ПРАВЕДНАЯ ЖЕНА – ЛУЧШЕЕ ИЗ МИРСКИХ БЛАГ
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ПРАВЕДНАЯ ЖЕНА – ЛУЧШЕЕ ИЗ МИРСКИХ БЛАГ

 

В сборнике достоверных хадисов имама Муслима сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мирские блага – это временное удовольствие, лучшим из которых является праведная жена». В сборниках аль-Бухари и Муслима также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На женщине женятся из-за четырех качеств: имущества, родословия, красоты или набожности. Добейся той, которая является набожной, или же твои руки покроются пылью».

Передают также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище».

Сунна переполнена подобными сообщениями, из которых становится ясна важность выбора праведной супруги. Это также означает, что мусульманка должна обладать благородными качествами для того, чтобы оказаться числе тех, кем доволен Аллах. Сестра-мусульманка! Вот качества благородной жены в том виде, в котором они упоминаются в Писании Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также высказываниях наших праведных предков, да будет доволен ими всевышний Аллах. Постарайся запомнить эти качества и воспитай их в себе. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знания приобретаются только посредством изучения, а благоразумие обретается посредством терпения. Кто старается приобрести что-то, тот получит это».

КАЧЕСТВА ПРАВЕДНОЙ ЖЕНЫ

Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Добродетельные женщины преданы [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел сберечь». Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 34.

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Ас-Судди и другие толкователи считали, что далее речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие».

Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!”»

Передают также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваши жены будут одними из обитателей рая, если они являются любящими, часто рожают и ухаживают за своими мужьями. А если такая жена увидит мужа сердитым, то положит свою руку на его руку и скажет: “Я не сомкну глаз, пока ты не будешь доволен”».

В сборнике хадисов имама ан-Насаи также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какая жена является наилучшей?» Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, которая повинуется ему, когда он повелевает ей, и которая не поступает и не расходует свое имущество так, как ему не нравится».
Сестра-мусульманка! Проверь, есть ли в тебе такие черты, и если нет, то постарайся приобрести их для того, чтобы снискать благоволение Аллаха. Сделай это ради себя, своего мужа и своих детей, для спокойной и счастливой жизни на земле и после смерти.

Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у некой женщины: «Имеешь ли ты мужа?» Она ответила: «Да». Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: «Он злится только на то, что я не умею делать что-либо». Тогда он сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он – твой ад и рай».
Из всего сказанного можно прийти к выводу о том, что праведная жена должна быть:

1 - набожной, т.е. совершать благодеяния и выполнять свои обязанности перед Господом;

2 - послушной своему мужу в том, чего не запретил всевышний и всеблагой Аллах;

3 - оберегающей собственную честь, особенно, в отсутствие мужа; 4 - бережливой к имуществу своего мужа и своих детей;

5 - стремящейся к тому, чтобы муж всегда видел ее только красивой, нарядной и улыбающейся;

6 - старающейся добиться расположения мужа, когда он сердится на нее, поскольку муж является для жены раем и адом;

7 - не противящейся мужу тогда, когда он пожелает ее. Если женщина будет выполнять эти предписания, то рай обещан ей устами самого Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Вот почему в хадисе говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!”»

 

 

ОБИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРФЮМЕРИИ ЖЕНЩИНОЙ

Вопрос с форума. Недавно прочитала в одном печатном издании следующий хадис: “Если женщина надушится благовониями (духами), выйдет и будет ходить среди людей, чтобы они чувствовали ее аромат, то она прелюбодейка”. Достоверен ли этот хадис и есть ли аналогичные хадисы? Заранее благодарна за ответ. Мусульманка.

Реплика. “Если женщина наденет вызывающее платье, накрасится, надушится благовониями и выйдет на улицу для того, чтобы привлечь внимание посторонних, то она совершает грех равный прелюбодеянию” (Ахмад; от Абу Мусы аль-Ашари). Ахмед (посетитель форума).

 

Ответ. Точный перевод хадиса звучит следующим образом: “Если какая-либо из женщин обильно надушится благовониями, а затем появится в обществе людей для того, чтобы они почувствовали ее аромат [именно с этой целью – привлечь их внимание, интерес к себе], то она – прелюбодейка [порочна]”.[1]

Очень важно отметить, что смысловая нагрузка хадиса не в том, чтобы изобличать кого-либо в этом грехе, а – чтобы люди, в особенности женщины, более выверено относились к себе и своему поведению в общественных местах. Этот хадис ни в коем случае не есть запрет на использование парфюмерии, а – своего рода индикатор границы между естественностью человека, побуждающей его применять благовония, и вычурностью, пафосом, через которые человек может подойти к более серьезным грехам, например прелюбодеянию.

А вот что касается “наденет вызывающее платье, накрасится”, то в данном хадисе об этом не оговорено, там этого нет. Предполагаю, что посетитель форума дополнил это для более яркого изложения смысла или так было изложено в переводном источнике. 

Кстати сказать, вслед за упомянутым хадисом в своде хадисов имама Ахмада идет следующий: “Любой глаз прелюбодействует [если целенаправленно смотрит на представителя противоположенного пола с вожделением и желанием греха]”.[2]


[1] Хадис от Абу Муса аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, ан-Насаи и аль-Хакима. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002, с. 1430, хадис № 19985 (19747); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 178, хадис № 2971, “сахих”.

[2] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. С. 1430, хадис № 19986 (19748), “сахих”.

Доброе отношение жен к своим мужьям

292- Аллах сказал: “Из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют”.

Сура Румы, 30:21.

***

293- Когда Святой Пророк (ДБАР) узнал от Умм ас-Салямы о том, как ведет себя Усман ибн Мазун, он вышел к своим сподвижникам и сказал: “Вы что, сторонитесь своих жен? А я возлежу с женой, днем ем, ночью сплю, а если кто-то поступает иначе, мне с ним не по пути”.

Бихар аль-анвар, т. 93, стр. 73.

***

294- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Тот, кто избегает брака, опасаясь связанных с ним расходов, недооценивает Аллаха Великого и Всемогущего”.

Ман ля йахзуруху аль-факих, т. 3, стр. 385.

***

295- Имам Рида (ДБМ) рассказал, что имам Садик (ДБМ) в разговоре с женщиной, которая отказывалась выйти замуж, надеясь таким образом достичь вершины добродетели, сказал: “Не делай этого. Ведь если бы безбрачие было благим делом, то Фатима (да благословит ее Аллах и приветствует), что много достойнее тебя, приняла бы этот обет. А ведь никто (из женщин), не превзошел ее в добродетели”.

Бихар аль-анвар, т. 103, стр. 219.

***

296- Рассказывают, что имам Садик (ДБМ) поведал, как к святому Пророку (ДБАР) пришли однажды три женщины и стали жаловаться на своих мужей. У одной из них муж отказался есть мясо, у другой -перестал пользоваться благовониями, у третьей - стал избегать близости с ней. Пророк (ДБАР) (возмущенный поведением мужчин) вышел из дому, взошел на минбар и, вознеся хвалу Аллаху, произнес: “Что случилось с некоторыми из моих соратников, которые перестали есть мясо, пользоваться благовониями и приходить к своим женам?”

Аль-Кафи, т. 5, стр. 496.

***

297- Имам Садик (ДБМ) рассказал, что жена Усмана ибн  Мазуна поведала святому Пророку (ДБАР) о том, что ее муж постоянно постится и молится днем и ночью, не обращая внимания ни на что другое, в том числе и на свою жену. Пророк (ДБАР) отправился в дом Усмана и застал его за молитвой. Когда тот закончил молиться, Пророк (ДБАР) сказал ему: “О Усман, Аллах послал меня проповедовать не монашество, а необременительную, приятную религию (которая отдает должное и телу и душе). Я соблюдаю пост, молюсь, общаюсь с родными и близкими. Тот, кто разделяет мои взгляды и веру, должен поступать так же, то есть следовать моей сунне, а моя сунна велит вступать в брак”.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 494.

