«Золотая середина» в Коране
Автор: Administrator   

«Золотая середина» в Коране

Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143), а также: «Скажи: «О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за страстями людей, которые заблудились раньше, и сбили многих, и сбились с ровной дороги» (5:77)

Мусульмане в первом из приведенных аятов названы «умма васатан». Толкователи Корана объясняют смысл слова «васатан» как «справедливо уравновешенный», «наилучший» (см. ат-Табари, аль-Куртуби, Ибн Касир и др.) Юсуф Али в этой связи говорит также: «Суть Ислама, который является трезвой и практичной религией, – в том, чтобы избегать любых крайностей».

Итак, Аллах сделал мусульманскую умму «посредствующей», умой, придерживающейся умеренности. Мусульмане должны следовать по среднему пути, не выходя за пределы, избегая фанатизма и крайностей.

Средний путь подразумевает, что должно соблюдаться равновесие между:
• Откровением и разумом;
• личностью и обществом;
• религией и мирской жизнью;
• этим миром и вечностью.

Ислам учит нас мягкости и сдержанности во всем. Резкость, жесткость, суровость (гилзах) в Исламе неприемлемы. Коран предписывает «гилзах» только на поле битвы (о чем свидетельствуют аяты 9:73,123; 66:9). Также нам следует проявлять строгость, исполняя наказания, установленные Аллахом, и не проявлять излишней снисходительности к преступникам (24:2). Во всех остальных случаях в Коране говорится о мягкости и доброте.

Ислам придерживается «золотой середины» в вопросах:
• веры (акыды);
• поклонения (ибады);
• законов (Шариата);
• морали и этики (ахляка).

Остановимся вкратце на законах и морали.

Законы (Шариат)

Законы в Исламе являются универсальными и всеобъемлющими. Они обеспечивают защиту человеческого достоинства, равенства и чести. Их основные принципы неизменны, но вместе с тем Шариат обладает достаточной гибкостью для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности человека и специфику ситуации.

Основные принципы исламского законодательства заключаются в следующем:

1. Нет никаких обязательств, выходящих за рамки возможного.
2. Все благое и полезное разрешено, а все вредное и негативное – запретно.
3. Главной целью исполнения обязанностей является достижение очищения, а не унижение или создание ненужных трудностей.
4. Крайняя необходимость признается.

Мораль и этика (ахлак)

Ислам отводит морали и этике очень высокое место. Согласно нашей религии, аморальный, безнравственный человек считается не имеющим и веры. Основные положения Ислама, касающиеся морали, заключаются в следующем:

1. Все ценности универсальны: они не зависят, например, от расовой или национальной принадлежности.
2. Мораль Ислама жизнеутверждающая: она учит нас наслаждаться дозволенными земными благами.
3. Мораль Ислама не является аскетической, монашеской или устаревшей. Цель Ислама – счастье людей, их здоровье и оптимистический взгляд в будущее.
4. Мораль Ислама практична: она учитывает естественные потребности человека, его эмоции, желания и стремления. Она предоставляет личности возможности развития и реализации.
5. Мораль Ислама эгалитарна, в ней нет двойных стандартов: одного – для духовенства, а другого – для мирян.

Конечно же, сегодня есть как те мусульмане, которые не знают принципов Ислама, так и те, которые не соблюдают их на практике. Поэтому очень важно, чтобы мы стремились получить как можно больше подлинных знаний о своей религии.

Ислам не является излишне строгим или трудным. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, эта религия легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его. Так придерживайтесь же правильного, и радуйтесь, и приближайтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (аль-Бухари).

Для того чтобы исполнять предписания Ислама, надо подходить к ним серьезно. Изучит то, в чем заключаются основные принципы религии, и не относитесь к ним с небрежностью.

Ислам не является исключительно социальным или культурным явлением. Это – умеренная, сбалансированная, прекрасная и совершенная система, дарованная нам Всевышним.

Доктор Музаммиль Сиддики, бывший президент Исламского общества Северной Америки
IslamOnline