Горе же тем молящимся, Которые от молитв своих отвлечены" (Сура "Ма'ун", 4-5)
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал, что в этих аятах имеются в виду мунафики, которые совершают молитву на виду, а не совершают ее скрыто. По этой причине, в этом аяте говорится "молящимся", то есть, горе тем, кто совершает молитву, и именно они (молящиеся) отвлечены от молитвы, отвлечены от ее совершения либо полностью, как об этом сказал Ибн Аббас, либо же от ее совершения в предписанное время, или совершают ее позже положенного времени, о чем сказали Абу Заха и Масрук.
Сказал 'Атау ибн Динар: "Хвала Аллаху, который сказал: "От молитв своих отвлечены", а не сказал "В молитвах своих отвлечены". Имеется в виду либо отвлечение от начального времени молитвы, то есть речь идет об откладывающих молитву на позднее время всегда или часто, либо имеется в виду отвлечение от совершения молитвы, в соответствии с ее столпами и условиями, как это предписано, либо же отвлеченность от смирения (хушу') в молитве, и размышлений над смыслом аятов, читаемых в ней. Смысл этого аята несет в себе все вышеперечисленное. Тот же, в ком есть часть из этих признаков, несет часть тяжести (угроз) этого аята. Тот же, в ком собраны все эти признаки, на того этот аят распространяется полностью и его лицемерие (нифак) очевидно, что подтверждается хадисом приведенным в Сахихах Муслима и Бухари.
Сказал Посланник Аллаха: "Это молитва лицемера, это молитва лицемера, это молитва лицемера. Он сидит, наблюдая за солнцем, до тех пор, пока не будет оно меж рогов шайтана (это конец намаза аср, который является срединной молитвой). Он встает и совершает четыре ракаата, в которых лишь временами вспоминает Аллаха". Имеется в виду откладывание до нежелательного времени, после чего он совершает ее поспешно, будто клюющая ворона, не задерживаясь (в поясных и земных поклонах) и без смирения. По этому сказано: "лишь временами вспоминает Аллаха".
Также этот аят имеет такой смысл совершения намаза ради показухи перед людьми, но, не надеясь на довольство Аллаха, и это подобно тому, как если молитва была бы вовсе не совершена.
Сказал Аллах:
"Воистину, пытаются мунафики обмануть Господа, а между тем, это Он воздает им за обман их. Когда совершают они молитву, делают это с неохотой, напоказ людям и лишь временами вспоминают Господа" (Ан-Нисаи, 142). |