Религиозная свобода с точки зрения Шариата
Автор: Administrator   

Религиозная свобода с точки зрения Шариата

В сегодняшнем мире, целенаправленно пропитываемом предубеждениями, страхами и ненавистью по отношению к Исламу, люди испытывают, поистине, средневековый, суеверно-мистический ужас при словах Шариат и Ислам. Если на первом месте в пантеоне «страшилок» среднестатистического обывателя, незнакомого с истинной сутью мусульманской религии, стоит бородатый террорист, мечтающий взорвать и перерезать половину миру, то на втором месте стоит не менее бородатый его пособник, мечтающий насильно загнать в Ислам оставшуюся половину мира.

В немалой степени стойкости подобных убеждений в немусульманской среде способствуют некоторые мусульмане своим, зачастую, нарочито вызывающим поведением, невежественными заявлениями о необходимости немедленного подчинения представителей других вероисповеданий законам Шариата и своей болезненной, в ущерб более приоритетным на сегодня задачам, увлеченностью «тотальной исламизацией всего Земного шара».

Однако на подобные заблуждения мусульман и страхи представителей других вероисповеданий уже существуют недвусмысленные ответы, данные Самим Всевышним Аллахом в Своей Книге: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран, 10:99). Данный аят был ниспослан мусульманам в мекканский период, когда применение силы даже в свою защиту им было запрещено.

Что же касается мединского периода, когда Аллах Всевышний дозволил мусульманам взяться за оружие и использовать силу для защиты собственных жизней, имущества и религии от нападения, то Господь ниспослал следующий знаменитый аят: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Коран, 2:256).

Данные слова Всевышнего, провозглашающие утвержденный свыше принцип, ниспосланный для блага людей, дают исчерпывающий ответ на заблуждения некоторых мусульман о том, что любой инаковерующий, проживающий под исламским правлением, должен быть полностью ограничен в своих религиозных свободах. На самом же деле, представители других религий не только ограждены и защищены словами Всевышнего от принудительного обращения в Ислам, но и в соответствии с Шариатом обладают специальными правами, вне зависимости от того, составляют ли они в обществе большинство, или же меньшинство.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), который оставил нам свой превосходный путь в качестве примера и назидания, в полной мере соблюдал свободы и права немусульман, гарантированные Самим Всевышним Аллахом. К примеру, в его время иудеям Медины было провозглашено: «У иудеев своя религия, у мусульман – своя», была предоставлена защита монахам горы Синай и монастырям, которые были защищены мусульманами от любого нападения или агрессии.

Однако для религиозных меньшинств, проживающих в мусульманском обществе, важна не только защита от внешнего врага и агрессора, но и защита от внутригосударственного посягательства на религиозные свободы, преследования и предубеждения, что также в полной мере обеспечивалось мусульманами. Данное положение подтверждает высказывание Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором он разъясняет концепцию прав человека в Исламе: «Остерегайтесь! Кто бы ни отнесся жестоко и грубо с немусульманами, или посягнул на их права, или возложил на них больше, чем они могут нести, или отнял у них нечто помимо их воли, я (Посланник Аллаха) буду жаловаться на него в День Суда».


В период становления Халифата, когда мусульмане открывали все новые и новые земли, населенные христианами, исламские правители продолжали неукоснительно следовать данному принципу. Церкви рассматривались мусульманами, как места поклонения и охранялись исламским государством. Они не могли быть разрушены под предлогом строительства домов, или превращения их в мечети.

Иудеям и христианам, как Людям Писания, была предоставлена полная свобода в следовании своей религии. Согласно предписаниям исламского права, если иудей или христианин желал отметить в тот или день свой религиозный праздник, или получить его в качестве выходного дня, то им это должно было обеспечиваться в обязательном порядке. Таким образом, в исламском государстве иудеи и христиане открыто праздновали свои религиозные праздники, соблюдали субботу и воскресенье, соответственно.

Немусульманские меньшинства в определенных гражданских делах, как например, бракосочетание, развод, наследование, имеют в исламском обществе право прибегать к законам своей религии и не должны принуждаться придерживаться в этих вопросах шариатского закона. Более того, несмотря на то, что мусульманам полностью запрещено даже подступать к производству, продаже и потреблению алкоголя, данный запрет не касается немусульман. Если в исламском государстве проживает немусульманское меньшинство, желающее производить и потреблять алкоголь, то при условии, что в этот процесс не вовлекаются мусульмане, им это право должно быть предоставлено.

