"О, те, кто оставляет ложе, дабы молитву сотворить ночную и к Господу воззвать из страха (гнев Его навлечь), с надеждой (на Его благоволенье), и щедро тратят на пути Аллаха из того, чем наделили Мы их. И ни одна душа из них не знает, какие сокрытые блага уготованы людям в воздаяние за то, что содеяли они" (сура "Саджда" 16-17).
Объясняя смысл этого аята, Ибн Атийя говорит: "Арабы в период джахилии (невежество, язычество) ложились спать сразу после захода солнца. Поэтому ожидание ночного намаза для них оказалось тяжким и непривычным. По всей видимости, еще более усугубляло положение и то, что теперь им пришлось подниматься с постели для того, чтобы совершить утренний намаз в начале его времени. А это невозможно, кроме, как, если встать до рассвета".
Всевышний Аллах сказал: "А богобоязненные - им пребывать в Садах средь родников и черпать радость в том, что Бог дарует, - ведь перед этим жизнь благочестивую они вели, сну отдавая только малую часть ночи, и в ранние часы зари взывая о прощенье" ("аль-Зарият" 15-18).
Отсюда очевидно, что поклонение Творцу в ночные часы является очень важным в любое время года, не говоря уже о почтенном месяце Рамадан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Тому, кто молился с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха в месяц Рамадан в то время, когда другие спали, Всевышний простит прежние грехи".
Многие богословы пришли к выводу о том, что главнейшей целью поста для мусульманина является победа над нафсом (пагубные страсти). Тем самым он может даже приблизиться и достигнуть уровня, который занимают перед Аллахом, Его почетные рабы - ангелы. Ведь человек, подчинившийся своим страстям, уподобляется животным, и почти ничего не отличает его от них. В результате, между ним и миром ангелов появляется непроходимая пропасть. Верующий же, который борется со своими страстями, стремиться совершать благие поступки и проявляет настойчивость в этом, по воле Всевышнего, может достигнуть самой высокой духовной степени и уподобиться приближенным к Творцу ангелам.
Наилучшим из того, что помогает человеку победить свой нафс, служит настойчивость в совершении намаза в предписанное для него время. Также желательно постараться, как можно чаще, участвовать в коллективных молитвах. Помимо этого, соблюдение поста и расходование средств на пути Аллаха является одними из наиболее богоугодных деяний. Всевышний Аллах сказал: "И бдением в полночные часы усердствуй в благочестии по доброй воле для души своей, и место славное тебе Господь твой, истинно, доставит" (Исра 78).
Поэтому в месяц Рамадан надо особенно постараться совершать дополнительный ночной намаз киям-уль-лейл (тахаджуд) со смирением и надеждой на милость и милосердие Всевышнего Аллаха.
От человека не требуется, чтобы он выстаивал всю ночь в намазе, и молился так долго, как делал это наш Пророк (мир ему и благословение), у которого после ночных бдений опухали ноги. Это не является обязательным для нас. Однако необходимо помнить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) весьма настоятельно рекомендовал молиться глубокой ночью.
Помня его слова, верующим надо постараться подниматься с постели в то время, когда другие спят, для поклонения Господу миров раз за разом, стремясь к тому, чтобы Аллах был нами доволен, и с надеждой достигнуть высокого духовного уровня благочестивых людей. От Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводится такой хадис: "Завязывает шайтан на затылке одного из вас три узелка и говорит, ударяя по каждому из них: "Тебя ждет долгая ночь, так спи". Если же человек, проснувшись, помянет Аллаха - развяжется один узелок, если сделает омовение - исчезнет другой, а, совершив молитву - избавится от последнего из них. Поступив таким образом, Вы начнете свой день в хорошем расположении духа. В противном же случае, Вам предстоит оказаться ленивыми и в плохом состоянии". Известно также, что молитва большую часть ночи одно время была обязательной для мусульман. Пророк (мир ему и благословение) и те, кто уверовал, совершали ее в течение года до тех пор, пока это предписание не было отменено другим повелением Аллаха.
О достоинстве и важности чтения намаза глубокой ночью известно много высказываний, из которых верующие могут извлечь для себя огромную пользу. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Совершай молитву в то время, когда другие спят. Воистину, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не оставляй ее. И даже, когда ему не здоровилось или было тяжело читать намаз, он молился сидя". Также приводится хадис от Абу Хурайра: "Смилуется Аллах над мужчиной, который проснулся ночью и разбудил свою жену, чтобы совершить молитву. Если же она не пожелала встать, то окропил ее лицо водой. И также милость Творца будет той женщине, которая проснулась ночью и разбудила своего мужа, дабы прочитать намаз. Если же он не пожелал подняться с постели, то она обрызгала его лицо водой ". Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в месяц Рамадан проявлял особое усердие в поклонении так, как не делал этого в другие месяцы. Помимо прочего, в это благословенное время он старался чаще молиться дома и говорил: "Воистину, лучший намаз для человека тот, который был совершен им в собственном доме, кроме обязательной молитвы".
Также приводится от Ибн Мас?уда что лучший из сынов Адама Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "В Таурате (Тора) предписано Аллахом вознаграждение, которое ни глаз не видел, ни ухо не слышало и не постигло сердце, для тех, кто отрывает свои бока от постели, чтобы совершить молитву в ночные часы". Наилучшим временем для совершения киям-уль-лейль (ночная молитва) являются часы перед рассветом, в это время читал этот намаз наш Пророк (мир ему и благословение).
О, Аллах, введи нас в число тех, кто постоянно молится ночью, в то время, когда другие спят, и низведи на нас благословение в уединении благочестивом, и ниспошли нам милость Твою. Ведь, воистину, Ты Дарующий.
|