Сура «Аср» - формула спасения
Автор: Administrator   

Сура «Аср» - формула спасения

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) при встрече обязательно читали друг другу 103 суру Корана «Аср»: «Клянусь предвечерним временем. Поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение».

Имам Шафии (да будет милостив к нему Аллах) говорил об этой суре: «Если бы не была ниспослана никакая другая сура, то «Аср» было бы достаточно».

Однажды в Багдаде произошел следующий случай. Некий торговец шел по улице и выкрикивал: «Купите лед! Купите лед! Помогите человеку, чей основной капитал утекает». Лед, предназначенный для охлаждения напитков, неумолимо таял под палящими лучами солнца. Услышав продавца льда великий аулия (приближенный к Аллаху раб) Джунайд Багдади потерял сознание. Когда он пришел в себя, на вопрос о том, что произошло, Джунайд сказал: «Я увидел, как тает не лед, а моя жизнь».

Жизнь для человека - самый ценный капитал, данный ему Богом на определенный срок и под отчет. Жизнь и власть над ней принадлежат Богу. Жизнь уходит мгновение за мгновением, и каждое из них для человека ценно, ибо может привести его к благоденствию. В настоящем убытке находятся те, кто не осознает безвозвратности уходящего времени.



В суре «Аср» Всевышний Аллах начинает с клятвы временем, тем самым подчеркивая его огромную значимость для человека. По мнению исламских ученых, слово «?аср» имеет несколько значений: «время», «жизнь», «день и ночь», «время послеполуденного намаза (асра)», «эпоха, эра, век», «время, когда жил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)».

Всех людей ожидает смерть. Кем бы ни был человек, какими бы несметными богатствами он ни обладал, как, например, пророк Сулейман (мир ему), какой бы прекрасной внешностью ни был одарен, как пророк Йусуф (мир ему), какой бы пост ни занимал, каким бы ученым ни был, он в любом случае останется в убытке, если не будет знать, как спасти себя от духовного банкротства.

В Коране сказано, что за деяния свои человек получит в День Суда сполна и по справедливости: «Воздастся каждому по заслугам» (53:39).

Один из героев произведения М. Горького размышляет: «Собственно говоря, я растратил себя по мелочам. Кажется - жил, жил, и даже очень, а вот вспоминаешь - и все хлам, пустяки все». Чтобы в конце жизни человека не посетила подобная мысль, что он бесполезно и бесцельно растратил силы, здоровье, способности, время, через суру «Аср» ему дается знание того, как можно избежать опасности поражения.

Всевышний Аллах говорит, что человек находится в явном убытке, но только в том случае, если не делает того, что действительно полезно: верить, совершать добрые дела, проповедовать истину, быть терпеливым. Настоящее бедствие для человека - быть вдали от служения Богу.

 

Вера


Всевышний Аллах приводит в пример тех, кто уверовал. Неверующие же или следующие за искаженными книгами обречены на безусловное поражение.

Посредством Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Всевышний разъяснил в Своей Ясной Книге смысл веры - имана, заключающийся в том, чтобы верить в Аллаха и во все, что ниспослано через Пророка (мир ему и благословение), верить в это всем сердцем и подтверждать словами.

Тот, кто верит искренне и глубоко в Аллаха, никогда не сможет поступить безнравственно. Он знает, что Всевышний его видит, слышит и может наказать, и действует в соответствии со Cвоим знанием.

Как-то один шейх сказал своим ученикам: «Сегодня у нас будет торжественный ужин. Пусть каждый из вас зарежет по курице, но так, чтобы этого никто не видел». Наступило время ужина, но одного ученика все не было. Он появился много позже и с живой курицей в руках. Огорченный тем, что не выполнил задания, ученик сказал: «Я не смог найти места, гдe бы меня не видели. Везде, где бы я ни находился, меня видел Аллах». Это был Азиз Махмуд Худаи, который впоследствии стал великим из аулия своего времени.

