МОЛИТВА ЖЕНЩИНЫ И ДЕЛИКАТНЫЕ ВОПРОСЫ
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

МОЛИТВА ЖЕНЩИНЫ И ДЕЛИКАТНЫЕ ВОПРОСЫ

РИТУАЛЬНАЯ ЧИСТОТА

Вопрос. Когда на ногтях лак, нельзя делать намаз, да? А когда совершаешь гусль, и на ногтях лакдействительно ли полное омовение?

Ответ. Когда на ногтях лак, намаз совершать можно, никаких проблем. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, не омывает ту часть тела, которая при данных ритуальных, гигиенических процедурах должна быть омыта.

Вопрос. Можно ли мусульманке пользоваться лаком для ногтей?

Ответ. Можно. Но покрашенные лаком ногти не омываются водой при омовении, что делает последнее недействительным. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

Вопрос. Нужно ли заново совершать полное омовение, если я забыла снять лак с ногтей?

Ответ. Достаточно будет снять лак и омыть ногти водою.

Вопрос. Можно ли женщине при совершении полного омовения не мочить голову и волосы полностью, а только смочить водой кожу головы?

Ответ. Если для женщины полное промывание волос затруднительно, ей достаточно полить на голову до проникновения воды к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.[1]

Вопрос. Нужно ли вынимать серьги из ушей при омовении?

Ответ. Нет, не нужно.

Вопрос. Как совершать малое омовение, если на лице макияж (находясь на работе, постоянно удалять и заново наносить грим крайне неудобно)?

Ответ. Грим [итал. grimo – морщинистый]. Специальные средства (краски, накладки, наклейки и т.п.), применяемые для изменения внешности актера в соответствии с исполняемой ролью; оформление лица с помощью этих средств.[2]

Макияж [франц. maquillage – гримирование]. 1. Искусство гримирования; наложение грима для усиления выразительности лица, скрадывания изъянов и т.п. 2. Способ нанесения грима. 3. О том, что является средством маскировки каких-либо фактов, событий и т.п.

Если это (макияж) столь обязательно, то я советовал бы вам наносить его по минимуму, так, чтобы легко можно было смыть или восстановить. Поверьте, что естественный внешний вид и облик человека намного более приятен для окружающих.

Вопрос. Нужно ли смывать крем с лица перед омовением?

Ответ. При разумном, естественном, в меру необходимости использовании кремов и лосьонов, ничего специально смывать не нужно, да и не придется, так как кожа усвоит необходимое. В случае же, когда на лице толстенный слой грима, при котором кожа не дышит, тогда его придется смыть.

Суть. Сатана порой шутит над некоторыми (излишне щепетильными), особенно в вопросах ритуальной чистоты. К сожалению, он может довести человека (с призывом к псевдонабожности) до того, что тот упорно начнет на постоянной основе смывать естественную жировую прослойку с кожи лица или рук. Такие крайности губительны и опасны. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: “Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут [погубят себя]”.[3]

МОЛИТВА-НАМАЗ

Вопрос. Можно ли женщинам совершать молитву-намаз босиком?

Ответ. По данному вопросу существует несколько мнений. Чтобы быть полностью уверенной по поводу прикрытия ‘аврата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки.

Вопрос. Сейчас очень распространены капроновые чулки, колготки, носки. Можно ли совершать намаз в таких изделиях? Ведь ступни ног должны быть тоже закрыты, но капроновые носки прозрачны. Допустимо ли в них совершать намаз?

Ответ. Лучше используйте те (чулки, колготки, носки), которые не просвечиваются. В то же время, на всякий случай знайте о том, что ученые ханафитского мазхаба не относили ступни ног к ‘аврату, который должен быть обязательно прикрыт, особенно при совершении молитвы-намаза.

Вопрос. Можно ли женщине читать намаз в брюках?

Ответ. Одежда мусульманки не должна походить на мужскую одежду. Широкие брюки, соответствующие нормам хиджаба[4], должны быть женского стиля, покроя. При выполнении этих условий молитву-намаз в них совершать можно.

Вопрос. Во время намаза, при сидении между суджудами (земными поклонами) и при чтении “Ташаххуда” левая ступня подворачивается вправо, а правая остается в прежнем положении. Отличается ли данный момент при совершении молитвы женщиной? Дайте расклад по мазхабам, пожалуйста.

Ответ. По мнению богословов ханафитского и шафиитского мазхабов, во всех сидячих положениях при совершении молитвы, женщины садятся, соединяя бедра и выводя обе ступни справа.[5]

Вопрос.