 

Добрые советы

385- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Если ваши правители добродетельны, ваши богачи милосердны, а свои дела вы решаете, советуясь друг с другом, тогда (жизнь) на земле для вас лучше, чем (пребывание) под землей. Но если ваши правители нечестивы, ваши богачи скупы, и вы не прислушиваетесь к мнению друг друга, тогда (пребывание) под землей для вас лучше, чем (жизнь) на земле”.

Комментарий Манхадж ас-садукин, т. 2, стр. 373.

***

386- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “Тот, кто просит совета у мудрецов, стремится к свету разума (и сумеет отличить истину от заблуждения)”.

Гурар аль-хикам, стр. 336.

***

387- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “советуясь со знающими людьми, человек демонстрирует свою собственную зрелость”.

Бихар аль-анвар, т. 75, стр. 105.

***

388- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “правоверный не понесет никакого ущерба, испросив совета у знающего человека, а пренебрежение чужим мнением не принесет ему ни малейшей пользы”.

Нахдж аль-фисаха, стр. 533.

 

 

Добрый нрав и его благодатные плоды

423- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Воистину, раб божий, обладающий добрым нравом, станет вровень с тем, кто сочетает дневной пост и ночные молитвы”.

Бихар аль-анвар, т. 71, стр. 373.

***

424- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал своему сыну имаму Хасану (ДБМ): “Сын мой! Никакое богатство не сравнится с мудростью и никакая нищета – с невежеством. Нет ничего отвратительней высокомерия, и ничто не приносит человеку больше счастья, чем добронравие и приветливость”.

Бихар аль-анвар, т. 78, стр. 111.

***

425- Имам Хасан ибн Али (ДБМ) сказал: “Воистину, наилучшее из лучшего –  это добрый нрав”.

Хисал-и Садук, стр. 29.

***

426- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “Добронравие состоит в том, чтобы избегать недозволенного по шариату, стремиться к тому, что дозволено, быть добрым и щедрым к детям и жене”.

Бихар аль-анвар, т. 71, стр. 394.

***

427- Имам Али ибн аль-Хусейн (ДБМ), четвертый имам, сказал: “Доброе слово множит богатство, полнит закрома хлебом, отдаляет смертный час, рождает любовь соплеменников и открывает дверь в Рай”.

Садук, Хисал, стр. 317.

***

428- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Вот три условия: не скупись даже в бедности, всегда будь доброжелателен к людям и объективным к себе. Достаточно выполнить одно из них, и Аллах непременно впустит тебя в Рай”.

Аль-Кафи, т. 2, стр. 103.

***

429- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Лучший пропуск для моей общины в Рай - это набожность и добрый нрав”.

Аль-Кафи, т. 2, стр. 100

Жена должна ублажать своего мужа

305- Имам Бакир (ДБМ) сказал: “В Судный день для женщины нет лучшего заступника перед Аллахом, чем ублаженный муж”.

Бихар аль-анвар, т. 81, стр. 345.

***

306- Имам Абульхасан Ар-Рида (ДБМ) передал слова Повелителя правоверных имама Али (ДБМ), который сказал: “Лучшие среди женщин - это те, кто обладает пятью качествами”. В ответ на просьбу рассказать, что это за качества, Повелитель правоверных (ДБМ) ответил, что такая женщина:

1. Добродушна.

2. мягка.

3. покладиста.

4. Если муж сердит, она глаз не сомкнет, пока вновь не увидит его счастливым и довольным.

5. В отсутствие мужа хранит ему верность.

Такая женщина принадлежит к тем, кто исполняет волю Аллаха, а тот, кто исполняет волю Аллаха, никогда не ошибется.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 324.

***

307- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Молитва женщины, которая, проведя ночь с мужем, вызвала его неудовольствие, не будет принята Аллахом до тех пор, пока она не сумеет ублажить его”.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 507.

***

308- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Мужчина вправе требовать от своей жены, чтобы она зажигала для него светильник, готовила ему пищу, встречала его на пороге дома словами привета и не отвергала его притязаний, за исключением тех дней, когда на это имеется причина”.

Макарим аль-ахлак, т. 2, стр. 246.

***

309- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Лишь исполнив свой долг перед мужем, женщина может исполнить свой долг перед Аллахом Всемогущим и Достославным”.

Мустадрак аль-васа’ил аш-ши‘а, т. 14, стр. 257.

***

310- Имам Бакир (ДБМ) сказал: “Однажды к Пророку (ДБАР) пришла некая женщина и спросила: О Посланник Аллаха! Что вправе требовать мужчина от своей жены? В ответ она услышала: ‘Жена должна повиноваться мужу и не перечить ему’”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 10, стр. 527

Жена и калым

267- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Не жди добра, если женщина требует богатого калыма и обладает дурным характером”.

Бихар аль-анвар, т. 58, стр. 321.

***

268- Имам Абу Абдулла (ДБМ) сказал: “Всех воров можно разделить на три категории:

1. Те, кто увиливает от закята.

2. Те, кто считает возможным не платить калым невесте.

3. Те, кто берет в долг и не собирается расплачиваться”.

Бихар аль-анвар, т. 96, стр. 12.

***

269- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Воистину, одно из достоинств женщины – это малый калым. Если же она требует большого калыма, то это дурной знак”.

Ман ля йахзуруху аль-факих, т. 3, стр. 387.

***

270- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “Не назначайте за женщину большого калыма, поскольку дорогой калым может стать причиной раздора”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 21, стр. 253.

***

271- Имам Садик (ДБМ) сказал: “три самых гнусных греха - это убить домашнюю скотину, отказаться от уплаты калыма и не заплатить тому, кого ты нанял на работу”.

Бихар аль-анвар, т. 64, стр. 268.

 

Женщина и украшения

328- Святой Пророк (ДБМ) сказал: “Слова мужчины ‘Я тебя люблю’ никогда не покинут сердце женщины”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 14, стр. 10.

***

329- Имам Бакир (ДБМ) сказал: “Нет ничего дурного в том, что женщина украшает себя для мужа”.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 119.

***

330- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал, что святой Пророк (ДБАР) запретил женщине надевать украшения для кого бы то ни было, кроме своего мужа, и произнес такие слова: “Если же она нарушит этот запрет, то Аллах Всемогущий и Достославный вправе обречь ее на муки в адском пламени (если только она не раскается)”.

Ман ля йахзуруху аль-факих, т. 4, стр. 6.

***

331- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Чем сильнее человек любит нас (ахл аль-бейт), тем сильнее его любовь к жене”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 14, стр. 11.

***

332- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Лучшие из ваших женщин -  это те, кому присущи одновременно и стыдливость, и страстность”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 20, стр. 30.

 

Женщины, выбравшие рай

"Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение". Коран (33:36).

"И приводит Аллах притчей для тех, которые уверовали жену Фир`ауна. Вот она сказала: "Господи! Cооруди мне у Себя дом в раю, и спаси от Фир`ауна и его дела, и спаси меня от народа несправедливого…

И Марьям, дочь Имрана, которая сберегла свои члены, и Мы вдунули в неё от Нашего духа. И она сочла истиной слова её Господа и Его писания и была из числа благочестивых". Коран (66:11-12)

• Во времена ниспослания Корана женщина была чрезвычайно бесправным существом.

• Если рождалась дочь в бедных семьях, ее зачастую заживо закапывали в землю. Женщина считалась приложением к утехам мужчин.

• Сколько горя и унижения испытали ЖЕНЩИНЫ, которые были нашими матерями, сестрами, дочерьми, женами, любимыми.

• И в своем последнем завещании пророк ислама Мухаммад (МЕИБ) особо отметил, что вместе с Кораном и сунной он завещает мусульманам и женщин.

• И после того, как Аллах защитил вас исламом, о женщины, и девочек ваших и мальчиков, - детей всех, после этого Он устроил между вами обязательства:

• В момент рождения ребенок должен услышать в ухо ваши слова Азана: Аллах1у Акбару Аллах1у Акбар! Ашх1аду Алла илах1а иллаллох1…

• Мать не должна отнимать от кормления грудью своего ребенка в течение двух лет, если не болезни тяжелые, либо по повелению мужа.

• С самого начала рождения на мать возлагаются почетные обязанности по уходу за ребенком и поддержанию ее тела и духа в чистоте. Ведь поистине, пророк ислама сказал, что «чистота – половина веры».

