Описание РаяКак устроен Рай Коран представляет Рай следующим образом "Сады, реками омовенны", и что обитатели его "украсятся в браслеты золотые и жемчуга", и одежда у них из шелка, и реки там из молока, вина и меда. Там есть гурии с большими лучезарными глазами и юноши. Все это описано в Коране в стиле, близком для человеческого восприятия. Поскольку человеческий язык, по существу, приспособлен для описания земных объектов, а в действительности, реки Рая не похожи на земные, ни его молоко, ни мед и вино не похожи на земные. Ни гурии, ни юноши не похожи на земных женщин и юношей и т.д. По этому поводу в Коране сказано:
"Я приготовил для своих праведных рабов то, что никакой глаз не видел, никакое ухо не слышало, и не вошло в сердце кого- либо из людей".
Это является еще одним доказательством того, что мы обсуждали раньше, что человек неспособен представить себе сокровенное или охватить его. Комментаторы Корана, толкуя подобные вопросы, не приводили доказательств своим теориям. Они усердно старались представлять наглядный образ грядущей жизни, сопоставляя ее с жизнью в настоящем мире. Но их усилия были сходны с теми, что предприняли схоластические богословы, пытаясь измерить и уподобить справедливость и атрибуты Аллаха, исходя из человеческой справедливости и атрибутов: они запутались в паутине теорий и аргументов. Для них было бы более мудрым придерживаться той точки зрения, на какой стояли ранние богословы Ислама, твердо придерживавшиеся границ ниспосланных текстов, и признававшие неспособность человеческого разума переходить границы этих текстов.
Одним из таких пустых и бесплодных аргументов, выдвигаемых этими комментаторами, является сказанное ими толкование о красивых девушках Рая и о том, будет ли сожительство с ними подобно тому сожительству, которое мы имеем с женщинами в этом мире. Они забыли, что женитьба в этом мире имеет перед собой цель - продолжение рода. Но поскольку такой цели нет в грядущей жизни, подобные вопросы становятся неуместными. Поэтому, более разумно для нас - это верить во все то, что было упомянуто в Коране, и заниматься добрыми делами, ведущими к Раю, вместо того, чтобы увлекаться деталями и интерпретациями, несовместимыми с его текстом.
Доступ к Раю Огня
Доступ к Раю не зависит от воли или желания, а достигается только верой и повиновением, как говорится в Коране: "Ни no вашим притязаниям, ни по притязаниям обладателей писания. Кто зло творит, тому воздается тем же"(4:123).
"Иль вы надеялись, что в Рай войдете, когда Господь еще не распознал, кто на Его пути, сражаясь, устоял"(3:142).
Поэтому, верующий, допущенный в Рай, является совершающим благое, призывающим к Аллаху, прилагающим усилия для возвышения Божьего слова, жертвующим собою и своим имуществом. Тогда он становится в числе усердствующих на пути Аллаха. А если ему это не под силу, то он должен избегать дел, вредящих его духовному развитию, сохранять себя и свою семью от заблуждений, удерживаться от злого, и с терпеливой стойкостью встречать все трудности, встречающиеся на его пути, и тогда он будет в числе удачливых.
Спасение, в конце концов, достигается по окончании расчета и после того, как верующий пройдет путь:
"А тех, кто Бога своего страшился, толпой к Раю поведут. Когда они придут туда, откроются врата его, и стражи его скажут: "Мир вам! Вы делали добро, вступите же сюда и оставайтесь здесь навеки ". "Хвала Аллаху! - те ответят. Кто Свой обет пред нами оправдал и эту землю дал в наследство нам, чтоб мы могли в Раю селиться там, где пожелаем". Какая дивная награда для тех, кто доброе творит!" (39:73-74)...
|
Рай простирается на ширину небес и земли. Удивляться не надо, если вы не в состоянии вообразить это, представьте себе, что грядущий мир по отношению к этому, словно этот мир по отношению к чреву матери. Как мы раньше упомянули, зародыш, находясь в чреве матери, думает, что оно - его предельный мир. А если подумать об этом, то выходит, что один дом на земле в миллионы раз больше, чем чрево матери. Рай предназначен для богобоязненных. Интересно, тогда, кто они? Что делали? Может быть, нам поступать подобно им, и быть блаженными вместе с ними? Аллах указал, что богобоязненные - это
"Те, которые расходуют в достатке и в нужде, кто, сдерживая гнев, прощает людям. И те, кто злое совершили, иль нанесли урон своей душе, Аллаха вспоминали, взывая о прощении своих грехов".
Вот это некоторые качества богобоязненных людей. А тех, кто поверил в единобожие, Аллах допустит Своей милостью в уготованный для них Рай.
Рай бывает разных степеней: есть Сад благодати, который недосягаем для каждого стремящегося:
"Из них каждый желает в Сад благодати вступить" (70:38)... Такой сад предназначен для тех...
b>"Кто благочестием превосходил других. Они приближенными будут к Богу, в садах благодати" (56:10-12)
Еще имеется уровень Рая, который Аллах назвал "горницей", обещанной рабам Милосердного, описанный в Суре "Различение", сочетающим в себе правоверие, прямоту, непрерывное богослужение и высокую мораль. Из этого понятно, что горница - это высокая степень в Раю, предназначенная для тех, кто достиг всех качеств добродетели, терпеливо применяя их, и воздерживаясь от желания уклониться от них.
Аллах указал, что в Раю есть "сады с подставками и без подставок", и что там имеется место под названием "Сад прибежища" и место под названием "Сад Эдема".
А тому, кто боится Господа своего "два сада", а не один сад. Также Господь указал, что в саду имеются "Ильлиин", т.е. высокие степени. Из этого можно сделать вывод, что сладость Рая имеет степени, и обитатели его делятся на категории. |