1. Куда кладут руки женщины, когда читают суру аль-Фатиха (по шафиитскому мазхабу)?

2. Как сидят женщины-шафииты (я имею в виду расположение ног) между двумя суджудами и при чтении Ташаххуда? Так же, как мужчины (садясь на левую ногу) или так, как женщины по ханафитскому мазхабу (выводя обе ступни справа)?

3. Я прочитала, что когда шафииты читают Ташаххуд, ониподнимают палец при произнесении слов “илля ллааху”, но я не поняла, когда нужно его опускать? Сразу, аесли нет, то когда?

4. И ещё, я в первом ракяате после суры аль-Фатиха читаю суру аль-Кяфирун, а во втором аль-Ихляс, но сомневаюсь, может в первом ракяате желательночитать другую суру? Посоветуйте, пожалуйста, какую? И если я делаю сразу два намаза, нужно ли каждый раз (четыре раза) читать разные короткие суры (после аль-Фатихи)? Или достаточно того, что в пределах одного намаза прочитаны две разные суры, а в следующем можно их же повторить?

Ответ.

1.Так же, как и по ханафитскому, на грудь. Различий в данном вопросе нет.

2.Так же, как и женщины по ханафитскому мазхабу.

3.Сразу.

4.Того, что вы делаете, достаточно. Необходимый минимум присутствует.

Вопрос. По работе мне приходится сидеть в закрытой комнате с двумя мужчинами, они не являются мусульманами. Я хожу в платке, и мои коллеги знают, что я мусульманка. Относятся с уважением, даже более того, ониничего не имеют против, если я буду читать в офисе намаз. В связи с этим такой вопрос:

Можно ли читать женщине намаз в комнате при посторонних мужчинах, если другой возможности его прочитать нет?

Ответ. Можно, но лучше, по возможности, делать это тогда, когда они выходят из кабинета на обед или просто подышать воздухом. При легком и не отягощающем подходе, во временном промежутке обязательной молитвы можно найти подходящее время для совершения фардовой составляющей молитвы-намаза, что занимает буквально несколько минут.

Вопрос. Обязательно ли девушке посещать во время месяца Рамадан мечеть для совершения молитвы “Таравих” сообща с другими?

Ответ. Конечно же, не обязательно. Хранительницам домашнего очага и уюта нет необходимости читать молитву “Таравих” в мечети. То есть, поступайте на ваше усмотрение.

Вопрос.

-Можно ли женщинам молиться сообща (джама‘атом)?

-Может ли одна из них выступать в качестве предстоятеля (имама)?

-Следует ли женщине, которая выступает в качестве имама, стоять впереди молящихся за ней?

-Может ли она читать вслух, как это делают мужчины (если их нет рядом)?

Ответ. - Да.

-Да.

-Да, посередине ряда, выдвинувшись из ряда молящихся на расстояние ступни.

-Да.

Вопрос. Могу ли я вместе с мамой совершать сообща молитвы и как это должно выглядеть?

Ответ. Можете, никаких проблем. Одна из вас встает справа позади другой на расстоянии одной ступни. Все остальное как обычно.

Вопрос. Можно ли делать намаз мужу и жене совместно?

Ответ. Да, конечно. Жена встает позади мужа.

МОЛИТВА ЖЕНЩИНЫ В МЕЧЕТИ

Вопрос. Скажите, пожалуйста, почему, если в Исламе женщина обладает теми же правами, что и мужчина, она не может молиться в мечети? Откуда это?

Ответ. Женщина может молиться в мечети. Но, порой, в тех или иных регионах встречаются такие обычаи, традиции (“адабы”, “адаты”), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл.

Основным местом совершения молитв для женщины как хранительницы домашнего очага является непосредственно ее дом. Для мужчин – мечеть, хотя порой он может молиться и дома, и на работе.

Высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) по этой теме:

“Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]” (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и Ахмада);[6]

“Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них” (св. х. Ахмада и Ибн Маджа);[7]

“Если супруга захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей” (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада);[8]

“Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая своей излишней женственностью и проявлениями ее внимание чужих мужчин]” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда);[9]

Супруга Ибн Мус‘уда говорила: “Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями” (св. х. Муслима).[10]

Вопрос.Может ли женщина пользоваться благовониями – непосредственно перед намазом, идя в мечеть?

Ответ. Лучше для улицы благовония не применять. Правильным будет использовать их только дома, для себя, в кругу домочадцев и родных.

Вопрос. Можно ли молиться, ходить в мечеть в красном или ярком?