Яркий пример с неукоснительным соблюдением прав, свобод и безопасности немусульманского населения в исламском государстве являет нам случай с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), когда он, будучи уже на смертном одре, диктовал длинное письмо с назиданиями следующему халифу. Вот что утверждалось в последнем предложении этого исторического документа: «Я наказываю тебе в интересах людей, которым была дарована защита от имени Аллаха и Его Посланника (имеются в виду немусульмане, проживающие в исламском государстве и известные, как «зиммии» - прим. авт.)… наши обязательства по отношению к ним должны исполняться, на них не должно возлагаться больше, нежели они в состоянии вынести».

В то время халиф Умар (да будет доволен им Аллах), бывший главой огромного государства, простирающегося от Египта до Персии, умирал, испытывая муки от смертельной раны, нанесенной ему немусульманином, ударившим его отравленным кинжалом во время утреней молитвы. На его месте от других правителей того времени и даже настоящих дней можно было бы ожидать начала немедленных репрессий и гонений в отношении немусульманского населения. От более великодушного главы государства можно было бы ожидать попытки забыть и простить.

Однако продиктованный Умаром (да будет доволен им Аллах) наказ защищать данные религиозные меньшинства и заботиться о них, не укладывается в сознание современного человека. Тем не менее, для мусульман того периода и мусульманских историков последующих веков данная реакция халифа была вполне естественной, поскольку она была обусловлена тем, чему научил его и остальных сподвижников Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Именно убежденность в том, что защита жизни, имущества и религиозных свобод меньшинств является религиозной обязанностью исламского государства; что правитель лично будет нести ответственность в следующей жизни за немусульман (зиммий), пострадавших от рук мусульман; что нет принуждения в религии и что мусульмане должны быть одинаково справедливы к друзьям и врагам, определяла поступки и Умара (да будет доволен им Аллах), и последующих халифов, которые сохранили верность принципам религиозных прав и свобод немусульманских свобод в течение столетий по всему исламскому миру.

Итогом следования мусульман этим заповедям явилось исламское правление, установившее невероятно высокий стандарт религиозной терпимости в мире, которому эта идея, вообще, не была знакома. Исламское общество не только не знало таких ужасов, как преследования по религиозному признаку, инквизиции, охота на ведьм, холокост, которые запятнали историю западной цивилизации, но оно также защищало свои религиозные меньшинства от преследований других государств.

Мусульмане защищали иудеев от христиан, а восточных христиан от римских католиков. В мусульманской Испании под правлением Омейядов и в Багдаде под правлением Аббасидов христиане и иудеи в полной мере пользовались такой свободой религии, которую они сами не предоставляли ни друг другу, ни кому бы то ни было еще.

Более того, даже сегодняшний западный мир, гордящийся своей терпимостью в отношении представителей других вероисповеданий, вынужденный проделать очень долгий путь, прежде чем достичь своего современного уровня религиозных свобод, так и не смог достичь стандартов, установленных Исламом. Кроме того, что путь, который выбрал западный мир для достижения призрачной гармонии в обществе, лежал через исключение религии из общественной сферы, он по многим пунктам продолжает демонстрировать средневековое отношение к иноверцам.

Во-первых, в некоторых западных странах мусульманам недозволенно призывать к молитве с минаретов и с помощью звукоусиливающей аппаратуры. В то время как церковные колокола свободно оглашали мусульманские города своим перезвоном по всему исламскому миру.

Во-вторых, во многих западных странах, также, кстати, как и в России, мусульмане до сих пор борются за свое право получить выходные в пятничные дни для совершения еженедельной коллективной молитвы. В то время, как суббота и воскресенье были полностью обеспечены иудеям и христианам во всех уголках исламского мира.

В-третьих, исламское персональное право до сих пор не признается на Западе. В то время как персональное право немусульманских меньшинств уже давно было признано в исламском мире.

В-четвертых, в большинстве западных стран все граждане вне зависимости от их религиозной принадлежности принуждаются к неукоснительному следованию секуляризованному или основанному на христианских принципах внутреннему законодательству. В то время, как в исламском государстве иноверцам была предоставлена возможность руководствоваться во многих вопросах своими религиозными законоположениями.

В-пятых, сегодня по всему западному миру, а также и в России, нарастает количество преступлений, совершенных на почве религиозной нетерпимости. Акты вандализма, нападения на мечети и на отдельных верующих, погромы и убийства никак не вяжутся с имиджем цивилизованного и терпимого мира.

Салих Ибрахим