В одно мгновение избавить общество от устоявшихся и укоренившихся плохих и вредных традиций, обычаев, верований, привычек – дело невероятно трудное. Это неподвластно воле и усилиям какого-либо авторитетного человека или группы людей. Может показаться, что подобные традиции стали исчезать, однако при первой возможности общество изберет возврат к ним. Всевышний Аллах, зная особенности людей, их природу, применяет такие методы, при которых избавление от тех или иных вредных традиций будет наиболее действенным, устойчивым, продолжительным, прочным, станет их сущностью.
Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила об особенностях переходного периода в сознании людей, о том, что сначала были ниспосланы аяты о Всевышнем, о Рае и Аде. Когда же вера людей окрепла, то Аллах стал указывать людям на то, что запрещено им совершать, а что дозволено.
Если бы в самом начале были ниспосланы аяты, в которых звучал бы запрет на прелюбодеяние, на употребление спиртного, тогда люди сказали бы, что никогда не оставят этих греховных привычек. Запреты были даны постепенно, например, спиртные напитки были запрещены в три этапа, ростовщичество – в четыре.
Сначала в 39 аяте суры «ар-Рум», ниспосланном в Мекке, было сказано: «То, что отдаете вы в рост с целью увеличить (долю вашу) в богатствах людских, не умножит ничего пред Всевышним. А то, что раздаете в виде закята, стремясь к благоволению Божиему, (служит) преумножению (воздаяния вам)» (Сура «ар-Рум», 30/39). Этот аят не запрещает ростовщичества, но в нем подчеркивается, что в увеличении количества денег через ростовщичество нет никакой прибыли и блага.
В мединский период ниспослания Корана на эту тему говорится следующее: «… Уготовили Мы неверным из числа иудеев наказание мучительное за то, что брали они лихву (проценты), хотя было это запрещено им, и расточали имущество людей без права на то» (Сура «ан-Ниса», 4/161). В этих аятах упоминаются иудеи, которым было запрещено ростовщичество, но они пренебрегли этим запретом и, таким образом, заслужили наказания в День Суда.
Первое обращение к мусульманам относительно запрета на ростовщичество было ниспослано в 130 аяте суры «Али Имран»: «О вы, которые уверовали! Не живите за счет лихвы (процентов), удвоенной или многократной, и бойтесь Аллаха, быть может, преуспеете вы». Этот аят запрещал давать в долг с условием последующего взимания процентов. В то время подобная практика была распространена, и проценты были настолько непосильными, что жизнь бедных людей становилась невыносимой.
Однако и в этом аяте категоричного запрета на ростовщичество не прозвучало. Метод постепенности применялся и в отношении алкогольных напитков. Поначалу совершение намаза с помутненным рассудком было запрещено, однако категорического повеления отказаться от употребления спиртного в одночасье дано не было.
Через некоторое время был уже ниспослан строгий запрет на любой вид получения процентной прибыли. Смысл 275-281 аятов суры «аль-Бакара» таков: «Те, кто берет проценты, восстанут (из могил), как восстанет тот, кого лишает Шайтан рассудка прикосновением (нашептыванием) своим. Это – в наказание им за то, что говорили они: «Воистину, (проценты) лихва (дозволена) так же, как и торговля». Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к нему (кому-либо из ростовщиков) увеличение Господне, и если поступит (ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто (вновь) станут (давать в рост), - обитатели пламени адского на времена вечные. Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню.
Не любит Он никого из грешников неблагодарных. Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал намаз (салят, молитву), раздавал закят, уготовлена награда Господа. Нечего им страшится, и не будут они опечалены. О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите (должникам своим) ту лихву, что причиталась вам прежде. Если же не простите вы, так знайте, что будут против вас Аллах и Посланник Его. А если простите, то останется вам первоначальное достояние ваше – не обидите и не будете обижены. Если находится (должник) в положении трудном, дайте отсрочку, пока не поправятся дела его. А если простите вы (долг), то вам же (будет) лучше, если только уразумеете вы это. Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Аллаху. Тогда воздастся по заслугам каждому. И никто не будет обижен (незаслуженно)» (Сура «аль-Бакара», 2/275-281).
В этих аятах Всевышний Аллах определил ростовщичество, предоставление денег под проценты как однозначно запрещенное – харам. |