САБЫР – терпение |
Автор: Administrator |
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} САБЫР – терпение Что означает слово «терпение»? Терпение или «сабр» в арабском языке означает хранение, удерживание, запирание. То есть имеется в виду запирание и удерживание души, не позволение ей делать то, что захочется. Терпение - одна из главнейших черт характера человека и в особенности мусульманина. Пророк Мухаммад (С.А.С.), который, несомненно, обладал великим терпением, сказал: «Поистине, я послан для того, чтобы довести до совершенства благородные черты характера». Часто у людей возникают различные проблемы: кто-то не может встать на утреннюю молитву во время, кто-то не может избавиться от дурных привычек и так далее. Для них есть один совет, к которому стоит прислушаться и ввести в свою практику. И совет этот: "Терпите!" Можем ли мы себе представить, что терпение – это одно из качеств Вселенной, потому что терпение присуще не только человеку, но и всему живому на Земле! Возьмём, например, зародыш и стадии его развития в утробе матери. Девять долгих месяцев, развивается малыш. Терпеливо день за днём вырастают органы младенца. Или другой пример: из семечка вырастает подсолнух. Кто-нибудь видел, что бы сегодня посаженное семечко завтра же превратилось бы в подсолнух? Конечно, нет. Все эти процессы протекают постепенно. И подобных примеров можно привести множество. Возьмите, хотя бы, солнце и луну. Как восходят они: медленно, плавно, терпеливо и также терпеливо заходят. Вспомним, как Аллах Всевышний создал землю и небеса. За шесть дней! Хотя мог бы в одно мгновенье сделать это. Все эти примеры доказывают, что вся Вселенная построена на терпении и ожидании. Хочешь добиться больших успехов в этой жизни, а тебе всего 16 лет? Учись, набирайся знаний, и все двери откроются перед тобой, после того, как потерпишь, сидя за учебниками. Хочешь поклоняться Всевышнему Аллаху? Тогда обязан проявлять терпение, выполняя его волю. Хочешь оставить запретные дела? Тогда нужно проявить терпение, чтобы подавить побуждение страсти. Это подтверждает слова учёных, которые сказали: «Усовершенствование религии и мирской жизни связано с терпением». Есть ли сила без терпения? Строительство домов, дорог и мостов может ли завершиться без терпения? Послушание родителям бывает без терпения? А воспитание ребенка? Почему мусульманин может совершить прелюбодеяние? Потому что не терпит, пока не женится. Почему он употребляет алкоголь или наркотики? Потому что не смог противостоять горю, к примеру, которое его постигло, или сложно быть не таким, как окружающие его люди. Запомните очень красивое выражение, сказанное одним из учёных-богословов: «Мусульманин въедет в рай верхом на терпении». Что говорит Коран о терпении Терпение упомянуто в Коране более чем в 90 случаях. Это число во многом превышает число других черт характера человека, упомянутых в Коране. Давайте задумаемся над аятами Корана: «Обращайтесь за помощью ко мне с терпением и молитвою. Поистине, Аллах – с терпеливыми» (сура "Корова", 153). Кто из нас не хочет быть с Аллахом? Или, чтобы Аллах был с ним? Что для этого надо сделать? Терпеть! И для терпеливых Аллах соединил из дел то, чего не соединял ни для кого другого. Он сказал: «На таких нисходятся благословение Господа их и милость, и это они ведомы правильным путём!» (сура "Корова",157). А также Аллах сказал: «Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода и недостатка в имуществе, в душах и в плодах - и обрадуй терпеливых» (сура "Корова",155). За наше терпение на протяжении всей жизни мы непременно получим награду от Аллаха: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» (сура "Толпы", 10). В тафсире (толковании) этого аята сказано: «Терпеливые получат все прелести, все награды обильно и без счёта». Для кого же все это? Для тех, кто не жаловался Аллаху: «Почему, ты, о, Господь, сделал со мной это или то?» В Коране сказано: «Аллах любит терпеливых» ( сура "Семейство Имрана", 146). Значит, Аллах Всевышний не только помогает терпеливым, но Он их ещё и любит. И представляя, что Аллах рядом с тобой, неужели ты не встанешь на утреннюю молитву? Не будешь слушаться родителей? Не будешь посещать родных? Не бросишь запретные дела? А ещё Он сказал: «И поставили Мы из них предводителей, ведущих по Нашему велению, за то, что были они терпеливыми» (сура "Земной поклон", 24). Терпение относится к одному из тех дел, которым мы не знаем награду, так как она без счёта. Первенство и руководство в мирской жизни и в религии получают двумя способами: терпением и уверенностью. Ведь Аллах Всевышний сказал: «Но, конечно, тот, кто терпит и прощает.