Лечение аятами Корана, мольбами (ду’а) и заговорами или заклинаниями (рукия) без сомнения является дозволенным. Это подтверждено Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение).
В Коране говорится: «Скажи, что он (Коран) для тех, которые уверовали, в руководство и излечение» (41:44), в другом аяте приводится: «И ниспослали Мы из Корана то, что является излечением и милостью для верующих» (17:82), а также: «О, люди! Поистине пришло к вам наставление от Вашего Господа и излечение от того, что в груди, и руководство, и милость для верующих» (10:57).
Что касается Сунны Пророка (мир ему и благословение), то в каждом сборнике хадисов существуют части и главы, посвященные лечению аятами, мольбами (ду’а) и заговорами (рукия).
Так, например, в «Сахихе» аль-Бухари есть главы, которые называются «Излечение с помощью Корана и сур «аль-Муаууазат» (т.е. двух последних), «Излечение сурой «аль-Фатиха», глава заговоров Пророка (мир ему и благословение). Содержит аналогичные части и «Сахих» Муслима, например: «Излечение больного с помощью сур «аль-Ихлас», «аль-Фаляк», «ан-Нас» и дутья», «Больной и лечение заклинаниями», в «Сунанах» Абу-Дауда и ат-Тирмизи также приводится информация о том, что передано в хадисах о лечении заговорами.
Помимо этого, сегодня очень известна книга Саида ибн Али аль-Кахтани, полностью посвященная этой теме, под названием «аль-Иладжу бир-рукия миналь-Китаби ус-Сунна» (Лечение заговорами из Книги и Сунны). Также лечению с помощью аятов, ду’а и рукия посвящена 75-я часть книги «аль-Иткан фи улюм иль-Куран» Джалял уд-дина ас-Суюти.
О лечении Кораном и ду’а в Сунне Пророка (мир ему и благословение), в частности, сказано: «Наилучшим излечением является Коран» (Ибн Маджа). В другом хадисе на вопрос, можно ли лечить заклинаниями, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кто из вас может быть полезным для брата своего, пусть это делает» (Муслим, Сахих, Ибн Хиббан, аль-Хаким). Аиша (да будет доволен ею Аллах) также сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) дул при чтении заговора, излечивая таким образом больных (передал Ибн-Маджа).
Хотя в среде ученых, как сообщает Имам аль-Куртуби, есть те, кто не допускает лечения заговорами, основываясь при этом на хадисах, запрещающих использование рукия и ношение талисманов, а также на длинном хадисе о семидесяти тысячах входящих в Рай из нашей уммы (аль-Бухари), известный теолог Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх уль-Бари» подробно объясняет, что во всех этих хадисах под запретным подразумевается лечение заговорами и ношение талисманов, которые использовали во времена джахилии. Чему свидетельствует также хадис, в котором сказано: «Не порицаемо лечение заговорами, если оно не является ширком» (Муслим, Абу Дауд, Сунан).
В соответствии с этим хадисом запрещается лечение заклинаниями, в которых придается соучастие (ширк) кого-либо или чего-либо, в сущности, свойствах и делах, Всевышнему Аллаху. Недопустимо также использование рукия, смысл которых не ясен, а также ношение талисманов, в которых написаны непонятные слова, буквы, числа, различные формы и т.п.
В хадисе передано: "Ангел Джибриль (мир ему) явился к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «Ты болен?». Тот ответил, что да. На это Джибриль (мир ему) сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от каждой вещи, что причиняет тебе вред, от зла каждой души или от сглаза завистника, Аллах излечит тебя. Именем Аллаха заклинаю тебя».
Помимо этого, Пророк (мир ему и благословение) приказывал Айше (да будет доволен ею Аллах), чтобы она просила излечения с помощью заклинаний от сглаза (аль-айн) (аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан). Также передал ат-Тирмизи, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), ссылаясь на Ибрагима (мир ему), просил Всевышнего оберечь Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах).
