Во времена воинствующего атеизма антирелигиозная пропаганда использовала самые разные средства для формирования и развития в людях материалистической идеологии. Одним из таких методов по отношению к Корану стал известный еще со Средневековья тезис якобы «переписывания» аятов из Библии, что, по мнению востоковедов (а до этого и самих христиан), было «доказательством несостоятельности» Корана как Откровения от Бога. Эта школа востоковедения и исламоведения существует и поныне, причем не только в лице старшего поколения – есть и более молодые ученые, которые также воспитаны в русле данной идеологии.
И все же ряды этой школы постепенно редеют и на смену им приходят еще более молодые исламоведы, некоторых из которых вполне можно назвать другим термином, более реально отражающим их суть – исламофобами. Ну, разве не является таковым, например, уже набивший оскомину и ставший «притчей во языцех» (причем, надо сказать весьма неприятной на слух), «прославившийся» развалом Межрелигиозного совета Р.Силантьев?
Ромик, как его называют представители более старшего поколения, является наиболее ярким представителем этой новой школы. Но в ее недрах дремлют десятки таких как он, просто пока эти люди еще не вышли на всеобщее обозрение.
На чем же базируют они свои «исламоведческие» воззрения? Как это ни странно, но все на том же – продолжают рассуждения своих предшественников о «списывании» сур с библейских стихов! Этот миф так нравится некоторым востоковедам и исламоведам, что никто из них не желает от него отказываться.
Что же приводят в качестве «подтверждения» своего мифотворчества сторонники этой, что называется, старой как мир теории? Фактически, одно и то же. По их мнению, если в Коране существуют схожие с библейскими стихами персонажи и притчи, то это может означать только одно – мусульмане все списали.
Под это находятся и другие «псевдодоказательства», например, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) общался с христианами во время своей поездки в Сирию и «воспринял» от них библейские идеи. Что удивительно, даже изучив сравнительный анализ между Библией и Кораном, даже зная биографию Посланника (мир ему и благословение) подчас лучше самих мусульман, они так и не могут избавиться от той программы, что заложена в них в школах и институтах.
Следует отметить, что по причине нашей всеобщей неграмотности в деле изучения Ислама порой даже сами мусульмане не могут понять причину того, что в Библии и Коране существуют сходные сюжеты. А ведь Всевышний убедительно объяснил это, неоднократно повторяя в разных сурах о том, что Он ниспослал данное Писание в качестве подтверждения предыдущих Писаний и исправления того, что исказилось.
Разве мусульмане говорят о том, что Ислам – это новая религия? Нет, напротив, одним из столпов веры является убежденность в том, что Всевышний ниспосылал пророков (мир им) и Писания. Проблема лишь в том, что эти Писания либо вовсе не сохранились (как, например, свитки Авраама или Ибрахима), либо были искажены вследствие нескольких разных причин.
Одним из очевидных подтверждений в пользу этого является отсутствие оригиналов. Замена оригинала копией всегда заставляла задуматься над ее правильностью. Например, когда Коран переводят на другие языки, то по отношению к переводам никогда не употребляется термин «оригинал», поскольку перевод является лишь попыткой понять смысл, заложенный в оригинале. И любой самый близкий по смыслу и точный перевод все равно останется лишь копией.
Какова же ситуация с теми Писаниями, что вошли в состав Библии? Является ли современная Тора тем оригинальным Писанием, которое было ниспослано пророку Моисею (мир ему)? Даже сами иудеи признают факт того, что Тора была утеряна и восстановлена по памяти. Можно ли после этого говорить о ее оригинальности?
Такой же вопрос можно задать и по отношению к Евангелиям. Уже сама форма множественного числа этого Писания, которое было ниспослано пророку Иисусу (мир ему), заставляет нас задаться справедливым вопросом – так сколько же «Благих вестей» было ниспослано Всевышним? И где собственно само Писание, которое было получено самим Иисусом?
Если бы хоть эти Евангелия были записаны на том же языке, на котором проповедовал Иисус… Но ведь их оригиналы появились на греческом языке – том, на котором Иисус не общался со своим народом.
Почему в свое время в Европе возникло движение Реформации? Одной из причин было, в частности, и то, что Рим узурпировал себе право единого государственного и религиозного языка.
Но о чем здесь вообще может быть спор – латинский язык, каким бы древним он не был, все равно не является языком Откровений. Все последние Откровения, начиная с пророка Авраама (мир ему), а, может, и еще раньше, ниспосылались на семитских языках.
Но какое же из Писаний сохранилось на языке семитов? Только одно, но оно не входит в состав Библии. И что поразительно - именно оно обвиняется в плагиате и выдумке.
Это Писание, ниспосланное на арабском языке, входящим, как известно, в состав семитской языковой группы, сохранилось на том же самом оригинальном языке, на котором проповедовал и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)). В отличие от предыдущих Писаний разных версий Корана в природе не существует. Даже древние манускрипты Священного Писания, найденные немецкими археологами при раскопках в столице Йемена Сане, хотя, возможно, и восходят к кодексу Ибн Масуда или Убайя б. Каба (по мнению востоковедов), но ничем не отличаются от современного вида.
Как уже было отмечено, Коран, как последнее Откровение Всевышнего подтверждает часть того, что было в предыдущих Писаниях. Но что именно? Главным, вероятнее всего, является то, что до последнего Пророка (как сказано в Коране – «печати пророков») пророками (мир им всем) были и те, которые являются наиболее известными и почитаемыми и в Библии. Это – Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус (мир им всем).