… Поистине, это – из твёрдости в делах» (сура "Совет", 43). «Терпи» - именно так обращается Аллах к пророкам и верующим: «Терпи же, как терпели обладатели твёрдости из посланников» (сура "Пески", 35) «О, вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы» (сура "Семейство Имрана", 200). Слабое терпение нежелательно в Исламе. Например, если мусульманка и скажет: «Я знаю, что женщина должна носить платок, но я не могу, потому что я не терпеливая". То есть она не сможет терпеть, если на неё будут показывать пальцем, не сможет терпеть, если над ней посмеются. Ислам требует от нас большого терпения. Аллах учит нас этому и говорит пророку Мухаммаду (С.А.С.): "Потерпи же до решения твоего Господа и не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, находясь в утеснении…» (сура "Письменная трость", 48). В этом аяте говорится о пророке Юнусе, мир ему, которого проглотил кит, и который не терпел и беспрестанно взывал к Аллаху о помощи и освобождении. Непременно нужно помнить, что все пророки и посланники являются примером для нас и наших детей. В суре "Худ" сказано: «Терпи же! Поистине, добрый исход – богобоязненным». (сура "Худ", 49). Когда читаешь Коран, складывается такое впечатление, что Аллах Всевышний рассказывает о пророках и приводит нам их в пример только для того, чтобы выразить ключевые аяты о терпении ярче и особо обратить на них наше внимание. Аллах обращается к Пророку Мухаммаду (С.А.С.): «Если они стали тебе врагами, терпи, и тебя ожидает счастливый конец». Он учит нас, что только с терпением и кепкой верой в сердце можно добиться победы религии, победы мусульман, победы поклоняющихся. Вот что говорит Аллах, когда описывает встречу войск Талута и Джалута: «Сказали те, которые думали, что они встретят Аллаха: «Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха!» Поистине, Аллах – с терпеливыми» (сура "Корова", 249). А также в суре «Добыча» Аллах учит нас терпению, говоря: «Если будет среди вас сотня терпеливых, то они победят две сотни» («Добыча», 65). Что говорится о терпении в хадисахСуществует великое множество хадисов о терпении: «Терпение – половина веры». Или другое изречение Пророка (С.А.С.). На вопрос: «Что такое вера?» Он ответил: "Терпение и великодушие". А вот другие слова Пророка (С.А.С.) о терпении: «Терпение – сияние». Почему он выбрал именно это слово – сияние? Ведь мог же сказать, что терпение – это сила, или же это – могущество. А он почему-то сказал свет! Сказал он так, потому что трудности этой жизни есть тьма. Потеря матери или отца, или потеря части тела (кому-то ампутируют ногу или руку, кому-то вырезают какой-либо орган и.т.д.) – это и есть тьма, потому что человек в такое трудное для него время ничего вокруг себя, кроме этой проблемы не видит. А что поможет ему в это время, что выведет его из этой кромешной темноты? Конечно же, свет! А свет – это терпение! Также наш Пророк (С.А.С.) сказал: «И никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение» (Аль - Бухари, Муслим). Ни богатства, ни власть не сравнятся с терпением, так как оно лучше и больше, чем все блага этой жизни. Пророк (С.А.С.) сказал: «Знай же, что победа вместе с терпением». А также он говорил: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это то же становится для него благом» (Муслим). Пророк (С.А.С.) сказал: «Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не наказывает его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День Воскресения» (Ат – Тирмизи). Так же он сказал: «Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшееся (те, кто не роптал на свою судьбу и терпеливо переносил испытания) снискают благоволение Аллаха, а негодовавших постигнет гнев Его» (Ат – Тирмизи). Терпение – одно из имён Аллаха. Кто такой верующий? Это тот мусульманин, который в радости благодарит Аллаха Всевышнего, а в горе терпелив и надеется на награду Аллаха. Вспомним, что одно из имён Аллаха - «Ассабур», что в переводе с арабского обозначает «с большим терпением» или «долготерпеливый». Стоит заметить, что Аллах Всевышний не сказал здесь просто "терпеливый", а сказал "долготерпеливый". Терпение Аллаха не сравнится с терпением человека. Человек не может терпеть даже слова и часто жалуется: «Сестра мне сказала то-то, брат мне сказал то-то. Этот посмотрел на меня так-то…». Посмотрим