Ответ. Можно, но желательно исключить ярко-красный и желтый цвета. Придерживайтесь умеренности.

Вопрос. Будьте любезны, объясните нормы одежды и макияжа при посещении мечети для совершения пятничной молитвы. Вопрос очень спорный. Хотелось бы узнать ваше мнение.

Ответ. Мое мнение оставим на то время, когда ваш вопрос будет более конкретным, с описанием вами всего того, что является “спорным”.

А так, все обычно. Можете почитать “Об основных требованиях к женской одежде в Исламе” на нашем сайте или в первом, во втором томах из серии “BibliothecaIslamica .

Для пользы процитирую вам сказанное одним из современных арабских богословов[11] по вопросу макияжа в ответ на слова одного из “умных” в вопросах богословия, который, прочитав несколько брошюр или книжонок на арабском, начинает делать сенсационные заявления. Имам аль-Буты ответил: “Вы говорите, что “макияж для женщин – это крайне нежелательно, почти запретно (макрух тахриман)?!” Где это вы нашли такое положение, дорогой мой, утвердительно заявляющий друг? Если уж говорить об этом, то следует сказать: “Запрещается женщине выставлять напоказ перед чужими для нее мужчинами[12]свою природную красоту, а также то, что делает ее более привлекательной, например макияж. Что же касается абсолютной запретности макияжа, то это я услышал только от вас, (дорогой, спрашивающий и при этом категорически заявляющий). То, что мы хорошо знаем из исламских положений, так это “разрешенность всего, что не имеет запрета по каноническому тексту или богословски оправданной причине”. Поэтому, женщина, находясь дома или в кругу своих родных и близких, может применять все формы улучшения своего внешнего вида, (подчеркивающие ее женственность и привлекательность). Еще в доисламский период женщины-арабки применяли различные средства и способы дабы выглядеть более эстетично. С приходом канонов последнего Писания было поставлено ограничение на демонстрацию и подчеркивание женственности и красоты перед чужими людьми. Что касается окружения родных и близких, то это осталось дозволенным (мубах).

Я не знаю, – продолжает аль-Буты, – вы даете фетву (богословское заключение) или спрашиваете о ней, но как вы можете говорить о том, что женщине нельзя молиться, когда, например, на лице у нее макияж?! И из какого это богословского источника вы взяли, что если женщина собирается молиться, то ей необходимо смыть тушь или косметические средства, что у нее на лице?! Правило гласит: “Все разрешено, за исключением того, что имеет запрещающий текст”.

Думаю, что у уважаемого хорошо развито воображение, которое и выдает богословские заключения, что, в свою очередь, является крайне пагубным и недопустимым в религии. В Священном Коране сказано: “Не говорите ложно языками своими, что “это – запретно (харам), а это – разрешено (халяль)” (Св. Коран, 16:116)”.[13]

ДЕЛИКАТНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос. Можно ли делать эпиляцию (удаление волос на длительный период) на ногах, подмышках и т.д.?

Ответ. Можно.

Вопрос. Извините, что задаю такой вопрос, но просто не представляю, кого еще я могла бы об этом спросить: должна ли женщина-мусульманка сбривать волосы на лобке?

Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил: “К “фитре”[14] относится следующее: стрижка усов[15], отпускание бороды, чистка зубов палочкой “мисвак” [т.е. по возможности постоянное поддержание полости рта в чистоте], промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев [периодическое мытье рук, мытье рук с мылом, особенно до еды и после], выщипывание волос под мышками[16] стрижка волос на лобке[17], подмывание водою и обрезание”[18] (хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи).[19]

Думаю, что вы самостоятельно можете определить, что из перечисленного относится только к мужчинам, а что – как к мужчинам, так и к женщинам.

Вопрос. Извините за столь интимный вопрос. Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.

Ответ. Канонических запретов по этому поводу нет. Поэтому вы можете поступать так, как вам более удобно и практично.

Первостепенным является, по мере необходимости, поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ. Как указывается в хадисах, чистота – это половина веры.

Вопрос. Хотел вас спросить, у моей жены постоянно идут выделения, не в период менструации. Портят ли они тахарат, нарушается ли малое омовение?

Ответ. Да, малое омовение (вуду’, тахарат) нарушается.

Если это происходит постоянно, вашей супруге полезно и практично будет прочитать материал “Молитва оправдываемого” (раздел “Рел.практика”) и поступать в соответствии с описанным там.

Вопрос. Нарушается ли у женщины полное омовение (гусль) при выделении секрета, во время возбуждения?

Ответ. Нет, достаточно малого омовения (вуду’).