• Ребенок еще в младенческом возрасте должен наблюдать в доме царящие дух поклонения Аллаху, покорность твою мужу,

• видеть, как вы совершаете земные поклоны днем и ночью

• и слышать звуки благословенного Корана.

• Ребенок не должен слышать криков несдержанного гнева от своей матери день за днем, и поистине Аллах сказал, чтобы понижали свои голоса праведные жены в домах мужей своих.

• «Когда б величье достигалось криком, то и осел бы шахом стал великим», сказано людьми прошлого.

Пророк Мухаммад будет просить за общину в День Суда

• И только когда они придут к пророку Мухаммаду, тот призовет к Творцу и попросит за общину верующих.

• И явит Аллах лик свой, падет народ наземь в страхе перед Величием Создателя всего Сущего.

И будут праведники в Тени Аллаха

• - Имам, праведный руководитель

• - Молодой праведный юноша

• - Тот, что сердце всегда связано с мечетью

• - Два мусульманина, которые только ради лика Аллаха любят друг друга

• - Тот, кто не поддался соблазну женщины

• - Тот, кто в тайне плакал, страшась гнева Аллаха

• - Тот, кто подавал милостыню в тайне

И в раю пребудет женщина – руководитель над семьей детьми и теми, за кого она отвечает: дома на работе, над слабыми и зависимыми.

И молодая праведная женщина, - ведь пророк ислама сказал, что самое драгоценное из сотворенного, это праведная женщина.

И любящая только ради лика Аллаха.

И та – которая не поддалась соблазну чужого мужчины.

И та, что в тайне плакала, страшась гнева Аллаха, подобна праведной Марьям, матери пророка Исы (Иисуса).

И та пребудет в раю, по Слову Аллаха, та что подавала милостыню в тайне, из того, чем она владеет, и из того, что ей разрешил муж.

Один из мудрецов сказал: «За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая помогает ему, будь то мать или жена».

Три женщины сыграли немалую роль в жизни трех мужчин, представляющих великие религии: Асийа в жизни Мусы, Марьям - Исы и Хадиджа – в жизни Мухаммада, мир им. Все они заботились о пророках до посланничества и поддержали в период пророчества. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, собрал их в тексте хадиса и произнес: «Много мужчин достигло совершенства, из женщин стали совершенными только Марйам, дочь Имрана, Асийа, жена фараона, и Хадиджа, дочь Хувайлида».

Хадиджа завершила свое путешествие жизни вместе с Мухаммадом и перенеслась в сады вечного блаженства. А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, продолжил свое плавание, по пути набирая новых пассажиров…

Женщины, выбирающие рай, выбирают спутников на Пути Аллаха, достойных выбранного ими благословенного пути. И мужчине, самый большой подарок в пути – благочестивая жена, от которой исходит сияние и аромат рая, от которой рождаются благочестивые дети. А Аллах лучше знает.

Один из наших благочестивых предшественников, Сабит бин Ну'ман, однажды испытывал сильный голод и усталость проходя мимо сада, который прилегал к реке. Он был сильно голоден, и вдруг его взор остановился на фруктах, росших на разнообразных деревьях этого сада. В порыве отчаяния, он потерял рассудок и протянул руку к яблоку, которое легче всего было достать. Он съел половину яблока и запил его водой из реки.

Но прошел первый голод и он исполнился чувства вины, несмотря на то, что поступок этот был обусловлен лишь крайней нуждой. Он сказал сам себе: «Горе мне! Как мог я есть чьи-то фрукты без разрешения? Я ни в коем случае не должен покидать эту местность, пока не найду хозяина сада и не попрошу у него прощения за съеденное яблоко». Ему быстро удалось найти дом хозяина сада. Он постучал в дверь и хозяин сада вышел к нему.

Сабит бин Ну'ман сказал: «Я проник в твой сад, что на берегу реки, взял это яблоко и съел половину его. Затем я вспомнил, что оно не принадлежит мне. И теперь я прошу у тебя прощения за содеянное и прошу тебя извинить мою ошибку».

Мужчина ответил: «Я прощу твою ошибку только при одном условии». Сабит бин Ну'ман спросил: «И что же это за условие?» Тот ответил: «Ты должен жениться на моей дочери».

А мужчина сказал: «Но имей ввиду такие обстоятельства: моя дочь слепа, она не видит; нема, она не говорит; глуха, она не слышит». Сабит начал размышлять над ситуацией, анализировать поистине затруднительное положение в котором он оказался сейчас; что ему следует делать? Но Сабит подумал, что он будет прощен, и получит милость Аллаха, ухаживая за больным человеком. Он твердо сказал: «Я женюсь на ней».

Сабит и не помышлял о том, чтобы бросить все как есть и уйти, ибо он осознавал, что быть испытанным такой женщиной, заботиться о ней и прислуживать ей, — все это намного лучше, чем сполна вкусить адского пламени в виде воздаяния за съеденное яблоко. Кроме того, дни этого мира немногочисленны и ограничены.

Таким образом, он принял условие относительно женитьбы на этой девушке, надеясь на вознаграждение от Аллаха, Господа всего сущего. Все же в дни, предшествовавшие браку, он испытывал некоторое беспокойство. Он думал: «Как же мне общаться с женщиной, которая и не разговаривает, и не видит и не слышит?» Он чувствовал себя таким несчастным, что уже готов, почти, был возжелать чтобы земля поглотила его перед назначенным (для брака) днем. Но несмотря на мрачные чувства такого рода, он полностью доверился Аллаху и сказал:

«Нету силы и могущества, кроме как у Аллаха. Поистине все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся». В день бракосочетания он увидел её впервые. Она встала перед ним и сказала: «Мир тебе, милость и благословение Аллаха». Когда он увидел её прелесть и красоту, ему пришло на ум, что именно такими рисовались в его воображении Райские девы. После короткой паузы, он сказал: «Что же это? Поистине ты говоришь, видишь и слышишь». Затем он рассказал ей, что говорил ему о ней её отец ранее.

Она же сказала: «Мой отец говорил правду. Он сказал, что я нема потому что я не говорю ничего запретного и я никогда не разговаривала с мужчиной, который запретен для меня. И поистине я глуха в том смысле что я никогда не принимала участия в собраниях, на которых сплетничают, клевещут или говорят лживые и пустые речи. И я слепа в том смысле, что я никогда не смотрела на мужчину, который недозволен для меня».

О, благородный читатель, задумайся над этим и извлеки урок из истории об этом благочестивом мужчине и этой богобоязненной женщине и о том, как Аллах Всевышний свёл их вместе.

Плодом сего благородного брака было рождение ребёнка, который вырос для того, чтобы пополнить землю знанием; да, их сыном был Имам Абу Ханифа ан-Ну'ман, да смилуется над ним Аллах.

 

ЗА ЧТО И КОГО В АДУ БУДЕТ БОЛЬШЕ?

 

 Вопрос. Насколько достоверен хадис о том, что в Аду женщин будет больше, чем мужчин? Пожалуйста, если можно прокомментируйте, так как подобное повествование часто сходит с уст наших юношей. А у девушек появляется пессимистическое настроение и чувство неполноценности. Марат.

Ответ. Данная тема имеет свою специфику и требует определенной деликатности. Смысл не в том – кто, где и в каком количестве окажется, а в умении проникнуться сутью и извлечь назидание из данного повествования, тем самым, предвосхитив его последствия. Безусловно, мужской шовинизм здесь абсолютно неуместен. Подобные повествования могут озвучиваться в назидание, но не как упрек юношеского снобизма. По сути-то хадис обращен не столько к женщинам, сколько к мужчинам, взывая их к пониманию ответственности за тех женщин, которые рядом с ними, любимы и дороги им.

Теперь перейдем к канонической стороне вопроса.

1. Хадис достоверен.

2. Смысл его, подчеркивающий именно качества, суть обитателей Ада, касается как мужчин, так и женщин, но женщин – в большей степени.

