Электронные фетвы и онлайн-муфтии |
Автор: Administrator |
Вопрос в том, почему сам мусульманин обращается к помощи Интернет–сайта, чтобы получить тот или иной ответ? Происходит ли это потому, что не существует других возможностей найти интересующую его информацию? Происходит ли это потому, что мусульманин хочет сделать это незаметно от других, не обнаруживая себя и свой интерес? Или потому, что он ищет новые точки зрения и взгляды на обычные вопросы? Каждый из этих случаев, конечно же, специфичен и требует отдельного подхода. Муфтий, вне зависимости онлайн или в реальной жизни, должен досколнально знать Коран и Сунну, хорошо разбираться в науках о Шариате, таких, как фикх, принципы фикха, цели Шариата, вопросы, по которым расходились и соглашались прежние ученые. Кроме того, ему следует быть осведомленным о повседневной жизни и современных проблемах. Те же, кто осуществляет выдачу фетв без соответствующей квалификации должен воздержаться от этого сомнительного дела. Давайте помнить слова Пророка (мир ему), обещавшего пламя Ада тому, кто без колебаний делает заключение, не имея на то должных знаний. Электронные фетвы и онлайн-муфтии
С бурным развитием Интернета и развития онлайн–консультирования в мусульманском сегменте Сети появилась такая услуга, как издание фетв (богословско–правовых заключений) онлайн. Наряду с бесспорным удобством этой услуги для мусульман, она вызывает у специалистов ряд вопросов. Поскольку это ведет к заполнению информационного пространства фетвами сомнительного содержания, вынесенных сомнительными муфтиями. Некоторые ученые выражали свою озабоченность относительно количества вопросов и мнений, которые порождает практика выдачи фетв по Интернету, что, действительно, приводит к некоторому подрыву авторитета религиозных знаний. Однако проблема все–таки не в количестве, а в качестве. Вопрос заключается в том, что в обезличенном Интернет–пространстве выдать себя за ученого может любой желающий. Это приводит к заполнению Сети валом непрофессиональных, необоснованных и откровенно вредных для мусульман «фетв». Но при этом многие эксперты утверждают, что покушение неучей и самозванцев на авторитет исламского знания и звание муфтия (тот кто выдает фетву — прим. авт.) появились раньше, нежели практика выдачи электронных фетв по Интернету.
Интернет же просто сделал более доступным для массового читателя разнообразие всевозможных религиозных точек зрения. Сегодня для любого желающего существует возможность ознакомиться через Интернет с мнениями любых ученых, представителей других религий и культур. И вопрос не в том, какие ответы размещены в Сети, поскольку застраховаться от всех самозванцев невозможно. «Скажи: "Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?"» («Толпы», аят 9). «Человек, который считает, что больше не нуждается в получении знания, заслуживает того, чтобы ему выражали соболезнования» (имам абу Ханифа). «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы» (Умар ибн Абдульазиз). |