Данный пример демонстрирует нам состояние ихсана - осознания того, что мы постоянно находимся под пристальным Оком Всевышнего. Вера безмерно влияет на человеческую жизнь. Она разбивает оковы невежества и дает надежду. Истинно верующие спокойно встречают каждый новый день, ибо они уверены в помощи Всевышнего.

 

Благие деяния


Однако для спасения и обретения вечного счастья одной веры недостаточно. Вера не должна оставаться лишь в сердце или на языке, она должна отражаться на образе жизни.

Согласно одному из хадисов, переданных благочестивой Айшей (да будет доволен ею Аллах), однажды в доме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) была зарезана овца. После того, как мясо раздали людям, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил, что осталось в доме. Его супруга ответила: «Осталась только одна лопатка». На что тот возразил: «О Айша, ты лучше скажи: «Все осталось, кроме лопатки» (Тирмизи).

Имам Газали (да будет ему милость Аллаха) советовал мусульманам не уставать в совершении добрых дел: «Помогайте своим братьям едой, деньгами, всем необходимым для жизни, поддерживайте морально, навещайте их, когда они больны, оказывайте им помощь, когда они заняты, напоминайте им, когда они забыли, относитесь к ним с уважением, не жалуйтесь на их недостатки ни им самим, ни другим, не давайте им совета, когда заведомо известно, что ему нельзя последовать. Будьте внимательны друг к другу, отмечайте положительные качества своих спутников, и давайте им знать, что любите их. Прощайте своим братьям недостатки, молитесь о благополучии своих братьев, как о собственном. Будьте тверды в дружбе».

Верующий человек отдает Богу свой долг. Его служение должно быть искренним и осознанным до деталей. Для этого человек должен жить в состоянии таква (богобоязненности).

Однажды благочестивого Умара (да будет доволен им Аллах) спросили о том, что такое таква. Он ответил: «Представьте, что вы идете по полю, где много колючек. Что вы будете делать, дабы колючки не пристали к вашему платью? Вы будете идти осторожно, приподнимая и защищая его. Так и с таква. Чтобы к вам не пристало греховное и недозволенное, тщательно и аккуратно охраняйте от этого свое сердце».

Таква - это защита сердца от грехов и очищение его от всего, кроме веры в Бога. Только в таком чистом сердце может проявиться истинное знание.

 

Истина


В суре «Аср» последовательно перечислены все четыре условия спасения человека от духовного и материального краха. Сначала человек обретает веру, затем начинает действовать и жить согласно ей, затем ему в полной мере раскрывается истина, которую он должен доносить до людей.

Сухого знания истины недостаточно, нужно воплощать его в жизнь наилучшим образом. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение), добиваясь того, чтобы знания, которые им открывает Всевышний Аллах, были усвоены, переходили к изучению следующих аятов только после того, как могли реализовать в жизни полученные знания. Например, Умар (да будет доволен им Аллах) учил суру «Баккара» в течение 12 лет.

Коран исполнен истины. Поэтому, как бы ни старались враги Ислама уничтожить его, он продолжает воздействовать на людей, и количество мусульман на земном шаре растет день ото дня.

Однажды у Бернарда Шоу спросили, что кажется ему наиболее непостижимым в этом мире. Писатель ответил: «Заставляет задуматься тот факт, что среди множества запутанных идей и мнений Коран смог сохраниться неизменным и до сих пор не потерял своей актуальности».

Не потеряли своей силы за 1400 лет и высказывания Пророка (мир ему и благословение), поскольку он жил тем, что заповедовал ему Всевышний Аллах. Духовные наследники Мухаммада (мир ему и благословение) вели себя, подобно ему, даже в мелочах.

Однажды к Абу Ханифе (да будет милостив к нему Аллах) пришла женщина с просьбой помочь ей справиться с сыном, который постоянно требовал сладкого. Имам Азам пригласил ее прийти через три дня. Ученики Абу Ханифы удивились этому, на что он сказал: «Мои слова не возымеют силы, пока в моем желудке не переварилось сладкое. Через три дня я буду вправе давать наставления».