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды:

“Мне был показан Рай, я взял там гроздь (кисть райского плода), которой, если я принес бы ее вам, вы могли бы питаться и насыщаться до Конца Света![1] Я [также] видел Ад. Подобного [ужаса] я никогда не встречал. Я воочию лицезрел, что большая часть обитателей его – женщины”.

“А почему, о посланник Божий [именно женщины]?”, – спросили у него сподвижники.

“За неверие[2]  их”.

“Неверие (неблагодарность) пред Богом?”, – уточнили у него.

“Нет, неверие (неблагодарность) пред теми, кто рядом с ними; неблагодарное отношение к благодеянию, чему-то хорошему [совершенному ранее в их адрес]. [Ведь часто можно встретить такое: ты] относишься хорошо к одной из них [к одной из женщин, например, жене] на протяжении века [то есть, очень и очень долго], а она, увидев в тебе (от тебя) то, что ей не понравилось, [вдруг]  восклицает: “Я так ничего хорошего от тебя и не дождалась! [К примеру, жена мужу: “ты погубил мою молодость, я потратила на тебя лучшие годы моей жизни!..” и тому подобное]”.[3]

4. “Мне был показан Рай”; “я [также] видел Ад”, то есть перед его очами были удалены такие понятия, как ограниченность временем и местом, и он, являясь последним Пророком и Божьим Посланником, увидел одну из граней вечности касательно Ада и Рая. Оповещение же пророков о подобных вещах – предупреждение (по воле и милости Творца) о том, в чем следует быть более внимательным и бдительным. Ведь человек может и молиться, и поститься, считая себя при этом очень набожным (внешне сравнивая себя с другими), но в элементарных вопросах этики, благодарности по отношению к людям, а тем более – родителям, мужу или жене, быть абсолютно бестактным и скверным, тем самым перечеркивая благое и готовя себе пусть не вечное (если на момент смерти в сердце есть хоть пылинка веры и основ ее), но все же адское наказание.  

5. Пессимизм неуместен. Последний Божий Посланник, ниспосланный милостью для миров, не спроста оповестил об упомянутом ранее. Следует принять во внимание данное оповещение и ввести в практику способы профилактики подобных ошибок, и тогда вопрос – решен. Все так просто, но, соглашусь, работа над собой, над своими качествами и характеристиками – задача сложная и трудоемкая.


[1] Кстати, это не говорит о необъятных размерах данного плода, ведь в Раю иное понятие материи и сути вещей. Подробнее смотрите об этом в материале “Рай” на нашем сайте.

[2] В тексте хадиса употреблено слово “куфр”, которое переводится как “безбожие, неверие; неблагодарность”.

[3] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 11, с. 372, хадисы № 5197 и 5198; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001, т. 20, с. 265, 266, хадисы № 5197 и 5198.

 

Забота о родственниках

221- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Тому, кто желает улучшить свое благосостояние и отсрочить смертный час, следует заботливо относиться к своим родственникам”.

Бихар аль-анвар, т. 74, стр. 89.

***

222- Имам Али ибн Муса ар-Рида (ДБМ) сказал: “Богатство (чрезмерное) может стяжать лишь тот, кто наделен пятью такими чертами, как неуемная алчность, завышенные ожидания, всепоглощающая страсть к обогащению, нежелание поддерживать отношения с родственниками и предпочтение земной жизни вечному счастью Иного мира”.

Бихар аль-анвар, т. 73, стр. 138.

***

223- Имам Мухаммад Бакир (ДБМ) сказал: “Уважение к родственникам обернется пятью благами:

1. Очищение деяний (и их одобрение Аллахом)

2. Увеличение богатства

3. Отвращение несчастий

4. Легкость расплаты в Судный день

5. Продление жизни

Усул-и Кафи, т. 2, стр. 150.

***

224- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Есть три категории людей, которые не будут допущены в Царство небесное: пьяницы, колдуны и те, кто отрекается от своих родственников”.

Аль-хисал, стр. 179

Запретное

"Всемогущий Аллах установил для нас религиозные обязанности - не пренебрегайте ими; Он установил пределы дозволенного - не преступайте их; Он наложил запрет на некоторые вещи - не прикасайтесь к ним". // хадис от Абу Талаба аль-Хушбани // Ад-Даракутни

"Избегайте того, что я запретил вам, и по возможности больше делайте из того, что я вам дозволил". // хадис от Абу Хурейра // Бухари и Муслим

"К грехам первого порядка относится: почитание с Аллахом наравне другого божества; неуважение к родителям и лишение человека жизни ..." // хадис от Абдуллы ибн аль-Аас // Бухари

"Смертные грехи - это многобожие, непочтительность к родителям, самоубийство и ложная клятва". // хадис от Абдаллаха бин Амр // Сахих аль-Бухари

"Старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, как огонь пожирает древесину". // хадис от Абу Хурейра // Абу Дауд

"Не желайте встречи с недругом, но, если все же встретите его, наберитесь терпения". // хадис от Абу Хурейра // Сахих аль-Бухари

"Если мусульманин говорит дурно о мусульманине, это - грех. Если мусульманин сражается против мусульманина, это свидетельство неверия обоих". // хадис от Абдуллы бин Масуда // Сахих аль-Бухари

"Худшим в глазах Аллаха в Судный День будут двуликие люди, которые одним являют одно лицо, другим же другое". // хадис от Абу Хурейра // Сахих аль-Бухари

"Не злословьте о мертвых, ведь они уже получили то, что заработали". // хадис от Айиши // Сахих аль-Бухари

"Мусульманин не должен заниматься тем, что его не касается". // Абу Хурейра // Ат-Тирмизи

"Не занимайтесь тем, что вызывает у вас чувство сомнения. Следуйте тому, в чем у вас нет ни малейшего сомнения ..." // хадис от аль-Хассана бин Али // Ат-Тирмизи

"Самый ненавистный Аллаху тот, кто больше всех дает повод для ссор с оппонентами". // хадис от Айиши // Бухари и Муслим

"Не говорите ничего предосудительного о другом человеке". // хадис от ибн Масуда // Абу Дауд

"Если два мусульманина скрестят мечи, то и убивший и убитый попадут в Ад, потому что у них обоих было одно и то же намерение - убить своего недруга". // хадис от Абу Бакра // Сахих аль-Бухари

"Из всего разрешенного в Исламе, самым ненавистным для Аллаха является развод". // хадис от Ибн Умара // Абу Дауд

 

Зачем человек женится

281- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Тот, кто взял в жены женщину только из-за ее красоты (не обращая внимания на то, верующая она или нет), не увидел в ней того, что достойно любви. Тому, кто женился ради богатства, Аллах не даст ничего другого, кроме богатства. Поэтому ищите себе верующую жену”.

Ат-тахзиб, т. 7, стр. 399.

***

282- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Тот, кто женится, ассчитывая разбогатеть, не обретет, по воле Аллаха, ничего, кроме богатства”.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 333.

***

283- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Того, кто берет жену ради ее богатства, Аллах лишит всего остального. Тому, кто женится (только) ради красоты, предстоит увидеть в своей жене то, что ему придется не по нраву. И только того, кто женится по вере, Аллах наградит и богатством, и красавицей-женой”.

Ат-тахзиб, т. 7, стр. 399. 

***

284- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Для того, кто берет женщину в жены (только) из-за ее красоты, Аллах превратит эту красоту в источник бед и несчастий”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 20, стр. 53.

***

285- Имам Саджад (ДБМ) сказал: “Того, кто вступает  в брак во имя Аллаха Всемогущего и Достославного и ради укрепления родственных связей, Аллах увенчает богатством и почетом”.

Ман ля йахзуруху аль-факих, т. 3, стр. 385.

***

286-  Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Не женитесь из-за красоты, ибо красота может принести ей погибель, не женитесь из-за богатства, поскольку богатство может породить строптивость, а женитесь на той, что обладает истинной верой”.

Аль-мухаджжат аль-байза, т. 3, стр. 85

 

Зачем человек женится

281- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Тот, кто взял в жены женщину только из-за ее красоты (не обращая внимания на то, верующая она или нет), не увидел в ней того, что достойно любви. Тому, кто женился ради богатства, Аллах не даст ничего другого, кроме богатства. Поэтому ищите себе верующую жену”.