В Коране подтверждается и истинность других библейских пророков, относительно которых, возможно, могли возникнуть какие-либо разногласия. Всевышний подтверждает и то, что пророкам были действительно ниспосланы Откровения.
Из Корана мы можем также узнать, что основные моменты человеческой истории, связанные с такими пророками, как Ной, Авраам, Моисей и Иисус (мир им всем) действительно имели место. Но тогда в чем же различие между библейским изложением этих событий и кораническим?
Поскольку, согласно исламскому мировоззрению предыдущие Писания не сохранились в оригинале, и в них закрались разного рода искажения, причем некоторые из них отнюдь не случайные, мы можем придти к выводу об определенной направленности таких искажений. Узнать ее можно по тому отношению, которое присутствует в Библии к пророкам.
С точки зрения библейских стихов некоторые пророки были такими же людьми, как и все, не только с материальной точки зрения (что соответствует и Корану), но и с духовной (что мусульмане категорически опровергают). Более того, некоторым из них приписываются такие ужасные греховные поступки, которых будут стыдиться даже преступники.
Так, например, пророку Лоту (да очистит его имя Всевышний от наговоров) приписывается ужасный грех кровосмешения с собственными дочерьми (Быт. 19:32-38). Пророку Давиду (да очистит и его имя Всевышний от клеветы) приписывается не только отвратительный грех прелюбодеяния, но и, фактически, убийство мужа понравившейся ему женщины (2-ая книга Царств, гл. 11).
Можно привести и другие примеры, однако даже этого с лихвой хватит для того, чтобы сказать: «Астагфируллах» - «Да простит меня Аллах», за то, что привел подобные наветы на Избранников Всевышнего! Разве можно допустить, что Господь ниспосылал Откровения не лучшим представителям человеческой цивилизации? Нет, пречист Он от того, что приписывают Ему и Его избранникам.
Но как же тогда могли войти подобные измышления в некогда чистые Писания? С точки зрения Ислама ответ весьма простой – те, кто отказывались в свое время следовать за пророками Моисеем, Аароном, Захарией, Иоанном Предтечей, Иисусом и многими другими (да благословит их всех Всевышний и помилует), вероятно, сами были людьми, подверженными этим порокам, и они просто принизили статус посланников Всевышнего до такого же уровня. При таком положении нет смысла самосовершенствоваться, бороться со своим нафсом – ведь с этой точки зрения, «если сами пророки совершали грехи», то тогда, что же ждать от их якобы последователей и простых людей.
Еще одной тенденцией, характерной для некоторых библейских стихов, является непонятная и недоступная для нормального восприятия вседозволенность со стороны… пророков. Огнем и мечом они якобы проходили по городам и странам, опустошая их. Такое отношение к людям никак не вяжется ни с заветами Моисея, ни с псалмами Давида, ни с притчами Соломона.
Но самой опасной вставкой в библейские стихи является идея богоборчества. Она хорошо прослеживается при прочтении истории пророка Иакова (Якуба, мир ему). Этого великого пророка ставят в роли «борца с Всевышним Богом». Более того, говорится, что пророк Иаков (да простит нас Всевышний за упоминание такого богохульства) будто бы «победил Его» (Быт. 32:24-29).
Естественно, что после прочтения этих стихов возникает мысль о возможности и даже необходимости борьбы с Богом, в результате чего человек ставится на первое место. О чем напоминает нам эта история? Об Олимпе и «богах», которые жили там и вершили судьбами простых людей. Но иногда люди могли и обмануть их, как, например, Прометей, добывший огонь и обманувший самого Зевса.
Очевидно, что такое искажение сути пророческого учения должно было выправляться, и Коран, наряду с хадисами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) представляет нам совершенно иную картину. Все пророки распределяются по самым достойным и благородным категориям: верующие, праведники, творящие благие дела, терпеливые, искренние, творящие добро.
Конечно, и в Библии можно встретить подобные эпитеты, но разве могут обладающие такими высочайшими качествами быть одновременно грешниками? Это лишь подтверждает, что, несомненно, в Библии присутствуют слова Всевышнего, из-за чего к ней нельзя относиться с пренебрежением. Но существуют и искажения, часть из которых была внесена намеренно, часть попала в связи с переводом на другие языки.
В Исламе существует понятие «зулля» - мелких ошибок пророков, которые даже могут быть не расценены окружающими как таковые. Их смысл в том, чтобы показать людям, что избранники Всевышнего при всех их достоинствах и святости тоже люди, а не ангелы.
Но сравните их ошибки с приведенными выше библейскими стихами, и все станет ясно. Ни одно из тех ужасных злодеяний, что приписывается пророкам, даже в малейшей степени не присутствует в Коране.
Напротив, пророк Иаков назван Всевышним «в числе избранных, лучших», но не за то, что якобы «победил Бога», а за то, что он и его отец «искренне поминали Последнюю обитель». Пророка Давида и Соломона Всевышний Аллах «предпочел… многим из Своих верующих рабов». При малейшем проявлении мыслей о собственном достоинстве, пророк Давид «попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся». Посмотрите, как говорит Всевышний о пророке Соломоне: «Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху». Пророка Лота, как и других посланников, Всевышний превознес «над мирами». Разве не таким должно быть отношение к Его избранникам?
«Пречист и далек твой Господь, Господь могущества, от того, что Ему приписывают. Да будет мир посланникам. Хвала Аллаху, Господу миров» (Коран, 37:180-182).
Муслим Абдулхаков |