v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}НАЗВАНИЯ КОРАНА[ священный коран /
Всемогущий Аллах нарек Свое последнее откровение различными именами, из которых самыми распространенными являются следующие пять:
1. Коран. Всевышний сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2:185).
Существует несколько мнений о происхождении этого названия. Согласно одному мнению, оно является производным от глагола «караа», который означает «читать», «собирать».
Согласно другому мнению, оно произошло от глагола «иктарана», который означает «связываться», «сочетаться». Эти богословы считают, что Коран получил такое название, потому что коранические суры и аяты связаны друг с другом. Согласно третьему толкованию, оно произошло от слова «кира», что означает «угощение», поскольку Коран является даром Божиим для верующих.
Имам аш-Шафии считал, что это слово не является производным. Он сказал: «Слово «Коран» не является производным от какого-нибудь глагола. Это – имя собственное, которое не происходит от других слов, как и другие имена собственные. То же самое можно сказать о словах «Таурат», «Инджил», «Забур», происхождение которых не обсуждается» (Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 21).
Очевидно, это мнение опирается на тот факт, что мусульмане не употребляли слово «Коран» во множественном числе и использовали для этого слово «мусхаф» (мн. «масахиф»). Именно так поступили сподвижники во времена третьего праведного халифа Усмана б. Аффана.
2. Фуркан, или Различение. Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение, чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (аль-Фуркан, 25:1).
Священный Коран получил такое название, во-первых, потому что он был ниспослан отдельными частями (нуджуман мутафаррика); во-вторых, потому что он различает между добром и злом, истиной и ложью, верующими и неверующими, дозволенным и запретным; в-третьих, потому что он помогает религии и правоверным мусульманам. Всевышний сказал: «...если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии (при Бадре)» (аль-Анфаль, 8:41). В этом аяте слово «фуркан» (букв. «различение») использовано в значении «помощь».
3. Китаб, или Писание. Великий и Могучий Аллах сказал: «Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды» (аль-Кахф, 18:1).
Коран получил такое название, прежде всего, потому что его записывают. А поскольку арабский глагол «катаба» также означает «собирать», существует мнение, что он был назван так, потому что в нем собраны суры, аяты, слова и буквы. Арабское слово «катиба», например, означает «отряд», потому что отряд собирается из отдельных бойцов.
4. Зикр, или Напоминание. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр, 15:1). Господь назвал Свое писание так, потому что оно напоминает рабам Божиим о религиозных предписаниях, повелениях и запретах. Существует мнение, что Коран получил такое название, потому что он приносит славу тем, кто уверовал в него. Всевышний сказал: «Это – Напоминание о тебе и твоем народе (или для тебя и твоего народа), и вы будете спрошены» (аз-Зухруф, 43:44).
5. Танзил, или Ниспослание. Всемогущий Аллах сказал: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров» (аш-Шуара, 26:192).
Мусульманские богословы также упоминали о многих других именах священного Корана, таких как «бурхан» (букв. «доказательство»), «хакк» (букв. «истина»), «наба» (букв. «весть»), «нур» (букв. «свет»), «худа» (букв. «верное руководство») и т.д. Тем не менее, лучше ограничиваться только первыми пятью именами.
Что же касается слова «мусхаф», которым именуют свитки или экземпляры Корана, то оно не относится к именам последнего откровения. Мусульмане стали использовать его для обозначения свитков Корана во времена правления третьего праведного халифа Усмана б. Аффана, поскольку решили, что слово «Коран» не может употребляться во множественном числе. |