Ат-тахзиб, т. 7, стр. 399.

***

282- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Тот, кто женится, ассчитывая разбогатеть, не обретет, по воле Аллаха, ничего, кроме богатства”.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 333.

***

283- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Того, кто берет жену ради ее богатства, Аллах лишит всего остального. Тому, кто женится (только) ради красоты, предстоит увидеть в своей жене то, что ему придется не по нраву. И только того, кто женится по вере, Аллах наградит и богатством, и красавицей-женой”.

Ат-тахзиб, т. 7, стр. 399. 

***

284- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Для того, кто берет женщину в жены (только) из-за ее красоты, Аллах превратит эту красоту в источник бед и несчастий”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 20, стр. 53.

***

285- Имам Саджад (ДБМ) сказал: “Того, кто вступает  в брак во имя Аллаха Всемогущего и Достославного и ради укрепления родственных связей, Аллах увенчает богатством и почетом”.

Ман ля йахзуруху аль-факих, т. 3, стр. 385.

***

286-  Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Не женитесь из-за красоты, ибо красота может принести ей погибель, не женитесь из-за богатства, поскольку богатство может породить строптивость, а женитесь на той, что обладает истинной верой”.

Аль-мухаджжат аль-байза, т. 3, стр. 85

Земные богатства и стяжательство

361- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Тот, кто прожил два дня, ничем не отличающиеся один от другого (не развиваясь духовно), прожил их зря”.

Бихар аль-анвар, т. 71, стр. 173.

***

362- Муса ибн Джафар (ДБМ), седьмой имам, сказал: “Земная жизнь - что морская вода: чем больше пьешь, тем сильнее жажда, которая тебя, в конце концов, и погубит”.

Бихар аль-анвар, т. 78, стр. 311.

***

363- Имам Хади (ДБМ), десятый имам, сказал: “В земной жизни людей уважают за богатство, в Иной жизни – за добрые дела”.

Бихар аль-анвар, т. 78, стр. 368.

***

364- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “страсть к золоту и нескромной одежде пагубны для женщин моей общины, а пренебрежение к знаниям и стяжательство пагубны для ее мужчин”.

Сборник Варам.

 

Заем

206- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “В Судный день, когда будет вознаграждаться добродетель, Аллах не пустит в Рай человека, который отказался дать взаймы обратившемуся за помощью собрату по исламу”.

Бихар аль-анвар, т. 76, стр. 369.

***

207- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “в День, когда будет вознаграждаться добродетель, Аллах не позволит вступить в Рай тому, кто отказался ссудить денег своему нуждающемуся собрату- мусульманину”.

Бихар аль-анвар, т. 76, стр. 367

 

Злословие и придирки

177- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Наговор разлагает веру мусульманина быстрее, чем язва разъедает его плоть”.

Усул-и Кафи, т. 2, стр. 257.

***

178- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “Слушающий сплетни сам уподобляется клеветнику”.

Гурар аль-хикам, стр. 307.

***

179- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Отказ от клеветы дороже Аллаху, чем десять тысяч добровольных ракатов (коленопреклонений)”.

Бихар аль-анвар, т. 75, стр. 261.

***

180- Абдель Мумин аль-Ансари рассказывает, что однажды он зашел к имаму Абульхасану Мусе ибн Джафару (ДБМ), у которого в тот момент находился Абдалла аль-Джафари. Абдель Мумин улыбнулся аль-Джафари, и имам (ДБМ) спросил его, нравится ли ему Абдалла аль-Джафари, на что тот ответил, что нет, но что он хорошо относится к нему (Абдалле) только ради него (ДБМ) (седьмого имама). И тогда имам (ДБМ) сказал: “Он - твой брат. Верующий верующему - брат, даже если у них разные родители. И проклятье тому, кто обвинит своего брата (по вере), кто обманет своего брата, кто лишит брата своего совета, кто станет возводить напраслину на своего брата”.

Бихар аль-анвар, т. 75, стр. 262.

***

181- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “Хуже всех тот, кто замечает грехи других людей, но не видит своих собственных”.

Тара’иф аль-хикам, стр. 176.

***

182- Имам Казим (ДБМ) сказал: “Будь проклят тот, кто клевещет на своего собрата (по вере)”.

Бихар аль-анвар, т. 74, стр. 232.

 

Золотые правила для нашего языка!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

03:20

 ‘Абдуллах б. ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

"?????? ? ??? ????? ?? ??????? ??????????? (?????? ?? ????? ????? ????) : ?? ???????? ???? ?? ??????? ? ???? ????? ? ??? ???? ????? ????????..! ??? ????? ???? ????? ??? ??? ?? ?????? ? ???? ????? ?????? ?? ???? ????? ?? ???? ?? ??? ????? ? ????..!

??? ?????? ?????? ??? ?????? ??? ?????? ???????? ? ??? ????????? ???????..! ?????? ????? ???? ?????? ???? ??? ????? ?? ??????? ?? ? ???????? ??? ??????? ?? ?????????? ???..!

??????? ????? ????? ????? ??? ?????? ??????????? ? ?????? ??????????"

??? ??? ??????

 

«Пять вещей более прекрасны, нежели вороные строптивые кони:

1) не предавайся беседе о том, что тебя не касается, – ведь это излишне, и нет того, кто обезопасил бы тебя от бремени (греха)…

2) и не предавайся беседе о том, что касается тебя, пока не подберешь для этого (подобающее) место, – ведь некто, ведший беседу о чем-то, его касавшемся, вставил это в неподобающее для этого место и был опозорен;

3) и не спорь ни с кротким (человеком), ни с глупцом – ведь воистину кроткий (человек) почувствует неприязнь к тебе, и, воистину, глупец причинит тебе вред;

4) и вспоминай о своем собрате в его отсутствие так, как было бы любо для тебя, коль он вспоминал (бы) о тебе; и прощай ему то, что было бы любо для тебя, коль он прощал бы это тебе…

5) и действуй, как человек, о котором известно, что он воздает лучшим и уважаем!..»

 

Ибн Аби ад-Дунья

Калым: чем меньше, тем лучше

272- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Чем менее накладен брак, тем менше расходов он угоднее Аллаху”.

Канз аль-‘уммал, т. 16, стр. 299.

***

273- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “лучшие женщины моей общины - это те, что пригожи лицом и не требуют большого калыма”.

Бихар аль-анвар, т. 103, стр. 236.

***

274- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Женись даже в том случае, если твое обручальное кольцо будет из железа”.

Канз аль-‘уммал, т. 16, стр. 321.

***

275- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Достаточно подарить невесте горсть зерна или фиников, чтобы брак считался законным”.

Канз аль-‘уммал, т. 16, стр. 321.

***

276- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Когда святой Пророк (ДБАР) выдавал Фатиму (ДБМ) замуж за Али (ДБМ), за калым сошли боевые доспехи стоимостью тридцать дирхемов”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 21, стр. 251

Качества достойной жены

311- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “женщине достаточно подать своему мужу стакан воды, и Господь воздаст ей за это щедрее, чем за дневной пост и ночное бодрствование в течение года”.

Васа’ил аш-ши‘а, т. 20, стр. 172.

***

312- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Чтобы выглядеть желанной в глазах мужа и днем и ночью, женщина должна пользоваться ароматнейшими благовониями, надевать самые изысканные украшения и наряжаться в самую красивую одежду”.

Аль-Кафи, т. 5, стр. 508.

***

313- Повелитель правоверных имам Али (ДБМ) сказал: “Джихад (война во имя Аллаха) женщины состоит в том, чтобы ублажать своего мужа”.

Нахдж аль-балага, изречение 494.

***

314- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Всемогущий и Достославный Аллах сказал: ‘Если бы Я хотел одарить правоверного мусульманина и земными и небесными благами, Я даровал бы ему смиренное сердце,  язык, восхваляющий Бога, и стойкость перед лицом невзгод. (Я дал бы ему) набожную жену, которая радовала бы его взор, а в его отсутствие  хранила бы и себя самое, и семейное добро’”.

Усул-и Кафи, т. 5, стр. 327.

