел дозволенного Богом. А эти наши горожане, других богов, кроме Него, для поклонения себе призвали. Тогда им почему бы не представить свидетельства на власть этих богов! И есть ли нечестивее того, кто ложь возводит на Аллаха!" (Сура "Пещера": 14-15).

Относительно же местонахождения пещер, где скрывались первые христиане, существует несколько версий. Наиболее вероятными считаются два города - Эфес и Тарсус (оба находятся на территории современной Турции).

Практически все христианские источники упоминают Эфес. Ряд мусульманских богословов и толкователей Корана согласны с мнением христиан. Иные же из них пытались доказать, что этим местом являлся не Эфес, а Тарсус. В этой книге мы рассмотрим обе версии. Все исследователи и толкователи священных писаний, в том числе христианские, сходятся во мнении, что событие происходило в 250 году во времена правления римского императора Деция (или Дециана).

Деций, равно как и Нерон, "прославился" своей чудовищной жестокостью по отношению к христианам. В период своего недолгого правления он издал закон, который обязывал всех жителей империи приносить жертвы римским богам, более того люди должны были брать письменный документ, удостоверяющий факт принесения в жертву, и предъявлять его компетентным лицам. Невыполнение этого закона каралось смертной казнью. По свидетельству христианских источников, большая часть ранних христиан постоянно перемещалось "из города в город" или же укрывалось в пещерах и потаенных местах, дабы избежать этого языческого культа. Обитатели пещеры, по всей вероятности, являются праведными представителями именно этих последователей пророка Исы (Иисуса).

Кстати, здесь следует подчеркнуть весьма немаловажный факт, изложенный некоторыми христианскими и мусульманскими историками и толкователями в виде сказания. Со временем этот эпизод был искажен пересказчиками, оброс мифическими элементами и всевозможными вымыслами, превратившись в легенду. Между тем как это - исторический факт.

Находилась ли знаменитая пещера первых христиан в Эфесе?

 

В качестве места нахождения обитателей пещеры различные источники приводят много названий. Пожалуй, главная причина этого сокрыта в желании людей почувствовать близость к историческим места обитания мужественных и бесстрашных людей, а также, вероятно, и большое сходство пещер в этих местах. Наличие пещерных молелен (мест поклонения) почти в каждом из этих мест является наглядным тому примером.

Внутренний вид пещеры в Эфесе, в
которой предположительно
укрылись семеро юношей.

Как известно, город Эфес особо почитается христианами, ибо здесь находится дом, в котором, по преданию, жила мать пророка Исы (Иисуса) - Марйам (Мария).В настоящее время предполагаемое место ее дома обращено в церковь. И, как считают христиане, обитатели пещер, первые христиане проживали именно в этих святых для них местах. Ряд христианских источников весьма категорично утверждает этот факт.
Самым древним источником, рассматривающим данную проблему, являются труды сирийского монаха James Saruc (род. в 452 г.), сведениями из которых воспользовался известный английский историк Эдуард Гиббон в своей книге " История упадка и разрушения Римской империи" (The Decline and Fall of the Roman Empire). Согласно записям монаха, правителем, который преследовал семерых юношей-христиан и вынудил их укрыться в пещере, был император Деций, находившийся у власти в Римской империей с 249 по 251 годы. Этот период известен жестокими масштабными гонениями, направленными против последователей пророка Исы (Иисуса). По мнению мусульманских ученых, местом событий является "Афесус" или "Афесос". Согласно версии Гиббона, все разворачивалось в "Эфесосе" (Эфес), то есть в одном из крупнейших портовых городов Римской империи, расположенном на западном побережье Анатолии. Руины этого города и сегодня известны как "античный город Эфес".
Императора, период правления которого совпадал со временем "пробуждения юношей от длительного сна", по мнению мусульманских исследователей, звали Тезусием.

Внешний вид пещеры в Эфесе.

Г

Гиббон же утверждает, что это был Феодосии II, однако этот император правил в 408-450 гг., когда Римская империя уже приняла христианство.