Вопрос. У меня в середине между месячными идут незначительные выделения с кровью. Можно ли мне в эти дни держать пост и читать намаз? Если нет, то нужно ли восполнять пропущенные намазы?

Ответ. Это не препятствует соблюдению поста, то есть можете спокойно поститься. Что касается молитвы-намаза, то, если это происходит непрерывно на протяжении нескольких часов, поступайте в соответствии с описанным в материале “Молитва оправдываемого” (раздел “Рел.практика”).

Вопрос. Нарушают ли женские ежедневные выделения вуду’ (малое омовение), если они хронические и прозрачные, бесцветные?

Ответ. Они (эти выделения) не нарушают полного омовения (гусль), но нарушают (если они на самом деле именно выделяются) малое (вуду’).

Вопрос. Если у меня в хайде кровь как таковая заканчивается через 5-6 дней, а желтые выделения идут ещё 5 и более (иногда много более) дней, то, как мне быть с намазом?

Ответ. Намаз вы не совершаете только в эти первые пять-шесть дней. На желтые выделения внимания не обращайте, то есть вы можете приступить к выполнению религиозной практики (в частности, к совершению молитвы). Данные выделения влияют лишь на сохранение вами малого омовения.

Вопрос. Передо мной встала следующая проблема. Одно время я постоянно была помешана на “назерах” (обещаниях). И вот я, уже не помню по какому поводу, дала “назер” восполнять молитвы, которые я пропускала из-за критических дней (причем и фард, и сунну, и витр). Но теперь, прочитав большое количество литературы, мне стало казаться, что я поступаю неправильно, перечитывая намазы. Пожалуйста, посоветуйте, что мне делать, а то я постоянно, переживаю по этому поводу?

Ответ. Вам не нужно восполнять эти молитвы, и точка. Молитвы-намазы, несовершенные в критические дни, не восстанавливаются. Не морочьте себе голову.

Можете, на всякий случай, соблюсти дополнительный пост в течение трех дней (в качестве искупления того обещания, что вы дали).

Вопрос. Скажите, пожалуйста, можно ли находиться в мечети во время менструации? И вообще, можно ли дотрагиваться доКорана и других книг, где есть имя Аллаха в такие дни?

Вопрос. Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?

Вопрос. Что можно читать во время месячных?

Ответ. 1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость.

2. Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).

Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения.[20]

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, если мусульманин женат на христианке, должна ли она совершать полное омовение гусль (что не предусмотрено христианством) после завершения менструации и половых сношений?

Ответ. Никаких специальных намерений для нее не нужно. Данной жене мусульманина необходимо лишь соблюдение обычных норм гигиены. Желательно (так как муж ее мусульманин), чтобы они сочетались с мусульманскими нормами гигиены. Намерения и сохранение ритуальной чистоты – для нее в этом нет необходимости.

Вопрос. Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться к руке, поцеловать, обнять и т.п., конечно я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение?

Ответ. Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.

Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно прикосновения женщины к мужчине, нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет. Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка, мнения ученых прямо противоположны (богословы-шафииты – нарушается, богословы-ханафиты – не нарушается).

Вопрос. Если во время поста в течение дня началась менструация, надо ли додержать пост до вечера или пост прерывается автоматически?

Ответ. С началом месячных (с началом кровотечения) пост прерывается. Данный вынужденно прерванный день поста необходимо будет в последующем восполнить.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится”.[21]

Вопрос. Я хочу совершить хадж (паломничество). Как быть, если время хаджа совпадет с периодом, когда женщина не может (не вправе) молиться и поститься?

Ответ. Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но Посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: “Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме таввафа (ритуальный обход вокруг Каабы). Тавваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)”.[22]

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ В КРИТИЧЕСКИЕ ДНИ

Вопрос. Считается ли харамом (запретной) пища, приготовленная женщиной во время менструации?

Ответ. Категорически нет, не является запретной. Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно указывающие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то “нечистым”.

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги Пророка Мухаммада: “Я причесывала Посланника Всевышнего в период месячных”.[23] Там же приводятся слова сподвижника Пророка Мухаммада, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: “Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем своим в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?” Он ответил: “Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [т.е. такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола, по результату этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга Пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [например, как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни”.[24] Также ‘Аиша передала, что “Посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда, как в это время у нее были месячные”.[25]

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных.[26] Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине, якобы, нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: “Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…”.[27]

Данное библейское положение не получило подтверждение в наследии последнего Божьего Посланника и не возымело продолжение в мусульманской культуре или богословии.