же на величие Аллаха, который всё видит и всё слышит. Царь властелинов, в руках Его вся сила. Он, который скажет: «Будь!» и это обязательно сбудется. При этом задумаемся над Его терпением. Население Земли 6,5 миллиардов человек. А сколько из них поклоняются Всевышнему Аллаху? А сколько из них благодарят Его? Самая малая частичка, а ведь Он создал людей только для того, чтобы они поклонялись Ему. И после этого Он не уничтожил людей, хотя может это сделать в мгновение ока. Почему же Аллах не делает этого? Да потому что Он «Ассабур», у Него самое большое и долгое терпение. Есть такие дни или ночи, например, как Новый год, когда большинство людей погружено в грехи, так почему Аллах не проявит Своё наказание? Потому что Он «Ассабур»! Над этим стоит серьезно задуматься. Все существа на Земле не могут видеть, как люди тонут в своих грехах и не могут терпеливо смотреть на это. Каждый божий день море спрашивает разрешение у Аллаха на то, чтобы утопить людей. Море говорит: «О, Аллах Всемогущий, человек съел твой ризк (удел), а поклонялся другому". И говорит Гора: «О, Аллах, разреши мне раздавить человека, так как он съел твой ризк, а поклонялся другому». И говорит Земля: «О, Аллах, разреши мне проглотить человека, ведь он съел твой ризк, а поклонялся другому!» Аллах же только отвечает им: «Оставьте их, ведь если бы вы создали их, то пожалели бы их!» Посмотрите, какое терпение, и какое милосердие! В Коране сказано: «Поистине Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него". Посмотрите, какая у Аллаха власть и какая сила! И даже со всем этим Он кроток и терпелив! Связь между терпением и иманом (верой) Ранее упоминался хадис, который звучит следующим образом: «Терпение – половина веры". Вера - это повиновение Аллаху и оставление греховных дел. А что такое терпение? Терпение – это тоже повиновение Аллаху и по возможности отдаление от греховных дел. Вся жизнь человека – это то день счастья, то день несчастья. Один день белый другой чёрный. Не будем забывать, что если пришёл день счастья, надо поблагодарить Всевышнего Аллаха, а пришёл день горя – терпеть. Терпение – это одна половина веры, а другая половина - благодарность. Поэтому мы должны поклоняться Аллаху и в радости и в горе. Ведь кто выполняет поклонение и в радости и в горе, тот и есть истинный верующий. Именно поэтому Аллах собрал два вида этих поклонений в одном аяте: «Поистине, в этом – знамение для всякого терпеливого и благодарного». Терпение и благодарность две составляющие веры (имана). Представим себе, что иман – это тело, а головой в этом теле будет терпение. И если отрезать голову, то тело умрёт. Так и без терпения не может быть настоящей веры. Терпение, любимое Аллахом Аллах хочет видеть в нас прекрасное терпение. В Коране сказано: «Терпи же терпением хорошим, прекрасным». Пророк Якуб, мир ему, говорит в Коране: «Но терпение – прекрасно». Почему же так часто встречается слово «прекрасно» рядом со словом терпение? Потому что имеется в виду терпение без жалоб, без вспыльчивости. Даже если человек не произнёс вслух ни одного слова, не показал своим видом, что ему плохо, но в сердце подумал: «О, Аллах, почему ты делаешь со мной это?», то это уже не прекрасное терпение. На лице терпящего должно быть выражение довольства, как будто с ним ничего не случилось. Конечно, понятно то, что сердце при горе может болеть, глаза слезиться, потому что мы люди, а не камни. Но главное то, что душа должна быть спокойна, довольна. Красивое терпение – это так называемое "положительное" терпение. Например, кто-то хочет сделать вам что-то неприятное. Во избежание этого, вы не хотите выходить на улицу, не хотите идти на работу. Это неправильно. Вы должны идти на улицу и терпеть. Идти на работу и работать, при этом терпеть все невзгоды. Виды терпения У терпения есть три вида:
Кто из нас терпит во всех трёх случаях, такого человека можно с уверенностью назвать терпеливым человеком. 1 1.Терпение в том, что предопределил нам Аллах. Многие люди терпеливы в трудных ситуациях, но когда жизнь преподносит свои прелести, они сдаются. Терпеливы в несчастье и не терпеливы во время благодати. Один из сподвижников Пророка (С.А.С.), сказал: «Когда мы были с Пророком (С.А.С.), выпало на нашу долю много испытаний несчастьем и вытерпели мы, а когда подверглись испытаниям благом, то не смогли вытерпеть». Когда человеку было тяжело, например, нехватка денег, то он терпел, а как только у него появился достаток, начал грешить. К примеру, после того как появилась машина, фирма человек перестал вовремя читать намаз, поститься, ему стало жаль раздавать деньги бедным и.т.д. В этом случае стоит вспомнить о терпении посланника Юсуфа, мир ему, в то время, когда он был в тюрьме, он подвергался испытанию несчастьем, а позднее стал министром. Это уже испытание богатством. Юсуф, мир ему, перенёс эти испытания. Другой пример терпения предопределённого – это пример пророка Аюба, мир ему. Он жил 80 лет, при этом был богатым, здоровым человеком. У него было 14 сыновей и дочерей. Все люди любили и уважали его. Но наступил момент испытания. Сначала умерли все его дети, а потом и он сам тяжело заболел. Болезнь его была настолько сильна, что куски мяса отваливались от его тела. Все люди отвернулисья от него, кроме его жены, которая была очень терпеливой женщиной. 18 лет не мог Аюб, мир ему, вставать с постели. Однажды спросила жена Аюба, мир ему: «Не попросишь ли ты у Аллаха здоровья?» Он ответил: «Дал мне Аллах 80 лет счастливой жизни и сейчас я, буду терпеть, и только потом попрошу здоровья». Аллах в Коране сказал о нём: «Мы нашли его терпеливым. Прекрасный раб! Поистине, он – обращающийся!» (сура" Сад", 44). Постепенно люди стали бояться и жену Аюба, мир ему, думая, что заразятся, и поэтому перестали брать её на работу. Ей пришлось продать свои косы, для того, чтобы прокормиться. Узнав об этом, Аюб, мир ему, решил попросить Всевышнего Аллаха о помощи. В его мольбе звучали лишь такие слова: «Постигла меня беда, а Ты – Милосерднейший из Милосердных!» (сура "Пророки", 83). Аллах услышал их. Аюб, мир ему, снова стал здоровым. У него родилось 28 детей. Примеры терпения в предопределённом Аллахом:
В Судный день Аллах скажет детям, умершим в раннем возрасте: «Войдите в Рай», Дети ответят: «Мы не войдём в Рай без родителей. Аллах скажет: «Тогда возьмите своих родителей за руки и войдите в Рай».
Трудности, тяжести, испытания появляются перед нами, и мы отчётливо их видим, а блага не появляются напрямую и часто человек их просто не замечает, пока не придёт трудность. Поэтому, бойтесь Аллаха во время счастья, блага и спокойствия. Это были примеры о терпение при потере близкого человека, а сейчас приведём пример о терпении во время болезни:
2. Терпение – удерживание от греховного. Его упрёки не действовали. Но он имел защиту в своей вере. Он видел то, чего она не могла видеть взором, ослеплённым страстью. Она думала, что за запертыми дверьми их никто не увидит. Юсуф, мир ему, знал, что Аллах вездесущ, и в этот момент присутствует и ними. Это укрепило его и сохранило от искушений. Примером такого терпения может служить история с пророком Юсуфом, мир ему, и женой того, кто выкупил его у торговцев. Представьте себе Юсуфа, мир ему, – молодой, здоровый и очень красивый человек, ведь Аллах дал ему половину всей красоты, и не только человеческой, но и красоту всех своих творений. При этом Юсуф, мир ему, был рабом этой женщины. Аллах в Коране говорит: «Женщина, в доме которой он был, хотела его соблазнить. Она заперла двери и сказала: «Подойди ко мне!» Он сказал: «Да сохранит меня Аллах! Поистине, он мой Господь. Он дал мне прекрасное жилище. Поистине, нечестивые не бывают счастливы!» И она возжелала его, и он бы возжелал её, если бы не видел свидетельства своего Господа» (сура "Юсуф", 23, 24). Из этих аятов также можно сделать вывод, что нравственное значение добродетели в том, чтобы побеждать нечистые желания, а не в том, чтобы их не иметь. Не многие в наше время смогли бы поступить как Юсуф, мир ему. Аллах Всевышний показал нам яркий пример в Коране, и мы должны учиться на таких примерах, учиться терпеть. Аллах Всевышний говорит: «Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагромождённым кинтаврам золота и серебра, и меченным коням, и скоту, и посевам. Это пользование ближайшей жизни, а у Аллаха – хорошее пристанище! Скажи: «Не сообщить ли Нам вам про лучшее, чем это?» Для тех, которые богобоязненны, у Господа их – сады, где внизу текут реки» ( сура "Семейство Имрана", 14, 15). В этих аятах Аллах перечисляет нам услады здешнего мира: женщины для любви, дети, как источник силы и гордости, богатство, посредством которого можно приобрести всевозможные предметы роскоши, лучших скаковых лошадей и стада, которые с давних времён считались признаком благоденствия и хорошо обработанные поля. Аналогично этому, мы в наше время технического прогресса можем добавить к списку автомобили, самолёты и множество подобных