***

315- Имам Садик (ДБМ) сказал: “Будь трижды проклята женщина, которая огорчает своего мужа и причиняет ему неприятности. И трижды благословенна та, что уважает своего мужа, не досаждает ему и в любых обстоятельствах послушна его воле ”.

Бихар аль-анвар, т. 103, стр. 252.

***

316- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Поистине, наилучшая из женщин – это женщина многодетная, приветливая, умеющая хранить секреты, стыдливая, снискавшая уважение и любовь своих близких, покорная супругу. Она не скрывает своих предестей от мужа, но недоступна для посторонних взоров. Она внемлет речам мужа и повинуется его воле. Уединившись с мужем, она готова выполнить любое его желание, но не позволяет себе вольностей, которые позволяют себе мужчины”.

Бихар аль-анвар, т. 103, стр. 235.

***

317- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Счастлив мусульманин, который имеет набожную жену, просторный дом, быстроногого скакуна и благовоспитанного сына”.

Бихар аль-анвар, т. 104, стр. 98.

***

318- Святой Пророк (ДБАР) сказал: “Джихад (война во имя Аллаха) женщины состоит в том, чтобы быть достойной спутницей жизни своего мужа, и никто на свете не имеет на нее больше прав, чем ее муж”.

Бихар аль-анвар, т. 103, стр. 256.

 

Не гневайся!

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),:
"Дай мне совет ".
Он сказал: "Не гневайся".
После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но каждый раз пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), говорил:
"Не гневайся". аль-Бухари

Сообщается, что это был Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказавший: "Я сказал: "О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, которое позволит мне войти в рай. "
(В ответ пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям)) сказал:
"Не гневайся, и ты будешь в раю". Ат-Табарани

Передают также, что этим человеком был Джарийа бин Кудама, да будет доволен им Аллах, сказавший: "(Однажды) я обратился к посланнику Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), с просьбой, сказав:
"О поспанник Аллаха, скажи мне что-нибудь краткое, чтобы я понял это ".
Он сказал: "Не гневайся", - после чего я несколько раз повторил (свою просьбу, но) он каждый раз говорил:
"Не гневайся". Ахмад

Таким образом, вполне возможно, что таких случаев было несколько, и с подобными просьбами к пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обращались многие.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Аль-Джарджани сказал: "Поистине, этот хадис является великим хадисом и относится к числу кратких, но ёмких по смыслу слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так как он объединяет в себе благо мира этого и мира вечного ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Нравственный облик мусульманина
Мусульманин это человек, которому присущи достойные нравственные качества. Его украшением являются кротость и стыдливость, он носит одежды смирения и любви к людям и отличается такими качествами мужественных людей, как способность сносить обиды других, не отвечая им тем же, прощать, когда имеешь возможность отомстить, терпеливо переносить невзгоды, сдерживать гнев, когда по отношению к нему проявляют враждебность или что-то раздражает его, и в любых обстоятельствах сохранять приветливое и весёлое выражение лица. К этому и направлял посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), своего сподвижника, который просил у него совета о том, что ему следует делать, чтобы достичь своей цели и осуществить желаемое. В ответ на его просьбу он дал это краткое наставление, заключающее в себе всё благо и предотвращающее любое зло, сказав: "Не гневайся".

2. Горячее стремление к раю и поиски пути, ведущего к нему
В этом хадисе посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), даёт наставление обратившемуся к нему с просьбой человеку, который желал встать на путь к раю и просил своего учителя и наставника указать ему на то, что может привести его к вышним садам и позволит снискать благоволение Всемогущего и Великого Аллаха. Этот человек хотел получить краткое наставление, чтобы запомнить его и понять суть совета и указания и пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), отвечает на его просьбу и указывает на то, к чему он должен стремиться, давая ему неизменный совет: "Не гневайся".
Это значит:
старайся перенимать высокие нравственные качества, качества пророков, качества, о которых говорится в Коране, качества веры, так как если ты воспримешь их, и они станут твоим обычаем и твоей природой, то когда что-нибудь будет гневить тебя, ты не поддашься гневу и узнаешь путь, ведущий к благоволению Всемогущего и Великого Аллаха и Его раю.

3. Кротость и хладнокровие приводят к успеху и благоволению
О мусульманин, стремящийся к спасению, если в тебе возобладает человеческая природа и станут проявлять себя силы зла, тебе ни в коем случае не следует идти на поводу у своей души, поддаваясь гневу до такой степени, чтобы он начал распоряжаться тобой и ты стал бы совершать то, что запретил тебе Аллах. Нет, тебе необходимо бороться со своей душой, чтобы не подчиняться тому, к чему тебя побуждает гнев, и помнить о нраве богобоязненного мусульманина и верующего, которого Аллах Всевышний характеризует следующим образом:
"Спешите же (заслужить) прошение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных, О которые расходуют в лёгких и трудных обстоятельствах, сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!"
"Семейство Имрана", 133 -134.
И научившись сдерживать собственный гнев, ты сможешь уберечь себя от гнева Всемогущего и Великого Аллаха, присоединишься к богобоязненым и навечно останешься среди обитателей рая.
Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды он спросил пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), :"Что может удалить меня от гнева Всемогущего и Великого Аллаха?",
- (и пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: "Не гневайся", Ахмад
Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Аллах защитит от шайтана и сделает запретным для огня того. кто обладает четырьмя (качествами, а именно: способностью) владеть собой (в то время, когда) он испытывает желание, страх, страсть или гнев ".

4. Гнев объединяет в себе всё плохое, а освобождение от него - всё благое
Из содержания этого хадиса мы узнали о том, что когда пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал верующему, обратившемуся к нему с просьбой о совете: "Не гневайся", - он усвоил этот совет и принял его. Вместе с тем этот человек снова стал просить совета и наставления, как будто оставшись неудовлетворённым таким ответом, посчитав его незначительным и решив, что он нуждается в чём-то более полезном для достижения своей цели, заключающейся в том, чтобы попасть в рай.
Однако посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), ничего не добавил к этому, повторив свой ответ дважды, трижды или даже больше. И каждый раз, как этот человек просил: "Дай мне совет", - он говорил ему: "Не гневайся", - тем самым подтверждая, что этого наставления будет достаточно, если понять его смысл и действовать соответствующим образом.
Здесь разумный верующий обращает внимание на подтверждение посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), постигает его смысл и узнаёт о его цели. В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что человек, просивший совета, сказал: "И когда пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал то, что сказал, я задумался и понял, что гнев является средоточием всего плохого ". Это значит, что если человек не гневается, он избавляется от всего плохого, а избавившийся от всего плохого приобретает всё благое. Да благословит тебя Аллах и да приветствует, о посланник Аллаха, и да воздаст тебе Аллах Всевышний за эту общину наилучшим воздаянием, уготованным пророку и посланнику, ведь ты направил её к благонравию и предостерёг от того, что является ключом ко всяческому злу.
Сообщается, что один человек спросил посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): "Какое дело является наилучшим?"
Он ответил: "Благонравие, которое состоит в том, чтобы не гневаться, если сумеешь".

5. Гнев это слабость, а кротость - сила
Признаком слабости является то, что человек быстро впадает в гнев и поддаётся ему, даже если он обладает сильными руками и здоровым телом. Передают со слов Хурайры, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе". (аль-Бухари и Муслим.)

6. Отвратительные плоды гнева
Гневливость является достойным порицания качеством, проявлением дурного характера и губительным оружием. Если человек поддаётся гневу, он становится жертвой его пагубного воздействия, приносящего вред прежде всего самому человеку, а вместе с ним и всему обществу в целом.
- а - Гнев наносит отдельному человеку физический, моральный и духовный ущерб. Ты можешь убедиться в этом, стоит только представить себе охваченного гневом человека, цвет лица которого изменился, кровь кипит, жилы на шее вздулись, руки трясутся, движения беспорядочны, а речь бессвязна. С языка его срываются непристойные слова, он бранится и может сказать даже нечто запретное, что иногда ставит человека вне ислама, например, если он произносит слова, свидетельствующие о его неверии, наносит оскорбления религии или говорит что-нибудь наподобие этого. Кроме того, в состоянии гнева он может начать совершать беспорядочные действия и попусту тратить деньги, подрывая основы своего благополучия или нанося вред своему телу.
- б - Если же говорить об ущербе для общества в целом, то гнев порождает ненависть в сердцах и заставляет замышлять дурное против людей, что может приводить к нанесению обид, оскорблениям мусульман или разрыву отношений с ними, а также к злорадству по отношению друг к другу, когда с кем-нибудь случается беда. Так между друзьями возникают вражда и ненависть, порываются родственные связи, повсюду распространяется нравственное разложение и общество разрушается.