Кстати у арабов также местами встречается такой, ничем не обоснованный и усложняющий жизнь, обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: “Этот домысел-ошибка (что женщина, якобы, нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами”.[28]

Вопрос. Одна женщина заставляет свою невестку надевать резиновые перчатки во время приготовления пищи, когда у той проходит менструальный цикл. Правильно ли это?

Ответ. Это неправильно. Элементарное невежество. Но, политику взаимоотношений с мамой мужа нужно выстраивать очень даже деликатно. Вы это знаете не хуже меня.

В подобного рода ситуациях не советую невестке что-то доказывать или предпринимать. Здесь в разрешение вопроса обязан дипломатично вступить муж, он же сын данной женщины.

ХАЙД И ИСТИХАДА

Вопрос. Как отличить хайд от истихады?

Ответ. Хайд – менструация[29], регулы[30]. Это обычное природное явление, которое происходит в здоровом женском организме регулярно, ежемесячно. Это не связано с каким-либо заболеванием, не связано с беременностью или послеродовым периодом.[31]

Истихада – кровотечение[32] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду.[33]

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия:

Во-первых, между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода.[34]

Во-вторых, для обычных регул был обозначен минимальный период: богословы-ханафиты – трое суток; богословы-шафииты – сутки.

В-третьих, у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой, например – кровотечение,которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение началось менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада.[35]

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных.[36]

Каждая религиозно практичная женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем практическая польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемогочеловека (ма‘зур).[37]

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце темы полезно будет привести хадис со слов ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах): “Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: “Это моя племянница!” Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: “Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут Пророк охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)”.[38]


[1] См.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 129.

[2] Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 228.

[3]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, “сахих”.

[4] Подробнее “Об основных требованиях к женской одежде в Исламе” см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 331-335.

[5] См.: Аляутдинов Ш. Мусульманская молитвенная практика. М. 2002. С. 76, 77.

[6] Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 583, хадис № 9869, “сахих”.

[7] Аш-ШавкяниМ. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 3, с. 138, хадис № 1036.

[8] Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, “сахих”.

[9] Аш-ШавкяниМ. Нейль аль-автар. Т. 3, с. 138, хадис № 1037.

[10] Аш-ШавкяниМ. Нейль аль-автар. Т. 3, с. 138.

[11] Это Рамадан аль-Буты, который часто делает акцент на строгой, сухой интерпретации, а не послаблении, например, в отличие от Юсуфа аль-Кардави.

[12] Те, кто не являются ее родными или родственниками.

[13] См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [Среди людей. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999, с. 23, 24.

[14] Фитра (араб.) – естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К “физической” фитре относится упомянутое в хадисе.

Слово “фитра” некоторые богословы толковали как “сунна” (путь). Они говорили: “Фитра – это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца”. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 2, ч. 3, с. 148.

[15] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[16] Допустима и другая форма удаления волос, например, бритье.

[17] В соответствии с назиданием Пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны осуществляться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны быть не реже этого срока, но могут быть чаще. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадисы № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995, с. 121.

[18] О том, что именно относится к “фитре”, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2, ч. 3, с. 147; Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 330.

[19] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2762.

[20] Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 2, с. 537.

[21] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 2, с. 534, хадис № 304.

[22] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 2, с. 537, хадис № 305.

[23] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 2, с. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972, т. 3, с. 156.

[24] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 157.

[25] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 529, хадис № 297; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 161.

[26] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 528-530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 158.

[27] См.: Библия, Лев. 15:19-25, 28.

[28] См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999, с. 24, 25.

[29] Менструация [от лат. menstruus – ежемесячный]. Ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 533. Менструация наступает обычно через каждые 21-30 суток и продолжается 3-6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. М. отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а также при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Москва-Минск: Аст-Харвест, 2002, с. 516.

[30] Регулы, регул; мн. [лат. regula – правило]. Книжн. = Менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

[31] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988, с. 189.

[32] Обильные и длительные выделения (меноррагия – усиление и удлинение менструальных кровотечений – признак ряда заболеваний матки), а так же маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. Москва: Анс, 1996, т. 3, с.71.

[33] Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

[34] Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.], т. 1, ч. 1, с. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.], т. 1, с. 227.

[35] Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 26-30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1, с. 225-230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 1, с. 282-287.

[36] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990, т. 1, с. 459-461.

[37] Подробно об этом смотрите в книге Аляутдинова Ш. От темы к теме., в специальном материале “Молитва оправдываемого”. С. 195.

[38] См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкямиль-кур’ан [Сборник положений Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988, т. 12, с. 152.