вещей. Погружение в мирские наслаждения и необузданное следование собственным страстям отвлекают человека от поклонения. Поскольку эти инстинкты являются врождёнными, естественными и предусмотрены Творцом для поддержания жизни, Ислам советует не подавлять их, а обуздывать и направлять в правильное русло, так, чтобы они были под контролем человека, а не наоборот. В Коране упоминаются склонности людей и блага земного мира, но приводятся и виды блаженства, уготованные богобоязненным в будущей жизни, которые основательно отличаются от всего того, что человек может получить на земле. Ведь на том свете прекрасное уготовано лишь для тех, кто боялся Аллаха, молился Ему и терпел ради Него, а земные наслаждения доступны каждому человеку. Женщинам можно посоветовать проявлять как можно больше терпения в излишнем любопытстве и зависти. Пророк (С.А.С.) сказал: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается» (Ат – Тирмизи). Сообщается, что Пророк (С.А.С.) также сказал: «Достаточно зла совершает тот, кто не обладает знанием о самом себе, но занимается тем, что его не касается» (Ибн Хаббан). Однажды люди спросили Лукмана, имея в виду его достоинства: «Что помогло тебе достигнуть того, чему мы являемся свидетелями?» Лукман ответил: «Я был правдив, возвращал доверенное и не занимался тем, что меня не касается». 3.Терпение в повиновении. Вспомним пример ещё одного пророка – пророка Ибрагима и его сына Исмаила, мир им обоим. До какой высоты достиг в повиновении Ибрагим, мир ему, что готов был пожертвовать своим любимым сыном! Порой, мы не можем совершать, казалось бы, совсем нетрудные вещи, которые нам повелел Аллах - вставать на утреннюю молитву или на тахаджут (дополнительная ночная молитва), или не можем совершать вовремя все молитвы вовремя, а Ибрагим, мир ему, хотел зарезать своего сына во имя Всевышнего Аллаха, потому что Он приказал сделать это! Конечно, вспоминая этот пример огромной веры и повиновения Аллаху, нам должно быть стыдно. Представим Исмаила, мир ему, который говорит: «Отец мой, делай, что тебе приказано …» (сура "Стоящие в ряд", 102). Мальчику было тогда всего 14 лет, а он уже говорил: «… я буду покорным, если пожелает того Аллах» (сура "Стоящие в ряд", 102). Эти слова выражают согласие с тем, что ему предстоит. Это слова человека верующего, знающего о своих обязанностях, знающего, что заповеди Аллаха надо выполнять. На заповедь Аллаха сын отвечает не только с покорностью и одобрением, но и показывает удовольствие и любовь к отцу, будучи убеждён, что в этом состоит благосклонность и милость Аллаха Всевышнего. Это делает его непоколебимым. Дальше Аллах описывает нам в Коране: «И когда они оба покорились Аллаху, и он поверг его лицом вниз…» (сура "Стоящие в ряд", 103). Отметим, что жертва требуется и от Ибрагима, мир ему, и от Исмаила, мир ему. Испытанию подвергается воля и отца и сына: «… не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша» (сура "Аль – Хаджж", 37). Аллах требует, чтобы мы предались Ему всем своим существом. Символ этого состоит в том, чтобы мы отреклись от самого дорогого, если необходимость потребует подобной жертвы. Аллах продолжает рассказывать нам о них в Коране: «…и воззвали Мы к нему: «О, Ибрагим! Ты выполнил видение». Так Мы вознаграждаем добродетельных» (сура " Стоящие в ряд", 104, 105). Аллах не испытывает честных людей, неся им лишь горести и заботы. Подобные испытания выявляют их лучшие стороны, высоко вознося людей. Аллах Всевышний выводит их из гибельной ситуации, в которую они попадают во время испытания. Подобное тяжёлое испытание, означало, что Ибрагим, мир ему, был в состоянии его выдержать. Поэтому оно принесло ему высокое моральное признание – что уже само по себе награда Аллаха. Вспомним всем известный хадис: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его:
Примеры терпения в повиновении.
Мусульманин должен стараться проводить как можно больше времени с теми, кто с утра до вечера напоминает имя Аллаха, восхваляет и призывает Его, будь то богатые или бедные, сильные или слабые, потому что все они – Его создания. Сообщается, что поводом для ниспослания этого аята были требования курайшитской знати, желавшей, чтобы Пророк (С.А.С.) прогнал бедных, если хотел, чтобы знатные приняли Ислам. Ислам устанавливает другие ценности и меру вещей. Этот аят побуждал Пророка (С.А.С.) проявлять терпение к верующим, общаясь и поучая их. Ибо в этих людях много хорошего, и они служат делу Аллаха Всевышнего.