В этой связи Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) писал заклинание Джибриля (мир ему) и вешал его на шеи маленьким детям, а тех, кто уже умел разговаривать, просил заучивать эти рукия наизусть.
И Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), в свою очередь, посоветовал написать аяты из Корана, положить их в воду, а затем дать попить ее женщине, которая тяжело переносила роды, а также омыть ее этой водой. Комментируя это, Муджахид сказал: «Нет ничего предосудительного в том, если написать аяты из Корана на чем-либо, затем положить это в воду с тем, чтобы больной омывался и пил ее» (Ибн уль-Каййым).
Священный Коран является исцелением от всех видов болезней. Его аятами лечат духовные, душевные, сердечные и телесные недуги. Они помогают, когда обычная медицина бессильна.
Лечение мольбами (дуа) и заклинаниями (рукия), подтвержденными Сунной, также является очень полезным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в одном хадисе сказал: «Мольба (ду’а) помогает от того, что уже снизошло, и от того, что еще предстоит. О рабы Аллаха, обязательно взывайте к Нему» (ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ахмад).
Аяты, мольбы (ду’а) и заклинания (рукия) используются как после появления болезни, так и для профилактики. Так, например, аль-Бухари со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) передает, что Посланник (мир ему и благословение) каждый раз перед сном садился, поднимал соединенные ладони до уровня груди и читал суры «аль-Ихлас», «аль-Фаляк» и «ан-Нас». Затем он дул в руки и проводил ладонями сначала по голове, а потом и по всему телу. Так он повторял три раза.
А когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) охватила болезнь, от которой ему впоследствии предстояло скончаться, он попросил Айшу (да будет доволен ею Аллах) читать определенные суры, а затем дуть на него. И, как сообщается в продолжении этого хадиса, она также протирала Посланника Аллаха (мир ему и благословение) его же рукой, так как в ней была благодать (баракат).
В связи с этим аль-Бухари приводит пояснение Ибн Хишама аз-Зухри на вопрос, как дул Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при лечении. «Сначала Он дул в руки, а потом помазывал лицо», - ответил ученый.
Правоведы считают лечение заклинаниями (рукия) дозволенным при наличии следующих условий: - Лечение заклинаниями должно быть с помощью Корана, свойств (сыфат) и прекрасных имен Всевышнего Аллаха, а также подтверждено Сунной. - Рукия может быть на любом языке с условием, что смысл произносимых слов будет понятен. - Лечение заклинаниями необходимо произносить с верой и убежденностью, что только Всевышний Аллах дает излечение, а любые процедуры - в действительности лишь причина этому (Ибн Хаджар «Фатх уль-Бари»).
Также следует заметить, что для полноты действия заклинаний больной и лечащий должны полностью полагаться только на помощь Аллаха и верить в то, что Коран - это лекарство и милость для верующих. Помимо этого, лечащий должен отличаться особой богобоязненностью и религиозной грамотностью.
По этому поводу Ибн ут-Тин сказал: «Лечение сурами «аль-Муаууазат» и именами Аллаха – это духовная медицина. Поэтому если ее используют праведные из Его творений, то, несомненно, будет исцеление с дозволения Всевышнего Аллаха» (Ибн Хаджар «Фат хуль-Бари»).
Также, согласно Сунне, лечащий имеет право брать плату за лечение и даже ставить свои условия до начала процедур. Имам Муслим посвятил этой теме часть своего «Сахиха» под названием «Глава о дозволенности брать плату за лечение заклинаниями из Корана и с помощью поминания Аллаха (зикр)».
Ученые аргументируют дозволенность этого известным длинным хадисом, в котором рассказывается, что один из сподвижников вылечил главу племени бедуинов с помощью суры «аль-Фатиха», за что его отблагодарили овцой. Узнав об этом, другие сподвижники осудили взимание платы за чтение Корана, заявив, что не будут есть мяса этого животного, пока не уточнят все у Посланника Аллаха (мир ему и благословение). На это же тот ответил: «Поистине, самым достойным, за что вы берете плату, является Коран» (аль-Бухари, Муслим). |