7. Противодействие гневу и средство избавления от него
Гневливость является врождённым свойством человека, однако настоящий мусульманин защищает себя от неё и отводит от себя зло этого свойства с помощью удаления от порождающих гнев причин, либо не проявляя свой гнев, либо подавляя его проявления, если он всё же возобладает над человеком.
- а - Причины гнева: Эти причины многочисленны и разнообразны. К числу их относятся гордость и высокомерие по отношению к людям, стремление возвысится над ними, насмешки и издевательства над другими, множество шуток, особенно если для этого нет никаких оснований, споры и вмешательство в такие дела, которые не касаются человека, а также стремление к излишнему богатству и высокому положению. Мусульманину рекомендуется освобождаться от этих порицаемых качеств, стремиться возвыситься над ними и воспитывать в себе противоположные качества.
- б - Что же касается избавления от гневливости, то для этого имеются многочисленные средства, на которые указал нам ислам и которые перечислены ниже.

• Необходимо приучать свою душу придерживаться таких достойных нравов как кротость, терпение и осмотрительность в делах, поступках и суждениях. Во всём этом примером для нас является посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
В одном из хадисов сообщается, что как-то раз к нему пришёл Зайд бин Са'ина, в то время ещё не являвшийся мусульманином и желавший проверить, обладает ли он пророческими качествами, и оказалось, что кротость пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), опережает его гнев, а невежество невежды только увеличивает его кротость. Зайд в самой грубой форме потребовал у пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), уплаты долга, хотя оговоренный срок ещё не подошёл, пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), ответил ему радушием и улыбкой.
Умар, да будет доволен им Аллах, принялся ругать этого человека, но пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), произнёс слова, послужившие наставлением и Умару, и Зайду.
Он сказал:
"Мы больше нуждались в другом, о Умар: в том, чтобы мне ты велел должным образом рассчитаться с долгом, а ему - должным образом требовать уплаты долга", - после чего велел вернуть ему не только этот долг, но и добавить что-то в качестве компенсации за страх, который нагнал на него Умар, да будет доволен им Аллах. И это послужило причиной того, что Зайд принял ислам, да будет доволен им Аллах, и спасся от гнева Всемогущего и Великого Аллаха и пламени ада.
Ибн Хаббан, аль-Хаким и ат-Тирмизи.

• Когда что-то вызывает гнев человека, он должен сдерживать себя, помня о последствиях гнева и достоинстве умения его сдерживать наряду со способностью прощать тех, кто делает тебе что-то плохое, так как Аллах Всевышний сказал:
"...которые ... сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах Любит тех, кто творит добро!" "Cемейство Имрана" .134.
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"В Судный день к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, Аллах обратится перед'(Своими) созданиями, чтобы предложить ему выбрать (для себя) ту гурию, которую он пожелает. (Имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа)
Кроме того, имам Ахмад приводит другой хадис, в котором сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Больше всего я люблю, когда раб (Аллаха) сдерживает (свой) гнев(, ибо) каждый раз, когда раб Аллаха сдерживает приступ гнева ради Аллаха, Аллах обязательно наполняет душу его верой",
- а в той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сказано:
".. .Аллах наполняет его спокойствием и верой".

• Обращение к Аллаху с мольбой о помощи против проклятого шайтана. Аллах Всевышний сказал:
"А если овладеет тобой искушение от шайтана, обращайся за помошью к Аллаху, ибо, поистине, Он - Слышащий, Знающий. "”Преграды", 200.
Сообщается, что однажды в присутствии пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо. (Увидев это,) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. (Если бы он сказал): '"Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана" /А 'у зу би-Лляхч мин аш-шайтани-р-раджим/, - то (перестал бы гневаться)",
аль-Бухари и Муслим.

• Необходимо изменить положение, в котором находится человек, охваченный гневом.
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Если кто-нибудь из вас разгневается, когда будет стоять, пусть сядет, а если гнев его не пройдёт (и тогда), пусть ляжет".
Ахмад и Абу Дауд.
Смысл этого указания состоит в том, что стоящий человек готов и близок к отмщению в большей степени, чем сидящий или лежащий.

• Необходимо замолчать, поскольку в ответ на свои слова человек может услышать то, что усилит его гнев, или же сам он может сказать что-нибудь такое, о чём будет жалеть, когда гнев его уляжется, так как на самом деле он не хотел говорить этого.
Сообщается, что однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Если кто-нибудь из вас разгневается, пусть замолчит", - повторив свои слова трижды.."
Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Дауд

• Необходимо совершить омовение. Дело в том, что гнев повышает температуру тела, разжижает кровь и делает человека более оживлённым, что же касается воды, то она охлаждает его и приводит в нормальное состояние.
Сообщается, что в одной из своих проповедей пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине, гнев это раскалённый уголь, горящий в сердце сына Адама".
Ахмад и ат-Тирмизи.
Кроме того, следует отметить, что омовение является одним из видов поклонения, связанного с поминанием Всемогущего и Великого Аллаха, и в это время шайтан, разжигающий пламя гнева в человеке,отступает.
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине, гнев - от шайтана и, поистине, шайтан сотворён из огня, и если кого-нибудь из вас охватит гнев, пусть он совершит омовение".
Намерение    

Мир и благословения Посланнику Аллаhа!

"Дела - по намерениям"

Повелитель правоверных Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) - сказал:
"Я услышал, как посланник Аллаха (САС) - сказал:

"Поистине, дела - по намерениям, и поистине, каждому человеку воздаётся по его намерению. Тому, кто оставит страну, где царило неверие и непокорность Аллаху, переселился в другую страну, ища благосклонности Аллаха и Его посланника, будет вознаграждение за это от Аллаха, а тому, кто эмигрировал ради преходящих мирских благ или ради какой-то женщины с целью жениться на ней, воздается в зависимости от этого (и ему не будет вознаграждения от Аллаха)."

Этот хадис передали имам передатчиков хадисов, Абу Абду Аллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардезаба аль-Бухари аль-Гу'фий (номер: 1), и Абу аль-Хусайн Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури (1907) (да будет Аллах ими доволен) в их "Сахихайн", считающихся лучшими из книг, содержащих достоверные хадисы.

Наука о хадисах

Слово «хадис» означает новый, так же это слово означает слово, новость. А некоторые глаголы, образовавшиеся от этого слова, имеют значения передавать, сообщать новость. С течением времени, слово «хадис» стали использовать по отношению к сообщениям, переданным от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это слово так же непосредственно было использовано Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Место и важность хадисов в религии

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничивался только передачей ниспосланных Аллахом откровений. Он так же разъяснял и практиковал их, таким образом, став для нас объектом для подражания. По этой причине он был назван Живым Кораном. Исламские учёные принимают хадисы, связанные с религиозной тематикой, как откровения, ниспосланные Аллахом. Так же на это указывают некоторые сообщения, переданные от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне была дарована Книга (Коран), а так же его подобие (Сунна)» (Абу Давуд «Сунан»). Как нам становится известно из вышеприведенных сообщений, что с точки зрения откровения ниспосланного Пророку, мир ему и благословение Аллаха, Коран и хадисы (т.е. Сунна) равнозначны. Коран лишь отличается неподражаемостью слога и смысла. Хадисы, как основной источник фикха (исламского права), с точки зрения их положения относительно Корана и приводимых ими законоположений, бывают в следующих видах.

Одна часть из них раскрывает смысл аятов Корана и дополняет их информацией. В Коране приказано совершать молитву, выплачивать закят, совершать хадж, однако не указывается каким образом совершать эти виды поклонения. Безусловно, мы узнаем о способах совершения этих поклонений из достоверных хадисов.