В ряде тафсиров (толкований) Корана, при разъяснении нижеследующего аята, говорится, что вход в пещеру был с севера, и потому свет не проникал вовнутрь. Даже тот, кто проходил рядом с пещерой, не мог видеть происходящего внутри нее. Коран сообщает нам:

"И ты бы видеть мог, как солнце на восходе клонилось от пещеры вправо, а на закате слева обходило их. Они ж лежали на пространном месте посреди. Это - одно из множества знамений Божьих" (Сура "Пещера": 17).

Турецкий археолог Муса Баран в своей работе "Эфес" также приводит окресности этого города в качестве места, где скрывались юноши, и добавляет:

"Семеро юношей, жившие в 250 году в Эфесе, отвергают идолопоклонство и принимают христианство. В поисках убежища юноши обнаруживают пещеру на восточном склоне горы Селион (Пион). Заметившие это римские солдаты замуровывают вход в пещеру".1

Известно, что на сегодняшний день над этими руинами Эфесе возведено немало религиозных строений. После раскопок, проведенных в этом районе в 1926 году сотрудниками Австрийского института археологии, стало известно, что руины, обнаруженные на восточном склоне горы Селион (Pion), относятся к сооружению, построенному в середине V века (период правления Феодосия II) в память о мученической жизни обитателей пещеры.2

Тарсус: здесь ли та пещера? Еще одним местом, где, предположительно, скрывались первые христиане, являются окресности города Тарсус. И в самом деле, в горе Энджилус (или Бенджилус), что расположена на северо-западе от Тарсуса, есть пещера, напоминающая описания Священного Корана.

Многие мусульманские богословы также горячо отстаивают версию с Тарсусом. Один из известнейших толкователей Корана Ат-Табари в своем труде "Тарих Уль-Умам" (Истории пророков ) указал, что пещера, где укрывались юноши, находилась на горе Бенджилус, расположенной близ Тарсуса.1

Известный толкователь Корана Мухаммад Эмин, в свою очередь, говорит о той же горе, называя ее Пенджилус. По его мнению, слово, звучащее как "Пенджилус", иногда произносится как "Энджилус", а разницу в произношении географического названия он объясняет "исторической эрозией", вследствие которой буква "б" попросту выпала из слова.2

Еще один известный богослов и исследователь Корана Фахруддин Ар-Рази в одной из своих работ пишет: "Хотя это место и называют Эфсусом, здесь подразумевается Тарсус, ибо Эфсус - это иное название Тарсуса".3

Кроме того, в тафсирах таких ученых, как Кадий аль-Байзави, Ан-Насафи, Аль-Джалалайн, Ат-Тибйан, Эльмалылы, Умар Насухи Бильмен и других, местом события называется именно Тарсус. К тому же все вышеупомянутые муфассиры (толкователи Корана) пришли к выводу, что вход в пещеру был с севера.4 Основанием для подобного заключения послужили слова из 17-го аята суры "Пещера": "Как солнце на восходе клонилось от пещеры вправо, а на закате обходило их".

Вопрос местонахождения знаменитой пещеры привлекал к себе внимание и во времена Османской империи, ряд исследований были произведены еще в прошлом веке. В отделе османских документов государственного архива Турции до сих пор хранятся документы, связанные с поисками этой пещеры. К примеру, письмо и заявление администрации г.Тарсуса, адресованное заведующему казной Османского государства с просьбой о назначении жалования людям, ответственным за чистоту и охрану пещеры на горе Бенджилус, в ответ на которое сообщается, что для выплаты государственной казной требуемого жалования необходимо установить, является ли в действительности данное место той самой пещерой, где укрылись юноши.

Предполагаемая пещера в Тарсусе.

В письменном заключении одного из исторических исследований, проведенных по указу османского меджлиса (своего рода орган парламентской власти в Османской империи), говорится так: "В горе, расположенной в провинции Адана в двух часах езды к северу от города Тарсус, находится пещера. Вход в эту пещеру, как и сказано в Коране, обращен на север".5

Личности обитателей пещеры, а также время и место их проживания всегда побуждали историков, да и многих размышляющих людей к выяснению истины. Немало комментариев было высказано на сей счет на сегодняшний день, однако, несмотря на это, ни один из них не дает полного ответа на этот эпизод. Многие вопросы, связанные с периодом жизни праведных юношей и с местонахождением упомянутой в Коране пещеры, остаются пока без ответа.