Первый долг каждого мусульманина по отношению к родственникам – обратить внимание на молитву, чтобы вместе пребывать с Аллахом. Ведь какая полная жизнь бывает в доме, в котором все находятся в общении с Аллахом! Особенно важно совершать молитву полностью и регулярно и ощущать её действие на себе, потому что молитва удерживает от злых и позорных вещей. Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, каждую ночь просыпался для совершения дополнительной ночной молитвы тахаджуд и за полчаса до утренней молитвы будил всю свою семью со словами Всевышнего Аллаха на устах.
Аллах Всевышний сказал: «Он, Господь, выше неба и земли и всего, что есть между ними. Так служи только Ему и упражняйся в терпении и выдержке…» (сура "Марьям", 65). Человек должен не только последовательно идти путём поклонения Аллаху и стойко переносить все трудности, но и не проявлять слабости, когда помощь, по вашему мнению, задерживается.
Ясир был первым шахидом в Исламе. Его мать, терпевшая ради Аллаха, была убита Абу Джахлем копьём. Видя это, Пророк (С.А.С.) сказал вышеприведённые слова. Она умерла за веру и наградой ей будет Рай. Мудрец Лукман, наставляя своего сына, сказал: «О, сын, мой! Совершай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло, ведь это из твёрдости в делах» . («Лукман», 17) В этих словах скрывается доказательство того, что люди, воспринявшие добро и отказавшиеся от зла, неизбежно бывают подвержены искушениям и трудностям в здешнем мире.
Однажды, расчёсывая волосы дочки Фараона, она уронила расчёску и сказала: «Бисмиллях». (Человек, уверовавший в Аллаха, как правило, всегда старается произносить имя Аллаха, и поэтому она проговорилась). И спросила её девушка: «Мой отец?» Женщина ответила: «Мой Господь, твой Господь и Господь твоего отца – Аллах!» И удивилась девушка: «Разве у тебя есть Господь, кроме моего отца?» Женщина ответила: «Мой Господь, твой Господь и Господь твоего отца - Аллах!» Девушка сказала: «Я сообщу об этом отцу!» И она побежала к Фараону и рассказала обо всём случившимся. Вскоре эту женщину привели к нему, и Фараон спросил её: — У тебя есть Господь, кроме меня? — Мой Господь и твой Господь – Аллах! – ответила женщина. — Есть ли у тебя дети? — Да, четверо, один из них грудной младенец. Приказал Фараон привести детей и развести огонь. Сначала Фараон схватил старшего сына и спросил её: — У тебя есть Господь, кроме меня? Она ответила: — Мой Господь и твой Господь - Аллах! (Каким терпением обладает женщина, которая вот-вот потеряет своего сына и все же не отказывается от своих слов!!!). Она слышала крики своего мальчика до тех пор, пока не сгорел он заживо в огне. Привели второго ребёнка, а она повторяет: «Мой Господь и твой Господь - Аллах!» Уже в огонь бросили третьего ребёнка, а она стоит на своём. А когда взяли младенца, она ухватилась за него, а младенец сказал ей: «О, матушка, терпи, ибо, поистине, религия твоя - истина!» И были оба брошены они в огонь. Это был один из четырёх младенцев, которые разговаривали в колыбели, согласно достоверному хадису от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Четыре человека разговаривали в колыбели: сын парикмахера Фараона, свидетель Юсуфа, спутник «Джариджа» и Иса, сын Марьям, мир ему». Наш Пророк (С.А.С.) сказал: «В ночь Вознесения, я почувствовал прекрасный запах, которого не чувствовал никогда прежде и спросил Джибриля: «О, Джибриль, что это за приятный аромат?» Джибриль ответил: «Это запах парикмахера Фараона и четырёх её детей». Терпение Пророка Мухаммада (С.А.С.) Выше приводились три вида терпения. Кто же тот человек, который вобрал в себя все эти три вида терпения? Кто этот человек, на долю которого выпало столько испытаний, какие не выпадали ни на кого другого из людей? Это наш любимый Пророк Мухаммад (С.А.С.)! Все трудности, которые может себе представить человек, испытал на себе Пророк Мухаммад (С.А.С.). Родился он уже, будучи без отца сиротой, затем потерял свою маму, а за ней и любимого деда. Его воспитывал дядя. Будущий пророк рос безграмотным человеком, помогавшим дяде тем, что пас овец. Несмотря на это он вырос высоконравственным человеком, уважаемым людьми. В сорок лет к нему пришло пророчество, и он стал днём и ночью призывать людей к религии Аллаха. Он много трудился. Однажды его жена Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, спросила его: «О, посланник Аллаха, ты не поспишь хотя бы немного?» Он ответил: «Прошло время сна, Хадиджа!» День и ночь поклонялся Пророк (С.