Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ НАДГРОБНЫЕ ПЛИТЫ?Во времена Пророка Мухаммада мусульмане не устанавливали надгробных плит и не воздвигали над могилами памятников или куполов. Напротив, они настаивали на том, чтобы могилы не были слишком высокими. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу аль-Хайаджа о том, аль-Асади рассказывал, что Али ибн Абу Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха. Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а, увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей».
Имам ан-Навави писал: «Согласно сунне, могила не должна сильно возвышаться над землей и не должна иметь вид бугра, а должна быть ровной и возвышаться на одну пядь. Так считали аш-Шафи‘и и те, кто согласился с ним. По словам кади ‘Ийада, большинство ученых предпочитали, чтобы могила имела вид бугра. Этого мнения придерживался Малик».
Последнее суждение представляется нам наиболее предпочтительным, поскольку именно такой была могила самого Пророка. Аль-Бухари сообщил со слов Суфьяна ат-Таммара: «Я видел, что могилы Пророка, Абу Бакра и ‘Умара возвышались как бугры».
Следовательно, могила не должна быть полностью сровнена с землей, чтобы люди заботились о ней и проявляли уважение к покойному. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Мне нравится, когда могилу засыпают только той землей, которая вышла из нее. В противном случае могила становится очень высокой. А мне нравится, когда могила возвышается над землей на одну пядь или вроде того».
Разрешается помечать могилу камнем или чем-нибудь похожим, чтобы родственники покойного могли без труда опознать ее. С этой же целью края могилы разрешается обложить глиной. Когда имама Ахмада спросили об этом, он сказал: «Надеюсь, что в этом нет ничего плохого». Аль-Хасан аль-Басри и имам аш-Шафи‘и тоже разрешали поступать так.
Однако шариат запрещает устанавливать надгробные плиты, штукатурить могилы, возводить на них строения, рисовать на них изображения покойных и делать надписи. Муслим передал со слов Джабира, что Посланник Аллаха запретил штукатурить могилы, садиться на них и возводить на них какие-либо строения. В версии ат-Тирмизи добавлено: «…и делать на ней надписи». Он назвал эту версию хорошей и достоверной.
‘Умар б. ‘Абд аль-‘Азиз запрещал обкладывать могилу кирпичами. Аль-Асвад б. Йазид тоже завещал не обкладывать его могилу кирпичами. По словам Ибрахима, сподвижники не одобряли такой поступок. Причина этого в том, что покойные не нуждаются в надгробных сооружениях и дорогих памятниках, а кладбища являются тем местом, куда люди приходят, чтобы помянуть усопших и вспомнить о конечности земной жизни. Аль-Бухари сообщил, что Ибн ‘Умар увидел, как на могиле ‘Абд ар-Рахмана (сына Абу Бакра ас-Сыддика) установили шатер, и сказал: «Сынок, убери его, поистине, он находится в тени своих деяний». |