Знанием нужно постоянно делиться с окружающими. Как есть закят с имущества - выплата определенной его части, так есть и закят знания - передача его людям. Закят значит очищение.

Для жизненного руководства Аллах дал нам Коран и Сунну, которые мы обязаны сохранить и передать следующим поколениям. Если все мусульмане будут жить, соблюдая заповеди веры, совершая во имя Аллаха добрые поступки и распространяя Истину, то на земле воцарятся мир и благоденствие, ибо пример жизни истинного мусульманина не может не оказывать на людей положительного воздействия. Прекрасное тому подтверждение - случай, рассказанный шейхом Муса Топбашом- Афанди.

По соседству с семьей армянина жил продавец молока, у которого было несколько коров. Старик хорошо ухаживал за ними, наверное, поэтому молока хватало и на продажу, и на то, чтобы просто раздавать его людям. Когда семья армян возвращалась поздно ночью домой, то всегда по силуэту в окне соседа понимали, что он молится. Однажды старик пришел к армянину с огромным бидоном молока и сказал, что это молоко по праву принадлежит ему. Армянин удивился и стал отказываться, однако старик-молочник настаивал на своем. По его словам, он не смог уследить за коровами, и те забрели на поле армянской семьи, где и паслись целый день, поэтому, пока в течение сорока дней эта пища в их желудках полностью не переварится, старик будет приносить молоко. И действительно, в течение сорока дней в одно и то же время молочник приносил армянской семье полные бидоны молока. Армянин невольно стал интересоваться, почему его сосед так поступает, и понял, что это религия старика сделала из него поистине чистого человека и принял Ислам.

Проповедовать истину можно и нужно не только словами, но прежде всего своей жизнью.

 

Терпение


Последнее условие спасения, о котором говорит Всевышний Аллах, - это терпение. Быть терпеливым значит последовательно приводить в исполнение все повеления Аллаха, независимо от ситуации не терять присутствия духа, внутренней гармонии и, самое главное, веры в Аллаха, терпеливо бороться с вредными привычками и противостоять греховному. Степень терпения в человеке зависит от степени его веры, образованности, культуры, усердия.

Быть терпеливым - значит быть довольным волей Аллаха, быть способным обратиться ко Всевышнему: «О Великий Создатель! Я склоняю голову перед Твоей Волей. Пусть все, что происходит со мной, будет благом для меня».

Терпеть ради Аллаха и суметь испить из чаши страданий - это и есть истинное терпение. Не случайно сура «Аср» завершается призывом к этому.

В Коране говорится: «Без сомнения, Аллах с теми, кто терпелив» (39:10). «Только тем, кто терпелив, будет вознаграждение бесконечное» (2:155). «О уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллах - с терпеливыми» (2:153). «О вы, которые уверовали! Терпите (тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод), будьте стойки (против врага во время сражений). И бойтесь Аллаха, - может быть, вы преуспеете» (3:200).

По словам Пророка (мир ему и благословение), «тот, кто терпелив, станет победителем», «знание начинается с терпения».

В суфийском понимании у терпения есть три стадии. На первой - раб Аллаха перестает сетовать. Это стадия раскаяния. На второй - суфий довольствуется тем, что происходит по Божьему Велению. Это уровень аскета. На третьей - раб начинает любить все, что Господь для него совершает. Это стадия подлинных аулия.

В качестве заключения следует отметить, что соблюдение всех четырех условий, о которых говорит Всевышний в суре «Аср» - вера в Аллаха, совершение богоугодных поступков, стремление овладеть истинными знаниями и распространять их, а также терпение - приведет человека к подлинной вере, к спасению и обретению счастья в этой и будущей жизни.

Ахмад Тахир, журнал Altinoluk («Золотой родник»)