А.С.), несмотря на потерю семи сыновей подряд. Кто из нас перенесёт такое? Когда умер его последний и самый любимый сын – Ибрагим, заплакал Пророк (С.А.С.) (он очень любил его, любил так сильно, что когда тот родился, Пророк пронёс его по улицам Медины и каждому встречавшемуся и показывал его). Случается так, что человек в своей жизни теряет одного ребёнка, и он всю жизнь оплакивает его. Позднее умирает его любимая жена Хадиджа, да будет доволен ею Аллах. Это была первая мусульманка и помощница Пророка (С.А.С.). И это испытание переносит Пророк (С.А.С.). А сколько раз его били камнями? Вспомните случай, когда, склонившись в земном поклоне возле Каабы, на его спину положили глыбу камня, и он не мог подняться. Вот ещё пример его терпения. Когда Пророк (С.А.С.) ходил с дауватом в город Таиф, жители города рвали на нём одежду и плевали ему в лицо. И не смотря на это, Пророк (С.А.С.) выдержал испытание и не гневался, а лишь говорил, вытирая кровь со своего лица: «О, Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают!» А мы не можем иногда сдержаться, когда кто-нибудь посмотрит на нас косо или скажет что-нибудь нелестное в наш адрес! И после всех этих испытаний Мухаммад (С.А.С.) любил Аллаха больше, чем кто-либо из людей и говорил: «Я подвергался страху, но я никогда не пугал, я испытывал множество мучений, но я не мучил никого, поистине, были дни, когда мы с Билялом затягивали животы от голода, то есть не ели по 30 дней». Передают со слов ‘Урвы, да будет доволен им Аллах, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила ему: «Клянусь Аллахом, о, сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один, всего же мы видели три молодых месяца и за всё это время в домах посланника Аллаха (С.А.С.) не разжигали огня» (Аль – Бухари, Муслим). Только терпящий ради Аллаха, может испытывать сладость. Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Однажды я зашёл к Пророку (С.А.С.), страдавшему от сильной лихорадки и сказал ему: «О, посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка!» Он сказал: «Да, и моя лихорадка приносит мне вдвое больше страданий, чем любому другому из вас». Я спросил: «Это потому, что тебе предназначена двойная награда?» Он ответил: «Да, это так. Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев». Аллах Всевышний сказал: «Был в посланнике Аллаха хороший пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и верит в Последний день и поминает Аллаха много» (сура "Сонмы", 21). Смысл данного аята заключается в том, что кто хочет быть последователем Пророка (С.А.С.), пусть следует его жизненному примеру. Аллах говорит, что Его посланник - образцовый пример в любом отношении. Мусульмане должны рассматривать жизнь посланника Аллаха (С.А.С.) как образец для собственной жизни. Сказал наш Пророк (С.А.С.): «В День Воскресения Аллах Всевышний перед Своими творениями обратится к тому, кто имеет преимущество, то есть к достойным людям. Их будет очень мало, и поведут их в рай. У ворот рая их встретят ангелы и спросят: «Кто вы?» Ответят они: «Мы – достойные люди!» Спросят ангелы: «В чём ваше достоинство?» Ответят они: «Если нас притесняли, то мы терпели, а если плохое нам делали, то прощали, а если проявляли невежество по отношению к нам, то проявляли мягкость». И сказали ангелы: «Входите в Рай! Поистине, возблагодарятся хорошие дела». После таких хадисов, сможем ли мы отвечать злом на зло, плохим словом на плохое слово? Ведь Аллах Всевышний сказал: «Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это – от решимости в делах» (сура "Совет", 43). Сказал Всевышний Аллах: «И некоторых из вас Мы сделали для других искушением - вытерпите ли вы?» («Различение», 20). Любая неприятность, которая постигает нас, идёт нам на пользу. Сказал Пророк (С.А.С.): «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление (пришёл уставший с работы), долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов». Однажды спросили Пророка (С.А.