Другие виды хадисов устанавливают законы, о которых не упоминается в Коране. Например: запрещение употребления в пищу мяса хищных птиц. Уделять должное внимание хадисам, как второму после Корана источнику законоположений, и таким образом следовать Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, приказано как Аллахом Всевышним, так и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха.

При более тщательном изучении хадисов, мы замечаем, что они состоят из двух основных видов, которые отличаются друг от друга. Это санад и матн.

Санад. Лексическое значение этого слова- опора. Подобное название объясняется тем, что санад служит опорой хадиса. Терминологическое значение – цепь передатчиков, приводящая к матну.

Матн. Это слова, к которым приводит цепь передатчиков хадиса.

Классификация хадисов

Хадисы по степени достоверности делятся на три группы: достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф).

Хадисы сахих. Это такой вид хадисов с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений или недостатков. Нет никаких сомнений, что такие хадисы переданы от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Как видно из вышеизложенных определений, для возведения хадиса в степень сахих необходимо учитывать некоторые условия. Эти условия следующие:

а) Добросовестность (а’даля) передатчиков хадиса. Под словом добросовестность имеется в виду, отсутствие у передатчиков проявлений неверия, нововведений и всех иных больших и малых грехов, а так же, что бы они были богобоязненными и искренними мусульманами. Передатчиков обладающих этими качествами в науке хадис называют «адиль» т.е. достойный доверия, добросовестный.

б) Точность передатчиков. Передатчики хадисов должны обладать качеством точного запоминания хадисов и рассказывать их одинаково, даже если проходит много лет. Хадисы, переданные от передатчиков, которые не обладают качествами запоминания и сохранения хадисов, не принимаются как достоверные.

в) Непрерывность иснада. Это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

г) Отсутствие отклонений. Под этим подразумевается такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного ещё более достойным доверия лицом.

д) Отсутствие в матне и санаде хадиса недостатков и причин, которые дают основания сомневаться в достоверности хадиса, хотя внешне он представляется безупречным.

Все хадисы соответствующие вышеизложенным условиям следует считать достоверными.

Хадисы хасан

Значение этого слова «красота». Хасан называются хадисы, которое занимают среднее положение между достоверными и слабыми хадисами, и более ближе к достоверным. Разница между этими хадисами, в неопределённости точного положения передатчиков, но в то же время, ни один из передатчиков не должен обвиняться во лжи, и отличаться добросовестностью. Степень памяти передатчиков таких хадисов находится ниже степени памяти передатчиков хадисов сахих. Кроме этих двух особенностей, существуют и другие особенности хадисов хасан.

Хадисы даиф

Это те хадисы, в которых отсутствует один или несколько условий хадисов сахих и хасан. Хадис считается слабым, если есть недостаток в добросовестности передатчика по причине слабости его памяти или разрыва цепочки передатчиков. Учёные – мухаддисы выдвинули три мнения, по поводу совершения или не совершения действий основываясь на слабые хадисы:

1. Не совершать никаких действий на основе слабых хадисов. Это мнение принимали аль-Бухари и Муслим.

2. Можно совершать любые действия, основываясь на слабый хадис. Этого мнения придерживались Абу Давуд и Ахмад бин Ханбаль, и говорили: «лучше слабый хадис, чем решение на основе сравнения (кийас)».

3. При наличии некоторых условий, можно совершать действия на основе слабых хадисов, когда речь идёт о совершении добровольно достойных дел. Ибн Хаджар аль-Аскалани перечисляет эти условия следующим образом:

а) хадис должен быть не очень слабым;

б) хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии;

в) человек должен применять то, о чём говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убеждённости в его достоверности.

Хадисы Кудси и Набави

Хадис Кудси (священный) это такой хадис, смысл которого исходит от Аллаха, а его форма от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Хадис Набави (от Прорка), это хадис смысл и форма, которого исходит от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. С точки зрения откровения между Кораном и хадисом Кудси нет никаких различий. Однако Коран исходит от Аллаха, как по форме, так и по смыслу, тогда как хадис Кудси исходит от Аллаха только по смыслу. Существуют и другие различия между Кораном и хадисом Кудси:

а) хадисы Кудси нельзя читать в намазе;

б) разрешается прикасаться к ним без омовения;

в) в отличии от Корана, хадисы Кудси не являются чудом , так как исходят от Аллаха только по смыслу, а не по форме и смыслу;

г) разрешается рассказывать их, передавая только смысл, а передавать их точно в соответствии с их формой не является условием.

Так как хадисы Кудси исходят от Аллаха и обращение исходит непосредственно от Него, в начале этого хадиса рассказчик может добавит следующее: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передавший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: …» или «Как передал со слов Аллаха Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, Аллах Всевышний сказал: …» По сравнению с другими хадисами, число хадисов Кудси невелико.

Причина превращения хадисов в отдельную науку в Исламе, является то важное место, которое они занимают в религии. Учёные-мухаддисы ознакомили нас с этой областью науки, которая является второй по важности в Исламе наукой после Корана, основной задачей которой является отделение достоверных сообщений от недостоверных, путём исследования иснада и матна передаваемых сообщений.

Дисциплины, входящие в науку о хадисах

Ривайат аль-хадис: дисциплина, которая собирает и передаёт Сунну (хадисы) Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Дирайат аль-хадис: дисциплина, которая предоставляет возможность определять степени достоверности хадисов и понимать положение матна и иснада хадисов.

Джарх уа Та’диль: дисциплина которая изучает степени добросовестности передатчиков хадисов начиная от сподвижников. В общем, эта дисциплина перечисляет передатчиков по именам и куньям, рассказывает их жизненный путь, от кого и кому они передавали хадисы, об их положении, которое они занимают среди передатчиков, степени их добросовестности и правдивости, а так же приводятся мнения хадисоведов относительно передатчиков.

Наука о биографии передатчиков: дисциплина, описывающая биографии передатчиков хадисов с точки зрения передачи хадисов. Самыми известными источниками этой дисциплины являются: «Табакат» Ибн С’ада, «Тарих» Бузари, «аль-Исаба» Ибн Хаджара.

Наука о причине возникновения хадиса: дисциплина, которая определяет причины высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Для более ясного понимания хадисов, существует книга ас-Суйути «аль-Лума».

Гариб аль-хадис: цель этой дисциплины, разъяснение трудно доступных слов использованных в хадисах, которые проникли в арабский язык позднее или мало используются.

Иляль аль-хадис: дисциплина, которая исследует скрытые недостатки хадисов, мешающих возводить хадис в степень достоверных, которые не заметны обычным людям, но которые определяются учёными-мухаддисами. К этому относится книга Ахмада бин Ханбаля «Китаб аль-Иляль».

Мухталиф аль-хадис: дисциплина, которая охватывает противоречащие на первый взгляд хадисы, и устраняет эти спорные проблемы.

Насих и мансух: дисциплина, которая рассматривает отменённые и отменяющие хадисы. Самый главный источник этой дисциплины книга Хазима «аль-И’тибар».

Как хадисы сохранились до наших дней

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который приказывал записывать аяты Корана по мере их ниспослания, первое время запрещал фиксировать хадисы, однако разрешал их пересказывать друг другу. Причиной такого запрета, могут быть опасения, что сподвижники могли перепутать аяты Корана и хадисы, а так же несовершенство в то время арабской письменности, низкое число образованных людей и малое количество письменных принадлежностей. В последующие периоды, после устранения или уменьшения этих проблем, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил фиксировать хадисы на бумаге. Абдуллах бин Амр, который, являлся одним из 30-40 сподвижников записавших хадисы, зафиксировал до 1000 хадисов, которые он собрал на один лист и который называется «ас-Саифат ас-Садика». Сподвижники, которые передали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, множество хадисов при его жизни, так же пересказывали людям хадисы и после его смерти. Таким образом, хадисы дошли до последующих поколений в устном и письменном виде. Главные источники хадисов следующие:

Кутуби-Ситта;
«Сахих аль джамии» аль-Бухари и Муслим;
«Сунан» ат-Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа, ан-Насаи;
«Муснад» Ахмада бин Ханбаля;
«Муватта» Имама Малика.