С.): «Кого больше всего Аллах подвергает испытаниям?» Он ответил: «Пророков, затем тех, кто следует за ними. И подвергает мусульман испытаниям по степени имана. Если иман крепкий, то испытания выпадают тяжёлые, а чем слабее иман, тем меньше испытания. И будет Он продолжать подвергать этого человека испытаниям, пока не очистит все его грехи». В чём заключается мудрость испытаний? Первая мудрость – это повышение степени имана. Вторая мудрость - это прибавка хороших дел на весы в День Суда, для того чтобы повысить степень Рая. Третья мудрость испытаний состоит в том, чтобы отличить с помощью этих испытаний людей добрых от злых. В Коране сказано: «Или вы думали, что войдёте в Рай, когда Аллах ещё не узнал тех, которые усердствовали из вас, и узнал терпеливых» (сура "Семейство Имрана", 142). Четвёртая мудрость состоит в том, что если бы не было трудностей, бед, испытаний, то люди бы стали высокомерными, не нуждающимися в Аллахе, поэтому Аллах испытывает нас, для того, чтобы мы помнили о Нём и просили помощи и защиты только у Него. Пятая мудрость состоит в том, что не будет человек сильно желать Рая, если не испробует горечь этой жизни! Как же вы будете желать Рай, если жизнь ваша сладка и беспечна? Шестая мудрость – это вспоминание благополучной и счастливой жизни и её цены, а также Аллаха, в то время, когда Он пошлёт вам испытание. Ярким примером терпения является сахабия Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах. У неё был сын Тальха, который сильно болел. Мужа не было дома, когда ребёнок умер. Вернувшись домой муж спросил жену: «Как дела у нашего сына?» Абу Тальха очень сильно любил этого ребёнка. Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Он совсем успокоился». И подала мужу ужин. Он поел и попил, после чего жена украсила себя для него так, как никогда раньше не делала этого, и он лёг с ней спать. А когда Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, увидела, что он сыт и удовлетворён, она сказала: «О, Абу Тальха, скажи мне, если люди что-нибудь дадут взаймы какой-нибудь семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам этой семьи отказывать им в этом?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына». Сможет ли какая-либо из женщин в наше время поступить также как Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах? Условия принятия Аллахом нашего терпения Терпение имеет ряд условий для того, чтобы оно засчиталось. Одним из условий является терпение в первые моменты, при первом потрясении. Доказательством этого является хадис. Однажды Пророк (С.А.С.), проходил мимо какой-то женщины, которая стояла у могилы и плакала. Он остановился и сказал: «Бойся Аллаха и храни терпение». Женщина не знавшая его в лицо, воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был Пророк (С.А.С.)» И тогда она пришла к нему и сказала: «Я не узнала тебя!» Он же сказал ей: «Поистине, терпение больше всего необходимо проявлять при первом потрясении». Другое условие заключается в следующем: когда придёт к тебе беда, надо сказать: «Поистине, все мы принадлежим Аллаху, и все к нему возвращаемся» (сура "Семейство Имрана", 156), а также: "О, Господи, вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее!" И обязательно Аллах возвратит взамен потерянного человека или потерянной вещи нечто лучшее. Именно так посоветовал Пророк (С.А.С.) сказать Умм Саляме, да будет доволен ею Аллах, когда у той погиб шахидом муж. Прежде чем сказать это ду’а, она задумалась, может ли быть кто-либо лучше её мужа, который один из первых принял Ислам, воевал при Бадре и умер шахидом, но всё равно она сказала это ду’а. Кто же стал её следующим мужем? Им стал сам Пророк (С.А.С.). Третье условие терпения – это принятие несчастья, не жалуясь при этом другому человеку на него. Можно сообщить о своём несчастье как о новости, но не жаловаться на Аллаха. И в заключение, затронем тему терпения в отношениях между мужем и женой. Пророк (С.А.С.) сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая - либо из её черт характера или какое – нибудь из её качеств, то он должен оставаться довольным другой чертой её характера». Особенно в нашем обществе часто бывают разводы, по причине того, что супругам не нравится какая-то черта другого. Мы, мусульмане, должны поступать так, как учил нас благородный Пророк (С.А.С.), и как приказал нам Всевышний Аллах: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна и без счёта» (сура "Толпы", 10). В Коране есть очень хороший аят, который можно посоветовать всем запомнить: «Ведь, поистине, за тягостью – облегчение, поистине, за тягостью – облегчение!» (сура "Раскрытие", 5, 6). Есть, конечно, смысл в этом повторе. Ведь какие бы трудности и заботы нас не одолевали, у Аллаха всегда есть решение, выход, если только мы не сходим с Его пути и доказываем нашу веру терпением и добрыми делами. Хвала Аллаху Господу Миров! Гузель Якупова
|